Причины агрессивного поведения ребенка и как справиться с проявлениями

Какой бывает агрессия маленького дошкольника?

Это может быть физическая агрессия или психологическая, вербальная. Проявить физическую агрессию ребенок может по отношению к взрослым (кусать их, царапать, бить) или к посторонним вещам. Например, ребенок рвет и комкает книги, папины вещи, разбрасывает мамины украшения. Иногда физическая агрессия ребенка дошкольного возраста проявляется как пиромания – ребенок поджигает что-нибудь без всякой цели, чтобы просто посмотреть на красивое пламя. Это – признаки скрытого или явного невротизма.

Когда физическая агрессия ребенка ко взрослым совпадает с агрессией к вещам, он может бросать вещи и собственные игрушки во взрослых.

А еще агрессия дошкольника проявляется как вербальная. Тогда они оскорбляют взрослых, кричат на них, дразнят их. Это – желание чувствовать себя сильными и иметь возможность воздействовать на взрослых путем давления. Ребенок может употреблять ругательства даже не понимая, что они обозначают.

Почему дошкольники проявляют агрессию?

Маленькие дети бывают очень агрессивными. Они часто доводят взрослых до слез, но не из злого умысла, а потому, что нервная система ребенка очень хрупкая и еще не сформировалась. То, что взрослому кажется обычным делом и о чем он забывает через минуту, маленький ребенок переживает очень болезненно. Его реакцией на эту боль может быть агрессивное поведение.

Причины агрессии дошкольника могут быть следующими. Это страх и обида. Представьте, насколько этот маленький человечек чувствует себя беззащитным по отношению к всемогущим взрослым. Ребенок постоянно боится, что его обидят, накажут, чего-то лишат, оскорбят, а он ничего не сможет сделать в ответ, потому еще очень слаб. Страх порождает агрессию. Чем сильнее агрессия, тем сильнее страх дошкольника.

Агрессивное поведение детей младшего школьного возраста

Инициаторы агрессии в этой возрастной группе чаще всего — группировки. Агрессия носит более организованный характер. Инструментальная агрессия сменяется враждебной. Взрослых они втягивают в свои конфликты в меньшей мере, чем дошкольники. Формируются группировки, из-за чего растет чувство защищенности детей, а также чувство безответственности. Например, обижая группой более слабого школьника, ребенок не осознает, что ответственность лежит на нем.

Для детей с коммуникативными нарушениями характерны так называемые фантазийные группы. Они не могут наладить отношения с реальными сверстниками, потому прибегают к придумыванию воображаемых друзей. Дети копируют поведение любимых героев мультиков и компьютерных игр, что часто приводит к агрессивному поведению, которое со стороны может казаться неадекватным.

Также в разделе

Синдром нарциссизма Нарциссизм – это термин, используемый для описания сосредоточенности на себе самом и самообожании, доходящем до крайности. Слово «нарциссизм» происходит от…
Психопатия Психопатия — патология, при которой проявляется дисгармонический склад личности, при которой у человека нарушена адаптация, отмечается тотальность и…
Глубокая стимуляция головного мозга Глубокая стимуляция мозга – это эволюция двух хирургических процедур, которые зарекомендовали себя в помощи контроля симптомов определенных расстройств,…
Искусственные расстройства Искусственные расстройства – это состояния, при которых человек действует так, как если бы у него были физическое или психическое заболевания, в то время как…
Навязчивый невроз Навязчивый невроз — болезнь, которая в медицинской литературе называется неврозом навязчивых состояний или обсессивно-компульсивным синдромом….
Лекарственные препараты, используемые для лечения психических расстройств Есть несколько различных типов лекарственных средств доступных для лечения различных психических расстройств. Некоторые из наиболее часто применяемых – это…
Галлюциноз Галлюциноз — металкогольный психоз, который встречается чуть реже, чем делирий; имеет связь с хроническим употреблением спиртных напитков. Средний возраст…
Психоз Психозы , известные в медицинской литературе как психотические расстройства – это ярко проявляющиеся душевные болезни. В этом случае психическая…
Когнитивно-поведенческая терапия для пищевых нарушений Когнитивно-поведенческая терапия является активным типом консультирования. Сеансы обычно проводятся раз в неделю настолько долго, насколько вам нужно для того,…
Синдром Мюнхгаузена через представителя Что такие синдром Мюнхгаузена через представителя?
Синдром Мюнхгаузена через представителя (MSBP) – это психическое расстройство, при котором пациент ложно…

Причины жестокости и агрессивного поведения подростков

Последствия органического поражения нервной системы вследствие травм, кислородного голодания (гипоксии), операций, инфекций и отравлений. Энцефалопатии. Гипертензионно-гидроцефальный синдром (гидроцефалия).

  • Патологически протекающий пубертатный криз. Гормональная перестройка приводит к перевозбуждению нервной системы.
  • Расстройства личности (психопатия).
  • Эндогенные заболевания: депрессия, биполярное аффективное расстройство, шизоаффективные расстройства, шизотипическое расстройство, шизофрения.
  • Нарушения пищевого поведения (анорексия, булимия).

Негармоничные отношения в семье, конфликты между родителями, психические расстройства у членов семьи также могут быть факторами, вызывающими нагрузку на психику подростка, способствуя агрессивному поведению.

У врачей психиатров изменения характера в подростковом периоде имеют большое диагностическое значение

В случае нормы наблюдаются изменения по типу заострения личностных черт. Это когда особенности характера, наблюдавшиеся много лет как – бы гипертрофируются. Малообщительный становится замкнутым. Нетерпеливый – несдержанным. Драчливый – агрессивным. Как правило, в таких случаях по завершению периода гормональной перестройки состояние выравнивается.

Особое внимание следует уделять резким переменам в поведении подростка. Если до этого ребенок был покладистым, добродушным и неконфликтным, и за короткое время переменился до неузнаваемости и стал “хладнокровным”, безэмоциональным и безжалостным, это сигнализирует о болезненных изменениях в психике

Нужен врач!

Что стоит за агрессией

Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать. 

В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.

Жестокость – разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.

И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.

Причины появления аутоагрессии

Так откуда же у подростка возникает агрессия, направленная на себя самого? На самом деле тяга к саморазрушительным действиям может появляться по нескольким причинам.

Первая и встречающаяся довольно часто – перенос агрессии, направленной на внешний объект, на себя. Моральные нормы нашего общества часто не допускают каких-либо проявлений гнева по отношению к близким людям. А уж по отношению к родителям – и подавно. Но давайте представим ситуацию: в семье произошел конфликт, и подростка за что-то отругали. Иными словами, на него была направлена агрессия, на которую возникает вполне естественная ответная реакция – злость и обида. Но ребенок зачастую не может накричать в ответ, выплеснув свои негативные эмоции на родителей, поэтому всю свою скопившуюся агрессию он выражает самым безопасным для него в социальном плане способом – направляет ее на самого себя, причиняя себе боль и травмируя себя.

Вторая причина развития аутоагрессивного поведения – сильный стресс или длительное пребывание в состоянии психологического напряжения. Здесь ситуация схожа с предыдущей – у подростка возникает необходимость освободиться от напряжения и боли, которые доставляют ему мучения, но конкретного объекта, на котором можно было бы выместить всю свою злость, нет. Поэтому вся скопившаяся агрессия направляется им на самого себя. Также в подобных случаях подросток может прибегать к селфхарму как к способу отвлечения от сложных жизненных обстоятельств или душевных страданий.

Нередкой причиной самодеструкции является неприятие своего тела. В подростковом возрасте дети часто бывают недовольны своим внешним видом, что может стать поводом к ненависти к себе. Они пытаются любой ценой избавиться от своих надуманных изъянов, ставя под угрозу свое здоровье. Например, симпатичная девочка со вполне здоровым строением тела под влиянием ТВ и глянцевых журналов решает, что ее фигура не соответствует “норме” и вообще она некрасивая. Девушка начинает стыдиться себя, становится застенчивой, замыкается в себе. Вершиной айсберга ненависти к себе и своему телу могут стать расстройства пищевого поведения, оскорбительные высказывания в свой адрес или самоповреждение.

Постоянное чувство вины, которое может быть спровоцировано чужими манипуляциями, тоже может стать причиной аутоагрессии. Нередко сами родители неосознанно, а иногда даже вполне сознательно взращивают у своих детей чувство вины, чтобы иметь рычаги давления на них и чтобы ими было легче “управлять”. Формулировки могут быть самые разные – “мне из-за тебя столько всего пришлось вытерпеть”, “мы тебя всем обеспечиваем, благодаря нам ты ни в чем не нуждаешься”, “ты меня довел до нервного срыва”, “я себе во многом отказываю, чтобы у тебя все было” и т.д., но все они сводятся к одной сути: родители дают понять ребенку, что он перед ними виноват, а значит, чтобы опять их не огорчать, должен делать то, что они скажут. К тому же некоторые дети могут брать на себя ответственность за те обстоятельства, которые в действительности никак не могут от них зависеть. Например, ребенок винит себя в том, что его родители часто ссорятся или разводятся: мама и папа друг друга не любят, потому что я плохой. Позже, когда ребенок вырастает, он понимает, что причиной проблем во взаимоотношениях между его родителями был не он, а вот прочно укрепившееся с детства чувство вины никуда не девается. Применяя ту или иную форму аутоагрессии, подросток пытается справиться с мучительным чувством вины – наказывая себя, он испытывает временное облегчение. Здесь стоит заметить, что чувство вины довольно часто становится главной предпосылкой для самобичевания.

Иногда аутоагрессивные действия могут носить демонстративный характер – подросток хочет привлечь к себе внимание близких, получить помощь, сочувствие и понимание. Демонстративная аутоагрессия у подростков не всегда обусловлена наличием каких-либо сильных негативных эмоций по отношению к себе, однако это не делает ее менее опасной – несерьезная попытка причинить себе вред или свести счеты с жизнью совершенно случайно может обернуться совсем не так, как ребенком планировалось.

Ребенок повел себя агрессивно: что делать?

Во-первых, педагог не должен «заражаться» настроением ребенка или подростка. Помните: надо беречь себя, свои нервы. Не следует сразу реагировать на поведение школьника, если агрессивное поведение не слишком ярко выражено. При слабых проявлениях агрессии игнорирование — наиболее приемлемый способ «первой помощи». К проблеме стоит вернуться позже (после урока, в конце дня) и обсудить ее с ребенком спокойно и доброжелательно.

Следует признать право ребенка на реакцию в такой ситуации

Это можно проговорить («Я понимаю твою обиду, гнев…»), выслушать ребенка, а потом переключить его внимание на что-то другое. Если же перед нами подросток, а агрессия была более выраженной, есть смысл обсудить ситуацию (но не переходя «на личности»), наметить варианты более адекватного выхода из нее

Это лучше делать в виде совета, аргументы должны быть логичны и доступны пониманию школьника, предлагая конструктивные модели поведения, педагог стремится подчеркивать их выгоды.

Если же агрессия ребенка не является оправданной, то следует указать на это, но спокойно и исходя из предположения, что ребенок — хороший, добрый, дисциплинированный человек. Можно, например, сказать: «Ты добрый мальчик и умеешь держать себя в руках. Но сейчас твое поведение нетерпимо. Ты хочешь меня обидеть?».

Если конфликт происходит при свидетелях, психологи советуют попытаться свести в их глазах вину ребенка к минимуму: «Наверное, ты не выспался. Может быть, тебе нехорошо, ты приболел?». Необходимо сохранить репутацию ребенка или (особенно!) подростка, это наш союзник в борьбе с агрессивным поведением.

По этой же причине нельзя требовать от подростка буквального и немедленного исполнения требований педагога. Лучше предложить компромисс.

Вообще, необходимо вести себя так, чтобы продемонстрировать неагрессивное поведение, правильную реакцию на раздражитель, умение держать себя в руках, искать компромиссы и решать проблемы адекватными способами.

Краткий справочник детской агрессивности

Причина

Поведение

Что делать

Лидерство (темперамент, авторитарный стиль воспитания; реже — неуверенность в себе)

Несогласие на роль «второго плана», агрессивные притязания на лидерство

Просить о помощи и публично благодарить, но при этом твердо требовать соблюдения правил

Гиперактивность (неспособность Адаптироваться к среде; завышенные требования)

Беспричинные приставания, драки, порча имущества, вспыльчивость

Обратиться к психологу, стремиться сформировать правильную картину мира

Демонстративность (дефицит внимания и любви)

Поведение рассчитано на зрителя

По возможности игнорировать плохое поведение и поощрять хорошее; если наказания не избежать, объяснить его объективной необходимостью

Тревога (неосознанная тревога гнетет подростка)

Обычно агрессия направлена «в пространство» (негативизм, раздражительность) или самого себя (переедание, попытки заглушить тревогу играми и т.п.)

Помочь справиться с тревогой; часто требуется помощь специалиста

Заниженная самооценка (ненависть к тем, кто его унижает, часто не имеющая реальных оснований)

Вспыльчивость, обидчивость

Нельзя ругать или высмеивать такого подростка, надо помочь ему поверить в себя

Завышенная самооценка (уверенность в своей «гениальности»)

Ярость, если его исключительность подвергается сомнению, удовольствие от издевательств над слабыми

Требуется помощь психолога и, вероятно, психиатра

Гиперкинетическое расстройство

Развивается в раннем возрасте. Определяется чрезмерной активностью, сложностями концентрации внимания, особенно относительно интеллектуальных задач. Деятельность деток плохо организована: хватаются за новое дело, не окончив предыдущее.

Беспокойны, неусидчивы, легко отвлекаются на посторонние раздражители. Поэтому гиперактивному ученику сложно усидеть на школьных занятиях. Он погружается в собственные мечтания, невнимателен. Проблемы обучения затрудняют усвоение новых знаний, вызывая задержку познавательного развития.

Импульсивность проявляется необдуманными, неожиданными действиями, порой носящими опасный характер. Детки выбегают на проезжую часть, взбираются на крыши, играют с огнеопасными предметами. Импульсивность также выражается бестактными, неуместными выражениями. Настроение быстро меняется. Больные вспыльчивы, неуравновешенны.

Впоследствии такие дети, отвергаемые окружением, становятся агрессивными, выражающими протест, вовлекаются в противоправные деяния.

Виды агрессии у детей

По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:

  • гетероагрессия
  • аутоагрессия

Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.

По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:

  • реактивное
  • спонтанное

Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.

По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:

  • инструментальным
  • целевым

Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.

По открытости проявления агрессивное поведение может быть:

  • прямым
  • косвенным

Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.

По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:

  • экспрессивное
  • вербальное
  • физическое

Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:

  • интонации
  • мимики
  • жестов и пр.

Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.

Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:

  • социализированная
  • несоциализированная

Социализированная

У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание

Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат

Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.

В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.

Несоциализированная

Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.

При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.

Реакционные основы дезорганизации действий

Различают определенные типы реакций, свойственные детям при дезорганизованной манере действий.

Для деток младшего возраста таковыми являются:

  • протест. Возникает при усиленном навязывании чего-либо, ограничении активности. Активный протест проявляется агрессией, грубостью, порчей имущества. Пассивный – враждебностью, намеренным молчанием, суицидальными попытками, голоданием, побегами из дома. Физиологические признаки – энурез, пищеварительные расстройства, надсадный кашель;
  • отказ – реакция на неудовлетворение чувства безопасности, общения у совсем маленьких детей. Проявления: отсутствие активности, тяги к общению, безэмоциональность. Отсутствие ответной реакции. Нет стремления к игровой деятельности. Все не интересно, не способны получать удовольствие от сладостей, любимых игрушек;
  • имитация – подражание негативным чертам авторитетных лиц. Дети перенимают вредные привычки, асоциальную деятельность;
  • компенсация – неудачи одной деятельности малыш компенсирует достижениями другой. Неудачи учебной деятельности компенсирует хулиганством, воровством. Страхи, пугливость замещает издевательствами над другими детьми, экстремальной автомобильной, мотоциклетной ездой.

Реакции у подростков:

  • эмансипация – сопротивление установленным взрослыми правилам, отвержение помощи, пренебрежение советами, подсказками;
  • группирование – создание антисоциальных группировок;
  • увлечения – направлены на удовлетворение заинтересованности определенной деятельностью. Азарт удовлетворяется карточными или другими играми на деньги, лидерство – ситуациями предводительства (бандитской группировкой). Но даже если увлечения носят позитивный характер (спорт, искусство, красота), они также способны разрушать приемлемые правила действий. Провоцируют отказ посещать школу, осуществление противоправных деяний, заведение неприемлемых знакомств, игнорирование родных, совершение угрожающих жизни поступков.

Агрессивное поведение дошкольников

Дошкольники хотят получить авторитет среди тех групп, в которых они пребывают (детский сад, компания во дворе и пр.). В возрасте до 6-7 лет с коммуникацией у детей очень слабо, процессы торможения в психике недостаточно развиты. Они не имеют достаточно понятия моральных норм. Потому свой авторитет дошкольники могут завоевывать при помощи агрессивного поведения.

Агрессия характерна для детей такого возраста, которые растут в социально неблагоприятной обстановке, имеют органические поражения головного мозга, не имеют достаточно любви и внимания от родителей. Также агрессивное поведение типично для умственно отсталых детей до 6 лет. Некоторые приемы воспитания (навязывание агрессии как способа реализовать себя и доказать свою значимость) также оказывают влияние на формирование привычки агрессивно себя вести у детей дошкольного возраста.

Агрессивное поведение дошкольников чаще всего имеет инструментальный характер. То, что они агрессивны, малыши осознают в слабой мере. Чем младше ребенок, тем проще он после вербальной агрессии переходит на физическую. Малыши часто вовлекают в конфликты взрослых. Взрослые же должны объяснить малышу, что проблему со сверстником он должен решить самостоятельно. Иначе ребенок никогда не научится сам решать конфликты, он будет искать решение в действиях других, более могущественных и влиятельных лиц.

Агрессия — это норма или отклонение?

С каждым годом агрессивность в обществе растет. Повышается она и у детей. Во всяком случае, сталкиваемся мы с такими проявлениями все чаще. Что же это такое?

Вначале надо осознать, что агрессия может быть доброкачественной и злокачественной. В первом случае она оправдана действиями окружающих: ребенок или подросток ведет себя агрессивно, потому что он защищается. Во втором — внешних оснований для такого поведения нет. Поведение ребенка (да и взрослого) в первой ситуации может быть оправдано обстоятельствами (не было другого способа защитить себя или своих близких, свое имущество). Но дети и подростки обладают меньшим опытом и потому часто принимают обычную ситуацию за опасную, экстренную. Кроме того, у них меньше навыков «разруливать» ситуации. Нужно целенаправленно учить детей договариваться друг с другом с раннего возраста.

Совсем другое дело — агрессия злокачественная. Здесь причины могут быть разные, в том числе и различные отклонения. Во всяком случае, такой ребенок обязательно должен быть осмотрен психологом. Поведение может объясняться каким-либо заболеванием, которое лучше выявить на ранней стадии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий