Развитие ребенка в 5 месяцев

Питание ребенка в 5 месяцев

Многие родители задаются вопросом о том, что можно ребенку в 5 месяцев, как правильно организовать его питание в этом возрасте. Как и прежде, для малыша главным блюдом остается грудное молоко или адаптированная молочная смесь, но для некоторых деток уже может возникнуть необходимость введения прикорма. Это решается индивидуально, причем педиатр, а не мама, должен установить, учитывая множество факторов:

  • сколько весит ребенок в 5 месяцев;
  • на естественном или искусственном вскармливании он находится;
  • на сколько правильно протекает его физическое развитие;
  • нет ли симптомов анемии или гиповитаминоза, кишечных расстройств.

Меню ребенка в 5 месяцев на ГВ

Здоровому малышу, которого кормят грудью, до достижения полугодовалого возраста прикорм не рекомендуется. Маме следует лишь следить за собственным питанием, которое должно быть полноценным, богатым на витамины и минеральные вещества, чтобы молоко соответствовало биологическим потребностям грудничка. Прикорм ребенка в 5 месяцев может потребоваться, если врач диагностирует недобор веса, отставание в физическом развитии или у мамы плохая лактация.

В качестве первого «взрослого» блюда специалисты советуют предлагать монокомпонентный продукт – кашу (рисовая, овсяная, гречневая) либо овощное пюре (кабачок, тыква, цветная капуста, брокколи). Начинать нужно с 0,5-1 чайной ложечки, постепенно доводя объем до 100-150 г и заменяя прикормом одно кормление. В некоторых случаях при плохом наборе массы тела специалисты могут порекомендовать не прикорм, а докорм смесью.

Питание ребенка на ИВ в 5 месяцев

Меню малыша в 5 месяцев необходимо дополнять прикормом, если отмечаются следующие признаки, которые свидетельствуют о том, что он готов к расширению пищевого рациона:

  • кроха хорошо держит головку, сидит без поддержки;
  • есть интерес к еде, которую употребляют взрослые;
  • малыш может брать еду из ложки, не выталкивает ее.

Для искусственников также рекомендуется в качестве первого прикорма злаковая каша или пюре из овощей. При этом, если малыша периодически тревожат запоры, то лучше начинать с овощей, а если случаются диареи или вес сильно маленький, рациональнее вначале вводить кашу. Касательно того, сколько съедает ребенок в 5 месяцев, существуют такие приблизительные нормы: питание 5-6 раз в сутки, общий объем съедаемой пищи – 900-1000 г. Одновременно с введением прикорма рекомендуется предлагать крохе водичку – не более 50 мл в сутки.

Что должен уметь делать малыш в 5 месяцев?

в этом возрасте малыш уверенно поднимает головку и корпус, опираясь ручками на поверхность;
умеет менять положение, переворачиваясь со спинки на бочок и живот.  Если кроха пока еще не переворачивается самостоятельно с живота на спину, то старайтесь почаще заниматься с ним упражнениями, укрепляющими мышечную систему и делайте массаж;
хватательный рефлекс и глазомер уже достаточно развиты и малыш без особого труда дотягивается до интересной игрушки и хватает ручкой;
если демонстрировать пятимесячному ребенку яркие картинки в книге,то он некоторое время фокусирует взгляд на красочных иллюстрациях

Кроме этого, малыш должен уметь концентрировать внимание на заинтересовавшем его действии и следить за событием взглядом;
5 месячный ребенок умеет агукать и издавать звуки, напоминающие слоги;
должен моментально уметь отличать «своих» от «чужих». Когда перед глазами крохи появляется незнакомый или малознакомый человек, то он может расплакаться и успокаивается, когда незнакомец исчезает из его поля зрения;
должен уметь уверенно поворачивать головку на раздавшийся рядом звук;
обхватив, что-нибудь ручками уже пытается садиться;
при держании ребенка за подмышки в вертикальном положении, он становится на ножки, почти полностью распрямив их;
кроха учится подползать.

Что должно насторожить

На шестом месяце жизни ребенка необходимо внимательно следить за своевременностью появления навыков. Следует срочно обратиться к педиатру, если у вашего крохи:

  • не исчезли врожденные рефлексы;
  • не появились навыки переворачивания со спины на бок;
  • есть сложности в поднятии своего туловища из положения лежа на животе;
  • снижена активность. Во время бодрствования он не желает двигаться и играть, реакция на предложение позаниматься становится резко отрицательной;
  • нет реакции на собственное имя, он не поворачивает голову в сторону звука;
  • сильно заметно снижение темпа набора веса и роста. Его показатели сильно отличаются от нижней границы возрастной нормы;
  • если внешне все хорошо, но вы чувствуете необоснованную тревогу.

Безопасность грудничка

Ребенок становится все активнее и стоит пристальнее смотреть за ним. Вот несколько советов:

  1. Ваш малыш уже активно собирает игрушки и прочее. Вы должны стать бдительней. Убирайте мелкие, острые предметы подальше.
  2. Дитя активно переворачивается. Не стоит оставлять его на кровати без бортиков. Не пройдет и минуты, как он свалится на пол.
  3. Ребенок начинает все совать в рот. Пересмотрите игрушки, они должны быть из качественного материала. Их нужно часто мыть детским мылом, чтоб не накапливались бактерии.

Многие родители имеют ошибочное представление о физическом развитии малыша. Не заставляйте его садиться, пока он сам этого не захочет, чтобы не нарушить позвоночник и строение малого таза.

Некоторые детки уверено садятся в 5 месяцев, другие в 7. Малыш сам почувствует, когда его тело будет готово и начнет прогрессировать.

Психологические особенности

Психология малыша на пятом месяце начинает меняться, появляются новые привычки и вместе с ними — новые потребности. Малыш уже более или менее представляет, какие люди входят в его семью и соответственно составляют его круг общения.

У него начинает появляться доверие к окружающим, и если раньше ваш младший член семьи охотно общался с любым благожелательно настроенным человеком, то теперь ребеночек различает «своих» и «чужих», и к чужим относится с некоторым недоверием.

Свое недоверие маленький человечек может выражать по-разному, чаще всего это слезы и капризы, но также может начать причинять боль и гримасничать.

В этом возрасте малышу не нравится находиться рядом с чужими людьми, он неохотно идет на руки к чужим — когда приходят гости, лучше не перегружать ваше чадо эмоциями, и если ваш сын не высказал свое желание контактировать с вашими гостями, то не стоит его принуждать.

Также в этом возрасте дети начинают различать интонации. Ласковые слова вызывают смех и улыбки, в то время как строгое обращение может довести детишек до слез.

Я хотела бы отметить и то, что ребенок в этом возрасте нуждается в большом количестве общения с родителями, нужно много разговаривать с ним, заниматься, рассказывать обо всем, что попадает в поле зрения.

Организация распорядка дня и время сна

Четкий распорядок дня полезен не только для малыша, но и для мамы. Итак, лучшим временем для пробуждения пятимесячного малыша является время с 6 до 6.30 утра. Количество кормлений может изменяться от пяти до шести, распределяться они должны через равные промежутки времени в течение суток.

Дневной сон также должен быть распределен через равное количество часов. Так в среднем в течение дня малыш может спать до трех раз по полтора-два часа. Очень полезен дневной сон на свежем воздухе. Однако, организовывать его нужно только при хорошей погоде. Дождь, слякоть и холод еще никому не шел на пользу. Ночной сон составляет 9-10 часов.

Перед сном малышу можно сделать легкий массаж

Для того, чтобы малыш и его родители могли хорошо высыпаться ночью, следует еще с вечера позаботиться о правильной организации ночного сна.

  • В пятимесячном возрасте ребенок уже хорошо воспринимает слова, звуки и речевые интонации. Это значит, что перед сном ему можно и нужно читать сказки с хорошим и добрым сюжетом или петь колыбельные песни. Все это позволит снизить возбуждение, успокоить грудничка и настроить его на продолжительный отдых.
  • Во время купания в ванну можно добавить настой ромашки. Она способна успокоить и настроить на сон. Кроме того, ромашка является природным антисептиком, который положительно воздействует на состояние кожи младенца.
  • А вот игрушки в кровать лучше всего не давать. Малыш попросту не поймет, зачем она и будет использовать ее в качестве развлечения, что плохо скажется на процессе засыпания.
  • После ванны, за полчаса до сна можно сделать расслабляющий массаж с молочком или маслом. Это поможет малышу успокоиться.

Еще несколько советов

  • Ни в коем случае не нужно нарушать режим сна и бодрствования. Так, например, не стоит ходить на прогулку сразу после пробуждения. Лучше всего сделать это через несколько часов, так как свежий сон расслабляет грудничка и большинство детей в этом возрасте спин на улице.
  • Вопреки советам старших родственников, не стоит кутать или пеленать малыша на ночь. Ему может стать жарко или движения будут стеснены, что вызовет дискомфорт и помешает крепкому и спокойному сну и ночному отдыху. В качестве одежды на ночь лучше всего выбирать кофточки свободного кроя из натуральных, дышащих тканей.
  • В возрасте пяти месяцев дети начинают учиться манипулировать вами, поэтому не нужно хватать их на руки при первом же капризе. Если сделайте это один раз – будьте готовы успокаивать своих капризулей так постоянно.
  • Кормить малыша лучше всего строго по графику. Не стоит переносить время приема смеси даже, если младенец проснулся раньше. Пусть он лучше поиграть любимой игрушкой. Это в месячном возрасте младенцу сложно потерпеть до кормления и нескольких минут. Ближе к полугодовалому возрасту ребенок способен четко осознавать, что без еды его не оставят и не стоит истереть, если на его взгляд мамочка задерживает бутылочку.

Развитие ребенка не только в пятимесячном возрасте, но и в обозримом будущем непосредственным образом связано с особенностями характера, физиологии и психологии крохи

Именно поэтому очень важно правильно организовать распорядок дня малыша и четко следовать ему, не делая поблажек ни себе, ни младенцу.

Частые проблемы

  1. Падения. В связи с возросшей подвижностью оставлять пятимесячного ребенка нельзя ни на минуту. В любой момент кроха может сделать переворот и оказаться на полу. Если это все же произошло, успокойте малютку и наблюдайте за поведением малыша. При любых настораживающих симптомах немедленно обратитесь за медицинской помощью.
  2. Капризное поведение вследствие начала прорезывания зубов. У многих 5-месячных малышей начинается процесс появления первых зубиков, доставляющий им немалый дискомфорт. Предлагайте малютке погрызть специальные прорезыватели, а также можете воспользоваться гелями с обезболивающим и охлаждающим эффектом.
  3. Проблемы со стулом после начала введения прикорма. У многих малышей первые пробы прикорма становятся причиной изменений стула – как разжижения, так и уплотнения. Чаще всего у крох, попробовавших прикорм, возникает , особенно, если новые блюда ввели в детский рацион слишком рано. К появлению запоров нередко приводит раннее знакомство с белковыми и молочными продуктами прикорма, а также недостаточное поступление жидкости. При появлении запоров продукты прикорма исключают из детского меню и следят за изменениями стула. Возвращение блюд, спровоцировавших запор, проводят очень медленно и маленькими порциями, а если стул снова уплотняется, их введение в меню крохи откладывают на несколько месяцев. Подробнее об этом читайте в статье про .
  4. Недостаточная прибавка массы тела. Малютка на грудном вскармливании должен прибавлять минимум 500 грамм в месяц. Если вес крохи по сравнению с показателями в 4 месяца изменился меньше, чем на 0,5 кг, это может послужить поводом для докорма или начала введения прикорма.
  5. Наличие гипертонуса или рефлексов новорожденных. В 5-месячном возрасте подобные признаки указывают на неврологическую патологию и требуют осмотра и консультации невролога.

Игры: чему можно научить

Поскольку малыша интересует всё вокруг него, почаще разговаривайте с ним, показывая ему то, что попадает в поле его зрения: небо, цветок, игрушку и так далее. Можно обучать малыша свойствам предметов, например, «вот шарик, он катится», или как произносят звуки животные: собачка лает, киска мяукает, изображая, как они это делают. Кроху это приведёт в неописуемый восторг, и он будет пытаться воспроизвести эти звуки сам.

Можно показывать малышу крупные цветные картинки с изображениями предметов и животных, называя их и объясняя, что или кто это. Такую книжку можно соорудить своими руками, делая не просто картинки, а вставляя элементы для развития: кармашки, разные детали на липучках и так далее.

Книжку с картинками можно сделать своими руками

Игры с подбрасыванием

Многие родители, играя с ребёнком, подбрасывают его на небольшое расстояние на руках. Сначала малышу страшно, но потом он привыкает к этому, с восхищением воспринимая это занятие. Но кроме радости для ребёнка и развития вестибулярного аппарата, в этом занятии скрыт определённый психологический момент — формирование доверия между мамой или папой и малышом, это чувство останется у него на всю жизнь

Соблюдайте, конечно, меры предосторожности, и если малышу некомфортно или страшновато, эту затею лучше оставить

Как учить ребёнка играть с мячом

Поиграйте с малышом в футболиста. Положите надувной мячик ему на стопы так, чтобы малыш упирался в них. Пусть он стучит по мячу ножками ими пытается оттолкнуть его. Такое занятие укрепляет мышцы ног, подготовит их к ходьбе.

У современных мам набирает популярность фитбол — специальный гимнастический мяч, с помощью которого малыша также можно физически развивать, делая различные упражнения.

Игры на специальном мяче доставляют удовольстве ребёнку

Игра в прятки

У малышей прятки вызывают бурные эмоции, они могут звонко хохотать во время игры. Научить играть очень просто — мама закрывает ладошками лицо и «прячется» от малыша, при этом говоря: «Где мама?», через несколько секунд появляясь. Также можно «прятать» малыша, накрывая его лёгким куском ткани, например, носовым платочком, который он может снять самостоятельно.

Пальчиковые игры

Эти игры развивают мелкую моторику, память. Это разжимание и сжимание кулачков и пальчиков, сопровождающееся песенками, стихами и сказками.

Популярна сказка-потешка «Сорока-ворона». Помните, в детстве мама играла с нами, водя пальчиком по открытой ладошке: «Сорока-ворона кашку варила, деток кормила — этому дала, этому дала, а этому не дала. Ты печку не топил, воду не носил, дрова не рубил — не дам тебе кашки».

Пальчиковая игра «Сорока-ворона» развивает память и мелкую моторику

Как играть с ребёнком в 5–5,5 месяцев — видео

Итак, ваш ребёнок растёт и развивается. Впереди ещё много разных достижений и побед. Но помните, ваш малыш индивидуален, и если что-то соседский мальчик умеет делать в 5 месяцев, а ваш нет, не нужно срочно бежать к врачу и проверять ребёнка на разные болезни. Всё придёт в норму в своё время. Соблюдайте требования педиатра, развивайте ребёнка и скоро вы будете радоваться каждому новому движению или звуку.

Умения и навыки

Если говорить о физическом развитии, то сейчас развитие движется более равномерно.

  • Ребеночек набирает вес постепенно, за счет увеличения мышечного корсета, мышечной массы.
  • Он пытается вставать, но ему пока не слишком удается. Чем больше попыток встать, тем быстрее получится. Если вы будете пробовать вместе с маленьким и поддерживать его под руки, то малыш будет стоят около пяти минут.
  • Скорее всего, малыш будет уже уметь сидеть и садиться самостоятельно. Мой мальчик садился в этом возрасте, но просидеть мог долго только если его немножко поддерживать.
  • Также у ребенка в этом возрасте появляются какие-то предпочтения. Если раньше он мог играть с тем, что ему предлагали родители, то теперь у него есть любимые игрушки.

Чаще всего те приспособления, которые издают какие-либо звуки или шум. Хорошо бы использовать те игрушки, которые издают звуки при надавливании в определенное место. Сразу у малыша не выйдет повторить нужное движение, но со временем он научится.

И самое важное, что ребенок делает на пятом месяце — наслаждается собственным голосом. Ему доставляет большое удовольствие распевать различные звуки, и он не отказывает себе в этом удовольствии

Что малыш умеет?

  • Младенец освоил перевороты на спину с положения на животике. Теперь ребенок сам выбирает положение, в котором будет изучать окружающий мир. Некоторые малыши приступили и к освоению ползания. Пока они пытаются перемещаться на животе, активно перебирая ножками, а также перекатываются.
  • Малыш уже может сидеть, но только с поддержкой (к примеру, в стульчике для кормления). При этом спинка крохи согнута, поэтому медики не рекомендуют надолго оставлять 5-месячного ребенка в сидячем положении. Если вы будете держать малютку под мышки и поставите на прочную поверхность, то заметите, что ребенок будет стоять на выпрямленных ножках.
  • Кроха свободно управляет своими ручками и способен как ухватить, так и длительно держать предметы обеими руками. Предложите ребенку взять игрушку и увидите, как кроха схватит ее ручкой. Малютка будет внимательно изучать предмет и может так увлечься, что проведет с игрушкой до 10-15 минут.
  • Карапуз уже хорошо узнает маму и других людей, с которыми часто общается. Он оживленно отвечает на проявления внимания от близких и различает тон, с которым с ним общаются. Незнакомцы же вызывают у ребенка совсем другую реакцию, преимущественно настороженную.
  • Речь малыша активно и представляет собой длительное гуление. У произносимых крохой звуков уже можно отметить определенную интонацию, которую ребенок копирует у родителей. Некоторые малыши уже проговаривают не отдельные звуки, а слоги.
  • Карапузу очень нравятся песни и потешки из маминых уст, что проявляется бурным весельем. Настолько же бурно кроха умеет выражать и отрицательные эмоции, например, когда забрали игрушку или положили в кроватку, а ребенок еще хотел пообщаться с мамой.
  • Малыш начал интересоваться едой взрослых. Он заглядывает в тарелки мамы и папы, и если родителям по нраву идея педагогического прикорма, такое поведение может стать поводом начать знакомство младенца с первыми порциями новой пищи.

Можете сделать упражнения, показанные в следующем видео, по методике О. Н. Тепляковой – эксперта по интеллектуальному развитию.

Особенности развития, рост и вес мальчиков и девочек в 5 месяцев

В 1-ый год жизни развитие малыша происходит очень стремительно: новорождённый не может даже удерживать голову, а в двенадцать месяцев ребёнок уже умеет ходить самостоятельно.

В 5 месяцев педиатрами установлены следующие росто-весовые нормы:

  • мальчики:
    • вес 6,7–8,3 кг,
    • рост 63,8–68,2 см;
  • девочки:
    • вес 6,1–7,9 кг,
    • рост 61,7–66,4 см.

В пять месяцев ребёнок уже может длительное время лежать на животе

В этом возрасте у малышей могут начать проявляться симптомы прорезывания зубов, и кроха станет более капризным, будет тянуть в рот руки или игрушки. Родители обычно замечают набухшие десна и увеличенное слюноотделение, что является вариантом нормы. Педиатры предупреждают, что некоторые дети более чувствительны к прорезыванию зубов, у них поднимается температура, начинаются проблемы с пищеварением, появляется диарея. В этом случае обязательна консультация врача, который осмотрит ребёнка и даст рекомендации, как облегчить это состояние.

Что должен уметь ребёнок: достижения и физические навыки

Дети растут быстро, и в пять месяцев ребёнок уже умеет:

переворачиваться со спины на бок и затем на живот. В такой позиции обзор окружающего пространства сильно увеличивается, поэтому у некоторых малышей в четыре-пять месяцев лежать так — это любимое занятие;
сидеть с поддержкой. Однако специалисты предупреждают, что родителям не следует самостоятельно присаживать кроху в этом возрасте, чтобы избежать проблем во взрослой жизни, поскольку позвоночник ещё недостаточно окреп;
хорошо опираться на ножки, когда родители поддерживают малыша подмышками;
управлять руками и ногами, с лёгкостью поднимать их лёжа на спине, подолгу рассматривать;
уверенно держать голову, приподнимаясь на локтях в положении на животе. Это значит, что мышцы шеи укрепляются;
удерживать игрушки

Новые предметы всё чаще привлекают внимание крохи, и он пытается дотянуться до них и схватить руками.

Нормы сна и бодрствования

Врачи и детские психологи настаивают, что с рождения ребёнка нужно приучать к режиму дня. Родители устанавливают время сна, активного времяпровождения, прогулок и развивающих игр. График полезен не только для взрослых, которые могут распланировать своё время, но и для малыша. Ведь так ему будет легче адаптироваться в саду и школе, где все занятия и отдых проходят по расписанию.

Дневной отдых делится на три периода: утренний, послеобеденный и вечерний. Педиатры рекомендуют хотя бы один сон проводить на улице, ведь свежий воздух очень полезен для здоровья крохи. Гулять с ребёнком нужно как минимум два часа в сутки, а в хорошую погоду это время можно увеличить.

Даже в холодное время года гулять с ребёнком обязательно, исключения составляют мороз ниже -15 градусов и сильный ливень

Двигательные навыки

Период между 5 и 6 месяцами жизни наполнен множеством различных изменений в двигательных умениях малыша. Одни дети осваивают их чуть раньше, другие — ближе к полугоду, третьи – перевалив за отметку в 6 месяцев. Среди наиболее ярких двигательных умений 5-6 месячного ребенка выделяются:

  • Уверенное поднятие туловища из положения лежа на спине в сидячее при помощи родителей. Некоторые дети к 5,5 месяцам осваивают умение самостоятельного выполнения этого упражнения. Удерживают тело в сидячем положении некоторое время. Правильным считается подъем туловища из положения на четвереньках, но в большинстве случаев малыши вначале учатся садиться через поднятие туловища из лежачего положения, опираясь на руку.
  • Попытки поползти или освоение этого навыка. В зависимости от развития мышц, малыш может начать ползать или только предпринимать попытки переместить свое тело. Достаточно часто этот навык начинается с движения назад. Кроха пятится, потому что механизм перемещения тела назад легче поддается пониманию младенца. Помочь карапузу освоить это навык можно, показывая положение на четвереньках. Придерживая живот на некотором расстоянии от поверхности, передвигайте руки и ноги малыша, имитируя движения. Чтобы правильно двигать конечности карапуза стоит помнить, что ползти получается в том случае, если рука передвигается вместе с противоположной ногой. Если вы перемещаете правую руку вперед, то вместе с ней нужно двигать и левую ногу.
  • Сильное выгибание тела, лежа на животе. Малыш уверенно поднимает плечи, упираясь на руки. Может оторвать одну руку из упора, чтобы достать игрушку. Во время этого упражнения позвоночник прогибается, давая крохе возможность подняться выше и увидеть больше. Находясь в такой стойке, ребенок ворочает головой по сторонам в поисках интересных предметов. Проведение таких упражнений подразумевает размещение ярких предметов и игрушек со всех сторон.
  • Быстро и уверенно переворачивается со спины на живот и обратно. Может совершить это действие, удерживая в руках игрушку. Созревание психоэмоциональной сферы наделяет кроху пониманием об удобном положении тела. В зависимости от желаемых манипуляций с игрушкой малыш может выбрать положение лежа на спине или животе. В этот период следует давать ему небольшие погремушки для самостоятельного изучения, чтобы перевороты давались легко.
  • Лежа на спине, высоко поднимает ноги, тянет их в рот. Гибкость и пластичность позвоночника, развитие мышц спины делают для малыша доступным такое времяпровождение. Необходимо следить за длиной ногтей на ногах и чистотой ног крохи, чтобы в ротик не попали микробы и он не поцарапал нежное телко.
  • Совершает уверенные хватательные движения. Удерживает игрушку, перекладывает ее из руки в руку, тянет в рот и рассматривает. Копируя поведение взрослых, может стучать ею, трясти, похлопывать. Может найти спрятанную под пеленку погремушку. Развитие базовой мелкой моторики очень полезно для головного мозга. Хорошо, когда у малыша есть несколько небольших легких игрушек, удобно ложащихся в руку. На них он будет оттачивать мастерство манипулирования руками.
  • При поднятии в вертикальное положение малыш полностью вытягивает ноги в коленях, стремится найти опору.

Что умеет ребенок — основные показатели к концу месяца (то есть к шести месяцам):

  • Переворачивается со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
  • Подползает вперед, назад, в сторону.
  • Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями. Приподнимает туловище и живот, сохраняя равновесие.
  • При поднимании подстилки, на которой он находится,  отводит в сторону вышерасположенные руку и ногу (реакция равновесия).
  • Сидит со слабой поддержкой, но легко теряет равновесие.
  • Лежа на спине, играет со своими ножками (координация движений: рука-нога)
  • Может от одной до трех-пяти минут заниматься с игрушкой самостоятельно.
  • Уверенно берет игрушку из любого положения.
  • Активно действует с игрушками – трясет, стучит музыкальным молотком или бубном, дергает колокольчик за ленточку, хлопает, бросает, сжимает резиновые игрушки, ощупывает. Когда берет в руки вторую игрушку, то сохраняет контроль за первой игрушкой.
  • Длительно следит за игрушкой, которую ему показывает мама, а далее тянет ручку и пытается ее взять.
  • Реагирует на настроение мамы – хмурится, если слышит раздраженный или сердитый голос,  и улыбается в ответ на ласковый голос.
  • Радуется маме и другим близким людям. В незнакомой обстановке  с незнакомыми людьми ведет себя иначе. К маме протягивает ручки.
  • Отзывается радостно на свое имя.
  • Прислушивается к шепоту и тихим звукам.
  • Активно манипулирует игрушками и предметами, обследуя их. Перекладывает игрушку из одной руки в другую руку.
  • Ищет игрушку (Где…?), делая повороты в сторону.
  • Следит за падающей игрушкой с большим удовольствием и с радостью.
  • Ровно и устойчиво стоит при поддержке за подмышки. «Танцует» — пружинит на твердой поверхности при поддержке за туловище.
  • Начинает овладевать первыми навыками самообслуживания –
    • пить из чашки, которую держит мама;
    • есть полужидкую и густую еду;
    • снимать с ложки полугустую или густую пищу губами,
    • Держать бутылочку с водой.
  • Лепечет (повторяет активно слоги по своему желанию).
  • Повторяет за взрослым в перекличках отдельные слоги и звуки уже освоенные им.

Желаю всем читательницам этой статьи радости общения со своим малышом! О том, что умеет ребенок на следующем возрастном этапе Вы узнаете в продолжении нашей «Маминой школы».

До новых встреч в рубрике «Развитие ребенка от рождения до года»

О дальнейшем развитии ребенка, играх и упражнениях с ним Вы можете прочитать в статье «Шестимесячный ребенок»

О развитии детей до года Вы также можете почитать:

Секреты колыбельных песен. Колыбельные и здоровье малыша. Как правильно  выбрать колыбельную и как ее петь?

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

“Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей”. Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для

Автор курса – Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта “Родная тропинка”

Правила ухода за ребенком

То, как будет проходить становление ребенка, во многом зависит от отношения родителей, их заботы и внимания

Важно организовать правильное развитие и уход за девочкой в 5 месяцев. В этом возрасте некоторые родители начинают вводить прикорм

Основным питанием при этом остается грудное молоко.

С ним девочка получат необходимые минералы и витамины. Прикладывать малышку следует каждые 3-4 часа днем и по потребности 1-2 раза в ночное время.

Сон должен составлять в среднем 15 часов в сутки. Укладывать в детскую кроватку девочку лучше до 23:00. Длительное бодрствование может привести к переутомлению и появлению проблем с засыпанием.

Нельзя забывать о гигиене. Каждое утро нужно умывать лицо, глаза. По мере необходимости следует чистить уши и нос. Перед каждым ночным отдыхом рекомендуется купать ребенка. Мыло стоит использовать не чаще двух раз в 7 дней.

Раз в неделю необходимо подстригать ногти. Пятимесячные дети активно изучают свое тело. Если у них будут длинные ногти, то они могут себя травмировать.

Минимум два раза в день с малышкой нужно гулять на свежем воздухе. Одевать девочку следует соответственно погоде. Матери требуется постоянно поддерживать телесный контакт с ребенком.

Развивающие игры с ребенком в 5 месяцев

  • Игры «Ладушки»  и «Сорока-Ворона» — это, прежде всего, игры позволяющие совершенствовать развитие ребенка в 5 месяцев, помогая улучшать моторику и тактильные ощущения. Для закрепления этих игр, малышу можно давать в ручки предметы разного материала – ложку, тканевые мешочки, гладкое дерево т.д. Предметы могут быть шершавыми, скользкими, теплыми, холодными, гладкими, пупырчатыми. Каждый предмет необходимо показать и рассказать о нем, а потом дать в ручку.
  • Игры в прятки или «Ку-Ку» — это распространенные игры с малышом в 5 месяцев, которые так любят дети. Вы можете показаться малышу, а потом спрятаться за углом и тихонько выглянуть и сказать : «ку-ку». Также можно прятаться и говорить ребенку, называя его по имени : «Женечка, а где твоя мама ?». А через несколько секунд показаться малышу и сказать : «А вот и мама!».
  •  Игры с зеркалом. Вы можете показать ребеночку зеркало, чтобы он увидел свое отражение. А затем постепенно отдалять зеркало от малыша. Ребенок в 5 месяцев интересуется не только предметами, которые находятся в поле зрения, но и те, которые находятся вдали. Во время игрового процесса с малышом, вы можете поставить зеркало так, чтобы малыш время от времени смотрел в него.

Кроме привычных погремушек, которые он учится перекладывать и трясти, для развития малыша следует приобрести пирамидку, куклу-неваляшку, мячик и различные игрушки, специально для купания.

Развитие речи

В пятимесячном возрасте речь развивается стремительно: ребенок произносит не только звуки, но и некоторые слоги, порой напоминающие такие долгожданные слова «ма-ма» и «па-па». Поддержите своего разговорчивого малыша: внимательно слушайте его, повторяйте за ним произнесенные слоги, вступайте в диалог.

Когда ребенок услышит, что вы подхватываете его «слова» и отвечаете на них, он будет произносить их, чтобы привлечь ваше внимание. Такие проявления осознанного использования речи свидетельствуют о том, что младенец учится поддерживать социальный контакт. Малыш уже может интонировать речь: сердитые фыркающие звуки будут означать недовольство, а беспечный лепет и радостное покрикивание – счастье и умиротворение

Малыш уже может интонировать речь: сердитые фыркающие звуки будут означать недовольство, а беспечный лепет и радостное покрикивание – счастье и умиротворение.

Как развивать малыша

Отдельно на шестом месяце жизни стоит уделить внимание разнообразию развивающих занятий. Усиление познавательной функции головного мозга позволяет вводить в жизнь крохи первые игры и обучающие занятия

Взрослые могут предложить ребенку:

  • Научиться бросать игрушки, стучать ими по разным поверхностям.
  • Игры-исследования. Предложите крохе яркую игрушку и предмет. Пусть он рассмотрит ее, пощупает, попробует на вкус. Назовите вещь. Покажите, что при ее помощи можно делать, какие звуки она издает.
  • Игры с зеркалом. Вначале дайте малышу рассмотреть свое отражение. После можно помахать малышу, показать артикуляционное упражнение. Хорошо петь перед зеркалом, рассказывать стихи.
  • Игра-захват. Старайтесь тренировать мелкую моторику ребенка, предлагая ему забирать из ваших рук предметы разной величины и формы.
  • Игры с музыкой. Во время прослушивания музыкальной композиции включайте и выключайте звук, стучите и хлопайте в такт мелодии.
  • Танцуйте с малышом на руках.
  • Давайте возможность попробовать на ощупь окружающие предметы. Это очень помогает малышу в формировании базы знаний.
  • Понюхать разные запахи. Предложите понюхать цветок, духи, фрукты и т.д. Называйте предмет, предлагаемый для изучения.
  • Сенсорное развитие. Хорошо давать малышу изучать предметы разной фактуры. Великолепно развивают малыша специальные мягкие коврики из разных видов ткани.

Развитие ребенка на 6-м месяце жизни предполагает разностороннее изучение окружающего мира при помощи органов чувств. Крохе еще не доступны логические и аналитические операции, но, чтобы они зародились, должны сформироваться прочные связи между предметом, его названием, звучанием, видом, вкусом, сенсорными качествами.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий