Виды деятельности со счётными палочками в детском саду
На начальном этапе работы с палочками Кюизенера они выполняют роль игрового материала, который привлекает малышей своими характеристиками: цветовой гаммой и разнообразием размеров. Дети играют с ними, как с обычными кубиками или мозаикой.
Второй этап является обучающим. И здесь уже набор используется для проведения дидактических игр с определённой образовательной задачей. Эти игры предлагаются дошкольникам в свободное время либо включаются в структуру непосредственно образовательной деятельности.
Занятие по ФЭМП
Чаще всего игровые упражнения с пособием Кюизенера включаются в содержание математического занятия. Воспитатель берёт какую-то тему и обыгрывает её с помощью различных занимательных заданий со счётными палочками. Например, педагог сообщает детям, что к ним приехал волшебный поезд — палочки выполняют роль вагонов, в которых сидят звери (картинки). Дошкольники упражняются в порядковом счёте — соотносят каждый брусочек с конкретным числом. Затем дети могут построить домики для животных из счётных палочек. Возле домика будет лесенка (выкладывание деталей по убывающей длине). В подарок зверюшкам малыши выкладывают красивые коврики из набора Кюизенера.
На занятии по ФЭМП воспитатель предлагает ребятам ряд заданий на основе набора Кюизенера
Моделирование сказок
Палочки Кюизенера можно использовать и на занятиях по развитию речи — моделировать с их помощью сказки (часто это делается совместно с использованием логических блоков Дьенеша). Например, педагог вспоминает с дошкольниками сказку «Волк и семеро козлят». Ребята характеризуют образ волка: злобный, большой, страшный. Воспитатель совместно с детьми решает условно обозначить его длинной чёрной палочкой. Коза же будет жёлтой палочкой среднего размера, а козлята — маленькими белыми. В процессе такой деятельности малыши лучше усваивают сюжет сказки, понимают характеры и внешний вид её персонажей.
Анализируя русскую народную сказку «Теремок», воспитатель предлагает символически обозначить её героев с помощью блоков Дьенеша, а затем творчески видоизменяет финал произведения: лесным обитателям стало жалко зверюшек, которые остались без домика, и они решили построить для них новый большой и красивый терем — из палочек Кюизенера.
После обсуждения сказки «Кот, петух и лиса» дошкольники могут на выбор выложить из счётных палочек её героя — красочного петушка. Такое задание можно практиковать на тему любой прочитанной сказки — зайчик («Заюшкина избушка»), репка («Репка»), овощи из огорода («Пых») и т. д. Хорошо подходит для моделирования русская народная сказка «Три медведя», где с помощью набора палочек ребята могут изобразить 3 стульчика, стола, кроватки разных размеров.
С помощью счётных палочек можно моделировать различных сказочных героев
Занятия по обучению грамоте
Палочки Кюизенера пригодятся и на занятиях по обучению грамоте. С их помощью можно выкладывать отдельные буквы и целые слова.
С помощью развивающего набора можно выкладывать буквы и целые слова
За границей этот дидактический материал используется на уроках английского языка для выделения ударных и неударных слогов. Такую работу вполне можно практиковать и в наших дошкольных учреждениях на занятиях в подготовительной к школе группе.
Счётные палочки можно использовать при обучении дошкольников грамоте
Ход мастер – класса:
Вводная часть: Уважаемые родители! Сегодня я хочу познакомить вас с дидактическим материалом палочками Кюизенера. Палочки Кюизенера — это комплект разноцветных палочек разного размера, с помощью которых у детей развиваются представления о числе, основы счета, умение измерять предметы.
Презентация «Палочки Кюизенера»
2 слайд.
Палочки Кюизенера – это дидактический материал, который придумал известный математик из Бельгии Д. Кюизенер в 50-е годы ХХ века. Материал предназначен для обучения математике и используется педагогами разных стран в работе с детьми, начиная с младших групп детского сада и заканчивая старшими классами школы.
3 слайд.
Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки – призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочки, тем большее значение числа она выражает.
4 слайд.
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием,которое позволяет:
1. Различать и классифицировать по цвету
2. Познакомить с последовательностью чисел натурального ряда
3. Освоить прямой и обратный счет
4. Делить целое на части
5. Познакомить с понятием величины, длины, высоты, ширины
6. Развивать пространственные представления
7. Овладеть арифметическими действиями.
5 слайд.
На I этапе палочки используют как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором и по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами.
6 слайд.
На II этапе дети учатся устанавливать соответствие между цветом, длиной и числом.
В процессе игр и упражнений с цветными палочками дети легко познают отношения «больше-меньше», «столько же», «больше (меньше) на 1, 2, 3,», деление целого на части, измерение условными мерками, состав чисел из единиц и двух меньших чисел. Дети начинают практически выполнять действия сложения и вычитания, умножения и деления, осваивают пространственные отношения («слева направо», «слева», «справа», «выше, чем…» «между», «перед», «после» и др.)
Рассмотрите цветные палочки и подумайте, в какие игры можно поиграть с ребенком?
Ответы родителей.
Я предлагаю вам побыть детьми и отправиться в мир занимательной математики, а помощниками нам будут палочки.
1. Построите дорожку (синюю, желтую и т. д.)
2. Подарите мишке желтые, зайчику синие палочки.
3. Постройте цыплятам низкий, а котятам высокий заборы.
4. Постройте геометрические фигуры квадрат, прямоугольник.
Слайд № 7
5. Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.
Назовите все числа стоящие после 2.
Назовите число, стоящее перед числом 5. Назовите число, которое стоит между числами 2 и 4.
Слайд № 8
Игра «Пассажиры и поезд».
Постройте небольшой поезд из цветных палочек. Поезд состоит из трех вагонов – палочек: желтой, розовой и голубой. Желтый вагончик стоит внутри, а розовый – не является первым. В какой последовательности стоят вагоны? Сколько мест в каждом вагончике? (находят ответ практическим путем: берут белые палочки и накладывают их на вагончики каждого цвета. Белая палочка – это одно место.) В ходе беседы приходят к выводу, что у каждой палочки есть свое число. Данное задание подводит к пониманию состава чисел из единиц.Далее можно разнообразить это задание: посадить в каждый вагончик столько пассажиров, какое число обозначает данная палочка, расставить вагоны по порядку, пронумеровать их, соотнося палочки с цифрой. Эта игра поможет детям различать цифры между собой.
Слайд № 9
Игра «Лесенки».
Постройте две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум или соответствовать розовой палочке. А теперь посчитайте ступеньки (1, 3, 5, 7, 9) ; (2, 4, 6, 8, 10). «Прыгая» по ступенькам назовите четный и нечетный ряды.
Слайд № 10
Игра «Коврики»
Постройте красивый коврик из палочек. Ширина коврика 6 см (8 см). Каждый следующий ряд коврика нужно выстраивать, используя только 2 палочки. Старайтесь, чтобы коврик был разноцветным.
Выстраивая коврики, дети знакомятся с составом числа из двух меньших чисел.
Слайд №11
Игры и упражнения с палочками Кюизенера воспитывают у детей настойчивость, целеустремлённость, силу воли; положительно влияют на саморазвитие ребёнка, его самостоятельность, самоорганизацию, самовыражение, самоконтроль.
Ход занятия
Воспитатель – Ребята, я знаю, что вам очень нравится выполнять разные задания с цветными палочками Кюизенера. А сейчас быстро каждый построит цветную лестницу. (Дети выполняют) .
– Скажите, пожалуйста, самая длинная палочка – это какое число?
Аделина – Это десять, оранжевого цвета, первая ступенька лестницы.
Воспитатель – А самая короткая, маленькая?
Аюр – Это единица. Она белого цвета, находится на самом верху лестницы.
Воспитатель – Приготовились, с вами хочет поиграть котенок «Мяу». Весело попрыгаем по ступенькам и считаем.
(Дети считают в обратном и прямом порядке от одного до десяти) .
– А насколько отличается одна ступенька от другой?
Сеня – На единицу.
Воспитатель – А сейчас кто котенку покажет шестую ступеньку?
Вика – Шестая ступенька – цифра шесть, фиолетового цвета, короче её на единицу
пятая ступенька – желтого цвета, а длиннее её на единицу седьмая
ступенька, она черного цвета.
Воспитатель – Молодец! А котенку нравится цифра три. Кто скажет, где находится эта ступенька?
Василиса – Котенок «Мяу», эта ступенька голубого цвета, она третья сверху, снизу восьмая, короче её на единицу вторая ступенька – двойка, длиннее на единицу, четвертая – красного цвета.
Воспитатель – Умница, котенок лизнет твою руку. Ребята, а вы заметили, у кого есть дома кошки, когда вы пьете чай, они смотрят внимательно на стол.
Давайте сейчас для нашего котенка «Мяу» сделаем посуду, чтобы он
мог пить чай. (Дети радостно соглашаются. Воспитатель раздает листы каталога образцов посуды) .
Вася – Мы для котенка сконструируем что-то красивое.А ему загадка:
Из горячего колодца через нос водица льётся.
(Дети помогают котенку отгадать – чайник заварочный) .
Воспитатель –А я хочу еще загадать котенку загадку:
Он уже исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякает, стучит
– Эй, сними меня – кричит.
(Дети все участвуют в разгадывании и угадывают – чайник) .
Сергей – Буду мастерить для котенка «толстячка».
Вот послушай «Мяу»:
Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем пить чай велит.
(Дети отгадывают – самовар) .
Соня – Я решил сконструировать котенка «Мяу», ему будет очень
приятно иметь собственный портрет.
Илья – Я подарю нашему другу – котенку чашку с блюдцем. Я сам её придумаю и сконструирую.
Воспитатель – Ребята, какие вы молодцы. Смотрите, как приятно котенку у нас гостях. Он видит, что к нему очень внимательны и добры, мурлычет и ждет от вас подарков.
– Прежде, чем приступить к работе, очень внимательно рассмотрите
образец.
– Сосчитайте, сколько каких палочек вам нужно.
– Определитесь, как палочки располагаются: горизонтально или
вертикально.
– Если хотите изменить что-то в конструкции, будьте внимательны, чтобы не разрушить конструкцию. Посоветуйтесь, прикиньте, что из этого
получится.
– У кого образец только половины изделия, то симметрично нужно
достроить другую половину.
(Дети конструируют посуду, советуются между собой и воспитателем) Воспитатель – А теперь мы с вами сервируем стол и пригласим нашего друга котенка «Мяу» на чаепитие.
Максим – Посмотри, друг, как я сконструировал твой портрет. Тебе
нравится? Правда, красивый ты?
Воспитатель – Смотрите, у него даже глазки засияли, так ему понравился собственный портрет.Он вам мурлычет: «Спасибо».
Слава– «Мяу» ты видишь, толстячок уже кипит, зовет тебя чай пить.
(Обнимает котенка) .
Полина – Друг – котенок, в этом красивом чайнике чай с малиной. Это очень полезно для твоего здоровья. (Жмет котенку лапу).
Женя – Как нашему лучшему другу я сделал тебе чашку с блюдцем. Я придумал её сам, старался, чтобы они получились красивые. Тебе нравится?
Он кивает головой и мурлычет: «Какая прелесть. Как я рад. Садитесь со мной попить чайку».
Андрей – Очень. Не только получать подарки, но и делать их очень приятно. И вообще, очень нравится конструировать из цветных палочек, придумывать свое, показывать друг другу, рассказывать о поделках.
Что такое палочки кюизенера
Это пособие получило свое название от бельгийского педагога, создавшего его. Джордж Кюизенер разработал специальные брусочки, которые помогают осваивать законы математики. У игрового материала имеется второе название — «числа в цвете». В набор кюизенера входят тросточки 10 разных цветов и размеров от сантиметра до десяти. Комплект представляет собой сложно продуманное математическое множество.
Описание методики
Набор кюизенера используется для того, чтобы развить у ребенка интерес к математике в игровой форме в домашних условиях, это главная цель. Логические игры с ним понравятся любознательным малышам. Обучение математике в игровой форме с набором кюизенера основывается на принципе наглядности. Если ребенок видит предмет и даже может его ощупать, ему значительно проще будет понять счетную науку. Родителям тоже будет легче объяснять малышу математику с помощью наглядных дидактических пособий. Характеристики палочек кюизенера, которые запоминает и различает ребенок:
- цвет;
- понятие числового значения;
- длина.
Чему можно научить ребенка
Основная задача набора кюизенера – помочь ребенку знакомиться с математикой. Однако, с его помощью малыш сможет освоить значительно больше. Он сможет научиться:
- составлять цветные цифры и буквы, при этом сопоставляя символы с понятиями;
- различать, как расположены предметы в пространстве (впереди и сзади, справа и слева, между, средний, снизу и сверху);
- математическим понятиям (число, цифра, фигура, больше и меньше, поровну и т.п.);
- базовым математическим навыкам: сложению и вычитанию;
- разбирать числа на составляющие;
- понимать, что такое количество, как соотносятся числа и цифры;
- определять предыдущее и следующее числа для текущего в пределах первого десятка.
Правила использование палочек Кюизенера
Как и любое дидактическое пособие палочками можно заниматься, поэтапно усложняя задания для ребёнка.
Первый этап — игра с цветом
В зависимости от возраста ребёнка палочки используются по-разному. В возрасте 2.5-3 лет палочки Кюизенера просто раскладываются, группируя по цвету, длине. Можно задания усложнять — предложить собирать группами по три палочки разного цвета (красный, синий, зелёный) и таких групп собрать три, например.
Рисунок 1
В 2-3 года ребёнок уже сможет выкладывать дорожки, чередуя палочки по цвету. Также и дорожки можно выкладывать по определённой схеме: красная — белая, красная — белая. Либо красная-белая-синяя-белая-красная. В середине окажется синяя палочка.
Рисунок 2
Второй этап — добавляем размер
Затем задания выполняются на обучение размерам. Выбирают палочки конкретного размера в одну группу, другой размер — в другую группу, а самые маленькие — в третью.
Рисунок 3
Возможно устраивать пирамидки по размеру. Снизу ложится палочка самая длинная, на неё покороче, а сверху — самая короткая.
Рисунок 4
Третий этап — цвет плюс размер
Теперь задания придумываются, чтобы палочки Кюизенера использовались уже и с цветом, и по размеру.Выбрать все красные палочки в одну группу, синие — в другую, зелёные — в третью (см.рисунок 1).
Далее выбрать палочки одного цвета, но разного размера и построить пирамидку, как в примере второго этапа на рисунке 4.
Задание с усложнением — построить пирамидки, чередуя цвет и размер палочек как на рисунке.
Рисунок 7
Усложняем задание и даём схему, по которой необходимо разложить палочки Кюизенера. Это может быть домик, ёлочка или что-то ещё.
Рисунок 8
А можно вообще сложить шикарный ковёр из палочек.
Рисунок 9
Такие задания помогают развивать внимание, фантазию, а самое главное, мелкую моторику. Продолжаю логическую цепочку — а развитие мелкой моторики приводит к чему?
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами отправимся в гости к героям одной известной сказки. А как называется сказка вы узнаете,если отгадаете мою загадку:
Носики – круглым пятачком
Хвостики – маленьким крючком
Трое их и до чего же
Братья дружные похожи.
Отгадайте без подсказки,
Из какой герои сказки? (Три поросёнка)
А помогать нам путешествовать наши друзья палочки Кьюзенера. Итак сказка не близко не далёко, чтобы нам увидеть её нужно встать повыше.
1. Д. упражнение «Выложи ступеньку».
Наши помощники разбежались, перепутались, давайте выстроим из них лесенку от самой маленькой ступеньки до самой большой, помните выкладывать нужно слева направо.
(дети выкладывают самостоятельно лесенку на местах)
Давайте все вместе посчитаем сколько ступенек. (1,2,3,4,5,6,7,8,9,10)
А теперь пройдём назад и посчитаем. Обратный счёт. (10,9,8,7,6,5,4,3.2,1)
Какая ступенька самая низкая?
Какое число она обозначает?
Какая ступенька самая высокая?
Какое число она обозначает?
Какое число обозначает голубая ступенька? Почему? (голубая палочка состоит из двух единиц)
На сколько два больше чем один? (на одну единицу)
Какое число обозначает розовая палочка? Что больше три или два? На сколько? (на одну единицу)
Что обозначает желтая палочка? Назовите соседей желтой палочки. Назовите соседей числа 4.
Итак, займём самую высокую ступеньку и посмотрим направо, налево, вверх, вниз, назад, вперёд. Что мы видим? (слайд №1)
На экране две дорожки из палочек Кьюзенера. Посмотрите перед нами две дорожки. Я предлагаю выложить дорожки у себя за столами, но сначала, посчитаем из скольки розовых палочек состоит розовая дорожка. А теперь голубая.
2. Д. упражнение «Строим дорожки»
Ребята, скажите сколько палочек вам понадобилось чтобы собрать розовую дорожку. (6)
А сколько палочек взяли для голубой дорожки (6). Какие получились дорожки? (они разные, одна длинная, другая короткая). Почему? (потому что розовая палочка короче голубой). По какой дорожке мы доберёмся до поросят быстрее? (по розовой, т. к. она короче)
Ну вот по розовой дорожке мы поедем на поезе. Вы машинисты, берите паровозики и собирайте вагоны от самого короткого до самого длинного по порядку.
3. Д. упражнение «Собери паровозик»
Рассадите пассажиров по вагонам. Один пассажир это одна единичка.
Ребята, сколько пассажиров посадим в первый вагон?
Сколько пассажиров займут голубой вагон? и т. д.
Расставьте цифры над каждым вагоном чтобы все знали сколько пассажиров в него поместится.
Играет музыка из сказки «Три поросёнка».
Ну вот мы и добрались до сказки. Давайте поиграем с поросятами.
Физкультминутка «Три поросенка».
«Три пухлых поросенка купаются в пруду. (показывают, как плавают)
Три ловких поросенка играют в чехарду. прыжки с приседанием)
Три сильных поросенка играют в баскетбол (показывают, как кидают мяч в корзину)
Три самых быстроногих забивают гол!» (показывают, как забивают гол)
Мы прибыли в эту сказку не просто так. Все вы помните что случилось с поросятами.) Построить дом смог только самый умный поросёнок Наф-Наф и теперь они живут в нём все вместе. Но волку сейчас тоже холодно в лесу и он просит вас построить ему дом такой же крепкий и красивый как у поросят.
Давайте поможем волку и построим ему крепкий дом из брёвен, а брёвна -это наши палочки.
Посмотрите крышу волк уже собрал, не хватает только стен.
4. Д. упражнение «Построй домик».
Цифра на крыше означает, что брёвнышки должны быть не длиннее той палочки которая обозначает цифру пять. Будьте внимательными, ряды не должны повторяться, палочки должны быть разные по цвету, но по длине все должны быть равными красной палочки, т. е пяти. (дети выполняют за столами, а кто-то работает у доски)
Давайте посмотрим все ли правильно построили дома. Захар, прочитай свой домик.
Молодцы все справились с заданием. Наши помощники палочки дружат с цифрами. Мы должны собрать такой же домик, но из цифр.
По очереди дети выходят к доске, заполняя каждый этаж домика.
Заключительная часть.
Ребята наше путешествие закончилось. Чем мы сегодня занимались?
Ход занятия:
1. Ребята, сейчас мы с вами вспомним сказку о Добром Волшебнике, который помирил все поссорившиеся числа. Добрый Волшебник выстроил их в порядке возрастания и каждое последующее число больше предыдущего на один. Теперь и мы с вами как волшебник выстроим разбежавшиеся цветные числа. У вас на столах лежат цветные палочки, из которых надо выстроить вертикальную лесенку.
Получилось? Помните, что каждое последующее число больше предыдущего на один.
Давайте с вами прочитаем нашу лесенку:
– Ульяна, прочитай лесенку по цветам.
– Саша, прочитай лесенку в числах.
Молодцы ребята!
2. Дидактическая игра «Да-нетка».
А сейчас я загадала число. (Дети задают вопросы и узнают загадавшие число). Правильно, это число 4. (воспитатель на доску прикрепляет карточку с цифрой 4 и читает отрывок из стихотворения С. Я. Маршака).
Четыре в комнате угла.
Четыре ножки у стола
И по четыре ножки
У мышки и у кошки.
3. Ребята, найдите цветную палочку и положите перед собой, которая обозначает число 4.
Какого цвета эта палочка?
Правильно, красного.
Сейчас, я вам предлагаю, как волшебникам сплести коврик,но нужно соблюдать правила:
– следующие ряды образуются из палочек разного цвета, но в сумме равных по длине красной, то есть четырем.
– все ряды должны быть разные.
– закончить ковер белой бахромой.
Дети выстраивают коврик, воспитатель делает напоминания.
Давайте посмотрим,какие коврики у вас получились:
Агата, прочитай свой коврик числами: «четыре – это три и один; два и два; один и три; один, один, один и еще один».
Воспитатель просит прочитать коврики числами и цветами несколько детей.
4. Физминутка.
Дети выполняют действия согласно тексту
«Раз – подняться, потянуться,
Два – согнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,
На четыре – руки выше,
Пять – руками помахать,
Шесть – за стол тихонько сесть»
5. Волшебник расставил числа по порядку и у каждого числа появился сосед – предыдущий и последующий.
Саша, назови соседей числа 3.
Вика, назови соседей числа 4.
Ваня, назови соседей числа 5…
Молодцы, ребята!
А сейчас, я загадала число, оно меньше четырех на единицу. Какое это число? Почему вы так думаете?
А теперь, я загадала число, оно больше четырех на единицу. Какое это число? Почему вы так думаете?
Молодцы, ребята!
6. У вас на столах лежат карточки. На верхней полоске нарисованы звездочки, а на нижней полоске нарисованы круги.
Сколько всего звезд? (4)
Сколько всего кругов? (3)
Чего больше: звезд или кругов?
Чего меньше: звезд или кругов?
Как сделать поровну? Дети дорисовывают один круг.
Что можно теперь сказать про звездочки и круги?
7. Молодцы, со всеми заданиями справились.
Какое число я вам загадала с помощью «да-нетки»? С помощью чего мы сегодня с вами плели коврики? И узнали состав числа 4, назовите состав числа 4. Что еще нового сегодня узнали?
Игры
Процесс обучения детей математике ведется с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, главным методом является игра. В младшей группе садика используются крупные фигуры: кубики, мозаика, геометрические блоки. Палочки Кюизенера в этом возрасте дают для ознакомления в качестве игрового материала, чтобы дети привыкли к ним и учились с ними работать. В средней группе можно смело давать простые игры с набором палочек, в которых нужно что-то из них сложить, найти подходящий по цвету или размеру вариант.
Занятия в старшей группе являются наиболее разнообразными, так как готовят малыша к школе, максимально развивая его математический потенциал. Работая с дошкольниками, воспитатель или родитель должен четко понимать свою роль в образовательном процессе. Самым маленьким нужно все показывать и рассказывать, все время наблюдая за ходом игры детей.
Детям старшей группы достаточно раздать дидактический материал и поставить перед ними задачу, с которой они должны самостоятельно справиться.
Чтобы правильно подобрать игры и задания для детей разного возраста, стоит ориентироваться на возрастную градацию, которая регламентирует уровень сложности и длительность занятий
От 2 до 3 лет
Чтобы сделать обучение математике более интересным и простым, стоит использовать такие дидактические материалы, как:
- альбом-игра «вместе весело играть»;
- альбом-игра «волшебные дорожки для самых маленьких».
Благодаря таким развивающим играм можно ознакомить детей с разнообразием цветов, дать понять разницу между «один» и «много», а также «высокий» и «низкий». При помощи яркого раздаточного материала дети могут быстрее запомнить соответствие длины и цвета палочки, научатся ими пользоваться, аккуратно выкладывая заданную картинку.
От 3 до 5 лет
Чтобы развить математические способности детей средней группы, лучше всего использовать такие дидактические пособия, как:
- комплект игр «на золотом крыльце»;
- игровые развивающие ситуации «веселые цветные числа»;
- альбом-игру «дом с колокольчиком».
Благодаря занятиям с палочками дети 3-5 лет смогут познавать азы счета и пробовать свои знания на практике. Дополнительные игры дадут возможность учиться сравнивать разные предметы, находя в них общее и различное. В наборе «веселые цветные числа», кроме карточек с заданиями, есть и цветные полоски, которые можно вырезать и при необходимости использовать вместо палочек.
От 5 до 7 лет
В подготовке детей к школе лучше всего использовать методические пособия:
- комплект игр «на золотом крыльце»;
- комплект игр «посудная лавка Кростики».
Благодаря работе с данным материалом есть возможность усовершенствовать знания детей относительно цвета, размера, длины и толщины предметов, их ориентации в пространстве.
Более сложными заданиями будут варианты, где нужно самостоятельно выложить рисунок, заданный на картинке, не используя при этом образец. Для тех детей, которые стабильно справляются с работой и демонстрируют хорошие математические способности, можно давать зашифрованные карточки, на которых не указаны размер и цвет палочек, а стоит лишь цифра, по которой ребенок сам должен подобрать нужный вариант и получить верную картинку.
Палочки Кюизенера
Лев Толстой
Как говорится, все гениальное просто. Это как раз про счетные палочки Кюизенера. Настолько проста и понятна эта игра, но какие важные, сложные и абстрактные математические представления она формирует у юных игроков.
Число и его состав, натуральный ряд чисел, величина, порядок, отношение, операции над числами, пространство. Со всеми этими понятиями ребенок знакомится абсолютно естественным образом — играя с цветными счетными палочками Кюизенера.
У моей дочки Ани палочки вызывают полный восторг. Да и разве может быть по-другому? Ведь у нее в коробочке лежит настоящий клад — целых 116 палочек разных цветов и размеров
Ну, давайте обо всем по порядку.
Итак, Джордж Кюизенер (1891-1976) — бельгийский педагог, разработавший универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», которая была посвящена описанию цветных счетных палочек.
В России цветные счетные палочки Джорджа Кюизенера выпускает отечественная компания «Корвет» с 1993 года. Целью игры является интеллектуальное развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Игровое пособие «Цветные счетные палочки Кюизенера» предназначено для детей от 2 до 9 лет. Оно включает в себя: 116 палочек, набор цифр от 1 до 20, комплект математических знаков, а также инструкцию (повторяем заглавную фотографию):
Палочки отличаются друг от друга цветом и размером. Каждой палочке соответствует число, равное ее длине. Все палочки одного цвета — одной длины.
Белая палочка — самая короткая. Ей соответствует число 1. Розовая палочка в два раза длиннее. Это цифра 2. По такому же принципу сделаны все оставшиеся палочки. Цифра и цвет соответствующей палочки одинаковые.
Специально к цветным счетным палочкам компания «Корвет» разработала яркие и красочные альбомы с заданиями для различного возраста детей:
- Альбом-игра «Вместе весело играть» для детей от 2 до 3 лет.
- Альбом-игра «Волшебные дорожки для самых маленьких» (от 2 до 3 лет).
- Комплект игр «На золотом крыльце» для детей от 3 до 9 лет.
- Игровые развивающие ситуации для детей 3-4 лет «Веселые цветные числа».
- Альбом-игра «Дом с колокольчиком» для детей от 3 до 5 лет.
- Комплект игр «Посудная лавка. Кростики» для детей от 5 до 8 лет.
Правила работы
Чтобы игры с палочками Кюизенера принесли максимальный результат, следует подобрать задание с учетом возраста крохи и его индивидуальных способностей. Вариантов может быть несколько.
- Самые младшие (2,5-3 года) лучше всего раскладывают палочки, пытаются систематизировать их по цветам. Задание можно усложнить, предложив ребенку разложить брусочки в определенной последовательности (например, синий, красный, черный). Это поможет также вспомнить цвета.
- Еще в 2-3 года ребенок без проблем сможет сложить аккуратную дорожку, используя палочки разных цветов.
- Постепенно можно переходить к работе с размерами, показать ребенку на наглядном примере, что такое «больше» и «меньше». Мама предлагает ребенку обнаружить среди множества такую же палочку, как и у нее в руке.
- Не менее интересна для детей и возможность сложить рисунок, используя в качестве примера готовую схему. Сначала малыши полностью повторяют образец, затем родитель предлагает им усложнить задание, несколько изменив узор, добавив в него что-то свое. Таким образом, цветные палочки становятся своеобразной мозаикой, которая отлично развивает мелкую моторику, фантазию и внимательность.
- Детям 4-5 лет можно предложить выстроить из брусочков лесенку, посчитать, какое количество маленьких палочек может уместиться в одной большой. Интересно им будет обнаружить самую маленькую или самую большую из них.
Использование палочек следует совмещать с другими развивающими играми, не принуждать ребенка сидеть и заниматься, а ориентироваться на его способности и желание – только так подготовка к школьному изучению математики будет проходить с пользой и удовольствием.
Возрастные особенности
Палочки могут использоваться от 1 года до 7 лет, хотя на коробке указано: от трех лет. Вы наверное замечали, что на подобного рода играх всегда указывается возраст от трех лет, так как набор включает в себя мелкие детали.
Для годовалых малышей, конечно же, это игровой материал. Не рекомендуется давать мелкие детали, либо пристально наблюдать за игрой, так как в этом возрасте детки все хотят попробовать на вкус.
Можно использовать соску, чтобы малыш не тащил палочки в рот. Развиваем мелкую моторику и тактильные ощущения, строим простые фигурки, можно по схемам или просто, все зависит от заинтересованности малыша.
Затем к трем годам уже свободно можно работать по схемам и брошюрам с заданиями, изучать цвета и строить из них геометрические фигуры и другие постройки.