Что стоит за агрессией
Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.
В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.
Жестокость – разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.
И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.
Что представляет собой детская агрессия
Что кроется под определением «детская агрессия», каковы критерии агрессивности у детей? Приведем традиционное определение – это поведение, противоречащее нормам этики, морали, здравого смысла, которое причиняет вред конкретному живому существу, группе людей, самому себе.
Проявления агрессивности ощутимы на трех уровнях: физиологическом («Меня ударили, мне больно»), вербальном («Меня унижали и оскорбляли»), психоэмоциональном («Их действия причиняют мне страдания, мне страшно и обидно»).
Внутреннее переживание раздражения, злости, обиды, то есть составляющие агрессивности, у детей младшего школьного возраста находят внешнее отражение в форме битья, ломания, порчи игрушек, вещей, утвари – любых оказавшихся поблизости предметов.
Агрессия ребенка в 1 – 3 года чаще всего не что иное, как неумелое выражение испытываемых эмоций. Это внешнее отражение негативной реакции на слова, требования, действия окружающих, которые пришлись малышу не по нраву. Поскольку карапуз не может выразить словами, что, например, он расстроен тем, что не удается построить красивый дом из конструктора, он выражает свою злость, ломая здание и раскидывая кубики. Если родительница в этом возрасте не научит выражать свои эмоции иным путем, подкрепляя ошибочные действия крохи обидными словами, наказаниями, лишениями, ограничениями, такой вариант проявления чувств перерастет в агрессивность в 5 – 7 лет, становясь устойчивой чертой характера.
Уровень агрессивности ребенка в 4 – 6 лет чаще конструкт лабильный. Он изменяется довольно часто в зависимости от существующей ситуации. Но иногда агрессия уже в этом возрасте может принять стабильную устойчивую форму. Стойкая враждебность к внешней среде у детей старше 5 – 7 лет часто базируется на том, что они неверно интерпретируют поведение и отношения окружающих, расценивая их как враждебные действия.
Следует отметить, что стойкая агрессия больше присуща мальчикам. Это можно объяснить тем, что некоторые родители своим сыновьям уже с пеленок внушают, что они должны быть мужественными, храбрыми, отважными. Нередко детская психика понимает такие требования с искажением. В понимании малышей, быть сильным равнозначно уметь дать сдачу, быть физически крепче, чем другие. С помощью агрессивных действий будущие мужи попросту завоевывают свое место под солнцем.
Агрессивность по направленности можно условно разделить на две формы – целенаправленную и конкурентно-оборонительную. Целенаправленная жестокость подразумевает агрессивные действия, совершаемые предумышленно для достижения какой-то определенной цели. Это и есть патологический конструкт, над устранением которого необходимо работать.
Ведь повышенная агрессивность ребенка препятствует во всех жизненных сферах. Враждебно настроенная юная личность не имеет друзей и часто страдает от одиночества. Такого ученика не любят воспитатели и учителя, поэтому не доверяют ему поручений, которые смогли бы повысить его самооценку. Он неудобный ученик, постоянно имеющий проблемы в дисциплине. Такой прикрепившийся в детстве ярлык «нарушителя порядка» часто становится причиной противоправных действий в подростковом возрасте.
Конкурентная и оборонительная агрессия – полезный функциональный инструмент, зарожденный на основе инстинкта самосохранения. В первом случае, это здоровая злость, одаривающая человека приливом сил и всплеском энергии, нацеленная на достижении победы над противником. Такое ощущение знакомо многим спортсменам во время поединка с достойным соперником.
Во втором случае, это нужный защитный механизм, обеспечивающий повышение уверенности в собственных силах и дающий возможность отразить без ущерба для здоровья атаку противника. Намеренное снижение агрессивности у детей в тех ситуациях, когда такое качество обеспечивает выживание (физическое или моральное) в коллективе, приводит к тому, что кроха становится объектом издевательств сверстников.
Как воспитать в ребёнке ответственность
Ответственность — это умение делать правильный выбор и осознавать последствия своих действий. Ответственный человек заботится о благополучии окружающих и понимает, что каждый играет значимую роль в обустройстве окружающего мира.
Чтобы воспитать ответственность в ребёнке 8 лет, обязанности должны соответствовать его возрасту. Привычки самообслуживания развиваются постепенно и под руководством родителей. Если ребёнок неорганизован, упрёки и категоричные инструкции не приведут к успеху.
Причиной невыполнения ребёнком своих обязанностей могут стать слишком обобщённые родительские требования: «убери свои вещи», «приготовься к школе на завтра». Разбейте эти требования на более конкретные: «собери рюкзак — что тебе понадобится завтра?», «приготовь одежду, которую ты наденешь завтра в школу: достань чистые носки и рубашку и повесь их на стул».
Режим дня и обязанности, которыми наделён ребёнок в семье, дают ему ясность, что ожидать в тот или иной момент времени суток. Утром он принимает душ, чистит зубы, одевается и завтракает. Вечером собирает школьный рюкзак на завтра, готовит форму для тренировки или других кружков после школы, принимает душ, чистит зубы, читает перед сном.
В семье должно быть выделено определённое время для просмотра телевизионных передач или использования компьютера. Общее время, проведённое за телевизором или компьютером не должно превышать двух часов в день.
Ответственность и самостоятельность означают, что ребёнок знает границы дозволенного. Если ребёнок нарушает правила, объясните просто и немногословно, что ребёнок сделал неправильно и какие могут быть последствия, если эти правила не выполнять.
Расскажите о том, что происходит в его организме, если он не чистит зубы, покажите картинки поражённых кариесом зубов. Расскажите, как болезнетворные бактерии попадают из полости непочищенного рта в организм, разносятся по крови, влияют на работу сердца, печени, почек. Информированность о гигиене полости рта и тела мотивирует школьника соблюдать гигиену.
Поговорите с ребёнком о гормоне мелатонин, который выделяется во время сна
Почему важно ложиться спать вовремя, поскольку активность гормона мелатонин начинается с 9 часов вечера. Почему важно не пересидеть, не упустить этот момент, чтобы сон был качественным
Нужно культивировать здоровый образ жизни, объяснять детям значение гигиены сна, труда и собственного тела.
Хвалите ребёнка. Хвалите за усилия, а не за результат. Вы увидите, как растёт его самооценка по мере того, как эти обязанности станут для него привычкой.
Причины агрессии в 3 года
Чаще всего агрессия является ответной реакцией на страх, печаль, разочарование. В рассматриваемом возрасте личность еще не может контролировать свое поведение, не совсем понимает, как высказывать эмоции. В итоге гнев, возмущение выливаются в агрессивное поведение.
В возрасте до трех лет защитная реакция часто связано с игрушками. Малыш только начинает осваивать умение общаться со сверстниками, предлагать дружбу, игру, делиться игрушками, переключаться и договариваться.
В зависимости от психологического содержания проблемы, специалисты выделяют несколько типов «злых» малышей:
- Наличие сильного темперамента. У ребенка сильный характер и много энергии, но ему не хватает нагрузки. В итоге неудовлетворенность занятостью вызывает возмущение и всплески агрессии.
- Ребенку не хватает свободы. Это тип малышей, которых слишком опекают родители. И своим враждебным поведением дети пытаются добиться большей самостоятельности в каких-то вопросах.
- Дети так высказывают физиологический дискомфорт и плохое настроение. Если ребенок не научился отделять физическое состояние от эмоционального, у него наблюдаются неконтролируемые всплески эмоций. А в таком возрасте понятно, что малыши еще не умеют контролировать эмоции.
- Проблема в семье. Чадо может просто копировать привычку одного из родителей жестко доминировать в семье. Ребенок просто переносит эти отношения на сверстников.
Вне зависимости от конкретной причины такого поведения, психологи выделяют несколько советов, как вести себя, чтобы не навредить и успокоить ребенка.
Обязанности ученика
Не так легко начинать делать что-то новое. Постепенно усталость имеет обыкновение накапливаться и заслонять собой радость от победы. Выполнение домашних заданий может показаться трудной задачей, когда нет опыта и соответствующего навыка. Если малыш, к тому же, довольно неусидчивый, то ему будет вдвойне сложно. Родители здесь должны прийти на помощь, вовремя поддержать, приободрить, направить в нужное русло. Обязанности ученика накладывают на ребенка большую ответственность: нужно грамотно распределить свое время, делать в срок задания, помогать маме по дому. Для семи лет этого более чем достаточно. Если чадо с чем-то не справляется, то у него возникает чувство вины, может появиться неконтролируемая агрессия, плаксивость, апатия.
Причины проявления агрессии
Потенциальными агрессорами являются детишки следующих категорий:
Ребята с синдромом дефицита внимания, или одним словом гиперактивные
Они излишне активны, суетливы, не способны надолго сосредоточить внимание.
Леворукие дети. Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой
У них совершенно другое мышление, они более ранимы, обидчивы. У большинства снижена работоспособность и чаще возникают сложности в обучении.
Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это и тревожные дети, и ранимые, и чересчур застенчивые.
Некоторые особенности воспитания также могут сделать ребёнка агрессивным. Малыш, который становится свидетелем скандалов между родителями, который подвергается семейному насилию, скорее всего тоже будет вести себя враждебно по отношению к окружающим.
Недостаток внимания родных или чрезмерная опека также могут негативно сказаться на поведении ребёнка.
Проявления
Агрессия в подростковом возрасте выглядит однозначно и ужасно. Симптомы этого явления распознать нетрудно. Порой приходится только удивляться терпению и великодушию некоторых родителей и их желанию повлиять на подросшего ребенка конструктивными методами.
Нежелание слушать взрослых
Наиболее яркое проявление, которое нельзя не принимать во внимание. Ребенок настолько настроен против, что мнения отца и матери перестают иметь для него большое значение
Он начинает опираться на мнение сверстников, их оценка имеет для него большое значение. Нежелание слушать взрослых распространяется на родителей и учителей. Кажется, что его во всем ограничивают, не дают и шагу ступить самостоятельно. Это вызывает бурный протест и переходит в агрессию.
Выраженный негативизм
Отрицательная реакция обусловлена потребностью защищать собственные интересы. Иногда негативные проявления встречаются буквально каждый день. Родители приходят в шок: ребенок не хочет учиться, постоянно прогуливает, подвергает критике существующие ценности. Это происходит потому, что у подросшего чада имеется неосознаваемая потребность выработать свое личное мнение по каждому вопросу, который представляет интерес в жизни.
Обрывание контактов
Как правило, это происходит внезапно. Если подростка что-то не устраивает, он перестает общаться. Нежелание вступать в контакт продиктовано неумением идти на компромиссы и потребностью научиться отстаивать свою точку зрения. При выраженном конфликте подросток просто замыкается в себе. Донести до него какую-то информацию (порой нужную и необходимую) не представляется возможным.
Причина агрессии у детей
Как и у любого человека, есть свои уникальные причины агрессии у детей. Одного ребенка могут беспокоить «холодные родители», а второго – невозможность иметь желаемые игрушки. Причин для агрессии у ребенка предостаточно, чтобы выделить целый их список:
- Соматические заболевания, нарушение работы отделов головного мозга.
- Конфликтные отношения с родителями, которые не уделяют внимания, не интересуются ребенком, не проводят с ним время.
- Копирование моделей поведения родителей, которые сами являются агрессивными как дома, так и в социуме.
- Равнодушное отношение родителей к тому, что происходит в жизни ребенка.
- Эмоциональная привязанность к одному родителю, где второй выступает в роли объекта агрессии.
- Низкая самооценка, неумение ребенка управлять собственными переживаниями.
- Непоследовательность родителей в воспитании, разные подходы.
- Высокая возбудимость.
- Недостаточная развитость интеллекта.
- Отсутствие навыков налаживать отношения с людьми.
- Копирование поведения героев из компьютерных игр или наблюдение за насилием из экранов телевизоров.
- Жестокое отношение родителей по отношению к ребенку.
Здесь можно вспомнить случаи ревности, которые возникают в семьях, где малыш является не единственным ребенком
Когда родители любят больше другого ребенка, больше его хвалят, уделяют внимание, тогда это вызывает негодование. Ребенок, который чувствует себя ненужным, часто становится агрессивным. Его объектами агрессии становятся животные, другие дети, сестры, братья и даже родители
Его объектами агрессии становятся животные, другие дети, сестры, братья и даже родители.
Важным становится еще характер наказания, который применяют родители, когда ребенок провинился. Агрессия провоцирует агрессию: если ребенка избивают, унижают, критикуют, тогда он сам начинает становиться таким. Снисходительность или строгость как методы наказания всегда приводят к развитию агрессивности.
Что делать: советы психологов
У гиперактивных детишек нужно:
тренировать внимание;
соблюдать чёткий график учебных занятий;
обеспечивать двигательную активность;
хвалить за хорошие поступки, стараясь не обращать внимания на вызывающие.
Родители и педагоги должны проявлять любовь к детям в любой ситуации, критиковать не самого ребёнка, а его поступки. Малыш должен знать и чувствовать, что его любят. Это даёт ему чувство уверенности и защищённости. Для левшей нужно правильно организовать пространство. В классе они должны сидеть у окна, слева за партой. Не следует требовать от них безотрывного письма.
К счастью, существует великое множество способов борьбы с этой проблемой. Ведь к каждому маленькому агрессору нужен особый, индивидуальный подход:
- Удовлетворять потребность в движении. Вместе с малышом выбрать интересную для него спортивную секцию и регулярно её посещать. Почаще выезжать на природу всей семьёй, обращаться к малышу за помощью по хозяйству.
- Быть для детей положительным примером. Вести себя сдержанно и доброжелательно в любой ситуации. И дома, и в обществе.
- Обнимать детей. Объятия являются отличным способом погасить негативные эмоции. В приступе ярости малыш не может ни контролировать свои эмоции, ни слушать уговоры и замечания взрослых. А в объятиях близкого человека он постепенно успокоится.
- Воспитывать самостоятельность, но показывать готовность помочь в случае необходимости. Самостоятельный ребёнок более уверен в себе и устойчив к стрессам. В то же время он должен знать, что мама и папа всегда рядом и обязательно помогут, если будет нужно.
- Уважать личное пространство маленького человека. Чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и делился с родителями своими переживаниями, он должен им доверять. Поэтому нужно уважать его личное пространство, хранить его тайны, не подслушивать разговоры, не читать «секретных» писем и блокнотов, которые так любят заводить младшие школьники.
- Поддерживать привычный уклад жизни вашего чада, сохранять стабильность во всём. Дети довольно болезненно реагируют на изменение привычного режима, поэтому об этих метаморфозах нужно заранее предупреждать и готовиться к ним.
- Объяснять, насколько невыгодно такое поведение для самого ребёнка. В спокойной обстановке нужно обсудить недостойное поведение и его последствия. Например: «Вот сейчас ты силой отобрал у девочки мяч, и теперь дети подумают, что ты невоспитанный».
От родителей при это требуется чётко соблюдать установленные границы поведения. Ребёнку необходимы рамки. В атмосфере вседозволенности он становится нервным, тревожным.
Поэтому важно чётко обозначить, что делать можно, а что – нельзя. Эти правила должны быть стабильными и не меняться в зависимости от ситуации
«Симптомы» кризиса 7 лет
Непослушание детей в 7 лет способно затянуться на длительный период. Оно имеет ряд характерных признаков:
- Детская непосредственность исчезает . К 7 годам ребенок уже редко действует, поддаваясь минутному порыву и перепаду настроения. Поступки обдумываются заранее.
- Чрезмерно балованные дети с возрастом становятся все более капризными , нервозными, переставая слышать родителей, их требовательность непрерывно растет, трансформируясь в неуправляемость.
- Подражание взрослым , проявляющееся как манерность. Дети могут говорить или нарочито пискляво, подчеркнуто «по-детски», или же постоянно умничать, влезать со своим мнением и советами в разговоры родителей.
- Ребенок становится скрытен . Он научился прятать эмоции, его страхи и внутренние переживания невидимы для родительского глаза.
- Непослушание проявляется как «бунт на корабле» : игнорируются слова взрослых, поступки совершаются вопреки словам старших. Конфликты возникают в тех сферах, где раньше все было легко и просто.
Механизм возникновения
Заикание у детей неспроста стартует в раннем возрасте. В этот период у малышей проходит активное развитие фразовой речи, становящейся особо уязвимой как неокрепшее образование.
Механизм развития логоклонии начинается с повышенного возбуждения речевых центров в головном мозге, важнейшим из которых является центр Брока. Центр располагается в лобной извилине левого полушария, отвечает за моторную речевую активность.
Изменение тонуса речевых центров влечет нарушение передачи нервных импульсов, затрагивая зону словесного воспроизведения. Заикаться больной начинает, когда возникают судороги мышц гортани, языка, губ, глотки. Работа речевого аппарата дезорганизуется: одни элементы срабатывают раньше, другие – позже положенного. Голосовые связки находятся в гипертонусе, из-за чего слишком плотно сжимаются, или, наоборот, пребывают в расслабленном состоянии.
В результате дыхательных судорог нарушается ритм дыхания с ощущением нехватки воздуха.
Подобные изменения неминуемо отражаются на речи больного: теряется плавность воспроизведения, ритм сбивается. Голос меняется: становится протяжным, может исчезнуть полностью на короткое время.
Судорожная речевая активность проявляется не сразу. Дефекту предшествуют характерные признаки. Малыш замолкает на несколько часов, даже дней, начиная затем говорить с заиканием. Испытывает затруднение, прежде чем начнет разговор. В речи делает длительные остановки. Повторяет несколько раз слоги, слова в начале предложения, использует дополнительные звуки.
Лалоневроз в детском возрасте проявляется 3 формами:
- тонической;
- клонической;
- смешанной.
Тонический логоневроз характеризуют: паузы в речи, растягивание слогов: ма…шина.
Клонический логоневроз характеризует повтор отдельных звуков: м-м-м-машина. Смешанная форма объединяет признаки обеих предыдущих.
При расстройстве у детей обычно формируется страх, тревога перед началом разговора. Появляются необычные движения, лицо искажается гримасами, случаются тики. Подобные проявления – бессознательная попытка больного справиться со сложностями в произношении.
Среди особенностей характера заик выделяют:
- робость, боязнь разговаривать в присутствии чужих людей;
- слабоволие;
- высокая впечатлительность;
- смущение при посторонних;
- чрезмерное фантазирование.
Речь – один из главных способов коммуникации. Неспособность владеть ею в полной мере вызывает различного рода неудобства. Возможно формирование фобий, среди которых часто возникающая социофобия – боязнь людей. Замкнутость от общества порой доводит до полной изоляции.
Почему ребенок не слушается в 7 лет
Социальный статус детей меняется, они уже не какие-то там детсадовцы, а взрослые школьники, вместе с этим меняется и их поведения. Малыш становится более самостоятельным, но в то же время психованным и капризным. Рассмотрим причины такого поведения более детально.
- Личностное развитие и самопознание. Кроха уже индивидуальность, со своей точкой зрения.
- Смена деятельности. Ребенок не слушается, истерит из-за перехода на новый этап развития. Вы только представьте как меняется его мир. В дошкольном возрасте он мог делать что хотел: играть, бегать, веселится. И тут с момента поступления в школу, на него наваливается груз обязанностей и ответственности, он должен выполнять не только домашние правила поведения, но и школьные. Игры меняются на уроки, во время каких, малыш делает не то что он хочет, а что требуют от него учителя, в противном случае, полученная плохая отметка точно не порадует маму. Если ребенок никого не слушается, то можно предположить, что его поведение связано с навалившемися обязанностями, он теряется и не знает как нужно правильно себя вести.
- Желания быть примерным учеником. Каждый родитель перед школой твердит своему чаду ‘учись хорошо, от этого зависит твое будущее, принеси хорошую отметку, порадуй нас’. Сравнивания с другими детьми-отличниками, тоже не является редкостью. В школе, в новой обстановке, в новоприбывшего ученика даже при большом желании может не все сразу получится. Он нуждается в поддержке, если этого не случается, ребенок семи лет не слушается.
- Погоня за хорошими отметками. Если ваше чадо хорошо учится, интересуется разными предметами и постоянно расширяет кругозор, радуйтесь, воспитание не прошло зря. Но давайте рассмотрим это с другой стороны. Даже те люди, которые добились большого успеха в жизни, часто ошибались и это нормально, ведь каждый человек имеет право на ошибку. Вот только нужно научится правильно принимать свое поражение, а это нелегко особенно малышу. Что взрослый делает в таких ситуациях? Правильно, злится и обижается на весь мир. Вот и ребенок 7 лет не слушается и психует, проявляя свое недовольство.
- Авторитет родителя. Малыш знакомится с новыми детьми, а также их родителями, наблюдает какие отношения с мамами у его друзей: кому-то разрешают то, что ему строго-настрого запрещено. Вот он уже в отношениях со своими мамой и папой, проявляет свое мнения по поводу того или иного вопроса.
Посмотрите это видео и узнайте еще больше об основных причинах непослушного детского поведения:
Советы родителям пятилеток
Если ребёнку 5 лет, и он не слушается вас, огрызается, следует как можно быстрее начинать выстраивать с ним отношения (читайте по теме: Почему ребенок не слушается?>>>).
- Интересуйтесь его жизнью, по возможности проводите с ним больше времени, чаще организуйте какое-то общее интересное занятие;
- В 5 лет дети активно подражают взрослым, поэтому нет смысла требовать от них того, чего не делаете вы сами. Терпеливо рассказывайте ему, как следует себя вести и будьте достойным примером;
- Старайтесь не срываться на крик, всегда спокойно объясняйте, почему ребёнок вас огорчил и как ему следовало поступить.
Если вам тяжело сдерживаться, начните применять техники из семинара Мама, не кричи!>>>
Помните! Постоянные упрёки и нотации рано или поздно приведут к «психологической глухоте», когда дети перестают слышать потоки обвинений в свой адрес.
Родители раздражаются от этого ещё больше и конфликт вспыхивает с новой силой. Получается замкнутый круг.
Как быть?
- Учитесь вести диалог с ребёнком;
- Вовлекать его в обсуждение;
- Искать компромисс;
- Забудьте про назидательный тон, говорите спокойно;
- Старайтесь смотреть ему в глаза.
Если ребёнок в 5 лет не слушается, что делать родителям?
Можно воспользоваться несколькими нехитрыми приёмами воспитания. Они помогут договориться с детьми и избежать капризов и истерик.
- «Виш-лист»;
Когда малыш просит какой-то подарок, лучше не отвечать категоричным отказом, который, скорее всего, приведёт к детской истерике, а спокойно сказать: «И правда хорошая вещь. Ты должен включить её в свой список желаний».
Как только у вас появляется возможность, что-то из списка можно покупать.
- Правило 5 минут;
Часто конфликт возникает из-за того, что ребенок увлечен интересным занятием, а взрослый что-то требует от него (например, немедленно убрать игрушки и лечь в кровать).
По этому вопросу есть хорошая статья: Как научить ребенка убирать игрушки?>>>
Введите правило 5 (10,15 – на ваше усмотрение) минут. Как только возникает необходимость, чтобы ребенок завершил своё дело, предупредите, что у него остаётся 5 минут.
«Давай ты ещё 5 минут покатаешься с горки и мы пойдем домой». Можно использовать колокольчик, оповещая ребёнка, что оговоренное ранее время подходит к концу.
Дети быстро привыкают к этому правилу и перестают протестовать.
- Посиди и успокойся;
Если ребенок не на шутку разбушевался, то можно посадить его на стульчик в центре комнаты и объяснить, для чего вы это делаете:
«Ты очень разгорячился, пожалуйста, посиди на этом стуле 5 минут и успокойся. Как только ты почувствуешь, что стал спокойнее – скажи мне и я разрешу тебе покинуть стул»
Можно всякий раз после баловства усаживать его на стул, давать мячик или игрушку-антистресс, чтобы непоседа успокоился.
Важно! Очень травматично для детей, если за один и тот же проступок их то наказывают, то нет, поэтому родителям стоит быть последовательными в своих действиях. Главное, что нужно осознать: послушный ребёнок на родительском языке означает «удобный, беспроблемный». А ведь малыш не обязан отвечать родительским ожиданиям и угождать вам
А ведь малыш не обязан отвечать родительским ожиданиям и угождать вам
Главное, что нужно осознать: послушный ребёнок на родительском языке означает «удобный, беспроблемный». А ведь малыш не обязан отвечать родительским ожиданиям и угождать вам.
Своим непослушанием он отстаивает собственные границы, учится прислушиваться к себе и решать, что ему нравится, а что нет.
Важно сохранять с ребенком близкие и доверительные отношения, а возрастные кризисы всегда проходят. Относитесь к этому с пониманием
- Как не кричать на ребенка?
- Как вести себя с ребенком?
- Ребенок-жадина
Как справиться?
Агрессия у детей дошкольного возраста: чем она вызвана? Как справиться с агрессией ребёнка-дошкольника?
Агрессия у детей от 1,6 до 3х лет
На полтора года приходится первый кризис. У малыша появляются новые желания, эмоции, интересы, но нет возможности выразить их словами. Агрессия у детей 1,6-2 лет может быть связана с переизбытком чувств. Так от прилива любви к матери, малыш может начать бить её. Что делать в этом случае?
Если чадо пытается укусить кого-то, нужно подставить под его зубы напряженную ладонь. Почему? Потому что по ней зубы будут скользить. Малыш предпримет ещё несколько попыток укусить, но быстро потеряет интерес к тому, что у него не получается.
Агрессивное поведение детей в 3 года
Второй кризисный период: дети начинают стремиться к самостоятельности. Малыш отбирает чужие игрушки, выгоняет других детей из песочницы, не пускает их на горку. Любимые фразы трёхлетки: «Я сам!», «Это моё!».
Причины агрессии у детей от 4 до 6 лет
В старшем дошкольном возрасте дети активно познают социум. Они учатся уважительно относиться к воспитателям, строить отношения со сверстниками, проверяют «на прочность» окружающих людей. В 4 года дошкольник начинает выстраивать свои личные границы и ревностно их охранять. Он становится агрессивен, если кто-то посягает на его территорию.
Ещё один важный этап в жизни ребёнка приходится на 6,5-7 лет. Он идёт в 1 класс. Начальная школа влечёт за собой много изменений: игровая деятельность сменяется учебной, новоиспеченный ученик попадает в новый коллектив, начинает получать отметки.
Речевая агрессия у младших школьников становится более изощренной. Если у детей дошкольного возраста вспышки злости связаны с неумением контролировать себя, то в 7 лет они совершают акты физического насилия осознанно и целенаправленно. У младших школьников появляется новая черта характера – мстительность.
Если родители не боролись с проявлениями агрессии у ребёнка в дошкольном возрасте (или делали это неправильно), то при переходе в школу его конфликтность и жестокость резко возрастёт. Работа по коррекции поведения потребует больше усилий.
Специфика агрессии в подростковом возрасте
Опасный подводный камень агрессии подростков – скрытая агрессия, приводящая к немотивированной «холодной» борьбе со всеми и всем. Она может стать причиной саморазрушительного поведения, суицидальных мыслей.
Причины агрессии у подростков могут крыться в неправильном воспитании: гиперопека (чрезмерная забота) или гипоопека (заброшенность, недостаток внимания со стороны матери и отца), авторитарные, жестокие методы воспитания.
Причины нарушений в развитии ребенка
Эти нарушения психологи делят на две больших группы. Неправильное воспитание и отклонения в работе нервной системы. Бывает, и то и другое не дает возможности ребенку стремительно развиваться и делать успехи в учебе. Чаще всего взрослые, которые заметили подозрительные, на их взгляд, отклонения в поведении своего малыша, пытаются «исправлять» их своими методами: агрессией, криками, всевозможными ограничениями. И делают огромную, порой непоправимую ошибку, чем только усугубляют ситуацию: ребенок становится все более замкнутым, агрессивным (в ответ на агрессию к нему) или, наоборот, угнетенным, никому не верящим загнанным зверьком.
А ведь для взрослых очень важно знать особенности нервной системы ребенка, которая соответствует его полу и возрасту. Вооруженные этими знаниями, родители наверняка будут делать меньше ошибок в воспитании дошкольника и отношении к нему
В некоторых случаях работы родителей буде недостаточно: поведение и здоровье ребенка могут требовать помощи специалиста, квалифицированного психолога или невропатолога
От того, насколько быстро взрослые начнут работать с ребенком и уделять ему внимание, зависит успешность их помощи. Вот главные особенности поведения детей до школы
[], [], [], [], [], [], [], [], [],