Синдром Аспергера: симптомы и особенности воспитания детей

Сильные и слабые стороны при синдроме Аспергера

Это лишь самый общий список. На каждую отдельную сильную сторону или проблему можно найти примеры людей, для которых верно прямо противоположное. Например, неуклюжесть – это очень распространенная проблема. Однако у некоторых людей с синдромом Аспергера есть талант к движению – например, они могут быть одарёнными танцорами.

Сильные стороны

– внимание к деталям;
– высокая одаренность в одной области;
– глубокие исследования по теме интереса, которые формируют энциклопедические знания;
– склонность к логическим рассуждениям (полезно в ситуациях, когда на решения могут повлиять эмоции);
– меньше беспокоятся о том, что подумают о них другие люди (может быть как сильной, так и слабой стороной);
– независимость мышления. Часто приводит к новым «озарениям», благодаря новому взгляду на предметы, идеи и концепции;
– часто: развитое визуальное восприятие (мышление в форме картинок или видео);
– часто: красноречивость (склонность к детальным описаниям, которая полезна, если нужно указать путь заблудившемуся человеку);
– прямолинейность;
– верность;
– честность;
– выслушивание других людей без осуждения;
– часто: средний или выше среднего интеллект

Проблемные области

– понимание «общей» картины;
– «неровность» в навыках;
– мотивация к занятиям, которые не относятся к сфере интересов;
– часто: восприятие чужих эмоций;
– восприятие неписанных правил социального взаимодействия

Могут выучить эти правила через прямые инструкции и социальные рассказы, например «Карточки силы» (Gagnon, 2004);
– трудности восприятия некоторых модальностей – слуховой, кинестетической и так далее;
– трудности с распознаванием и обобщением важной информации в разговоре;
– проблемы сенсорной интеграции, когда входящая информация регистрируется не полностью или искажается. Сложности с игнорированием шумов на заднем фоне;
– чрезмерная честность;
– трудности с обобщением концепций и навыков;
– трудности с выражением сочувствия ожидаемым и понятным другим людям образом;
– нарушения исполнительного функционирования, которые приводят к трудностям с планированием долгосрочных задач

Причины синдрома Аспергера

Как и в случае со множеством других психических нарушений, точная причина расстройства до сих пор не известна – врачи лишь предполагают, что он может возникать из-за сочетания генетических факторов и воздействия окружающей среды.

Увеличивают риск развития синдрома Аспергера или других расстройств спектра сразу несколько факторов:

  • любые подобные нарушения у кровных родственников, причем не обязательно у родителей;
  • низкий вес при появлении на свет;
  • нехватка кислорода во время родов;
  • хромосомные нарушения, такие как туберозный склероз, у обладателей которого развивается множество не опасных для жизни опухолей, или синдром ломкой Х-хромосомы, из-за которого мальчики отстают в интеллектуальном развитии;
  • рождение раньше положенного срока;
  • мужской пол – у сильной половины человечества синдром развивается гораздо чаще;
  • некоторые лекарства, принимаемые во время беременности, такие как талидомид или вальпроевая кислота;
  • рождение от матерей с диабетом, ожирением или определенными иммунными нарушениями;

Причины и лечение

Каковы причины синдрома Аспергера?

Точная причина синдрома Аспергера все еще изучается. Тем не менее, исследования показывают, что сочетание факторов – генетического и экологического – могут вызывать изменения в развитии мозга.

Синдром Аспергера не является результатом воспитания людей, их социальных обстоятельств или виной самого человека с данным расстройством.

Можно ли вылечить?

В настоящее время для синдрома Аспергера нет никакого лекарства и никакого специального лечения. Дети с синдромом Аспергера становятся взрослыми с синдромом Аспергера. Однако, поскольку понимание этого расстройства улучшается, и оказываемые сервисы продолжают развиваться, люди с синдромом Аспергера имеют больше возможностей реализовать свой потенциал.

Есть несколько подходов, методов лечения и мер, которые могут улучшить качество жизни человека. Например, это могут быть методы, основанные на развитии коммуникации, поведенческой терапии и изменении рациона питания.

Представленный выше материал — перевод текста “What is Asperger syndrome?”

Другие отличительные признаки синдрома Аспергера

Любовь к определенному порядку

Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера могут устанавливать правила и распорядки, на которых они настаивают. Маленькие дети, например, могут настаивать на том, чтобы всегда ходить по одной и той же дороге в школу. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Люди с синдромом Аспергера часто предпочитают выстраивать свой распорядок дня в соответствии с определенным шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут привести их к тревоге, волнению или расстройству.

Особая увлеченность

Люди с синдромом Аспергера могут проявлять сильный, иногда одержимый, интерес к хобби или коллекционированию. Иногда эти интересы сохраняются на протяжении всей жизни, в других случаях, один интерес сменяется несвязанным интересом. Например, человек с синдромом Аспергера может сосредоточиться на изучении всего, что нужно знать о поездах или компьютерах. Некоторые из них обладают исключительными знаниями в выбранной ими области деятельности. При наличии стимула интересы и навыки могут быть так развиты, что люди с синдромом Аспергера могут учиться или работать в кругу своих любимых дел.

Сенсорные трудности

У людей с синдромом Аспергера могут быть сенсорные трудности. Они могут проявляться в одном или во всех видах ощущений (зрение, слух, обоняние, осязание или вкус). Степень трудности варьируется от одного человека к другому. Чаще всего чувства человека либо усилены (сверхчувствительны) либо слаборазвиты (малочувствительны). Например, яркий свет, громкие звуки, непреодолимые запахи, специфическая структура пищи и поверхность определенных материалов могут быть причиной тревоги и боли для людей с синдромом Аспергера.

Людям с сенсорной чувствительностью также труднее использовать систему восприятия своего тела в окружающей обстановке. Эта система сообщает нам, где находятся наши тела. Таким образом, тем, у кого ослаблено восприятие тела, сложнее перемещаться между комнатами, избегать препятствия, стоять на соответствующем расстоянии от других людей и выполнять задачи, связанные с тонкой моторикой, такие как завязывание шнурков. Некоторые люди с синдромом Аспергера могут раскачиваться или кружиться, чтобы удерживать равновесие или чтобы лучше справится со стрессом.

Когнитивные и двигательные особенности

Проблем с интеллектом у детей с синдромом Аспергера нет. Обычно он соответствует возрасту или даже превышает возрастную норму. Память достаточно хорошо развита, но страдает зрительно-пространственное восприятие.

Отличает ребенка с синдромом Аспергера узкая, специфическая направленность интересов. Ребенок может глубоко изучать марки пылесосов или исторических личностей. Штудирует всю информацию по интересующему его вопросу, обладает сверхзнаниями. Такая заинтересованность становится маниакальной.

То, что не вызывает у ребенка любопытства, воспринимается им с неохотой и трудно запоминается. В этом случае процесс приходится строго контролировать.

Очень часто, несмотря на огромный багаж знаний, ребенок не может их применить по существу.

Дети с синдромом Аспергера выделяются стереотипностью поведения. Это могут быть повторяющиеся движения рук, головы или тела. Для них свойственна выработка определенных ритуалов. Их нарушение выбивает ребенка из привычного ритма и способно привести к нервному срыву.

Они неуклюжи и плохо координированы. Часто их узнают по шаткой, неустойчивой походке. У них возникают трудности с сохранением равновесия, из-за чего такие навыки, как езда на велосипеде или роликах, даются им с трудом. Во время бега их положение тела нетипичное, они способны долго сохранять неудобную позу.

Мелкая моторика развивается с опозданием. Например, дети-аспи позже обучаются таким элементарным действиям, как завязывание шнурков или застегивание пуговиц. Письмо также осваивается с запозданием, почерк у них непонятный и неаккуратный.

В поведении детей при синдроме Аспергера проявляются различные фобии. Но, наряду с этим, у них слабо развит инстинкт самосохранения и ощущение опасности.

Лечение синдрома Аспергера

Надо сказать, что слово «лечение» здесь категорически не подходит – вылечить подобную особенность, увы, нельзя. Все, что можно сделать, – это облегчить течение связанных с синдромом состояний и помочь человеку подстроиться под общепринятые правила и нормы, чтобы упростить жизнь и ему, и окружающим.

Что входит в такую «терапию»:

  • некоторым требуется помощь логопеда – врача, который выявляет и исправляет нарушения речи у детей и взрослых: он учит правильно строить фразы, произносить звуки и воспринимать услышанное, пополняет словарный запас и помогает пациенту не просто разговаривать, а общаться;
  • трудотерапия – применение различной деятельности для адаптации человека к жизни: сюда относятся абсолютно любые полезные занятия – от вышивания до мытья стекол;
  • некоторым людям нужно составление особой диеты, например, безглютеновой – исключающей белок, содержащийся в зернах пшеницы, ржи и ячменя, или включение в рацион различных добавок;
  • другим подходит физиотерапия, позволяющая развить, поддержать или восстановить свободу движений и возможности тела;
  • так называемая когнитивно-поведенческая терапия – обучение правильной реакции на различные жизненные ситуации. Психотерапевт помогает справляться с некоторыми последствиями аутизма, такими как социальная изоляция и чувство тревоги, и осваивать новые навыки, благодаря которым человек учится общаться с окружающими и получает от этого меньше неприятных эмоций;
  • некоторым приходится заниматься сенсорной интеграционной терапией –справляться со своими яркими реакциями на раздражители, такие как свет, звуки или запахи.

В некоторых ситуациях не удается обойтись без лекарств, которые уменьшают симптомы расстройства Аспергера:

  • Арипипразол, или Абилифай, помогает избавиться от излишней раздражительности;
  • Гуанфацин, или Тенекс, Оланзапин, или Зипрекса, и Налтрексон, он же Ревиа, снижают гиперактивность и позволяют контролировать импульсивность;
  • так называемые ингибиторы обратного захвата серотонина, к которым относятся Флуоксетин или Золофт, сводят к минимуму повторяющееся поведение;
  • а Рисперидон уменьшает возбуждение и способствует лучшему сну.

Синдром Аспергера – это сложно, но с ним можно жить совершенно обычной жизнью, нормально чувствовать себя в обществе, общаться с людьми, работать и поддерживать отношения.

Различия синдрома дефицита внимания и гиперактивности и синдрома Аспергера

Основные различия синдрома Аспергера и СДВГ отражаются в способности фокусировать внимание, повторяющемся поведении и сенсорных проблемах. При СДВГ основные проблемы: сложности с вниманием и импульсивное и гиперактивное поведение

При синдроме Аспергера больший акцент делается на других медицинских вопросах: сложности с речью, самостимулирующее поведение, потребность следовать жёсткому порядку действий, навязчивые ритуалы. В отличие от ребёнка с СДВГ, ребёнок с синдромом Аспергера может сосредоточиться на интересующей его деятельности. При этом он настолько концентрируется на предмете своего интереса, что всё остальное просто находится вне области его внимания. Например, он в течение нескольких часов вращает какую-то вещь и отказывается заняться чем-то другим. У ребёнка с синдромом Аспергера может не быть внимания к деятельности вне его интереса, ему бывает трудно сфокусироваться на данных учителем устных инструкциях.

Разница между синдромом Аспергера и СДВГ наблюдается и в выражении эмоций. Ребёнок с синдромом Аспергера может разозлиться, если прервать его любимое занятие или нарушить распорядок. Но при этом на публике он обычно не демонстрирует широкий спектр эмоций. Бывает, что ребёнок с синдромом Аспергера неуместно реагирует из-за плохого понимания эмоций других людей. Ребёнок с СДВГ, как правило, склонен чётко выражать эмоции.

Ребёнок с СДВГ не может сосредоточиться на какой-либо деятельности или предмете более нескольких минут. Во время выполнения задания он несколько раз переключается между действиями. Также у него возможны проблемы с пониманием инструкций, поскольку ему трудно сконцентрироваться на поступающих указаниях. Ребёнок с СДВГ зачастую нетерпелив и может действовать и выражать свои эмоции, не задумываясь о возможных последствиях.

Сандра Джонс: «Долгосрочные последствия потери диагноза “синдром Аспергера”»

теги: 

диагностика,
синдром Аспергера и РАС — общие сведения

В 2013 году в 5-м издании “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам” (DSM-5), “библии” диагностов Соединённых Штатов и ​​Австралии, диагноз “синдром Аспергера” перестал быть отделённым от аутизма. В 2019 году Всемирная организация здравоохранения последовала этому примеру и внесла аналогичные изменения в собственные диагностические рекомендации — Международную классификацию болезней.

Авторы обосновали изменение клиническими соображениями, отметив, например, противоречия в диагнозах. Но оно оказало влияние не только на медицинских работников, руководствующихся этими критериями. Что же перемены означали для людей, которым диагностировали синдром Аспергера до внесения изменений?

Сара Кассиди, Луиза Брэдли, Ребекка Шоу, Саймон Барон-Коэн: “Маркеры суицидального риска для аутичных взрослых”

теги: 

научные исследования,

научные статьи,
сопутствующие заболевания и проблемы

Предыдущие исследования продемонстрировали высокие показатели суицидальности при состояниях аутистического спектра (САС), но работ, раскрывающих причины этого, недостаточно. Многие факторы, характерные для аутичных взрослых — такие как депрессия или безработица — накладываются на известные маркеры суицидального риска в общей популяции. Однако оставалось неясным, существуют ли уникальные для САС маркеры риска, требующие новых адаптированных стратегий профилактики самоубийств.

Результаты нашего исследования подтверждают ранее выявленные высокие показатели суицидальности при САС и показывают, что диагноз САС и самодиагностированные аутичные черты в общей популяции — независимые маркеры суицидального риска. Это предполагает, что существуют уникальные факторы, связанные с аутизмом и аутичными чертами, повышающие риск суицида. Маскировка и неудовлетворённые потребности в поддержке, по-видимому, являются маркерами суицидального риска, уникальными для САС. Несуицидальные самоповреждения, безработица и проблемы психического здоровья — маркеры риска, которые наблюдаются и в общей популяции — судя по всему, значительно чаще встречаются в аутичном сообществе. Обсуждаются выводы, способствующие пониманию и профилактике суицидов при САС.

Что понимается под аутизмом в настоящее время?

В 2013 году была опубликована пятая версия “Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам”. В нём имеется только одно “расстройство аутистического спектра”.

Теперь, независимо от симптомов, каждый человек с диагнозом “аутизм” подпадает под этот единственный диагноз. Три уровня аутизма вместе с такими дескрипторами, как “невербальный”, призваны сделать диагностику проще и понятнее.

Но это не означает, что мы перестали использовать старые или неформальные термины — некоторые из них яснее, чем “расстройство аутистического спектра, уровень II”. Действительно, даже врачи и другие специалисты могут в речи использовать такие термины, как “синдром Аспергера”, а новый код спектра аутизма — для выставления счетов.

Добро пожаловать в сложный мир многих аутизмов.


Что такое “синдром Аспергера”?

Синдром Аспергера описывает людей, находящихся на самом высокофункциональном конце аутистического спектра. Этот термин, как и диагноз, удалён из “Диагностического руководства” в 2013 году, но практически все в аутичном сообществе продолжают его использовать, так как этот термин полезен при описании конкретной группы людей.

У людей с синдромом Аспергера речь, как правило, развивается так же как и у типично развивающихся детей, однако у них присутствуют значительные трудности в социальном взаимодействии.

Эти трудности становятся всё более очевидными по мере взросления и роста социальных ожиданий. Поскольку люди с синдромом Аспергера зачастую довольно умны, но при этом “с причудами”, расстройство иногда называют “синдромом гика” “или “синдром маленького профессора”.

Основные моменты:

  • Синдром Аспергера больше не является валидным диагнозом.
  • Термин “синдром Аспергера” использовался и до сих пор часто используется для описания людей с “высокофункциональным аутизмом”.
  • У большинства людей с симптомами синдрома Аспергера интеллект нормальный или выше среднего, сильные вербальные навыки и значительные трудности в социальном взаимодействии.
  • У многих людей с синдромом Аспергера значительные сенсорные проблемы.
  • Симптомы синдрома Аспергера теперь обозначаются как “расстройство аутистического спектра, уровень I”.

Рекомендации для родителей детей с СДВГ

Провести диагностику, поставить диагноз и назначить грамотное лечение симптома дефицита внимания может только квалифицированный врач. Но выздоровление ребенка во многом зависит от его родителей. Прежде всего, они должны принять своего малыша и осознать, что его поведение является не результатом воспитания, а следствием болезни.

Чтобы устранить СДВГ симптомы, специалисты рекомендуют в домашних условиях придерживаться таких поведенческих стратегий:

Составить режим дня и строго ему следовать

Очень важно, чтобы ребенок спал достаточное количество времени. Не выспавшийся ребенок становится более капризным, агрессивным, утрачивает способность к концентрации внимания.
Следить за питанием ребенка

Многие исследователи утверждаются, что СДВГ симптомы зависят от того, что включено в ежедневный рацион малыша. Дети, страдающие синдромом дефицита внимания, часто испытывают недостаток в омега-3 кислотах. Поэтому морская рыба должна быть обязательной частью детского меню. Можно давать ребенку рыбий жир или поливитаминные комплексы, содержащие магний и витамины группы В. Эти микроэлементы также снижают симптомы СДВГ. Кроме того, необходимо исключить из рациона продукты с высоким содержанием глютена (злаковые культуры), казеина (молоко) и полисахаридов. Углеводы должны поступать в организм из фруктов и овощей, а от употребления конфет, картофеля, риса и мучных блюд лучше всего отказаться. Диета малыша с синдромом дефицита внимания должна включать большое количество мяса, яйца, бобовые, орехи и сыр.
Организуйте пространство детской комнаты таким образом, чтобы все вещи ребенка имели определенные места. Малыш будет реже их терять. В разных источниках описываются СДВГ симптомы, и одним из наиболее устойчивых называется неспособность к организации. Это очень осложняет процесс социальной адаптации ребенка. Четкая организация пространства немного облегчит малышу жизнь.
Во время проведения занятий следует устранить все отвлекающие факторы. Обязательно выключите телевизор, компьютер, радио и т.д. Ребенку, у которого проявляются основные симптомы СДВГ, сложно концентрироваться. Поэтому родители должны позаботиться о том, чтобы ему ничего не мешало.
Давайте ребенку право выбора. Когда он одевается, предложите два комплекта одежды, во время приема пищи – несколько видов блюд. Но количество вариантов не должно быть слишком большим – в противном случае это может привести к развитию эмоциональной и сенсорной перегрузки.
Во время беседы с ребенком старайтесь давать точные указания. Все инструкции должны содержать минимум информации. Необходимо воздерживаться от уговоров и угроз.
Ставьте перед малышом реалистичные задачи, чтобы он смог с ними справиться. За успехи ребенка обязательно нужно поощрять. Используйте наглядные материалы для отображения его достижений.
Помогите малышу найти занятие, в котором он мог бы достичь успеха. Это позволит развивать навыки социального общения, а также повысит самооценку вашего ребенка.

Преодолеть ребенку симптомы СДВГ могут помочь его родители – без их участия даже самая хорошая терапия будет малоэффективной. Лучшим средством от большинства психологических расстройств у детей является любовь, поддержка и понимание самых близких людей – мамы и папы!

Что такое “высокофункциональный аутизм”?

Как и “лёгкий аутизм”, высокофункциональный (иногда сокращают до ВФА) — это широко распространённый придуманный термин, а не официальный диагноз. В определённый момент (до 2013 года) этот термин использовался для отличия “аутизма” от “синдрома Аспергера”.

До 2013 года специалисты проводили различие так: у людей с ВФА присутствовала задержка речевого развития, а у людей с синдромом Аспергера речевое развитие шло нормально. В настоящее время диагноза “синдром Аспергера” нет, что делает различие спорным.

Основные моменты:

  • Высокофункциональный аутизм, как и лёгкий аутизм, похож на синдром Аспергера и теперь именуется “расстройством аутистического спектра уровня I”.
  • В отличие от тех, кому был поставлен диагноз “синдром Аспергера”, речь у людей с ВФА развивается медленно и своеобразно.
  • Высокофункциональный аутизм (как и синдром Аспергера, и лёгкий аутизм) — явная и значительная инвалидность, порождающая проблемы в социальном взаимодействии, сложности с соответствием требованиям образовательных учреждений и ожиданий в рабочем коллективе, и даже с проведением досуга.

Диагностика и коррекция

Расстройство аутистического спектра бывает разных форм, зависимость от которых выражается в склонности к однотипным действиям, повышенной возбудимости, замкнутости, вспышках гнева, слабой обучаемости и проблемах с координацией. При этом каждый случай индивидуален, и его нужно правильно диагностировать, с чем на постсоветском пространстве пока проблемы. Врачи иногда путают аутизм с ДЦП, отсталостью в развитии и не только.

До трёх лет у Тимофея не было никаких проблем. Он развивался нормально, всё по графику, как у обычных детей. Но, когда мы отдали его в детский сад, и он оказался в обществе сверстников, воспитатель сказала мне, что он играет сам, никому не даёт свои игрушки и ни с кем не хочет идти на контакт. Даже когда воспитатель подходил к нему и что-то просил, он не отвечал, хотя умел говорить. Она даже удивилась, когда увидела, как мы с ним разговариваем, и сказала, что не знала, что наш ребёнок умеет говорить.Для Тимофея смена обстановки была шокирующей, и тогда все его проблемы вылезли наружу. До этого его в основном окружали взрослые, которые всё за него делали. А тут он пришёл в детский сад, где дети его о чём-то спрашивали и пытались вовлечь в игру. Соответственно, он не знал, что делать”, – вспоминает Екатерина.

Тимофей на тренировке / Фото Романа Лукьянчикова

После того случая Екатерина начала водить сына по врачам, в основном к невропатологам, но они ничего не смогли толком сказать. Безуспешным был и приём в Институте мозга в Санкт-Петербурге. Общаясь со взрослыми, Тимофей спокойно отвечал на вопросы, демонстрируя свои знания, и врачи говорили, что с ним всё нормально. Заметить изменения в его поведения помогли бы наблюдения за Тимофеем в небольшой детской группе, но такого варианта больница не предусматривает. Впервые аутизм Тимофею диагностировали в Украине.

“Мы прошли комплексное обследование в специальном центре. Тимофею определили уровень IQ, мы сделали МРТ и ЭЭГ. Нам сказали, что академические навыки у него завышены, и он знает больше, чем другой ребёнок в его возрасте. Но социальная сфера у него как у пятилетнего ребёнка, даже может быть четырёхлетнего, – рассказывает Екатерина, – В садике нам говорили, что ребёнок необычный, и его нужно перевести на домашнее обучение или в какой-то специализированный сад. Но знакомые специалисты наоборот сказали, что у него нет агрессивного поведения и он, просто говоря, положительный человек, который лишь развивается немножко по-другому. Ему нужно идти в социум, и чем больше людей, тем больше он увидит моделей поведения, которые сможет перенять и реализовывать в жизни”.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий