Ребенка обижают в школе: советы психолога

Моего ребенка обижают! Что делать?

Дать сдачи

В первую очередь, все
зависит от того, насколько часто и как обижают вашего ребенка. Одно дело, когда
за ним закрепилось какое-то обидное прозвище, совсем другое дело – если его
периодически бьют.

В подавляющем
большинстве случаев все можно решить путем «тонкой перенастройки» ребенка. Во-первых,
ему необходимо объяснить простую мысль – он также может быть для кого-то
проблемой, такой же, какой проблемой для него являются обидчики. Что обижают
только тех, кто никак не отвечает: обидчикам проще найти другую жертву, чем
постоянно противостоять смелому человеку, даже если он один.

— Но их много, я не смогу всем ответить! Они меня все
побьют толпой! —  Скажет ребенок.

На этот аргумент
необходимо ответить, что толпа всегда сплачивается вокруг лидера. И если «нейтрализовать
лидера» — то никто ребенка гарантированно не тронет. Однако ответ должен быть
достаточно жестким, чтобы не спровоцировать новую волну издевательств. Увы, но
в подавляющем большинстве случаев, когда ребенок боится, что его побьют толпой,
избежать насилия (в том или иной виде) не удастся. Ребенок должен дать сдачи. Если
ответ будет жестким, конфликт решиться раз и навсегда. Под жестким ответом понимается
именно удар – рукой, портфелем, тяжелой книгой – и это должен быть удар, то
есть действие, направление на причинение боли. И если ответ будет недостаточно жестким
– то вы усилите проблему.

Насилие – это наиболее
простой и наиболее быстрый способ решить проблему того, что вашего ребенка
кто-то обижает в школе. Существуют и другие способы, но они, откровенно говоря,
менее эффективные и не способны решить проблему в моменте.

Повысить авторитет
и самооценку

Если путь насилия
вы не приемлете – то можно воспользоваться другим способом – это поднять
авторитет ребенка в глазах окружающих, а также его самооценку. Конечно, этот
способ не сработает в том случае, если вы самостоятельно унижаете ребенка и
всячески подвергаете сомнению его полноценность. Ничто так не снижает
самооценку, как постоянное давление со стороны родителей. Так что если вы
склонны постоянно критиковать ребенка и оскорблять его (пусть и по мелочи) то
не удивляйтесь тому, что одноклассники просто продолжают вашу линию поведения.

Если же вы уверены
в том, что ваше отношение к ребенку корректно, если вы цените своего ребенка –
то нужно и ребенку передать это ощущение. Если ребенок знает, что в чем-то он
по-настоящему хорош, то на оскорбления он не будет уже реагировать столь остро.
Маленький человек будет думать: «Ну и пусть я очкарик/длинный/косолапый/заика!
Зато я лучше всех в этом городе рисую/катаюсь на коньяках/играю на треугольнике».
Когда человек себя по-настоящему любит, то и на чужие оскорбления и давление он
не реагирует или реагирует достаточно слабо. А когда гордиться объективно и нечем,
то и любить себя сложно. Даже взрослому человеку.

Если же вашего ребенка обижают в школе потому, что он «бедный» — то наиболее правильное решение – это перевод ребенка в школу попроще. На качество образования это если и повлияет, то очень слабо, а вот на психику вашего ребенка – кардинально. Либо вам, как родителю, нужно больше зарабатывать, чтобы ребенок не чувствовал себя хуже остальных.

Вариант: «Куплю ему самый дорогой телефон, чтобы все его одноклассники обзавидовались» не подходит. Если вы, будучи взрослым человеком, собираетесь таким поступком что-то доказать чужим, посторонним, маленьким детям, то вы клинический идиот, и, пожалуйста, закройте этот сайт. Дорогой телефон разобьют или отберут, ваш ребенок так и останется забитым, а вы — с кредитом на телефон. А как тут не быть забитым, если его родитель поступает, как дурачок?

Любите своего
ребенка, как себя, и он станет уважать себя; и ему не нужно будет бить всем
морды, чтобы чувствовать себя человеком.

Если ребенка обижают в школе: советы психолога

Нередко в жизни надо действовать на опережение. Чтобы вашего ребенка не обижали в школе, старайтесь с раннего детства максимально его социализировать и правильно вести себя в сложных ситуациях:

  • Чаще водите ребенка на разные выставки, новогодние представления, где он будет иметь возможность знакомиться с другими детьми.
  • Запишите его на какие-то кружки или в спортивные секции. Пусть он растет всесторонне развитой личностью. Кроме того, в других детских коллективах малыш заведет себе новых товарищей, приобретет дополнительный опыт общения.
  • Пытайтесь научить свое чадо грамотно выходить из конфликтных ситуаций, игнорировать дразнилки со стороны одноклассников и не формировать из себя «жертву». Объясните, что лучше не плакать, а сделать вид, что ему наплевать на насмешки. Учите его не терять собственную индивидуальность, отстаивать свою позицию и правильно выражать эмоции.
  • Создайте малышу комфортную и спокойную атмосферу дома, поддерживайте его в самых разных начинаниях. Чаще хвалите его и проводите больше времени вместе.


Дома должно быть комфортно

  • Приглашайте к себе домой одноклассников вашего ребенка. Устраивайте детские праздники. Так вы сможете наблюдать, как ваш ребенок общается с другими детьми и умеет ли он дружить.
  • Развивайте у ребенка любовь к чтению. Этот совет никогда не потеряет своей актуальности. Благодаря чтению у ребят развивается словарный запас, расширяется кругозор. Они учатся поведению у книжных персонажей и примеряют художественные истории на себя. Начитанный малыш быстрее подберет слова в сложной ситуации, чтобы с достоинством выйти из нее и не стать объектом насмешек.

Как разрешать конфликты в школе

Прежде всего, важно было выяснить у ребенка подробности. Без эмоций

Сильные эмоции родителя могут напугать ребенка, и он закроется. Проявите эмпатию, выразите ребенку свое сочувствие, но не показывайте своих эмоций.

Потом так же спокойно, без свидетелей, выясните подробности у учителя. Если бы папа, вместо того чтобы устраивать скандал на родительском собрании, выяснил подробности, он бы узнал, что учитель говорила “жаловаться нехорошо” другому мальчику, который достал ее своим ябедничеством: “А он мою парту двигает. А он мою резинку взял”, — подразумевая, что ребята вполне способны сами разобраться.

Она не подумала, что ее слова, случайно услышав, так буквально воспримет другой ребенок и перестанет жаловаться вообще кому-либо. В случае с девочкой она не знала, что происходило, так как все эти задирания были вне школы, а девочка ей, как и родителям, ничего не говорила. То есть учителю действительно было непонятно, почему у папы такая агрессивная реакция.

Папе, конечно же, не стоило начинать разговор с учителем до выяснения всех подробностей. И уж тем более не стоило вытаскивать подробности у ребенка (уже на следующий день) при учителе и директоре. Это дополнительный стресс для ребенка. Особенно с непроработанной установкой “жаловаться нехорошо”.

Почему детей обижают в школе?

Психологи, которые работают с детьми, оказавшимся под гнетом насилия, указывают на ряд причин, спровоцировавших его возникновение. Родители, которые хотят помочь ребенку избежать издевательств, должны знать, что причин, по которым в школе его могут обижать, может быть несколько. Чаще всего, травле подвергаются дети, отличающиеся от остальных. Это может быть национальность, внешность — прыщи на лице, торчащие уши, слишком высокий или маленький рост, плохие зубы, недостаток или избыток веса, — особенный стиль в одежде или прическе, недостаточное материальное положение, неполная семья, асоциальная семья, неряшливый вид, неприятный запах.

Поэтому, для того, чтобы разобраться в том, почему дети становятся объектом насмешек, родители должны установить причину их появления. Следует провести собственный анализ и максимально откровенно поговорить с ребенком — в чем, по его мнению, причина плохого отношения?

Нужно ли родителям вмешиваться в ситуацию?

В первую очередь, взрослый должен осознать, что решение этой проблемы – ЕГО обязанность (обязанность родителя, а не ребёнка). Для детей такая ноша слишком тяжела и может иметь негативные последствия в будущем.

Прежде всего, родителям нужно постараться выяснить причину, из-за которой другие дети обижают ребёнка. Затем определиться со своими действиями, в зависимости от конкретной ситуации.

Действительно, активное вмешательство родителей требуется не всегда. Мелкий конфликт с другим ребёнком мог возникнуть случайно: в ходе общения, игры. Так уж получилось. Через пару дней всё забудется, и дети снова начнут нормально общаться. Но даже в таких «лёгких» случаях родители должны поддержать своего ребёнка, подсказать ему, как лучше себя вести в той или иной ситуации.

Другое дело, если у ребёнка систематически возникают конфликты со сверстниками, с ним не хотят дружить, он подвергается преследованию со стороны других детей, его унижают, оскорбляют, бьют. Здесь нужно срочно принимать меры. Без вмешательства взрослых тут не обойтись.

Помимо всех прочих действий желательно обратиться к психологу. Он поработает с ребёнком, поддержит и успокоит его, научит правильно общаться со сверстниками, подскажет, как поступить в той или иной ситуации, как завести друзей. Также специалист объективно оценит обстоятельства конфликта и сориентирует родителей, как действовать дальше.

Ребенка обижают в школе – что делать?

Здесь действовать надо с «холодным» умом, поскольку бурные эмоции – не лучшие помощники в решении подобных проблем. Перед тем, как решить, что делать, если обижают в школе ребенка, родителям следует во всем основательно разобраться. Для это нужно собрать полную информацию о происходящем. В этом помогут следующие советы:

Если ребенка обижают в школе, но он при этом умалчивает, родителям придется действовать максимально осторожно. Один из них может завести с сыном или дочкой разговор на отвлеченную тему, а потом плавно перейти на рассказ о том, как он в юности столкнулся с агрессивностью со стороны сверстников

Возможно отпрыск решится и расскажет всю правду.
Когда ребенка обижают в средней школе, сгодятся и обходные пути для получения информации. Можно «случайно» оставить на экране монитора статью о подростковом буллинге, вслух привести пару фактов и этим вовлечь ребенка в разговор. По его реакции родители смогут сделать заключении о том, оправдано ли их опасение или нет.

Если догадки подтвердились, нужно как можно скорее выяснить причину травли. В этом поможет всесторонний анализ ситуации. Например, нужно выяснить, с кем общается сын/дочь, какие у него отношения с друзьями. Неплохо было бы пообщаться с классным руководителем и разузнать, какая обстановка царит в подростковом коллективе. Проанализировав всю полученную информацию, родители смогут принять правильное решение, как помочь их чаду.

Ребенка в школе обижают учителя

Нередко дети упорно отказываются ходить в учебное заведение не из-за травли сверстников, а из-за давления со стороны педагога. Зачастую жертвой становится ученик, мнение которого кардинально отличается от позиции учителя. Иногда объектом травли является тот школьник, родители которого конфликтуют с педагогом. Давление осуществляется следующим образом:

  • занижение оценок;
  • высмеивание перед всем классом;
  • оскорбление;
  • подзатыльники и другие способы физического воздействия.

Вот как действовать родителям, если учитель травит ребенка в школе:

  1. Побеседовать с педагогом. Разговор должен проходить в спокойной обстановке. Цель такой беседы – услышать объяснение от учителя, почему он так поступает.
  2. Если ребенка обижают в старшей школе и ничего после разговора с педагогом не изменяется, родителям следует пойти к директору учебного заведения. Здесь нужно написать заявление (в 2 экземплярах) с просьбой разобраться в происходящем. Одно остается у дирекции, а второе (с датой получения и подписью секретаря) родители забирают себе. Администрация должна предоставить письменный ответ в течение 30 дней после обращения.
  3. Если ситуация и дальше не изменяется, родителям следует обратиться в РОНО либо написать заявление в правоохранительные органы.

Гнобят в школе одноклассники – что делать?

Стратегия действий во многом зависит от возраста чада

Если травля происходит в младшей школе, родители просто могут побеседовать с классным руководителем и попросить его обратить внимание на беспокоящую их проблему. В средней и старшей школе такая тактика малоэффективна

В этом случае если ребенка травят в школе одноклассники, привлекать придется не только педагога, но и администрацию учебного заведения. Возможно понадобится помощь родителей дебоширы. При необходимости можно пригрозить и сказать, что доказательства буллинга будут переданы в соответствующую инстанцию.

Неотложная помощь

Прежде всего нужно трезво оценить ситуацию и величину проблемы.

Помочь может:

  1. Искренняя беседа по душам. Главное — выяснить ответ на вопрос «почему именно он?». Так можно докопаться до истины и понять, что он мог сделать нападающему. Если ничего, то дочка или сын невиновны в этой ситуации. Травля не бывает беспочвенной, и в ее причинах родители обязаны разобраться.
  2. Понимание того, только ли в школе ребенок подвергается издевательствам. Родители должны обязательно предложить свою помощь и пути решения проблемы. Школьнику нужна родительская поддержка: он должен чувствовать свою нужность и положительное отношение к себе.
  3. Детский праздник поможет сплотить коллектив и примерить враждующие стороны: школьная дискотека, спортивные соревнования или коллективный поход в кино. Детям нужно побыть в неформальной, внеклассной обстановке.
  4. Посещение спортивных секций поможет малышу найти для себя единомышленников. Хобби отвлекает человека и морально его восстанавливает.
  5. Помочь разобраться в себе и поведении обидчиков, вполне возможно, что школьник сам провоцирует конфликты. Не стоит на него давить, лучше объяснить правила поведения.
  6. Понимание того, что внешность не имеет никакой значимости, защитит ребенка от комплексов. Уверенность в том, что он любим такой, какой есть, не должна его покидать.
  7. Игнорирование и отсутствие реакции чаще всего приводит к тому, что врагам надоедает их жертва. К примеру, если отобрали ручку, нужно сказать: «Когда надоест ее держать, отдашь». Очень скоро она будет брошена на парту.
  8. Обязательно известить классного руководителя, который примет меры: проведет классный час, покажет тематический фильм и т. д. Главное — не называть обидчиков, потому что они могут принять оборонительную позицию и настаивать на том, что первые начали не они.
  9. Пояснить ребенку, куда он должен жаловаться в случае возникновения критической ситуации (классному руководителю, директору и т. д. ).

Итак, по каким признакам можно определить, что ребенку нужна ваша помощь, и пора вмешаться?

  • Ребенок часто приходит с синяками и царапинами, для которых нет повода.
  • У ребенка часто «ломаются», «портятся», «теряются» вещи.
  • Ребенок постоянно ищет повод не пойти в школу – выдумывает болезни, греет на батарее градусник, ссылается на больной живот и голову, и проч.
  • Ребенок начал плохо есть и спать. Появились проблемы со здоровьем и кошмары по ночам.
  • Успеваемость падает, как и интерес к школьным занятиям в целом.
  • Ребенок постоянно подавлен, на контакт идет неохотно.
  • Имеют место случаи побегов из дома, попыток самоповреждения и проч.
  • Рюкзак и форма ребенка часто «рвется» и «пачкается».

Если совпали хотя бы 3-4 симптома, которые повторяются изо дня в день, будьте уверены – вашему ребенку нужна ваша помощь.

Авторы Гайдпарка

  • Александр Бабкин

    У международной бюрократии нет ни воли, ни понимания

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    История денег

    Читать полностью

  • Продавец Воздуха

    Кругом беспорядки в ЕС

    Читать полностью

  • Бедный Виктор

    Где ситуация с коронавирусом хуже?

    Читать полностью

  • Алмаз Браев

    Аристократия нужна. Профилактика низости

    Читать полностью

  • Юрий Болдырев

    Так вот кто в России главный злодей!

    Читать полностью

  • Наталия Хроникер

    Скромность Путина провоцирует хищников

    Читать полностью

  • Ирусик Иванова

    Прогресс идет вперед

    Читать полностью

  • Екатерина Иванова

    Раздвинуть границы Лихтенштейна

    Читать полностью

  • Voxpop

    Эль Мюрид. Иностранные агенты – под закрытие

    Читать полностью

  • валерий рыженко

    Человек и волчья стая

    Читать полностью

  • Антон Савельев

    Почему социализм лучше капитализма

    Читать полностью

Ребенка обижают в школе. Страдание тихого человека

По этому описанию проблемы системно понятно, что ребенок обладает звуковым вектором. Дети со звуковым вектором тихие, задумчивые, несколько отстраненные от происходящего вокруг. Им как раз сложнее всего адаптировать шумный орущий коллектив одноклассников. Когда все дети на переменах бегают и прыгают, звуковик тихонько сидит в сторонке — читает или пишет что-то свое, просто размышляет.

На уроке он зачастую не слышит вопроса учительницы, так как погружен внутрь себя, часто задерживает с ответом, перед этим переспрашивает: «А?», «Что?», «Я?». Из-за этих особенностей другие дети считают его тормозом, странным типом, не таким, как все. Учителя кожные (сами скорые на решения и подвижные) вообще могут сказать, что ребенок отстает в развитии, обозвать его необучаемым. Но это совсем не так, у звуковика самый мощный интеллект! Просто в силу врожденных особенностей он сосредоточен на своих состояниях и мыслях, и ему необходимо больше времени, чем другим, чтобы вылезти наружу к людям из своего «домика» и дать адекватный ответ.

Странноватый чудик, не вступающий в драки и игры вместе со всеми, или чудачка, пишущая стихи и витающая непонятно где, вызывают непонимание у детей. Ведь все хотят быть как все, а этот странный тип отдельно ото всех сидит и не играет, белая ворона в классе. Это и становится причиной травли «не таких, как все». Над ними смеются, делают подножки, плюют на вещи, толкают, вешают обидные прозвища — все это для того, чтобы добиться от замкнутого на себе звуковика проявления эмоций. Стоит ему только показать свои отчаяние, страх и непонимание ситуации, как травля пойдет с удвоенной силой.

Если же не реагировать, то вскоре толпе будет неинтересно «забавляться» с безэмоциональным чудаком. Ждать, пока это случится, конечно, не стоит. Нужно помочь ребенку — обладателю звукового вектора общаться со сверстниками, ведь для него это и есть трудность. Но если такой ребенок правильно развивается, то он способен идти на контакт, и в конце концов коллектив его принимает. По крайней мере, его уже не травят, а принимают его одиночество и «заумность». Ведь звуковик не конфликтует, он не создает никому конкуренцию, он занят своими идеями и мыслями, и ему совсем нет дела до интриг и разборок в классе. И про него со временем забывают. Однако задача родителя не в том, чтобы свершились его чаяния и от его ребенка все отстали, а в том, чтобы помочь звуковику адаптировать орущий коллектив.

Что могут сделать взрослые в этом случае? В первую очередь родителям ребенка со звуковым вектором надо выяснить, почему у него не получается общаться с одноклассниками. Важным как раз является ваше поведение по отношению к ребенку. Кричите ли вы на него? Может, заставляете думать быстрее? Возможно, в доме слишком шумно, и ребенку нет возможности сосредоточиться? От этого он чаще замыкается на своих состояниях, ему комфортно в одиночестве, люди мешают ему, поэтому он теряет желание общаться, не видит в этом смысла.

В такой ситуации учитель тоже мог бы способствовать тому, чтобы ребенок со звуковым вектором вышел из своей ракушки. Как вариант, поручить ему изучить какую-то интересную тему и сделать доклад ребятам, чтобы потом вовлечь весь класс в интересное обсуждение.

Если издевательства зашли очень далеко — у ребенка постоянный стресс в школе, как в описанном выше случае, то однозначно нужно поменять школу, чтобы не травмировать ребенка дальше. В новом коллективе у него могут сложиться вполне дружеские отношения, если в коллективе будет иной климат, другой лидер и учитель, который активно вникает в проблемы класса и учеников. И обязательно обеспечить правильное звуковое воспитание, развивать свойства звукового вектора у ребенка — давать пищу для ума, вызывать на беседу, поощрять самостоятельный поиск решения проблемы.

Ребенок со звуковым вектором, растущий в комфортной для него обстановке (тишина и отсутствие крика), гораздо менее уязвим, легче адаптирует шумный детский коллектив. Не давать замыкаться на своих состояниях (не путать с необходимой для ребенка потребностью побыть в тишине и одиночестве). О том, как развивать и воспитывать маленького звуковика, можно узнать на тренинге «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана.

Ты защитишь меня? Разрешите детям жаловаться!

Я не знаю, когда и кто это придумал, но подобное убеждение прочно прижилось в детской субкультуре, и дошкольной, и школьной. Вариации убеждения: “ябедничать некрасиво”, “стукач”, “ябеда-корябеда”. Причем транслируют эту мысль не только дети друг другу, но и некоторые родители: “Не надо мне жаловаться! Учись сам решать свои проблемы!”.

Сколько психологических травм бывает из-за этого “нехорошо жаловаться”. Ребенка обижают. Он сам не может себя защитить. И пожаловаться не может, потому что есть запрет на жалобу. Некоторые дети годами терпят издевательства одноклассников, но не жалуются. Пожалуйста, разрешите детям жаловаться!

Поскольку я являюсь хозяйкой маленькой собачки чихуахуа, я имею возможность наблюдать разные способы ее взаимодействия с миром во время прогулки. Она с громким лаем гоняет голубей, ликуя, что хоть кто-то ее боится. Она с любопытством обнюхивает йорка, потом виляет хвостом и скачет, приглашая его поиграть.

Настораживается и замирает, когда приближается ребенок, так как не понимает, чего от него ожидать: он просто пройдет мимо или полезет гладить? Поднимает на меня голову, как будто спрашивая взглядом: “Ты ведь защитишь меня?”. Но если моя чихуахуа увидит крупную собаку, стремительно от нее убегает и просит защиты у меня на руках. То есть она демонстрирует разные модели реагирования: нападать, замирать, убегать, искать защиту — и все это про “защити себя”.

Убежать и спрятаться — это тоже не дать себя в обиду. Мне бы в голову не пришло учить крохотную чихуахуа нападать на крупную собаку. Это кажется очевидным. Но почему тогда при воспитании детей мы так часто игнорируем факт того, что дети разные, в том числе и по росту, и по силе, и учим их универсальной модели поведения: “Не жалуйся. Умей за себя постоять. Дай сдачи”.

Вы видели, как выглядит тот мальчик (обидчик), кому вы советуете дать сдачи? Инстинкт самосохранения подсказывает ребенку не давать сдачи. На уровне инстинктов у него тоже заложены разные модели реагирования. Идти за инстинктом или слушать родителей? Еще раз подойти к родителям со своей проблемой? Но он опять услышит: “Я же тебе уже сказал, дать ему как следует и больше не жаловаться”.

Ребенок жаловаться перестает. Родитель убежден, что проблема решена. Но ребенок просто перестал жаловаться. Хотя по-прежнему не может дать сдачи. Терпит.

Если ребенка обижают в школе — советы психолога

Проблему проще предотвратить, чем решить, когда она уже имеет место:

  • Воспитывайте в ребенке самоуважение и уверенность в себе. По статистике дети, у которых есть эти черты характера, крайне редко становятся объектами насмешек, издевок, унижений со стороны сверстников и старшеклассников.
  • Выстраивайте доверительные отношения со своим сыном или дочерью. Дайте им понять, что они могут прийти к вам с любой проблемой. Для этого всегда во всех ситуациях будьте на стороне ребенка. Даже если он тысячу раз неправ, найдите способ конструктивно объяснить, что он поступил плохо, но прямо не вините его.
  • Учите защищать себя и тех, кто слабее. В этом смысле хороший результат дают занятия спортом, творческие увлечения.
  • Научите правильно реагировать на неприятные ситуации: не брать на свой счет обидные высказывания, не выяснять отношения силой и применять её только когда нужно защищаться. Развивайте в нем чувство юмора и с его помощью снимать напряжение в конфликтных ситуациях.

Если ребенок стал жертвой буллинга, покажите ему, что он не один. Не дайте поверить, что он плохой и поэтому его обижают. Посмотрите вместе фильмы, посвященные школьной травле. Например, «Чучело», «Кэрри», «13 причин почему», «Или ты, или тебя», «Клуб «Завтрак»». В них ребенок сможет со стороны увидеть ситуацию, похожую на ту, в которой он оказался, и понять, что проблема не в нем, а в тех, кто инициирует издевательства.

Привлеките психолога. Психологическая работа с проблемой поможет ребенку разобраться в происходящем, найти сильные стороны своего характера, восстановить психическое равновесие, а, возможно, и наладить отношения с одноклассниками.

Издевательства со стороны одноклассников имеют катастрофические последствия для жертв школьного буллинга, но есть еще более разрушительная для детской психика ситуация — травля со стороны учителя. Особенно в начальных классах, где у педагога абсолютная власть над детьми, причем детьми с только формирующейся психикой.

Если в начальной школе учитель унижает ребёнка при классе, открыто его недолюбливает, перевод в другую школу может стать лучшим решением. Даже если родители добьются, чтобы учителя как-то наказали, заставили извиниться, вряд ли это повлияет на его отношение к ребёнку. Он может перестать открыто выражать свою неприязнь, но в его власти настроить против неугодного ученика других детей.

Если учитель невзлюбил ребенка-старшеклассника, нужно попытаться разобраться с ситуацией. Перевод в другую школу это уже крайняя мера. Подросткам психологически сложно адаптироваться в новом коллективе и нет гарантии, что в другой школе все учителя будут лояльными. Но, конечно же, каждая ситуация индивидуальна.

Как понять, что с ребенком что-то не так

Даже в семье с доверительными отношениями ребенку бывает сложно сказать, что у него в школе проблемы. Иногда дети пытаются это скрыть, потому что боятся расстроить и побеспокоить родителей, или боятся, что родители согласятся с обидчиком и не захотят помочь. Иногда ребенок думает, что ситуация станет только хуже, потому что в классе могут назвать ябедой.

Вот на что родителям стоит обратить внимание:

  • Любые резкие изменения в поведении и настроении ребенка (замкнутость, агрессия, вызывающее поведение, ребенок уходит в комнату и не хочет общаться);

  • Повышенная раздражительность (внезапные изменения настроения, вспыльчивость, жестокость по отношению к домашним животным или младшим детям);

  • Плаксивость, пугливость (ребенок начинает бояться того, что раньше его не пугало);

  • Какие-то физические признаки (синяки, царапины, ссадины), о причинах которых ребенок отказывается рассказывать или намеренно не придает им значения;

  • Нарушения сна, аппетита (долго засыпает, снятся кошмары, отказывается от еды или, наоборот, слишком много ест, с трудом встает по утрам именно в школу);

  • Частая потеря вещей, а также если вещи часто бывают порванными или испачканными;

  • Просьбы о дополнительных карманных деньгах;

  • Жалобы на вещи, которые его раньше не беспокоили. Например, раньше его не волновал его рост, вес, внешность, достаток семьи, а сейчас он на это жалуется;

  • Нежелание ходить в школу. Часто дети могут опаздывать или прогуливать школу, чтобы меньше времени проводить среди сверстников. Либо, наоборот, они задерживаются после уроков, ожидая, когда все остальные дети разойдутся;

  • Снижение успеваемости из-за стресса;

  • Категорический отказ обсуждать происходящее.

Один или даже нескольких признаков не обязательно свидетельствуют о том, что ребенка травят, это могут быть какие-то другие проблемы.

Признаки, что ребенка травят в школе

Сегодня буллинг – это не редкость. Этот термин используется для характеристики агрессивного преследования одного из членов коллектива другими. Чаще буллинг встречается в подростковой среде. Цель школьного насилия – вызвать страх у объекта нападок и подчинить его себе. При этом буллинг бывает:

  1. Прямым – жертва подвергается открытому воздействию и оскорблению.
  2. Косвенным – об объекте распространяют всевозможные слухи или объявляют ему всеобщий бойкот.

Выделяют такие разновидности буллинга:

Разобравшись в видах буллинга, родителям будет легче выявить предупреждающие знаки, указывающие на то, что чадо подвергается травле или участвует в ней. Если ребенка обижают в школе, судить об этом можно по следующим фактам:

  1. У сына или дочери появились проблемы со сном или ему часто снятся кошмары.
  2. Ребенок говорит о суициде, совершает побеги из дома, наносит себе раны и причиняет другой вред.
  3. Желая уйти от реальности, подросток погружается в мир компьютерных игр или начинает проявлять интерес к спиртным напиткам.
  4. Ребенок отказывается от еды или напротив сильно переедает.
  5. Сын/дочь жалуются на частые головные боли или боли в животе.
  6. У пришедшего со школы подростка порвана одежда, сломаны электронные устройства, отсутствуют ювелирные украшения.
  7. На теле у ребенка появляются новые ссадины, порезы и синяки.
  8. У подростка ухудшилась успеваемость, он отказывается ходить в учебное заведение.
  9. Ребенок замыкается, сторонится социальных контактов.

Однако предупреждающие знаки могут указывать не только на то, что ребенка обижают в классе, но и на причастность сына/дочери к травле. Судить об этой проблеме можно по следующим признакам:

  1. Сын или дочь стали слишком агрессивными. Подросток часто вступает в конфликты и сам инициирует драки.
  2. Ребенок сильно беспокоится о своей популярности, дружит с дебоширами и теми детьми, которые держат других в страхе.
  3. У подростка появились новые вещи и наличные деньги (при этом родители или другие близкие взрослые люди ему их не давали).

Самозащита ребенка

Взрослые не всегда рядом. Ребенок способен защититься и защитить себя от хулиганов сам. Не нужно обладать огромной физической силой или владеть искусством витиеватой речи. Нужно иметь внутренний твёрдый настрой не поддеваться на провокацию и предпринять несколько простых мер.

  • С самого начала знакомства с коллективом, не задирай других, но и не унижай себя. Рассказывай про себя простые факты, но не выкладывай лишнюю информацию. Например, не говори про зарплату родителей, про наличие карманных денег и своих умственных способностях.
  • Не бери в школу дорогие вещи и много денег. Возьми сколько необходимо на обед или проезд.
  • Не хвастайся. Не хвастайся новыми вещами, недавней поездкой или крутым подарком. Некоторые моменты твой жизни вообще не нужно знать другим.
  • Имей чувство юмора. Иногда умение посмеяться над собой и ситуацией разряжает обстановку и помогает избежать ссоры
  • Ходи светлыми и людными улицами. Избегай темных переулков и глухих мест
  • Если видишь опасность, продумай план отступления. Лучше быстро убежать, чем пострадать, ведь силы не равные.
  • Контролируй свою онлайн — жизнь. Подумай о своём контенте, убери возможность оставлять комментарии под твоими фото.
  • Не выкладывай свои сомнительные фотографии
  • Следи за внешним видом. Регулярно мойся, чисти зубы и меняй грязную одежду.
  • Говори взрослым про буллинг. Сказать о проблеме — это первый шаг. Не бойся прослыть ябедой. Иногда вмешательство взрослых быстро помогает решить проблему.
  • Общайся с хорошими людьми. Хорошие друзья способствуют здоровой самооценке и служат поддержкой. Они могут быть разного возраста и происхождения, отличаться по интересам.

  • Держись своих высоких нравственных норм. Хулиганы проверяют «жертву» на слабость. Если не поддаться, то задира со временем отступит и даже начнёт уважать тебя.
  • Работай над собой. Развивай уравновешенный взгляд на себя. Замечай свои плюсы.работай над минусами, но не занимайся самобичеванием.

Итак, детские коллективы могут быть дружными! Правильные отношения между учителями и детьми, а также их родителями поможет сохранить о школьных годах тёплые воспоминания!

И в заключение

Здесь было оговорена только юридическая сторона проблемы – подросткам нужно понимать, что за свои действия придется отвечать и не всегда только замечанием в школьном дневнике. Моральная сторона этого вопроса куда сложнее, чем то, что описано в УК РФ и КоАП РФ. Школьные травмы ребенка довольно часто приводят к серьезным психологическим проблемам во взрослой жизни.

Но, суть этой проблемы заложена как раз-таки во взрослых: их обязанность воспитывать своих детей. Родителям нужно понимать, что за действия своих детей отвечают они, и то, какие действия совершают их чада – также их зона ответственности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий