Как развить память у ребенка?

Особенности развития памяти у детей дошкольного и школьного возраста

Память детей от 3 до 6 лет имеет отличительную особенность, запоминание у них развито на автоматическом уровне. Именно поэтому педагоги рекомендуют в этом возрасте начать обучать малышей иностранным языкам.

Дошкольники быстро и хорошо запоминают иностранные слова, что существенно облегчает изучения языка в будущем. У дошкольников младшего возраста с 3 лет начинает активно развиваться долговременная память. Малыш запоминает все, что имело эмоциональную нагрузку и впечатлило его.

Хотя запоминание происходит неосознанно, так как ребенок еще не имеет конкретной цели, у него нет осознанной необходимости держать в памяти что-либо. У детей младшего дошкольного возраста появляются задатки логического мышления, хорошо развита моторика.

Словесная память начинает сочетаться со смысловой, что отражается в умении составлять небольшие осмысленные рассказы или умение пересказывать несложные тексты. В старшем дошкольном возрасте, начиная с 5 лет, память ребенка становится более образной и эмоциональной.

Пересказы историй или сочинение рассказов приобретает более эмоциональную окраску. Начинает проявляться произвольная память, что позволяет ребенку запоминать то, что от него требуют. Формирование произвольной памяти свидетельствует о готовности ребенка к обучению в школе.

Поэтому если к 5-6 годам ребенок еще не в состоянии пересказывать тексты и запоминать несложные рассказы, родителям следует заняться тренировкой его памяти. Для развития памяти детей младшего дошкольного возраста можно использовать логические игры, учить и запоминать стихотворения, детские песенки. Любые, даже незначительные успехи, должны поощряться родителями, чтобы стимулировать у малыша желание к занятиям.

Особенности возраста

На вашего сына или дочку с началом обучения в школе ложится новая и непривычная ответственность: раньше все было просто и понятно, сейчас с ребенка требуют и в школе, и дома. От этого большинство детей впадает в тот самый период, который называют кризисом 7 лет. Они боятся не оправдать ожиданий самых дорогих для них людей — родителей, и уже начинают опасаться насмешек со стороны сверстников. От постоянного нервного напряжения страдает нервная система, дети становятся забывчивыми, рассеянными. Временное ухудшение памяти в этом возрасте является вариантом нормы развития.

Но есть и ребята, которым учеба дается легко и непринужденно.

Однако и у них бывают «пробелы» в памяти, но связаны они скорее с ленью в той или иной степени. Чтобы понять, почему ребенку в одно ухо влетает, а из другого вылетает, нужно внимательно наблюдать за чадом, чаще говорить с ним, меньше требовать и отказаться от всяких проявлений категоричности.

Что может затормозить или ослабить развитие памяти ребенка и его внимания?

Чрезмерное увлечение мультфильмами и компьютерными играми

Дело в том, что частое мелькание картинок на экране телевизора или компьютера негативно действует на нервную систему малыша, в результате внимание становится рассеянным и память ребенка ослабевает. Желательно ограничивать подобное времяпровождение детей, чтобы в будущем у них не возникло ненужных зависимостей и проблем с обучением

Развивать память своему ребёнку необходимо с самого детства. Когда ему исполнилось 7 лет, юного школьника можно отдать на курс «Меморика» в «Академию развития интеллекта SMARTUM». После обучение малыш сможет управлять всеми процессами своей памяти, у него будет отлично развито образное мышление, и он научится систематизировать информацию. Кроме этого, учёба в школе превратится для него в занимательное приключение, ведь запоминать любой материал он будет легко и быстро, а новые науки воспринимать с интересом.

Любопытные факты о человеческой памяти

Расскажите ребенку, на что способен его мозг. Это послужит мотивацией для тренировок:

  1. Память формируется еще в утробе матери. Развивать ее можно до бесконечности. Пределов нет.
  2. Существуют люди, которые способны запоминать до 20 тысяч новых слов.
  3. Память ухудшается не с возрастом, а в связи с отсутствием умственной деятельности.
  4. На самом деле человек помнит все события, случившиеся в его жизни. Но вспомнить может далеко не всё. Причиной этому служит невнимательность и рассеянность.
  5. Самвел Гарибян занесен в Книгу Рекордов Гиннесса. Он смог запомнить 1000 иностранных слов, которых до этого никогда не слышал. Добился он этого путем регулярных тренировок.

Каждый человек запоминает информацию по-разному. Кому-то для лучшего результата нужно прочитать новые сведения, а кому-то записать. Другие люди лучше усваивают то, что услышали. Научите чадо использовать тот тип памяти, который характерен для него.

Методики

Добиться максимальной эффективности в развитии памяти у своего ребенка получится, если придерживаться проверенных методик. Они позволяют быстро получить результат, избегая различных ошибок, которые могли бы допустить родители. Две методики, имеющие особую популярность, получили хорошие отзывы во всем мире.

Методика Глена Домана

Разработанные Г. Доманом методы развития памяти были предназначены для малышей, имеющих различные отклонения, касающиеся способности запоминать информацию. Позже они были адаптированы для всех детей. Особенности метода в следующих правилах:

  • Начинать заниматься в раннем возрасте;
  • Радоваться успехам своего малыша, хвалить и поощрять его;
  • Проявлять уважение и показывать свое доверие;
  • Проводить занятия только в комфортной обстановке при наличии желания;
  • Заканчивать все тренировки еще до того, как появится усталость;
  • Делать материал для обучения разнообразным и последовательным;
  • Заниматься регулярно, но не устраивать проверок знаний;
  • Никогда не заниматься «через силу».

Такие простые условности позволяют добиться максимального результата в кратчайшие сроки.

Методика Монтессори

Основой методики является игровая форма обучения с самостоятельной работой ребенка. При развитии памяти и внимания у детей по такой методике родители должны отказаться от роли учителя и просто наблюдать. Особенность метода в том, что ребенок самостоятельно выбирает, что именно он будет делать. Это позволяет добиться развития мышления, памяти, воображения, моторики, логики и речи.

Главные принципы:

  • Ребенок сам выбирает способ развития и длительность занятия;
  • Все упражнения должны быть представлены в игровой форме.

Очень важно, чтобы родители обеспечили комфортные условия для выполнения всех игровых задач

Игры для развития памяти

Мы выбрали игры, которые помогут развить все виды памяти малыша – зрительную, слуховую и даже моторную.

«Мемори» или «Парные картинки»

Мы будем удивлены, если вы не знаете эту игру – существует бесчисленное количество готовых наборов карточек, и есть они, наверное, в каждой семье. Наконец, для «Мемори» можно использовать обычные игральные карты.

Суть игры проста: нужно открыть сразу две карточки с одинаковыми изображениями. Одновременно могут быть открыты только две карточки – если изображения на них различаются, то их снова переворачиваем рубашкой вверх.

Игра хороша как для одного игрока, когда счет ведется по времени или числу ходов (на это рассчитаны компьютерные версии), так и для двух игроков и даже целой компании – пары карточек вскрываются по очереди.

«Робот»

Ребенок играет роль робота, а вы – конструктора. Ваша задача – провести «робота» по определенному маршруту, проделывая при этом разные движения: прыжки, приседания, хлопки… Например: «Три шага вперед. Шаг влево. Три приседания! Два приставных шага вправо», – и т.д. Затем участник должен повторить этот маршрут самостоятельно, в той же или обратной последовательности.

«Ассоциации»

Ваша задача – назвать какой-либо предмет, а ребенок должен назвать как можно больше слов по этой теме. Например: «Кошка!» – «Мышка, лапы, усы, миска….» Это не только развивает память, но и учит ребенка искать логические взаимосвязи и систематизировать информацию.

«Цепочки»

Хорошая игра для большой группы детей, ее часто используют воспитатели детских садов. Ведущий называет какое-либо слово, например, название животного. Первые ребенок повторяет его и добавляет нового зверя, второй наращивает цепочку, и так далее. «Кошка. Мышка. Собака. Заяц. Лось…»Кажется, что такая цепочка не может быть длинной из-за  сложности в запоминании, но поскольку слова цепочки многократно проговариваются, то эта цепочка часто достигает длины в полтора десятка слов.

«Портрет»

Еще одна игра для большой компании дошкольников, которая не раз выручит вас на детском празднике. Выбирается ведущий и один участник. Ведущему дается время, чтобы запомнить облик участника. Затем он отходит от участника на несколько шагов и отворачивается. Задача ведущего – назвать все цвета, присутствующие в одежде участника. Если он называет неверный цвет, то участник делает шаг навстречу ведущему. Если участник находится перед ведущим на расстоянии вытянутой руки, то просто касается плеча, что означает его победу.

Причины плохого запоминания

Временное ухудшение запоминания информации в этот возрастной период считается нормой, потому что начало обучения в школе приводит нервную систему к сильному напряжению. Ребёнок боится не оправдать ожидания родителей, опасается насмешек со стороны одноклассников. У него появляется забывчивость и рассеянность. Проблему родители могут решить самостоятельно с помощью специальных упражнений и игр.

Слабая продуктивность запоминания иногда появляется из-за сильного переутомления или болезни. Обеспечьте малыша полноценным питанием. Включайте в его рацион грецкие орехи, шоколад, морскую рыбу, свежие овощи. Эти продукты содержат все необходимые витамины и микроэлементы, способствующие улучшению памяти. Помогает пребывание на свежем воздухе и крепкий сон. При возникновении стойких нарушений в процессе усвоения знаний следует обратиться к психологу или неврологу. Причины могут крыться в интоксикации, гипоксии или полученной черепно-мозговой травме.

Как развить долговременную память?

Память человека достаточно субъективна, поскольку после каждого последующего воспроизведения информации, воспоминания искажаются.

Задача родителей – развивать и тренировать долговременную память ребенка. Для этого нужно:

Научить свое чадо умению сравнивать объекты запоминания, находить в них сходства и отличия (для тренировок подойдут детские журналы с красочными картинками, таблицами, в которых предлагается найти либо одинаковые предметы, либо отыскать в них едва заметные отличия);

  • Практиковать пересказ ребенком любой полученной им информации – просмотренного мультфильма, прочитанного рассказа, пережитого впечатления (тренирует память, развивает речь, позволяет правильно составлять предложения);
  • Заучивать стихотворения, скороговорки, разгадывать кроссворды;
  • Постепенно переходить на запоминание прозы (здесь можно предложить одно интересное упражнение). Например, в журнале прочитать небольшой отрывок текста, вырезать этот фрагмент. Затем разрезать его на кусочки, дать ребенку одну часть и предложить по ней восстановить весь сюжет.

Какие упражнения, развивающие память, можно использовать для детей разных возрастов?

Развитие памяти происходит по-разному на различных этапах роста и взросления ребенка, и потому нуждаются в различных вспомогательных упражнениях. Рассмотрим основные способы тренировать память для нескольких возрастных групп.

До 1 года

Казалось бы, как можно развивать память у таких несмышленых малышей? Оказывается, очень даже можно и нужно. Это упражнения, которые многие родители выполняют интуитивно. Так, например, даже грудничкам не помешает рассказывать о различных предметах и их свойствах. Это может быть кошечка, которая говорит «мяу», телефон, по которому можно говорить с бабушкой и дедушкой, стол, имеющий форму круга, и так далее.

С ребенком в возрасте 7-8 месяцев уже можно «читать» книжки с картинками, рассказывая ему о том, что изображено на их страницах. Можно просить их найти спрятанные предметы (только прятать их нужно совсем недалеко и буквально на виду у малыша), играть в пальчиковые игры. Все это заложит основы для становления и развития хорошей памяти на последующих этапах взросления ребенка.

От 1 года до 3 лет

В это время вам стоит по-максимуму рассказывать ребенку об окружающих его предметах и явлениях, объяснять смысл различных слов, обсуждать с ним события просмотренных мультфильмов, и даже разучивать несложные стишки.

Также в это время можно начинать играть в более серьезные игры на запоминание. Например, вы можете показывать ребенку картинку, убирать ее, а затем просить малыша вспомнить, что на ней было нарисовано. Можете выкладывать перед ним 3-4 предмета, затем убирать один из них или менять их месторасположение (естественно, предварительно сказав ребенку отвернуться), после чего просить его рассказать, что изменилось.

От 3 до 6 лет

Малыши дошкольного возраста – ребята серьезные, и с ними можно проводить еще более сложные тренировки и игры.  Например, вы можете просить их запомнить определенные последовательности слов и воспроизвести их. Чтобы сделать задание более увлекательным и научить малыша запоминанию по ассоциациям, можете последовательно показывать ему какие-либо предметы, затем спрятать их все и попросить восстановить очередность увиденного.

Очень полезным будет и простое упражнение с воспроизведением всех тематических слов. Тема может быть любой: продукты, животные, погода и так далее. Чтобы тренировка была интереснее, можете устроить своеобразное соревнование по количеству вспомненных слов, и периодически его повторять. Это простимулирует ребенка активнее запоминать новую информацию.

От 6 до 9-10 лет

Это, по сути, последний этап, на протяжении которого можно улучшить память школьника одновременно с ее развитием, а не по его завершении. Постарайтесь не упустить эту возможность, ибо впоследствии память вашего ребенка будет откликаться на попытки ее развития уже гораздо менее активно.

Дети младшего школьного возраста от конкретных предметов и тематической лексики могут переходить к числам и абстракциям. И это очень важный аспект развития их мыслительных способностей. Суть упражнений остается той же: это запоминание последовательности каких-то элементов, попытки вспомнить все подходящие слова для какой-либо ситуации (вместо определенной темы вы можете, например, просить школьника подобрать подходящие эпитеты для называемых вами существительных). Только эти элементы уже могут быть числами, а, например, эпитеты – разнообразными, а не только описывающими цвет и форму предметов.

Меморика от Smartum : ваш ребенок сможет всё

Имея хорошую память, ребенку будет легко учиться в школе. Подготовить малыша к учебе лучше заранее. «Академия развития интеллекта SMARTUM» разработала целую методику, благодаря которой дети запоминают и обрабатывают информацию гораздо лучше.  Методика называется «Меморика». Обучение происходит на уникальной онлайн-платформе SMARTUM в игровой форме. Красочные герои сопровождают малыша на протяжении всего обучения, рассказывают интересные истории. Веселые игры мотивируют ребенка узнавать и запоминать все больше новой информации, тем самым тренируя все виды памяти. Даже если ваше чадо превосходно все запоминает, методика поможет грамотно пользоваться памятью, ребенок будет креативно мыслить и научится нестандартными способами запоминать нужную информацию.

Произвольное и непроизвольное запоминание

В возрасте четырёх-пяти лет дети запоминают информацию неосознанно

В их мозгу оседают наиболее интересные или случайно привлёкшие внимание явления, предметы, названия. Дошкольники не умеют ставить целей запоминания и реализовывать их, не знают приемы, при помощи которых процесс восприятия может быть проще

Задача родителей, педагогов, учителей – к началу обучения в школе подготовить почву для перехода от непроизвольного к осознанному восприятию. Для этого необходимо:

  • развивать речь, называть окружающие предметы. В ходе эксперимента, состоявшего в демонстрации группе детей карточек с изображениями предметов, выяснилось следующее. Объекты, названия которых проговаривались, дети запомнили лучше. Из 10–12 предложенных картинок они воспроизвели по памяти 8 с озвученными названиями и только 2–3 – без них;
  • читать детям вслух, вместе рассматривать и обсуждать картинки. В этом возрасте ребята склонны подражать сказочным героям, поэтому занятия дополнительно оказывают воспитательное воздействие.

Развитое произвольное восприятие является важным показателем готовности к началу обучения в школе. Есть дети, не желающие и не любящие учиться с первого класса. Всю энергию они тратят не на образовательный процесс, а на преодоление собственной лени. Это явление напрямую связано с развитием памяти. Ребята, плохо запоминающие информацию, не уверены в себе, скованы.

Существуют специальные занятия, на которых тренируется произвольное восприятие и развивается память. В числе упражнений – освоение мнемонических приемов, техник запоминания.

Несколько позже дети с развитым произвольным восприятием готовы к более сложным занятиям Меморикой. Это авторская методика, направленная на увеличение объема памяти, развитие внимания и его концентрации. После этого курса ребёнок сможет управлять всеми процессами своей памяти, сможет систематизировать любую полученную информацию. После прохождения курса у учеников увеличивается объем памяти, исчезает неуверенность в себе, страх перед экзаменами и контрольными.

Развивающие игры для улучшения памяти – на сайте IQКлуб

Для развития памяти используются не только упражнения, но также и игры. IQКлуб – интернет-сервис, который предлагает развивающие игры для тренировки памяти, внимания, навыков чтения, мышления ребенка. Чтобы воспользоваться услугами этого интернет-портала, нужно:

  • пройти регистрацию в системе;
  • ребенку – сдать тест, который его заинтересует.

После этого специалисты IQКлуб подберут для вашего малыша индивидуальную программу обучения, исходя из анализа его сильных и слабых сторон.

Разработкой игр занимается команда профессионалов – лучшие психологи, педагоги, дизайнеры.

Родители могут отслеживать результаты обучения в режиме online. Полезные игры на сайте IQКлуб – это прекрасный тренажер для развития интеллекта ребенка.

Рекомендации по развитию памяти младших школьников

Память дается каждому из нас при рождении, но не каждый может правильно ею пользоваться. Задача родителей и учителей обучить школьника приемам запоминания, чтобы он впоследствии использовал их бессознательно. Ребенок должен сам понять, как ему легче запоминать информацию. Однако любая наука не пойдет впрок, если у школьника отсутствует мотивация к учебе. В такой ситуации святая обязанность родителей заинтересовать ребенка, а для хорошего результата – занятия проводить систематически

Во время этих занятий педагоги-психологи рекомендуют родителям обращать внимание на следующее:

  • следите за тем, чтобы ребенку был понятен материал, который он запоминает;
  • пусть ребенок повторит выученный текст на следующий день;
  • при работе над запоминанием текста разбивайте его на небольшие отрывки, но не очень маленькие, чтобы ваш школьник не забыл, что было в самом начале;
  • во время заучивания текста просите малыша проговаривать его вслух;
  • мотивируйте ребенка к занятиям по запоминанию, проявите фантазию: предлагайте для изучения только те тексты, которые ему действительно интересны;
  •  занимайтесь с ребенком не более получаса, а в первое время по 15 минут. Если видите, что малыш устал – сделайте перерыв;
  • всегда хвалите ребенка за даже самые маленькие успехи, поощряйте его к занятиям.

Какие способы лучше выбрать для запоминания стихов?

Современная школа использует подходы, которые направлены на развитие кратковременной памяти-выучил-ответил-забыл. Правильно это или нет, решать не нам. Задача родителей возместить пробелы, которые есть в этой школьной системе и помочь ребенку научиться запоминать и как можно дольше хранить информацию о выученном. На помощь придут способы, которые давно известны нам, поскольку о них большинству из нас в свое время рассказывали наши бабушки:

  • Учим на ночь. Если есть необходимость быстро выучить стихотворение, лучше всего браться за него тогда, когда все остальные уроки уже выучены, а точнее, за 2-3 часа до отхода ко сну. Ученые выяснили, а мудрые прадеды и так знали, что максимально активно процессы запоминания в коре головного мозга протекают перед сном и утром, в течение 2-3 часов после пробуждения. Поэтому стих стоит поучить вечером, а потом повторить его за завтраком.
  • Учим по частям в последний момент. Если ребенок заблаговременно лишь несколько раз внимательно прочитает стихотворение, максимально представляя себе в виде внутренних образов все, о чем в нем идет речь, а за пару часов до урока или экзамена, на котором потребуется прочитать наизусть, перечитает и попробует запомнить, вероятность запомнить весь текст максимальна. В последний момент включается сильная мотивация, а потому процесс произвольного запоминания протекает в разы быстрее.
  • Учим на слух. Взрослые давно заметили, что ребенок гораздо быстрее запоминает тексты песен, чем тексты рассказов или стихов. Превратите стихотворение в трек, начитав его с выражением на диктофон, а потом давайте слушать ребенку пару раз в день — утром по дороге в школу и вечером перед сном. Обычно запоминание происходит непроизвольно, но довольно устойчиво, уже на 2-3 день. Если родители проявят максимум своих креативных способностей, то они смогут переложить стихи на любимую музыку чада. Так, «Бородино» может стать песней на мотив популярного рэп-хита, а «Парус» – красивой лирической песней.
  • Учим на бумаге. Можете продиктовать ребенку стихотворение, чтобы он записал его на слух на лист бумаги. Потом разбейте произведение на несколько частей, лучше по смыслу, и попросите ребенка запомнить первые слова каждой части, это поможет ему вовремя вспомнить, с чего начинается очередной «кусок» произведения. Этот способ, несмотря на самые длительные приготовления, считается одним из самых быстрых и эффективных способов запомнить не только стихи, но и прозу.

Методы и способы тренировки памяти в домашних условиях

Существует огромное количество научных методик, направленных на улучшение работы мозга и стимуляцию запоминания. Чтобы обеспечить благодатную почву для развития памяти, необходимо начинать тренировки как можно раньше, идеально — с самого рождения.

Как развить память малыша и с чего начать?

Начиная с грудничкового возраста и дальше необходимо стараться как можно больше говорить с ребенком, объяснять ему все происходящее вокруг, привлекать внимание. Чтение книг, аудиосказки, музыка, визуализация услышанного непременно принесут свои плоды в виде широкого кругозора и богатого словарного запаса крохи.
Развивайте тактильные навыки

Предложите пощупать ребенку предметы с разной текстурой, температурой, формой, пусть погладит, запомнит, а потом закройте ему глазки и попросите по памяти назвать предметы.
Нагружайте подрастающего ребенка различными видами деятельности – письмо, лепка, уборка, уход за животными и растениями, выбор покупок и одежды, ремонт, сбор урожая и т.д.
Максимально увеличивайте время пребывания на свежем воздухе, кислород стимулирует рост и работу клеток мозга.
Играйте в слова, в описания, а потом в города, предметы и во все, что может завладеть вниманием ребенка.
Разучивайте стихи и детские песенки.
Играйте в прятки и поиск «пропавших» игрушек.

Кроме специальных занятий нельзя также забывать о рационе ребенка и дополнять его волшебными продуктами, которые поспособствуют улучшению работы памяти. Это всевозможные овощи и фрукты, гречка, орехи, семечки тыквенные и подсолнечника, жирная рыба, бобовые, сыр.

Для оптимальной работы мозга необходимо поддерживать стабильный уровень сахара в крови, поэтому следует количество приемов пищи увеличить, а порции сократить – часто, но по чуть-чуть

Пирожные, конфеты и другие сложно усвояемые сладости память только ухудшают – важно знать и взрослым, и детям.

Визуализация

Визуальное восприятие адаптированной информации, это лучший способ как развить зрительную память у ребенка, которая пригодится в процессе дальнейшего обучения.

Работа с картинками и визуальными образами, дополняющими массив информации, помогает разностороннему развитию ребенка любого возраста.

Эта техника доступна родителям и может использоваться в домашних условиях, но для этого необходимо тщательно подобрать визуальные материалы.

Для этого отлично подойдут картинки и фото любимых сказочных героев, персонажей книг и мультфильмов, к которым можно сочинять и запоминать небольшие истории.

Давайте разберемся в основных видах памяти и их особенностях

Зрительная память – это умение фокусировать внимание на определенных событиях, явлениях и образах, фиксируя полученную информацию в памяти.
Слуховая память – это способность запоминать информацию посредством слуховых образов.
Обонятельная память – образная память, напрямую связанная с работой обонятельных анализаторов.
Осязательная память – это психофизиологический процесс сохранения информации путем тактильных анализаторов.
Вкусовая память – работа вкусовых анализаторов, направлена на запоминание вкусов.

Исходя из типа и характеристики психической деятельности ребенка память делится на:

  • Двигательную — ориентирована на запоминание различных движений, их систематичности. Для детей данная память выполняет важную функцию в формировании двигательных навыков (ходьба, бег, моторика пальцев).
  • Образную — умение фиксировать информацию посредством шести основных органов чувств (зрение, слух, вкус, обоняние, осязание, вестибулярный анализатор). Считается, что именно образная память главенствует в развитии детей дошкольного возраста.
  • Эмоциональную — память на эмоциональные ощущения. Дети дошкольного возраста особенно ярко выражают свои эмоции, в особенности, полагаясь на полученные ранее переживания (ощущения радости, огорчения, страха и другие).
  • Словесно-логическую — это вербальная память. Ребенок запоминает определения, высказывания, заключения.

Полученная ребенком дошкольного возраста информация может делиться на кратковременную память, так и долговременную, и оперативную.

Оперативная память позволяет зафиксировать определенные знания до того момента, когда они понадобятся для осуществления поставленных задач.

Кратковременная память характеризуется сохранением и воспроизведением информации сразу после ее получения.

Долговременная память отличается способностью накапливать информацию на неопределенное количество времени.

Также существует деление на произвольную и непроизвольную память. Их отличие в том, что непроизвольная заключается в поглощении информации путем погружения в процесс без приложения усилий, а произвольное запоминание – это умение старательно изучать информацию при помощи определенных черт характера (усидчивость, умение абстрагироваться, выделять главное).

Возрастные особенности

На каждом этапе развития памяти у дошкольников происходят разительные изменения способности к запоминанию, воспроизведению информации. Условно в дошкольном возрасте определяют 4 таких этапа:

  1. Дети до года: развивается моторная память, которая проявляется первыми условными рефлексами. На первом году жизни ребенок запоминает движения и повторяет их. Запоминание более эффективно, если обучение сопровождается ярким, эмоциональным действием.
  2. Возраст от 1 до 2 лет: в этот период активно развивается ЦНС малыша, вследствие чего увеличивается объем запоминаемой информации и ее прочность. Ребенок узнает близких и родных людей, он начинает ходить, развивается образная память. Первые осознанные воспоминания привязывают к этому возрастному периоду.
  3. Возраст 2-4 года: активно развивается механическая память, однако после двух лет ребенок начинает выстраивать и логическую цепочку, запоминает слова, развивает основные двигательные навыки.
  4. Возраст 4-6 лет: преобладает непроизвольное запоминание. Обычно ребенок в этом возрасте запоминает ту информацию, которая оказалась интересной, захватывающей, увлекательной. Происходит это независимо от того, хочет ли дошкольник запоминать эту информацию.

Этапы формирования памяти

В первый период развития у малыша создается двигательные и эмоциональные воспоминания. Умение сидеть, ползать, ходить, пользоваться столовыми приборами, кататься на роликовых коньках и велосипеде – все это примеры применения моторной памяти.

Эмоциональные воспоминания в младенчестве имеют форму рефлексов. Ребенок просто реагирует на положительные и отрицательные импульсы. К полугоду процесс становится более осознанным. Начинают выстраиваться ассоциации – ребенок начинает улыбаться в ответ на улыбку, и может заплакать при виде игрушки, которой вчера поранился.

К году ассоциации становятся более сложными. Формируются образы. В дальнейшем, с развитием речи создаются словесно-логические воспоминания, ваш сын или дочь организуют в головном мозгу связи между словом и действием или предметом, учатся формировать и выражать свои желания и мысли.

Что влияет на запоминание ребенком

Детский возраст состоит из двух периодов: ранний и дошкольный. Чем старше становится малыш, тем лучше делается его память. Он воспринимает информацию, которую предоставляют ему взрослые. Если родители играют с ним, читают ему книги и поют песни, его высшие психические функции будут развиваться.

В более старшем возрасте у ребенка появляются дополнительные техники, которые нужны для усвоения информации. К ним относят:

  • сравнение;
  • формирование ассоциаций;
  • умение противопоставлять новый опыт старому.

Для гармоничного развития важно улучшать не только память, но и мышление. Эти два процесса тесно связаны и влияют друг на друга

Психологи доказали, что, чем больше знает ребенок, тем выше объем его памяти.

В детском возрасте происходит формирование когнитивных функций. Взрослые тоже могут исправить многое, но для этого потребуются усилия. Поэтому родителям нельзя упускать ситуацию из-под контроля

Лучше заниматься с ребенком и улучшать его память, мышление, речь, внимание. Это позволит в будущем осваивать ему сложные виды деятельности

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий