Ребенок плачет в детском саду: советы психолога

Как справиться с истериками у ребенка?

Ни в коем случае не кричите на ребенка, и не отталкивайте его от себя, если с ним случилась истерика перед тем, как надо заходить в группу. Нежно обнимайте и целуйте его, постарайтесь, перед тем, как «передать» его в руки воспитателей, побыть с ним столько времени, сколько нужно ему, чтобы успокоиться и перестать плакать. Обязательно скажите, что любите его, что будете скучать и скоро придете, чтобы забрать его домой, где его будет ждать приятный сюрприз или новая игра. Отражайте чувства фразами «я вижу, что тебе не хочется отпускать меня», «я знаю, как сильно ты будешь скучать». Помните, что для ребенка идти в детский сад, это как для вас поступить на новое место работы — вы волнуетесь, тревожитесь, не знаете, что вас там ждет, возможно, боитесь проблем и отношения со стороны. Примерно то же самое испытывает малыш, поэтому поддержка и терпение родителей для него в этот период — самое лучшее, что они могут сделать.

Как воспитателю успокоить ребёнка в садике

Всё остальное помогает только в дополнение к тому, что тоддлер должен быть обеспечен альтернативным объектом привязанности, когда он разлучён с родными.

Что помогает:

  • Чёткое обозначение начала и окончания занятия, понятное малышу.
  • Явный, уверенный, решительный уход родителя.
  • Повторяющийся ритуал входа и выхода на занятие (приветствие и прощание, мытьё рук, закрывание дверей).

В моём классе все знают, что о скором окончании занятия возвещает «кукареку» моего специального будильника на телефоне. Очень популярна мантра «после «кукареку» мама придёт», которую сначала я повторяю всем, кто хватился мамы, а потом они и сами напоминают себе об этом по мере необходимости, чтобы умерить тревогу.

Реальный диалог двух девочек. Одна рисует, вторая рядом клеит. Обе ещё не говорят предложениями.

Первая (немного печально): «Мама…»

Вторая (деловым тоном): «Кукареку».

Обе девочки продолжают работать.

Педагог (про себя): «Йес! Система функционирует без моего участия!»

Утешать или отвлекать? Ни то, ни другое. У малыша есть конкретная задача: справится со своим эмоциональным состоянием, самостоятельно (иначе это невозможно) приобрести внутреннее равновесие и стабильность, преодолев тревогу и разлуку. Утешать — пытаться проделать работу за ребёнка. Отвлекать — мешать эту работу проделать. Помочь не более необходимого, только чтобы помочь справиться самому — можно и нужно, это и есть поддержка.

Вы сообщаете малышу на доступном для понимания уровне:

  • что мама придёт позже;
  • он расстроен;
  • вы поняли, что он расстроен;
  • вы можете побыть с ним, обнять, если он хочет.

Можно сказать: «Тебе грустно. Ты можешь грустить и делать что-то ещё. Чем ты хочешь заняться, пока грустишь?» И предложить материалы. Если ребёнок отказывается, констатировать факт: «Ты хочешь посидеть здесь, пока грустишь» (почему бы и нет, делать два дела одновременно очень сложно). Тут тонкий баланс между тем, чтобы дать понять, что вы видите проблему и сочувствуете человеку, и тем, чтобы не подпитывать элемент демонстративности.

Вы излучаете уверенность, что горе переживаемо, посильно, что это такое же дело, как помыть окно или почистить обувь. Ребёнок вправе им заниматься, пока желает, столько, сколько ему нужно. Он может попросить помощи или заняться чем-то другим, если захочет. Можно не отвлекать от горевания, а оказаться в поле зрения, занятым своим делом. И когда малыш (сам!) проявит интерес (у соседа-то материал заметнее, чем на полке), сказать: «Я уже закончила заниматься с этим материалом. Твоя очередь, если хочешь». Часто картина того, как другие заняты, помогает найти своё дело.

Нужно уделить внимание и родителям, объяснить, что маленькие дети с трудом переключаются с одной ситуации, с одной привязанности на другую. Важна твёрдость и решительность взрослого, уверенность, что ребёнку нужно остаться в классе и это безопасно

Если родитель сам сомневается и боится (боится огорчить, а малыш-то не знает, чего боится взрослый), то ребёнок паникует. Если родитель, страшась увидеть слёзы дорогого чада, норовит исчезнуть по-тихому, малыш начинает бояться, что взрослый может исчезнуть в любую секунду, и вернуть доверие маленького человека будет нелегко. Подчас надёжность родителя важнее приятности. Мама сказала, что уйдёт, и ушла. Малыш не обязан радоваться её уходу. Но если мама делает то, что говорит, значит, когда не сказала, что уйдёт, можно не опасаться, что она куда-то денется.

Какой возраст идеальный для первого похода в детский сад

Обычно родители отдают свое чадо в детский сад не тогда, когда нужно, а когда у них заканчивается возможность сидеть с ребенком дома, а чаще даже немного раньше, чтобы кроха успел пройти адаптацию к моменту их выхода на работу.

Понять такую логику несложно, ведь далеко не у всех есть под боком бабушки и дедушки, готовые прийти на помощь и нянчиться с внуками в режиме 24/7, да и услуги современных нянь обходятся в копеечку. Но если все-таки есть возможность, то лучше повременить, так как принцип «чем раньше, тем лучше» в случае с определением оптимального возраста для записи малыша в садик уж точно не работает.


Адаптация к детскому саду происходит у детей по-разному

По мнению психологов, адаптация в 2-летнем возрасте протекает сложнее всего, невзирая на то, что к этому моменту у детей еще, как правило, нет устоявших страхов. Если же подождать год, то ребенок становится более устойчивым к стрессам, которые неизбежны при попадании в детский коллектив и 5-дневном посещении дошкольного учреждения без родителей, да еще и почти на весь рабочий день.

Однако в 3 года появляется новая проблема, именуемая кризисом возраста, который также не самым лучшим образом сказывается на процессе адаптации в саду.

Так когда же можно смело доверить свое чадо воспитателям, чтобы можно было минимизировать стресс и получить от ДУ максимальную пользу? Ответ специалистов – 4-5 лет, причем по ряду причин. Во-первых, эта возрастная категория считается идеальной для быстрого и безболезненного привыкания к другим детям, воспитателям и новому дневному графику.

Во-вторых, обозначенный период считается лучшим для усвоения правил поведения в социуме. Ребенок в свои 4 или 5 лет буквально открыт миру и уже не так привязан к родителям, поэтому самое время проводить его плавную интеграцию в общество.

Что должен делать воспитатель, если ребенок плачет в саду?

Многое в адаптации детей к детскому саду зависит и от воспитателя. Он должен в какой-то мере быть психологом, которому знакомы не понаслышке проблемы детей в детском саду. Во время адаптации воспитатель должен непосредственно контактировать с родителями. Если ребенок плачет, он должен попытаться успокоить малыша. Но если ребенок не идет на контакт, упрямится и начинает плакать еще громче, при следующей встрече он должен поинтересоваться у мамы, как повлиять на него. Возможно, у малыша есть какие-то любимые игры, которые его отвлекут от слез.

Важно, чтобы воспитатель в саду не давил на ребенка и не шантажировал его. Это является недопустимым

Угрожать, что за тобой не придет мама, только потому, что ты не съел кашу, в первую очередь негуманно. Воспитатель должен стать ребенку другом, и тогда малыш будет посещать садик с удовольствием.

Из-за чего у дитя может возникать истерическое состояние после садика?

Относительно наличия чрезмерной эмоциональности и агрессивности у детей дошкольного возраста можно говорить на протяжении самого первого года, когда дитя систематически ходит в садик. В первую очередь такое плохое поведение у ребенка после детского сада может наблюдаться из-за того, что у вашего дитя не выходит наладить отношения ни с ровесниками, ни с воспитателями. Исходя из результатов проведенных исследований опытными психологами можно сказать, что детям до трех лет не рекомендуется посещать дошкольное учреждение, так как это негативно сказывается на его состоянии. При этом его постоянно будут сопровождать только негативные переживания. И этому есть свои причины.

С учетом всех психологических и физиологических особенностей маленького ребенка, можно с уверенностью сказать, что он еще не готов на достаточно длительный промежуток времени расставаться со своей мамой. На подобную ситуацию ребенок как раз и реагирует некой невротической реакцией, в качестве которой выступает самая обыкновенная истерика.

В том случае, если ваше дитя большую часть времен проводит именно в садике, а не в теплом семейном кругу, то у него достаточно быстро меняется восприятие семьи, и, соответственно, никакого взаимодействия с родителями практически не происходит. Естественно, такие детки практически не идут на контакт даже со своими родителями. В таких ситуациях выходит так, что даже при возникновении проблемы дитя попросту ее скроет от близких людей, что в дальнейшем будет сопровождаться этой неприятной реакцией.

Нередко истерики после детского сада у детей связаны с тем, что на данном этапе происходит навязывание так называемой вынужденной разлуки с родителями. В такой ситуации подобный поступок маленький ребенок попросту расценивает как обычное предательство со стороны близких людей. Поэтому подобная истерическая реакция может наблюдаться и в подобных ситуациях.

Очень часто подобное поведение наблюдается из-за того, что примерно в возрасте 3 лет каждый ребенок сталкивается с кризисом развития, который связан со становлением собственной персоны в конкретном социальном обществе. Именно в этот период чувствительность дитя обостряется, поэтому не удивительно то, что наблюдается подобная реакция. Естественно, для того чтобы выяснить истинную причину, необходимо прийти в дошкольное учреждение и по возможности поговорить с воспитателями. Возможно, именно они знают, какие проблемы беспокоят вашего малыша и помогут вам справиться со сложившейся ситуацией.

Сколько в идеале должна длиться адаптация?

Психолог и арт-терапевт Ольга Гома считает, что для адаптации ребенку нужно как минимум 2-3 месяца:

— Говорить о том, что адаптация прошла успешно можно, если ребенок в саду хорошо ест, нашел контакт с воспитательницей и детьми, у него хорошее эмоциональное состояние. И обычно это происходит не раньше чем через три месяца после того, как ребенка отправляют в сад. 

На длительность адаптации влияет, насколько ребенок привязан к маме, был ли у него опыт расставания с родителями, умеет ли он общаться со сверстниками, убеждена воспитатель детского сада № 242 г. Минска Виктория Кулинич.

— В среднем на адаптацию надо около одного месяца. Но иногда получается так, что у малыша есть всего две недели, чтобы привыкнуть к саду, поскольку маме надо выходить на работу. Если же время есть, мы никогда не подгоняем, смотрим на эмоциональное состояние и поведение ребенка и уже исходя из этого определяем сроки адаптации.

Поступление в детский сад

Адаптация 2,5 – 3 летнего ребенка к детскому саду обычно сопровождается массой неблагоприятных последствий со стороны организма. Первые дни в новой обстановке особенно мучительны для малыша.

В поведении большинства детей появляются заметные изменения, касающиеся:

  • эмоций;
  • взаимодействия с окружающим миром;
  • познавательной активности;
  • умений и навыков;
  • речи;
  • двигательной активности;
  • сна;
  • аппетита;
  • здоровья.

Обычно ребенок адаптируется к новым условиям за 2-3 недели. Если малыш не подготовлен к детскому саду, этот процесс растягивается на несколько месяцев. Если и по истечении этого времени малыш продолжает плакать, плохо ест или заболевает, то такая адаптация считается тяжелой. Родителям и самому малышу требуется помощь детского психолога.

Облегчение привыкания к садику

Условно период адаптации ребенка в детском саду делится на три этапа:

  • подготовительный;
  • основной;
  • заключительный.

На первом этапе психологи советуют родителям дистанционно познакомить свое чадо с датским садиком. Если ДОУ находится неподалеку от дома, то можно сменить привычный маршрут и показать малышу красивое здание, в котором он будет учиться интересным вещам. Также можно предложить ему понаблюдать за играющими ребятами в детском саду. У многих малышей 4-5 летнего возраста возникает желание присоединиться к игре. Не будет лишним придти вместе с малышом на экскурсию в детский сад, познакомиться с воспитателями, наглядно показать ему, чем он будет заниматься.

Ребятишек 2,5-3 летнего возраста необходимо заранее приучать к самостоятельности. К этому возрасту ребенок должен быть приучен к туалету. Также он должен уметь сидеть за столом, пользоваться ложкой и вилкой, умываться, чистить зубки.

За 2-3 месяца до начала посещения ДОУ психологи рекомендуют изменить режим дня дошколенка. Он должен по возможности соответствовать режиму в детском саду. Желательно придерживаться нового режима даже по субботам и воскресеньям.

На втором этапе адаптации к детскому саду психологи советуют оставлять ребенка в группе на некоторое время, а не полный день. Время пребывания в первые 10-14 дней может варьироваться от 1 до 3 часов. Первые дни мама может находиться в группе вместе с ребенком, включаться в игру, помогать своему ребенку выполнять задания воспитателя. Это позволит малышу получить положительные эмоции от садика и закрепить их.

На третьем этапе адаптации психологи рекомендуют оставлять ребенка в детском саду на дневной сон. Если ребенок желает остаться на полдник, то не стоит забирать его раньше.

Адаптационный период считается пройденным тогда, когда эмоциональное состояние, аппетит и сон ребенка стабилизируются.

Готовая к скачиванию ПАПКА-ПЕРЕДВИЖКА по адаптации детей к детскому саду (5 листов + обложка).

Тяжелая адаптация: что делать?

Во время адаптации к детскому саду у малыша может ухудшиться аппетит. Некоторые дети не могут привыкнуть есть вне дома и полностью отказываются от еды. Также наблюдаются нарушения сна, частые мочеиспускания. По причине страхов и постоянного стресса ребенок болеет. Нередки случаи диагностирования бронхиальной астмы.

При тяжелой адаптации в детском саду, психологи часто советуют повременить с посещением ДОУ. Если малыш заболел, то его следует забрать из садика с сохранением места, а после выздоровления повторно пройти дома подготовительный этап. Не будет лишним записаться в развивающий детский центр. Во многих из них функционируют группы «Без мамы», где малыши остаются на попечении квалифицированных специалистов на протяжении нескольких часов.

В каком возрасте отдавать ребенка в садик?

Считается, что 3-4-летний малыш уже готов посещать детский сад. Детки до двух-трех лет очень зависят от мамы и пока еще не готовы к долгой разлуке. Не стоит отдавать малыша в детский садик в период кризиса трех лет, когда он начинает воспринимать себя отдельной самостоятельной личностью, все хочет делать сам, даже если не умеет. Отправляя кроху в садик в этот период, вы создаете для него и без того лишние стрессовые ситуации. В этом случае лучше подождать, когда ребенку исполнится три с половиной – четыре года.

Бывают ситуации, когда родители вынуждены отдать 2-летнего ребенка в группы кратковременного пребывания или ясли по причине выхода на работу либо когда он морально готов находиться в коллективе и эффективно взаимодействовать с другими детьми без мамы и папы. В любом случае необходимо пережить период адаптации.

Ребенок плачет по дороге в садик

Типичной для многих семей является ситуация, когда ребенок начинает плакать уже дома и продолжает это делать по дороге в детский сад. Не все родители спокойно могут выдержать подобное поведение на улице, и начинается выяснение отношений, которое часто заканчивается грандиозной истерикой.

Причины того, почему ребенок плачет, не хочет в садик и устраивает истерики по дороге:

  • Малыш просто не высыпается и поднимается с кровати уже без настроения. В этом случае постарайтесь ложиться спать пораньше.
  • Отводите достаточно времени для утреннего пробуждения. Не нужно сразу с кровати одеваться и бежать в детский сад. Пусть малыш минут 10-15 полежит в постели, посмотрит мультфильмы и т. д.
  • Приготовьте небольшие презенты для детей или воспитателя. Можно купить маленькие конфетки, которые ребенок раздаст детям после завтрака, печенье, листы с раскрасками, распечатанные на домашнем принтере. Разговаривайте о том, что он идет не просто в детский сад, а будет в нем волшебником и принесет детям подарки.

Ситуация 4. Ребенок расстроен или обижен

Дети дошкольного возраста очень чувствительные. Когда ребенок чем-то расстроен, то может находиться во власти чувств и эмоций. В зависимости от возраста ребенка, способность понимать, что с ним происходит, меняется. Чем младше ребенок – тем больше он нуждается в участии взрослого, в признании и разъяснении того, что с ним происходит. В этом случае плачущему ребенку   необходимо помочь:

  • попробовать  выяснить, что могло его обидеть или расстроить.
  • разобраться, что предшествовало этой реакции. Маленький ребенок не в состоянии сам проложить причинно-следственную связь между событием и реакцией на него.

Чтобы помочь сориентироваться в ситуации, обращайте внимание на телесные проявления ребенка, когда он плачет. Например, грустный ребенок выглядит поникшим, а обиженный ребенок чувствует еще и злость, что делает его тело более напряженным

Смена образа жизни

Дети – самые великие на свете консерваторы. Это только на первый взгляд кажется, что они постоянно стремятся к новым приключениям и впечатлениям. На самом деле привычный ритм, когда они совершенно точно знают, как одно событие сменяет другое, – это порядок и спокойствие в их жизни. А тут – мама с утра отводит к незнакомой тете, где, кроме тебя, любимого, оказывается, еще куча других детей, бросает там на произвол судьбы и неизвестно, свидишься ли с ней еще когда-нибудь. В саду же все чужое – и, наверное, поэтому враждебное.

Выход

Постепенно приучайте малыша к смене режима. Если он привык поздно ложиться и поздно вставать, придется аккуратно перевести кроху на более ранний подъем. Это совершенно не страшно, смена режима происходит в течение 3-4 дней.

Когда резко меняется образ жизни, важно сохранить для ребенка «кусочек дома». Оптимальный вариант – если вы сможете договориться с заведующей и воспитательницей о том, что сможете присутствовать в группе вместе с ребенком в течение первой недели

Кстати, во многих детских садах практикуют такие договоры на вполне официальной основе, а в вальдорфских детских садах сами воспитатели настойчиво просят маму находиться в группе вместе с ребенком хотя бы в течение десяти дней.

Если же это по каким-то причинам невозможно, подумайте о какой-то приятной мелочи, которая будет напоминать вашему крохе о доме. Это может быть мягкая игрушка (с ней так приятно вместе засыпать!), привычная еда в небольшом контейнере (желательно, не очень пачкающая – подойдет морковка или яблоко). Или, возможно, вам захочется сделать для своего малыша талисман удачи – например, небольшую плоскую игрушку, которую можно всегда носить в кармашке или на шнурке. Когда ее маленький хозяин загрустит, пусть он вспомнит о «волшебном талисмане», и тот непременно поможет справиться с невеселыми мыслями.

Как помочь малышу в адаптации?

Хотя многих нелепых попыток решения проблемы следует избегать, есть способы действенно поспособствовать тому, чтобы ребенок любого типа адаптации приобрел дополнительную уверенность и самостоятельность. Это не решит проблему мгновенно, и малыш может плакать еще два-три месяца, но при правильном подходе вы добьетесь поставленной цели максимум через полгода, даже в самых тяжелых случаях (кроме наличия серьезных внешних причин для слез). Итак, советы психолога:

  • Малыша очень пугает то, что раньше вы оставляли его максимум на полчаса, а теперь бросили на целый день. Приучайте его к садику постепенно – пусть сначала ходит туда на пару часов, потом на три и так далее, чтобы избежать чрезмерного стресса.
  • Пройдитесь по нескольким детским садам, в идеале – с малышом. Так и вы лучшее учреждение подберете, и он получит возможность заранее составить мнение о предстоящем как о чем-то нормальном, не являющемся проблемой.

  • Пусть изменения придут в жизнь ребенка постепенно. Если он привык долго спать и большую часть времени сидеть дома, проведите репетиции – сначала просто будите его в предполагаемое время, затем добавьте сборы, а дальше выводите его на прогулки, которые однажды приведут прямиком в детский сад.
  • Если вы сдаете малыша в садик довольно поздно, попробуйте словами объяснить ему, в чем польза новых знакомств и круга общения. Не забудьте и о том, что обычно это не дается в первый же момент, так что сначала надо немного потерпеть.
  • Чтобы ребенок не думал, что его бросили, дайте ему четкую привязку к расписанию, дабы он знал, что родители действительно не забыли о нем, просто еще слишком рано.

  • Пусть малыш учится общаться с другими детьми заранее – хотя бы в той же песочнице. Можно попробовать сымитировать ситуацию и дома, в ролевой игре по мотивам детского сада.
  • Пусть маленький возьмет с собой нечто привычное, дорогое своему сердцу. Лучше всего подойдет, конечно же, любимая игрушка.
  • Постарайтесь сами не создавать поводов для детского волнения. Ребенок с утра не должен быть накрученным, так что не нервничайте и не суетитесь, даже если подозреваете, что опоздаете на работу.
  • Демонстративно дружелюбно общайтесь с персоналом учреждения – пусть малыш видит, что его оставляют не кому-нибудь, а действительно хорошим тетям. Опять же, если карапуз остается в хороших руках и его потом заберут, то почему мама плачет и не хочет прощаться с маленьким? Покажите уверенность в том, что ничего плохого случиться не может.
  • Вечерами интересуйтесь состоянием дел ребенка. Самостоятельно проговорив свой день, он сам поймет. что ничего плохого не произошло, а если такое повторяется изо дня в день, то и нечего там бояться.

В следующем видео психолог поделится с вами практическими советами по .

Ситуация 3. Ребенок реагирует на ограничения взрослого

Когда ребенок плачет в ответ на запрет взрослого – зачастую, это сначала больше похоже на крик – он сердится, что кто-то мешает ему достичь цели

Реакция может быть довольно интенсивной и важно взрослому ее выдержать. То есть не отменить запрет, не наказать ребенка за его бурное самовыражение, а объяснить причину запрета, признать его чувства

При этом необходимо остаться устойчивым в своем решении. 

Например, вы говорите: «Ты сердишься на меня за то, что я не купила тебе игрушку, которую ты хотел?». Какое-то время ребенок еще может бурно выражать недовольство – так он переживает столкновение с вами, как с барьером, за который ему нельзя пройти. Поддержите ребенка  словами: «Это, правда, грустно, когда не можешь получить то, что хочется». Во время такого взаимодействия, с одной стороны ребенок учится воспринимать «границы», а с другой оказывается признанным в своих чувствах.

Как предупредить развитие истерики?

Если взрослые хотят справиться с истерикой, им нужно внимательно следить за поведением и эмоциональным состоянием малыша и стараться не допустить крика и плача. Полностью заставить ребёнка не истерить невозможно. Однако можно уменьшить частоту истерических приступов.

Как предотвратить истерику:

  • вовремя кормить малыша, придерживаться распорядка дня, не допускать переутомления, укладывать спать днём;
  • подготовить малыша к предстоящей новой ситуации, заинтересовать игрушкой или обещанием что-то купить;
  • понять, что хочет дочь или сын, вовремя среагировать на его желания (дать поесть, переодеть мокрые колготки);
  • предоставить малышу больше свободы, разрешить ему самому выбирать себе одежду, еду на завтрак;
  • больше времени проводить со своим малышом, любить его, читать сказки, играть с ним в игры.

Родители способны предупредить развитие истерики у своего малыша, ведь именно они являются главными особами в жизни ребёнка

Его капризы в этом возрасте всегда отталкиваются от желания привлечь к себе внимание взрослых или заставить их действовать в своих интересах

Кому лучше водить ребенка в сад: маме, папе или бабушке? Можно ли меняться?

Пока ребенок привыкает к саду, лучше, чтобы водил его один и тот же человек, не важно, будет это мама или папа, убеждена психолог. 

— При адаптации к саду, особенно в первые три месяца, стоит придерживаться принципа «постоянства», — говорит Ольга Гома. — Это касается и человека, который отводит ребенка в сад. Когда малыш уже привыкнет к новому этапу в его жизни, тогда водить его в сад может кто угодно.

Воспитатель обращает внимание на то, что забирать ребенка из сада могут только его законные представители — мама или папа. Если это будет делать бабушка или няня, нужно написать заявление

— Иногда дети более спокойно прощаются с папами, потому что менее привязаны к ним. А бывает и так, что ребенок сам отказывается, чтобы его забирал и отводил в сад папа, просит, чтобы это делала мама.

Что делать, чтобы ребенок не плакал в садике?

Что могут сделать родители, чтобы ребенок не плакал в детском садике:

  • провести психологическую подготовку малыша за 3-4 месяца до начала посещения сада;
  • чаще рассказывать малышу о преимуществах сада, например многим малышам нравится слышать, что они стали взрослыми;
  • в первый день в садике не оставлять его более чем на 2 часа;
  • разрешать брать с собой игрушку из дома (только не слишком дорогую);
  • четко оговаривать временные рамки, когда мама его заберет, например после завтрака, после обеда или после прогулки;
  • общайтесь с ребенком и расспрашивайте его о прошедшем дне каждый раз;
  • не нервничайте и не показывайте это ребенку, как бы тяжело вам ни было.

Почему дети не хотят ходить в детский сад?

Когда маленький ребенок появляется на свет, всем миром для него становится его семья — мать, отец и другие люди, принимающие участие в его воспитании, находящиеся рядом. Он растет и развивается, опираясь на их отношение к себе, чувства, проявление заботы, внимания и любви. Если все потребности малыша полностью удовлетворяются — его любят, с ним общаются, ухаживают, поддерживают, обучают, оберегают — то можно сказать, что у такого ребенка есть все для того, чтобы вырасти счастливым и здоровым человеком.

Родители отдают ребенка в детский сад по разным причинам:

  • Профессиональная занятость не позволяет находиться рядом с малышом все дни напролет.
  • Родители желают, чтобы в детском саду малыш получил необходимые для него социальные навыки общения — научился общаться и дружить.
  • Ребенок нуждается в дополнительном образовании и развитии своих способностей.
  • Причины, по которым ребенок отказывается посещать детское учреждение, в котором для него, казалось бы, есть все необходимые условия, чтобы чувствовать себя радостным и довольным:
  • Раннее отделение от матери. Оптимальный возраст, когда дети готовы к тому, чтобы на весь день оставаться в детском саду — это 3 года и позже. Дети младше этого возраста могут тяжело переживать разлуку с матерью, потому что они психологически очень нуждаются в том, чтобы она была рядом. Они могут думать, что их бросили, бояться воспитателей и других детей. Поэтому желание отдавать малыша в детский сад должно исходить не только от родителей, сам ребенок тоже должен быть готов к этому и иметь, если не желание, то хотя бы интерес.

Сильная эмоциональная связь с мамой

По разным причинам женщина может быть очень сильно связана со своим малышом — с самого рождения они все делают вместе: купаются, играют, гуляют, спят. В таком случае посещение детского сада может стать настоящей травмой для ребенка, у которого, как он думает, забирают маму. Чтобы ребенок пошел в детский сад, нужно сначала снизить интенсивность сильной эмоциональной связи между ним и матерью. Давайте ему больше самостоятельности в освоении мира, приучайте к вещам, которые он мог бы делать сам, оставляйте чаще с другими людьми — мужем, бабушкой. Малыш легче переживет адаптацию, если будет видеть, что у мамы может быть жизнь и дела без него, и он также, может что-то делать отдельно от нее и отношения при этом между ними не испортятся, она не перестанет его любить.

Страх

У ребенка может быть истерика, если он боится детского сада. Избежать этого поможет заблаговременная подготовка к нему: познакомьте малыша с воспитателем заранее, посещайте группу вместе с ним — рассматривайте игрушки, знакомьтесь с детьми и занятиями. Как только малыш поймет, что там безопасно и много интересного, у него появится интерес освоить эту сферу и необходимость «цепляния» за мать по утрам пропадет вместе с истериками.

5 причин отказа ребенка от детского сада

Ребенку предстоит пройти непростой период адаптации – к новому образу жизни, обстановке, распорядку дня

Если дома малыш может вставать в любое время, мама и другие близкие люди готовы в любую минуту уделить ему свое внимание, то в садике все кардинально меняется

Детей ждут незнакомое помещение, чужие тети, чужие дети, с которыми хочешь не хочешь приходится контактировать, а также новые правила и новая еда. Ребенку не уделяется так много персонального внимания, к которому он привык, и при всем при этом много часов он не видит родных людей. Большинство детей болезненно на это реагируют и не желают идти туда, где им некомфортно.

Чтобы хоть немного подготовить маленького человечка к предстоящим изменениям, родителям стоит заранее начать приучать его к четкому графику (организуйте подъем, питание и сон в одно и то же время).

Нежелание иди в детсад может быть связано с трудностями общения с другими детьми. Каждый ребенок индивидуален. Если один быстро находит общий язык со сверстниками, то другой предпочитает играть сам или с одним-двумя детьми, которые пришлись ему по душе, из-за этого также возникают конфликты.

конфликты.
Некоторые дети иногда выбирают одного из своих сверстников в качестве мишени для насмешек. Поводом для этого могут послужить нестандартная внешность, необычная манера поведения или даже личные достижения.

В подобном случае родители не могут контролировать ситуацию – заставить других детей перестать дразниться в общем-то невозможно. Тут необходимо работать со СВОИМ ребенком, учить его защищаться и адекватно реагировать на насмешки. Маленькому человечку придется подготовиться к тому, что в жизни не всегда будут рядом любящие родители и приятные доброжелательные люди.

Нелюбовь к детскому саду может объясняться тем, что ребенку не нравится какое-то конкретное действие, мероприятие, правило. Например, малышу может не нравиться питание, обязательный обеденный сон, процесс одевания/раздевания на прогулку, рисование или то, что рядом с ним находится кроватка мальчика, с которым он не дружит. Нужно определить источник раздражения, и в зависимости от этого принимать решение.
Иногда причина истерик кроется не в садике, а в семейных проблемах. В семьях, где взрослые ссорятся или собираются разводиться, дети глубоко переживают из-за происходящего. Протесты против похода в садик – одно из проявлений психоэмоционального напряжения ребенка.
Ну и, конечно, нельзя исключать проблему «нелюбимого» воспитателя. Сложные отношения с педагогами «виноваты» в ненависти к детскому саду примерно в 30% случаев, причем источником проблемы может быть, как воспитатель, так и ребенок.

Безусловно, есть такие наставники, от которых детям хочется сбежать. Обычно это чрезмерно требовательные воспитатели с авторитарным стилем, которые не умеют найти подход к ребенку и требуют беспрекословного послушания. Маленьким непоседам непросто соблюдать все правила на новом месте, а неумелый неуравновешенный педагог не в состоянии найти компромисс, в результате чего возникают конфликты.

С другой стороны, ради объективности, нужно отметить, что проблему может создавать и сам ребенок (кто как не родители знают, как с ним иногда непросто). Особенно сложно работать с гиперактивными, агрессивными и избалованными детьми, которые не подчиняются общим требованиям, а иногда и сознательно провоцируют педагогов.

В таких случаях у родителей есть два выхода – поменять детский сад (если не удается наладить отношения с воспитателем) или обратиться к детскому психологу, если требуется коррекция поведения ребенка.

Отдельно нужно упомянуть о том, что нервное поведение может объясняться возрастными особенностями. Так, по мнению психологов, в возрасте до 2–2,5 лет детям еще не слишком интересны их сверстники, поэтому они сильно скучают в саду по маме. После 3–4 лет малыш готов потихоньку «отрываться» от маминой юбки и заводить новые знакомства, поэтому в этом возрасте привыкание к детсаду обычно проходит быстрее и проще.

Детский сад и родители

Бывает так, что ребенок отказывается ходить в детский сад потому, что он услышал истории взрослых о злых воспитателях или был напуган другими рассказами об этом. Прежде чем отдавать малыша в детское учреждение, где ему придется проводить много времени, родители должны подготовить почву для благополучной адаптации. Поэтому первое, что надо слышать ребенку — интересные и веселые рассказы о том, как было здорово родителям в их детстве, когда они посещали группу детского сада. Подойдет также опыт друзей, старших братьев или сестер — все, что создаст положительное отношение малыша к освоению нового социального опыта. Сами родители должны рассказывать про детский сад только в положительном ключе.

В помощь родителям

Если ребенок тяжело привыкает к детскому саду, постарайтесь как можно больше времени проводить с ним дома — читайте, играйте, гуляйте

Сделайте все, чтобы малыш утром пошел в группу наполненный вашим вниманием.

Вечерами не приставайте с вопросами «как тебе там было?», «тебя никто не обижал?», «что ты там делал?», «тебе было страшно, плохо? Ты плакал?»
Позвольте малышу взять в группу свою любимую игрушку или фотографию семьи.
Первое время не оставляйте ребенка в саду надолго

Адаптация занимает несколько месяцев — пусть первые из них он посещает группу до обеда или пару часов в день.
Обязательно наладьте контакт с воспитателем — он должен знать все особенности темперамента и здоровья вашего малыша, чтобы уметь уделить ему должное внимание, успокоить, поддержать.
Чтобы ребенок ходил в детский сад легко и с удовольствием, родители должны сами спокойно отпускать его туда, не тревожиться и не переживать за него, иначе дети чувствуют это напряжение и их желание идти в группу может пропасть.

Когда нельзя отдавать ребенка в садик?

Родителям стоит знать, что мальчики в возрасте от 3 до 5 лет намного хуже адаптируются к новой среде, чем девочки того же возраста. Период трех лет – самый сложный для ребенка. В этом возрасте происходит перелом психики, формирование «Я» ребенка, это для него критический возраст. Если в период наибольшей уязвимости сдать ребенка в садик, его психика может непоправимо пострадать, а период адаптации затянется надолго – до полугода.

Дети от трех до пяти лет очень тяжело переживают разлуку с мамой, так как их связь с ней в этом возрасте наиболее крепка. Разрывать ее очень рискованно, это нужно уметь делать.

Нельзя отдавать ребенка в садик, если он часто болеет – это вконец расстроит ослабленную иммунную систему ребенка. Нельзя отдавать ребенка в садик, если он еще очень маленький и слишком тяжело переживает разлуку с мамой.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий