Пальчиковая гимнастика для детей от 2 до 6 лет

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Чтобы пальчиковая гимнастика привела к положительному результату, рекомендуем проводить их на ежедневной основе. Не нужно заставлять ребенка. Серьезный характер занятий быстро надоедает. Общение должно проходить в игровой форме.

Корзинка с овощами.


Повторяем овощи
Считаем
Как грибочки

Сдобная считалочка.

Муку в тесто замесили

(Двумя руками поочередно разжимает и сжимаем кулачки).

А из теста мы слепили:

(Собираем кончики пальцев в одну точку, затем выполняем хлопок ладошками. Быстро чередуем движения).
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи —
Все мы испечем в печи.

(Из двух кулачков поэтапно раскрываем ладошку).

Очень вкусно!

(Поглаживаем ладошками животик).

Считаем мебель.

Предметы в комнате начну считать:

Кресло, стол, диван, кровать,

Полка, тумбочка, буфет,

Шкаф, комод и табурет.

(На каждый предмет мебели зажимает пальчик).

Много мебели назвал

Десять пальчиков зажал!

(Показать два кулачка).

Зимняя спячка.


Про мишку

Пальчиковая гимнастика для мальчиков.


Мальчишкам

Мамина профессия.


Так вы выучите и профессии

Поздоровайся со мной.

Доброе утро, котенок!

Добрый день, козленок!

Добрый вечер, щенок!

Привет, утенок!

Здравствуй веселый смешной поросенок!

(На каждую строчку разгибаем по пальчику, затем машем ладошкой).

Мир под водой.

Посмотри скорей вокруг!

(Приставляем ладошку по линии бровей).

Что ты видишь, милый друг?

(Ладошками делаем два колечка в виде бинокля).

Здесь прозрачная вода.

Плывет морской конек сюда.

Вот медуза, вот кальмар.

А это? Это рыба шар.

А вот расправив восемь ног,

Гостей встречает осьминог.

(На каждого морского жителя выполняется пальчиковая гимнастика).

Цветочки.


О цветах

Где и как заниматься?

Пальчиковая гимнастика удобна тем, что заниматься ею можно когда угодно и где угодно: дома, на улице во время прогулки, по дороге в детский сад, в общественном транспорте, в садике. Довольно часто в детских дошкольных образовательных учреждениях элементы пальчиковой гимнастики сочетают с артикуляционной гимнастикой

Особенно это важно для дошкольников 4–5 лет и 6–7 лет — воспитанников старшей и подготовительной группы

Пальчиковые упражнения широко распространены в программе детских образовательных студий и кружков, особенно школ и студий раннего развития, которые посещают ребята дошкольного возраста от младшей, средней до подготовительной групп. Для умственно отсталых детей, имеющих определенные диагнозы и стоящих на диспансерном учете у психиатра и невролога, занятия с элементами пальчиковых игр проводят коррекционные педагоги и специалисты ЛФК, но и мама вполне может играть с ребенком самостоятельно.

Для новорожденных пальчиковая гимнастика может ограничиваться развитием тактильных ощущений, которые малыш получает при соприкосновении с новыми предметами, игрушками, во время ежедневного массажа, если мама не забывает массировать пальчики и ладошки крохи.

Особого дидактического материала для такой гимнастики не требуется. Для того чтобы сделать занятия интересными и максимально полезными, потребуется все, что вы сможете обнаружить у себя в кладовке или на балконе: пуговицы, скорлупа от орехов, любые колючие и пупырчатые предметы, пробки, еловые шишки, сломанная клавиатура от компьютера, различные колпачки, пластилин, бельевые прищепки, веревка и так далее. Все, что имеет фактуру на ощупь, — отличный материал для занятий.

Начинать каждое занятие лучше с легкой разминки для кистей. Помассируйте ребенку ручки своими пальцами, погладьте каждый пальчик, круговыми движениями погладьте ладони. Ручки малыша должны быть теплыми, а нервные рецепторы — более восприимчивыми к последующим упражнениям. Если ребенку уже более 3 лет, он вполне может сделать самомассаж — размять свои пальчики и ладошки самостоятельно.

Пальчиковые игры для малышей до года

В таком раннем возрасте развитие мелкой моторики неотделимо от развития движения вообще. Поэтому, кроме игр непосредственно с пальчиками, не забывайте выполнять простые упражнения и массаж. Если нет никаких особенных указаний от врача, массаж и простые упражнения могут делать родители. В такой массаж обязательно включайте массирование пальчиков на обеих руках, его можно сочетать со знакомыми стишками, например «Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы», или:

Паучок, паучок,

Аню хвать за бочок.

Лягушка, лягушка,

Аню хвать за ушко.

Олени, олени,

Аню хвать за колени.

Пёсик, пёсик,

Аню хвать за носик.

Бегемот, бегемот,

Аню хвать за живот.

Оса, оса,

Аню хвать за волоса.

Кузнечики, кузнечики,

Аню хвать за плечики.

(Легко растираем указанную часть тела.)

Помимо массажа вы можете поиграть с малышом, посадив его себе на колени. Под различные стишки или песни выполняйте определённые действия, такие как в знакомом всем с детства «В ямку бух» или:

Пришёл медведь к броду,

Влез на колоду (сажаем малыша между коленями),

Бултых в воду! (Подкидываем на коленях.)

Уж он мок-мок-мок,

Уж он кис-кис-кис (лёгкие толчки на коленях),

Вылез, выкис, вылез, высох (приподнимаем),

Встал на колоду,

Бултых в воду! (Роняем между коленями.)

Сами пальчиковые игры, безусловно, пока пассивные: вы сами массируете пальцы и ручку ребёнка, например, c известной считалочкой «Мы делили апельсин» или с такими словами:

Этот пальчик маленький,

Этот пальчик слабенький,

Этот пальчик длинненький,

Этот пальчик сильненький

Этот пальчик толстячок.

Ну а вместе — кулачок.

Игры на развитие крупной моторики (жестовые игры)

Тася, ручки покажи (протягиваем ручки вперед)
И ладошкой помаши. (машем рукой)
Пальцы спрячем в кулачок. (пальцы сжимаем в кулачки)
Кулачок упрем в бочок (ставим руки со сжатыми кулачками в бока)
Ножками потопаем, (топаем)
Ручками похлопаем. (хлопаем в ладоши)
Топнем правою ногой, (топаем правой ногой)
Покачаем головой. (качаем головой влево-вправо)
Мы танцуем весело (делаем «фонарики»)
Мы танцуем дружно.
Музыка и песенка –
Вот что Тасе нужно.

***

Вот мы на пол встали,
С Тасей поплясали.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Хлопали в ладошки, (хлопаем в ладоши)
Хлопали немножко.
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.
Ручки поднимали, (поднимаем руки)
На головку клали. (кладем руки на голову)
Мы плясали, мы плясали, (выставляем вперед то одну, то другую ногу)
Ножки выставляли.

***

Так мы топаем ногами, (топаем ножками)
Топ-топ, топ-топ.
Так мы хлопаем руками, (хлопаем в ладоши)
Хлоп-хлоп.
Так качаем головой. (качаем головой вправо-влево)
Ой-ой, ой-ой!
Так мы ручки поднимаем, (поднимаем руки)
Выше, выше, выше.
Так мы руки опускаем, (опускаем руки)
Ниже, ниже, ниже.
Так мы ручки подаем, (протягиваем ручки малышу)
Так, так, так.
Так мы кружимся кругом. (кружимся на месте)
Так, так, так.

***

Идет бычок, качается, (ходим на четвереньках)
Вздыхает на ходу: (вздыхаем несколько раз)
«Ох, доска кончается
Сейчас я упаду». (ложимся на пол)

Дом на горе

На горе мы видим дом.(Кистями рук изобразить домик)Много зелени кругом.(Волнообразные движения кистями рук.)Вот деревья, вот кусты.(Руками «по­казать» деревья, кусты.)Вот душистые цветы.(Пальцами «показать» бутон.)Окружают весь забор.(Пальцами «показать» забор.)За забором — чистый двор.(Погла­дить ладонями стол.)Мы ворота открываем.(Кистями «по­казать», как ворота открываются.)К дому быстро подбегаем.(Пальцами «пробежаться» по столу.)В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!». (Постучать кулаком по столу.)Кто-то к нам идет на стук. (Ладонь приложить к правому уху, прислушаться.)В гости к другу мы пришли и гостинцы принесли.(Вытянуть руки вперед, как будто преподнося что-то.)

Что дает пальчиковая гимнастика?

  • Развивает мелкую моторику.
  • Стимулирует развитие речи ребенка.
  • В общении со взрослым помогает развитию подражания и социализации.
  • Выступает отельным видом игрового занятия.
  • Объединяет в играх со старшими детьми.
  • Может служить отличным способом занять ребенка в дороге.

Еще Михаил Бехтерев в своих работах отмечал влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. По его мнению, простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они также способны улучшить произношение звуков, а значит, развить речь ребенка.

Начинать заниматься с малышом можно уже с 6–7 месяцев. Поначалу все движения за ребенка будет делать мама, но пройдет совсем немного времени — и карапуз сможет сам совершать все необходимые действия и движения. Неоспоримым плюсом пальчиковой гимнастики является и то, что все занятия проходят в сопровождении стихов и потешек, а дети очень любят ритмическую речь. Такое общение обогащает пассивный лексикон ребенка и способствует развитию речи.

Пальчиковая гимнастика для детей 4 лет

Продолжаем развивать кисти рук. Ребенок уже способен в пределах одного упражнения совмещать разные типы движений. Например, резкие и плавные, интенсивные и мягкие.

«Капустка»

Имитируем известную осеннюю заготовку капусты, проговаривая:

Мы капустку рубим-рубим,

Мы морковку трем-трем.

Мы капустку солим-солим,

Мы капустку жмем-жмем.

Все действия ребенок показывает: резкая рубка (ладони быстро перемещаем ребром вверх/вниз), энергичное трение (руки по горизонтали от груди к груди), «присаливающее» движение пальцами и кистью, сильное сжатие пальцев в кулак.

«Большая стирка»

Интенсивное упражнение имитирует стирку одежды. Проговариваем:

Постираю чисто, с толком,

Юбку, блузку и футболку.

Постираю брюки –

Устали мои руки!

Кроме потирающих движений ребенок должен сжимает кулачки, показывать, как развешивает чистое белье, как отряхивает руки от воды, трясет ими, чтобы снять усталость.

«Жужжалка»

Интересное упражнение пальчиковой гимнастики. Малыши с большим удовольствием возвращаются к нему снова и снова. Каждую часть тела, о которой упоминается в стишке, нужно потрогать.

Летит муха вокруг уха. Как? Ж-ж-ж!

Летят осы вокруг носа. Как? С-с-с!

Летит комар, на лоб – оп!

А я его – хлоп!

И к уху. Как? З-з-з!

Отпустить? Отпущу!

Ребенок дует на раскрытую ладошку, «отпуская» комарика.

Возрастные рамки

Чаще всего в пальчиковые игры играют с малышами от 6 месяцев до 1 года, но такие игры полезны и детям старше трех лет. Обычно они делятся от самых простых до игр посложнее, где ребенку предлагается самому выучить стихотворение. Кстати, если сопровождать стихи небольшим «спектаклем» в виде пальчиковой игры, ребенку будет легче запомнить текст.

Общие правила пальчиковых игр:

Не принуждать ребенка к игре, а заинтересовать его.
Объяснить, что будет происходить, правила игры в доступной для ребенка форме.
Не перегружать ребенка играми. Одна-две игры в день вполне достаточно. Можно больше, если ребенок сам любит и просить играть.
Хвалите малыша за его успехи и не ругайте за неудачи, он только учится.
Играйте увлеченно, с радостью. Даже, если у вас мало времени, пусть это десять минут, но они будут полностью посвящены общению с малышом

Ребенку важно, чтобы какое-то время мама или папа «принадлежали» только ему.

Пальчиковые игры для детей 2–3, 3–4 лет и старше

Около двух лет дети постепенно начинают сами повторять показанные движения. Существуют потешки, в которые малыш может играть либо на коленях взрослого, либо отдельно от мамы.

Например:

Зайка серенький сидит (ребёнок сидит на коленях у родителя или сам)

И ушами шевелит (делаем «ушки» ручками малыша над головой).

Вот так, вот так

Он ушами шевелит (шевелим «ушами» над головой).

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть (трём ладошки).

Вот так, вот так

Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать (прыгаем или трясём кроху на коленях).

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Когда дети начнут повторять за вами движения, переходите к более сложным занятиям. Малышам 2–4 лет начинают нравиться игры не только в исполнении родителей, но и в записи.

Хома-хомка-хомячок (надуваем щёки),

Полосатенький бочок.

Хомка рано встаёт (потягиваемся),

Щёчки моет, ушки трёт (трём соответствующие части тела).

Подметает дом, оградку («подметаем»)

И выходит на зарядку.

Раз-два-три-четыре-пять (делаем зарядку).

Хомка хочет сильным стать (показываем бицепсы).

Для осени:

Тихий, тихий, тихий дождик (садимся на пол и стучим по нему ладошками).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

А потом сильнее дождик (быстрее стучим).

Дождик, дождик кап-кап-кап.

Сильный, сильный, сильный ливень (быстро и сильно стучим).

Гром, гром, гром (хлопаем в ладоши).

В небе молния кругом (поднимаем руки вверх и трясём ими).

И тишина тс-с-с, тс-с-с (подносим палец ко рту, как будто показываем «тише»).

Вдруг силою ветра сменилась она (поднимаем ручки вверх и качаемся).

И вот снова дождик, тихонько,

Ты слышишь? (Снова стучим ладошками по полу тихо.)

Закапал, закапал, закапал по крыше.

Наверно, сейчас барабанить он станет,

Уже барабанит, уже барабанит (стучим быстро).

Для зимы:

Мы во двор пошли гулять,

Бабу снежную лепить (делаем вид, что лепим снежки).

Птичек крошками кормить (пальцы щепоткой, будто крошим хлеб).

А ещё с горы кататься (одной ручкой проводим по другой от плеча вниз),

А потом в снегу валяться (поворачиваем ладони из стороны в сторону).

Все в снегу домой пришли (отряхиваем с себя снег),

Съели суп и спать легли (подкладываем ладони под голову).

Для весны:

Наши алые цветки (ручки соединены в форме тюльпана)

Распускают лепестки (пальчики «распускаются»).

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет (покачиваем кистями).

Наши алые цветки

Закрывают лепестки (пальчики «закрываются»),

Тихо засыпают,

Головой качают (покачиваем сжатыми пальцами).

Для лета:

Пять маленьких рыбок

Играли в реке (сложенные ладони колышутся, как будто плывут),

Лежало большое

Бревно на песке,

И рыбка сказала:

«Нырять здесь легко!» (Переворачиваем ладони с боку на бок.)

Вторая сказала:

«Ведь здесь глубоко». (Качаем соединёнными ладонями.)

А третья сказала:

«Мне хочется спать!» (Поворачиваем ладони на бок.)

Четвёртая стала

Чуть-чуть замерзать. (Дрожь в руках.)

А пятая крикнула:

«Здесь крокодил! (Ручки открываются и закрываются, как рот крокодила.)

Плывите скорей,

Чтобы не проглотил!» (Быстро убираем ладони.)

Не заставляйте ребёнка заучивать слова и движения, ежедневное повторение поможет ему запомнить их без давления.

Пальчиковая гимнастика для детей 6-7

Выполнение пальчиковых упражнений с детьми старшей группы положительно влияет:

  • на процесс подготовки кисти к письму;
  • на развитие творческих способностей ребенка;
  • на проявление способности быть целеустремленным, выполнять целенаправленные действия;
  • на стимуляцию процессов произвольного запоминания, вычленения главного и второстепенного.

Сколько птиц

СловаДействия
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем

Кулаки ритмично сжимаются и разжимаются
Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых перышках

При произношении названия птиц поочередно загибаются пальцы
Всем хватило зернышекКулаки снова сжимаются и разжимаются

Замок

ТекстДействия
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Пальцы переплетены и сложены в замок. Во время прочтения строчек руки ритмично раскачиваются
ПостучалиОснования ладоней постукивают друг об друга
ПокрутилиОдна рука тянется к себе, другая от себя, и наоборот. Пальцы при этом не расцепляются
ПотянулиРуки тянутся в разные стороны. Пальцы выпрямляются, но замок не открывается
И открылиЗамок резко открывается, а руки широко разводятся в стороны

Дом

СловаДвижения
Я хочу построить домРуки поднять над головой и сложить домиком, соединив пальцы двух рук
Чтобы окошко было в немПри помощи 10 пальцев создать круг
Чтобы у дома дверь былаСоединить ладони
Рядом чтобы сосна рослаПравую руку поднять над собой и растопырить пальцы
Чтобы вокруг забор стоял,

Пес ворота охранял

Соединить руки в замок и сделать круговое движение перед собой
Солнце было, дождик шелПоднять руки над головой. Растопырить, а затем согнуть пальцы и сделать движение, будто что-то стряхивается с кистей
И тюльпан в саду расцвел!Соединить ладони и медленно развести пальцы. Так изображается расцветающий бутон

Друзья-садоводы

ТекстДействия
Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел

Собрать ладонь в кулак, отогнуть большой палец, затем выпрямить и согнуть наполовину. Выполнить такое движение несколько раз
Указательный с порога

Указал ему дорогу

Отогнуть указательный палец, а потом согнуть и разогнуть несколько раз
Средний палец самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки

Выполнить аналогичное движение. При этом большой и указательный пальцы сгибаться не должны
Безымянный подбираетПовторить движение с безымянным пальцем
А мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает!

Задействовать мизинец

Шарик

СловаДействия
Надуваем быстро шарикСложить пальцы в замочек, а затем медленно развести ладони
Он становится большойРазвести кисти так, чтобы пальцы рук соприкасались только подушечками
Вдруг шар лопнул,

Воздух вышел

Соединить ладони обеих рук
Стал он тонкий и худой!Сложить пальцы в замочек

Сидит белка на тележке

СловаДвижения
Сидит белка на тележкеЭнергично сжать и разжать пальцы в кулак несколько раз
Продает она орешки:
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку
По очереди загнуть каждый палец

Береза

ТекстДвижения
Береза моя, березонькаВыполняется плавное движение левой рукой в сторону и вверх
Береза моя кудряваяДействие повторяется с правой рукой
Стоишь ты, березонькаПоднять руки над собой и сделать вдох
Посреди долинушкиОпустить руки, сделать выдох
На тебе, березонькаПоднять руки, вдохнуть воздух
Листья зеленыеОпустить руки, выдохнуть
Под тобой, березонькаПоднять, вдохнуть
Трава шелковаяОпустить, выдохнуть
Близ тебя, березонькаПоднять руки, вдохнуть и задержать воздух
Красны девушки венки плетутОпустить кисти и сделать длительный выдох

Медузы

СловаДвижения
Две большущие медузы

Прилепились пузом к пузу

Ладони соединяются, пальцы растопыриваются
Выгнем щупальца сильнее –

Видишь, гнуться мы умеем!

Ладони отрываются друг от друга, а подушечки пальцев соединяются

Во время игры в ДОУ или в домашних условиях взрослым следует помнить, что зарядка для пальчиков – это веселое развлечение, а не утомительная обязанность.



Что представляют собой пальчиковые игры?

Хотя сенсационный вывод насчет безусловной пользы мелкой моторики сделали современные ученые, на самом деле, практика пальчиковых игр уже давно существует в нашей культуре: всем известные «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» – это, собственно, и есть те самые пальчиковые игры. Так что вы их хорошо знаете и, скорее всего, уже играли так со своим малышом.

Пальчиковая игра – это одновременное произнесение народных потешек, частушек или других детских стишков и «манипуляции» с ручками ребенка:

У кошки – котенок (по очереди загибаем ребенку пальчики на ручке), У утки – утенок, У коровки – теленок, У собачки – щенок, А у мамочки – сынок! (или – а у мамочки есть дочка! – показываем на малыша)

Пальчиковые игры для детей от 4–5 месяцев

Включение пальчиковых игр в занятия с малышом, конечно же, напрямую связано с его возрастом. До четырех–пяти месяцев пальчиковых игры – это, по сути, простой массаж пальчиков, поглаживание, распрямление пальчиков.

Пальчиковые игры для детей от 6 месяцев

Начиная с полугода уже можно включать в свой арсенал более сложные игры. Например, проведите пальцем по ладошке ребенка, загибая его пальчики.

Одновременно можно приговаривать вот такой стишок:

Мальчик-пальчик, Где ты был? – С этим братцем В лес ходил, С этим братцем Щи варил, С этим братцем Кашу ел, С этим братцем Песни пел, Песни пел да плясал, Родных братьев потешал.

Пальчиковые игры для детей от 9 месяцев

Чем старше становится малыш, тем больше становится диапазон понятий, с которыми его можно знакомить путем пальчиковых игр. А, проще говоря, читая ребенку различные стишки и одновременно с этим делая простые движения ручками.

В период от полугода до года путем пальчиковых игр знакомим ребенка с разными жизненными явлениями, к примеру, с названиями животных или с названиями частей тела:

Туки-туки-туки-туки, Застучали молотки (малыш бьет ручками по столу), Застучали молотки, Заиграли локотки (показывает локотки): Тук-ток, тук-ток, Скоро Ванечке годок (произносим имя ребенка).

В ходе занятий пальчиковыми играми ребенок будет все больше и больше совершенствовать свои навыки: к примеру, вначале ему будет сложно делать движения пальчиками отдельно – показать два или три пальчика, а затем рука станет гибче, менее напряженной.

Некоторым родителям хочется, чтобы их дитя сразу достигало больших успехов. Пальчиковые игры – потому и игры, что хорошо, когда и родитель относится к ним, как к игре. Тогда и обучение проходит ненавязчиво, проще, и, в конечном счете, эффективнее.

Пальчиковые игры для детей от 1 года

Если вначале мы вместе с крохой просто загибаем и разгибаем пальчики, хлопаем в ладоши, стучим по столу, то подрастающему малышу можно предлагать игры посложнее, скорее, напоминающие начало танца, где надо изображать более сложные движения:

Тоню тяну (ребенок тянет), Рыбу ловлю. В кошель кладу (показывает, как кладет), Домой несу: Щурки и кучки, Плотички и полички (загибаем пальчики). Один ершок – Да и тот в горшок (загибаем большой палец). Щей наварю (показать, как варит), Николая накормлю (подставляем имя ребенка).

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем “крошку” пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет

Игровая пальчиковая гимнастика оказывает стимулирующее действие на речевые функции ребенка и развитие в целом. Детям старшего дошкольного возраста, у которых по разным причинам не сформирована качественна речь, рекомендованы пальчиковые игры. Наша подборка игр поможет ребенку улучшить память, усовершенствовать аналитические способности, улучшить координацию движений.


Полезно для письма

Пятнышки и складочки.


Про животных

Мамины помощники


О помощи

Старушка в избушке.


Для деток

Летящие листочки.

Ветер по лесу гулял,

(Поднять руки вверх и показать, как ветер гуляет волнами)

Ветер листики считал:

Вот дубовый, вот кленовый,

Вот рябиновый, резной,

Вот с березки золотой.

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.

(Пальчиковые игры с загибанием на каждый листочек).

Веселая дудочка.


Песенка

Мышка в перчатке.

Проворная мышка

Перчатку нашла.

(Растопырить пальчики как перчатки)

Гнездо в ней устроив, мышат позвала,

(Сложить ладошки лодочкой)

Им хлебные крошки дала покусать,

Погладила всех и отправила спать.

(Показать, как кушают, провести одной ладошкой по второй руке, сложить две ладошки под каждое ушко).

Рыбки в реке.


О рыбках

Муркины котята.

У Мурочки нашей есть десять котят,

Сейчас все детишки по парам стоят:

(Начинается пальчиковая игра двумя пальчиками)

Два толстячка, два бодрячка,

(Показатель два больших пальца)

Два длиннющих, два хитрющих,

(Показать сначала два средних потом два безымянных)

Два маленьких самых и самых смазливых.

(Пальчиковая игра двумя мизинчиками).

История про лилипута.

Жил да был веселый гном

(Показать маленький рост человечка)

С огромными ушами.

(Прорисовать большие уши)

Он на сладкой горе

Дремал под воротами.

(Наклонить голову на ручки)

Вдруг, откуда ни возьмись,

Великан подкрался,

(Приподнять руки высоко над головой)

Отведать гору захотел,

Но только подавился!

(Покашлять и прикрыть ладошкой рот)

Ну а что ж веселый гном?

Спит и спит глубоким сном!


Стишочки

 Мы также расскажем вам:

Пальчиковая гимнастика для детей 4-5 лет

Влияние пальчиковых игр на развитие дошкольников средней группы (4-5 лет) заключается в следующем:

  • гимнастика стимулирует запоминание и внимательность;
  • во время игры происходит тренировка мелких движений;
  • ребенок учится слушать и понимать, делить слова на слоги и чувствовать ритм;
  • формируются образное мышление и “речевые зоны”;
  • упражнения способствуют снижению напряжения с мышц верхних конечностей.

Имена для пальчиков

В ходе игры ребенку предлагается поочередно поднимать пальцы, сложенные в кулак, в соответствии с текстом:

“Пять пальцев на руке своей

Назвать по имени сумей.

Первый палец, боковой,

Называется большой.

Палец второй – указчик старательный,

И называют его указательным.

Третий твой палец как раз посередине,

Поэтому средний дано ему имя.

Этот, четвертый, зовут безымянный,

Неповоротливый он и упрямый.

Совсем как в семье братец младший – любимец,

По счету он пятый, зовется мизинец”.

На прогулку

СловаДвижения
Пошли пальчики гулятьЛадони сжимаются в кулаки, большие пальцы двух рук прыгают по поверхности ноги, от бедра к колену
А вторые догонятьУказательные быстро перемещаются сверху вниз
Третьи пальчики бегомСредние ритмично передвигаются по ноге
А четвертые пешкомБезымянные медленно двигаются от бедер к коленям
Пятый пальчик поскакалМизинцами имитируются прыжки
И в конце пути упалВыполняются хлопки ладонями по коленям

Что я делала

ТекстДействия
Топором дрова колюЛадони соединяются и имитируются действия с топором, руки резко поднимаются и опускаются
А потом пилой пилюРуки двигаются назад и вперед, ладони при этом сложены вместе
Отнесу их бабушкеЛадони открываются
Чтобы испечь оладушкиРебенок хлопает в ладоши

Лодочка

При произношении первых четырех строчек потешки ладони нужно соединить лодочкой и выполнить движения, напоминающие прилив волны. Со словами “паруса подниму” следует расположить выпрямленные ладони над головой и изобразить движение волн и рыб, отдельно каждой рукой:

“Две ладошки прижму

И по морю поплыву.

Две ладошки, друзья, –

Это лодочка моя.

Паруса подниму,

Синим морем поплыву.

А по бурным волнам

Плывут рыбки тут и там”.

Мы делили апельсин

СловаДействия
Мы делили апельсинПальцы рук сжимаются в кулак при произношении каждого слога, а затем разжимаются
Много нас, а он одинПальцы загибаются поочередно, начиная с большого
Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для утят,

Эта долька – для бобра

Выполняются бросательные движения одной рукой
А для волка – кожура,

Он сердит на нас. Беда!

Ладони обеих рук сжимаются в кулаки и прижимаются к груди
Разбегайтесь кто кудаПальцы бегут по столу или другой поверхности

Наша семья

СловаДействия
1, 2, 3, 4Выполняются хлопки в ладоши
Кто живет у нас в квартире?Дети поворачивают корпус из стороны в сторону. При этом поднимаются плечи
Всех могу пересчитать:

Папа, мама, брат, сестренка

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я

Указательным пальцем пересчитываются названные члены семьи
Это вся наша семья!При произношении фразы по очереди загибаются пальцы рук

Паучок

СловаДействия
Паучок ходил по ветке,

А за ним и его дети

Руки скрещиваются, а пальцы бегают по предплечьям и плечам другой руки
Дождик с неба вдруг полилКисти опускаются, выполняются стряхивающие движения, как будто льет дождь
Паучков на землю смылЛадони хлопают по коленям или поверхности стола, стула
Солнце стало пригреватьРебро левой ладони прижимается к ребру правой, пальцы растопыриваются, выполняются покачивающие движения
Паучок ползет опятьПовторяются движения при скрещенных руках
А за ним ползут все дети,

Чтобы погулять на ветке.

Пальцы бегают по голове

Шла кукушка

СловаДействия
Шла кукушка мимо рынкаУказательный и средний пальцы двух рук выпрямляются, а затем выполняются шаги по столу или любой другой поверхности
У нее была корзинкаПри помощи двух ладоней формируется ковш
А корзинка на пол – бух!Ладони смыкаются, затем производится легкий удар по поверхности
Полетело десять (девять, восемь, семь…) мух!Прямые руки разводятся в стороны, пальцы шевелятся и изображают летящих мух (количество разогнутых пальцев соответствует тексту)

В понедельник я стирала

СловаДействия
В понедельник я стиралаПотереть кулаки друг о друга
Пол во вторник подметалаОбе кисти расслабить и имитировать движение веника
В среду я пекла калачИзобразить процесс лепки из теста
Весь четверг искала мячПравую руку поднести ко лбу и сделать козырек
Чашки в пятницу помылаЛадонь левой руки поставить на ребро и округлить. Указательным пальцем правой руки водить по кругу внутри согнутой ладони
А в субботу торт купилаРаскрыть ладони и сложить ребрами друг к другу
Всех подружек в воскресенье

Позвала на день рождения

Помахать ладонями, пригласить людей к себе

Пальчиковая гимнастика для детей 2-3 лет

Пальчиковые игры с детьми младшего возраста помогают установить эмоциональный контакт между взрослым и ребенком

Увлекательные стишки привлекут внимание ребенка и выполнят обучающую функцию


Полезность

Наша семья.

Первый пальчик дедушка,
Второй пальчик бабулечка,
Третий пальчик папочка,
Четвертый пальчик мамулечка,
Пятый пальчик наш малыш
А вот и вся семья.

На одного человечка по одному пальцу. Затем ладошкой второй руки обволакиваем кулачок с пальчиками.

Машина каша.

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:

Первому дала,
Второму дала,
Третьему дала,
Четвертому дала,
А этому не дала.
Он немного пошалил.
И тарелочку разбил.

Показываем, как варится каша правой рукой по ладошке левой руки. С третьей и до шестой строчки начинаем загибать пальцы, начиная с большого. Последние три строчки проговариваем на мизинчик, раскачиваем его и не загибаем.  

Белка


Деткам

Встали пальчики

Сонный пальчик хочет спать,
Шустрый пальчик — прыг в кровать,
Ленивый пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж заснул.
Проснулись пальчики — «Ура!»
Веселиться всем пора!

На каждую новую строчку считалочки ребенок загибает пальчик. Возглас «Ура» сопровождается разгибанием кулачка и растопыриванием пальцев. Повторяем стишок дважды – по одной считалочке на каждую руку.

Поздоровайся с природой.

Привет, солнышко золотое!
Привет, небо голубое!
Привет, вольный ветерок,
Привет, маленький дубок!
Мы живем в одной стране —
Всем вам говорю привет!

На каждую строчку правой рукой поочередно обхватываем кончики пальцев левой руки.

Улиточка

У улитки-крошки выползают рожки.
Покажу ей как ходить, если будут ножки.

Пальцы присобрать в кулачок. Высунуть указательный и мизинец. Пошагать по столу двумя пальчиками.

Домик

Дом мы строим выше, выше!
Есть окошки в нем и крыша.

Группируем пальцы на руках. Соединяем две ладошки. Раздвинуть ладошки под небольшим углом, не отрывая кончики пальцев. Замыкаем треугольник большими пальцами, выстроенными в прямую линию. Руками до локтей выстраиваем стены домика.

Пересчитываем пальчики


Стишок

Начиная с большого пальца поглаживаем пять пальчиков подряд.

Ванины игрушки.


Как игрушки

Играем с пальчиками, как с игрушками.


Стишки

Польза гимнастики для пальчиков с 6 месяцев

Пальчиковая гимнастика представляет собой комплекс упражнений, который сопровождается веселыми рассказами и стишками. Гимнастика для самых маленьких детей (до года) дополняется массажными действиями со стороны взрослого.

Упражнения для пальчиков очень полезны, так как они:

Помогают переключить внимание. Если кроха капризничает, то его можно увлечь, рассказав несколько стишков, сопровождая свою речь массажем пальчиков на руках и ногах.
Улучшают координацию движений и мелкую моторику.
Устраняют эмоциональное напряжение.
Развивают память.
Способствуют согласованию движений и речи в будущем.
Дают впечатляющий эффект активного физического и интеллектуального развития.
Улучшают коммуникативные навыки

Ребенок с рождения требует общения.

Помогают развивать фантазию, творческую инициативу.
Являются средством начального эстетического воспитания.

Еще одно преимущество пальчиковых игр – воздействие на особые точки, расположенные на кистях рук, ладонях и стопах. Стимуляция таких акупунктурных зон улучшает работу внутренних органов, связанных с ними, а именно:

  • массаж большого пальца положительно влияет на головной мозг и центральную нервную систему;
  • массаж указательного улучшает деятельность желудка;
  • поглаживание среднего пальчика способствует налаживанию функционирования кишечника;
  • стимуляция нервных окончаний на безымянном пальце благоприятно влияет на почки и печень;
  • нажатия на точки, расположенные на мизинце, улучшают деятельность сердечно-сосудистой системы.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий