Совершенствуем физические навыки
Ребенок до года активно развивается физически: растет, осваивает все новые двигательные навыки, его мышцы и связки постоянно крепнут. Совсем скоро он научится ходить без поддержки взрослых.
Помочь своему чаду закрепить умения, а также освоить новые родители могут посредством развивающей гимнастики, направленной на укрепление растущих мышц и связок, которая рекомендована для этого возраста педиатрами. Она включает:
- сгибание-разгибание ручек и ножек;
- поднимание прямых ножек;
- махи и вращения ручками и ножками;
- вращения стопами, кулачками.
Продолжительность таких упражнений составляет для этого возраста до 20 минут в день
Перед их началом важно проветрить помещение, учесть время приема пищи – после него должно пройти около часа
Укреплению мышц, нормализации их тонуса, а также ночного сна способствует массаж, который должен состоять из мягких, осторожных движений: растираний, разминаний, поглаживаний. Массаж занимает около получаса, обычно предшествуя ночному укладыванию после купания.
Таблица с примерным распорядком дня
Трехразовый дневной сон, так часто используемый мамами еще месяц назад, сейчас, как правило, становится ненужным. Здесь важными условиями выступают:
- комфортное время бодрствования (время от момента пробуждения до момента, когда малыш уже уснул) составляет не менее 3-х часов;
- ребенок «уходит в сон» рано — около 19 (рекомендуем прочитать: здоровый сон новорожденного ребенка по месяцам).00-20.00, что обеспечивает ему полноценный ночной сон в 10-11 часов.
Среднестатистические данные режима дня для ребенка в 8 месяцев, в идеале, должны выглядеть как в таблице ниже:
Время | Занятие |
6:00 | Пробуждение, гигиенические процедуры. Первый завтрак (грудное молоко или смесь) можно организовать сразу после сна. |
9:00 | Первый дневной сон в течение 1,5 часов, который можно организовать на свежем воздухе. |
10:30 | Пробуждение после 1 сна. Второй завтрак. Время бодрствования можно продлить до 3,5-4 часов и занять малыша массажем, гимнастикой, развивающими упражнениями, песенками и т.д. Также с ребенком можно отправиться на прогулку. |
13:45-14:00 | Обед и подготовка ко сну. |
14:00-14:30 | Начало второго дневного сна продолжительносью около 1,5 часов. |
15:39-16:00 | Пробуждение после 2 сна. |
16:00-19:30 | Время для активных игр и прогулки. В 18:00 малыша кормят ужином, а в 19:00 купают и готовят к укладыванию на ночь. |
19:30-22:00 | Малыш засыпает на ночной сон, с последующим просыпанием для последнего кормления. |
22:00 | Завершающее кормление. |
Этот порядок хорош во всех случаях, кроме того, что многие дети, проснувшись на последнее кормление, совершенно просыпаются и имеют желание погулять еще пару часов. Такая ситуация совсем не радует родителей, ведь утром папе рано просыпаться на работу, а мама уверена, что малыш все равно встанет в привычные 6 утра.
Корректировка режима дня для ребенка 8 месяцев может выглядеть так:
- просыпаться малыш должен со сдвигом на час – в 7:00;
- первый сон — 10:00-12:00;
- тихий час — 15:00-17:00.
Отдых днем делится на 2 части. Такой распорядок ребенок будет соблюдать приблизительно до полутора лет.
Что можно давать кушать?
Каким должен быть режим питания ребенка в 6 месяцев? Давайте на этом остановимся более подробно. До конца 7-го месяца в рацион обязательно следует включить каши, соки, овощные и фруктовые пюре. Каши могут быть как на молоке, так и без его. В возрасте полугода лучше всего усваиваются гречневая, кукурузная, овсяная, рисовая крупы. Ингредиенты с добавлением риса лучше не включать в рацион, если ребенок склонен к запорам. Это же касается и бананового пюре. Можно добавить в кашу грушевое или персиковое пюре, а также перетертые яблоки. Если ребенок хорошо переносит молочные продукты, стоит попробовать влить в блюдо 3-5 мл свежих сливок.
Что касается фруктов и овощей, то начать лучше с яблочных, картофельных, грушевых пюре. Спустя несколько недель ребенку можно начать давать тыкву, морковку, болгарский перец, чернослив, бананы, абрикосы. Специалисты рекомендуют добавлять в овощное пюре немного растительного масла. Если до достижения возраста полугода ребенок уже получал прикорм в виде овощных и фруктовых пюре, то можно предложить крохе продукты из телятины, говядины и цыпленка. При этом мясо можно давать, как отдельное блюдо, или смешивать с овощами и кашами. Последним в рацион питания ребенка в 6 месяцев вводится желток. В день достаточно употреблять четверть желтка.
Прогулки
Время, проведенное на улице, – это источник новых впечатлений, прекрасный способ закаливания и укрепления здоровья. Для повзрослевшего человечка, прогулка – это развивающее и воспитательное дело. Особенно, если мама показывает и называет разные явления, помогает наблюдать за окружающим миром и радуется открытиям вместе с малышом.
Как и раньше, рекомендованы две прогулки в день. На улицу выходят, когда температура не выше 30 градусов летом и не ниже 10 градусов зимой. Следите, чтобы одежда не стесняла движений, не мешала активно шевелить ручками и ножками
Важно также беречь кроху от перегрева, ребенок не должен возвращаться с прогулки потным
Сколько должен спать малыш: режим сна и бодрствования
До рождения ребенка многие могут и не знать, с какими сложностями придется столкнуться. Малыш рождается, и по прошествии одной-двух недель оказывается, что нужно помогать ему засыпать:
- ребенок может перепутать день и ночь;
- в 3-4 месяца может начать спать по чуть-чуть и часто просыпаться по ночам;
- может вставать очень рано, бодрствовать ночью, засыпать со слезами.
У ребенка может накапливаться усталость. Недостаток сна приводит к снижению иммунитета и концентрации, а длительное лишение сна может привести к трудностям развития.
Раньше на жалобы и беспокойства по таким поводам можно было получить ответ: «Терпи! Ты ведь мама».
Но терпеть мы с вами не хотим.
В современном мире тема сна достаточно хорошо исследована. И зная особенности физиологии малышей, можно без особого труда избежать всех этих сложностей
Очень важно быть подготовленным
Как же помочь малышу выстроить физиологичный режим с первых месяцев жизни?
Первое, что необходимо знать – это среднее значение норм сна для детей разных возрастов. Это среднее суммарное количество часов сна ребенка за сутки, день и ночь.
Приведу вам эти значения:
Новорожденный спит от 16 до 19 часов в сутки: 6-10 часов днем и 8-10 ночью.
В 3 месяца ребенок спит от 14 до 17 часов в сутки: 5-7 днем и 9-11 ночью.
В 5-6 месяцев ребенок спит от 13 до 16 часов в сутки: 3-4 днем и 10-12 ночью.
В 6-8 месяцев ребенок спит от 13 до 15 часов в сутки: 2-4 днем и 10-12 ночью.
В 9-12 месяцев ребенок спит от 12 до 14 часов в сутки: 2-3 днем и 10-12 ночью.
В 1,5 года ребенок спит от 12 до 13,5 часов в сутки: 2-3 днем и 10-12 ночью.
В 2 года ребенок спит от 11 до 13 часов в сутки: 1-3 днем и 10-11 ночью.
В 3 года ребенок спит от 11 до 13 часов в сутки: 1-2 днем и 10-11 ночью.
Конечно, каждый ребенок индивидуален. Если он спит за сутки чуть меньше нормы, при этом чувствует себя отлично и пребывает в хорошем настроении, то беспокоиться нет повода. Но в большинстве случаев дети попадают в эти интервалы сна.
Также для всех возрастов существуют интервалы времени бодрствования.
Время бодрствования – это время от пробуждения до засыпания.
Знание этих интервалов поможет родителям ориентироваться на то, когда примерно ребенок захочет спать и когда должен заснуть.
Ориентировочные значения времени бодрствования для разных возрастов:
Для новорожденных – 50-60 минут.
В 1-2 месяца – от 1 часа до 1 часа 15 минут.
В 3 месяца – от 1 часа 20 минут до 1 час 35 минут.
В 4 месяца – от 1 часа 45 минут до 2 часов.
В 5 месяцев – от 2 часов до 2 часов 15 минут.
В 6 месяцев 2 часа 15 минут – 2 часа 30 минут
В 6,5-7 месяцев 2 часа 45 минут – 3 часа
В 8-10 месяцев примерно 3-4 часа
В 11-12 месяцев 3 часа 30 минут – 4 часа 30 минут
В 13-15 месяцев от 3 часов 30 минут до 5 часов
В 1,5-3 года около 5-6 часов.
Но укладывать малыша по этим примерным значениям не совсем верно. Такая тактика может привести к долгому засыпанию из-за того, что ребенок не успел устать или, наоборот, переутомился.
Все дети разные: кто-то более вынослив, кто-то менее – это не хорошо и не плохо, просто индивидуальная особенность. Нужно о ней знать и учитывать при организации режима.
Необходимо заранее – до окончания времени бодрствования – следить за малышом, чтобы вовремя заметить признаки усталости и не допустить переутомления.
Основная характеристика усталости – рассеянное внимание. Перечислю наиболее часто встречающиеся признаки:. — его взгляд не фокусируется;
— его взгляд не фокусируется;
— меняется выражение лица (на более расслабленное);
— теряет интерес к игре, общению;
— просит грудь, соску, сосет палец;
— становится менее подвижным.
Если ребенок плачет, капризничает, становится значительно более активным, ударяется и падает во время игры, трет глазки – значит, наступила стадия переутомления. К сожалению, успокоить ребенка в этот момент будет намного сложнее. Следите, находите закономерности, какие-то особенности поведения вашего малыша до начала капризов. Потратьте на это немного времени – эти вложения точно окупятся.
В детском сне много нюансов и тонкостей, но зная нормы сна и бодрствования по возрасту ребенка, мы можем корректировать ситуацию.
Эти значения – результат работы американских и европейских институтов сна.
Знание признаков усталости позволят вам избежать переутомления и долгого укладывания, а значит, вы будете спокойной и отдохнувшей мамой.
Надеюсь, что эта краткая, но важная информация поможет вам избежать возможных сложностей со сном малыша.
Как составить режим дня для ребенка
После того как вы установили время подъема, определите, в какое время ребенок всегда будет принимать пищу. Питание помогает корректировать биологические часы. Если ваш ребенок посещает школу или детский сад, назначьте прием пищи дома на то же время, что и там, дабы обеспечить стабильный режим питания.
Диетологи рекомендуют для детей шесть небольших приемов пищи в течение дня, каждый из которых включает немного белков, углеводов, жиров, а также фрукты и овощи. Эти приемы пищи должны быть распределены с интервалом два с половиной три часа. Поэтому если ребенок завтракает в 7:00, второй завтрак должен приходиться на 9:30, а обед — на полдень.
Включите в режим дня время для физической активности. Лучше всего, если после пробуждения мальчик или девочка может выйти на улицу и побегать под лучами утреннего солнца. Также необходимо выделить время для активных игр во второй половине дня, ближе к вечеру. Не следует активно двигаться вечером в темноте, особенно при искусственном освещении, которое мешает производству мелатонина — гормона сна, говорящего организму, что пора спать.
Если вашему ребенку еще нет и пяти, установите время для дневного сна. Младенцы могут быть готовы к первому дневному сну уже через 45 минут после пробуждения. Малыши в возрасте до полутора лет часто нуждаются в двухразовом дневном сне. Первый сон должен начинаться через 2,53 часа после пробуждения или через четыре часа, если малыш спит один раз в день.
У дошкольников дневной сон обычно должен начинаться примерно через пять часов после подъема. После обеда происходит естественный спад энергии, поэтому в это время хорошо вздремнуть всем, даже вам. Оптимально, если дневной сон заканчивается не позже трех-четырех часов дня (за исключением младенцев, которым нужен короткий 30-минутный отдых около 17:00).
Планируя дневной сон для ребенка, не забудьте про себя. Установлено, что короткий, максимум 20—30-минутный сон не только улучшает концентрацию внимания на оставшуюся часть дня, но и защищает от болезней сердца.
Теперь установите время отхода ко сну. Например, если ваш дошкольник просыпается в 7:00 и полтора часа спит днем, он должен ложиться спать около 20:30, чтобы в совокупности получить необходимые ему 12 часов сна. Если ребенок школьного возраста встает в семь утра, он должен ложиться спать между восемью и девятью часами вечера. Учтите, что это время засыпания, а не начала подготовки ко сну — то есть в восемь-девять часов вечера ребенок уже должен находиться в кровати и спать.
Наконец, определите время начала подготовки ко сну. На все вечерние процедуры и процесс засыпания обычно уходит от 30 до 45 минут.
Ниже даны примеры режимов дня для детей разных возрастов и взрослых с учетом разного времени пробуждения.
Примеры режимов дня для детей
Возраст | Малы-ши от года до полу-тора лет | Малы-ши от полу-тора до трех лет | Дошколь-ники (3–5 лет) | Школь-ники (6–12 лет) | Под-ростки (13–19 лет) | Взрослые |
Средне-суточная потреб-ность во сне, час. | 14–15 | 13–14 | 11–12 | 10–11 | 9.25 | 8.25 |
Подъем | 6:30 | 6:30 | 6:30 | 6:30 | 6:30*** | 6:00 |
Завтрак | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 | 7:00 |
Занятия | 7:30–9:00 | 7:30–10:30 | 7:30–11:30 | 7:30–12:00 | 7:30–12:00 | 7:30–12:00 |
Второй завтрак | 9:00 | 9:00 | 9:00 | 9:00 | 9:00 | 9:00 |
Дневной сон | 9:30–11:00 | |||||
Обед | 11:30 | 11:00 | 12:00 | 12:00 | 12:00 | 12:00 |
Дневной сон | 14:00–15:30* | 11:30—14:30 | 12:30—14:00 | Восста-нови-тельный сон* | Восста-нови-тельный сон* | Восста-нови-тельный сон* |
Полдник | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 | 15:30 |
Различные занятия | 15:30—17:00 | 14:30—17:00 | 14:00—17:00 | 12:30—17:00 | 12:30—17:00 | 12:30–17:00 |
Ужин | 17:30 | 17:30 | 17:30 | 17:30 | 18:00 | 18:00 |
Различные занятия | 18:00—19:15 | 18:00—19:15 | 18:00—19:45 | 18:00—20:00 | 18:30—20:30 | 18:30–21:00 |
Начало отхода ко сну (с легким перекусом) | 19:00 | 19:15 | 18:00 без дневного сна; 19:15–19:30 с дневным сном | 20:00 | 20:45 | 21:15 |
Засыпание | 19:30 | 20:00 | 19:30 без дневного сна; 20:00 с дневным сном | 20:30 | 21:15 | 21:45 |
Общее количество сна, час. | 14 | 13,5 | 12 | 10** | 9,25 | 8,25 |
* Длительность восстановительного сна составляет 20–30 минут.
** Дети младшего школьного возраста нуждаются примерно в 11 часах сна, поэтому установите для них время отхода ко сну на 20:00.
*** Начало полового созревания смещает цикл выработки мелатонина на более позднее время. Если это возможно, выберите школу с началом занятий в 8:30 или позже, чтобы подросток не был вынужден ложиться спать рано, когда его тело и мозг физиологически не готовы ко сну. Перед сном выключайте все электронные устройства и ночники, которые могут тормозить выработку мелатонина.
Физическая нагрузка
В полтора года мышцы укрепляются во время естественной активности. В этом помогут:
- бег;
- прыжки;
- бросание мячика;
- подъем на детскую горку;
- копание песка.
Следует помнить, что двигательные рефлексы возникают во время обучения. Поэтому взрослые объясняют в игровой форме, как выполняются движения. Например, мама бросает малышу под ноги мячик, и он пытается оттолкнуть его.
Стоит включить в распорядок дня закаливающие процедуры.
- Воздушные ванны. Температура воздуха – 17-18°C. Начинают процедуры с 5 минут, постепенно продлевая до получаса.
- Обтирание. Кожу протирают влажным полотенцем, а затем насухо вытирают. Первоначальная температура воды – 35°C, постепенно снижают до 24-26°C.
- Мытье ножек в прохладной воде (22-24°C). Длительность процедуры – 5 минут.
Что меняется в режиме дня ребёнка в 1 год
Режим дня малыша в возрасте одного года не сильно отличается от распорядка в 11 месяцев, а также в 1 год и 1 месяц. Годовалый кроха испытывает те же потребности в физической активности, эмоциональном и интеллектуальном развитии, питании и сне. Ничего принципиально нового в повседневном расписании не появляется.
Единственное, что может претерпевать изменения, – это сон. В год он может быть как двухразовым, так и однократным. Если малыш просыпается рано и после активных утренних занятий устаёт, ему просто необходим отдых для восстановления сил и «перезагрузки» мозга. Если же кроха просыпается не очень рано, и его нервная система достаточно окрепла, то он вполне может спать однократно: разового сна будет достаточно, чтобы отдохнуть, восполнить запасы энергии и усвоить полученную за первую половину дня информацию.
Как понять, какой сон подходит вашему малышу? Учтите его привычки и потребности, понаблюдайте за ним. Если к обеду кроха начинает капризничать и тереть глазки, а также выглядит вялым и уставшим, то наверняка ему будет полезно отдохнуть утром. Если же ребёнок спокойно бодрствует и не проявляет признаков усталости, то одного послеобеденного сна будет достаточно, особенно если сын или дочка укладывается спать на ночь не очень поздно.
Есть ли минусы у режима дня
Минусы режима дня или, точнее сказать, возражения против соблюдения строгого распорядка дня таковы:
- малыши часто выбиваются из привычного распорядка, нарушая последовательность и время мероприятий. Их сон и питание легко нарушаются под действием внешних факторов (погода, дискомфорт физический или психический, изменение типа и способа вскармливания);
- дети на интуитивном уровне могут следовать своим потребностям. На этом основано возражение против насильственного подчинения расписанию;
- строгое следование распорядку дня, игнорирование индивидуальных условий жизни, особенностей личности и возраста может приводить к косности мышления, неспособности подстраиваться под изменения обстановки, лишению индивидуальности и также к нарушению состояния здоровья.
Грудное вскармливание и сон
Распространенный миф – дети на грудном вскармливании плохо спят, для лучшего отдыха их следует перевести на искусственное питание. Его распространяют бабушки, дедушки, некомпетентные в данных вопросах специалисты. Также они предлагают молодым мамам на ночь давать малышу смесь для спокойного 8-часового ночного сна.
Грудничка не следует в восемь месяцев переводить на смесь ради улучшения качества сна. По статистике консультантов по грудному вскармливанию не всегда дети на смешанном и искусственном питании спокойны по ночам. Они также могут часто просыпаться, трудно укладываться.
Главная ошибка, мешающая качественному отдыху, кормление как ассоциация. Для ее устранения необходимо организовать питание малыша. Днем обязательно должен быть прикорм 3-5 раз и грудь по требованию. Если кормить удобнее по часам, нормальные прибавки веса и отличное настроение малыша, можно ничего не менять.
Относительно ночного отдыха ГВ должно быть минимум за 30 минут. Если малыш засыпает на груди, его нужно подбудить и уложить спать привычным способом.
Ночью одни малыши могут кушать 1-2 раза на ГВ, другие – спят всю ночь, не просыпаясь. Необходимость ночных кормлений каждая мама должна обсудить с педиатром, опираясь на прибавки веса, самочувствие и настроение грудничка.
Организация сна
Чтобы обеспечить крохе крепкий и спокойный сон, необходимо создать для этого оптимальные условия. Помещение, в котором будет спать ребенок, должно быть предварительно проветрено: свежий, насыщенный кислородом воздух, способствует глубокому, ровному дыханию
Важно поддерживать оптимальный микроклимат: температуру не выше 24 градусов и влажность не менее 70 %. Комфортное спальное место играет немалую роль в продолжительности и качестве сна
Правильно выбранный ортопедический матрас и качественное постельное белье, застеленное аккуратно и без складок, обеспечат комфортный отдых.
Укладывать ребенка спать следует в привычное для него время. Расслабляющий массаж и колыбельная пойдут только на пользу. Не рекомендуется громко включать телевизор или приемник в то время, когда малыш спит. При этом негромкие фоновые звуки засыпанию не помешают.
Во время отдыха ребенка важно контролировать его положение в кроватке. Многие малыши во сне могут переворачиваться на животик, утыкаясь носиком в подушку
В таком случае ребенка необходимо аккуратно перевернуть. Контролировать сон малыша удобнее всего, находясь в это время рядом с ним. В период ночного отдыха можно придвинуть кроватку к постели матери, совместив ее по уровню и сняв боковую стенку (очень удобны для этих целей приставные кроватки). Находясь в непосредственном контакте с малышом можно в любой момент контролировать его положение и реагировать на беспокойства.
Развивающие занятия с ребенком
Это аспект, требующий от родителей тесного общения со своим чадом, совместных игр и занятий, помогающих ускорить формирование многих навыков и хороших привычек. Для этого ребенку нужны разные, интересные для него игрушки, яркие, снабженные звуковыми и световыми эффектами, оптимальные для этого возраста – интерактивные игрушки в виде животных, матрешки, мягкие пищалки, детские музыкальные инструменты, погремушки, пальчиковые куклы. Еще больше о подходящих игрушках для этого возраста можно прочитать в отдельной статье.
Занятия и игры могут включать:
- декламирование взрослыми потешек, стихов, чтение книжек, одновременно, с рассматриванием красочных изображений;
- экскурсия по разным уголкам квартиры, где ребенок будет знакомиться с необычными предметами, прикасаться к ним, узнавать название незнакомых вещей;
- для развития сенсорики можно потренировать малыша захватывать погремушки с разной формой ручки, перекладывать их из руки в руку;
- для игр малышу можно давать не только игрушки, но и всевозможные лоскутки из шерсти, бархата, вельвета или ситца, и когда он возьмется за ткань пальчиками, медленно подтягивать к себе, стимулируя удерживание.
Чрезвычайно важно обращать внимание на все существующие отклонения в развитии ребенка и знать характерные признаки таких нарушений:
- младенец не испытывает интереса к игрушкам и ярким предметам, он вялый, апатичный у него отсутствуют нормальные положительные эмоции при виде мамы и папы;
- ребенок не умеет самостоятельно переворачиваться с животика на спинку;
- в 5 месяцев здоровый малыш уже пытается произносить согласные и соединять их в слоги – если он продолжает гулить и растягивать гласные, это может означать отставание.
Отсутствие эмоций – серьезный симптом, указывающий на вероятность заболевания нервной системы и мозга, но также в этом возрасте взрослым необходимо наблюдать за работой мышечной системы, так как нередко у младенцев встречается такая патология, как гипертонус, а простыми словами – повышенное мышечное напряжение. В этом случае потребуется лечебная гимнастика и массаж, поскольку это явление может негативно сказаться на формировании походки, осанки, двигательной функции, координации и даже на развитии речи.
Гимнастика и прогулки
Помимо ежедневных гигиенических процедур, уже знакомых малышу по предшествующим месяцам, и являющихся обязательным условием их здоровья, для пятимесячных детей все большую ценность начинает представлять гимнастика.
Это важная часть жизни малыша, помогающая ему понять, как нужно управлять своими ручками, ножками, телом. Теперь это целый комплекс разнообразных упражнений, но тренировки можно проводить в любое время, когда ребенок бодрствует.
Основные упражнения:
- сгибание и разгибание конечностей в локтях и коленях;
- стимулирование ползанья с сопутствующим массажем стоп, ножек и ручек;
- пританцовывание под музыку в стоячем положении при поддержке взрослого;
- усаживание и приподнимание;
- упражнения с использованием фитбола.
Неплохо, если родители научат младенца плавать – для этого существуют специальные детские тренеры, занимающиеся с детьми в бассейне.
Прогулки по-прежнему занимают значительную часть дневного времени в расписании грудничка, но во многом времяпровождение на улице зависит от сезона и погоды, поэтому родители должны следить, чтобы дети были одеты соответствующим образом. Некоторые педиатры рекомендуют гулять с грудничком, когда он не спит – так он может получать информацию о внешнем мире, а у мамы появляется свободное время для своих дел.
Если с момента рождения грудничок находится в свободном плавании, а его действия ничем не ограничены, можно представить, какой хаос творится в такой семье
Родителям следует срочно задуматься о внесении серьезных поправок, ведь четко спланированный режим дня ребенка в 5 месяцев позволяет правильно воспитывать и развивать малыша, делает его активным и учит основам дисциплины – этого важного понятия, существенно влияющего на все стороны взрослой жизни
Можно ли сажать ребенка в ходунки?
В восемь месяцев малютка уже научился принимать вертикальное положение с опорой на ножки, и многие родители задаются вопросом, можно ли усадить малыша в ходунки. Действительно, 8-9 месяцев, подходящий для кратковременного использования ходунков. Между тем, увлекаться этим устройством не стоит. Совсем отказываться от него не обязательно, но есть пара моментов, которые родителям стоит учесть при использовании данного детского приспособления.
Время пребывания в ходунках должно быть ограничено. В обычной жизни дитя постоянно меняет положение тела: присаживается, ползет, ложится и т.д
В ходунках грудничок вынужден находиться в неестественном для его возраста вертикальном положении, что не идет на пользу ни его позвоночнику, ни опорно-двигательному аппарату в целом.
Важно понимать, что ходунки могут использоваться лишь как «палочка-выручалочка» для мамы, например, когда ей нужно отлучиться на пару минут в ванную. При этом пространство, в котором будет перемещаться малыш, обязано быть полностью безопасным: все предметы, что находятся на расстоянии руки ребенка, при любом раскладе не должны причинять ему вред
Особую опасность представляют комоды с выдвижными ящиками, электроприборы, мебель с острыми углами и т.д.
Особенности режима сна
Режим сна ребенка крайне важен для его нормального роста и развития. Дети активны и «переваривают» огромный объем информации ежедневно. Когда малыш спит, его тело и нервная система отдыхают, он переживает в новом качестве положительные и негативные эмоции, которые он получил днем (разочарования, страхи, восторг), избегая таким образом психоэмоционального перенапряжения.
Норма сна
Педиатр Е. О. Комаровский приводит следующие нормы средней суточной потребности сна у детей:
до 3 месяцев — 16-20 ч;
6 месяцев — 14,5 ч;
1 год — 13,5 ч;
2-3 года — 13 ч;
4-5 лет — 11,5 ч;
6-12 лет — 9,5-10 ч;
старше 12 лет — 8,5-9,5 ч.
У каждого ребенка потребность в отдыхе индивидуальна. Как и сколько он будет спать, зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, активности, насыщенности дня, качества питания, эмоционального фона в семье и окружении. Детский режим должен выстраиваться таким образом, чтобы сон ребенка был глубоким, а сам он просыпался отдохнувшим и спокойным.
Причины нарушений сна
Целый ряд причин может приводить к расстройствам сна ребенка:
эмоциональные перегрузки и стресс (проблемы в школе, конфликты в семье, большая физическая и психическая нагрузка);
несформированный режим дня с грамотным распределением времени на бодрствование и отдых;
проблемы со здоровьем (астма, гиперактивность, бруксизм — скрежет зубами, синдром беспокойных ног, энурез);
частые вздрагивания в фазе глубокого сна;
частые пробуждения с проблемой дальнейшего засыпания;
ночные кошмары;
хождение и говорение во сне.
В большинстве случаев нарушения сна у детей разного возраста не являются серьезными заболеваниями и быстро корректируются введением четкого распорядка дня. Капризы и плач перед сном, нежелание спать отдельно от родителей, периодические пробуждения ночью — все это норма для детей младшего и среднего возраста.
Но если нарушения сна развиваются при соблюдении режима дня и продолжаются длительное время, это повод обратиться к специалисту.
Около 25 % детей имеют те или иные проблемы со сном — начиная трудностями засыпания и заканчивая снохождением. Эти нарушения приводят к ухудшению когнитивных функций и изменению поведения (депрессия, тревожность, дефицит внимания и памяти, повышенная возбудимость). Кроме того, может наблюдаться задержка роста.
Рекомендации психолога
Как приучить ребенка к режиму сна? Качество его ночного отдыха значительно улучшается при соблюдении определенных правил:
Отход ко сну в одно и то же время.
Правильный микроклимат в комнате — 20-22 °С при влажности воздуха 60-70 %.
Отмена активных игр как минимум за час перед сном.
Если ребенок после 6 лет спит днем, желательно, чтобы продолжительность сна не превышала часа.
Отмена кофеинсодержащих продуктов после 16.00 (вк
лючая шоколад, какао и газировку).
Режим дня пожилых, пенсионеров
Жизнь на пенсии представляется «раем» для работающих людей: не надо вставать на работу, проводить день в суете и т.д. Однако такая «беззаботная» жизнь приводит в стресс организм, привыкший к определенному ритму.
Ни в коем случае пожилым людям нельзя «залеживаться» и полностью лишать себя физических и интеллектуальных нагрузок: очень быстро в таком ритме организм станет уязвимым к инфекциям, обострятся хронические заболевания и старость даст о себе знать во всей красе.
Поэтому, еще до выхода на пенсию следует разработать распорядок дня, разграничив время для бытовых потребностей и активных, полезных действий. Режим поможет держать себя в форме, быть активным и здоровым.
Примерный распорядок дня:
- 7.00 – 8.00 Пробуждение, небольшая зарядка, завтрак
- 8.00 – 10.00 Выполнение домашних дел (стирка, глажка, уборка), стирка, починка вещей и т.п.
- 10.00 – 12.00 Прогулка, походы по магазинам
- 12.00 – 14.00 Приготовление обеда и ужина, прием пищи
- 14.00 – 15.00 Послеобеденный отдых или сон
- 15.00 – 19.00 Активная деятельность: поход в гости, посещение клубов, кинотеатра, музея. Интеллектуальная деятельность: посещение библиотеки, разгадывание ребусов, кроссвордов.
- 19.00 – 19.30 Ужин
- 20.00 – 21.00 Прогулка на свежем воздухе
- 21.00 – 22.00 Просмотр спокойных телепередач (выключить телевизор за полчаса до отхода ко сну) или чтение
- 22.00 Отход ко сну
Выводы: Здоровый образ жизни, соблюдение рационального режима дня, нормальное питание, чередование посильной физической и умственной активности, регулярные занятия спортом снижают риск заболеваний, как соматических, так и инфекционных, а если заболевание развилось – сокращают сроки и тяжесть его течения.
Чем заняться с 8 месячным малышом?
- складывать и разбирать яркие цветные пирамиды и крупные конструкторы;
- разворачивать из бумаги завернутые предметы;
- рассматривать иллюстрации в книгах и называть то, что там изображено;
- изучать на ощупь воздушные шарики, мягкие игрушки, давать малышу повозиться ручками в воде;
- занять кроху развивающим ковриком, чтобы он учился удерживать игрушки, различать музыкальные звуки и оттачивал мелкую моторику.
Если продумать подобные игры, ребенка можно занять на долгое время, пока мама готовит еду или проветривает комнату для ночного отдыха. Помимо игр, очень важны прогулки по улице, массажные и гимнастические процедуры, купание.
Правила прогулки
В летнее время педиатры советуют находиться на свежем воздухе не менее 4 часов в день, зимой меньше. Прогулки укрепляют организм грудничка, способствуют поддержанию режима дня, хорошему сну и аппетиту. Несколько несложных правил помогут сделать гуляние и сборы на улицу проще:
- мама одевается первой, чтобы кроха не вспотел;
- гулять после ОРВИ и гриппа начинать можно с разрешения доктора;
- зимой одевать ребенка теплее, поскольку в коляске он не может двигаться и согреваться;
- надевая на малыша одежду, нужно называть ее и проговаривать свои действия, приучая его к спокойным сборам;
- защитить кожу от ветра и солнца можно специальными средствами для малышей меньше года;
- для определения, не замерз ли грудничок, нужно коснуться его кожи на участке между шеей и спиной – если кожа теплая, значит, малышу не холодно.
Во время прогулок нужно следить за безопасностью – пристегивать ребенка в коляске, не давать гладить бродячих собак и аккуратно переходить дорогу. Летом можно усадить его в песочницу, находясь рядом, чтобы кроха познакомился с новыми играми и сверстниками.
Основные составляющие режима дня детей разного возраста
Режим дня ребёнка должен включать в себя следующие обязательные элементы:
время приёма пищи. Ребёнок в зависимости от возраста должен определённое количество раз в день принимать пищу
Важное значение имеют также интервалы между кормлениями;
время сна. Нервная система ребёнка, по сравнению со взрослой, находится в стадии формирования, поэтому быстрее наступает истощение, требующее восстановления
Также маленький организм затрачивает на все процессы жизнедеятельности больше энергии, чем взрослый. Потребность во сне снижается по мере роста ребёнка.
время нахождения на свежем воздухе. Оно может включать в себя прогулки, сон, игры;
время на обязательные образовательные занятия. В детском коллективе и в домашних условиях с ясельного возраста;
свободное время. Оно приобретает значение, когда малыш уже что-то умеет делать самостоятельно. Ребёнок в это время сам выбирает род своей деятельности. Свободное время важно для обработки полученной информации, реализации творческих способностей.
Заключение
Режим дня ребёнка – нередко предмет споров. Чтобы найти золотую середину, нужно помнить, что стабильность жизненного уклада необходима для ребёнка. Чем младше младенец, тем большим стрессом для него являются изменения привычного образа жизни, питания.
Но для развития высшей нервной деятельности также очень необходимы положительные эмоции. Поэтому при установлении режима дня надо учитывать условия, возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности характера ребёнка, душевное и физическое состояние родителей, руководствоваться принципом постепенности изменений. Тогда установленный распорядок будет приносить радость и здоровье всей семье.