Доктор Комаровский о том, что делать с капризным ребенком

Консервативный метод удаления тонзиллитных пробок

Консервативный способ лечения состоит из:

  • Лечения лекарственными препаратами (антибиотики и длительность лечения назначает непосредственно лор-врач. Лечение хронического тонзиллита нужно начинать в момент обострения, а не ремиссии. Как правило, больному назначают препараты «Амоксициллин», «Амоксиклав», «Суммамед», «Азитромицин» и др.).
  • Полоскания горла(отлично подойдут растворы фурацилина, соды, отвары ромашки, зверобоя, череды, из аптечных средств – «Мирамистин», «Ротокан» и др.).
  • Ингаляций (по согласованию с врачом).
  • Промывания лакун миндалин (наиболее эффективный метод удаления гнойных скоплений. Проводится только врачом-оториноларингологом. Промывание осуществляют с помощью шприца или аппарата «ТОНЗИЛЛОР».

При проведении курса промываний значительно улучшается состояние больного, гланды выглядят более здоровыми, очищаются от гнойный скоплений.

При хроническом тонзиллите увеличивается период ремиссии заболевания.

Любовь к традициям и важность режима

Нервная система ребенка еще сохраняет черты ригидности, склонности к инерции. Это выражено не так ярко, как между годом и двумя, особенно когда малыш начинает свободно говорить, но вполне ощутимо. Маленькие дети — большие консерваторы, не любят новшеств в еде, одежде, расположении игрушек и последовательности событий в течение дня. Ребенку этого возраста сложно предложить не только новое, незнакомое блюдо, но и привычную еду в незнакомой посуде.

А во время выходных и отпусков, когда привычный режим сбивается, дети могут вести себя существенно хуже. Это происходит потому, что малыш сильно зависит от степени утомления и количества впечатлений. Это — еще одна особенность возраста 2-3,5 лет. Если малыш из привычного режима жизни выбит по тем или иным причинам, а впечатлений слишком много — он будет вести себя хуже, чем обычно.

И сделать тут ничего нельзя. Влиять на поведение ребенка такого возраста можно, только когда он спокоен, не слишком устал, сыт и не выбит из привычного ритма — в так называемом “зеленом” диапазоне. Но если хотя бы одно из описанных выше условий нарушено, любая попытка воздействовать на ребенка приведет к сложному поведению или истерике.

Как лечить острый гайморит у ребёнка?

Ошибка постановки диагноза чревата рядом осложнений. Чтобы быстро и без осложнений вылечиться, ЛОР направляет пациента на диагностику. Основываясь на симптомах и результатах обследования, специалист определяет: форму (острая или стадия обострения при хронической) и наличие сопутствующих заболеваний. Меры для лечения определяет врач, исходя из возраста, симптомов, этиологии.

Терапия включает:

  • сосудосуживающие капли;
  • противовоспалительные препараты;
  • муколитики;
  • промывание носа;
  • антибиотики и гормональные препараты;
  • оперативное вмешательство.

Капли, сужающие сосуды, применяют с осторожностью, препараты вызывают быстрое привыкание.

Нестероидные противовоспалительные назначают в форме суспензии. Курс необходимо пройти до устранения симптомов. Злоупотребление НВП приводит к скоплению жидкости в верхнечелюстных пазухах, что ускоряет переход гайморита из острой в хроническую форму.

Муколитики используют для разжижения сгустившейся слизистой в синусах при обострениях хроники.

Антибиотики прописывают только при симптомах и лечении у детей заболевания бактериальной природы. Из-за меньшего перечня противопоказаний чаще назначают препараты пенициллинового ряда.

Гормональные ЛС – только при тяжёлом протекании гайморита, которое сопровождается выраженными симптомами острой аллергической отёчности.

При остром протекании гайморита, перед промыванием пазух, необходимо снять воспаление. Чтобы не усугублять отёчность, назначают НВП, не содержащие диклофенак натрия. Для детей оптимальный вариант – «Нурофен». Препарат снимает воспаление, снижает температуру, легко переносится. Промывание должно проводиться только специалистом. Основные методы: «кукушка», ЯМИК-катетер. Перед тем, как начать лечение малыша методом промывания, его психологически подготавливают.

«Кукушка» – слизь вымывают путём создания отрицательного давления в пазухах. В одну ноздрю, шприцом, вводится препарат, с другой – отсасывается шприцом. Противопоказания: возраст до 5 лет, астма, эпилепсия, психические расстройства, периодические кровотечения из носа.

Метод промывания с помощью ЯМИК-катетера – альтернатива пункции пазух. В отличие от «кукушки», полностью очищает пазухи. Метод позволяет взять слизь на посев. Доктор подбирает мягкий катетер из латекса нужного размера.

Лечение гайморита у ребенка в домашних условиях методом промывания чревато кровотечениями, вымыванием слизистых, повреждением хрящей. Малыш должен находиться под медицинским наблюдением 30 минут после процедуры.

Пункция (прокол) гайморовых пазух проводится при неэффективности неинвазивных методов промывания или невозможности их применения из-за анатомических особенностей носовой перегородки. Метод позволяет очистить синусы, взять слизь на исследование.

Контакты со сверстниками

Между 2-3 годами у ребенка начинает проявляться устойчивый интерес к ровесникам, их играм, поведению. Ребенок выделяет кого-то из детей, называет их своими друзьями. На мой взгляд, в этом возрасте очень полезно посещать занятия, на которых дети присутствуют вместе с родителями. Это будет иметь максимальный развивающий эффект, потому что возраст отделения от мамы еще не наступил.

Дети чаще всего в это время играют не вместе, а около друг друга, с большим интересом посматривая в сторону ровесников. Это первая стадия совместной игры, и действия других деток стоит ребенку комментировать, объяснять. Это поможет ему в дальнейшем разбираться в поведении и отношениях других детей.

Подведем итоги:

Когда ребенок плачет или кричит, не думайте, что его можно моментально «выключить». Эмоциональные процессы в этом возрасте инертны.

Пользуйтесь любыми возможностями переключения внимания — это золотой ключик в воспитании ребенка этого возраста.

Советы психолога

Не предъявляйте к ребенку завышенных требований. Его внутреннее ощущение того, что он не справится с вашими ожиданиями, сопротивление требованиям, исполнить которые он пока в силу возраста не может, вызывают ответную реакцию, проявляющуюся именно истерикой и детскими капризами.

Научите ребенка проговаривать свои эмоции и чувства. Для этого с самого раннего возраста следует показать ребенку, как это делается и регулярно практиковать простые упражнения. «Мне обидно, потому что у меня не получается нарисовать слона», « Когда идет гроза, мне очень страшно», «Когда я боюсь, мне хочется спрятаться» и так далее. К трем – четырем годам это поможет сформировать у ребенка привычку говорить словами о том, что ему требуется, что его не устраивает, а не закатывать истерики с криками и воплями.

Гнойные образования и хронический тонзиллит

При хронической форме заболевания воспаление в миндалинах полностью не исчезает, а лишь на время затихает. Бактерии все время присутствуют в лакунах миндалин, не прекращается и усиленное образование большого числа лейкоцитов. Поскольку хроническая форма характеризуется отсутствием ярко-выраженных признаков болезни, появление гнойных пробок проходит незаметно для больного. Лейкоциты окружают бактерии, появляется гнойное образование. По прошествии времени в них накапливаются вещества, содержащие кальций и магний. В итоге пробки затвердевают.

Среди причин образования пробок можно выделить:

  • болезни носовой полости, имеющие хронический характер (например, гайморит) — часть бактерий из носа непременно попадает в горло;
  • отсутствие  правильной гигиены полости рта — здесь бактерии присутствуют постоянно и при снижении иммунитета попадают в миндалины, остатки еды также могут застрять в лакунах  и стать «материалом» для затвердевания гнойных масс;
  • слабый иммунитет — человек не в силах справиться с инфекцией самостоятельно, и болезнь приобретает затяжной или хронический характер;
  • повреждения гланд — в ранку легко может попасть инфекция. Часто именно места повреждения становятся локацией нового гнойного образования.

Как перехитрить капризулю?

Большинство родителей пытается отучить своих малышей капризничать. Существует несколько способов перехитрить и успокоить маленького капризулю:

Поговори со мной, дружок! Когда все доводы исчерпаны, а ребенок еще капризничает, попробуйте подключить подставное лицо. Любимая игрушка малыша – лучший помощник. Возьмите в руку зайчика или мишку, заговорите от его имени: «Привет, малыш! Ты такой грустный! Мне тоже грустно, пойдем гулять?» После пары предложений малыш начнет прислушиваться. Это самый легкий способ прекратить капризы двухгодовалого ребенка. Меняйте тему. Если вы чувствуете, что назревает протест и малыш отчаянно не хочет что-то делать, не нужно бороться, лучше просто смените тему. Спросите у малыша, с кем он играл на площадке, о новых друзьях, интересных куличиках, вспомните про собаку

Пары минут увлеченного разговора достаточно, чтобы переключить внимание, а потом снова вспомнить о водных процедурах. В роли маминого помощника может оказаться игрушка, которая развеет капризное настроение малыша

В роли маминого помощника может оказаться игрушка, которая развеет капризное настроение малыша

Альтернативные методы

Когда стандартные способы успокоить малыша не помогают, можно попробовать что-нибудь новое. Есть и альтернативные методы предотвратить истерики:

  1. Все наоборот. Наилучший способ угостить малыша чем-нибудь полезным – сказать, что есть это никак нельзя. Например, как угостить ребенка рыбкой? Под любым предлогом заманить чадо на кухню и сделать вид, что вы его не замечаете, но при этом что-то едите. Увидев малыша, спрячьте тарелку. Такие действия наверняка заинтересуют ребенка и проявят интерес к еде. Хотите повести ребенка в парк – говорите, что в парк сегодня никак нельзя. Так вы сможете предупредить капризы своего ребенка.
  2. Праздник непослушания. Тяжело постоянно жить под запретами. Время от времени устраивайте ребенку праздники. В один из выходных сообщите ребенку, что сегодня он может делать все что угодно. В этот день согласуйте с ребенком меню, время и место прогулки, по возможности подарите небольшой презент. Вечером поговорите с малышом по душам, спросите, понравился ли ему сегодняшний день. Пообещайте устраивать такие праздники один раз в неделю, но при условии, что в остальные дни малыш будет слушаться (рекомендуем прочитать: почему ребенок не слушается и что делать?). Капризы маленького ребенка будут становиться более редкими .
  3. Бои подушками. Капризный ребенок не может выплеснуть негативные эмоции. Если выхода из ситуации нет, вызовите ребенка «на бой» Для этого понадобятся 2 небольшие подушки или мягкие игрушки. С помощью пятиминутной «драки» малыш выплеснет агрессию, все обиды будут забыты.

Следуя этим правилам и ориентируясь на настроение малыша, мама всегда сможет договориться с маленьким капризулей. Справляться со вспышками упрямства в самом начале гораздо легче, чем успокоить чадо после истерики.

Профилактика.

Чтобы избежать опасных последствий с детским здоровьем, не забывайте прививать малыша согласно календарю прививок, в частности проводить вакцинацию от дифтерии.

Вовремя лечите заболевания дыхательных путей. Обращайтесь к врачу на ранней стадии, когда с болезнью можно справиться быстро и без осложнений.

Закаляйте ребёнка, в том числе применяйте местное закаливание горла: даже мороженое, съеденное маленькими порциями, будет на пользу местному иммунитету. Чаще гуляйте на свежем воздухе, приучайте малыша к спорту и физической активности.

Поддерживайте в помещении оптимальный уровень влажности и температуры.

Избегайте людных мест в период эпидемий. Если же избежать этого не удалось, тщательно мойте руки малышу и промывайте его носовые ходы солевым растворам.

Вроде бы несложные правила, но соблюдая их, не придётся лечить серьёзные заболевания.

Если же вы или члены вашей семьи всё-таки заболели, не занимайтесь самолечением, а лучше приходите в нашу лор-клинику. Мы лечим взрослых и маленьких пациентов от трёх лет.

Чтобы записаться на приём, звоните, пожалуйста, по телефонам: +7 (495) 642-45-25; +7 (926) 384-40-04.

Мы вам обязательно поможем!

Откуда берутся капризы?

Если ребенок часто психует и капризничает, на то может быть несколько причин:

  • Он плохо себя чувствует, испытывает недомогание.
  • Он переутомляется, испытывает стресс (особенно если капризы повторяются в вечернее время суток).
  • Он плохо воспитан, он устраивает истерики потому, что привык именно так получать желаемое.

Доктор Комаровский считает, что любое чрезмерное проявление капризности направлено, в первую очередь, на родителей. Если у малыша есть зрители, на которых его истерика действует, он будет пользоваться этим «оружием» каждый раз, когда ему что-то понадобится или его что-то перестанет устраивать.

Желательно, чтобы подобной тактики придерживались все члены семьи, включая бабушку и дедушку. Комаровский подчеркивает, что дети становятся тиранами и манипуляторами практически сразу после того, как понимают, что с помощью истерики они могут добиться того, что им запрещается.

Ребенка рвет: что делать?

При появлении рвоты у ребенка отнеситесь к его состоянию очень внимательно, постоянно наблюдайте за ним. Если вам кажется, что нужно обратиться к врачу, вызовите педиатра на дом.

Если ребенок хорошо себя чувствует, продолжает кушать и по-прежнему играет, как ни в чем не бывало, возможно, рвота была вызвана несварением желудка или другими незначительными проблемами в животе. Но если вы замечаете, что малыш ведет себя необычно, стал раздражительным и отказывается от еды, рвота может быть связана с серьезным заболеванием, и вам стоит обратиться за медицинской помощью. Кроме того, обратитеськ педиатру, если:

  • у ребенка многократная рвота;
  • ребенок теряет большое количество жидкости (попытки напоить его вновь вызывают рвоту), вы заметили признаки обезвоживания;
  • ребенок вялый, раздражительный, отказывается от еды, что для него не свойственно;
  • малыш жалуется на сильную боль в животе;
  • ребенка беспокоит головная боль или боль в шее.

С помощью сервиса НаПоправку, вы сможете легко выбрать клинику, где можно вызвать на дом педиатра.

Самое главное что вы должны сделать до прихода врача, если у ребенка рвота, это обеспечить ему достаточное питье. Для маленьких детей хорошим средством для восполнения потерь жидкости будет грудное молоко. Продолжайте чаще кормить ребенка грудью, если у него рвота. Детям более старшего возраста можно давать воду, разбавленные соки или нежирное молоко. Пить нужно небольшими глотками. Если у ребенка есть диарея (понос), то фруктовые соки не рекомендуются.

Проконсультируйтесь с врачом, можно ли давать малышу растворы для пероральной регидратации. Растворы для пероральной регидратации — это лекарственные препараты, которые продаются в аптеке в виде порошка солей и сахара в определенном соотношении. Перед употреблением порошок разводится водой. Растворы для пероральной регидратации позволяют восполнить дефицит солей и жидкости в организме. Прочитайте подробнее о признаках и лечении обезвоживания.

Обязательно обратитесь к педиатру, если вы не смогли справиться с обезвоживанием даже с помощью растворов для пероральной регидратации. Особенно внимательно относитесь к детям, у которых рвота развивается на фоне повышенной температуры. Потеря жидкости и жар могут привести к судорогам и повреждению нервной системы.

Инфекционные заболевания

Необычно продолжительный для ребенка плач или, наоборот, вялость, отказ от еды у детей любого возраста часто являются первым признаком развития инфекционного заболевания. Так это или нет, становится очевидно буквально через несколько часов: может начать подниматься температура, появятся кашель или насморк. Для малышей, которые еще не могут ни сказать, ни показать, что у них болит, громкий плач может являться признаком начавшегося отита. Если болят уши, может не быть ни повышенной температуры, ни других признаков простуды, подозрение вызовет именно резко изменившееся поведение: ребенок неадекватно капризничает, трясет головой, иногда резко вскрикивает, начинает плакать при перемене положения головы, отказывается есть, поскольку это провоцирует боль. В такой ситуации следует обязательно вызвать врача.

Дифференциация плача: залог формирования социальных навыков

Любая мама знает, что малыш может плакать по-разному. Определенным образом он сигнализирует о том, что хочет есть, промок или просто соскучился. Обычно плач «дифференцируется» спустя несколько месяцев после рождения. Однако происходит это только в том случае, если ребенок не плакал в одиночестве.

Если родители не реагируют на плач, у малыша просто не возникает необходимости пытаться донести до мамы и папы определенную информацию.

Реакция родителей – самое важное для ребенка

В противном же случае ребенок будет пытаться как можно скорее объяснить, чего именно он хочет. А значит, он будет плакать по-разному. Конечно, это не значит, что ребенок сознательно «выбирает», как именно ему нужно поплакать: связь между издаваемыми звуками и поведением родителей закрепляется на подсознательном уровне. Однако ребенок усваивает, что от его поведения будет зависеть реакция окружающих. Например, если ребенок резко начинает плакать, издавать громкие звуки, это может обозначать, что он промок, а если тихонько хнычет — хочет общения

А это очень важно для дальнейшего социально-психологического развития

Коммуникация с ребенком – это самое важное

Обнимите ребенка, поговорите с ним, убедитесь в том, что ему не нужно поменять пеленки или не пришло время поесть. Не игнорируйте коммуникацию с ребенком даже в том случае, если вы очень сильно устали: так вы сможете воспитать гармоничную личность.

Адаптация в обществе

Дети, как известно, по своей природе жестоки, поэтому ребенку с явными проявлениями гиперкинеза адаптироваться в новом коллективе будет весьма проблематично. Но он ведь не виноват в том, что нервный тик случился именно у него

В общении со взрослыми ему очень важно чувствовать толерантное отношение

А если дома на этой теме постоянно заостряют внимание, одергивают малыша, считая, что он делает это намеренно, ситуация лишь усугубляется

 Родители должны быть всецело на стороне ребенка, причем он это должен чувствовать не только на словах. Вот как это должно выглядеть: 

все разговоры о нервных расстройствах, в том числе и тиках, должны быть под запретом, тем более в присутствии малыша.
не акцентировать внимание на проблеме, вести себя свободно и естественно.
провести разъяснительную беседу с преподавателями или воспитателями коллектива, который посещает ребенок, призвать их к содействию.
подобрать малышу подходящее занятие для проведения досуга. Приветствуются одиночные виды активного спорта, например, лыжи или плавание.
обеспечить полноценное и разнообразное питание

В период переходного возраста организм подростка непредсказуем, к тому же претерпевает гормональные изменения. Если на этом этапе еще и обнаруживаются нервные тики, то это вообще может обернуться личной трагедией. В первую очередь страдает самооценка, ребенок замыкается в себе, не желает ни с кем общаться, а зацикливается лишь на своем недуге.

Задача родителей – вовремя рассмотреть угрозу и принять все меры по их устранению. Даже если тики не прошли сами собой, есть все шансы, что от них поможет избавиться правильно подобранная терапия или медикаментозное лечение. В любом случае можно и нужно стремиться жить полноценной жизнью.

Капризный ребенок: в чем причина?

Ни одно действие ребенка не возникает само по себе – из ниоткуда. Любое действие – это отражение чувств и внутреннего состояния малыша. Основными причинами для излишней капризности обычно являются:

  • Проблемы со здоровьем. Ребенок не всегда понимает, что он болен, голоден или устал. Если он слишком мал или переполнен эмоциями, он не может выразить свое состояние. Этот дискомфорт и выражается в капризном поведении.
  • Излишек опеки от родителей и родственников. Желание оградить кроху от опасностей и различных ошибок нередко приводит к тому, что ребенок полностью теряет необходимость в проявлении самостоятельности. Следствием тотального контроля, сдувания пылинок и традиции все делать за ребенка становится неспособность и нежелание малыша взрослеть. В этом случае, капризность ребенка, как правило, означает его избалованность.
  • Кризис трехлетнего возраста. Резкие перемены в ребенке этого возраста замечают многие мамы. В первую очередь, это вызвано тем, что малыш заявляет о себе, как о личности, и требует для себя свободы. Ребенок начинает бунтовать против гиперопеки, выражая это в силу своих возможностей – то есть, капризностью.
  • Отношения и микроклимат в семье. Поток информации извне, активное общение и новые впечатления – это основная причина усталости малыша. Поэтому дома он ждет спокойствия, стабильности и атмосферы любви между родителями. При отсутствии таковых (ссоры и скандалы, перемены в жизни и пр.) ребенок начинает протестовать. Отсюда и появляется капризность, плаксивость и другие реакции малыша на действительность, которая его не устраивает.

Причины возникновения

Несмотря на бесчисленные и многолетние исследования нервных тиков у детей, прийти к единой точке зрения по поводу провоцирующих факторов врачам так и не удалось. Но среди множества теорий выяснили, что наиболее вероятные – это последствия психотравмирующих влияний. К таковым относятся:

  1. Испуг.
  2. Страх.
  3. Развод родителей или вынужденное расставание с одним из них.
  4. Смена окружения.
  5. Первое сентября. Первые дни пребывания в школе служат для малыша огромным стрессом.
  6. Рождение второго ребенка в семье.

Наследственность также играет не последнюю роль в возникновении тиков. Дети, чьи родители пережили в детстве гиперкинез, имеют намного больше шансов приобрести его тоже.

Нестабильная обстановка в семье или ближайшем окружении, с которым ребенок сталкивается в садике, школе, во дворе, безусловно, является главным провоцирующим фактором. Детские отношения, общение со сверстниками и взрослыми, могут иметь самый разнообразный характер. Часто в них присутствуют и конфликтные ситуации, они и служат отправной точкой нервных расстройств.

Причинами нервных тиков у детей могут быть и органические повреждения головного мозга. Иногда они являются следствием следующих событий:

  • тяжелого течения беременности матери и сложных родов;
  • черепно-мозговой травмы;
  • перенесенного нейроинфекционного заболевания.

Отдельно следует упомянуть, что причины развития тиков могут быть скрыты в нехватке каких-либо витаминов, минералов или микроэлементов. Так как детский организм только формируется и очень неустойчив к внешним воздействиям, то гиповитаминоз способен вызвать нарушения или сбои работы нервной системы.

Замечено, что заболевание протекает волнообразно. Если ребенок находится в спокойном, уравновешенном психическом состоянии, то тикозные движения могут снизиться до минимальных проявлений или не наблюдаться вообще. В то же время любая стрессовая ситуация, страх или тревога, служат толчком к обострению состояния и усилению тиков. 

Управление истериками малыша

Эти почти «штормовые» порывы, взрывы чувств и эмоций одинаково изматывающе действуют и на детей, и на родителей. К счастью, есть тактика, позволяющая разрядить атмосферу на пике.

Специалисты говорят, что во время истерики очень важно, чтобы родители сохраняли спокойствие и не допускали эскалации (прогрессирования) конфликта. Очень важно держать свои эмоции под контролем (и самое время начинать учиться это делать)

В два года дети только пытаются управлять родительскими чувствами, и сейчас важно показать, что делать этого не стоит, и подсказать социально приемлемый способ выражения своих эмоций.

Что делать?

Не повышайте голос, не смейтесь и не противоречьте ребенку в такие моменты. Избегайте зрительного контакта, если вы не уверены в отсутствии оценочного суждения даже во взгляде. Молча подождите, когда ребенок начнет успокаиваться, истерические проявления будут «сходить на нет». Такая тактика дает возможность не закреплять плохое поведение.

По окончании истерики обеспечьте ребенку ощущение, что вы уверены в себе, в ситуации и можете показать, как и что надо было сделать: «Ты хотел взять книжку сам, а стул не смог подвинуть, и поэтому начал сильно злиться. В следующий раз я помогу тебе подвинуть стул, и ты возьмешь книжку сам. Не надо кричать, надо сказать, что ты хочешь достать книжку, а стул тяжелый». Понятно, что не все дети в два года смогут сказать про книжку и стул. Но они могут показать это жестами

А ребенку сейчас важно, что мама и папа понимают его потребности и готовы помочь (но не делать все за него)

Поговорите с ним спокойным тоном, расскажите, как лучше выразить свои чувства, вместо того, чтобы кричать и плакать

Убедите ребенка, что он любим, несмотря на такое поведение, и переключите внимание на другую деятельность

Что происходит?

Когда ребенок катается по полу и стучится головой и всем, чем попало о стены или пол, родители невольно думают, что с ним что-то не так. Но доктор Комаровский успокаивает – это проявление обычной детской истерики.

Психические заболевания, которые сопровождаются такими действиями пациента, редки, и о них не стоит думать, если все время малыш ведет вполне вменяемый образ жизни, он адекватен, но эпизодически с ним случаются такие происшествия.

Причин для того, чтобы закатить родителям истерику, у ребенка обычно бывает много. Это и невозможность в силу возраста рассказать словами о том, что хочется или о том, что беспокоит, и неправильный режим дня, в результате которого кроха заметно утомляется к вечеру и просто не может как-то иначе справиться со своими эмоциональными «качелями», и обычная педагогическая запущенность.

Истерика у годовалого ребенка и малыша младше почти всегда связана с некими нарушениями в его самочувствии, поскольку такие дети еще не умеют. Но уже в полтора-два года такое поведение превращается в отличный инструмент достижения желаемого.

Трудности в общении с братьями и сестрами

В вашей семье появился второй ребенок. Это испытание не только для родителей, но и для их первенца. Нужно помнить, что в эти недели не только папы и мамы приноравливаются к характеру нового члена семьи, но и первенец формирует свое отношение к младенцу. Любой здоровый ребенок при рождении братика или сестрички испытывает дискомфорт, беспокойство и чувство незащищенности. Причина всех этих переживаний – страх, вызванный тем, что он перестал быть главным действующим лицом в жизни родителей. Роль, которая отводится старшему ребенку, весьма сложна, многогранна и ответственна. Очень скоро первенец утверждается в сознании того, что в родной семье его главенство безнадежно утрачено, что он перестал быть уникальным и незаменимым, что к нему относятся более строго, чем к младшему, что от него ожидают непомерно многого, что его считают более компетентным, умным и сильным, что, с одной стороны, лестно, а с другой – влечет за собой требования быть во всем образцом для младшего. Если даже некоторые ощущения старших детей не соответствуют реальности, в абсолютном большинстве случаев дети совершенно правы в своей оценке действительности.

Многие дошкольники и младшие школьники высказывают желание обрести братика или сестричку. Однако, в первую очередь, эта просьба отражает стремление ребенка поскорее вырасти, стать взрослым или хотя бы старшим. Он рисует в своем воображении будущего партнера по играм и более интересную замену мишкам и куклам. Однако, рождение долгожданного братика или сестрички становится жестоким разочарованием для старшего ребенка: предполагаемый партнер по играм оказывается может только кричать и писать в штанишки, а главное, для мамы и папы он перестал быть единственным и уникальным.

Разочарование старшего ребенка, как правило, трансформируется в непослушание, капризы, гнев и агрессию по отношению к новорожденному. Порой объектом агрессии становятся и родители, особенно мама. Родители, в свою очередь, испытывают разочарование в старшем ребенке: не он ли упрашивал – родите мне братика или сестричку? Иногда, правда, поведение первенца может быть, наоборот, слишком ласковое по отношению к сопернику. Но, если внимательно наблюдать за общением детей, можно заметить, что при всем якобы «замечательном» отношении старшего к младшему, первый ребенок всегда норовит «немножко» сильнее прижать младшего, незаметно его ущипнуть или толкнуть. Так проявляется ревность – чувство, которое неизбежно в случае рождения второго ребенка.

В данном случае родители сталкиваются с такими вопросами, как:

  • когда лучше рожать второго ребенка?
  • когда рождается ревность?
  • как усилить преимущества и уменьшить трудности?
  • как отличить игру первенца от его регрессивного поведения?
  • с какими трудностями может столкнуться старший и младший ребенок?
  • с какими трудностями может столкнуться третий ребенок в семье? и т.д.

Консультация детского психолога поможет родителям добиться определенных позитивных результатов в своих отношениях со старшим ребенком и восстановить мир и гармонию в семье.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий