Куклотерапия в качестве психологической помощи ребенку

Какие проблемы решает?

На первый взгляд, кукла не может решить серьёзных проблем, но это только на первый взгляд. Взаимодействие ребёнка с куклой, которую он отождествляет с чем-то важным для себя, а часто — именно с самим собой, помогает диагностировать многие проблемы детского возраста, включая психологические и даже психиатрические проблемы.

Правильно построенное занятие позволяет научить ребёнка выражать свои эмоции, рассказывать о том, что его тревожит, что очень важно для стеснительных и замкнутых ребят, малышей с коммуникативными проблемами, с расстройством аутистического спектра; для детей, которые перенесли серьёзный стресс, трагедию, насилие, получили психологическую травму. Куклотерапия полезна для адаптации ребёнка к новым условиям: началось посещение садика, семья переехала на новое место жительства, мама и папа разводятся и т.д

Упражнения в сопровождении родителей и детей помогут наладить контакт первых со вторыми, если он нарушен.

Сочетание логопедических занятий с нетрадиционными технологиями, к которым относят куклотерапию, даёт отличные результаты при коррекции речи: при алалии, заикании и других проблемах речевого развития. Непослушные дети, невротики и истеричные малыши с помощью кукольного театра получают возможность взглянуть на своё поведение со стороны, что является эффективной формой коррекции поведения.

Как организовать самостоятельные занятия?

Если родители обращаются со своим ребёнком к специалисту-психологу, куклотерапевту, то у него в кабинете обычно есть множество разнообразных кукол, ребёнок может выбрать любые. Но в домашних условиях оптимальным считается такая организация занятий, при которой ребёнок делает куклу сам или с помощью взрослых. Понятно, что такой метод не подойдёт для совсем маленьких детей, но уже с полутора лет чадо может принимать самое активное участие в создании кукол для очередного лечебного сеанса. Поэтому на первом этапе нужно сделать кукол.

Можно добавить кукле один из привычных ребёнку аксессуаров: резинку для волос, его носовой платок, игрушечное колечко или что-то иное из детских «сокровищ».

Создание куклы — важный этап для начала терапии

Пока она делается, важно расспрашивать малыша, почему он нарисовал ей такое лицо, почему у неё именно такие волосы, одежда. Это даст ответы на первичный вопрос — каково исходное психологическое состояние малыша

После того как кукла будет готова, ребёнок должен научиться ею управлять: покажите ему, на что она способна, как она двигается, как говорит, пусть малыш попробует продемонстрировать это сам.

Далее, идёт самый трудный этап — этап её «оживления», кукле нужно дать имя, вместе с малышом придумать, кто она, где живёт и чем занимается, какой у неё характер. После этого можно смело придумывать разные сценки для домашних спектаклей.

Вот несколько подсказок — шаблонов, которые помогут в той или иной ситуации.

Разговор по душам. Ребёнок может по вашему заданию, рассказать кукле, как прошёл его день, что нового и интересного, а также неприятного случилось в садике или школе. Можно взять интервью у куклы. Пусть малыш сам придумает, кем она при этом будет: артистом, врачом, космонавтом или кем-то ещё, сам задаёт ей вопросы и сам придумывает на них ответы.

Монологи. Задача ребёнка — от имени куклы изложить в форме монолога её жизнь, её прожитый день и переживания.

Сказка с главным действующим героем. Попросите ребёнка придумать сказку, в которой главный персонаж — ваша кукла. Можно задействовать в ней и других кукол. Следите, какие эмоции и поведение закладывает в главного персонажа маленький кукловод.

Кукла-наставник

Разыграйте перед малышом сценку, в которой кукла обучается важному: читать, говорить проблемный звук, который не получается у самого малыша, чистить зубы или мыть руки после прогулки.

Социальные навыки. Сюда входят «взрослые» проявления в поведении малыша: лечение куклы, обучение её чему-либо, кормление или уход.

Сложное представление

Репетируйте сказку с участием нескольких взаимодействующих кукол, участвуйте в ней вместе с ребёнком, потом устройте премьерный показ, пригласите домочадцев и друзей. Раздайте пригласительные билеты. После спектакля обязательно устройте разбор и обсуждение, но не ребёнка и его куклы, а поступков и слов разных героев сказки.

Мой опыт

Я провожу занятия куклотерапией для детей. Сначала я предлагаю детям вспомнить любимого сказочного персонажа или героя мультфильма. Когда каждый определился с привлекательным образом, я предлагаю смастерить этого героя. Я предоставляю самые разные материалы для творчества:

  • бумагу;
  • краски;
  • клей;
  • ткань;
  • нитки;
  • пластилин;
  • конструкторы;
  • фольгу.

Если дети маленькие, то малыш может обратиться за помощью в изготовлении поделки к маме, которая присутствует на занятии. В данном случае куклотерапия как метод арт-терапии гармонизирует детско-родительские отношения.

Далее с участием изготовленных кукол мы разыгрываем ситуации, которые для детей являются травмирующими. Например, визит к стоматологу.

Сценарий начинается с того, что у сказочного героя очень сильно заболел зуб. (Начало истории я всегда сообщаю сама, а затем даю детям время на придумывание сюжетной линии). Как правило, участники делятся на 2 группы: одни сказочные герои предлагают тому, кто мучается от зубной боли как можно скорее пойти к врачу, а другие предлагают различные способы отвлечься от этого зуба.

По ходу развития сюжета я периодически напоминаю, что зуб болит все сильнее. Мне нужно подвести ребенка, чей персонаж мучается от зубной боли к принятию единственно верного решения: пойти к стоматологу. Страх мешает ребенку решиться на это (иногда дети плачут). Но здравый смысл все же должен победить.

Когда малыш приводит своего героя лечить зуб, он уже устал от эмоционального напряжения. Тут я очень быстро совершаю несколько действий с инструментами, напоминающими приборы, которыми пользуются врачи: пинцет, металлическая лопаточка, бутылочка из-под лекарства. Я говорю, что зубик больше не болит. Тут ребенок испытывает облегчение, негативные переживания уходят. Я прошу показать, как радуется его сказочный герой. Остальные куклы-участники восторгаются его смелостью, говорят ему комплименты.

Мой опыт работы показывает, что если повторить такую куклотерапию несколько раз, ребенок перестанет бояться визитов к стоматологу. На мой взгляд, куклотерапия для дошкольников – это один из самых приемлемых способов устранения фобий и снятия тревожности.

Известно, что иногда куклотерапия используется в упрощенном виде: серия упражнений проводится с покупными игрушками. Но здесь уместнее говорить об игротерапии. Самостоятельное изготовление куклы – это самая важная стадия коррекционного процесса, во время которой запускаются важные психологические механизмы. В некоторых случаях после завершения творческого процесса по изготовлению куклы дальнейшие действия с ней оказываются необязательными.

Виды и методы

Куклотерапия бывает индивидуальной и групповой. В первом случае занятие проводится с одним ребёнком, во втором — с группой детей. Далее, классификация подразумевает отличия по функциям.

Куклотерапия бывает:

  • коммуникативной — направленной на улучшение способностей к общению, налаживание отношений между детьми в коллективе, налаживание отношений между взрослым и ребёнком;
  • релаксационной — направленной на устранение психологических блоков, страхов, эмоционального напряжения ребёнка;
  • педагогической — обучающей новым знаниям, навыкам, способствующей расширению кругозора малыша;
  • коррекционной — направленной на коррекцию поведенческих проблем, а также проблем с речью (используется как вспомогательная методика в логопедии) и психическим развитием;
  • развивающей — направленной на , внимания, моторики, речи.

По типу используемых кукол также выделяют несколько важных направлений и видов куклотерапии.

  • Марионетки — куклы на ниточках, которыми можно управлять. С их помощью устраивают кукольный театр, сказочные истории в котором разыгрывают и взрослые для ребёнка в рамках обучающего занятия, и дети — для взрослых зрителей в рамках релаксационного метода.
  • Перчатки — куклы-варежки с твёрдой головой и мягким телом, одевающимся на руку. С их помощью развивается моторика, координация движений и речь, мышление и логика.
  • Пальчиковые — это куклы, оптимальные для домашних занятий, ведь изготовить их можно из любого небольшого пластмассового шарика просто прорезав в нём дырочку для пальчика и нарисовав на шарике мордочку. Полезны при любых формах куклотерапии.
  • Верёвочные — это довольно абстрактные куклы, которые не подходят малышам, лучше всего проводить с ними релаксационные и коррекционные занятия для детей постарше. Сделаны из верёвок петельным плетением.

  • Плоские — фигурки, вырезанные из картона, пластика, бумаги. Полезны для развивающих и обучающих занятий, поскольку в большинстве случаев сделать их предлагается самому ребёнку.
  • Теневые — любые фигурки, в том числе и плоские, предназначенные для театра теней. Хороши для детей самого разного возраста.
  • Ростовые — это куклы в человеческий рост, представляющие собой костюм для человека. Очень полезно не только в качестве забавного аниматора на детский день рождения, но и для психокоррекции самых разных состояний, не подходят маленьким детям — они их в большинстве случаев боятся.

Занятия и упражнения

Занятия куклотерапией организуются в просторном помещении, где есть столы и стулья. Формами проведения куклотерапии являются групповая и индивидуальная.

Выделяют 2 этапа процесса куклотерапии:

  1. Изготовление куклы. На данном этапе ребенок выбирает материал, из которого будет мастерить игрушку. В процессе работы проявляются личностные качества ребенка. Психолог направляет творческий процесс, задает уточняющие вопросы о деталях куклы.
  2. Инсценировка ситуаций. На этом этапе ведущий предлагает участникам тот или иной сюжет, в котором главными действующими персонажами будут куклы. Как правило, предлагаемые психологом сценарии связаны с ситуациями нравственного выбора. Участники получают возможность пополнения своего запаса моделей поведения, развития коммуникативных навыков.

Традиционными упражнениями куклотерапии являются:

  • беседа ребенка с куклой;
  • рассказ ребенка о жизни куклы;
  • сочинение детьми историй и сюжетов с участием сказочных персонажей;
  • диалог двух кукол;
  • организация спектакля;
  • обсуждение спектакля.

Занятия куклотерапией выполняют такие функции, как:

  • Коммуникативная функция. Занятие не обходится без общения участников между собой. Психолог с помощью вопросов и комментариев направляет общение детей.
  • Функция релакса. Занятия имеют особую структуру, где постепенно нарастает эмоциональное напряжение, потом случается катарсис, а затем трансформация негативной эмоции в позитивную. Кроме того, погрузившись в творческий процесс создания куклы, человек отвлекается от суеты, получает возможность диалога с самим собой.
  • Педагогическая функция. В процессе занятий участники получают новые знания, умения и навыки, формируется их познавательный интерес.
  • Функция коррекции. Куклотерапия создает предпосылки не только для коррекции эмоционально-волевой сферы, но и для речевого и психического развития, личностного роста, оптимизации межличностных отношений.

Об этапах психологического консультирования с использованием куклы

«В психологическом консультировании с использованием кукол мы ограничены во времени — есть либо астрономический час, либо академический. За это время мы должны создать куклу и успеть пройти все этапы психологического консультирования.
Первый этап психологического консультирования с использованием куклы — этап подстройки.
Приходит мама с ребенком и вы не знаете, о чем они будут говорить: о страхах, о тиках, об энурезе или о чем-то другом. На этапе подстройки, а это всего несколько минут, психолог должен определиться, что он предложит. Он может предложить создание куклы, песочные техники или что-то иное. Известный психолог, автор книги «Марионетки в психотерапии» Татьяна Юрьевна Колошина говорит: «Чтобы оказывать психологическую помощь, вы должны владеть как минимум пятью технологиями психологической помощи».  Кукла  — всего лишь один из инструментов психолога, которым мы можем пользоваться более или менее профессионально.
Дальше — ритуал входа. Если вы предлагаете изготовление куклы, вы должны предложить образец. Есть два варианта — либо вы сами будете создавать куклу, показывая, как это делается, либо вы показываете ребенку, как делать, но саму куклу не делаете. В работе с детьми мне больше нравится вариант, когда вы помогаете ребенку, но не делаете за него.

Очень важно, чтобы он творил своими руками, для этого вам нужно иметь заготовки.
Третий этап психологического консультирования — расширение опыта. На этом этапе ребенок создает куклу

На куклу, которая используется в терапии, у вас есть не больше 15-20 минут. Используйте заготовки, которые позволят за это время явить автору и миру этот образ.
Четвертый этап — этап интеграции. Это разговор о кукле с ребенком. Психолог должен расспросить о том, кто это, что он умеет и так далее. Если мы говорим о создании куклы-страха, ребенок может рассказать о том, что страх умеет делать, как пугает.
На консультации обязательно должен быть этап резюме — подведение итогов. Нужно поговорить о том, чему научил персонаж, что нового узнал ребенок. Детям эти вопросы адресуют на детском уровне, чтобы они способны были ответить.

Итогом консультации с использованием куклы должен быть мостик к тому, что можно сделать в реальной жизни. В том числе — с созданным персонажем. Мне часто задают вопрос, что потом делать с куклой

Есть разные варианты и тут очень важно, чтобы не вы были инициатором, а ребенок.
Первый вариант — забрать с собой. Например, ребенок создал куклу-помощника, который пригодится ему в жизни

Некоторые дети забывают игрушку в кабинете психолога  — значит, так и должно было быть. Помните, что как минимум 5 вариантов  вы должны предложить вашему клиенту, а ребенок сам решит, как ему поступить».

Виды и методы

Сегодня получили распространение такие виды куклотерапии, как:

  • Проективная экспрессивная куклотерапия. Автором этой разновидности арт-терапии является Л. Лебедева. Средством психокоррекции выступают самостоятельно изготовленные участниками бумажные куклы, которые крепят на палец. Данный вид куклотерапии успешно решает задачу переноса своих переживаний на бумажного человечка. Дети откровенно рассказывают о своих переживаниях от лица бумажной куклы.
  • Управление марионеткой. Этот вид куклотерапии подходит для женщин, его разработала Л. Колошина. Из различных материалов женщины изготавливают кукол-марионеток, которых отождествляют с собой. Особенности внешнего вида куклы и скорость ее движения выбирает сам мастер, который ее делает. Данный вид куклотерапии решает задачу самоизменения личности. Механизмом для этого служит изменение куклы. Психолог учит девушек управлять своими эмоциями, контролировать свое поведение.
  • Кукольный театр. Эта разновидность предполагает изготовление перчаточных кукол: сначала делают голову, плотно набивают ее синтепоном, а затем к ней пришивают конусообразный кусок ткани, в который просовывают руку и «оживляют» куклу.
  • Теневая куклотерапия. В картотеку для занятий с детьми и подростками этот вид куклотерапии пришел из театра теней. Такие упражнения стимулируют желание участников поделиться друг с другом самым сокровенным, так как полумрак создает интимную атмосферу, сближает участников.

Что это такое?

Куклотерапия — форма психокоррекции, которую можно использовать для детей от года, а также для дошкольников, младших и средних школьников. Практически до подросткового возраста некоторые приёмы и основы этой арт-терапевтической позитивной методики могут применяться с неизменным успехом.

Взаимодействие с куклами позволяет ребёнку лучше понимать собственное место в этом мире, легче выражать свои эмоции в словах. Детям не всегда бывает просто рассказать о том, что их тревожит и волнует, о том, чего они боятся напрямую. Куда проще бывает перенести свои страхи, обиды, тревоги и другие сильные деструктивные эмоции на что-то неодушевлённое — на лист бумаги (при рисовании), на фигурку (при лепке), на кукол, разыгрывая спектакль в специальном кукольном театре.

Этот метод признан во всём мире, как один из самых эффективных методов психологической помощи детям, который позволяет улучшить их социальную адаптацию, разрешать внутренние и внешние конфликты. Малыш может с помощью кукол при помощи взрослых, знакомых с основами методики, разыграть любую ситуацию, которая, так или иначе, его волнует, травмирует.

Что такое куклотерапия

Куклотерапия – это разновидность лечения души средствами творчества. Игрушка в данном направлении коррекции является посредником между ведущим и клиентом. Она рождает у клиента чувство безопасности. Именно через нее ребенок получает возможность выразить свои эмоции.

Анализируя действия с куклой, психолог обнаруживает истинные причины личностных проблем ребенка. То есть, куклотерапия является не только коррекционным, но и диагностическим методом психологической работы. Наблюдая за манипуляциями, которые ребенок совершает с куклой, психолог получает информацию об особенностях семейного воспитания малыша, об уровне его нравственности.

История возникновения

Немного расскажу об истории возникновения куклотерапии как метода психокоррекции.

У славянских племен кукла являлась не только игрушкой, но и оберегом. Мать самостоятельно изготавливала младенцу куколку, играя с которой малыш получал свой первый опыт предметного манипулирования. В древние времена женщины шили кукол из натуральных тканей, наполняя их горохом и целебными травами. Считалось, что аромат целебных трав благотворно влияет на психику, а возможность теребить горошинки под тканью развивает тонкую моторику пальцев.

Чуть позже родители стали использовать куклу для формирования нужных моделей поведения у детей. Если ребенок плохо кушал, они предлагали ему покормить куклу. После проигрывания такого сюжета у малыша просыпался аппетит

Если ребенок отказывается ложиться спать, мама обращала его внимание на то, что куколка уже спит, после чего упрямец тут же спокойно укладывался в постель

Элементы куклотерапии использовали последователи психоанализа. Так, Анна Фрейд говорила о том, что ребенку трудно рассказать о своих переживаниях взрослому, но он легко может поделиться ими с куклой.

В 1926 году М. Райт в Британии использовал кукол для того, чтобы устранить у детей страх перед врачами и больницами.

Метод куклотерапии является ответвлением психодрамы. Основоположниками куклотерапии в России считают Т.Л. Шитову и И.Я. Медведеву.

Техники

Техники куклотерапии позволяют уточнить психологическую проблему. Распространенными техниками изготовления кукол в рамках данного направления психокоррекции являются:

  • «Хозяюшка». Как правило, такую куклу шьют. Психологи предлагают сделать такую куклу женщинам, испытывающим трудности в семейной жизни. В ходе изготовления куклы рекомендуется обдумывать сложные ситуации в семье, стараясь наделить куклу чертами хорошей хозяйки.
  • Мотанка. Она изготавливается из ниток. В психологии мотание символизирует движение вперед, распутывание клубка проблем. В процессе работы у клиентов часто случаются инсайты: наматывая нитки, они находят ответы на трудные вопросы.
  • Бумажная кукла. Эта техника идеальна для работы с агрессивными детьми. Разрезание или разрывание бумаги помогает им проработать негативные эмоции, успокоиться.

Полезные советы

Самостоятельная организация занятий куклотерапией довольно сложна и полна подводных камней, а потому мамам и бабушкам, которые решили практиковать этот метод, мы рекомендуем следующую литературу.

  • А. Татаринцева «Куклотерапия в работе психолога».
  • А. Татаринцева, М. Григорчук «Детские страхи: куклотерапия в помощь детям».
  • Л. Гребенщикова «Основы куклотерапии».
  • Т. Шишова, И. Медведева «Дети, куклы и мы».

В большинстве случаев куклотерапия позволяет в короткие сроки без применения медикаментозных успокоительных и иных средств нормализовать психическое состояние ребёнка, о чём свидетельствуют многочисленные отзывы родителей и детских психологов.

О том, что такое куклотерапия и как кукла помогает решить психологические проблемы детей и родителей, смотрите в следующем видео.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий