Особенности мнемотехники при обучении дошкольников

Правила проведения занятий

Даже если у ребёнка высокие показатели интеллектуального развития, при знакомстве с методикой нужно начать с первого уровня, то есть с мнемоквадратов. Далее, по факту уверенного освоения работы с заданиями, педагог может переходить к дорожкам, а потом и к мнемотаблицам.
Картинки на учебном материале должны быть цветными и яркими

Задачей методики является захватить внимание и интерес малыша для эффективного освоения упражнений.
Выполнение заданий следует проводить в игровой форме. Если малыш явно не настроен на занятие, не следует его заставлять

Задания мнемотехники рассчитаны на творческое мышление и живой интерес ребёнка. В противном случае эффекта от выполнения практически не будет.
Воспитателям, педагогам и логопедам следует фиксировать пройденный материал и результаты каждого занятия с группой или отдельным ребёнком.

  • При работе с наиболее сложным материалом, мнемотаблицами, не загружайте ребёнка чрезмерно. Для одного занятия достаточно 1–2 упражнений.
  • Очень нежелательно, чтобы мнемоквадраты, дорожки или мнемотаблицы повторялись. Это существенно снизит интерес детей к занятиям.
  • При работе с мнемотаблицами наиболее успешным учащимся можно дать задание сочинить небольшой стишок. Для этого необходимо составить блоки картинок из рифмующихся слов и словосочетаний.

Ход ЗАНЯТИЯ

Воспитатель: Сейчас ребята, я вам расскажу сказку о веселом Язычке.

Жил был на свете веселый Язычок. Он жил в своем домике. А домик – это рот. Домик открывается и закрывается, ведь у домика есть дверцы – это губы. Язычок то выбегает из домика, то прячется (показываю, дети повторяют). Язычок всему хотел научиться. И вот однажды Язычок сидел в своем домике, и стало ему скучно. Он поднял хвостик и стал тихо,стучать хвостиком в верхнюю дверку: “Т-Т-Т-Т”

– Покажите, как стучал Язычок.

Это новая песенка, которую пел Язычок, поется тихо без голоса. Потом Язычок широко открыл свой домик –ротик и начал стучать тихо: “Та-Та-Та!”

Та-та-та – горячая плита,

Ту-ту-ту – улицу мету,

Ти-ти-ти –на луну лети:

А затем Язычок стал повторять слова:

Стоит в поле теремок

Он не низок, не высок,

Кто-то в тереме живет?

Кто-то в невысоком живет?

В это время воспитатель стучит в теремок в виде мнемотаблицы.

– Ой, ребята, никто не открывает.

– А давайте, ребята, мы с вами сами вспомним, кто же в теремочке живет.

– Давайте посмотрим на волшебную табличку.

Рассматриваем таблицу и делаем разбор того, что на ней изображено.

– Так, кто же живет в теремочке?

Дети: Мышка,

Воспитатель: Какого цвета мышка?

Дети: Лягушка

Воспитатель: Лягушка, какого цвета?

Дети: Заяц

Воспитатель: А какие уши у зайца?

Дети: Длинные.

Воспитатель: А как узнали, что Лиса живет?

Дети показывают на мнемотаблице графическое изображение лисы.

Воспитатель: Из каких фигур состоит наша лиса?

Дети: Из треугольников и овала.

Прошу детей показать самый большой треугольник, самый маленький треугольник, хвост – овал.

Воспитатель: А как вы узнали, что в теремочке волк живет?

Дети: – Острые зубы (показывают)

Воспитатель: – А еще кто живет?

Дети: Медведь.

Воспитатель: – А как узнали?

Дети показывают большой коричневый круг – это медведь.

– Ребята, а что сделал медведь с теремком?

Дети: Развалил.

Воспитатель: А из каких фигур состоит теремок?

Дети: Из треугольников и квадратов.

Воспитатель: Правильно, молодцы.

Обращаю внимание детей на мнемоквадраты, которые находятся на столах у каждого. Прошу найти тех зверей, которых я покажу на мнемотаблице

Физкультминутка.

Нам лениться не годиться,

Помните ребята,

Даже звери с теремочка

Делают зарядку.

Выходите на зарядку

(звучит музыка)

Зайцы скачут – скок, скок

Да на беленький снежок.

Приседают, слушают,

Не идет ли волк.

Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста.

А еще забыли мышку

Мышку серую малышку.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Садитесь на стульчики.

Предлагаю детям вспомнить еще раз сказку “Теремок” и выстроить мнемотаблицу из мнемоквадратов с рассказом, с помощью взрослого.

Одного ребенка прошу это сделать на мольберте, используя прием наложения. Остальные дети делают мнемотаблицу за столами.

Спрашиваю 2 – 3 детей по сказке.

Воспитатель: Что же делать? Ведь теремок сломался. Как нам быть?

– А вы, ребята, хотите построить свои теремочки из палочек.

Строим теремки из палочек.

Воспитатель: Из каких фигур построили теремки.

Дети: Из квадратов и треугольников

Воспитатель: – Ой, какие красивые домики получились.

Воспитатель: А кого заселить в свой теремок?. (Молодцы)

Стоит в поле теремок, теремок.

Очень, очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья!

В конце занятия проводим хороводную игру “Друзья из теремка”.

Воспитатель: Молодцы!

Речь как средство общения и мышления

Язык имеет тесную взаимосвязь с мышлением. Он выполняет несколько функций:

  • выражение психологии человека;
  • носитель данных памяти и сознания;
  • средство мышления;
  • средство управления другими людьми.

Мнемотехника

Основная функция языка — инструмент мышления. Данная взаимосвязь доказана научными исследованиями участия голоса в решении мозговых заданий. В наиболее сложных ситуациях мышления у человека наблюдается высокая активность голосовых связок.

Речь как средство общения и мышления выполняет функцию коммуникации. Развитие речи развивают мышление и интеллект. Мышление проходит путь от мысли к предложениям, фразам и звукам. Для разговора должны быть присуще структурированность доступность и выразительность.

Основным средством между людьми является речь. Без слов невозможно было бы передавать информацию. Для речи, как средства общения, характерны такие качества как:

  • альтернативность;
  • конструктивность;
  • рефлексивность.

Развитие словарного запаса осуществляется на протяжении трех периодов:

  • фонетический до 2 лет: усваиваются звуки;
  • грамматический до 3 лет: усваиваются закономерности высказывания;
  • семантический до 17 лет: усваивается понятийная отнесенность.

Обратите внимание! Для педагогов детских садов в учебных классах проводятся различные выступления, мастер —классы, консультации и презентации на тему развития речи и мышления детей

Связная речь — компонент речевой подготовленности к школе

Развитость словарного запаса ребенка является подготовительным этапом к обучению. Речь позволит ребенку усваивать знания. Делится на устную и письменную. До 6-7 лет дети осваивают устную речь. Успешное овладение чтение и письмом зависит от развития устной речи

До того, как ребенок поступит в школу необходимо обратить внимание:

  • верное произношение звуков;
  • способность различать звуки;
  • развитость словарного запаса;
  • развитость связанной речи и речевой коммуникации;
  • развитость памяти, внимания и мышления.

Обратите внимание! Наиболее важна связная речь компонент речевой готовности к школе. К 6-7 годам ребенок должен овладеть следующими навыками:

К 6-7 годам ребенок должен овладеть следующими навыками:

  • умения пересказывать рассказы и сказки;
  • умение составлять рассказы по картинке и картинкам;
  • отвечать на вопросы по тексту.

Речь педагога как образец для подражания

Речь педагога как образец для подражания воспитанников, является важнейшим фактором, который влияет на развитие речи детей в средних и старших группах детского сада. Часто трудности в общении с детьми возникают из-за незнания правил использования слов, которые будут воздействовать на ребенка.

Дети очень чутко чувствуют речь взрослых: спокойную, раздраженную, уважительную, громкую. Слушая, они начинают подражать взрослым. Вслушиваясь в их речь, можно уловить разговорные особенности близких людей малыша, а также воспитателя. Основная цель воспитателя подмечать недостатки в своей речи и пытаться их исправить.

Среди недостатков в речи воспитателя можно выделить:

  • употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме;
  • неуместное использование слов звукоподражателей («где мяу?»);
  • бедный словарный запас;
  • крик и шепелявость;
  • гнусавость;
  • излишнее употребление иностранных слов;
  • слова жаргонного типа.

Важно! Каждый воспитатель должен помнить, что чем богаче его словарный запас, тем разнообразнее выбор слов и выразительнее речь. Тесное общение с детьми обязывает воспитателей вдумчиво использовать новые слова

Необходимо применять только те слова, которые будут понятны для ребенка. В итоге у дошкольников накапливается богатый словарный запас. Увеличение слов в своем запасе, используя различные пособия, является хорошей практической подготовкой для формирования выразительной и богатой речи

Тесное общение с детьми обязывает воспитателей вдумчиво использовать новые слова. Необходимо применять только те слова, которые будут понятны для ребенка. В итоге у дошкольников накапливается богатый словарный запас. Увеличение слов в своем запасе, используя различные пособия, является хорошей практической подготовкой для формирования выразительной и богатой речи.

Бедность и неразвитость речи — главная проблема детей. Способы и приемы мнемотехники позволяют развивать и расширять словарный запас.

Принципы и методы мнемотехники

Обучение происходит последовательно, что позволяет гармонично развить творческие, познавательные и интеллектуальные способности ребёнка

На занятиях применяются яркие увлекательные картинки, что очень важно для малыша и дошкольника. В этом возрасте у детей преобладает наглядно-образное мышление, поэтому они лучше всего запоминают то, что привлекает их визуально

Нередко родители приходят в замешательство, отчего их ребёнок помнит наизусть рекламный ролик или фрагмент мультфильма, но не может запомнить коротенький начитанный ему вслух стишок из книги

Дело в том, что картинка в телевизоре активировала непроизвольное внимание малыша. Благодаря этому он смог неосознанно сконцентрироваться на том материале, который был подан с экрана при помощи ярких образов

Того же эффекта для лучшего запоминания и удержания внимания во время занятий можно достигнуть при помощи красочных увлекательных картинок. Не зря ими сопровождается практически вся детская литература. Именно визуальные образы и лежат в основе приёмов и упражнений, которые применяются на различных этапах методики.

На начальном уровне происходит освоение упражнений с использованием так называемых мнемоквадратов. Такие задания наиболее актуальны для детей младшего дошкольного возраста. Малышу демонстрируется картинка, обозначающая какой-либо предмет, животное, профессию или природное явление. Задание состоит в том, чтобы правильно устно назвать изображённое на карточке. После того как ребёнок стал уверенно ориентироваться в визуальных образах и формулировать увиденное на картинках без ошибок, педагог переходит ко второму этапу.

В начале освоения данного этапа методики дошкольникам предлагаются готовые таблицы с рисунками. В случае успешной формулировки рассказа по картинкам, задание усложняется. Педагог предлагает детям уже самим сочинить короткую историю, изобразив последовательно этапы её развития в секторах таблицы.

Эффективное использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Детская речь как предмет научного исследования заслуживает детального изучения. В современном мире дети перенасыщены информацией. В связи с этим обучение должно быть интересным и развивающим. Чтобы процесс становления связной речи проходил проще стоит учитывать следующие факторы:

  • использование наглядности. Детальное изучение картинок помогает детям называть предметы, их отличительные признаки и связанные с ним действия;
  • создание плана рассказа.

Важно! Наглядность и составление плана высказывания является основой обучения детей связной речи. На основании ФГОС мнемотехника включает способы, которые обеспечивают успешное прохождение детьми особенностей природы, дает информацию об окружающем мире, помогает запомнить структуру рассказа и развивает речь

Картотека данной техники выстраивается от простого к сложному

На основании ФГОС мнемотехника включает способы, которые обеспечивают успешное прохождение детьми особенностей природы, дает информацию об окружающем мире, помогает запомнить структуру рассказа и развивает речь. Картотека данной техники выстраивается от простого к сложному.

Сенсорно-графические схемы

Специфика данных схем заключается в том, что на каждое слово или словосочетание предлагается картинка. В результате весь текст изображается в виде схем. Глядя на эти схемы, ребенок с легкостью воспроизводит текст. Данные схемы можно применять при:

  • развитии лексического запаса;
  • для обучения составлению рассказов;
  • для пересказов художественной литературы;
  • для отгадывания и загадывания загадок;
  • для заучивания стихов.

Пример сенсорно-графической схемы

Предметно-схематические модели

Модель — это общий образ определенных свойств объекта. Способ моделирования основывается на том, что мышление ребенка развивается, используя специальные схемы и модели. Они в наглядной форме изображают свойства объекта. Основная цель моделирования — освоение окружающего мира, сохранение сведений и развитие словарного запаса. Для дошкольников используются различные виды моделей. Один из видов — предметно-схематическая модель. В ней наиболее значимые компоненты и связи между ними изображаются в виде графических знаков.

Стихотворение

Блоки-квадраты

При обучении в ДОУ применяются блоки-квадраты. Например, можно составить схему по блокам о временах года. Данные схемы помогают:

  • в выстраивании структуры рассказа;
  • в последовательности выражения мыслей;
  • сделать рассказ лексически наполненным.

Что это такое?

Эта развивающая технология получила своё название от древнегреческой богини Мнемозины, которую считали покровительницей памяти и интеллекта. В зависимости от сложности, упражнения рассчитаны для детей 3-4 лет, дошкольного, младшего и среднего школьного возраста. На сегодняшний момент существуют модификации данной обучающей системы, которые могут применяться и для взрослых людей.

Воспитатели, учителя и педагоги, используя методы мнемотехники, способствуют решению многих задач в обучении и развитии дошкольников и учащихся:

  • улучшение навыков самоконтроля, повышение усидчивости и степени концентрации ребёнка на задании;
  • эффективное развитие процессов запоминания, а также внимания, логического мышления и речевых навыков;
  • достижение постановки речи, коррекция различных её дефектов;
  • тренировка навыков обобщения информации;
  • развитие творческого мышления у детей;
  • обучение навыкам формулировки устного ответа.

Осваивая на занятиях упражнения из данной методики, дошкольники учатся запоминать стихи и небольшие рассказы, а также самостоятельно составлять простые предложения и небольшие тексты. Дети с увлечением окунаются в творческий процесс, путешествуют по сказкам, знакомясь с яркими персонажами в иллюстрациях.

В детских садах дети осваивают мнемотехнику, посещая кружок или занятия в подготовительной группе. Нередко проект развивающей программы дошкольного учреждения включает в себя занятия по методике во всех возрастных группах детского сада.

Упражнения для дошкольников

После того как малыш определил то, что изображено на каждой картинке, ему предлагается придумать мини-историю с этими предметами из одной простой фразы. Например, представлены изображения птиц, гнезда, дерева. Ответом будет: «Птицы вьют гнёзда на деревьях». Усложнённым вариантом являются абстрактные изображения явлений или понятий.

  • Чтобы ребёнку было проще запомнить стишок, с ним можно составить свою мнемотаблицу. Начитывая ребёнку текст, попросите его нарисовать то, что он при этом представляет. Качество рисунка не имеет в этом случае особого значения, он может быть схематичным. Главное, чтобы малыш сам запомнил, какие слова или фразы обозначил изображёнными символами.
  • Для развития логики и функции обобщения хорошо подходит следующее задание. Ребёнку предлагаются отдельные изображения из различных областей: животные, люди, еда, растения и т. п. Малышу ставится задача отобрать картинки по определённому признаку. Например, выбрать только цветы или только съедобное. Чем уже и конкретнее область отбора, тем более сложный уровень выделения признаков будет осваиваться.
  • Составление фраз и рассказа из отдельных карточек, предложенных ребёнку в перемешанном виде. Для начала можно попробовать собрать последовательность какого-либо понятного и известного ребёнку действия. Например, мытья рук. Тематические картинки малыш должен разложить от начала и до конца в правильном порядке.
  • Аналогичным образом ребёнку предлагают пересказать сказку, используя сцены и образы из знакомого ему произведения. На первых этапах лучше брать очень короткие истории. Задачей учащегося является разместить изображения согласно событиям, происходящим в заданной сказке. Обязательно попросите ребёнка пересказать то, что он выложил с помощью цветных карточек.

Следующее видео наглядно демонстрирует пример занятия с детьми по данной методике.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий