Питание детей по возрасту

Нормы питания

В целях соблюдения сбалансированности, питательности и полезности детского рациона в приложениях к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 Роспотребнадзор установил:

  • среднесуточные наборы пищевой продукции для детей в зависимости от возраста. Отдельно выделены наборы пищевой продукции для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также для кадетов (приложение 7);

  • требования к массе порций по различным блюдам, а также суммарные объемы блюд по приемам пищи (приложение 9);

  • суточную потребность в пищевых веществах, энергии, витаминах и минеральных веществах, а также процент распределения потребления пищевых веществ и энергии по приемам пищи в зависимости от времени пребывания в образовательной организации (приложение 10);

  • количество обязательных приемов пищи в зависимости от режима функционирования организации и режима обучения (приложение 12).

Помимо соблюдения перечисленных требований, меню для детей должно предусматривать распределение блюд, кулинарных, мучных, кондитерских и хлебобулочных изделий по отдельным приемам пищи (завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин, второй ужин) с учетом следующего:

а) при отсутствии второго завтрака калорийность основного завтрака должна быть увеличена на 5 % соответственно;

б) при 12-часовом пребывании возможна организация как отдельного полдника, так и «уплотненного» полдника с включением блюд ужина и с распределением калорийности суточного рациона 30 %;

в) допускается в течение дня отступление от норм калорийности по отдельным приемам пищи в пределах +/– 5 % при условии, что средний процент пищевой ценности за неделю будет соответствовать нормам, приведенным в таблице 3 приложения 10 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20, по каждому приему пищи;

г) на период летнего отдыха и оздоровления (до 90 дней), в выходные, праздничные и каникулярные дни, при повышенной физической нагрузке (спортивные соревнования, слеты, сборы и т. п.) нормы питания, включая калорийность суточного рациона, должны быть увеличены не менее чем на 10 % в день на каждого человека.

Особенности установления норм питания для детей-сирот.

Для детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, потерявших в период обучения обоих родителей или единственного родителя:

  • больных хронической дизентерией, туберкулезом, ослабленных детей, а также для больных детей, находящихся в изоляторе, устанавливается 15-процентная надбавка к нормам обеспечения, приведенным в таблице 3 приложения 7 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20;

  • нуждающихся в лечебном и диетическом питании, – по согласованию с органами здравоохранения определяются виды пищевой продукции и блюда с учетом заболеваний указанных лиц.

Кроме того, для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть организовано пяти-, шестиразовое питание в сутки по месту фактического пребывания ребенка (п. 8.1.2.8 СанПиН 2.3/2.4.3590-20).

Продукты из всех пищевых групп

Говоря о здоровом питании учащихся, надо заметить, что детям необходимо есть продукты всех пищевых групп – чтобы удовлетворить нужду своего организма в питательных веществах. Остановимся на этом подробнее.

Хлеб, другие злаковые и картофель.

Хорошо, чтобы питание школьников опиралось на эту группу продуктов. Готовя еду отдайте предпочтите муке грубого помола, здоровое питание предполагает, что 2/3 рациона школьников будут составлять продукты, изготовленные именно из такой муки.

Фрукты и овощи.

Для здорового, полноценного питания школьникам необходимо давать 5 порций разнообразных фруктов и овощей ежедневно.

Одной порцией может считаться:

  • 1 фрукт среднего размера – например, банан, яблоко, апельсин;
  • 2 фрукта маленького размера (таких, как слива), 10-15 виноградин, вишен, ягод;
  • 1 небольшая порция салата из свежих овощей;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных овощей – таких, как зеленый горошек;
  • 3 полных столовых ложки приготовленных бобовых – таких, как фасоль (если ребенок съест больше, это все равно засчитывается, как одна порция);
  • 1 столовая ложка сухих фруктов – таких, как изюм или курага;
  • 1 небольшой стакан натурального сока (если ребенок выпьет больше, это все равно засчитывается, как одна порция).

Молоко и молочные продукты.

Давайте детям, по крайней мере, 3 порции молочных продуктов в день. Это может быть 1 упаковка йогурта, 1 стакан молока или 1 кусочек сыра размером со спичечную коробку

Это особенно важно для здорового питания младших школьников. Молочные продукты пониженной жирности обычно содержат в себе такое же количество кальция и тот же перечень витаминов, которые мы находим в продукции нормальной жирности

Однако полностью обезжиренные молочные продукты детям употреблять нежелательно.

Мясо, рыба и альтернативные им продукты.

Мясо (особенно красное) и рыба являются наилучшими источниками железа. Однако бобовые (чечевица, фасоль), зеленые листовые овощи и обогащенные злаки также могут дать организму школьника достаточно железа.

Жирная рыба – такая, как сардины, анчоусы, макрель, лосось – очень богаты -3 жирными кислотами. Эти кислоты необходимы для правильного функционирования нервной, иммунной и сердечно сосудистой систем ребенка. Правила здорового питания не только школьников, но и детей вообще, говорят о том, что в неделю детям необходимо съедать 2 порции жирной рыбы. Однако избегайте давать ребенку рыбу-меч, поскольку в ней содержится большое количество ртути.

Жирные или сладкие продукты.

Продукты высокой жирности или с большим содержанием сахара – такие, как торты, печенье, шоколадные вафли, хрустящий картофель – дают школьникам много энергии, однако почти не содержат в себе витаминов. В небольшом количестве детям сладости употреблять можно, однако, только как компонент сбалансированного питания, а не как замену основной, здоровой и полезной пищи.

Новые продукты в рационе ребенка

Пищеварительная система и жевательный аппарат годовалого малыша развиваются, и хотя его блюда по‑прежнему должны быть нежной консистенции, в них могут встречаться мелкие кусочки. Вместо пюре, приготовленного в блендере, в меню ребенка появляются овощные рагу, которые можно просто размять вилкой, супы на овощных бульонах, паровые котлетки из мяса, несколько раз пропущенного через мясорубку.

Затягивать с введением твердой пищи не менее вредно, чем включать ее раньше времени, считают специалисты, поскольку при постоянном потреблении исключительно жидких (или полужидких) продуктов желудочно-кишечный тракт расслабляется, становится вялым, «ленивым». В итоге приток крови к органам пищеварения сокращается, ферментный аппарат не развивается, не набирает силу мышечный слой желудка и кишечника.

В числе новинок этого периода — «взрослые» молочные продукты (сметана жирностью 15 %, простокваша, неострый сыр), яичный белок, сладости (мармелад, пастила, зефир). Теперь кроху можно побаловать салатом из мелко нарезанных или натертых свежих овощей и фруктов, заправляя их растительным маслом, сметаной, йогуртом.

Несмотря на нововведения, родителям не стоит отказываться и от специальных детских продуктов: творожков, кефира, соков, а также сухих молочных напитков 3‑й ступени и детских каш, обогащенных витаминами, минералами и другими компонентами.

Если малышу не требуется особой диеты, мама может сама расширять его меню — разумеется, выбирая из продуктов, подходящих детям этого возраста. Предлагая новинки, продолжайте внимательно следить за тем, как кроха их переносит.

Вводить новые продукты в рацион малыша нужно по‑прежнему осторожно. Хорошим подспорьем для мамы в этом случае станет «пищевой дневник», куда в дни введения новых продуктов можно записывать размер порции, реакцию ребенка, аллергические проявления

Такой дневник поможет изучить вкусы и любимые блюда малыша и продумывать рацион, сообразуясь с его предпочтениями.

После года у малышей сильнее проявляются предпочтения в еде, и, если ребенок упорно не принимает какую‑то пищу (чтобы понять это, ее нужно предлагать не меньше 10 раз), попробуйте найти «недругу» замену среди продуктов, близких по составу: например, творог, снабжающий нас белком, можно заменить на куриное филе или кефир. Уважительное отношение к вкусовым пристрастиям ребенка поможет избежать проблем с отказом от еды.

Дети любого возраста имеют право не хотеть есть. Их, конечно, можно заставить, но только в ущерб им же самим. Причем вред будет не только для пищеварения, но и для характера — из детей, которых заставляли есть, что дают, часто вырастают люди нерешительные.

Использование продуктовых автоматов

В качестве дополнительного питания детей в организованных детских коллективах допускается реализация пищевой продукции через аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции. Такие нововведения предусмотрены в п. 8.3.2 СанПиН 2.3/2.4.3590-20.

Через автоматы может быть реализована следующая пищевая продукция промышленного изготовления:

а) в потребительской (мелкоштучной) упаковке (соки, нектары, стерилизованное молоко, молочная продукция, питьевая негазированная вода, орехи (кроме арахиса), сухофрукты);

б) в потребительской упаковке не более 100 грамм (мучные кондитерские изделия, в том числе обогащенные микронутриентами (витаминизированные) со сниженным содержанием глютена, лактозы, сахара).

При этом должны быть соблюдены требования к условиям хранения и срокам годности указанной пищевой продукции, а также к наличию документов, подтверждающих ее качество и безопасность.

Аппараты для автоматической выдачи пищевой продукции допускается устанавливать в обеденном зале при условии соблюдения нормы площади посадочного места.

Такие аппараты должны обрабатываться в соответствии с инструкцией изготовителя с применением моющих и дезинфицирующих средств не реже двух раз в месяц, а также по мере загрязнения.

ОБЩИЕ ВОПРОСЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В ВОЗРАСТЕ 1–3 ЛЕТ

Возрастной
период от
1 года до 3 лет жизни — ответственный этап перехода к взрослому типу
питания, имеющий определенные особенности. В питание ребенка
все активнее включаются продукты и блюда домашнего приготовления, но при
этом их ассортимент, консистенция, степень измельчения и технология
приготовления должны существенно отличаться от питания взрослых.

При
составлении
рациона важно придерживаться основных принципов:


питание должно удовлетворять основные потребности детей в макро- и
микронутриентах;


необходимо соблюдать разумное разнообразие рациона;


необходимо ежедневно включать в рацион ребенка все группы продуктов — овощи и
фрукты, молочные, мясо/рыбу, злаковые, сливочное и растительные масла;

•следует
учитывать индивидуальные особенности ребенка, семейные традиции и национальные
особенности.

Суточное
количество пищи для детей в возрасте от 1 года до 1,5 лет должно составлять
1000–1200 г, от 1,5 до 3 лет — 1200–1500 г. Средний объем одного кормления не
должен превышать физиологический объем желудка ребенка: в 1 год — 250 мл, в 3
года — 350 мл.

Для
детей раннего возраста рекомендуется режим питания с 5–6 приемами пищи, из
которых 3 основных и 2–3 дополнительных кормления. Дополнительный прием пищи —
полдник; также возможны молочный напиток перед сном и/или 2-й завтрак перед
прогулкой. Соблюдение режима питания для ребенка раннего возраста имеет
принципиальное значение. Это способствует выработке условного пищевого рефлекса
на определенное время приема пищи, что обеспечивает ритмичную работу
желудочно-кишечного тракта, своевременную и достаточную секрецию пищеварительных
соков, хорошее переваривание и усвоение пищи и в конечном итоге стимулирует
аппетит. Предпочтительно, чтобы часы приема пищи оставались постоянными.
Отклонения от установленного времени не должны превышать 30 минут. Возможны
индивидуальные колебания в объеме потребляемой пищи и в режиме питания.
Некоторые дети предпочитают более частые приемы пищи: их следует правильно
организовать, избегая стихийных перекусов (нежелательно использование в
промежутках между кормлениями соков, булочек, сладостей). Это приводит к
снижению аппетита, вытеснению из рациона ребенка важных продуктов питания,
способствует развитию кариеса и избыточной массы тела

При
построении режима питания ребенка важно следить за правильным распределением
продуктов и блюд в течение суток. Оптимальным является, когда завтрак
составляет 25% общей энергетической плотности рациона, обед — 30–35%, полдник —
15–20%, ужин — 20%

Горячее питание обязательно

Согласно гл. IV.1 «Организация питания детей», введенной не так давно в Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», в образовательных организациях основное питание детей должно включать горячее питание.

Положения об обязательности горячего питания детей содержатся и в СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (п. 8.1.2). Сухой паек (набор пищевой продукции) допускается использовать только при организованных перевозках групп детей автомобильным, водным и другими видами транспорта и при проведении массовых мероприятий с участием детей менее 4 часов. При этом, если продолжительность таких перевозок (массовых мероприятий) свыше 4 часов (за исключением ночного времени с 23.00 до 7.00), также должно быть организовано горячее питание.

Исключение горячего питания из меню, а также замена его буфетной продукцией не допускаются.

Здесь также отметим требования к температуре готовых горячих блюд (п. 11.6 МР 2.3.6.0233-21):

  • горячие блюда (супы, соусы, напитки) при раздаче должны иметь температуру не ниже 75 °C, вторые блюда и гарниры – не ниже 65 °C;

  • готовые первые и вторые блюда могут находиться на мармите или горячей плите не более 2 часов с момента изготовления либо в изотермической таре (термосах) – в течение времени, обеспечивающего поддержание температуры не ниже температуры раздачи, но не более 2 часов. Подогрев остывших ниже температуры раздачи готовых горячих блюд не допускается.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий