Почему синдром отличника опасен и как ребенку помочь избавиться от перфекционизма?

Психические расстройства, характерные для подросткового периода

В подростковом возрасте наблюдаются состояния, которые являются либо продолжением детских расстройств, либо начальной стадией взрослых заболеваний. В это время организм претерпевает многочисленные изменения, в том числе, и гормональные, которые приводят к появлению специфических поведенческих проблем. Наиболее характерными психическими расстройствами в подростковом периоде являются:

1. Нервная анорексия. Данная форма расстройства пищевого поведения чаще всего возникает в период полового созревания. Этому заболеванию больше всего подвержены девочки. Соотношения полов составляет 10:1, в пользу женского. Причинной данного расстройства является интенсивный страх перед появлением лишнего веса, и желание соответствовать принятым в обществе стереотипам красоты. Наследственность мало влияет на появление данного вида расстройств. Ярким примером этого является одна из сестер Олсен. Мери-Кейт, в отличие от своей сестры, страдала анорексией.

2. Нервная булимия. Этот вид расстройства также чаще встречается у девушек. Данное расстройство характеризуется приступами обжорства, за которыми следует принудительное удаление съеденного. В отличие от анорексии, причиной подобного расстройства является психологическая зависимость от поедания пищи в неограниченных количествах.

3. Депрессии. Наиболее часто встречающаяся форма психических расстройств у подростков. Привести к появлению депрессивного состояния могут привести любые стрессы. Многие известные актеры, спортсмены и политики признавались в откровенных интервью, что страдали от депрессий в подростковом возрасте. Жан-Клод Ван Дамму удалось выйти из затяжных тинейджерских депрессий благодаря помощи специалистов и интенсивных спортивных тренировок. Родителям не стоит недооценивать опасность подобных расстройств. Затяжные депрессии могут привести к тяжелым последствиям, вплоть до попыток самоубийства.

4. Тревожные расстройства могут быть вызваны стрессами, пережитыми в раннем детстве. Атаки панического страха могут быть вызваны самыми разными причинами. При осознании проблемы и обращении к специалистам, удается решить эту проблему. Пациент учится бороться со своими страхами, а не прятаться от них.

Не всегда поведение подростка можно объяснить психическими нарушениями. В некоторых случаях поведенческие расстройства связаны с педагогической запущенностью и социальными условиями, в которых жил ребенок.

Как избавиться от синдрома отличника?

Прежде чем бороться с психологической проблемой, стоит определить причину ее возникновения. Если говорить о детях, то подобное поведение и восприятие всего вокруг случилось из-за недостатка внимания от родителей

И ребенок считает, что, будучи максимально хорошим в школе, он заслужит свое внимание и даже больше

В таком случае, если родитель понял свою ошибку, то стоит смягчить жесткие требования к собственному чаду. Больше проводить времени с ребенком, а главное – изменить свое восприятие о результатах и успехе малыша.

1. Стоит понимать, что некоторые предметы могут давать труднее, чем остальные

Или же ребенку нужно прикладывать уйму времени, и сил для изучения «важного» предмета. Как правило, времени уходит настолько много, что на другой предмет, времени просто не остается

2. Разговаривать с ребёнком о его проблемах, неудачах и причинах — это один из важнейших моментов в избавлении от сего психологического расстройства.

3. Нужно чаще говорить ребенку о том, что он ценен и о том, что его любят не за отметки, а просто так.

Если же подобное поведение замечено за взрослым, и это приносит ему дискомфорт, здесь уже нельзя обойтись мелкой помощью, и что бы разобраться со всем окончательно, нужно обратиться к специалисту, только он сможет определить, с чего на самом деле все началось и какие есть возможные пути для исправления.

Как избавиться от дереализации самостоятельно

Помощь специалистов при любых психических или невротических расстройствах будет полезна. Но если дереализация проходит в легкой форме, то можно попробовать справиться с ней самостоятельно.

Прежде всего, понадобится избавиться от постоянной тревоги. Достаточно часто люди, страдающие дереализацией, начинают сильно переживать из-за своего состояния. Они страшатся своего странного состояния, опасаются этой болезни и ее последствий, что приводит к новым приступам паники и дереализации.

Необходимо попробовать успокоиться, принять свое состояние и не сопротивляться ему. Приступ пришел, значит он должен уйти, неприятные ощущения, возникающие в это момент, временные. Следовать этому совету очень сложно, но только так можно разорвать «порочный круг» тревоги и избавиться от дереализации самостоятельно.

Справиться с расстройством могут помочь книги. Не нужно выбирать увлекательные произведения, лучше читайте исторические, серьезные художественные или научные книги

Ваше внимание будет постоянно «уходить» от малоинтересного и скучного текста. Но вам нужно удерживать его на читаемом тексте

Данное упражнение поможет не только развить концентрацию и улучшить внимание, но и приобрести дополнительные знания.

Поскольку дереализация у психически здоровых людей бывает вызвана тревогой, то избавляться, прежде всего, нужно именно от повышенной тревожности. Если вы решили сделать это самостоятельно, то займитесь медитациями. Подобные практики позволят расслабиться, очистить разум, прогнать страхи, сконцентрироваться на собственных чувствах и желаниях. Научиться правильно выполнять медитацию можно на специальных занятиях или при помощи Интернета.

Медитировать можно и не так формально. Старайтесь в течение дня постоянно фокусировать свое сознание на происходящем вокруг вас. Сосредоточьтесь на своих ощущениях в конкретный момент

Например, во время еды не думайте о чем-то отвлеченном, сконцентрируйте свое внимание на собственных вкусовых ощущениях. Этот же принцип нужно применять ко всем ежедневным занятиям, только так вы сможете контролировать свой разум

Постоянные тренировки внимания и концентрации позволят вернуть яркие краски и радость в вашу жизнь. А если вы чувствуете, что не можете справиться с дереализацией самостоятельно, то обязательно запишитесь на прием к психотерапевту или психиатру. Быть может, это расстройство лишь проявление более серьезных проблем со здоровьем.

Можно ли считать перфекционизм расстройством личности

Куда важнее понимать, почему у людей развивается чрезмерное стремление к совершенству. По словам эксперта, основы его закладываются в детстве. Если ребенка часто критикуют, жестко контролируют, подавляют его свободу и самовыражение, обесценивают труд и ругают за ошибки, велика вероятность, что он вырастет перфекционистом. И в течение всей жизни, до тех пор, пока он не осознает свою проблему и не решит бороться с ней, будет испытывать трудности в общении и восприятии самого себя.

При этом считать перфекционизм лишь «индивидуальной особенностью» или простым недостатком — ошибочно. Эмоциональное напряжение, которое годами испытывает человек, серьезно влияет на его здоровье, образ жизни и может вызывать вполне ощутимые негативные последствия:

  • развитие психосоматических заболеваний. Этот риск обусловлен постоянным напряжением тела и психики, с которым живет человек. Он вынужден все время быть активным, тратит гораздо больше энергии, чем восполняет. Но долго так продолжаться не может. В какой-то момент тело дает сбой, и человек оказывается на больничной койке;
  • одиночество и страдания. Постоянно терзающие мысли о собственном несовершенстве, недовольство собой, заниженная самооценка не позволяют строить нормальные взаимоотношения с другими людьми. Перфекционист может быть одиноким просто потому, что испытывает дискомфорт при общении с окружающими, так как считает их лучше себя. Или не позволяет людям проходить жесткий кастинг на звание друзей. Наконец, он просто не разрешает себе отдыхать и развлекаться, а потому часто оказывается в одиночестве;
  • потеря интереса к жизни и деятельности.

На фоне перфекционизма нередко развиваются тревожность, депрессия, которые приводят к еще большим угрозам для здоровья и жизни: постоянной усталости, бессоннице, ангедонии — состоянию, при котором все, что радовало раньше, не приносит удовольствия. Одним из самых опасных последствий психологических проблем становится экзистенциальный кризис — потеря смысла жизни и связанная с ним вероятность суицида.  

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Причины развития

Среди причин развития невроза навязчивых состояний обычно называются стрессовые ситуации и переутомление, но обессивно-компульсивное расстройство возникает далеко не у всех людей, которые оказываются в трудной жизненной ситуации. Что же на самом деле провоцирует развитие навязчивых состояний до сих пор точно не установлено, но существует несколько гипотез относительно возникновения ОБК:

Наследственные и генетические факторы. Исследователи выявили закономерность между склонностью к развитию невроза навязчивых состояний и неблагоприятной наследственностью. Примерно каждый пятый больной с ОБК имеет родственников с психическими расстройствами. Риск развития этой патологии возрастает у лиц, родители которых злоупотребляли алкогольными напитками, перенесли туберкулезную форму менингита, а также страдали от приступов мигрени или эпилепсии. Кроме того, навязчивые состояния могут возникать из-за генетических мутаций.
Довольно большое количество людей (примерно 75%), страдающих от невроза навязчивых состояний, имеют другие заболевания психики. К наиболее вероятным спутникам ОБК относятся биполярное расстройство, депрессии, тревожный невроз, фобии и навязчивые страхи, синдром дефицита внимания и гиперактивности, а также расстройства пищевого поведения.
Провоцировать невроз навязчивых состояний могут и анатомические особенности. К биологическим причинам относят также сбой в работе некоторых отделов головного мозга и вегетативной нервной системы

Ученые обратили внимание на то, что в большинстве случаев, при неврозе навязчивых состояний присутствует патологическая инертность возбуждения нервной системы, сопровождаемая лабильностью торможения протекающих процессов. ОКР может возникать на фоне разнообразных нарушений функционирования нейромедиаторной системы

Расстройства невротического уровня возникают из-за сбоя в производстве и обмена гамма аминомасляной кислоты, серотонина, дофамина и норадреналина. Существует также версия о взаимосвязи развития невроза навязчивых состояний со стрептококковой инфекции. Люди, перенесшие эту инфекцию, имеют в организме антитела, которые разрушают не только вредоносные бактерии, но и собственные ткани организма (PANDAS-синдром). В результате этих процессов могут быть нарушены ткани базальных ганглиев, что может привести к развитию ОКР.
К конституционно-типологическим факторам относят особые черты характера (ананкастные). Большинство больных склонны к постоянным сомнениям, весьма осмотрительны и осторожны. Таких людей очень беспокоят детали происходящего, они склонны к перфекционизму. Ананскасты являются добросовестными и весьма исполнительными людьми, стремящимися скрупулезно выполнять взятые на себя обязательства, но стремление к совершенству очень часто мешает выполнить начатое дело в срок. Стремление достичь высоких результатов в работе не позволяет установить полноценные дружеские отношения, а также очень сильно мешает личной жизни. К тому же люди с таким складом характера очень упрямы, они практически никогда не идут на компромисс.

Лечение навязчивых состояний должно начинаться с выявления причин развития расстройство. Только после этого будет составлена схема терапии и, если это необходимо, назначено медикаментозное лечение.

Мелтдаун

Мелтдаун можно охарактеризовать как нервный срыв или истерика. В этом состоянии человек с синдромом Аспергера теряет самообладание и способность здраво мыслить. Он становится агрессивным и может наговорить массу неприятных вещей окружающим его в данный момент, даже если на самом деле он этого не думает.

Люди в таком состоянии способны нанести физические повреждения, если кто-то пытается вмешаться, чтобы привести их в чувство

Но чаще они наносят повреждения себе – ощущение боли позволяет отвлечь внимание от происходящего

Другой вариант мелтдауна – это отключение. При этом вопреки срывам человек становится недвижимым. Смотрит в одну точку и не реагирует на обращение к нему. Он принимает сидячее положение или может улечься на пол, кровать. Если такая ситуация настигла человека в общественном месте, он не в состоянии покинуть его и остается здесь до окончания мелтдауна.

Срывы способны перетекать в отключение. Но это не значит, что уровень напряжения снижается. Отключение в этом случае становится очередным этапом нервного срыва.

Причина мелтдаунов – это воздействие сверхмощного уровня стресса, с которым человек не способен совладать. Такая восприимчивость связана с повышенной чувствительностью аспергеров. Стресс в данном случае не является одномоментным, а становится результатом наслаивания одних стрессоров на другие. Решающей каплей может стать не самая важная проблема, просто она становится завершающей позицией в череде препятствий.

Спровоцировать такое обострение могут следующие факторы:

  • резкая смена планируемого распорядка;
  • завышенные требования;
  • чрезмерная социальная вовлеченность.

Во время приступа человек использует стимминговое или самостимулирующее поведение. Разговаривает с самим собой, раскачивается из стороны в сторону, перебирает пальцами и т.д.

Вот как описывают люди с синдромом Аспергера свое состояние во время мелтдауна. Создается впечатление, что все вокруг становится интенсивным и резко выраженным. Я теряю над собой контроль, а моим телом руководит кто-то другой, отключая разумные мысли и доводы. Кровь пульсирует в голове. Я не могу с этим справиться, хотя где-то в глубине небольшая часть меня понимает, что происходит что-то неправильное. Хочет это прекратить, но не может.

В моей голове появляется напряжение, от которого хочется избавиться. Появляется ощущение, что нахожусь в западне. Во мне скапливается слишком много эмоций, от которых нужно бежать. Вокруг все становится слишком четким. Такое ощущение появляется, когда плаваешь под водой, а затем выныриваешь. Я перестаю контролировать свою речь, говорю то, о чем должен был молчать. В большинстве случаев я приношу явные неудобства окружающим. И мне становится неловко. После срыва я долго не могу понять, что и почему произошло со мной

Окружающие не воспринимают меня всерьез и считают, что я таким образом привлекаю внимание

Парадокс перфекциониста

В стремлении всегда быть лучшим и избегать ошибок могут развиваться ростки прокрастинации. Так в психологии называют попытки постоянно откладывать важные дела «на потом», потому что есть опасения сделать их не лучшим образом. Или избегать ситуаций, в которых перфекционист видит угрозу собственного позора, считает, что если что-то сделает не так, его обязательно осудят и решат, что он не совершенен.

Перфекционизм и прокрастинация идут рука об руку. И чем больше человек переживает о своих неудачах, тем чаще пытается избегать ответственных проектов, публичных выступлений и других «опасных моментов». В конечном счете это негативно отражается на его карьере, усиливает неуверенность в себе.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Негативные последствия от синдрома отличника

В начальных классах у школьников с таким синдромом возникают тики, навязчивые действия. Они слишком часто моют руки, постоянно расчесывают волосы, раскладывают книги в строгой последовательности. Дети подвержены простудам, головным болям. 

Синдром отличника или отличницы у подростков выражается в виде страхов выступлений перед публикой. Они с трудом справляются с заданиями, где необходимо проявить свое воображение и творческое начало. Общение с другими детьми им тоже дается с трудом. 

Синдром отличника у взрослых может создавать проблемы в трудовой деятельности, в быту и семейной жизни.

Характерные признаки: 

  • выбор изначально трудных задач; 
  • подход к их решению с максимальными усилиями;
  • ожидание одобрения, высокой оценки;
  • пренебрежение своими предпочтениями и желаниями.

Если не работать с психологами, то синдром с годами прогрессирует. Его осложнениями становятся заболевания психики и психосоматика: неврозы, депрессии, астма, гипертония.

Демо-уроки по программе «Коучинг»

Получить доступ

Причины неврастении

Развитию заболевания обычно предшествует психотравмирующий фактор. Психическая травма – это чувственное отражение какого-либо события в сознании ребенка, которое действует на него угнетающе, беспокоит его и продолжается довольно длительное время.

Самая распространенная причина развития неврозов в детском и школьном возрасте – это, как ни странно, чересчур «заботливые» родители. Их стремление дать своему чаду то, чего не было у них, гиперопека и постоянный контроль перегружают ребенка не только физически, но и психологически. 

Дети с рождения имеют индивидуальный темперамент, возможности и ограничения. Не все родители это понимают. Желая малышу только добра, они нагружают его дополнительными занятиями, часто даже не считаясь с его интересами. День школьника может быть расписан по минутам: после школы – спортивная тренировка, музыкальная или художественная школа, бассейн, английский, репетитор, домашние задания  и т. п. 

Боясь огорчить родителей и понимая, что стараются они для его блага, малыш пытается все успевать: прилежно учиться, посещать кружки. Однако где-то внутри накапливается усталость и протест. Это классическое развитие неврастении. В какой-то момент чадо срывается, становится раздражительным и агрессивным или, наоборот, плаксивым и заторможенным. 

Если в семье несколько детей, то проблемы могут начаться на почве ревности к младшему члену семьи. У подростков это более выражено, им кажется, что родители больше их не любят, они им не нужны, поскольку появился «новый» малыш.

Особенно ситуация усугубляется, когда старшему часто повторяют, что он уже взрослый и на нем лежит особая ответственность, а сам он упустил тот момент, когда вырос. В душе он по-прежнему маленький и все еще нуждается в родительской любви и поддержке. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, ребенок переживает нервное перенапряжение, ведущее к расстройству. 

Триггерами развития неврастении также выступают:

  • негативная внутрисемейная обстановка – скандалы, драки, развод родителей;
  • социально-бытовые проблемы;
  • ошибки воспитания;
  • употребление родителями алкоголя или наркотических веществ;
  • эмоциональная психологическая травма;
  • сильный испуг;
  • наследственные заболевания;
  • недосыпание;
  • сниженный иммунитет;
  • частые инфекции дыхательных путей;
  • приобретенные физические травмы;
  • расстройства пищеварительной системы. 

Чаще всего присутствует не одна, а несколько причин. В связи с этим диагностирование и лечение затягивается.

КАК СТАТЬ НЕИДЕАЛЬНЫМ

Работа психолога в случаях, подобных приведённому в статье состоит в том, чтобы:

Определить истоки высоких притязаний клиента. Если это установки, идущие родом из детства, то человеку нужно научиться отделить свои собственные намерения от желаний родителей.

Вернуть клиенту чувство реальности, указав на выполнимость или невыполнимость его желаний. Эта работа включает постановку реальных целей и продумывание возможных путей их достижения.

Определить зоны личного контроля. Сюда входит понимание, что все события и люди нам неподконтрольны. Там, где заканчивается личная ответственность клиента за происходящее, всегда что-то может пойти не так

Но это не повод упрекать себя, а повод найти иной путь.

Сфокусировать внимание на том, что сделать достаточно хорошо лучше, чем не сделать из-за того, что идеального результата достичь не получится. Научиться фокусироваться на процессе, а не на результате.

Вырабатывать навыки адаптации

Тренировать восприятие неудачи не как краха, а как возможности скорректировать выбранную стратегию.

Признаки перфекционизма

Навязчивое стремление к достижению идеала называют еще «синдромом отличника». Специалисты выделяют следующие характерные признаки этот состояния:

  • Высокие требования к себе – завышенный уровень притязаний к самому себе проявляется постоянным сравнением себя с «успешными» людьми. Любое несоответствие установленному идеалу приводит к повышенной самокритичности, развитию комплексов и неприятию самого себя. Человек корит себя за незначительные ошибки и оплошности.
  • Завышенные требования к окружающим – постоянная неудовлетворенность другими людьми становится причиной конфликтов, разочарований, расставаний. Перфекционист не может построить здоровые отношения, отстраняется от друзей, родственников. При этом окружающих он также воспринимает как критиков, даже если они не проявляют подобных качеств.
  • Поляризованное мышление – люди с синдромом отличника склонны думать по принципу «все или ничего». Максимализм проявляется во всех сферах жизни перфекциониста.
  • Тревожный синдром – фиксация на собственных неудачах и несоответствие социальным стандартам вызывают у человека тревожность, необоснованные страхи и нежелание общаться с другими людьми.

Перфекционисты нередко страдают прокрастинацией – постоянным откладыванием выполнения важных задач на потом. Это связано со страхами и неуверенностью в себе. Опасность перфекционизма заключается в нарушении межличностных отношений, невозможности полноценного отдыха (трудоголизм), развитии невротических состояний.

ИДЕАЛЬНАЯ КАРТИНА

Кажется, что стремление к достижениям заложено в самой природе человека. Оно поддерживается и культивируется как в семейном воспитании, так и в системе образования и трудоустройства. Конечная цель этого процесса – сделать человека эффективным в деятельности (психологическая наука, в частности отечественная, весьма преуспела в изучении мотивации труда). Как ни парадоксально, чрезмерная фиксация на успешности не повышает, а, напротив, снижает эффективность человека в работе.

Речь идёт о перфекционизме – убеждении, что человек должен стремиться к совершенству во всех своих начинаниях. Это не просто амбициозность, направленная на достижение удовлетворительного результата. В данном случае фокус внимания смещается на достижение нереального идеала.

Разумеется, что стремление к точности, аккуратности и своевременности является положительной чертой. Однако при определённом типе личности и стиле семейного воспитания эта черта становится доминирующей.

Описанный выше портрет Елены выявляет довольно типичные признаки перфекциониста:

Всё или ничего. Перфекционистов отличает максимализм в мышлении. Результат, не соответствующий заранее заданной высокой планке, воспринимается как отсутствие результата. Таким образом, в субъективном восприятии человека его деятельность оказывается полностью неэффективной. Это негативно сказывается на самооценке, поскольку успешность деятельности отождествляется с собственной ценностью.

Стремление к порядку и организации

Для перфекциониста важно следовать заранее намеченному плану. Ему очень сложно отпустить контроль, ведь это значило бы позволить обстоятельствам стать сильнее себя
Подобное отсутствие психологической гибкости не позволяет вовремя адаптироваться к изменившейся ситуации.

Чрезмерное внимание к деталям

Для перфекциониста не существует понятия «необходимо и достаточно»
Как правило, люди такого типа погрязают в продумывании деталей, что не позволяет им должным образом сфокусироваться на основной цели.

Достичь недостижимого. Стандарты перфекциониста нередко выходят за рамки не только выполнимого для большинства людей, но и за рамки физической реальности. Им кажется, что можно быть успешными в семейной жизни, профессии, хобби, уделяя каждой из сфер достаточное внимание, несмотря на то, что в сутках всего 24 часа.

Страх перед ошибками. Цель перфекциониста – не удовольствие от деятельности и наслаждение результатом, а отсутствие ошибок в выполнении. Поэтому так важно становится продумать все возможные неудачи. В психологии даже появилось устоявшееся выражение «ступор перфекциониста» – состояние, при котором человек не может начать что-то делать из-за страха неудачи.

Чувствительность к критике. Даже справедливое замечание о том, что можно было бы улучшить, вызывает у перфекциониста бурю переживаний (не обязательно явных). Ведь указание на оплошность становится для него свидетельством его слабости. Часто перфекционист занимает в этом случае оборонительную позицию. Страх быть уличённым в несовершенстве негативно сказывается на отношениях с окружающими.

В чёрном свете. Внимание перфекциониста избирательно и, как правило, фиксируется на негативных аспектах. В любом достижении ему не составит труда отыскать минусы: можно было сделать быстрее, качественнее, лучше, чем у других.

Результатом такого восприятия становится постоянное недовольство собой, а также чувство вины за собственное несовершенство. С психологической точки зрения перфекционизм опасен тем, что ведёт к эмоциональному выгоранию, как в приведённом в начале статьи примере. Более того, на его почве может развиться невроз и даже серьёзная депрессия.

Как формируется «синдром отличника»?

Стремление ребенка «всегда быть на высоте» и демонстрировать окружающим свою успешность зачастую является проявлением его глубокой неуверенности в себе. Причины этой неуверенности могут быть самыми разными. Обычно это комплексы по поводу своей внешности, отсутствия друзей, недостаточно высокого, по мнению ребенка, статуса семьи. Ребенок также может полагать, что родители недостаточно его любят

В этом случае стремление получать хорошие оценки может стать способом привлечь к себе внимание взрослых и доказать им свою значимость

Нередко дети становятся продолжением амбиций своих родителей. Многие из них считают, для того чтобы сын или дочь чего-то достигли в жизни, нужно полностью посвятить себя ребенку. Детские психологи давно доказали факт, что поведенческие и психологические проблемы детей являются отражением внутренних установок их родителей и тех моделей поведения, которые приняты в семье. Папы и мамы, предъявляющие повышенные требования к себе, неосознанно переносят собственные качества и проблемы на детей, формируя у них так называемый «синдром отличника». При этом родители могут не предъявлять к ребенку конкретных требований. Дети тонко чувствуют настроение окружающих, интуитивно настраиваясь на их «волну».

Ребенок-перфекционист, как правило, очень остро переживает даже незначительные неудачи. Погоня за успехом и достижениями может обернуться для него депрессией. Ведь быть всегда лучшим – это тяжело как физически, так и морально. Такие дети теряют детскую непосредственность и умение радоваться тому, что есть хорошего в их жизни. У них возникают проблемы в общении со сверстниками.

Страх сделать что-то не так мешает перфекционисту учиться. Ребенок сильно переживает из-за учебных неудач, огорчается, допуская незначительную ошибку, боится ошибиться при ответе на уроке, а получив тройку, страдает. Есть случаи, когда такие дети вовсе бросали учебу.

О том, как правильно выполнять домашнее задание, родители и дети узнают, посмотрев очередной видеоурок на портале «Я–родитель». Советы дает детский психолог Екатерина Цуканова.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий