Что делать, если ребенок кусается: советы психолога

Покусы в детском саду: как быть родителям

В условиях детского сада привычный домашний плач и капризы перестают работать, и избалованные персональным вниманием мальчики и девочки начинают кусаться, царапаться и бросаться игрушками. Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей

Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться

Малыши также могут быть непривычны к шуму, нарушению личных границ, требованиям воспитателей. Ответная эмоция одна и та же — гнев, но в ее выражении происходит замещение более эффективными с точки зрения малыша действиями. И теперь ребенок не плачет, а начинает драться.

Ваш кусается сам

Если ваше чадо может сильно ущипнуть или укусить товарища и вы об этом знаете, заранее предупредите воспитателей. Обязательно предотвратите конфликт, объяснив, что уже работаете над проблемой, но нуждаетесь в педагогическом контроле в дневное время, когда вас нет рядом.

Если инцидент случился впервые и стал для вас неприятным сюрпризом, не спешите ругать конфликтера. Поговорите с ним и выясните, почему ребенок кусает товарища, какой предмет или событие стало поводом для выяснения отношений, было ли это нападение или защита от вторжения чужака в личное пространство.

В остальном выбирайте воздействие в соответствии с приведенной выше таблицей.

Вашего кусают другие

Контролировать себя трудно, но необходимо. Старайтесь реагировать обдуманно и без спешки. Поговорите в первую очередь со своим ребенком. Проясните ситуацию, как и в предыдущем случае. Попросите малыша какое-то время не создавать провокаций. И не настраивайте ребенка против товарища!

С родителями обидчика по возможности не вступайте в конфликт — действуйте через воспитателей. Они более дипломатичны в решении таких вопросов. Полезной может быть и общая для двух семей консультация социального педагога или штатного психолога садика.

Что делать когда ребёнок кусается в детском саду

Когда ребёнок кусается в детском саду советы
психолога, приведенные в статье, помогут вас справиться с подобного рода
поведением.

Во-первых, попробуйте
объяснить малышу в спокойной и доброжелательной форме, что кусать – нехорошо.
Если не подействует – используйте следующие методы:

 Пожалейте пострадавшего малыша в
присутствии обидчика, предложив ему не только извиниться, но и пожалеть друга.
 Не наказывайте ребенка в присутствии
посторонних и уж тем более не используйте при всех физические методы – в данной
ситуации они принесут больше вреда, а ребенок продолжит кусать уже из чувства
протеста (аргументирую я свое поведение словами «ну я же и так плохой»).
 Научите ребенка выражать эмоции через
фразы «Я сержусь на тебя» или «Мне не нравится, что ты…».
 Если ребенок кусается от того, что не
может справиться с положительными эмоциями, например, когда видит своего друга,
помогите ему понять, что дружеские объятия будут гораздо приятнее, что укусы.

Можно также прикрыть
рот ребенка, если видите, что он собрался кого-то укусить, сказав ему, что так
нельзя делать. Данный метод поможет справиться с проблемой, но только спустя
некоторое время.

Главное помните – в
попытке доказать ребенку, что кусаться вредно, важно объяснить ему, что он
поступает плохо и некрасиво, а не то, что он сам плохой. Давайте детям больше свободы, пускай они
двигаются, балуются и играют, проявляя фантазию, тогда эмоциональный фон придет
в порядок и им не придется иными способами выражать свои нерастраченные чувства
и физическую энергию

Ну, а если причина
кроется в недостатке внимания – пересмотрите сложившуюся обстановку в семье.
Знайте, что дети всегда копируют поведение своих родителей (даже если те и не
кусаются в процессе ссоры) и несут свои негативные эмоции от увиденного дома в
окружающий мир (в садик или школу). Постарайтесь почаще быть с малышом, проявляя
заинтересованность и участие в его делах и играх. Обнимайте, играйте с ребенком,
каждый раз напоминая, как сильно вы его любите, интересуйтесь его мнением и
желаниями.

Что делать, чтобы ребенок перестал кусаться?

Укус ребенка хоть и болезнен, но вряд ли причинит существенный вред. Но заразиться от слюны ОРВИ или гриппом тот, кого укусили, вполне может. Кстати, ребенку лет 4-х об этом можно рассказать, объяснить, что из-за него в саду может начаться эпидемия гриппа.

Профилактические меры нужно проводить в возрасте. Когда прорезываются зубы. Нельзя разрешать ему чесать воспаленные десна о руку мамы, для этого есть множество игрушек-грызунков.

Каждый новый случай кусания нужно с ребенком обсуждать: почему это произошло, каким другим способом можно было выразить свою позицию. Речь родителей не должна перейти в длинную нотацию. Ребенок не станет слушать ее и не вникнет в суть проблемы.

Среди советов психологов для контроля ребенка есть и такие, которые касаются родителей. Можно записаться на курсы детской психологии, которые научат понимать причины и других негативных поступков ребенка.

Как правильно наказывать ребенка за кусание? Психологи не советуют его наказывать за это. Он может начать поступать наоборот и на наказания отвечать еще большей агрессией. Все-таки в отношении психически здорового ребенка беседа – самый лучший способ донести до него, что такое хорошо, и что такое плохо.

Почему он это делает?

Для начала нужно понять, почему ребенок поступает именно так.

  1. Физиологическая потребность кусаться. Наблюдается у детей в возрасте от 5 месяцев. Желание кусать и грызть вполне объяснимо – режутся зубки, чешутся и набухают десны, у крохи нет другого выхода, как тащить все в рот и прикусывать как можно сильнее. Это инстинктивное желание. Ребенок не отдает себе отчета в том, что он делает. Обычно «пик» зубных страданий длится до 9–11 месяцев.
  2. Эмоциональные проблемы. Примерно с 1 года чадо кусается вполне преднамеренно. Дело в том, что словарный запас крохи еще крайне мал, а чувств и эмоций хочется выразить не меньше, чем взрослому. Особенно в периоды стресса, ярких впечатлений. Поэтому малыш не находит другого выхода, как прибегнуть к привычному с рождения инструменту контакта с миром – рту.
  3. Поведенческие особенности. С полутора до 3-х лет малыш может кусаться из-за сильных стрессовых ситуаций. Типичный пример – смена обстановки, когда ребенок начинает посещать детский сад. Он испытывает на прочность границы разумного и допустимого и стремится держать ситуацию под контролем. Нередко он кусается в садике, потому что именно так пытается установить лидерство в коллективе ровесников.
  4. Психическое заболевание. Говорить о возможном наличии психиатрического диагноза можно только если ребенок продолжает кусаться в 4 года, 5 лет, в 6-7 летнем возрасте. В этом случае необходима консультация врача- психоневролога.

Кто кусается?

Всенародно известный детский доктор Комаровский уверяет, что кусаться пробуют все дети. Я с этим не соглашусь. Во всяком случае, ни один из моих четверых детей кусаться не пытался. Да и у подруг таких неприятностей не случалось. Но преуменьшать значение проблемы не буду. Лично видела, как в детском саду воспитатель «распекает» мальчика, который покусал двух девочек и нянечку. Картина не из приятных.

Итак, кто же склонен кусаться?

Дети – подражатели. Ребята, которым нравится копировать поведение окружающих. Кусаясь, они могут повторять действия кого-то из группы в детском саду или даже копировать манеры живущего у вас в доме щенка или котенка.

Излишне эмоциональные дети. Мальчики и девочки, которых переполняют чувства, но из-за недостаточной зрелости эмоциональной сферы они просто не могут выразить их как-то иначе.

Дети, которым не хватает внимания и любви

В попытке обратить на себя внимание, такие ребята нередко начинают кусаться и щипать. Причем, если рядом нет никого пригодного для этих действий, то нередко такой малыш кусает себя за руку сам.

Агрессивные дети

Если к 3 годам привычка кусаться не исчезла, несмотря на все старания родителей и воспитателей, это может говорить об отклонениях в развитии личности ребенка. У него высокий уровень агрессии. Требуется обязательная консультация врача, а затем – неукоснительное соблюдение комплекса корректирующих мер.

Дети с дефектами жевательных мышц. Непреодолимая тяга кусаться наблюдается у ребят со слабостью жевательных мышц. Такие малыши долго не могут расстаться с соской-пустышкой, а к 2 годам переключаются на другие объекты, но уже пускают в ход зубы.

Дети из «семей группы риска». Если в семье крик, брань, ссоры — явление нормальное и привычное, то малыш старается подсознательно «убежать» из такого «райского местечка». Он испытывает обиду, недоумение, страх, а часто и ненависть. Кусаться может начать в качестве защиты, не умея распознать свои чувства и найти им адекватный выход.

  • Избалованные дети. Они привыкли, что любая выходка сходит с рук, так почему бы не кусаться?
  • Дети, которым все запрещают. Если дома и то нельзя, и это нельзя, и вообще слово «нельзя» звучит чаще других, дети начинают протестовать. Кусаясь и щипая других, они как бы пытаются вырваться из слишком жестких рамок, установленных им извне.
  • Дети, которым не хватает физической активности. Если двигаться получается меньше, чем хочется, то потребность кусаться становится частично физиологической.
  • Дети, которым просто нравится кусаться.

Поведение на границе нормы

Психологи не устают повторять: «Каждый малыш уникален». Индивидуальный путь развития зависит и от стиля семейного воспитания, и от индивидуальных особенностей физиологии и психики. Даже самые внимательные и заботливые родители могут быть озадачены тем, как чадо выражает эмоции. А ведь именно эмоционально-волевые качества наиболее активно влияют на поведение в раннем и дошкольном возрасте.

Есть важная закономерность: чем старше становится малыш, тем более осознанными и «психологичными» становятся кусание, щипание и желание драться. Например, годовалый младенец не станет нарочно причинять боль, а вот двухлетний сорванец вполне вероятно усвоил, что это эффективный способ достичь желаемого это укусить или ущипнуть другого.

Обратите внимание на таблицу ниже. Здесь собрана наиболее важная информация о том, как и почему дети проявляют агрессию в разных возрастах

И как с ней справляться родителям и педагогам. (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево).

Возраст детейНаиболее вероятные проявления негативных эмоцийФизиологические причиныПсихологические причиныСтратегии поведения взрослых: Э – эффективная Н – неэффективная
3-11 месяцевКапризы, плач, крик, ненаправленное кусание любых предметов поблизости, в том числе собственного телаПрорезывание зубов, болевые ощущенияНедостаток внимания, тревога, ожидание кормленияЭ: Приобретать и применять гели для зубов и прорезыватели Н: Наказание грудного ребенка, игнорирование
1 годУкусы, удары или плач во время игрыПереутомление на уровне нервной системы, ослабление функции торможения в нервной системеИзбыток информации, эмоциональная незрелость, малыш «заигрался» (эмоционально возбужден) и нуждается во внешнем воздействии, помощи взрослого для успокоенияЭ: Уже можно формировать альтруизм в характере младенца с помощью эмоционально окрашенного слова «А-ай!» или «Бо-ольно!» Тон голоса – твердый с некоторой претензией, пока без имитации обиды. Продолжение игры после паузы (торможения нервной системы) Н: Полное резкое прекращение игры, наказание, игнорирование
2 годаУкусы, удары, отбирание и разбрасывание игрушек или еды, капризы, истерики, «плохие слова», щипки, бросание песком и камнями и др.Внутренний дискомфорт, реакции на который ребенок переадресует во внешний мир в виде агрессивных проявлений Задержка психоневрологического развития, приводящая к дисбалансу между требованиями взрослых и возможностями нервной системыНамеренное отрицание правил (протест связан с ранним началом кризиса 3 лет), формирование лидерских качеств через авторитет силы, подражание семейному стилю воспитанияЭ: Продолжаем формировать альтруистичное поведение. Теперь можно имитировать плач и обиду или наделять эмоциями укушенную игрушку, «оживлять» ее и показывать, что значит «извиниться» и «пожалеть». Переключение внимания на ДО укуса. Н: Запрет словом «нельзя», если оно не было ранее знакомо ребенку, физические наказания
3 годаТо же, что в 2 года, но может проявляться как в атаке, так и в защитеОтставание в темпах психоневрологического развития, травмы мозга, головные или иные боли, о которых ребенок не может сообщить. Неуравновешенность и слабость нервной системыКризис 3 лет. Педагогическая запущенность. Страх. Проблемы коммуникативной сферы. Задержка речевого развития. Несформированность волевого контроля эмоцийЭ: Поиск путей выхода из кризиса, перестройка системы воспитания, установление доверительных отношений с детьми. Сказки. Коммуникативные игры. Диалог! Н: Физические наказания, крик, долгие нотации, угрозы, лишения, необоснованные запреты
4 годаЛюбые из приведенных ранееПри нормальной развитой речи, отсутствии неврологических проблем и психопатологий причины – только психологическиеКризис 3 лет. Подражание взрослым! Несформированность коммуникативных качеств. Недосоциализация, низкая адаптация. Педагогическая запущенностьЭ: Коррекционная сюжетно-ролевая игра для моделирования правильных отношений с окружающими Н: Телесные наказания, ограничение основных потребностей, зеркальный ответ
Старше 4 летОбратитесь к специалистам: психологу и неврологу – для установления причин проявления агрессии у ребенка. Родительская школа – также отличный способ преодолеть некоторые ошибки в воспитании

Советы психолога

Часто можно услышать такой совет «А укусите его в ответ. Пусть прочувствует!». Делать этого категорически нельзя. Во-первых, малыш может воспринять это как игру, и начать кусаться с удвоенной силой. А во-вторых, он же берет со взрослых пример, и если маме можно кусаться, то почему же нельзя и крохе?

Задача родителей – как можно быстрее начать пресекать укусы и щипки со стороны ребенка. Для деток более осмысленных, нежели груднички, подойдет метод «Контакт глаза-в-глаза». Присядьте на корточки, чтобы ваши глаза оказались на уровне глаз малыша. Установите зрительный контакт и твердо, но без злобы, скажите чаду: «Так. Делать. Нельзя. Никогда. Ни с кем.» Если малыш попробует кусаться снова, просто лишите его зрительного контакта

Не смотрите на него, как бы он не старался обратить на себя внимание, покажите, что вам неприятно общаться с кусакой

Если ребенок освоил искусство манипуляции (обычно это происходит в 1,5–2 года) и шантажирует родителей с помощью укусов, пресекайте подобное на корню. С маленьким террористом не стоит вступать в договорные отношения.

Если кроха дома – ангел во плоти, а в детском саду прекращается в забияку и кусается, поговорите с его воспитателями. Донесите до них, что малыша не нужно наказывать публично – ставить в угол перед всей группой, громко ругать. Такие действия обычно имеют обратный результат – малыш начнет кусаться еще сильнее и чаще, и делать это будет, чтобы вернуть себе авторитет в коллективе, а заодно выразить протест.

Ругая малыша дома, помните, что осуждать вы должны только поступок ребенка, а не его самого. Как бы вас ни переполняли негативные эмоции, не допускайте веских и обидных слов, не говорите, что ребенок плохой, вредный, злой. Он у вас — самый лучший, а вот его привычка кусаться — действительно плохая и вредная.

Самая частая причина, по которой ребенок кусается и щиплется,— накопление внутренней агрессии. Научите ребенка давай ей выход. Для этого поиграйте в ролевые игры. Разыграйте дома сценку на тему «Как я поведу себя, если у меня в садике отобрали игрушку» или «Что я сделаю, если другие дети не берут меня с собой играть?». Пусть ребенок воспроизводит сложные для себя ситуации, и «отыгрывает» другие возможные решения проблемы, которую он уже пробовал «на вкус».

Что делать, если ребенок обижает других детей или кусается, смотрите в видео Ларисы Свиридовой.

Посмотрите семинар А. Румянцевой, в котором объясняется порядок действий родителей, если их кусает ребенок.

Почему дети кусаются в садике?

Причины, по которым ребенок кусается в садике, могут зависеть от целого ряда факторов, но основной — естественная потребность.

В младшем возрасте рот является главным органом, при помощи которого дети изучают окружающий мир. На том или ином этапе развития кусаются 9 из 10 мальчишек и девчонок. Кто-то начинает делать это в 6 месяцев, а кто-то — в 3 года.

Расскажем подробнее о возможных причинах:

потребность выразить эмоции. Особенно это касается тех малышей, которые пошли в садик до 2 лет. Словарный запас таких детей мал, а некоторые вовсе не разговаривают, а эмоций — целая масса. Поскольку выразить их так, как делают взрослые, кроха пока не может, он прибегает к хорошо знакомому способу взаимодействия с миром — он использует «инструмент» под названием рот;

способ отстоять свои права. Если кроху обидели или отняли у него игрушку, едва ли он может решить конфликт по-взрослому. Он прибегает к тому методу, который ему доступен;

борьба со стрессом. Когда ребенок начинает посещать сад, происходит резкая смена обстановки, что вызывает определенный бунт. Маленький человек начинает пробовать границы, чтобы понять, какие из них можно нарушать, а какие — нет

У одних малышей адаптация происходит быстро, а другие даже через год чувствуют себя в саду плохо (скучают по маме, боятся или не любят воспитательницу и т.д.), что и приводит к регулярным попыткам покусать всех вокруг;

желание привлечь внимание. Когда ребенок кусается, все смотрят на него, ругают, кричат или проявляют другой интерес

Если чаду не хватает любви и внимания в семье, он, скорее всего, попытается привлечь его другими способами, например, регулярным покусыванием всех вокруг;

психическое заболевание. Это касается старшей возрастной группы (4-7 лет), когда другие факторы уже не имеют существенного влияния;

неблагополучная ситуация в семье. Если дома ребенок наблюдает драки, ругань и постоянные конфликты, его психика страдает. Свой страх, недоумение, обиду и прочие негативные чувства он пытается выразить через укусы окружающих;

эмоциональное или физическое перенапряжение. Если кроха устал, он может начать кусаться, чтобы выразить недовольство своим состоянием. К подобным действиям может привести и скука, например, когда на улице неблагоприятная погода, и дети вынуждены долго находиться в замкнутом пространстве;

неправильное воспитание. В основном, дети начинают кусаться когда родители впадают в крайности: либо разрешают абсолютно все, либо, наоборот, держат в чрезмерной строгости.

В большинстве случаев период кусаться приходится на возраст 2-3 года. Как правило, его нужно просто переждать. Хотя бывают случаи, в которых консультация грамотного психолога будет необходима.

Что нельзя делать родителям

В период отучения детей от дурных привычек родители успевают перепробовать массу приемов, в том числе запрещенных.

Секрет воспитания любого ребенка очень прост — действовать нужно последовательно и методично, не перескакивая с одной системы на другую. Выберите одну линию поведения и следуйте ей. Не всегда результат появляется сразу.

Есть дети, которым требуется несколько повторений одной ситуации, чтобы освоить некий опыт. Будьте терпеливы и настойчивы, но избегайте того, чего делать нельзя.

  • Наказание грудничка. Разумный родитель понимает, что ни одно действие новорожденного не совершается «нарочно», «назло», «из чувства мести». Младенец просто живет в соответствии с природными законами, а его тело реагирует так, как написано в генетической программе. Болезненные щипки или укусы — случайность и результат работы несовершенной нервной системы.
  • Резкое прекращение игры. В годик, полтора и даже два такой метод работает против самих родителей. Ребенку еще недостаточно понятна социальная причина «обиды» взрослых. Резкое отстранение мамы от игры и общения создает дополнительную напряженность. В психологии есть два взаимосвязанных понятия — депривация (ограничение) и фрустрация (острое переживание этого ограничения). Молодым мамам полезно знать о них.
  • Политика игнора. Нет в мире животных и человека наказания страшнее, чем игнорирование! Проявление безразличия к потребностям уже подросшего малыша действительно работает. Но в 2-3 года с этим приемом лучше не экспериментировать. Выход — детсад и участие в любой стабильной детской группе.
  • Пустое «нельзя». Запрещающие слова «Стой!», «Нет!», «Нельзя!» знакомы деткам с раннего детства. Обычно эти слова напрямую связаны с обеспечением безопасности. При желании кусаться нарушение безопасности относительно и может быть не совсем понятно ребенку. Лучше использовать конструкцию примерно такого вида: «Не надо кусать (…имя), он может ударить тебя в ответ».

    Тогда предупреждение приобретает необходимый смысл. Но будьте готовы к тому, что чадо проверит, работает ли правило, и получит свой ответный удар.

  • Лишение развлечений. «Я заберу у тебя игрушку/планшет/новое платье, если ты будешь снова кусаться!». Как связаны некорректные эмоциональные реакции малыша с его социальными потребностями? Верно, косвенно! Но даже вы, взрослый человек, вряд ли способны нарисовать логическую цепочку. А уж девочке и вовсе не понятно, чем виновато платье. Еще хуже обстоит ситуация с теми детьми, которых за плохое поведение лишают жизненно необходимого: еды, питья, сна, движения, защиты и информации.
  • Телесные наказания. Речь идет не только о битье ремнем и увесистых подзатыльниках. Семьи практикуют такие приемы, как заклеивание рта скотчем, промывание мыльным раствором или горьким отваром. Даже шлепки по губам можно оспорить и отнести к разряду жестокости.

Секрет правильного наказания одновременно и прост, и очень сложен: наказывает не человек человека. Мама и папа должны всегда оставаться гарантом надежных тылов для малыша. Поэтому наказание — результат нарушения правил, и направлено оно не на ребенка, а на его поведение. Звучит действительно сложно, но в реализации этого принципа нет ничего невыполнимого.

Зеркальный ответ. Если вы не уверены в эффективности приема, лучше не отвечать детям в стиле «око за око». Здесь легко нарушить принцип наказания, озвученный в предыдущем пункте. Родитель не должен демонстрировать некорректное поведение. Лучше правильно проигнорируйте укус — элемент поведения, а не всю детскую личность!

Посмотрите видео, в котором детский психолог Марина Романенко очень подробно делится практическими советами по избавлению ребенка от этой дурной привычки.

Как вести себя родителям «жертвы»?

Категорически нельзя поощрять физическую ответную реакцию. Совет пойти дать сдачи или укусить в ответ только закрепит негативные формы поведения. Что же делать? Объяснять, что ребенок, который укусил или ударил, поступил неправильно, что он пока просто не знает, как вести себя, но обязательно научится.

Подытоживая все вышесказанное, Татьяна Валерьевна перечислила главные ошибки старших, которые хотят исправить ситуацию, но не знают, как сделать это правильно:

  1. «Око за око, зуб за зуб». Такая тактика, может, и работает в волчьей стае, но уж точно недопустима в отношении маленького ребенка. Даже самый безобидный, на первый взгляд, шлепок ничему не учит ребенка, а напротив — показывает ему, что применять силу можно. Наши дети — отражение нас самих. Запомните раз и навсегда, что вы не должны вести себя так, как не хотели бы, чтобы вели себя ваши сын или дочь.
  2. Притворство. Не стоит картинно изображать, что рыдаете горючими слезами. На многих детей это не действует. Они быстро смекают, что к чему, и начинают воспринимать происходящее как любопытный спектакль, которым оно, по сути своей, и является. Так вы добьетесь только того, что ребенок продолжит вести себя плохо, чтобы, так сказать, вызвать актрису «на бис».
  3. Попытки взывать совести. Мамины восклицания «Как тебе не стыдно!» ни к чему не приведут, потому что ребенок пока просто не знаком с этим чувством.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Почему кусаются малыши

Впервые малыши начинают кусаться в грудном возрасте, и происходит это по физиологическим причинам. Когда у ребенка режутся зубки и чешутся десны, желание кусаться является инстинктивным, и этот период детского развития надо просто перетерпеть.

Период до двух лет достаточно труден для ребенка, его словарный запас невелик, и выразить свои эмоции он может только физическими действиями, в том числе и укусами. В этом возрасте родители уже могут реагировать на поведение малыша и пресекать попытки кусаться.

Большую опасность представляет эта привычка в детсадовский период так, как она может быть проявлением агрессии. Дети таким способом решают проблемы общения в коллективе, делают заявку на лидерство и проверяют границы допустимого поведения. Для того чтобы ребенок не привык и в дальнейшем решать проблемы силой, требуется применение воспитательных мер.

Почему кусается ребенок до года? В чем может быть причина? Что делать?

Кусаться могут даже самые маленькие детки. Разумеется, грудничок делает маме больно вовсе не из вредности.

Попытаемся выяснить, в чем кроется причина, по которой кроха грызет все, что попадется на зуб, — будь то погремушка, мамина грудь или папино плечо. Будем разбираться, как взрослым реагировать на происходящее и как донести до ребенка, что его поведение является нежелательным.

Зачем младенец кусается?

  • у малыша режутся зубки, и он таким образом пытается избавиться от болезненных ощущений;
  • ему любопытно узнать, что будет, если укусить кого-либо;
  • чтобы испытать новые ощущения;
  • у крохи есть потребность в орально-моторной стимуляции;
  • ребенок подражает другим детям или старшим членам семьи;
  • так он чувствует себя сильнее;
  • ему не хватает внимания;
  • он испуган и таким образом пытается защититься от потенциальной опасности;
  • он голоден, устал, хочет спать и не видит другого способа сообщить об этом;
  • он злится, стесняется, боится, растерян, но пока не знает, как выразить такие сложные эмоции.

Как вести себя родителям?

Татьяна Ивойлова объясняет, что для младенца совершенно естественно пытаться исследовать окружающий его мир любыми доступными для него способами. В ход идут пальцы рук, глаза, нос, зубы в конце концов. Задача взрослых — помочь ему определить, что можно попробовать на зуб, а что — не стоит.

Очень хорошо работают принципы бихевиоральной (поведенческой) терапии:

Способ №1. Вскрикните от боли, но постарайтесь, чтобы это выглядело и звучало естественно. На это реагируют практически все за редким исключением. Если не помогло — попробуйте игнорирование. Как показывает практика, дети не любят, когда их не замечают.

Способ №2. Покрепче прижмите малыша к груди, чтобы он выпустил сосок. Если он прекратил кусаться — поощрите его поведение лаской. И наоборот — если кроха продолжает «безобразничать», не гладьте и не улыбайтесь ему в ответ.

Способ №3

Если ребенок делает больно во время кормления, стоит на время прекратить процесс, осторожно вставив палец между зубками, чтобы освободить сосок

Способ №4. Спрячьте грудь под кофтой и серьезным голосом скажите, что вам больно. Если видите, что крохе все равно, отвернитесь, чтобы он не мог смотреть в ваши глаза.

Даже самый маленький ребенок в состоянии установить связь между своими действиями и вашей на них негативной реакцией. Если он расстроится и заплачет — успокойте (грудь не давайте!).

В Интернете можно прочитать совет от мам «со стажем» — укусить ребенка в ответ, чтобы показать, что это больно. Детские психологи выступают категорически против таких методов.

pixabay.com &nbsp/&nbsp

Как реагировать на то, что ребенок кусается

Эти меры вы можете предпринять, основываясь на ваших догадках о причине кусания ребенка.

Если вы считаете, что ребенок кусается из-за недостатка языковых навыков, вы можете:

  • облечь в слова, то, о чем возможно он думает (например: «Маша, ты тоже хочешь покататься на трехколесном велосипеде? Спроси Аню — «Можно мне покататься?»)
  • помочь ребенку научиться выражать свои эмоции корректно (если он зол, скажите: «Коля, ты очень зол! Ты очень, очень расстроен». А затем предложите способы справиться с этими чувствами, например, изобразить льва и рычать, рвать газету, попрыгать, ударить диванную подушку или сделать что-то еще, что вы считаете приемлемым)
  • поощряйте ребенка, когда он с помощью слов выражает свои желания и чувства: «Ты попросил у меня мыльные пузыри, вместо того, чтобы выхватить их. Молодец, держи».
  • позвольте вашему малышу делать выбор в некоторых ситуациях (например, что носить или с кем играть); таким образом, у ребенка появится чувство контроля и это может уменьшить частоту укусов.

Если вы считаете, что ребенок легко устает от переизбытка впечатлений, вы можете:

  • выключить телевизор, радио или сделать звук тише
  • избегать переполненных людьми мест, таких, как торговые центры в выходные дни, или детские площадки, если на них слишком много детей
  • планируйте мероприятия, требующие эмоционального напряжения (покупка одежды, посещение врача) на те моменты дня, когда ребенок сыт и хорошо отдохнул
  • если ребенок кусается в детском саду, предупредите воспитателя и других людей, которые остаются с вашим ребенком, о том, чтобы они контролировали поток эмоциональных раздражителей
  • крепко обнимите малыша, если почувствовали, что он перевозбужден, не контролирует себя и возможно начнет кусаться (объятие может помочь ему почувствовать себя собранным и успокоить)
  • создайте у себя в доме «уютный уголок» с подушками, книжками, мягкими игрушками, где малыш всегда сможет спокойно отдохнуть.

Если ребенок хочет посмотреть, что будет, если он укусит, вам надо:

сразу же строгим безэмоциональным (насколько это возможно) голосом сказать «Не кусайся

Когда ты кусаешься, другому больно»; отвлечь внимание от вашего ребенка, к тому, которого он укусил
помочь ему понять причинно-следственную связь: «Ты укусил Сашу, теперь он плачет. Когда ты кусаешься, другим больно

Кусаться плохо».

Если ребенку нужна более активная игра:

  • включите в распорядок дня «активное время» (прогуляйтесь после завтрака или включите музыку, пока готовите обед, и пусть ваш малыш танцует вместе с вами)
  • убедитесь, что в детском саду отводится время для активных игр; нельзя наказывать детей, отнимая у них время активных игр (это может усугубить ситуацию)
  • включите в расписание малыша зарядку, можно делать серию активных упражнений перед ужином или упражнения на растяжку перед сном.

Если ребенок переутомлен:

  • попытайтесь постепенно передвинуть его время отхода ко сну на 30-60 минут раньше; придерживайтесь такого расписания несколько недель
  • введите «тихие часы»; если он не спит днем, пусть отдыхает в кровати, читая или рассматривая книгу, или слушая спокойную музыку
  • избегайте активных игр и потенциально стрессовых видов деятельности в дни, когда ребенок особенно уставший
  • предупредите воспитателя о том, что ребенок плохо спал или устал, чтобы его не вовлекали в активные игры.

Если у малыша режутся зубки, или развиваются жевательные рефлексы, вы можете:

  • дать ему пожевать прорезыватель или прохладную салфетку
  • устраивать перекусы (например, морковные палочки) через равные промежутки времени в течение дня.

В каких случаях следует обратиться к врачу

То, что ребенок в год кусается (или 2 лет) — это нормальное явление, но если после трех-трех с половиной лет такое поведение не прошло, число укусов не уменьшается, а увеличивается, следует обратиться к специалисту. Такой врач установит причину склонности кусаться у ребенка и поможет разработать стратегию для решения данной проблемы поведения.

Помните, что быстро такая проблема не решается, но с течением времени, с вашей помощью ребенок перестанет кусаться и научится другими способами выражать свои желания.

Что ни в коем случае не надо делать, когда ребенок кусается

Не следует пытаться пристыдить или жестко наказывать. Такие меры увеличат страх и беспокойство ребенка, из-за чего проблема может усилиться. Такие агрессивные меры не научат ребенка социализироваться и выражать свои потребности другими способами, нежели укусами.

Укусить малыша в ответ — тоже неправильное решение. Это учит ребенка тому, что кусаться нормально, когда ты злой или расстроенный.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий