Что делать родителям?
Агрессия не всегда является негативной. Она способствует формированию таких черт характера, как целеустремленность, самоуверенность. Такой ребенок умеет постоять за себя, защитить свою территорию, интересы.
Также агрессия обеспечивает выход негативных эмоций, в результате чего пропадает напряжение. Но человек должен понимать, что конфликты решаются не только путем физической силы.
Если не обращать внимания на агрессивное поведение малыша, то он вырастет жестоким, безжалостным к окружающим, неспособным слышать и понимать других, находить компромисс.
Многие родители не знают, что делать, если ребенок дерется в садике
Важно уметь перевоспитать малыша, если он проявляет агрессию в отношении других детей и взрослых. Также надо понимать, как помочь ребенку, если его бьют в садике
Если дерется ваш ребенок
Если малыш часто дерется в садике, то нужно установить четкий запрет на агрессивное поведение. Для этого надо поговорить с ребенком, постараться ему донести, что при использовании физической силы – проблема лишь усугубляется. Следует показать, что агрессию можно проявлять другими, более безобидными способами.
Например, побить кулачками, похлопать в ладоши. Если ребенок часто ругается, обзывается, то можно заменить такие слова на названия фруктов, животных либо овощей. Любое агрессивное поведение малыша нужно сдерживать. Например, если он занес руку, чтобы кого-то ударить, необходимо сразу его окликнуть.
Нельзя родителям предпринимать такие действия:
- наказывать молчанием;
- говорить малышу, что больше его не любят;
- бить ребенка в ответ;
- кричать;
- чрезмерно наказывать;
- делать акцент на негативном поведении, постоянно напоминать малышу, где и как плохо он поступил.
Следует выяснить, почему ребенок дерется в садике.
Для этого нужно поговорить с малышом, узнать, что его беспокоит, какие отношения у него в коллективе. Также следует пообщаться с воспитателем. Это поможет узнать, как ребенок ведет себя в обществе, как воспринимают его сверстники.
Ребенок может драться, если его обижают. Родителям рекомендуется выяснить, в чем причина плохого отношения к малышу. Если она заключается в невоспитанности, то нужно привить моральные ценности. Если ребенок гиперактивный, то стоит заинтересовать его подвижными или интеллектуальными играми.
Психологи и педиатры дают такие советы родителям:
- избавиться от конфликтных ситуаций в семье;
- перестать бить ребенка;
- показать, что из конфликта можно выходить путем обсуждения проблемы;
- научить снимать эмоциональную нагрузку;
- продемонстрировать поддержку и понимание. Критика и гнев могут лишь усугубить ситуацию.
Если самостоятельно решить проблему родителям не удается, то стоит записаться на прием к психологу, психотерапевту либо невропатологу. Вероятно, проблема кроется в душевных переживаниях, патологиях нервной системы или психики.
Если бьют вашего малыша
Бывают ситуации, когда малыша бьют в семье. Такие дети могут быть замкнутыми. Неуверенность и слабость, окружающие хорошо чувствуют. Поэтому такого малыша постоянно обижают.
На нем будут срывать злость чужие дети. В этом случае не обойтись без помощи психолога
Родителям важно показать свою любовь, поддержку, понимание, готовность защищать и помогать.
Если малыша обижают из-за того, что он неопрятно одет, то нужно лучше ухаживать за вещами ребенка, уделять внимание гигиене. Родителям рекомендуется приобрести ребенку какую-нибудь популярную игрушку
Одногодки, наверняка, захотят подружиться с малышом, чтобы поиграть вместе.
Если причина постоянных конфликтов в коллективе заключается в наличии какого-нибудь дефекта во внешности, то нужно его устранить. Например, если у девочки некрасивые уши, то можно их скрыть при помощи правильного подбора прически.
Если мальчик толстый, то стоит предпринять меры по снижению веса до уровня нормы. Для этого лучше записаться к диетологу. Дефекты речи необходимо устранять при помощи логопеда.
Если ребенка обижают из-за того, что он менее развит в физическом плане, чем его одногодки, тогда эту проблему можно решить, записав его в спортивную секцию (на плавание, гимнастику, хоккей).
Также стоит научить малыша спокойно реагировать на неприятные слова, отвечать однообразно. Детский коллектив поймет, что ребенок не обижается, поэтому утратить интерес к издевательству над ним.
Необходимо объяснить ребенку, что плакать от обидчиков не стоит. При проявлении слабости характера его будут постоянно дразнить.
Агрессивность: одно название, разные причины
Многие дети иногда ведут себя жестоко по отношение к сверстникам или даже собственным родителям. Когда такой ребенок сердится, он готов кусать, колотить и пинать любого, кто оказывается у него на пути. Когда ребенок ведет себя агрессивно, не всегда удается сразу понять, в каком навыке он нуждается. Кто-то может сказать, что всем агрессивным детям недостает самоконтроля или умения справляться со своим гневом, однако, согласно методу освоения навыков, такие умения слишком масштабны, или комплексны, и для того чтобы дети могли успешно овладеть ими, необходимо разбить их на составляющие.
У Мэта, Эшли и Хелен была одна и та же проблема: все они вели себя агрессивно по отношению к окружающим. На первый взгляд, их проблемы действительно выглядели одинаково, но при ближайшем рассмотрении становилось ясно, что каждому из этих детей не хватает какого-то своего навыка.
Жестокость Мэта проявлялась в ситуациях, когда рядом с ним оказывались другие дети, — так сказать, если они заходили на его территорию. Для преодоления своей агрессивности Мэту нужно было научиться спокойно относиться к присутствию других детей рядом.
У Эшли агрессия возникала тогда, когда ему казалось, что кто-то дразнит или раздражает его. Чтобы справиться с этой проблемой, ему нужно было научиться рассказывать в таких случаях учителю вместо того, чтобы сразу лезть в драку.
Хелен не могла вынести, если ей не удавалось получить что-то, чего ей очень хотелось. В таких случаях она начинала царапать или пинать того, кто в чем-то ей отказал. Для того чтобы справиться со своей жестокостью, Хелен нужно было научиться конструктивно переносить разочарование и ситуации, когда не все складывается так, как ей хочется.
Так, проанализировав ситуации, в которых проявляется агрессивность, вполне можно определить, в каком именно навыке нуждается ребенок. Когда вы понимаете, какого именно умения ему не хватает, вам гораздо легче помочь ему преодолеть проблему.
Можно даже сказать, что не бывает жестоких детей, бывают только дети, которые склонны к жестокому поведению в определенных ситуациях из-за того, что им недостает какого-то конкретного навыка, чтобы вести себя более конструктивно.
Как себя вести, если ребенок начал драться?
Первое, что приходит на ум родителям, – это выпороть и поставить в угол (некоторые папы и мамы считают, что «телячьи нежности» только портят ребенка), разговоры бывают отодвинуты в сторону. Как правильно отреагировать на драку ребенка? Психологи советуют следующее:
- Не умиляться, когда малыш ударил кого-то из близких людей. А если ребенок нанес удар, то не нужно ругать его. Лучше попытаться дать понять, как маме/бабушке больно. Если ребенок этого не понимает, то можно на время игнорировать его, чтобы он понял, что с такими детьми никто не дружит и не общается.
- Неплохим вариантом считается просто обнять малыша в ответ на удар и не выпускать его из рук, пока он не угомонится. Только после этого можно начинать разговор и понять причину такого поведения.
- Если ребенок дерется, так как ему просто некуда девать свою энергию, то можно отдать его на секцию. Пусть вся энергия уходит в мирное русло.
- По возможности уделять малышу больше внимания. Можно заранее поговорить о таком поведении и рассказать, какими путями можно решать конфликтные ситуации.
- Стараться не смотреть при детях фильмы, содержащие негатив и злобу. Контролировать, в какие игры любит играть малыш.
- Если ребенка переполняет злоба за несправедливость (например, получил двойку в школе, и он не согласен с этим), то разрешите ему порвать бумагу, выплеснуть злость на подушку и так далее.
- Поддерживать и хвалить ребенка, если он нашел выход из ситуации и избежал драки.
- Научить действительно находить решение в спорных ситуациях без драки. И контролировать свои эмоции.
- Не допускать драк и ссор в семье. Если что-то и накопилось, отношения можно выяснить в то время, пока ребенок на прогулке, в садике, школе.
- Если обнаруживается, что малыш попал в дурную компанию, нужно постараться его из нее вытащить. Можно объяснить ребенку свою точку зрения, рассказать, почему вам не нравятся его друзья. Займите его свободное время кружками или другими развивающими занятиями.
Спокойствие, только спокойствие…
Поскольку чаще всего причина агрессии в повышенном уровне тревожности – надо и работать с ней, как с первопричиной. Сохраняя спокойствие, оберегая от нервных потрясений своего впечатлительного малыша, вы имеете все шансы победить приступы его агрессивности.
Важный момент: если вам дорого доверие ребенка, всегда выясняйте, что побудило его подраться. Возможно, на него напали или оскорбили, а он просто защищался. Не стоит начинать с нотаций, доказывая, что драться нехорошо. Есть ситуации, в которых проявить здоровую агрессию просто необходимо.
Однако, чем выше стоит человек по своему развитию, тем меньше таких ситуаций у него в жизни случается. Взрослея, ребенок научится решать большинство конфликтов с помощью других аргументов, оставляя кулаки на самый крайний случай. Но учить его этому придется взрослым, которым неплохо для начала научиться контролировать самих себя.
Почему ребенок дерется
Почему ребенок дерется? Может, его кто-то учит драться? Чтобы узнать ответ на этот вопрос, понаблюдайте за ребенком, за собой и за поведением других членов семьи. Нередко малыша провоцируют на драку или ударяют в ответ на какие-то действия. Если это так, то ребенок просто копирует чужое поведение, считая это нормой.
Они не умеют держать себя в руках и не контролируют собственных эмоций. Словарный запас невелик, следовательно вступить в словесную перепалку не получится. Остается один выход – пустить в ход кулаки.
В каких случаях дети могут реагировать кулаками на взрослых?
- Мало кто из малышей любит, когда их трогают за лицо, гладят по голове или берут на руки посторонние люди.
- Дети не терпят, когда взрослые отбирают у них игрушки и отдают другим.
- Не всем нравится еда, которую предлагают взрослые. Да еще когда суют ложку, требуют открыть рот.
Как предотвратить агрессивное поведение
Приказы и запреты – это не решение проблемы детской агрессии. Если ребенок дерется в детском саду, телесные наказания могут только усугубить ситуацию. К сожалению, даже сегодня есть родители, не осознающие абсурдности физического наказания. Но ведь речь идет, по сути, о физическом насилии. Они бьют детей по рукам, по ягодицам, по лицу, утверждая при этом, что биться нельзя. Но какое послание они дают ребенку, который в настоящий момент подвергся физическому нападению? Что можно бить только более слабых? Или можно побить кого угодно, кто неправ?
Для всех возрастов особенно важно быть с ребенком, уделять ему время. Научитесь не только задавать вопросы, но и (прежде всего) слушать
Попробуйте понять, что вызывает агрессивное поведение, что скрыто на заднем плане. Ребенок часто дерется в детском саду из-за страха или гнева. Надо помочь ему научиться управлять эмоциями разумным способом.
У самых маленьких детей агрессивное поведение (укусы, царапанье) важно заметить в самом начале, настоятельно указать, что оно недопустимо. Вместо шлепков, наказаний, можно отойти от него, чтобы он не мог причинять вам физическую боль
Необходимо всегда реагировать на агрессивное поведение негативно. Смеясь над ним один раз, и осуждая во второй раз, вы собьете ребенка с толку. Он продолжит тщательно проверять реакции.
Определите стимулы, способные увеличить детскую агрессивность. Они очень разнообразны. Родители могут определить, что заставляет их действовать агрессивно. Чаще всего это страх, гнев, безнадежность. По мнению психологов, наиболее агрессивное поведение увеличивает разочарование невыполнением. В первую очередь, речь идет о необходимости внимания. Каждый ребенок нуждается во внимании, признании своим окружением. Если не получается достичь внимания позитивным способом, он попытается привлечь его негативным
К сожалению, агрессия и злость кажутся некоторым детям наиболее эффективным способом привлечь внимание родителей
Чувство защищенности и безопасности незаменимо для ребенка. Слишком много приказов, запретов ограничивают их. Но чрезмерная свобода, недостаток временной структуры сбивают их с толку. Родители также не должны забывать, что маленькие дети любят ритуализированное поведение – например, ежедневный цикл «ужин → ванна → сказка → кровать» обеспечивает им чувство безопасности, потому что они знают, что последует за конкретным действием.
Это также относится к дошкольникам. Родители могут использовать спокойные моменты перед сном, чтобы проанализировать прошедший день, оценить его (при условии, что ребенок не слишком устал). Но анализ должен проходить в оптимистичном направлении («Что сегодня можно было сделать иначе?», «Что можно сделать лучше в следующий раз?»). Ребенок должен уснуть спокойно, без упреков, тем более, без слез. Многим родителям помогает разбор (и «исправление») проблемных ситуаций путем использования кукол, мягких игрушек. Это позволяет детям лучше понять ситуацию.
Чувства и плач не стыдны
Предотвращение непропорционального агрессивного поведения – это, прежде всего, искусство познания себя, понимания своих чувств
Важно осознание возможности испытывать грусть, гнев, потерю, не причиняя вреда окружению и себе. Поэтому родители, педагоги не должны стыдиться говорить с детьми о своих чувствах
Даже простой факт, что эмоции иногда переживают и другие люди, успокоит их, убедит в «нормальности», происходящего.
Слезы, плач, как мальчика, так и девочки не должны быть стыдными. Плач – это интенсивный способ смыть накопленные эмоции. Он помогает не только детям, но и взрослым. Напротив, попытка перетерпеть приводит к еще большему разочарованию. Подавленные чувства в конечном итоге вырвутся на поверхность. Чем больше их будет, тем интенсивнее будет эмоциональный взрыв.
Поэтому детей надо научить открыто говорить о своих чувствах, уметь их называть. Вместе можно лучше искать разные стратегии для решения проблем. Например, интенсивная физическая активность (бег, боевые искусства) может помочь контролировать не только тело, но и эмоции. По мнению экспертов, достаточное пребывание на природе, в идеале в сельской местности, способствует успокоению, как детей, так и взрослых.
Но некоторые поведенческие модели должны обеспокоить родителей или воспитателей. Речь идет о следующих ситуациях:
- неоднократное жестокое поведение, без каких-либо признаков сожаления;
- использование физического или умственного превосходства над окружением без признаков четких границ.
В таких случаях следует обратиться за профессиональной помощью.
Как отучить драться?
У каждого родителя, чей ребёнок агрессивен, возникает вопрос: как себя вести, если ребёнок конфликтует с другими детьми? Ответить на данный вопрос помогут опытные психологи, которые имеют положительный опыт в коррекции поведения детей.
Самое основное – нужно избавиться от конфликтов в доме. Малыш должен знать, как добиваться результата без применения агрессии, своим примером вам надо показать это.
Нужно объяснить ребёнку, как он может выражать свою злость, не причиняя вреда другим при этом. Можно попробовать отвести любимому чаду специальное место, где у него будет возможность порвать бумагу, заплакать, закричать и потопать ножками. Таким образом, вы дадите ему понять, что свою агрессию можно держать под контролем и не нужно причинять ущерб другим детям.
Как себя вести при чрезмерной активности вашего ребёнка? Может, он не знает, куда направить свою активность. В таком случае нужно занять ребёнка подвижными играми на улице, интеллектуальными занятиями дома, для того чтобы у него не было времени обижать других детей.
Предположим, вы стали очевидцем того, что ваше дитя обидело другого ребёнка, в такой ситуации необходимо объяснить, что он поступил не правильно. Вам нужно сказать, чтобы ребёнок попросил прощения у своей жертвы, придя домой обстоятельно обсудить с ним эту ситуацию и потребовать впредь вести себя хорошо.
В вашем доме заведено наказывать малыша? Лучше уйти от этого. Вы можете разозлить и обидеть ребёнка, а если он не поймёт, за что понёс наказание, вы рискуете потерять его доверие. Ребёнок способен уйти в себя и допускать агрессию уже в другом месте, втайне от вас. Чтобы избежать подобных ситуаций, рекомендуем наказывать временным запретом на общение с другими детишками.
Если вашему чаду уже более 6 лет, и он ходит в школу, тогда нужно побеседовать о его агрессивных действиях с педагогом, узнать, что вы сможете сделать вместе с учителем для исправления поступков ученика.
Бывает и такое, что ребёнок начинает бить других детей после того, как его самого обижали сверстники. Для того чтобы быть в курсе того, что происходит с вашим малышом в школе, чтобы он сам вам рассказывал, необходимо полное доверие между ребёнком и родителями. Это позволит вовремя заметить странности в поведении вашего отпрыска
Такое доверие позволит избежать многих проблем, вы сможете обратить внимание на малейшие изменения в поведении школьника.
Не допускается поощрение агрессии даже в качестве самозащиты.
Почему дети проявляют агрессию к другим
Как правило, беспокоится по поводу такого поведения, родители начинают только тогда, когда удары и другие проявления агрессии становятся явными. Если сегодня малыш дерется не в шутку и довольно сильно, значит, данные проявления появились не вчера, и начальный момент их возникновения был упущен. Как правило, к этому моменту ребенку уже более двух лет. Безмерно любящие, свое чадо, родители и близкие родственники сначала умиляются, когда кроха делает что-то новое для себя
А ребенок, в свою очередь, понимает, что таким образом можно обратить на себя внимание. И, со временем, такая модель поведения входит у него в привычку
Принимать меры нужно, как можно быстрее, дабы к школе ребенок научился выражать свое недовольство социально приемлемыми способами.
Первые яркие проявления агрессивного поведения возможны уже в возрасте полугода. Новорожденный громко кричи, плачет, щипается, тем самым выражая свое недовольство. В возрасте одного года, когда малыш научился ходить и только начинает осваивать пространство, он сталкивается с постоянными запретами и, естественно, протестует против них, делая это так, как умеет – кусается, дерется, щипается, топает ногами. Дети в этом возрасте еще не могут объяснить своих чувств, поэтому стараются добиться желаемого любыми, доступными им, способами. Пик детской агрессивности приходится на два-три года. Причин такого поведения множество.
Вот основные из них:
Задержка речевого развития
Из-за проблем с речью, дети не могут выразить словами свои желания, как следствие, проблемы с построением взаимоотношений в детском коллективе, сложности в общении, проблемы с самоконтролем.
Ребенок дерется, если ему требуется помощь взрослых, а те, в свою очередь, не обращают на него внимание. Малыш может ударить взрослого, когда у него что-то не получается, он испытывает досаду и раздражение и, в порыве чувств, может ударить
Такие проявления характерны для детей, как одного года, так и более старшего возраста.
Существует такое понятие, как кризис трех лет. В этот период агрессию могут вызвать даже самые незначительные действия взрослого, например, если закрыли дверь или выключили свет, не спросив у него. Вроде ерунда, а может вызвать нешуточный приступ агрессии, ведь малыш стремится все делать самостоятельно, подражая взрослым.
Дефицит внимания. Таким образом малыш пытается привлечь внимание взрослых к себе, ведь негативная реакция – это тоже реакция. В этом случае родителям ненужно делать импульсивных, необдуманных поступков, в виде криков и наказаний.
Влияние мультиков и фильмов с негативным содержанием. По возможности, старайтесь избегать просмотра таких лент и учите ребенка отличать добро от зла. Это нужно и для того, чтобы в школе он меньше поддавался негативному влиянию, имел свое мнение.
Негативный пример. Если вы, в воспитательных целях, кричите на ребенка и применяете силу, этим вы подаете ему плохой пример, неправильную модель поведения. Если в семье разговаривают на повышенных тонах, применяют угрозы, то нужно делать коррекцию отношений внутри семьи, ведь когда родители не умеют контролировать свои эмоции, то и ребенка этому научить они не смогут.
Стоит учесть и темперамент маленького человека. Определить его тип можно с самых ранних лет. Доказано, что дети с холерическим типом темперамента импульсивны, им сложно справляться с эмоциями. А меланхолики, наоборот, не склонны к агрессивным проявлениям.
Эмоциональная холодность мамы, равнодушное, безразличное отношение к ребенку, что порождает дефицит внимания.
Неправильная реакция родителей, игнорирование происходящего, что воспринимается ребенком, как одобрение и даже поощрение такого поведения.
Усталость, раздражение, гнев, плохое настроение, переутомление. В 3 года ребенок способен на все эти чувства, не смотря на столь юный возраст.
Вместе с этим ищут и читают:
Обучение математике в детском саду
иКак научить ребенка какать в горшок
Задачи воспитания и обучения ребенка
Основные задачи воспитания и обучения мальчиков и девочек в 4-5 и 6 лет, зависят от родителей и гармонии в семье, прежде всего – это:
- научить их общаться в обществе;
- дать как можно больше информации и знаний;
- благодарить за оказанную помощь и презенты;
- уважать старших и не перебивать их во время разговора.
Психология показывает, что в этом возрасте выявляется любовь выступать перед окружающими, желание рассказывать стихи, танцевать, петь, поэтому задачей родителей является помощь и развитие талантов своих детей.
Поведение и воспитание
Правильное воспитание и поведение в период 4-5 лет хорошо развивает познавательную деятельность. Необходимо выполнять задания, которые рекомендует психология стараться придерживаться некоторых методов, находить время как можно чаще общаться с ребенком, давать ему полезную информацию, учить всему новому.
Сейчас именно тот период, когда им все интересно, возникает много вопросов, поэтому папа для мальчика, девочки может стать настоящим «учителем жизни». Мужчины много чего знают и могут доступно дать ответ на заданный вопрос ребенка.
Начинаются формироваться нравственные качества: проявляется чуткость, понимание, доброта, чувство дружбы. Нужно поддерживать и научить мальчика и девочку положительно относиться к окружающим.
Родители должны знать психологию поведения мальчиков и девочек в этом возрасте и на своем примере научить их освоить правила культуры поведения со сверстниками, старшими, выполнять поставленные задачи, учить как правильно вести себя в общественных местах, как делиться игрушками, где уступить, а где стоять на своем.
Пятилетнему малышу свойственны перепады настроения, непредсказуемость поведения, дети становятся физически и психологически выносливыми, могут выполнять поставленные задачи родителя.
Теперь с ними легко договориться, родители должны стать с ними лучшими друзьями. Хорошее воспитание закладывается на любви, которая должна чувствоваться в любых ситуациях, даже когда сделал плохое, не нужно чтобы родителей боялись.
Всегда будьте на стороне своего ребенка, доверяйте ему, помогайте решать проблемы, будьте для него опорой в жизни. Умейте всегда находить альтернативу, проявлять понимание, не нарушая индивидуальность маленького человека.