Общие правила и техника проведения гимнастики для грудничков в 2 месяца

Особенности зарядки при гипертонусе, гипотонусе и нарушениях работы кишечника

При гипертонусе необходимо расслабить мышцы ребёнка. Приоритетными становятся поглаживания и еле ощутимое растирание конечностей. Категорически запрещено разминать, похлопывать. Спазмы только усилятся.

При гипотонусе наоборот нужно заставить работать мышцы. Ключевыми приемами являются сгибание и разгибание конечностей. Отличное средство преодоления гипотонуса – грудничковое плаванье. Осваивать эффективный метод лучше в сопровождении специалистов, обладающих нужным опытом.

При запоре и скоплении газов помогает круговое массирование животика и упражнение «велосипед». Ножки младенца медленно вращают как при езде на велосипеде. Задержите ноги согнутые в коленках в таком положении. Это поможет отхождению газов и простимулирует моторику толстой кишки.

Важно помнить, что любое продуктивное внимание, направленное к новорождённому, дает результат. Легкие покачивающие движения на фитболе или просто прогулка по комнате у мамы на руках активизирует работу вестибулярного аппарата. Любящие родители быстро получат видимый эффект при регулярных занятиях

Включение гимнастики в повседневную жизнь поможет ребёнку вырасти крепким и здоровым

Любящие родители быстро получат видимый эффект при регулярных занятиях. Включение гимнастики в повседневную жизнь поможет ребёнку вырасти крепким и здоровым.

https://youtube.com/watch?v=ScVEdmI5osk

Второй месяц

Что включает гимнастика для ребенка в 2 месяца? Зарядка начинается с поглаживания и должна чередоваться массажными движениями. Подробнее о том, как делать массаж грудничкам читайте в другой нашей статье. Все перечисленные упражнения считаются универсальными. Их можно проводить в любом возрасте у детей до года. Изменяется только продолжительность и интенсивность движений.

  • Упражнение № 1. Малыш лежит на спине. Нужно взять его за запястья и развести руки в стороны, затем скрестить на груди, как будто малыш сам себя обнимает, и потом вернуться в исходное положение. Такое упражнение можно проделать 5-8 раз.
  • Упражнение № 2. Малыш в том же положении. Нужно обхватить его за предплечья и поднимать ручки вверх на уровень плечевого пояса, а затем опускать вниз, прижимая к туловищу.
  • Упражнение № 3. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить грудничка за запястья и выполнить несколько круговых движений руками вперед, а затем в обратную сторону.
  • Упражнение № 4. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить малыша за предплечья и выполнить несколько попеременных движений руками вверх и вниз.
  • Упражнение № 5. Грудничок в том же положении. Необходимо обхватить ребенка за запястья и предплечья и выполнить несколько ударных, боксирующих движений руками вперед.
  • Упражнение № 6. Грудничок в том же положении. Можно совершать круговые движения тазобедренными суставами с разведением коленей в стороны. Также можно применять метод пассивной стабилизации, как это делается в зарядке для новорожденных.
  • Упражнение № 7. Грудничок в том же положении. Нужно попеременно поднимать и опускать ноги, прижимая их к животу.
  • Упражнение № 8. Грудничок в том же положении. Нужно касаться пяткой правой ноги о колено левой, затем поменять ноги и таким же способом выполнить упражнение.
  • Упражнение № 9. Грудничок в том же положении. Необходимо выпрямить и соединить ноги малыша в коленях и стопах, после чего поднимать их вверх и опускать вниз.
  • Упражнение № 10. Грудничок в том же положении. Нужно приподнять его ножки вверх и сделать всем известное упражнение «велосипед», попеременно вращая ногами.
  • Упражнение № 11. Малыш лежит на животе, опираясь на предплечья. Необходимо согнуть ноги в коленях и прижать их к тазобедренным суставам, получится поза «лягушки».
  • Упражнение № 12. В этом же положении можно поочередно раздвигать ноги в стороны и вверх, сгибая в коленях. При раздвигании ног нужно действовать мягко, без нажима. Также можно попеременно сгибать ноги в коленях под прямым углом и имитировать движение, похожее на бег.

Гимнастика для грудничков в 2 месяца в большинстве видов упражнений пассивна. Ребенок только наблюдает за мамиными руками, эмоционально реагирует на ласковые слова и поглаживания. Но при этом у малыша рефлекторно включаются ответные мышечные реакции. Об осознанных движениях в этом возрасте, конечно, говорить рано.

Гимнастика и массаж для детей 1, 2, 3 месяцев | Где? Как? Когда?

Где проводить массаж?

Занятия необходимо проводить на чистой, в меру твердой поверхности. И для этого отлично подойдут как стол, так и пол. А вот, например, делать упражнения на мягкой кровати будет не очень удобно, да и не все упражнения при этом получится выполнить корректно. Если вам удобнее делать гимнастику на уровне стола, то лучше всего подойдет большой пеленальный стол. Если такого нет, то можно застелить обычный обеденный стол тонким одеялом, а сверху положить клеенку и пеленку.

Но если и такой вариант не подходит, то пол будет лучшим решением (разумеется, его необходимо застелить соответствующим образом). Как по мне, так это самая удобная поверхность для занятий! Особенно это актуально для детей старше полугода, когда они настолько активны, что на столе их просто не удержать.

Стоит ли пользоваться массажными маслами или кремами?

Лучше всего массировать малыша чистыми руками, так как масла и кремы усиливают скольжение и усложняют правильное выполнение приемов. Кроме того, любые средства, нанесенные на кожу, закупоривают протоки потовых и сальных желез, нарушая их нормальную работу. Если ваши руки слишком сухие, просто нанесите на них небольшое количество специального детского масла.

Всем ли детям полезны гимнастика и массаж?

Как правило, для детей, страдающих какими-либо заболеваниями, специальные упражнения еще более важны, чем для абсолютно здоровых. Специальный режим движений часто становится основным элементом их комплексного лечения. Однако прежде, чем приступать к упражнениям, в любом случае необходимо посоветоваться с педиатром!

Стоит ли маме делать массаж в домашних условиях или доверить это профессионалам?

Часто мамы боятся самостоятельно делать массаж ребенку 1 – 3 месяцев, так как уверены, что у них ничего не получится, и они обязательно что-то сделают не так. На самом деле, как бы ни был хорош массаж у профессионала, мамин массаж обладает как минимум двумя безусловными преимуществами! Во-первых, его можно делать каждый день (а не кратковременными курсами), регулярно оказывая поддержку организму малыша. Во-вторых, во время массажа вы не только делаете заданные упражнения, но и общаетесь со своим ребенком, что укрепляет вашу эмоциональную связь.

Начинайте по чуть-чуть и вы быстро втянетесь. Даже легкий массаж будет лучше, чем его полное отсутствие. При этом домашний ежедневный комплекс совсем не мешает вам проводить курсы у профессионалов.

Когда начинать?

Массаж и гимнастику можно начинать, когда малышу исполнится 1 месяц. Согласитесь, первый месяц ребенка даже страшно трогать, не то, что массажировать К тому же необходимо дать время организму ребенка адаптироваться к внешним воздействиям. Ну а затем, если никаких противопоказаний нет, можно смело приступать! Если начинаете позже – ничего страшного! Лучше поздно, чем никогда.

Вводите массаж и гимнастику в жизнь ребенка постепенно. Начните с небольшого количества упражнений, а затем каждый день включайте в ваш комплекс все больше элементов. Наблюдайте за настроением и реакцией ребенка. Не делайте массаж через плач. Если малышу что-то не нравится, лучше прекратить занятие.

Что дает грудничкам гимнастика?

ЛФК (лечебная физическая культура) может быть применима, даже если грудничок абсолютно здоров. Ведь нет никакой гарантии, что патология не обнаружится немного позже. Поэтому ребенок должен двигаться еще с рождения, конечно, с помощью родителей и ЛФК.

Но каким образом лечебная гимнастика влияет на детский организм?

  1. Во время занятий увеличивается приток крови к мышцам и тканям.
  2. Активизируются обменные процессы.
  3. Улучшается функциональность надпочечников.
  4. Нормализуется общее физическое развитие.
  5. Укрепляется защитная система организма.
  6. Правильно формируется опорно-двигательная и костная система.
  7. Способствует развитию важных рефлексов.
  8. Нормализуется функциональность ЖКТ.
  9. Стимулируется развитие головного мозга и умственное развитие в целом.
  10. Укрепляется нервная система.
  11. Занятия на мяче (фитболе) совершенствует вестибулярный аппарат.
  12. Обеспечивается прочное сцепление мышц, костей.
  13. Способствуют улучшению сна и аппетита.

Поскольку грудничок в периоды бодрствования с радостью играется своими ручками и ножками, лечебный массаж доставит ему еще больше удовольствия. Гимнастика активизирует другие части тела малыша, вследствие чего кроха быстрее научится сидеть, ползать, ходить. Кроме того, регулярные занятия ЛФК – отличная профилактика гипертонуса мышц и нарушений осанки. ЛФК могут назначить при дисплазии тазобедренных суставов, врожденном вывихе бедра, при мышечной кривошее, при ДЦП, плоскостопии и косолапости, сколиозе врожденного типа.

Движение — это жизнь! И огромная радость

Мы поговорили о значении двигательной активности на первом году жизни ребенка и выяснили, что гимнастика способна свести к минимуму негативные последствия дефицита движения у грудничка. Движение напрямую связано с умственным развитием в этом возрасте, поскольку основную информацию о мире младенец получает через сенсорные каналы восприятия. Гимнастика во всем ее многообразии дает толчок к обогащению и расширению этих каналов. И чем больше возможностей познавать доступно ребенку, тем более полная картина мира формируется у него в сознании и тем успешнее он справится с задачами, которые будет ставить перед ним жизнь.

Как бы вы ни занимались с вашим малышом, какой бы из видов гимнастики ни выбрали для себя, главное, чтобы вы помнили, для чего начали заниматься с ребенком. При наличии показаний к лечебному массажу следует доверить дело рукам профессионала. Если же их нет и вы решаетесь на занятия в домашних условиях, то это потому, что вы хотите, чтобы ваш малыш был здоров и счастлив. 

Пусть домашняя гимнастика будет не только и не столько хорошей физической тренировкой для вашего ребенка, сколько способом прожить вместе с малышом чудесные минуты гармонии, взаимопонимания и тихой радости. Желаем вам и вашему малышу здоровья!

Динамика для новорождённых грудничков

Динамическая гимнастика для новорождённых начинается с разминки:

  1. Нужно раздеть карапуза.
  2. Лёгкими касаниями нужно погладить ножки и животик.
  3. Помассировать аккуратно ступни и пальчики.
  4. Слегка нужно поворачивать ножки, сначала в одну сторону затем в другую.
  5. Затем идёт разминка ножек: бег, езда на велосипеде.
  6. Придерживая коленки, нужно аккуратно разводить ножки в бёдрах.
  7. Поглаживаем спинку, делая движения к сердцу.

Затем нужно приступить к самим упражнениям. Начинать нужно с самых лёгких:

  1. Разработка ручек: поглаживаем ручки ребёнка и даём ему ухватиться за ваш большой палец, затем аккуратно приподнимаем малыша и придерживаем его за ручки.
  2. Разработка ножек: положив ребёнка на спинку, берём ступни малыша и разглаживаем их от пальчиков до бёдер.
  3. Тренировка мышц шеи: положив малыша на животик, разводим ножки и повторяем шаги, когда ребёнок положит голову на удобную ему сторону, на противоположную нужно положить игрушку.
  4. Гимнастика для спинки: положив ребёнка на животик, ладонями разглаживаем спинку от поясницы до шейки, делая 10 повторов, малыш под действием рефлекса будет прогибать спинку.
  5. Разминка для животика: положив малыша на спинку, упираем его ножки в грудь, а ручки поднимаем вверх.
  6. Развитие рефлексов: уложив ребёнка на спину, поднимаем его ножку и нажимаем на часть ножки, где начинаются пальчики. Малыш должен согнуть ножку. Затем держим ребёнка за подмышки и наклоняем его вперёд, ступая на твёрдую поверхность. Нужно следить, чтобы ребёнок сам пытался делать шажки.

Комплекс упражнений

Физические способности ребенка 2 месяцев слабо развиты. Все упражнения, применяемые для малышей первого полугодия жизни, основаны на получении рефлекторного ответа. – это единственное звено, на которое можно воздействовать с целью укрепления опорно-двигательной системы и улучшения психофизического развития ребенка. Тактильная чувствительность хорошо развита, прикосновения имеют весомое значение для познания окружающего мира. Поэтому в комплекс занятий обязательно включают элементы массажа.

Проведение массажа

Для массажа применяется методика поглаживания, которая способствует уменьшению гипертонуса мышц и оказывает успокаивающее действие на нервную систему:

  1. Поглаживание ног.
    Левой рукой захватывают стопу ребенка, а правой делают поглаживающие движения в направлении от стопы к бедру 5-6 раз, затем проводят массаж другой конечности. Во время процедуры не следует затрагивать коленную чашечку.
  2. Поглаживание рук.
    Большой палец левой руки вкладывают в ладонь ребенка, который малыш должен захватить, поглаживают руку малыша по направлению к плечевому суставу 5-6 раз, затем делают массаж другой конечности.
  3. Поглаживание животика.
    Улучшает перистальтику кишечника и предупреждает . В положении малыша на спине сначала проводят круговые движения по часовой стрелке одной рукой, затем двумя руками, при этом правая движется по часовой стрелке, а левая в обратную сторону. Массаж заканчивают поглаживанием живота по часовой стрелке.
  4. Поглаживание спины.
    В положении ребенка лежа на животе тыльными поверхностями кистей поглаживают от поясницы к шее, а поверхностями ладоней в обратном направлении.

Зарядка для ребенка в 2 месяца всегда должна начинаться с массажа. Это подготавливает мышцы к нагрузке и улучшает настроение ребенка. Во время занятий необходимо улыбаться и разговаривать с малышом, можно включить спокойную фоновую музыку.

Виды физических упражнений

Упражнения для малыша 2 месяцев направлены на получение рефлекторного ответа от верхних и нижних конечностей, позвоночника, органов зрения.

Комплексные занятия предупреждают задержку физического и психического развития:

  1. Разведение и встряхивание рук.
    Упражнение проводят в положении малыша на спине. В ладонях ребенка зажимают свой большой палец руки, а остальными пальцами обхватывают кисть новорожденного. Плавно и медленно разводят руки в стороны, а затем слегка встряхивают их. Количество упражнений – 3-4 раза.
  2. Укрепление брюшного пресса.
    Свои предплечья располагают на спине малыша, пальцы рук поддерживают голову. Ноги ребенка должны упираться в грудь матери. Медленно поднимают новорожденного в вертикальное положение, при этом мышцы живота крохи напрягаются. Затем опускают в исходное положение для расслабления мышц брюшного пресса. Количество упражнений – 4-5 раз.
  3. Рефлекторное ползание.
    Переворачивают ребенка на живот. Кисти малыша должны быть на уровне грудной клетки, колени разведены, стопы сомкнуты, голова поднята вверх. Своей правой рукой фиксируют ноги малыша в области голеностопов, а большим пальцем левой руки проводят по пяточкам крохи. Это побуждает новорожденного делать отталкивающие движения вперед, наподобие ползания. Количество упражнений – 2-3 раза.
  4. Укрепление стоп.
    Фиксируют стопу ребенка в левой руке, а указательным пальцем правой руки надавливают на подошвенную поверхность у основания пальцев. При этом ребенок сгибает пальчики. Затем проводят рукой по внешнему краю стопы – малыш веерообразно растопыривает пальчики. Количество упражнений – 4-5 раз.
  5. Гибкость позвоночника.
    Переворачивают новорожденного на бок. Костяшками указательного и среднего пальца проводят по обеим сторонам позвоночника малыша снизу вверх. При этом ребенок выгибает спинку. Повторяем упражнение на другом боку. Количество подходов – 5-6 раз.
  6. Покачивание в позе эмбриона.
    Гимнастика для новорожденного в 2 месяца должна не только укреплять тело, но и способствовать гармоничной адаптации малыша к условиям окружающей среды. Упражнение в позе эмбриона успокаивает ребенка, позволяет лучше развиваться органам чувств и психической деятельности. Новорожденного укладывают на бок, голову подбородком прижимают к груди, ноги сгибают и подводят к животу. В такой позе покачивают ребенка из стороны в сторону. Упражнением в позе эмбриона заканчивают гимнастику.

Массаж и физические упражнения проводят через 30-60 минут после еды. Необходимо наблюдать за реакцией ребенка во время занятий. Если движение вызывает негативные эмоции у малыша, от него необходимо отказаться

Важно выяснить самые приятные упражнения для ребенка и с них начинать занятие, чтобы придать тренировкам положительную эмоциональную окраску

Массаж и гимнастика для рук ребенка 1-3 месяца

Нормализовать мышечный тонус рук не менее важно. Длительные изменения мышечного тонуса будут мешать ребенку осваивать первые осознанные двигательные навыки, в частности такие, как опора на предплечья, выпрямление рук в положении лежа на животе, подтягивание рук к игрушкам

Массаж ладошек и пальцев даст возможность малышу быстро и правильно раскрыть кулачок, отвести большой пальчик от ладони для того, чтобы вскоре правильно захватить игрушку.

Начинаем с массажа пальчиков. Растираем каждый пальчик малыша подушечками своих пальцев, двигаясь поступательными движениями от кончика к основанию пальчика ребенка. Повторить 1-2 раза

Отдельное внимание уделяем большому пальчику. Отводим его от ладони несколько раз, задерживая ненадолго в этом положении

Поглаживаем ладошку ребенка по кругу, сверху вниз.

  • Растираем предплечье поступательными спиралевидными движениями по направлению к локтю.
  • Растираем плечо поступательными спиралевидными движениями по направлению к плечу. Если у ребенка на руке есть след от прививки БЦЖ, его следует обходить.

Сгибаем руку ребенка в локте 4-6 раз. При этом рука должна быть перпендикулярна туловищу малыша.

Как правило, упражнения с ручками детям нравятся меньше, и они начинают проявлять некоторое недовольство. Поэтому приучайте малыша к гимнастике ручек постепенно, начиная с небольшого количество повторений. Выполняйте движения четко и не мешкаясь.

Поднимаем и опускаем ручки малыша, вместе и по отдельности. Стараемся, чтобы рука ребенка сгибалась в плечевом суставе, а не в локтевом. Учитывая, что в этом возрасте тонус в ручках малыша еще довольно сильный, лучше поднимать ручки по одной, придерживая туловище второй рукой.

Разводим руки малыша в стороны, а затем скрещиваем их на груди. При скрещивании сверху должна оказываться то правая, то левая рука. При этом ваш большой палец должен быть вложен в ладошки ребенка.

Снова вкладываем большие пальцы в ладошки малыша, остальными пальцами захватываем ручку снаружи. За руки медленно тянем малыша на себя. Ребенок должен крепко ухватиться за ваши пальцы и попробовать подтянуться. Необходимо добиться активного напряжения мышц-сгибателей рук ребенка.

Это упражнение рекомендуется делать деткам от 2 месяцев, которые уже держат головку. Для тех, кто делает это неуверенно можно придерживать голову сзади ладошкой.

В результате этого упражнения ребенок должен сгруппироваться, приподнять голову и согнуть руки в локтях. Достаточно чтобы малыш приподнялся до полувертикального положения, полностью усаживать ребенка не нужно.

От 1,5 до 3 месяцев

В этом возрасте упор делается на упражнения, связанные с врожденными рефлексами: хватательным, сгибанием и разгибанием стоп, рефлекторной ходьбой и другими. Многие упражнения делаются в форме массажа.

  1. 1. Сгибание и разгибание стоп.

Если нажать большим пальцем на основание пальчиков ноги ребенка, он рефлекторно сожмет стопу. Повторите это упражнение несколько раз, отпуская и нажимая снова. Не нажимайте слишком сильно – можете случайно причинить боль и дискомфорт. Это упражнение позволяет развить гибкость суставов, улучшить рефлексы и является предупреждением плоскостопия.

  1. 2. Массаж стоп.

Осторожно по часовой стрелке массируйте большим пальцем стопу ребенка, около минуты-двух каждую по очереди. Для выполнения упражнения возьмите стопу ребенка в руку и большим пальцем другой руки делайте круговые движения

Массаж точек, расположенных на стопе, особенно у основания пальцев, помогает уменьшить головную боль и боль при прорезывании первых зубов.

  1. 3. Массаж икроножной мышцы.

Возьмите ножку ребенка в руку и поглаживайте ее от основания бедра к пятке. Проделайте такие движения по несколько раз на каждой ноге по очереди. Это упражнение расслабит мышцы, поможет им правильно развиваться и подготовиться к ходьбе.

  1. 4. Рефлекторная ходьба.

Возьмите кроху подмышки и поверните спиной к себе, он должен упираться ножками в твердую поверхность. Малыш будет перебирать ножками, делая шаги. Следите за тем, чтобы он не приволакивал ножки, переступал каждой поочередно. Для этого упражнения необходимо, чтобы ребенок научился хорошо удерживать голову. Помогает развить и укрепить мышцы, немного вытянуть их и расслабить.

  1. 5. Упражнение на мышцы пресса.

Положите ребенка спиной себе на руку, второй рукой поддерживайте головку, малыш должен занять положение лицом к вам. Наклоняйте голову крохи к себе, не перемещая спины. Проделайте наклоны несколько раз. Укрепляет мышцы живота и развивает вестибулярный аппарат.

  1. 6. Массаж живота.

Плавно круговыми движениями массируйте животик. Затем переходите к встречным прямым поглаживаниям: руки двигаются параллельно навстречу друг другу. После этого помассируйте бока такими же параллельными поглаживаниями. Развивает мышцы живота, укрепляет стенки желудка и кишечника, является хорошим средством при спазмах и запорах.

  1. 7. Выкладывание на живот.

Выкладывайте ребенка на живот на 5-10 минут несколько раз в день. Это необходимо для здоровья пищеварительного тракта, способствует развитию обязательных рефлексов. Малыш научится держать головку гораздо лучше и быстрее, если будет поднимать ее самостоятельно, а это возможно пока только в таком положении.

  1. 8. Массаж спины.

Состоит из поглаживания сначала тыльной стороной ладони от ягодиц к шее, затем ладонью в обратном направлении. Второй рукой можно для удобства придерживать ноги. Укрепляет и расслабляет мышцы спины, улучшает циркуляцию крови.

  1. 9. Рефлекторное ползание.

Положите ребенка на живот, согните ножки, соединив стопы. Плавно разгибайте ножки, поворачивая ступни пятками вверх. Малыш попытается ползти, совершая движения, будто плывет. Упражнение необходимо для развития рефлексов.

  1. 10. Массаж кистей рук.

Разогните ладошку и осторожно пальцем помассируйте её по часовой стрелке. Затем приступайте к массажу каждого пальчика от основания к ногтю

Поможет известная потешка про сороку, варившую кашку (чтение стишков во время зарядки способствует развитию звукового восприятия и слуха). Упражнение развивает хватательный рефлекс, «распрямляет» ручку, которая пока чаще зажата в кулак.

  1. 11. «Обними себя».

Возьмите ручки ребенка в свои так, чтобы малыш обхватил большой палец, а его кулачок был прочно зафиксирован в вашей руке. Разводите руки в стороны так, чтобы тело и руки образовывали букву «т». Затем плавно, стараясь удерживать руки прямыми, сводите их к туловищу, скрещивая на груди, и снова разводите. Повторите несколько раз. Положительно влияет на легкие, развивает грудную клетку.

Третий комплекс (возраст 4-6 месяцев)

  • Скрещивание ручек на груди.
  • Массаж ножек.
  • Пассивное упражнение, имитирующее велосипедные движения («скользящие шаги»).
  • Поворот вправо со спинки на животик.
  • Массаж спины (разминание, поглаживание, похлопывание).
  • Массаж животика.
  • Рефлекторное «парение» на животе.
  • Приподнимание туловища и головы при поддержке за отведенные в стороны руки (активное упражнение).
  • Массаж стоп и упражнение для них.
  • Разгибание и сгибание ручек или «бокс» (пассивное упражнение).
  • Попеременное и совместное пассивное разгибание и сгибание ножек
  • Рефлекторное «парение» на спине.
  • Поворот влево со спинки на живот.
  • Массаж (вибрационный) грудной клетки.

Все упражнения проводятся в исходном горизонтальном положении.

Комплекс массажных и гимнастических упражнений

Первое гимнастическое упражнение

Первоначально необходимо сделать несколько поглаживающих движений по каждой ручке от запястья к плечику и после этого приступать.

Вложить свои большие пальцы в ладошки малыша и дождаться, когда он крепко их сожмет в своих кулачках. После этого можно слегка притягивать ребенка к себе за ручки. Затем следует вытянуть его ручки в разные стороны по обеим сторонам туловища и легонько перевести в противоположные стороны, скрестив на груди малыша.

Второе гимнастическое упражнение

После массажа ножек, включающего в себя поглаживания от стопы к бедру, приступаем ко второму упражнению.

Оно заключается в переворачивании малыша на животик – одно из самых главных и даже обязательных ежедневных упражнений. Для его правильного выполнения следует согнуть одну ножку ребенка в коленке и, направляя ее в сторону к бедру второй ножки, перевернуть малыша сначала на бочок, а затем и на животик.

Следует это сделать с одной, а затем и второй ножкой, перевернув малыша на животик со стороны правого и левого бока. После этого дайте ему немножко полежать на животике и пошевелить ножками и ручками в свое удовольствие. Также в таком положении малыш обычно пытается поднять головку, что также очень полезно, очень трогательно при этом покряхтывая.

Пока ребенок лежит на животике, ему обычно делают массаж спинки по направлению от поясницы к шее.

Третье гимнастическое упражнение

Перевернув малыша на спинку, после массажа животика по кругу, обязательно по часовой стрелке, и массажа груди, следует сделать массаж стоп и можно сделать упражнение «велосипед».

Для этого следует взять ребенка за голени и немного «поработать» его ножками, имитируя езду на велосипеде. Также это упражнение обычно дополняется одновременным сгибанием обоих ножек с прижатием их к животику и последующим выпрямлением.

Четвертое гимнастическое упражнение

После этого укладываем ребенка на бочок и с небольшим усилием проводим пальцем вдоль позвоночника – ребенок при этом должен сделать рефлекторное движение – глубоко прогнуть спинку. Сделать это необходимо несколько раз и после этого все повторить, перевернув кроху на другой бочок.

Пятое гимнастическое упражнение

Опять выкладываем малыша на животик и приставляем к стопам его ножек свою ладонь, первоначально слегка подталкивая их. Малыш должен сделать рефлекторное движение и попытаться оттолкнуться от твердой поверхности вашей ладони и пробовать ползти

При этом у него будут задействованы очень многие группы мышц, и именно поэтому это упражнение очень полезно и важно для малыша

СТРЕСС: РАЗРУШЕНИЕ ИЛИ СОЗИДАНИЕ?

«»Тренируя» таким образом младенца, преднамеренно «включая» его врожденные рефлексы, ориентированные на защиту от опасности, мы день за днем заставляем его переживать глубочайший стресс! Самое прискорбное, что всем этим с младенцем занимается мать. Мать, которая должна спасать дитя, попавшее в трудную ситуацию (о чем и говорят его рефлексы), сама эту ситуацию создает и не только не разрешает, но и усугубляет ее. Как же влияет переживаемый в этих случаях стресс на развитие грудного ребенка? Работа нервной и эндокринной систем в условиях стрессовой реакции приводит к чрезвычайно высокому содержанию в крови гормонов стресса. Предельные уровни этих гормонов вмешиваются в процесс развития различных органов и систем. Особенно чувствительна в этом отношении нервная система, формирование которой к моменту рождения еще не завершено. Клинические и экспериментальные исследования Г. Дернера доказывают, что гормоны стресса участвуют в формировании мозга во время беременности, родов и в течение первого года жизни. Аномальные уровни гормонов в этот период способны «вызвать нарушения функций мозга в последующей жизни». Эти нарушения в свою очередь могут привести к поведенческим, психоэмоциональным и психическим расстройствам. Таким образом, любое «парадоксальное» поведение родителей, вызывающее у младенца стресс, задерживает и искажает его развитие.

Г. Селье выделяет три фазы стрессовой реакции (или, как еще говорится, общего адаптационного синдрома) на какое-либо воздействие:

1. Реакция тревоги. В этой фазе происходит процесс мобилизации резервов, но сопротивление организма еще недостаточно. На начальном этапе оно даже уменьшается.

2. Фаза сопротивления. Уровень сопротивления поднимается выше обычного.

3. Фаза истощения. После длительного действия стрессора, к которому организм приспособился, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Вновь появляются признаки реакции тревоги, но теперь они необратимы.

Иными словами, речь должна идти не о постепенной трате наследственного предопределенного энергетического фонда, а о непрерывном обогащении его.

Физиологи различают стрессы патологический и физиологический

Патологический стресс возникает при воздействии таких стрессовых форм раздражений, интенсивность которых превышает адаптивные возможности организма. Патологический стресс истощает организм, лишая его возможности сопротивляться, и заставляя лишь спешно восполнять понесённые энергозатраты.

В естественных условиях (у животных) такими раздражителями являются колебания параметров среды обитания (перепады температур, влажности, нехватка пищи и т.д.) В наших условиях мы лишены многих естественных физиологических раздражителей. Поэтому правильнее сказать, что ребенок нуждается в стрессе, т.е. ему нужно его создавать. Конечно же, имеется в виду стресс физиологический!

Очень важно, чтобы предлагаемые ребенку нагрузки не переходили границы физиологического стресса, приобретая тем самым характер патологических стрессов

В чем заключается польза гимнастики и массажа для малыша

Маленький ребенок двух месяцев большую часть суток поводит практически в неподвижном состоянии, и именно поэтому простейшие гимнастические упражнения в сочетании с массажем для него имеют особую важность. Какими неоспоримыми достоинствами они обладают? Специально разработанные для младенцев физические упражнения и массаж:

  • благотворно влияют на процесс кровообращения;
  • улучшают легочное дыхание – помогают насытить ткани кислородом, питательными веществами, а также способствуют отдаче углекислоты тканями;
  • содействуют продвижению по организму ребенка лимфы;
  • делают более интенсивным обмен веществ, устраняя застойные явления в организме, очищают его от побочных, вредных продуктов обмена;
  • улучшают кожное дыхание, помогая очистить кожные покровы от избыточных ороговевших клеток эпидермиса;
  • придают эластичность подкожной клетчатке и кожным покровам;
  • эффективно повышают тонус мышц;
  • хорошо расслабляют и успокаивают;
  • улучшают аппетит;
  • делают последующий сон более глубоким.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий