Почему ребенок может капризничать, причины и что делать, советы психологов

Как перестать срывать свой гнев на детях?

На самом деле есть разные способы, но сначала нужно разобраться в причинах. Потому что для каждой причины есть свой метод. Вот 5 основных причин. Какая у вас? С какой вам нужно начать работать? Это первое, что вам нужно сделать – решить, какая проблема для вас самая актуальная. 

Если причина в стрессе, то нужно прежде всего работать с ним. Потому что когда вы «развалитесь», когда вы от усталости заболеете, кто будет заниматься вашим ребенком? Плохим самочувствием ваш организм вам пытается помочь, чтобы вы отдохнули, он сделает все, чтобы вы «слегли», если вы устаете и не позволяете себе отдыхать. Лучше дайте себе время отдохнуть. Это поможет.

Если причина в косвенной агрессии, вы чувствуете злость здесь и сейчас, то не нужно, конечно, срываться начальника, который лишил вас премии, но необходимо проговаривать свои чувства. «Да, я очень сержусь. Я очень злюсь» – скажите сами себе вслух. Это можно и нужно делать. 

Помимо этого, вам может помочь ребенок! После выяснения причины ваших срывов идет второй шаг. Вы можете сказать своему ребенку честно и открыто:

«Ты знаешь, я сейчас работаю над тем, чтобы научиться на тебя не кричать и не срываться

Да, может быть я не сразу этому научусь, мне нужно будет какое-то время, но я сейчас над этим работаю и мне очень важно, чтобы ты мне тоже в этом помогал, потому что я иногда не справляюсь. Поэтому твоя помощь будет состоять в том, что если я начну кричать, если я вдруг начну срываться, я тебе совершенно спокойно разрешаю меня прервать

А каким именно способом, мы с тобой договоримся». 

Дочь одной из моих клиенток называла ее Бабой-Ягой, когда мама начинала на нее кричать. В этот момент мама понимала, что она сейчас выглядит как Баба-Яга. Это ее останавливало и она переставала кричать. 

С другой клиенткой мы договорились о том, что ее сын будет говорить смешное слово «перди-пупник». Когда он его сказал, это разрядило обстановку и мама стала себя контролировать.

Этот метод прекрасно будет работать, но для начала вы должны разобраться с причинами. 

Не менее важно научиться проговаривать свои чувства открыто и честно перед другими людьми, в том числе перед ребенком. Чувства мы проговариваем не для того, чтобы манипулировать им

«Я сказала, что сержусь, значит, сейчас он быстро пойдет делать уроки» – так делать нельзя, будет только хуже. Свои чувства нужно проговаривать, чтобы не кричать, не разрушать своим криком ребенка и самого себя. 

Следующим этапам вы можете дать себе установку для паузы. В любой момент, на любой фразе, если вы чувствуете, что вас «понесло», то можно выйти в другую комнату. Если у вас есть такая возможность, то я вам очень рекомендую начать часто-часто дышать. Как это делают собачки. Такой темп помогает восстановиться, чтобы потом выйти к ребенку уже более спокойным. 

Подытожим: чтобы перестать кричать на ребенка, необходимо прежде всего выявить причину, из-за которой родитель срывается. Только после выявления причины можно подбирать наиболее эффективный метод. 

Важно также проговаривать свои чувства, честно и открыто делиться с ребенком своими переживаниями. 

И последний, но не менее важный этап – научиться давать себе паузу и грамотно использовать ее для снятия накопившегося напряжения.

В конце нашей беседы хотелось бы напомнить взрослым о том, что быть родителем – это тяжелый труд, но одновременно и большое счастье. Так что не отчаивайтесь и постарайтесь научиться жить в мире со своими эмоциями. Тогда и в семье все будет хорошо. 

Если вы хотите, чтобы ребенок полюбил учиться, ему нужна мотивация. Но ребенку сложно самостоятельно обрести мотивацию к такому непростому процессу, как учеба, особенно если до этого он не успевал в школе и учителя от него не в восторге. Как это исправить? Приходите на наш бесплатный вебинар «Как мотивировать ребенка учиться?» Вебинар пройдет 31 марта в 19:00.

Манипуляция родителями

Маленькие дети порой те еще хитрецы – многие из них используют собственные капризы, для того чтобы повлиять на решения взрослых. Будь то покупка новой игрушки или желание задержаться на детской площадке – немало родителей соглашается с ребенком, лишь бы он не плакал.

Конечно же, такой подход вреден, в первую очередь, для самого ребенка. Постоянно получая желаемое через слезы, малыш растет эгоистом, что в дальнейшем плохо скажется на взаимоотношениях с другими детьми. Родители должны ставить определенные рамки, не позволять ребенку манипулировать собой. Это позволит не только вырастить детей послушными, но и научить их договариваться со старшими, отстаивать свою позицию словами, а не слезами и истериками.

Чрезмерные ожидания

Проявляются тогда, когда ребенка наказывают за неудачу, забывая при этом похвалить за успех. Когда ребенка ругают, что он не моет посуду, что не сделал уроки или принес плохую оценку, а когда он моет по собственной инициативе, то это воспринимается как должное.

Кажется, что это и так его обязанность, так и должно быть всегда

Но если мы не похвалили за успех, то у ребенка не отложилось в опыте, что он сделал что-то важное, ценное и полезное, потому что на это никто не обратил внимания

А тогда зачем делать?  

Если же еще и наказываем за ошибки, то у ребенка формируется пассивная позиция: лучше ничего не делать, чем сделать и разочаровать родителя.

Дети 1-2 лет

Кажется, что еще вчера ребенок был милым ангелочком, а сегодня он стал плаксивым и капризным. Здравствуй, кризис одного года. Зачастую именно с этим связаны перемены в поведении малыша.

Это первый возрастной кризис ребенка, с которым сталкиваются родители. Начинается примерно в год-полтора, а заканчивается к 2 годам. Психологи характеризуют этот период как начало становления собственного «Я».

Малыш мало-помалу начинает осознавать себя автономной личностью. У него зарождается целеполагание, когда «я хочу» перерастает в «надо добиться». Любым способом — иногда криками и истериками. Ребенок активно познает мир — когда ему по той или иной причине запрещают это делать, капризы становятся способом добиться желаемого. И да, малыш учится манипулировать родителями. Наблюдает за их реакцией на разные свои действия, прощупывает границы дозволенного

Важно не упустить момент, когда «настоящие» капризы перерастут в способ эмоционального шантажа

Но не забываем, что и сейчас ребенок может капризничать и психовать по совершенно «банальным» причинам — переутомился или заболел.

Понятие

Кризисы детского возраста — это переходные периоды от одного жизненного этапа к другому. Они характеризуются изменением личности, которое обусловлено психологическим развитием. Чтобы обозначать эти новообразования был введен термин «нормативные кризисы развития».

В психологии понятие кризиса объясняется довольно просто. Дети растут скачкообразно, во время всплесков их мозг начинает испускать импульсивные волны. Природа этого явления ученым пока неизвестна, но уже доказано, что одновременно с психическим и физическим развитием в организме ребенка происходят и другие изменения.

Скачкообразные периоды взросления называют кризисами потому, что они представляют собой тяжелое переходное состояние. В это время тяжело не только родителям, но прежде всего — самому ребенку. На самом деле кардинальные изменения, которые с ним происходят, его пугают. В ответ на это он начинает протестовать, стараясь сбежать от изменений. Это приводит к неуправляемому поведению.

Ребенка в 5 лет одолевает непреодолимое желание стать взрослым. Отсюда вытекают следующие последствия:

  1. Подражание взрослым, подглядывание, подслушивание разговоров. Но ребенок пока не может стать «большим», поэтому он разочарован, неуравновешен, зол.
  2. В коре головного мозга происходит активное развитие, и это оказывает влияние на качество и количество эмоций. В 5 лет ребенок еще не может контролировать свои эмоции и выражает их так как есть.
  3. Ребенок уже понимает гендерные различия и старается осознать себя в этом контексте, что зачастую приводит к замкнутости.
  4. В 5 лет малыш уже много фантазирует и не всегда способен рационально объяснять свои чувства и эмоции. Начало осознания себя как личности приводит к каприсам и истерикам.
  5. У ребенка в этом возрасте проявляется интерес к своим сверстникам, но в общении с ними он не всегда получает то что хочет, и это его раздражает.
  6. Малыш начинает понимать, что такое чувство одиночества, так как ему часто некому рассказать о своих эмоциях и чувствах.

Почему возникает кризис

Так почему же они возникают? Прежде всего, потому что у детей появляются новые потребности, а старые формы их удовлетворения уже не подходят, иногда даже мешают, сдерживают, и потому перестают выполнять свои функции.

Давайте поговорим о кризисе одного года, о тех важнейших заданиях, которые решаются на этом этапе. В конце первого года жизни социальная ситуация полного слияния ребенка с взрослым как будто взрывается изнутри. Малыш начинает понимать и разграничивать: я малыш, а он – взрослый, мы – разные. В этом суть кризиса первого года жизни. В этом возрасте ребенок приобретает определенную степень самостоятельности: появляются первые слова, происходит становление навыков ходьбы, развиваются действия с предметами. Но диапазон возможностей для воплощения этого еще достаточно ограничен.

Вот ваш малыш сделал свой первый шаг. Расширилось пространство его существования. Теперь он может самостоятельно путешествовать по квартире и не только, значит, есть возможность находить множество очень интересных вещей, которые просто требуют совершенного изучения и экспериментирования с ними. Но почему-то оказывается, что маме можно пользоваться всеми предметами на кухне, а ребенку – нет. Папе позволяется сколько угодно работать с инструментами, а сыну или дочке опять же запрещают брать в руки гвозди или молоток. Почему? Детское любопытство, желание знакомиться со всем, что встречается вокруг, – это естественная потребность этого возраста. И запреты, которых малыш не понимает, вызывают у него протест, который проявляется плачем, упрямством, неудовлетворением, то есть всем тем, что так удивляет родителей, и получило в психологии название “кризиса”.

Конечно же, каждый ребенок развивается по своему особенному “графику”, потому первые шаги малыш может предпринять и в девять месяцев, и в год и три месяца. Так и первые проявления кризиса часто проявляются в разное время. Но чаще это происходит именно тогда, когда ребенку исполняется год.

Ребёнку требуется ваше внимание

Бывает так, что ребенок постоянно ноет, преследуя желание подольше оставаться маленьким. Это довольно часто встречается в семьях, где есть младшие братик или сестричка

И если до появления маленького ребенка для малыша все было понятно ведь родительская забота и внимание было направлено только для него, то сейчас мир кардинально переменился

И такие перемены воспринимаются как катастрофа. В результате появляется тактика взятия родителей измором – при помощи слез, истерик, всхлипываний и завываний. Здесь от взрослых требуется одновременно мягкость и твердость. Не нужно поддаваться на его «провокации», но вместе с тем необходимо обязательно уделять какой-то период времени днем или вечером для общения только с маленьким капризулей, чтобы он понял, насколько он важен для своих родителей.

Ситуация 4. Ребенок нуждается во внимании

Плач – это один из действенных способов привлечь к себе внимание. Есть дети, которые не умеют по-другому позвать к себе взрослых

Тогда в любой момент, когда они нуждаются в присутствии родителя, начинают плакать. В такие моменты ребенок чувствует себя одиноко и переживает тревогу, что его все оставили

Важно возвращать таким детям ощущение связанности, родства. В таком случае родителям рекомендуется проводить больше времени с детьми:

обнимайте ребенка чаще – дети через тактильный контакт получают признание себя существующими и любимыми;
если вы вынуждены уходить надолго, всегда говорите ребенку, когда вы вернетесь, и возвращайтесь в срок.
обучайте детей разным способам связи

Например, придумывайте совместные ритуалы и неизменно следуйте им. Это создает важное для ребенка ощущение безопасности.

Важно не забывать, что  во время сильного плача у детей часто сбивается дыхание, что затрудняет возможность проявиться эмоции снаружи и как следствие – быть пережитой до конца, а значит и успокоиться малышу сложно

Поэтому обращайте собственное внимание и внимание  ребенка на его дыхание. Это поможет в будущем ему самостоятельно саморегулироваться в моменты интенсивных переживаний

Например, можно сказать плачущему ребенку: «Ты можешь плакать, только дыши». Или: «Давай подышим вместе, чтобы помочь слезкам твоим». Можно также подышать вместе с плачущим ребенком, которому трудно успокоиться.

Кризис полугода (23-28-я недели)

С каждым днем кроха все лучше контролирует свои движения. В зависимости от темпов физического развития он может или тренировать перевороты со спины на живот и обратно, или подниматься на четвереньки из положения лежа на животе, или пытаться присаживаться из положения лежа на спине, или даже осваивать ползание. Психоэмоционально в это время он открывает для себя мир взаимосвязей. Младенец осознает, что мама может быть занята не только им, но и другими делами, и его это серьезно тревожит.

Признаки кризиса:

  • Аппетит становится хуже.
  • Беспокойное поведение, когда рядом чужие люди.
  • Начинает резко реагировать на смену подгузника или на попытки переодеться.
  • Грудь становится способом успокоения.
  • Тревожный плач без повода.
  • Ухудшение сна.

Хочет чего-то добиться

Ребенок-нытик может быть и в 9-летнем возрасте. Чаще всего это случается, если родители вовремя не уделили внимания этой проблеме. Как правило, у таких детей начинается все с 2 – 3 лет – они ноют, плачут, канючат, выпрашивая игрушки. Становясь более взрослыми, они уже приобретают навыки манипуляции чувствами родителей, преследуя ту же цель. Однако запросы уже становятся более существенными – им нужны уже не игрушки, а дорогой телефон, прогулка после школы, прочее. К тому же при игнорировании проблемы к ней может прибавиться вредность подросткового периода и обидчивость, что со временем может привести к более серьезным последствиям.

Что такое регресс сна?

Когда наступает регресс сна, его можно легко определить по резкому ухудшению качества ночного и дневного сна. Физически малыша ничего не беспокоит, все внешние факторы налажены, режим дня настроен на отлично. Другими словами, сон портится без явной на то причины.

Как понять, что регресс сна наступил:

  • Ребенка словно подменили, он не хочет жить по прежнему режиму.
  • Отказывается укладываться привычным способом.
  • Игнорирует сложившийся режим дневного сна.
  • Ухудшается качество ночного сна, малыш начинает часто просыпаться, ему нужна помощь мамы, чтобы продлить сон.

Регресс сна может длиться от 2 до 6 недель. Чтобы помочь малышу преодолеть этот этап, необходима поддержка и помощь со стороны родителей. Уделяйте крохе больше внимания и ласки, чем обычно, и тогда регресс пройдет гораздо спокойнее.

Причины


Подрастающий кроха приобретает больше интересов и желаний. И они не всегда сходятся с мнением родителей. Вот здесь-то и происходит столкновение. Ребенок отстаивает свои позиции доступным методом — истерикой. Если же у него ничего не получается, дошкольник начинает нервничать еще больше.

Причины капризов различны:

1. ошибки взрослых в воспитании; 2. вмешательство родителей в интересный процесс, которым занято чадо; 3. чрезмерная строгость, либо излишняя опека; 4. желание малыша подражать взрослым; 5. следствие переутомления или болезни; 6. недосыпание или голод; 7. попытка чего-то добиться от родителей; 8. стремление восполнить недостаток внимания; 9. желание выразить свои чувства; 10. проблемы с нервной системой.

Если с малых лет взрослые будут правильно реагировать на детские истерики, то в скором времени их удастся прекратить.

Истерики в 4-5 лет


Практически всегда именно родители виноваты в том, что кроха много капризничает. Ведь взрослые не всегда четко устанавливают допустимые границы в поведении своего отпрыска. Если перед ним отсутствуют конкретные рамки, расставить их сам малыш, естественно, не может.

Зачастую провокатором истерик выступает один из родителей или родственники старшего поколения. Ребенок быстро понимает, что если папа что-то запрещает, то добиться желаемого можно у бабушки или мамы. Взрослые должны договариваться между собой, чтобы избрать единую тактику поведения, иначе в воспитании ребенка особых успехов достигнуть не удастся.

Чадо должно знать обо всех запретах, установленных правилах, имеющихся требованиях. Кроме того, следует разъяснить, что за тот или иной проступок его ждет определенное наказание. Таким образом, у кроха всегда будет выбор: совершать шалости и оставаться наказанным, либо проявлять послушание и получать что-нибудь в знак поощрения.

Ребенок устраивает истерики в детском саду

В 4-5 лет малыш, посещающий дошкольное образовательное учреждение, плачет и капризничает осознанно. Тем самым он реагирует на отношение к нему социума. Кроха сравнивает себя со сверстниками, не хочет ни в чем им уступать. Особенно в материальных ценностях. Многим детям свойственно завидовать друг другу, желать такую же игрушку или аксессуар. Истерика выражает сиюминутную прихоть дошкольника. Потакать капризам юного манипулятора нельзя. Иначе раз за разом желания будут только увеличиваться. Даже если у родителей достаточно денег на покупку любой вещицы, которую требует чадо, засыпать его каждый день подарками не слишком разумно.

В 4-5 лет с малышом можно и нужно беседовать, обсуждать различные жизненные обстоятельства, объяснять сущность и значение денег. Ребенок должен понимать, что его родителям бесплатно ничего не достается, что желаемую игрушку можно получить только на праздник или как поощрение за примерное поведение.

Также важно учить кроху общению в коллективе, налаживанию дружеских отношений. Имеющуюся у другого ребенка вещь можно попросить на время, либо обменяться

Если дошкольник чрезмерно стеснителен, с комплексами необходимо начинать бороться еще в детском саду, чтобы к школе застенчивость и робость ушли. Ведь такие качества — не лучший спутник маленького человека.

https://youtube.com/watch?v=y-5Pwpn5LDc

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

Другие причины

Задача родителей как можно раньше уточнить причину капризов и плача у младенца. Иногда состояние свидетельствует о заболевании. В последнем случае появляются и другие симптомы (сыпь на теле, повышение температуры, кашель, изменение стула).

Колики у новорожденного

Скопление газов в кишечнике сопровождается резкой, неприятной болью, поэтому малыш начинает плакать. Явление большего всего беспокоит первые месяцы жизни. Дополнительными симптомами являются:

  • малыш тужится;
  • дергает ножками и поджимает их к животику;
  • пальчики сжимает в кулак;
  • краснеет.

Если младенец находится на грудном вскармливании, то колики часто появляются из-за продуктов, которые съела мама. Кормящей женщине следует строго следить за своим рационом питания и не употреблять в пищу запрещенные продукты.

Плач после прививки

У многих детей после прививки меняется поведение и ухудшается состояние. После прививки от гепатита В ребенок чувствует недомогание, кружится и болит голова, его может тошнить, повышается температура тела, и происходит расстройство пищеварения. Сам поход в больницу и укол являются стрессом для малыша. В ответ на все эти явления малыш становится капризным, кричит и плачет, плохо спит и кушает. Поэтому врачи рекомендуют давать в первые дни после прививки жаропонижающие, противовоспалительные, обезболивающие средства.

Ребенку в день прививки нужно дать средство от жара и боли, а также от аллергии. В эти дни рекомендовано как можно чаще прикладывать малыша к груди. Прививка БЦЖ сопровождается неприятными симптомами, на фоне которых малыш становится капризным и плаксивым. Нарушается сон, и пропадает аппетит.

В дни прививок нужно как можно больше внимания уделять ребенку. Маленькие дети не понимают причину своего плохого самочувствия, поэтому задача родителей дать лекарство и обеспечить спокойную атмосферу.

Перемена погоды

Специалисты утверждают, что погодные явления негативно влияют на состояние некоторых детей уже с рождения. Плохо влияет:

  • резкая смена температурного режима;
  • повышение атмосферного давления;
  • ветер;
  • повышенная влажность воздуха;
  • магнитные бури.

Больше всего подвержены влиянию погоды дети, рожденные раньше срока, недавно перенесшие хирургическое вмешательство, а также те, у которых имеются проблемы с работой внутренних органов.

За несколько дней до перемены погоды малыш меняется в поведении. Он может целый день капризничать, нарушается сон, снижается аппетит. Родителям стоит сообщить об этом врачу. В качестве профилактики может быть назначен массаж, физиотерапевтические процедуры, иглоукалывание, ЛФК.

Неготовность родителей к взрослению ребенка

Самостоятельность ведет к независимости и свободе решений ребенка. И эти решения могут не совпадать с родительскими.

Иногда это пугает взрослых, и они неосознанно стараются привязать к себе ребенка. Получается что-то вроде “делай это сам, но так, как я тебе сказал”.

Это противоречие приводит к неуверенности и несамостоятельности.
 
Что же делать, чтобы воспитать свободную, самостоятельную и уверенную в себе личность?

Возьмите на вооружение 4 несложных правила:

1. Дать ему право на свои желания. Разрешить проявляться его “я хочу”.
2. Дать возможность прожить свой опыт, даже с ошибками. Разрешать ему “делать”.
3. Не критиковать, когда не получается, и хвалить за старание. Так сформируется у ребенка “я умею/я смогу”.
4. Дать встретиться с последствиями, снизить контроль. Это сформирует в нем “я беру на себя ответственность”.
 
Если в этой цепочке убираем “сам хочу” и “сам решаю”, то вместо самостоятельности получаем исполнительность.

Если постоянно убираем звено “сам делаю” и не даем развиться ” умею”, то опыт самостоятельности может вообще не сформироваться.

Самостоятельный человек – это тот, кто знает, чего он хочет, сам принимает решения, сам действует и сам несет ответственность за свои поступки.

Фото: Pixabay 
 

Начались капризы: что делать родителям

Даже самые послушные малыши капризничают и психуют. Это нормально. И нет универсальной рекомендации, которая бы помогла моментально погасить истерику ребенка. Ведь сами причины капризов могут быть разными.

С грудничками в возрасте 6 месяцев все более или менее понятно. Нужно взять себя в руки и успокоить малыша. Тут каждый справляется как может — качает, поет песенку, дает любимую игрушку или грызунок, чтобы снять боль в деснах. Если нужно — покормить, напоить и уложить спать. «Плохие дни» случаются даже у маленьких детей — скорее всего, завтра у ребенка будет настроение получше, он не будет капризничать, психовать и плакать.

Но начиная с года, приемы «покачать и накормить» уже не сработают. Как справиться с ситуацией и быстро погасить капризы?

Переключить внимание ребенка

Возможно, малыш и не замыслил ничего плохого — начал капризничать и психовать, потому что устал или заскучал

Попробуйте переключить его внимание на что-нибудь другое. Безотказно работает с детьми 1-2 лет

Ребенок начал капризничать в магазине? Отвлеките его игрушкой (непременно положить с собой в сумку). Или привлеките малыша к помощи — пусть достает продукты с нижних полок.

Использовать разумные доводы

Если ребенок вдруг распсиховался, попробуйте с ним договориться. После 3 лет он вполне способен понять, что за «неправильным» поведением может последовать наказание. Самое время учиться вести мирные переговоры со своим ребенком.

Конечно, обойдемся без угроз и строгих наказаний. Спокойно объясняем, почему именно «нет» и «нельзя». Скорее всего, капризный ребенок внемлет разумным доводам, когда плаксивость носит именно периодический характер.

Прибегнуть к помощи «зала»

Прекрасный способ отвлечь ребенка 1-2 лет от собственных капризов — позвать на помощь друга, «подставное лицо».

Берем любимую игрушку малыша и говорим: «Мне очень грустно. Пойдем погуляем». Скорее всего, ребенок и забудет, что плакал. Конечно, он понимает, что это мама. Но ему непременно понравится это представление.

Действовать от противного

На трехлетку вдруг накатил «приступ» негативизма, он капризничает и психует, как это бывает в период возрастного кризиса? Когда он на все говорит «нет», попробуйте действовать от противного.

Если хотите пойти направо, говорите, что вам налево. Скорее всего, малыш начнет шагать именно направо. А когда нужно накормить ребенка мясом, скажите, что тот аппетитный кусочек ему совсем нельзя. Наверняка съест с удовольствием. Периодически, когда позволяет ситуация, можно справляться с детскими капризами именно так.

Подавить негативные эмоции ребенка шуточным боем

Если ребенок закатил истерику или капризничает дома, можно предложить ему шуточный бой подушками или мягкими игрушками. Прекрасный способ выплеснуть стресс и негативные эмоции — направить гнев в мирное русло.

Не оставлять ребенка одного

Когда ребенок капризничает и психует который час, эмоции зашкаливают — кажется, что уже невозможно это терпеть. Найдите в себе силы остаться рядом и поговорить с ребенком. Не оставляйте его наедине со стрессом.

Обнимите, прижмите к себе. Скажите, что понимаете его. Еще раз объясните запрет или, наоборот, необходимость что-то сделать. Если и это не успокоило капризного ребенка, останьтесь в комнате поблизости. Наверняка обиды скоро пройдут.

Не терять самоконтроль

Родительские крики и строгие наказания не помогут справиться с детской истерикой. Так вы показываете малышу, что совершенно беспомощны перед его капризами

И неважно сколько ему лет — год или уже пять

Сначала нужно справиться с собственными нервами. Выйдите из комнаты, успокойтесь. Потом можно решать проблему — уговорами, разговором «по душам» или отвлечением внимания.

Ответы психолога

Как уложить спать непослушного ребенка?

Важно создать определенные ритуалы для сна: в одно и то же время выполнять вместе с ребенком одни и те же действия в таком же порядке. Укладывайте игрушки спать, умывайтесь, делайте гимнастику перед сном.
Поговорите о чем-то умиротворяющем, расскажите интересную историю, помечтайте о будущем.
Прочитайте сказку.
Включите спокойную, расслабляющую музыку, морской шум, шелест листьев, пение птиц.
Расскажите ребенку о том, как вы его любите, погладьте по голове.
Пообещайте, что в случае, если проблем с засыпанием не будет всю неделю, на выходных вы куда-либо сходите.. Как заставить его кушать?

Как заставить его кушать?

  1. Спрашивайте о том, что он желает съесть на завтрак / обед / ужин.
  2. Приготовьте еду совместно с ним, так чтобы его это заинтересовало.
  3. На стол поставьте красивый интересный декор, ешьте из яркой посуды.
  4. Есть всегда нужно в одно и то же время.
  5. За столом ребенок не должен находиться в одиночестве. Принимайте пищу совместно с ним. Лучше всего за столом, всей семьей.
  6. Не заставляйте его насильно есть. Во время еды заведите интересную беседу, тем самым вы отвлечете его от еды.
  7. Не подавайте на стол еду, которую ваш ребенок не любит, даже если это очень полезно. Пользы от нежеланной еды не будет.

Как подготовиться к школе или детскому саду, если ребенок нервный и непослушный?

  1. Запишитесь к психологу на консультацию, возможно проблема поведения заключается в каких-либо физиологических факторах.
  2. Уделяйте ему как можно больше своего времени.
  3. Побеседуйте с воспитателями или учителями, расскажите о проблемах поведения ребенка. Возможно, совместно вы придумаете что-либо для решения проблемы и сможете заинтересовать отпрыска.

Даже самое сложное и неуправляемое поведение можно скорректировать. При правильном подходе к ребенку со стороны родителей и с профессиональной помощью эксперта проблемы устраняются

Важно знать, что поддается коррекции поведение лишь до полового созревания. Если меры не были приняты, то в подростковом возрасте могут появиться серьезные проблемы и личностные расстройства

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий