Как научить ребенка играть в шахматы?

Играйте дома

Если ребенок заболел или нет возможности отвезти в клуб на занятия, пусть занятия придут к вам домой. Во-первых, можно заниматься по книгам или дискам, где ребенок и сказку послушает, и порешает шахматные задачи. Даже если вы сами не умеете играть, начальный уровень сможете изучить вместе с ребенком.

Во-вторых, это как раз повод подключить тренера дистанционно по скайпу. Главное — убедиться, что ребенок “не выпадает” во время занятия, и ограничивать время 30-40 минутами.

Ну, и в-третьих, существуют интернет-ресурсы, где можно играть в шахматы онлайн — “Планета шахмат” лучший из них в России. На FIDE Online Arena можно играть уже более серьезные турниры на международном уровне и даже получать виртуальные спортивные звания. Кстати, так можно поиграть и с другом, также сидящим дома, и с дедушкой, живущим в другом городе.

Афиша школьного чемпионата Европы, Греция

Шахматные нотации

Если вы когда-либо играли в морской бой на бумаге, то сложностей у вас не возникнет. Шахматная нотация – система записи процесса шахматной партии. С помощью записи можно отобразить весь процесс на доске и детально его проанализировать.

На шахматной доске нанесены цифры (слева 1-8) и буквы в количестве 8 шт. (на латыни или кириллице). Соответственно, если взять любую клетку на карте, у нее будут координаты в формате цифра и буква, нужно от клетки провести условную прямую к цифре и букве, это и будет название поля.

Кроме координат, у каждой фигуры есть свое сокращенное обозначение:

Фигура

Русское сокращение

Английское сокращение

Король

Кр

K (king)

Ферзь

Ф

Q (queen)

Ладья

Л

R (rook)

Конь

К

N (kNight)

Слон

С

B (bishop)

Пешка

п или ничего

p (pawn) или ничего

Процесс записи хода выглядит следующим образом (последовательность):

  1. Тип фигуры, в буквенном обозначении, которая ходит.
  2. Координаты стартового поля.
  3. Для простого передвижения «–», для взятия «×» или буква «x».
  4. Координаты поля на которое сделан ход.
  5. Если пешка совершила превращение, после целевого поля указывается фигура, которой она стала.
  6. Для взятия на проходе — знак «e.p.» (фр. en passant).
  7. Для шаха — знак плюс «+». Для мата — решётка «#» или два плюса «++». Для ничьей встречается знак «=».
  8. Комментарии к ходу« !» или «!!» для сильного хода, «?» или «??» для слабого, «?!» для рискованного, «!?» для интересного хода.
  9. Рокировка в длинную сторону записывается как «0—0—0», в короткую как «0—0». Некоторые форматы компьютерной записи ходов требуют обозначать рокировку как «O-O-O», с буквой «O» вместо нуля.

В википедии можно посмотреть символику (комментарии) про дополнительные записи к ходам. Шахматные нотации на начальном этапе обучения вовсе не обязательны, новичок и тем более ребенок должен понять основу игры и только потом, по мере роста навыка погружаться в анализ и нотацию шахматных партий. Не стоит с самого начала пытаться освоить огромный массив информации, начинайте с элементарного и у вас все получится.

Шахматы это не та игра, в которую можно научиться играть быстро, конечно, кому-то дается легче, кому-то сложнее, но так или иначе потребуется сыграть сотни партий, прежде чем садиться за стол с профессионалом.

Название шахматных фигур с картинками

Далее пора разобраться с названием шахматных фигур по картинкам.Здесь мы лишь словами описываем то, как они ходят. Также вы можете переходить по ссылкам, чтобы с помощью видео освоить ходы всех фигур.

Король

Король (King) — это самая главная фигура на «поле боя», вокруг которой и строится игра. Ведь конец игры наступает именно тогда, когда повержен король соперника. Несмотря на свой статус, король довольно ограничен в перемещениях, он может передвигаться всего на одну клеточку в любую сторону. Но при этом у него есть преимущество — возможность рокировки. Этот термин означает совместный ход с ладьей, в ходе которого король отправляется в более безопасно место.

Ферзь

Ферзь (Queen) — это самая активная, сильная и вторая по значимости фигура во время игры. Ее возможности в траекториях движения наиболее разнообразны. Ферзь может ходить как вверх и вниз по доске, так и влево и вправо, а также и по белым, и по черным диагоналям. Королева — тяжела фигура с точки зрения противника, ведь она обладает большими возможностями для защиты короля и практически в любой момент может оказаться в нужном месте. Выглядит ферзь обычно почти так же, как и король, но немного ниже и с часто с небольшим шариком на верхушке.

Ладья

Ладья (Rook) — эта фигурка двигается только вертикально или горизонтально и ограничена препятствиями. На старте у игрока есть две ладьи, которые размещаются по краям поля. Иногда любители называют их «турами», но опытным игрокам это «режет» слух.

Слон

Слон (Bishop) — тоже парная фигура, считается легкой, обычно выглядит как невысокая башенка с заостренной капелькой. Эта форма может напомнить одежды монаха — так оно и есть. Появилась фигурка именно благодаря тому, что католические священники увлекались шахматами и привнесли в нее что-то свое.

Конь

Конь (Knight) — обычно выглядит, как соответствующее животное. Его особенность — необычная манера передвижения, а именно буквой «Г» в любую сторону. Конь легко перепрыгивает через препятствия (фигуры соперника) и в начале игры стоит рядом с ладьей.

Пешка

Пешка (Pawn) — это шахматный солдат, который первым рвется в бой, открывает игру. У каждого есть по 8 пешек. Ходят они наиболее просто — по одной клеточке и только вперед, хотя в качестве первого хода могут перепрыгнуть через клеточку, — а сбивают вражеские фигурки только наискосок. Пешки играют важную роль, они обороняют другие фигуры, а дойдя до противоположного края доски могут вернуть вместо себя любую сбитую ранее фигурку — и ферзя, и ладью, и коня. Исключение здесь составляет только король.

Как обучать шахматам дошкольников

Вообще, основной функцией игры в шахматы для ребенка становится формирование наглядно-образного мышления. Сам дошкольник становится более усидчивым, вдумчивым, внимательным и целеустремленным. Также занятия учат ребенка не отчаиваться и не расстраиваться при неудачах. Появляется стремление одержать победу над соперником. Вот некоторые задачи и цели шахматной игры:

  • формирование интереса к игре;
  • освоение новых понятий в шахматах (поле, доска, фигура, ход, позиция, взаимодействие);
  • развитие аналитического и логического мышления;
  • умение устанавливать простейшие отношения, самостоятельное решение задач;
  • умение действовать согласно установленным правилам;
  • освоение начальных принципов шахматной игры;
  • практическое использование знаний.

Также дошкольник научится оценивать свою позицию во время игры. Особенно хорошо влияют занятия на внимательность, концентрацию, логику.

Советы начинающим

Секция шахмат для взрослых и детей дает несколько советов начинающим гроссмейстерам. Следование им обеспечит вам удачную партию и позволит стать настоящим асом в этом виде спорта. Ниже мы приведем основные из них:

  • Обдумывайте каждый ход противника;
  • Разрабатывайте собственный план того, как поставить сопернику шах и мат;
  • Знайте ценность своих фигур.

На некоторые моменты следует обратить особое внимание. Вот они:. Защищайте своего короля

Защищайте своего короля

Даже при правильной расстановке на доске безопасность короля может оказаться под угрозой. Поэтому всегда тщательно продумывайте его защиту, не позволяя сопернику ставить шах и мат. Но в то же время не позволяйте себе спокойно наблюдать за тем, как едят ваши фигуры.

Грамотный гроссмейстер не только держит под защитой своего главнокомандующего, но и разрабатывает удар по противнику.

Контролируйте центр шахматной доски

Держать под контролем нужно, как минимум – 4 центральных клетки. Именно здесь располагаются основные игровые позиции. Фигуры по краям игрового поля меньше вовлечены в игровое сражение и потому они менее поворотливы. Партию невозможно вытянуть одними пешками. Поэтому нужно, не мешкая поочередно вводить в нужные зоны основные силы, которыми вы будете ставить шах и мат партнеру.

Дома или в клубе?

В наше время считается оптимальным начинать осваивать шахматные премудрости с 3-х лет, впрочем, можно попробовать и после 2-х.

Есть ли смысл отдавать кроху сразу в шахматный клуб?

В столичные шахматные клубы и секции принимают малышей с 4-х, реже – с 2-х лет. Летом они обычно уходят на каникулы, а с сентября приглашают дошколят на занятия. По желанию родителей можно учиться 1 или 2 раза в неделю, группы – около 10 человек, для совсем маленьких – еще меньше. Урок длится 40-50 минут. Плату можно вносить за каждый визит (200-270 рублей) или сразу за месяц (от 500 рублей). Многие предлагают посетить пробное занятие бесплатно.

В шахматных клубах, где занимаются и взрослые, обучение обычно ориентировано на турниры и результаты. Впрочем, на малышей моложе 5-6 лет там вряд ли будут тратить время: хлопотно.

Детские: развивающие центры охотно поиграют в шахматы с двухлетками, не обещая вырастить чемпиона. В зависимости от уровня знаний игры, крохе предлагается посетить или общеразвивающее занятие, часть которого посвящена изучению древней игры, или целиком шахматный урок.

В некоторых московских шахматных школах учеба проходит по методике Игоря Сухина. В одной из них уже 15 лет преподает он сам. Шахматам здесь учатся дети от 4 до 7 лет. Правда, выбрать только эти уроки – нельзя, необходимо посещать все развивающие занятия в школе для дошколят.

Так отдавать или нет малыша учиться к преподавателю? Все будет зависеть от ребенка и ваших возможностей, но многие родители на собственном опыте знают, что удобнее сначала позаниматься с ребенком дома, а ребенка постарше, уже знающего правила, отвести на занятия в клубе.

Итак, начнем освоение шахматной премудрости с домашних занятий. Если вы вдруг не отличаете ферзя от пешки – это не беда! Учиться вместе всегда увлекательней!

Игра в шахматы, как тренировка мозга

Шахматы – это древнейшая игра родом из Индии, придуманная в 5-6 веке до нашей эры. Примерно в 10 веке она попала в Европу, где быстро начала набирать популярность, там и сформировались классические правила этой замечательной игры.

1886 год оказался знаменательным для шахмат – именно тогда по ним был проведен первый чемпионат мира. На сегодняшний день эта настольная игра совершенно не утратила своей актуальности, она признана международным видом интеллектуального спорта.

В современном мире, пожалуй, не встретить человека, который не имеет представления о шахматах, в них играют от мала до велика: и новички, и опытные гроссмейстеры тренируются, участвуют в соревнованиях, развивают собственные навыки. Не только для спортсменов, но и для тренеров, репортеров, организаторов чемпионатов шахматы стали делом всей жизни.

В чем же секрет этого вида спорта, чем он смог завоевать умы миллионов людей по всему миру? Нет однозначного ответа на данный вопрос, ведь у каждого человека свое мнение на этот счет

Одни люди воспевают шахматы за то, что они являются тренировкой для мозга: развивают тактическое и стратегическое мышление, память, логику и внимание; другие – искренне любят эту игру за возможность отвлечься от рутины, провести время в уютной обстановке с интересным соперником

Неважно, видим ли мы в шахматах способ повысить свои интеллектуальные способности или просто играем ради развлечения: с уверенностью можно сказать, что это занятие несет в себе огромную пользу. Не удивительно, что выбирая хобби для своего ребенка, многие родители останавливают свой выбор именно на этой замечательной игре: обучают малыша ее основам дома или отдают в секцию

Шахматы – это отличная тренировка детской памяти, внимания, логики и стратегии.

Процесс обучения

К обучению лучше подготовить малыша заранее, дать посмотреть мультфильм про шахматы, рассказать их историю. На первых уроках дайте описание действующим фигурам, познакомьте с их возможностями и отличием от других. Каждой лучше посвятить отдельное занятие.

Потом покажите, как они действуют в связке друг с другом. Так как нежелательно, чтобы занятия длились больше двадцати минут, на это может уйти целый год.

На этом этапе важно часто играть с ребенком, например в «Угадай фигурку»: малышу с завязанными глазами дают предмет, а он должен угадать названия фигур. Или попросить перечислить все отличия одного персонажа игры от другого

Нужно приучать малыша правильно расставлять все предметы на доске. Как только он запомнит, как действуют основные «герои», где их место на доске, можно пошагово обучать правилам игры. На первых порах рекомендуется устраивать сценки с небольшим количеством фигур.

Маленький шахматист, освоивший азы, должен понять основные принципы:

  • Всегда обеспечивать прикрытием своего короля.
  • Давать на съедение персонажей игры можно только, если их жертвуют в пользу удачного хода.
  • Чем слабее фигура, тем ближе к центру она должна стоять.
  • Желательно играть всем шахматным войском. Игрушечная армия сильна полным составом, к тому же у каждой фигуры своя роль, малыш должен это понимать.
  • Ценность фигур – разная: ладья дороже, чем пешка, а король хоть и влиятелен, но беспомощен. Желательно первой нейтрализовать шахматную королеву противника.

Многим малышам не нравится черный цвет фигурок. Нужно объяснить, что белый имеет только одно преимущество: дает право первого хода.

Когда ученик освоит все правила, познакомьте его с основными шахматными понятиями: что такое рокировка, гамбит и как разыгрывать этюды.

В видеоролике ниже опытный детский тренер по шахматам рассказывает с чего начать и на чем сфокусировать ребенка при обучении игре на первых порах.

Если ребенок не хочет играть, не настаивайте. Лучше сохранить интерес к процессу, чем получить быстрые результаты. Обучение под давлением принесет вред вместо пользы и удовольствия.

Основные элементы и правила игры

Шахматная доска

Покажите ребенку шахматную доску.

Шахматная доска состоит из 64 темных и светлых квадратов, которые называются полями. Вне зависимости от оттенка полей, светлые называются белыми, а темные – черными. То же самое касается и фигур – светлые называются белыми, темные – черными. Расцветка полей арены сражений чередуется. Доска имеет нумерацию горизонталей цифрами от одного до восьми, а вертикалей – иностранными буквами от a до h.

Шахматные войска

У каждого противника есть армия из 16 фигур. Когда фигура передвигается по доске, это называется ход. Фигуры могут «съедать» врагов, при этом съеденные убираются с клеток, а победившие – ставятся на их места.

Король

Король – центральная фигура в игре, но и очень слабая. Он делает очень скромные ходы – на один шаг (поле) во все стороны, и «ест» таким же образом

Короля очень важно защищать и оберегать, потому что, если король «погибнет» – партия заканчивается

Ферзь

Ферзь – означает военачальник, полководец. Любители ошибочно называют ферзя королевой. Для маленьких детей можно оставить это название – им будет интересней осваивать шахматы.

Ферзь – сильнейшая фигура, он делает ходы по прямым и диагоналям на любое количество полей, съедает фигуры соперников таким же образом.

Ладья

Каждый игрок имеет по две ладьи, они стоят по углам доски. Запомнить ход ладьи малышам поможет такой стишок – «Я характером упряма, потому хожу лишь прямо». Ладья ходит всегда по прямым линиям и «съедает» фигуры так же.

Слон

В игре участвуют 4 слона – по 2 на каждого игрока (некоторые их ошибочно называют офицерами). Они могут ходить только по косым линиям – один царствует на белых диагоналях, другой – на черных.

Конь

Каждая сторона имеет по 2 необычных фигуры – коня. Конь – очень интересная фигура, он единственный в игре может перепрыгивать через любые фигуры. Говорят, что конь передвигается буквой «г» – на одну клетку вбок и две вперед, либо две – вбок и одну вперед.

Пешка

Пешки – самые многочисленные фигуры, у каждого противника их по восемь штук. Пешки в армии – это пехота, слабейшие фигуры. Они могут ходить всего на одно поле по прямой линии и обычно погибают первыми. Первоначальным своим ходом им разрешается пойти как на одно, так и на два поля вперед. Едят чужие фигуры по диагонали.

Методики обучения

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями

Дети лучше всего учатся у своих родителей – это непреложная истина, доказанная столетиями. Поэтому мамам и папам нужно знать некоторые простые правила обучения маленького ребёнка игре в шахматы:

Расскажите о происхождении шахмат, о том, что это одно из старейших соревнований, дошедших до наших дней.
Представьте шахматную доску как поле боя. Расскажите о функциях каждого «бойца»: пешки исполняют роль пехоты, король – это генерал всей армии и т.д.
Посвятите одно занятие каждой фигуре. Объясните, как ходят пешки, как они «съедают» фигуры, как занимают позиции других фигур (кроме короля, конечно). Попробуйте разыграть партию одними пешками. Кто заберёт всех – тот выиграл.
На очередном занятии начального уровня попросите, чтобы малыш сам расставил фигуры на доске. Если он будет сильно путаться, помогите ему и повторите правила расстановки.
Объясните правила игры, суть понятия «шах» (что в персидском языке означает «угроза королю») и как от него спастись («съесть» угрожающую фигуру). Также расскажите о безысходности для короля позиции «мат» (не зря же в арабском это «смерть»)

Ребёнок на этом этапе должен понять, что количество фигур у соперника не важно, гораздо значимее, насколько удачен ход.
Объясните функции ладьи, как ходят слон, ферзь
Сыграйте настоящую партию, но не ленитесь снова и снова повторять малышу, как передвигаются шахматные фигуры.

Ещё одной методикой обучения игре в шахматы считается компьютерная программа, однако этот вариант подходит детям постарше, которые владеют компьютером. Но учтите, что игра с электронным тренажёром отнимет у вас несколько часов общения с дорогим человеком.

Интересные факты об игре в шахматы

Короткие и интересные факты про шахматы для детей и взрослых. Некоторые из них могут показаться невероятными, а некоторые даже занесены в Книгу рекордов Гиннесса.

Изнуряющие игры

До использования шахматных часов, которые были сконструированы английским инженером Томасом Брайтом Уилсоном, партии могли занимать очень много времени. Случалось так, что игрок, имевший проигрышную позицию, доводил соперника до полного истощения сил, просто тянув время.

В 1851 году на первом международном турнире по шахматам состоялась ничья, но не потому, что закончились ходы, а из-за того, что шахматисты уснули. Бывало и такое.

Долго думать невредно, вредно не думать

2 часа 20 минут – именно такую продолжительность имеет самый долгий ход в истории шахмат. Необычный рекорд принадлежит бразильцу Франциско Троису, он думал больше 2 часов, прежде чем совершить 7 ход в шахматной партии против испанца Луиса Сантоса.

Шахматисты с характером

Продолжаем радовать фактами из рубрики «долгие ожидания». Самая долгая шахматная партия состоялась в Белграде в 1989 между Иваном Николичем и Гораном Арсовичем

Гроссмейстеры играли 20 часов 15 минут, совершив 269 ходов и, внимание, итоговый результат – ничья

После этого матча Международная шахматная федерация (ФИДЕ) ввела новое правило, согласному которому, если за 100 ходов не было взято ни одной фигуры, объявляется ничья.

Самый долгий чемпион

Вам что-то говорит имя Эммануэль Ласкер? Именно он является рекордсменом по сохранению звания чемпиона мира по шахматам. Немецкий шахматист оставался непобедимым 26 лет и 337 дней (с 1894 по 1921).

Изобретатель от бога

Складная шахматная доска появилась не сразу и очень интересным образом. В XI-XII веках служителям церкви было запрещено играть в шахматы, но этот запрет поставил в тупик не всех.

Нашёлся изобретательный священник, который впервые начал использовать складную шахматную доску, так она была похожа на лежащие друг на друге книги. Как говорится, не пойман – не шахматист.

Самый молодой чемпион

Гарри Каспаров – этого человека знает, наверное, каждый. Восьмикратный победитель Всемирных Шахматных олимпиад, 13-й чемпион мира по шахматам, один из самых известных шахматистов мира.

Начал победный путь великий гроссмейстер в 1985 году, став самым молодым чемпионом мира по шахматам, на тот момент ему было 22 года и 210 дней.

Аль-ферза, а не ферзь

Ферзь, оказывается, не всегда был ферзём, да и королевой тоже. Раньше эта фигура называлась аль-ферза, что в переводе с персидского означает помощник. Он стоял рядом с королём, совершал ходы и бил фигуры соперника также, как король.

При королеве Изабелле Кастильской фигура приобрела привычное для нас прозвище – «королева», а также была наделена боевыми качествами, которые позволяют ей свободно бродить во всех направлениях.

Полезные советы

Для того, чтобы ребёнок не потерял интерес к игре в шахматы, а также постоянно улучшал навыки и повышал мастерство, стоит воспользоваться рекомендациями от преподавателей шахматных клубов:

  • Играть нужно периодически, чтобы постепенно развивать способности и навыки, а не от случая к случаю. Лучше отвести для этого определённые часы.
  • Играющий в шахматы родитель — лучший пример для малыша.
  • Если малыш сможет сделать нестандартный ход, выиграть или прикладывает много усилий, нужно обязательно похвалить за то, что он справился со сложной задачей.
  • Не стоит часто поддаваться ребёнку и проигрывать ему. Может создаться впечатление, что не стоит дальше прикладывать усилия и обучаться. Но и постоянный проигрыш может отбить желание играть в шахматы.
  • Желательно каждый ход обсуждать и отвечать на все возникшие вопросы, чтобы помочь лучше понять процесс игры.
  • Не всегда стоит посещать шахматные турниры. Некоторые родители думают, что малыш живо научиться играть, глядя на остальных ребят. Но проигрыш часто травмирует детскую неокрепшую психику юного шахматиста. Большое скопление народа и волнение перед матчем могут вызвать перенапряжение нервной системы, которая приведёт к плохому сну и повышенной тревожности.
  • Перед началом занятий смотрите вместе развлекательное видео с youtube, связанное с шахматами и настроиться на игру.
  • Есть мнение, которого придерживается в том числе Борисов, что сладкое перевозбуждает нервную систему ребёнка и снижает концентрацию внимания. Не стоит давать сладости перед шахматной игрой.

Уметь играть в шахматы — значит, повысить шансы ребёнка на успешную будущую карьеру. Шахматы полезная игра для развития ребёнка. Она повышает умственные, интеллектуальные и волевые способности. К обучению приступают начиная с трёх лет. Сначала в игровой форме: знакомят с шахматными фигурами и их ходами, затем с правилами игры. Родители и ребёнок, играя в шахматы, укрепляют эмоциональную связь друг с другом.

Если ребенку уже 10 лет используем те же решения?

Все эти решения описаны, конечно, для деток 5 -7лет.Они, конечно, подойдут и для 10 летнего ребенка, но в более конкретной форме. Здесь можно ставить четкие задачи ну, в общем, более по-взрослому. Хотя,десятилетние-   еще дети и так же любят играть.Самый лучший и оптимальный вариант обучения повзрослевших детей- это наглядный пример. Если в доме заведена традиция играть в шахматы,и ребенок привлекается, вначале в качестве зрителя, а потом и участника, процесс обучения будет очень органичным, как само собой разумеющееся.Когда я готовила эту статью, просто ради интереса, я спросила у своих взрослых сыновей, умеют ли   они  играть в шахматы (просто в нашей семье это был не принято). И, о боже, они оба умеют!!. На вопрос откуда – ответом было – прадед научил. Дело в том, что на летние каникулы я отправляла детей к прадедушке. Игры в шахматы,лото  с соседями  у них во дворе были заведены. Дети были непременными участниками этих посиделок, было им тогда примерно от 7-12 лет. Вот так легко и непринужденно и прошло их обучение. Периодически,  играя в шахматы,  ваш ребенок, в дальнейшем сможет легче осваивать точные науки

Станет ваш малыш великим шахматистом или нет, не так уж и важно, но то, что он научится самостоятельно мыслить, будет стремиться побеждать и при этом выигрывать, делать анализ ситуаций и принимать решение  –это совершенно точно.Поэтому, дорогие родители, садитесь на коня желания обучать, берите копье терпения и отправляйтесь не завоевывать, нет, а нести знания в  трепетный и трогательный мир вашего ребенка, самое главное делайте это с любовьюи тогда у вас все получится!

Ниже видеоуроки по шахматам для начинающих

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий