Как выбрать шахматы для ребенка?

Шахматы для развития детей 4-5-6 лет

Шахматы выполняют важнейшие функции в дошкольном развитии детей.

  • Познавательная. Игра в шахматы значительно расширяет горизонты мыслительной деятельности и сознания малыша, учит его рассуждать логически и аналитически, принимать решения, просчитывать реакцию и следующий шаг соперника, развивает фантазию и приумножает врожденный творческий талант.
  • Воспитательная. Одной из главных проблем первоклассников считается неусидчивость, но в ваших силах избавить своего кроху от нее, если вы задолго до первого звонка сможете увлечь его шахматами. Ведь для того чтобы побеждать, ему придется научиться выдержке, сосредоточенности, наблюдательности. Кроме того, ребенок гораздо спокойнее сможет относиться к личным неудачам и самостоятельно находить пути их разрешения.
  • Физическая. Длительное сидение за шахматной доской требует от игрока стойкости, выносливости и высокого уровня работоспособности. Неспроста у любого гроссмейстера мирового уровня обязательно имеется личный тренер по физподготовке.

Прекрасно, если кто-то из родителей владеет азами игры, в этом случае на начальном этапе он сможет взять ознакомление ребенка с ее алгоритмом на себя. Прививать любовь к этому виду спорта следует деликатно и без какого-либо давления. Тогда несложно будет сделать вывод о том, какими способностями малыш обладает. И уже на основании этого составить приблизительный план его обучения.

Шахматная доска – поле битвы и координаты

Шахматная доска имеет форму правильного квадрата, каждая сторона состоит из 8 клеток. Шахматисты называют их полями. В отличие от шашек, все клетки, 32 черных и 32 белых задействуются в игре. В расстановке фигур перед игрой действует несколько правил:

  • доска устанавливается таким образом, чтобы у каждого партнера крайней правой была клетка белого цвета;
  • черные и белые фигуры противников располагаются симметрично;
  • в первоначальной позиции фигуры занимают 2 первых ряда.

Каждое поле доски имеет персональный адрес, позволяющий фиксировать ходы во время игры. Для определения индивидуальных данных клетки на сторонах доски имеются буквы и цифры. По горизонтали нанесены буквенные обозначения от a до h, по вертикали цифры от 1 до 8. Адрес обозначается следующим образом: a8, g6, c5 и др. По шахматным правилам для расстановки белых фигур перед игрой отводятся горизонтали 1-2, для черных 7-8.

Плюсы и минусы

Польза шахмат значительна и проявляется в виде следующих пунктов:

  • развитие стратегического мышления;
  • улучшение памяти;
  • концентрация внимания;
  • чувство дисциплины;
  • обучение шахматам способствует развитию логики;
  • достигается рациональное планирование времени;
  • тренировка стрессоустойчивости;
  • конкурентоспособность.

Минусы

Недостатков несколько. Они заключаются в малоподвижности и проведении времени за единственным занятием. Усидчивость — положительное качество, однако при продолжительности оно приводит к:

  • проблемам со спиной;
  • ухудшению зрения;
  • излишней умственной нагрузке;
  • замкнутости и эмоциональному напряжению после проигрыша.

Несмотря на глубину увлечения, ребенку необходимо общение. Обеспечивать его необходимо в пределах клуба или после занятий.

Малыш на поле боя

Примерный план самых первых занятий с ребенком может выглядеть следующим образом. В зависимости от возраста ученика, подготовки, желания постичь правила игры и ваших возможностей, уроков может оказаться больше или меньше.

Первый урок

Первая встреча с волшебными фигурами должна стать для ребенка настоящим праздником: ведь если вы сразу не заинтересуете чадо, все пропало.

Прежде чем показать детворе шахматную доску, расскажите интересную сказку о шахматах. Можете взять ее из учебников, а можете придумать сами. Главное, чтобы дитя к концу вашего рассказа было заинтриговано. Затем достаньте доску. Поиграйте во время показа интонацией голоса, включите музыку, привлеките куклу. А может доска у вас приедет на любимой деткиной машинке из дальних стран? Главное – сделайте первое впечатление об игре незабываемым!

Показав доску и фигуры, скажите, что это шахматы и совсем маленьким детям (2-3 года) дайте просто “поиграть” с ними

Важно, чтобы крохе было интересно и приятно общаться с шахматами, самому их исследовать и фантазировать

Малышу постарше скажите, что шахматная доска – это поле боя, а фигуры – войска, только игрушечные. Попробуйте сразу научить ребенка расставлять шахматные фигуры на доске. Начните с пешек, немного расскажите о главных персонажах. Пешки – это шахматная пехота, и двигаются они по доске очень медленно. Король – самая главная фигура, а ферзь – самая сильная.

Расставьте вместе с ребенком шахматы и попробуйте сыграть с ним первую в его жизни партию

Да здравствует игра без всяких правил! Важно, чтобы ученик почувствовал интерес к шахматам

Второй урок

Попросите ребенка расставить фигуры, и, если он ошибается, добродушно помогите ему. А теперь переходим к правилам игры. Напомните, что король является самой главной фигурой. Объясните, как он ходит (король ходит и бьет фигуры противника на расстоянии одного поля (одна клетка) в любую сторону). Поставьте рядом с королем какую-нибудь фигуру и покажите ребенку, как король может ее взять (съесть). Поставьте еще несколько – пусть малыш “покушает” королем целый ряд пешек и фигур.

Теперь объясните ребенку, что означает шах. Объявите шах какой-нибудь фигурой (пешкой, например). Расскажите, что “шах” в переводе с персидского – угроза королю и что от шаха необходимо как-то защищаться. Например, съесть нападающую фигуру или попросту уйти.

Расскажите, что слово “мат” в переводе с арабского означает – смерть. Мат – это такое положение, когда король не может защититься от шаха. Объявите простейший мат и покажите это ребенку: “Видишь, королю шах, а защититься нечем”.

Объясните, что “ничья” в шахматной игре, это когда никто не может выиграть. Поставьте на доску двух королей. Можно выиграть? Конечно же, нет.

Поясните, как ходят и “едят” пешки (пешка ходит вперед по вертикали, по диагоналям и по горизонталям вбок на одно поле и берет фигуры противника по косой линии (по диагоналям). Ни ходить, ни бить назад пешка не может). Покажите ребенку как пешки, достигшие последней горизонтали, превращаются в различные фигуры. Чудесные превращения, как в сказке! Пусть он попробует это сделать сам.

Третий урок

Повторите коротко все, что вы проходили на предыдущих занятиях. Ничего, что ребенок будет путаться, постепенно он все запомнит.

Объясните, как ходит ладья и как она может брать неприятельские фигуры (ладья ходит и “ест” по горизонтали и по вертикали на любое количество полей). Расскажите, что такое горизонталь и вертикаль. Теперь дайте возможность ребенку объявлять шахи королю. Решайте простейшие задачи. Поставьте позицию, например, где ладьей нужно объявить мат в один ход. Выводите на сцену слона, покажите, как он ходит по диагонали на любое количество полей. (Поставьте на пути слона какие-нибудь фигуры, пусть ваш ребенок “покушает” их.)

Если ребенок усвоит, как ходит ладья и слон, то ему легко будет усвоить, как ходит ферзь (ферзь ходит и бьет фигуры противника на произвольно большое расстояние, ограниченное лишь размерами игровой доски). Расставьте шахматы и попробуйте теперь сыграть настоящую партию.

Не забывайте тактично во время игры напоминать малышу, как правильно ходят фигуры, и ваше терпение будет вознаграждено!

Виды шахмат

Сегодня существует более 20 вариантов игры в шахматы. О некоторых из них расскажем подробнее.

  • Классические шахматы. С персидского шахматы переводятся как «властитель умер». Самый распространенный вид шахмат. Здесь используется доска в 64 клетки и 32 фигуры: 16 черного и 16 белого цвета. Победу одерживает игрок, поставивший мат королю соперника.
  • Шахматы Фишера. Модификация Роберта Фишера появилась в 1996 году. В целом правила как у классических шахмат, но существуют свои особенности в начальной расстановке фигур и рокировки. Пешки находятся на доске как в классических шахматах. Слоны — на клетках разных цветов, а фигура короля — между ладьями. Остальные фигуры ставят в случайном порядке. Черные располагают в зеркальном отражении к белым.
  • Русские шахматы. В них играли на Руси в 9-10 веках. Позже были запрещены, а потом замещены классическими шахматами. Возродились в 1997 году, тогда появилась Международная федерация по русским шахматам. В этом варианте фигуры называются таврелями. Постановка фигур, рокировка и правила передвижения как в классических шахматах. Здесь имеется особая фигура — Хелга.
  • Шведские шахматы. В них играют две команды, по два игрока в каждой. Федерация Шведских шахмат появилась в 2007 году. Игра происходит сразу на двух досках. Сохраняются правила классических шахмат.
  • Мини-шахматы. Придумал математик из Англии Мартин Гарднер. Игра проходит на маленькой доске размером 5×5. Используются все классические фигуры, но только в единичном экземпляре.

Какой вред человеку наносят шахматы

Несмотря на развитие мышления и эмоционального самосознания, злоупотребление шахматами может нанести вред здоровью.

Этот вид спорта предполагает задействование умственных способностей. В ходе состязания тело остается неподвижным, что негативно сказывается на состоянии опорно-двигательного аппарата и мышечной массы.

Гиподинамия

Чем плохи шахматы? Шахматы являются малоподвижной спортивной игрой, что может негативно сказаться на общем состоянии здоровья, особенно если человек пренебрегает физическими нагрузками. В такой ситуации возможно развитие следующих негативных последствий:

  • человек может быстро набрать лишний вес;
  • столкнуться со спазмами и судорогами мышц;
  • онемением нижних конечностей из-за нарушения кровоснабжения при длительном положении сидя.

В ходе партии игроки имеют право покинуть стол и ходить по комнате. Движение помогает не только избавиться от неприятных симптомов, но и принять правильное решение.

Искривление позвоночника

В ходе игры внимание концентрируется только на шахматной доске и расположении фигур. Взрослые могут вспоминать об осанке, дети, напротив, бессознательно сутулятся

Позвоночник под давлением тела в растущем организме начинает искривляться.

Чтобы избежать сколиоза, родителям ребенка важно приучить его держать правильную осанку, предупредить о возможных проблемах. Снизить риск развития заболевания опорно-двигательного аппарата помогут следующие действия:

  1. Разминка в ходе игры. Пока противник обдумывает следующий ход, рекомендуется встать и пройтись.
  2. Выход на улицу. После интеллектуальной партии стоит увлечь ребенка подвижными играми с мячом, ракетками.

Искривление позвоночника не грозит взрослым, которые не страдают заболеваниями костной системы, такими как остеопороз и остеомаляция. В то же время при наличии следующих факторов риска у людей после 35 лет возможно развитие грыжи:

  • ведение малоподвижного образа жизни;
  • профессия предполагает длительное пребывание в положении сидя: работа в офисе, на фрилансе за компьютером, художество;
  • наличие лишнего веса;
  • недостаток кальция.

В таком случае рекомендуется почаще вставать в процессе игры, разминать мышцы шеи и спины, сохранять правильную осанку.

Злоупотребление временем

Шахматы могут стать интересным увлечением, на которое человек будет тратить большое количество свободного и рабочего времени. Каждая партия за исключением блиц-турниров может длиться максимум 2 часа, потому как обоим игрокам на обдумывание стратегии и развитие фигур дается по 60 минут. Игра требует высокой концентрации внимания, из-за чего человек забывает о времени. Может сформироваться определённая шахматная зависимость.

Шахматные турниры устраивают не только в реальности. Существуют сетевые ресурсы, предлагающие игры с другими людьми в реалиях интернета. При отсутствии чувства меры человек начинает злоупотреблять шахматами, в результате чего развивается хроническая усталость, нарушается работа нервной системы. Игрок становится раздражительным, невнимательным, замкнутым и неуверенным.

Чтобы избежать неприятных последствий, достаточно уделять шахматам 2-3 часа в день. По завершении последней партии стоит заняться другими делами. Рекомендуется играть в перерывах между учебой или работой, чтобы сбрасывать напряжение.

Риск для ребенка

Существует 2 основных негативных фактора, которые сопряжены с игрой в шахматы в детском возрасте:

  1. Стресс. Постоянное обдумывание решений, длительное пребывание в сидячем положении вызывают физическое и умственное перенапряжение. Организм ребенка испытывает сильный стресс, особенно в условиях турнира, где хочется выиграть приз и получить новый разряд.
  2. Сильное напряжение глаз. В ходе партии игроки внимательно наблюдают за противником и фигурами на доске. Органы зрения испытывают высокую нагрузку. В этот период наблюдается повышение внутриглазного давления, появляется сухость слизистых оболочек, покраснение склеры.

Взрослые умеют отвлекаться и контролируют себя во время игры, в то время как дети полностью отдают себя игре, оставаясь уязвимыми к стрессу и перенапряжению.

Чтобы не возникало проблем, родителям стоит давать ребенку, увлеченному шахматами, больше витамина A, научить делать перерывы во время партии, морально поддерживать во время турниров

Важно рассказать детям, что необходимо получать от игры удовольствие и постараться не расстраиваться от поражения

Игра в шахматы – как правильная модель восприятия мира

Ключевым преимуществом шахмат является то, что игра обучает игрока думать на перспективу и использовать необходимые для достижения цели ресурсы максимальным образом. Сегодня игра в шахматы – это своего рода бизнес-модель мира, где мы учимся выигрывать, принимать поражение или соглашаться на временный компромисс. Игра формирует правильное отношение к достижению целей и умение принимать проигрыш, закаляет дух целенаправленности.

Не важно, играет взрослый или ребенок, в процессе умственных баталий вырабатывается привычка размышлять подобным образом всегда. Иными словами просчитывать свои ходы в жизни, смотреть дальше линии сегодняшнего дня

Шахматы учат ставить перед собой краткосрочные и долгосрочные цели, вырабатывать тактику и стратегию их достижения. Предусматривать возможные затраты и «жертвы». Все это необходимо современному человеку для достижения успеха в жизни.

Польза шахмат для развития памяти детей

Чтобы преуспеть в этом виде спорта, малыши самостоятельно или на групповых занятиях изучают различные тактики и комбинации, учатся применять их на практике. Ученикам приходится усваивать большое количество материала. Поэтому, помимо мыслительных функций, игра в шахматы тренирует память, способствует развитию навыков обработки информации. Благодаря этому маленьким шахматистам легче дается учеба в школе, так как зрительное восприятие у них улучшается в разы. Развить память до высокого уровня – значит дать хорошую базу и для среднего, и для высшего образования.

Научиться играть в шахматы – замечательная цель. Но также не стоит забывать и о других способах развить интеллект ребенка, о возможности привить ему еще больше полезных навыков. На сегодняшний день существует огромное множество самых разных детских центров дополнительного образования. Обучение в них направлено, в том числе, и на комплексное развитие памяти ребенка. Выбирайте те кружки, секции и детские центры, обучение в которых проходит по передовым методикам, доказавшим свою эффективность.

Умение читать, считать и писать – это еще не все

Важно давать разностороннее образование, ведь оно – самый лучший вклад в будущее подрастающего поколения, который точно пойдет им на пользу

Общие правила

Игроки должны придерживаться установленных правил.

Основные из них:

  • шахматная доска располагается так, чтобы ячейки белого цвета были в верхнем левом и нижнем правом углах;
  • белые фигуры расставляются на 1 и 2 горизонталях, черные – на 7 и 8;
  • начинает игру тот человек, кому достались белые фигуры;
  • ходят игроки по очереди;
  • за 1 ход передвигается 1 фигура;
  • если шахматист касается своей фигуры, то он обязан сделать ею ход;
  • к фигуре соперника прикасаются только в случае твердого намерения ее забрать;
  • если надо поправить фигуру, то следует сначала заявить об этом вслух;
  • необходимо контролировать время для раздумья;
  • перед началом игры следует убедиться, что белый и черный ферзи стоят друг против друга.

Шахматная доска имеет 64 ячейки, одна половина из которых белая, а другая – черная. Все поле делится на зоны:

  • 8 горизонтальных и 8 вертикальных полос;
  • белая и черная основные диагонали;
  • 6 белых и 6 черных диагоналей;
  • большой центр, расположенный на пересечении средних 4 горизонтальных и 4 вертикальных полей;
  • центр доски – пересечение средних 2 горизонтальных и 2 вертикальных полос.

Расположение фигур на поле

Тем, кто начинает знакомство с шахматами с нуля, необходимо изучить порядок расстановки фигур перед игрой:

  • в первом ряду от игрока располагаются ладья, конь, слон, король и ферзь, слон, конь, ладья;
  • второй ряд занимают 8 пешек.

Тонкости нападения

Начинать играть дебюты лучше с клеток Е4 и D4. В этом случае сразу создаются открытые позиции для сильных фигур и рокировки. Королю требуется защита из своих пешек, поэтому выводить все пешки в нападение нельзя.

Лучше начать с клеток Е4 и D4, тогда открываются шаги для сильных фигур.

В игре нужно стараться не допускать сдвоения или строения своих пешек. В таких позициях они становятся отличными мишенями для атаки. Пешкам лучше идти друг за другом, тогда каждая следующая будет защищать стоящую перед ней.

В продвижении вперед требуются не занятые врагом ячейки. Освободить их можно, побив фигуру оппонента и поставив на ее место свою. При этом обязательно контролировать центр доски, добавлять для нападения на чужого короля новых участников сражения, не отдавать свои фигуры бездумно или случайно.

Не всегда следует достигать цель прямым нападением. Нужно применять шахматную стратегию. На практике это означает просчитывание событий хотя бы на пару шагов вперед, предугадывание действий противника, его возможных ходов

При этом важно помнить, что есть предсказуемые люди и те, кто действует под влиянием импульса. Умение правильно определять последствия того или иного хода и реакцию противника приходит с регулярной практикой

Ход пешкой по диагонали

Пешка – единственная фигура в шахматах, которая ходит и нападает по разным траекториям.

Продвигается вперед она только по свободным клеткам. Если перед ней есть фигура, то пешка дальше ходить не может. Часто случаются ситуации, когда чужие пешки упираются друг в друга и стоят до тех пор, пока какую-нибудь из них не убьет сильная вражеская фигура.

Атака пешки.

Атакует пешка по диагонали влево или вправо на 1 клетку. При нападении иногда применяется маневр «взятие пешки на проходе». Суть его в следующем:

  • пешка стоит на 2 горизонтали, а на 4 линии есть пешки противника, контролирующие 3 линию;
  • белая пешка, используя свое право перешагнуть через клетку, проходит «битое поле» и оказывается рядом с чужой пешкой;
  • соперник бьет ее на 4 линии, но свою пешку ставит на ранее атакованное поле 3 линии.

Выбираем учебник по шахматам

Для домашнего обучения нам понадобится учебник. Можно, конечно, остановиться и на компьютерном тренере. Компьютерная игра-обучалка для детей весьма популярна в наш век информационных технологий. Ни мама не нужна, ни клуб, ни шахматная доска… Только помните, что совсем маленьким студиозам перед компьютером дольше нескольких минут в день находиться не рекомендуется.

Какой выбрать учебник? Единого мнения на этот счет не существует. Есть в продаже книга В. Кострова и Д. Давлетова. Популярна в народе и книга В. Гришина. Есть на эту тему и другие издания. Принцип компоновки материала у них похожий: сначала малыша знакомят с фигурами, потом рассказывают, как они ходят и т.д.

Педагоги-практики уже много лет с удовольствием занимаются с дошкольниками по книгам И. Сухина.

Кстати, только им написаны шахматные учебники для самых маленьких – двухлетних детей. И подход к обучению у него более щадящий и учитывающий возраст игроков. Сухин считает, что играть всеми тридцатью двумя фигурами малышу сложно, охватить все 64 клетки шахматной доски – тоже, и книга ему предлагает сначала научиться играть на небольших фрагментах доски. Причем расставлять фигуры дитя научится вообще в последней главе! А всю книгу он будет играть со знакомыми героями: Буратино и Дюймовочкой, Незнайкой и Карандашом, Самоделкиным и Гурвинеком. Для игры нам также понадобится обычная шахматная доска с обозначенными на ней по горизонтали буквами и по вертикали – цифрами. Опытные тренеры советуют начинать с деревянных фигур довольно крупного размера, с диаметром основания 3- 4,5 см, строгой формы. Некоторые советуют купить фигуры, покрытые лаком – детям почему-то такие блестящие штучки больше нравятся…

Игра в шахматы решает сразу несколько задач:Познавательную: расширяет кругозор, учит думать, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности, ориентироваться на плоскости (что крайне важно для школы). Развивает изобретательность и логическое мышление.Воспитательную: вырабатывает целеустремленность, выдержку, волю, усидчивость

А также внимательность и собранность. Ребенок, обучающийся этой игре, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.Эстетическую: обогащает внутренний мир, развивает фантазию, учит радоваться красивым комбинациям.Физическую: побуждает уделять время физкультуре, чтобы хватало сил и выносливости сидеть за шахматной доской.Коррекционную: помогает гиперактивному малышу стать спокойнее, уравновешеннее, учит непоседу длительно сосредотачиваться на одном виде деятельности.

С какого возраста начинать

Польза игры в шахматы неоценима и для детей, и для взрослых. Как показывает практика, уже в три-четыре года ребенок может освоить шахматные правила. Но учитывайте, что крохе в таком возрасте слишком трудно долго концентрироваться на подобном процессе. Поэтому занятия не должны быть продолжительными. Многие эксперты советуют начать обучение в четыре-пять лет.

Не спешите сразу вести кроху в шахматную школу. Во многих подобных заведениях дети ведут себя слишком шумно и активно, внутри стоит хаос и гул. Тренер в таких клубах не сможет заниматься с каждым персонально. Ребенок может не понять правила и, что от него требуется, может испугаться. Первые проигрыши, стресс, новые люди и обстановка, неразбериха и суматоха напрочь отобьют интерес к шахматам и желание играть.

Поэтому начать обучение лучше дома, в привычной и комфортной обстановке. Когда уже кроха освоит азы игры, можно обратиться к тренеру или отдать малыша в шахматный кружок. А привить любовь к игре в шахматы должны родители. Объясните начальные правила. Но делайте это деликатно и терпеливо, без давления.

Подберите для ребенка удобный инвентарь. Доска не должна быть слишком большой или маленькой, магнитной или пластиковой. Выбирайте классическую деревянную доску 40х40. Здесь фигуры и детали будут в поле зрения ребенка. Фигурки должны хорошо отличаться друг от друга, чтобы малыш понял ценность каждой и смог отличить нужную. Они должны быть комфортными и не выскальзывать из рук.

Приучение к самостоятельности и ответственности

Ребенок учится самостоятельно мыслить логически и осмысленно принимать решения. Даже, казалось бы, простые решения (какой фигурой сделать ход) приучают детей к самостоятельности и ответственности. У них формируются общие навыки планирования действий, которые необходимы уже в дошкольном возрасте, чтобы дети учились правильно планировать свое время, стратегически мыслить и достигать целей.

Увы, многие из нас зачастую лишь запоздало вспоминают поговорку «семь раз отмерь, один – отрежь». А вот шахматы научат детей не принимать поспешных решений, ибо они часто являются ошибочными. Статистический анализ доказывает, что из числа людей, умеющих играть в шахматы, вырастают многие выдающиеся специалисты, учёные и руководители большого государственного масштаба.

Что понадобится

Очевидно — игральное приспособление. Во многих семьях оно может храниться с очень давнего времени. Если дома нет доски и фигурок, их можно приобрести в магазине.

При поступлении в секцию доски выдаются на время занятий. Когда же подобного нет, приспособление нужно привозить с собой и начинать тренировки.

Для углубленного изучения и новых знаний ребенку понадобится обучающая литература и книги. По ним он освоит практику самостоятельно и укрепит полученный на занятии материал.

Детские шахматы воспитывают чувство дисциплины, развивают интеллект и тренируют память. За счет этих положительных качеств ребенок достигнет успехов в учебе, научится грамотно рассчитывать свое время и анализировать информацию. Главное — стремиться к новым знаниям.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий