Что делать, если ребенок не хочет учиться? Полезные советы от психолога

Полезные советы

Способов приучить ребенка к чтению много, выберите один или несколько сразу. Памятка с рекомендациями поможет не запутаться.

Проанализируйте интересы детей. Если сын читает комиксы один за другим, а толстые книги наводят на него ужас, купите красочную книгу с небольшими текстами. Не заставляйте сразу читать больше, чем он привык. Увеличивайте объемы текста постепенно.
Не заставляйте читать книгу, которая, по вашему мнению, обязана быть ему интересной. У ребенка могут быть свои предпочтения. Дайте ему такую литературу, которая не оставит равнодушным.

Найдите в книге что-то необычное. Разберите сюжет произведения, заденьте чувства малыша за живое, заинтересуйте по-настоящему.
Подбирайте литературу по возрасту. В 3–5 лет читайте сказки, в 6–10 познавательные энциклопедии, в подростковом возрасте положите на детскую полку книги о межличностных отношениях.
Используйте читательский дневник. В нем нужно писать название произведения, имена героев, свои впечатления от книг. Это своеобразная доска достижений

Обязательно хвалите ребенка за труд, обращайте внимание на сделанные записи, подчеркивайте, что он теперь так много знает.
Ставить условия и принуждать силой нельзя. Под запретом такие фразы: «Не пойдешь гулять, пока не прочтешь…», «Будешь наказан, если не сядешь за стол с книгой…» Угрозы порождают протест

Ультиматумами любви к чтению добиться невозможно.
Маленькому ребенку, дошкольнику не дочитывайте сказку до конца. Предложите узнать концовку самому. Делайте так чаще, и ребенок постепенно приучится читать.
Правильно подавайте книгу. Не нужно класть сборник на стол и нравоучительно сообщать, что он должен быть прочитан к концу следующей недели. Оставьте его на видном месте. Хитро сообщите, что купили очень интересный экземпляр популярной среди подростков или первоклассников книги, если хочешь, прочитай. Рано или поздно ребенок заинтересуется.
Выбирайте сборники вместе, обращайте внимание на художественное оформление издания. Маленьким детям прочитывать книгу без картинок скучно, а подросткам иллюстрации важны для понимания содержания, особенно если это фэнтези, научная энциклопедия.

Еще один интересный вариант приучения к чтению подойдет общительным семьям. Заинтересуйте литературой друзей подростка. Создайте домашний клуб книголюбов. Приглашайте школьников в гости 1–2 раза в неделю, обеспечьте их хорошей библиотекой, подталкивайте к выбору произведений обсуждением литературных новинок.

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .

Главное условие успешной учебы

Любой ребенок испытывает желание развиваться и познавать новое только при одном условии: когда чувствует свою защищенность и безопасность — физическую и психологическую.

Ребенок сам еще не способен ее себе создавать — это могут сделать только взрослые. Чувство защищенности и безопасности ребенка складывается из таких компонентов:

  1. Ребенок не должен подвергаться физическому насилию и психологическому давлению (унижению, травле и т. д.).
  2. Большое значение имеет психологическое состояние мамы, с которой ребенок вплоть до полового созревания связан незримой психологической «пуповиной». Ее состояния очень влияют на то, как чувствует себя ребенок. Когда мама в депрессии или страхе, раздражена или обижена — ребенок утрачивает чувство защищенности и безопасности.
  3. Методы воспитания и обучения должны строиться с учетом психологических свойств ребенка (примеры мы описали выше).

Утратить чувство защищенности ребенок может еще в раннем возрасте — в семье — и позже — в дошкольном учреждении, в школе.

На развитии ребенка также сказываются факторы, о которых мы часто не знаем или не придаем им большого значения. Чтобы дать детям максимум, современные родители должны понимать, как работает психика человека.

Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана позволяет родителям понять своего ребенка без слов. Точно знать, как работает его психика и как разбудить в нем угасшее желание к учебе. Кроме того, мамы получают на этом тренинге качественную психологическую помощь, избавляются от любых собственных проблем.

Быть для своего ребенка гарантом безопасности и точно знать, как вдохновить его на изучение мира, — это огромное материнское счастье.

Ребёнок не хочет учиться: причины и все, что с ними связано

Есть вариант, что ваше чадо с самого детства не сильно любит распаковывать рюкзак и заглядывать в злосчастный дневник, но совсем иная ситуация, если рвение к учебе, пусть даже не очень сильное, прекратилось внезапно. Вот так, ни с того ни с сего ваш ребенок начинает заявлять, что в школу он не хочет, желания что-то учить нет, а хорошие оценки отсутствуют и подавно.

•    Способности ребенка не соответствуют уровню школьной программы

Не спешите возмущаться и говорить, что ваш малыш лучше всех. Этого никто не отрицает, но видели ли вы сами его школьные учебники? Пробовали решить пару-тройку заданий? Попробуйте! Порой написанная там информация способна завести в тупик кандидата наук, не то что ребенка. О том, что делать в такой ситуации, поговорим чуть позже, а пока посмотрим, из-за чего еще ребенок может потерять желание учиться.

•    Ему нужна мотивация

Как часто вы хвалите ребенка за его успехи? Поощряете ли вы его? Причем речь идет не только о пятерках. Сказать «Вася, ты молодец!» это не только недостаточно, это вообще никакого действия не дает. Слыша стандартные фразы похвалы от родителей, ребенок особой гордости за свои достижения не испытывает, особенно когда мама вполуха слушает его рассказ о победе в школьной олимпиаде или соревнованиях и между «Принеси лук для борща» и «Надо завтра сходить к зубному» произносит невнятное «Хорошо, молодец сынок».

•    Нет интереса к определенным предметам

Даже самый способный ребенок не может знать все. У некоторых довольно умело получается лавировать между школьными предметами и учить всего понемногу, но что если ваш ребенок не из их числа? В этом нет совершенно ничего плохого, если он уделяет больше внимания изучению одних уроков даже в ущерб другим, сколько бы об этом не твердили учителя. Конечно, для каждого преподавателя его предмет — самый-самый, но вам-то зачем изводить ребенка ссорами по поводу очередной тройки по биологии? Вспомните себя в школьные годы, во всем ли вы преуспевали? Знаете шутку: «Когда ребенок что-то начудил, вспомни себя в его возрасте, погладь малыша по голове и иди пей свою валерьянку».

•    Не складываются отношения с одноклассниками

Как много родители знают о личностных отношениях ребенка с одноклассниками? Если сказать по правде, то практически ничего. Эта новость однозначно наверняка огорчила тех, кто считает, что имеет полный контроль над жизнью ребенка во всех сферах, но это отнюдь не так. Все, что нам известно об этом, это информация, полученная со слов самого малыша, который может все приукрасить, чтобы родители не беспокоились, или школьных учителей, которые зачастую об отношениях в классе знают только то, что стенгазету должны рисовать Маша и Оля, потому что с Аней Оля не дружит.

•    Неблагоприятная атмосфера внутри семьи

Когда мы ищем причину нежелания ребенка делать уроки, почему-то в последнюю очередь вспоминаем о том, что быть может ему некомфортно находиться дома?! Частые ссоры в семье или родители, которые постоянно не в настроении из-за проблем на работе — далеко не лучшая мотивация для малыша. Каждому ребенку хочется возвращаться в дом, где царит уют, радость и покой, пусть даже он этого не осознает.

•    Повышенная активность

На сегодняшний день все чаще можно встретить в школе гиперактивного ребенка

Многие воспринимают их обычными непоседами и врединами, но на самом деле к гиперактивному ребенку нужен особенный подход и внимание. Проблемы в учебе  такого малыша — не новость!

  • Отвлекается на гаджеты

Три характерные ситуации

Современные дети развиваются быстро, многие малыши знают азбуку и начинают читать в 2–4 года. Но это не их желание, а стремление взрослых не отстать от соседей, показать, что их сын или дочь самые способные.

Если метод обучения чтению в раннем возрасте используется в домашних условиях неправильно, дошкольников заставляют проглатывать массу томов неинтересной литературы, то события начнут развиваться по опасному пути.

Расскажем о трех распространенных ситуациях. Если узнаете в них себя, срочно обратитесь за консультацией для родителей к педагогу детского сада или учителю начальных классов.

Образованная интеллигентная мама решила, что ее сынок не будет похож на современных детей, книги станут его постоянными спутниками.

Чтобы малыш быстро полюбил читать, будем проводить с книгой целые дни. Если до школы он прочитает всю домашнюю библиотеку, будет самым умным в классе.

Семья направила все силы на обучение сына чтению. В 2 года Коля знал азбуку, в 3 читал слоги, к 4 годам — самостоятельно осваивал простые сказки.

Тогда перед детсадовцем выстроили ряд нужных книг, которые он должен прочитать до первого класса. Это были не сказки и стишки, а мифы разных народов мира, детские энциклопедии и другая полезная литература. Мама и папа помогали, как могли, убеждали, контролировали объем прочитанного.

Скоро Коля действительно стал самым осведомленным среди одногруппников в детском саду. Но замкнулся в себе, перестал общаться со сверстниками, родителями. После похода к психологу родители узнали, что Коля истощен. Он совсем не хотел читать тома неинтересных повестей и былин, но боялся наказания.

Это яркий пример нестандартного семейного насилия. Ребенок выполняет роль игрушки в руках мамы и папы. Взрослым нужно понять, что чтение не основной источник информации, для получения опыта в жизни необходимо общение с окружающими.

Нельзя растить малыша в изоляции, ставить перед ним невыполнимые задачи, даже если вы их бесконечно любите и желаете только лучшего. У ребенка, оказавшегося в подобной ситуации, нелюбовь к чтению разовьется очень быстро.

«Обучение чтению через компьютерные игры»

Полина в 4 года не знала букв и очень расстраивала этим маму. Родители не смогли без скандалов познакомить ее с букварем, поэтому решили сделать это с помощью компьютерных упражнений.

Девочке очень понравилась игра, она быстро усвоила все буквы, но одновременно увлеклась и другими интересными играми.

Она по-прежнему не хотела читать книги, но требовала компьютер ежедневно. Родители поставили условие, если Полина прочитает 1–2 страницы, то получит доступ к гаджету. Девочка читала со слезами на глазах, а потом бежала играть онлайн.

Проблема этой семьи в том, что они не поняли, чем поощрить дочь и как заинтересовать чтением. То есть заменили себя компьютерной игрой. Девочка получила знания, но не применяла их в реальности.

Компьютерные игры мешают развитию фантазии, силы воли, интуиции. Графика, интерактив делают за дошкольника половину работы. Использовать их нужно в минимальном количестве.

Чтение книг — тяжелый труд. Чтобы вообразить картинку леса, где потерялась Маша из сказки «Три медведя», нужно постараться. Но это развивает мозг и интеллект гораздо эффективнее.

«Ребенок читает быстро, но пока не понимает содержания. Мы считаем это нормальным».

Миша в 4 года научился быстро читать. В шесть лет книги поглощались одна за одной. Родители были рады успехам сына. Они похвастались знакомым его достижениями. Ребенка спросили, какая книга у него любимая. Умный парень не смог ответить. Его попросили рассказать, какую книгу он прочел сегодня, вчера? Ответа у ребенка не было.

Оказалось, что Миша не понимает прочитанного, а просто тщательно выговаривает звуки, складывает слова в предложения на радость маме. О содержании сказки не задумывается.

Такое чтение называется механическим.

Механическое чтение свойственно дошкольникам и взрослым детям, которые отмахиваются от учителей, родителей, делают уроки по принуждению, в уставшем состоянии. Чтобы избежать синдрома, нужно следить не только за скоростью речи ребенка при чтении, но разговаривать о сюжете, фантазировать о его продолжении, постоянно заинтересовывать новыми произведениями.

Почему ребенок не хочет учиться — разбираем причины

Изначально все дети хотят учиться, они от природы любознательны и хотят развиваться. Значит, что-то пошло не так, и ошибки допустили мы — взрослые.

Что же на самом деле мешает учиться? Найдем корень проблемы — поймем, как ее решить.

Все мы разные, при этом каждый обладает врожденными желаниями, талантами и способностям. В терминах Системно-векторной психологии — векторами.

Итак, свойства психики разные, а в школе действуют единые стандарты обучения. В итоге все становятся заложниками системы. Дети попадают в жернова системы образования, которые работают без учета индивидуальных особенностей.

Очень часто мы начинаем искать внешние причины, обвиняя мир вокруг. Сознание подкидывает нам рационализации вместо истинных причин. И вот уже кривое зеркало показывает нам такие причины отсутствия желания учиться: плохая или злая учительница, плохие одноклассники, не та школьная программа или вообще система образования никуда не годится.

Но, обвиняя мир вокруг, мы не найдем ответа. Тут нужно смотреть в самую суть и видеть всех насквозь. Системно-векторная психология дает нам специальные 3D очки, чтоб видеть истинные причины. Хотите такие 3D очки?

Уверена, ваш ответ — ДА!

Не хотят учиться или не хотят в школу

Наша психика так устроена — мы либо бежим за наслаждением, либо избегаем страданий. В нашем случае, ребенок бежит от страданий. Какие страдания испытывает подросток, если бежит от школы, коллектива, не хочет учиться? Конфликты, непонимание в коллективе, сложные отношения с учителями — все это, как снежный ком, сваливается на подростка.

Ребенок сам не осознает, что на самом деле происходит и как ему лучше поступать, когда вокруг все не так. Ведь он находится в плену своих страхов, неуверенности, в поисках внутреннего стержня.

Сложности с учебой у вашего сына начались в 11 лет. Это возраст, когда подростки начинают заявлять о своих желаниях и сопротивляются тому, что им не нравится. Что же можно сделать и как помочь ребенку выбраться из этого замкнутого круга? Очевидный ответ — нужно делать не то, что мы делали до этого, а что-то другое — найти внутренние причины, почему ребенок не хочет учиться.

Не хочет учиться или не успевает?

Практически полностью соответствуют портрету идеального, даже золотого ученика дети, у которых есть анальный вектор. От природы они наделены усидчивостью, великолепной памятью, обладают аналитическим складом ума и хотят учиться. Такие ребята старательны и скрупулезны, пока не разберутся до конца в вопросе, не могут усвоить материал.

Сначала он пытается адаптироваться к ситуации, но постепенно нагрузка возрастает, и такой ребенок перестает все успевать. Ему не хватает времени разобраться во всех деталях, вникнуть в тонкости предметов. И тогда он бессознательно начинает сопротивляться школьной нагрузке, с которой ему сложно справиться — начинает упрямиться, обижается, впадает в ступор.

Какие чувства испытывает при этом ребенок?

По своей природе он хочет быть самым лучшим, он искренне старается, но при этом не получает той оценки своего труда, которая соответствовала бы вложенным им усилиям. Из-за этого возникает обида. Все, что бы он ни делал, оказывается недостаточно, и у него постепенно опускаются руки. И вот он уже не знает, с чего начать, в каком предмете подтягивать хвосты, когда программа ушла далеко вперед. Кроме того, его может мучать чувство вины за то, что он не оправдал возложенных на него надежд учителей и родителей, и неуверенность в собственных силах. Все это мешает ему начать учиться.

А система и родители давят на него еще сильнее. Взрослым кажется, что ребенок должен делать всё быстро и все успевать, не рассиживаться с уроками, давать четкие ответы на вопросы, а он не может этого сделать в силу своих природных особенностей: ему нужно время, чтобы усвоить материал, и ответы такие дети часто дают подробные, порой растягивая слова и застревая на деталях. У педагога иногда не хватает терпения выслушать такого ребенка до конца, подождать, когда он дойдет в своих рассуждениях до сути. На самом деле, у этого ребенка заложены способности, которые позволят ему в будущем стать лучшим экспертом-профессионалом своего дела. А взрослым нужно постараться быть более терпеливыми к такому ребенку. Они должны понимать — ученик делает это не сознательно, просто его природные данные входят в этот момент в противоречие с требованиями школы.

Причины неуспеваемости

Ребенок в определенном возрасте просто не может выстроить последовательную цепочку, которая очевидна взрослым: не будешь хорошо учиться — не будет работы — не будет интересного дела и финансового обеспечения.

  • Возможно, педагог не нашел подход к ребенку или ведет себя неуважительно. Психологи предлагают определиться, в первую очередь, родителям — согласны ли они, чтобы на ребенка кричали, чтобы его унижали. Считают ли они, что именно такой подход поможет воспитать сильную свободную и гармоничную личность? Есть нет, то ситуацию надо пытаться исправить, потому что страх парализует маленького человека точно так же, как и большого. Сложно выполнять работу, когда рядом кричит начальник, невозможно хорошо учиться, если педагог вызывает у ребенка страх.
  • Неадекватные требования: в «сильных школах» часто предъявляют завышенные требования к ученикам, которым нужно просто чуть больше времени и помощи взрослых, чтобы усвоить программу. Или программа действительно слишком сложна и не по возрасту, а ее тянут единицы.
  • У ребенка психологическая травма: дети по природе любопытны и малыши редко перестают учиться просто так. Маленького ребенка легко заинтересовать, если только все его душевные силы не тратятся на преодоление жизненных трудностей. Развод родителей, смерть кого-то из близких людей, конфликты со сверстниками, — все это отвлекает от учебы.

Что делать, если ребенок отказывается ходить в школу из-за семейных конфликтов

Если дома бушуют постоянные скандалы, школьник может подумать, что во время его отсутствия может случиться что-то плохое. Переживания о неизвестном переносятся гораздо хуже, чем непосредственное наблюдение за ссорой.

Конечно, лучше всего обратиться к семейному психологу и решить все проблемы цивилизованно. Но в первую очередь, нужно улучшить атмосферу дома. Как минимум, не выяснять отношения с утра. Если ребенок увидит, что дома царит «худой мир», то уйдет на занятия со спокойной душой.

Еще один вариант конфликта: родители не могут решить куда поступать выпускнику, или, наоборот, настаивают на варианте, который не нравится ребенку.

Как результат, подросток теряет интерес к занятиям.

Лучше всего обратиться к карьерному консультанту, позволить выпускнику самостоятельно определиться выбором. Как только школьник найдет цель, «поверит» в нее, еще и получит одобрение родителей — интерес к учебе вернется.

Как мотивировать старшеклассника

Помним о том, что развитие в 16 лет идет бурными темпами, и очень часто дети делают все сами, без напоминания. Но есть несколько тактик, которые работают даже с самыми неподдающимися школьниками.

Минимизируем контроль. Не стоит проверять, все ли задания сделаны, но успеваемостью интересоваться, разумеется, нужно. При этом не забывайте поощрять за хорошие оценки и радоваться победам в соревнованиях. Отличным помощником для старшеклассников будет наш тренажер, который позволяет быстро подготовиться к контрольной работе или к итоговому экзамену. И, главное, совершенно самостоятельно. Если ваш ребенок по какой-либо причине в 17 лет не хочет учиться, попробуйте этот вариант.

Не бойтесь советовать и обсуждать важные темы

Теперь подросток вас будет внимательно слушать, у него уже нет излишней обидчивости, а влияние ровесников не так важно. Только постарайтесь говорить с ним, как друг, не давить и не принуждать с высоты собственного опыта.

Поощряйте самостоятельность

Помните, что нормальное развитие в 17 лет предполагает формирование ответственности за действия и решения. Лучше помочь исправить ошибку, чем достать тотальным контролем и понуканиями.

Помогите материально. В этот период очень важно интенсивно заниматься, может понадобиться дополнительная подготовка или платные курсы. Хорошо, если ребенок сам решит, чем ему нужно заниматься. Если же понимания нет, предложите ему пройти бесплатное тестирование на нашем тренажере. Он сразу поймет, где есть пробелы в знаниях, и сможет быстро и эффективно их устранить.

Как помочь ребенку справиться с прокрастинацией?

1. Начните с себя, а не с ребенка. Понаблюдайте за собой, как вы справляетесь с прокрастинацией. Задайте вопрос: «Не подражает ли ребенок мне?» Сложнее всего воспитать не ребенка, а себя.

2. Попробуйте заглянуть в глубину переживаний ребенка: «Я вижу, что ты долго не можешь сесть за уроки. Тебе сложно? А может, неинтересно? А может, ты боишься сделать неправильно? Поговори со мной, я хочу тебе помочь»

Важно ребенка выслушать, помочь ему найти слова, чтобы описать свое состояние. Он будет чувствовать, что вы его понимаете, слышите, чувствуете, и это придаст ему веру в свои силы

3. Избавьтесь от критики, криков, обесценивания. Контролируйте свои эмоции. Перед вами маленький или взрослеющий человечек, но не взрослый. Ребенку сложно справляться со своими эмоциями. Вы взрослый и вы способны регулировать свой гнев или бессилие, которое часто незаметно может переходить в насилие. Крики и критика усугубляют ситуацию. Ребенок начинает чувствовать себя «отверженным, плохим». Тогда ему не до учебы. Нужны все силы потратить на преодоление стресса.

4. Будьте внимательны к страхам ребенка. Исследуйте причины вместе с ним. Страх лишает уверенности в себе. Скажите, что вы рядом и хотите помочь ребенку

Акцентируйте внимание не на ошибках, а на приложенных усилиях. Находите в ребенке то, что вам нравится

Говорите ему о своей любви. Бережно относитесь к его переживаниям.

5. Помогите организовать ребенку режим и рабочее пространство. Помогайте быть последовательным в своих действиях. Обсуждайте последствия без критики. Находите вместе решения. Не давайте советы, не обесценивайте инициативу ребенка. Не «причиняйте добро» там, где ребенок может справиться сам. Поддерживайте!

6. Не игнорируйте право на отдых и увлечения. Дайте время на приятные, интересные, захватывающие занятия. Напитавшись приятным, легче справляться с рутинной необходимостью. Будьте рядом, когда ребенок говорит, что ему трудно.

7. Создайте систему поощрений. Придумайте фишки за преодоление прокрастинации, пусть ребенок зарабатывает их и обменивает на что-то приятное, интересное, вкусное.

К сожалению, в своей практике, я наблюдаю грустную истину: взрослые (учителя, директора, родители) больше озабочены своим комфортом, чем благополучием детей. Чтобы бороться с прокрастинацией ребенка, необходимо выйти из зоны своего комфорта, заглянуть глубже, узнать о ребенке больше. 

Для связи с редакцией пишите нам в Telegram, Instagram или на почту editor@rebenok.by

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий