Что такое песочная терапия и как она помогает детям?

Песок и его воздействие на ребенка

Пескотерапия помогает ребенку быть самим собой. Дошкольник не умеет словами выражать, что он чувствует и какие эмоции испытывает.

Игра с песком помогает детям придумывать разные сюжеты в трехмерном мире, преобразуя их в песочные фигуры или рисунки на песке. Ребенок бессознательно на образы переносит свои страхи, переживания или психологические травмы.

Такая игра является важной для детей, благодаря ей они общаются. Игрушки, которые используют в ней, являются средствами

Они помогают их самовыражению.

В игре с песком ребенок проявляет различные эмоции:

  • разрушает фигуры, которые построил — тем самым выплескивает гнев и раздражение;
  • закапывает игрушку — таким образом «закапывает» свой страх или негативные эмоции.

При помощи песочной терапии специалист может:

  1. Выявлять психологические отклонения у детей.
  2. Развивать детей с ЗПР и ДЦП.
  3. Помочь ребенку социализироваться, научиться общаться со сверстниками.
  4. Развивать различные навыки.

Терапия оказывает и профилактическое действие. Отрицательные эмоции у детей могут накапливаться, в игровой деятельности они выплескиваются.

Суть песочной терапии.

Суть песочной терапии состоит в том, что через песок наше бессознательное пространство трансформируется и переносится во внешний мир  в виде образов и символов и выходит в сознание, то есть становится видимым, осязаемым и осознаваемым. Все происходящие внутри нас процессы постепенно перестают пугать и тревожить и создают ресурсное состояние для дальнейшего развития.

Благодаря песочной терапии мы способны вернуться в тревожную, беспокойную ситуацию и переиграть ее, изменив шаблон своего привычного поведения.

При работе с песком, через образы, внутреннее пространство человека высвобождается от негатива (страха, тревоги, агрессии) и наполняется новым ресурсным состоянием. Фигуры на песке позволяют проиграть конфликтные ситуации и найти способы выхода из них, преодолеть барьеры, с которыми он не решается справиться в повседневной жизни.

Методики игр

Основные методики игр:

  1. «Догадайся» — закопать фигурку в песок и попросить малыша угадать, кого именно спрятали в песок. Для облегчения задачи, задавайте наводящие вопросы.
  2. «Забава» — придумать интересную историю для персонажей и выложить основные наводящие слова на песке фигурками, после ребёнок отворачивается, а взрослый разбрасывает фигурки по песку. Малыш должен найти потерянные слова.
  3.  «Затерянный город» — пусть рентное построит город своей мечты и придумает для его жителей историю.

Что необходимо для песочной терапии дома?

Для занятий дома понадобятся:

  • чистый песок;
  • ящик прямоугольной формы;
  • миниатюрные фигурки.

Песок насыпать в ящик на две трети, также необходимо иметь воду для смачивания песка.

Игры на развитие слухового внимания и памяти

В данном виде терапии множество игр, направленных на развитие памяти, слуха и речи. Рассмотрим основные из них:

  1. «Крестики-нолики» — так малыш тренирует память и развивает интеллект.
  2. «Животные» — поставить в ряд животных и попросить ребёнка назвать их и писать каждую букву на песке.
  3. «География» — надо купить карту мира и разрешить ее на 6 частей, после дать ребёнку сложить ее, как пазл. При этом он может проговаривать названия материков и океанов. После построить на песке город с реками, горами и домами для развития пространственного мышления и памяти.

Ход занятия.

Педагог приглашает детей к песочнице. Они садятся на стулья вокруг «песочницы», прикрытой тканью.

Педагог: «Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада вас видеть. Сегодня мы снова встречаемся с Песочным принцем».

Ритуал «входа» в Песочную страну.

Педагог: «Чтобы попасть в Песочную страну, сначала надо встать вокруг песочницы и взяться за руки. Теперь назовите свои имена. Вытяните руки над песочницей ладонями вниз. Закройте, пожалуйста,глаза и произнесите за мной заклинание:

В ладошки наши посмотри,

В них доброту, любовь найди

Песочный принц, приди!

Звучит музыка, педагог берет в руки куклу Песочного принца.Педагог: «Дети, откройте, пожалуйста, глаза. Давайте поздороваемся с Песочным принцем. Послушаем, что он нам скажет».

Песочный принц:

Здравствуйте, мои милые дети! На прошлом занятии я познакомил вас с правилами моей страны. Вы их запомнили?

Дети: (Ответы детей).

Педагог: «Сейчас мы все вместе произнесем правила Песочной страны с тех слов, которые говорят, что нельзя делать в Песочной стране:

Здесь нельзя кусаться, драться!

И нельзя песком кидаться!

Можно строить и творить:

Горы, реки и моря –

Чтобы жизнь вокруг была!

Никого не обижать,

Ничего не разорять!

Это мирная страна

Дети, поняли меня!

Рассказ Песочного принца

Я рад, что вы, друзья, хорошо запомнили мои правила! Садитесь на стулья, и я расскажу вам еще одну удивительную историю.

Звучит музыка.

В Песочной стране жил Солнечный мальчик. Он любил смотреть на все красивое, безобразное же под его взглядом прекращалось в прекрасное. Он любил слушать мелодичные нежные звуки, но если он слышал, что кто – то зовет на помощь, спешил к этому человеку, животному или растению и согревал его теплом своей души, делился всем, чем мог. Доброта – самая главная защита! Обитатели волшебной страны очень любили его.

Солнечный мальчик был великим фантазером: перед тем как заснуть, он закрывал глаза и представлял, как летает над морями, океанами, лесами, горами, снегами, погружается в морские пучины, взлетает к звездам, забирается в расщелины скал, перепрыгивает пропасти, спускается в пещеры.

«Ах, как красива наша планета!» – думал Солнечный мальчик. Как сделать ее еще прекрасней? Какими сильными должны быть лучи моей любви, чтобы растопить зло, оставшееся на Земле! Какими добрыми и умелыми должны быть мои руки, чтобы превратить ее в цветущий розовый сад!”

Музыка затихает, педагог снимает ткань с песочницы.

Педагог: «Друзья мои, как мы можем помочь Солнечному мальчику превратить Землю в цветущий сад?»

Дети: (Ответы детей)

Педагог: «Сейчас попробуем создать Мир счастья в песочной стране».

Звучит музыка.

Педагог начинает создавать абстрактную картину из цветного песка вокруг портрета Солнечного мальчика: подает пример для подражания и способствует развитию фантазии.

Если кто-то из детей задумал изобразить что-то конкретное, это необходимо поощрить, но обязательно попросить, чтобы ребенок объяснил, почему у него возникло такое желание

Следует обратить внимание на то, какой песокиспользует каждый ребенок: цвет – это показатель его эмоционального состояния на данный момент

Музыка затихает.

Педагог: «Вот и получилась у нас картина, искрящаяся разными красками. У меня на душе спокойно и светло.Я знаю: зло никогда не поселится в нашей Песочной стране, потому что у вас добрые сердца и золотые руки».

Педагог предлагает детям вымыть руки.

Звучит музыка.

Упражнение «Вверх по радуге»

Цель: стабилизация эмоционального состояния.

Инструкция: Все встают, закрывают глаза, делают глубокий вдох и представляют, что вместе с этим вздохом они взбираются вверх по радуге, а выдыхая – съезжают с нее, как с горки. Упражнение повторяют трижды, затем желающие делятся впечатлениями. Можно повторить упражнение с открытыми глазами еще 3-4 раза.

Рефлексия занятия:

Педагог: «Песочный принц познакомил нас сегодня с Солнечным мальчиком, который любит все живое и доброе на Земле. Чтобы стать по-настоящему счастливым, необходимо делать добрые дела, создавать прекрасное и верить в свои силы. У меня сейчас очень хорошее настроение, я прекрасно отдохнула, играя с вами и с Песочным принцем.

А какое у вас настроение?

Дети: (Ответы детей)

Педагог: «А сейчас нам пришла пора возвращаться» .

Ритуал «выхода» из Песочной страны.

Педагог: «Теперь мои милые творцы встанем в круг над песочницей, протяните свои руки вперед и сделайте движения как – будто вы скатываете шарик.Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной:

Мой дом – Вселенная, а я – её частичка,

Частичка – точечка, частичка – невеличка

Звездочка блистает – тоже точечка,

Но свет её сияет и путь всем освещает

Я звездочкой блесну, всем людям помогу!

Педагог: «Я была рада видеть вас, до свидания, до следующей встречи».

Методы песочной терапии в развитии речи

У детей дошкольного возраста часто возникают речевые расстройства. Пескотерапия эффективный инструмент для развития речи детей. Этот метод отличается новизной и все чаще приобретает популярность.

Логопед на занятиях с детьми использует песочные игры:

«Звуки на песке»

Педагог рисует на песке животное или предмет и спрашивает у ребенка его название. Затем просит нарисовать другие предметы, названия которых начинаются на первый звук слова. Благодаря такой игре, логопед помогает ребенку автоматизировать конкретный звук.

«Убери лишнее»

Педагог рисует 3 предмета, один из них не подходит к логической цепочке. Например, круг, квадрат и яблоко. Ребенок должен стереть лишнее и дополнить нужным рисунком. Песочная игра способствует речевому развитию.

«Преврати букву»

Педагог рисует букву, ребенок должен превратить ее в другую.

«Нарисуй букву, слово»

Дошкольник рисует пальцем буквы или слова, которые произносит педагог. В игре можно использовать для написания палочки или веревочки с узелками.

Ход игры.

Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т. п.)Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю … и т. п.)

КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

«МАШИНКА»– в этом игровом упражнении с песком можно учить правильно употреблять в речи некоторые грамматические категории:

• -предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

•-приставочные глаголы: ПОЕХАЛ, ПРИЕХАЛ, ПОДЪЕХАЛ, УЕХАЛ, ПЕРЕЕХАЛ, ЗАЕХАЛ, ВЪЕХАЛ;

•-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости.

«ЧЕГО НЕ СТАЛО»

игровое упражнение для закрепления использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа. Логопед стирает часть предметов на песочной картинке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной картине.

«ПОДБЕРИ СЛОВО»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик — легкий, блюдце — пластмассовое).

РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

При рисовании песочной картины можно отрабатывать умение строить как простые, так и сложные предложения. На начальном этапе работы над сложными предложениями следует использовать сопряженную и отраженную речь.

«ДОРИСУЙ КАРТИНКУ И СОСТАВЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Логопед рисует на песке мяч, скакалку, воздушный шар или другие предметы. Задача ребенка — дорисовать песочную картинку и составить по ней предложение («Таня держит в руках воздушный шар»). Фраза проговаривается в момент действия.

«НАЧНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»

Ребенок рисует на песке предмет и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«ДРУЗЬЯ»

При рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Тани воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?»

При создании картины на песке ребенок составляет сложноподчиненные предложения («Таня горько плачет, потому что ее шарик лопнул»😉

«ДВЕ ИГРУШКИ»

На песке ребенок рисует два предмета (мяч и воздушный шар). Составляя диалог (меняя голос) от имени предметов, он сравнивает их, подрисовывая в процессе речи песочную картинку.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят — я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ, КОРРЕКЦИЯ ДИСГРАФИИ И ДИСЛЕКСИИ

Песочницу можно использовать для нахождения определенной буквы, изготовленной из пластмассы и закопанной среди прочих в песке (вариация игры «Волшебный мешочек»).

Очень любят дети лепить буквы из песка, сгребая его ребрами ладоней. Нравится им превращать буквы «Л» в «А», «Ч» в «Т», «О» в «Я» и т. д. Слова на песке можно писать печатными и письменными буквами, сначала пальчиком, потом палочкой, держа ее как ручку. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность ребенка. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это дает возможность ребенку ощущать себя успешным.

АНАЛИЗ СЛОВА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

«НАЧЕРТИ НА ПЕСКЕ»

Логопед чертит на песке схемы предложений разной степени сложности. Дети придумывают соответствующие предложения и наоборот. Логопед произносит предложение, а дети чертят соответствующую схему.

«НАПИШИ НА ПЕСКЕ»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, и их читает. (или логопед пишет, а ребенок читает.) Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное, а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Опыт работы показывает, что использование песочной терапиидает положительные результаты:

– у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям;

– обучающиеся чувствуют себя более успешными;

– перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в «песочницу» существенно повышает мотивацию к занятиям;

– на занятиях нет места монотонности и скуке.

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным.

Песочная терапия в развитии детей

Благодаря пескотерапии можно развивать у ребенка следующие навыки:

  1. Двигательные. Ребенок учится насыпать песок в ведерко, банку или бутылку с узким горлышком.
  2. Начертательные. Дошкольники на песке рисуют животных, растения, технику и т.д.
  3. Развивать речевые функции и фонематический слух. Дети рисуют буквы на песке, что помогает научить их произносить и автоматизировать звук.
  4. Развитие умственных способностей, памяти и внимания.
  5. Развитие мелкой моторики рук. В игре участвует каждый пальчик, что благоприятно скажется на общем развитии ребенка.
  6. Для коррекции дыхания. Песок выступает в качестве средства для упражнений по развитию дыхания.

Игра в песочнице помогает ребенку выполнять действия с песком: сухим и мокрым. Он познает его свойства и учится устанавливать причинно-следственную связь. В процессе развиваются и творческие способности – ребенок придумывает новые образы и делает их из песка.

Песочные игры для коррекции дыхания

В логопедии пескотерапия применяется для развития диафрагмального дыхания. Перед началом игр педагог учит детей правильно дышать. Они должны вдыхать воздух через нос, при этом стараться не поднимать плечи, а живот надувать «шариком». Вдох и выдох — медленные и плавные.

Для коррекции дыхания применяются следующие игры:

  1. «Ровная дорога»

Логопед машинкой проводит дорожку по песку. Ребенок должен струей воздуха ее разровнять.

  1. «Картинка под песком»

На стол нужно положить цветную картинку, сверху насыпать песок. Ребенок должен сдуть его с изображения.

  1. «Дорога к животному»

На песок ставят две фигурки животных на расстоянии друг от друга. Дошкольник должен с помощью длительной струи воздуха образовать дорожку от одного зверя к другому.

  1. «Клад»

В песок закапывают небольшой предмет. Нужно сдуть воздух, чтобы «раскопать» клад.

  1. «Кипяток»

Выкапывают ямку, которую наполняют водой. Нужно с силой дуть на воду, чтобы она забурлила.

Этапы организации песочной терапии в детском саду

Организацией пескотерапии занимаются педагоги в детских садах, психологи и логопеды. Они применяют игры с песком для занятий с детьми. В домашних условиях родители могут организовать место, в котором ребенок сможет играть в песочнице с пользой для себя.

К основным этапам организации терапии можно отнести:

  1. Подготовка ребенка к песочной терапии. У него должно быть желание участвовать в игре.
  2. Педагог должен уметь проводить песочную терапию, иметь творческий подход и потенциал.
  3. Дети должны быть здоровыми на момент игры. У них должна отсутствовать аллергическая реакция на песок.
  4. Подготовка игрового места: ящик с песком, стол для анимации и игрушки.
  5. Проведение игры.

Вариантов песочных игр очень много. Грамотный специалист подберет необходимые методы, которые необходимы для развития конкретного ребенка.

Песок может завораживать своими удивительными возможностями

Обратите внимание, сколько разных фантазий можно воплотить в песочном рисунке. Можно с уверенностью сказать, что не только дети, но и взрослые с удовольствием могут проводить время с песком

Симптомы аутизма

У некоторых детей первые проявления аутизма появляются в первые годы жизни. Наиболее ярко он проявляется в 3 года. То, как будет проявляться данное заболевание, напрямую зависит от интеллектуального развития и возраста ребенка. О наличии аутизма свидетельствуют такие изменения в поведении ребенка:

  • Трудности в общении:
  • Речь развита, но говорить с незнакомцами ребенок не может;
  • Ребенок повторяет одинаковые, услышанные ранее фразы, которые никак не связаны с происходящим;
  • Отсутствие речи, одно и то же выражение лица, отсутствие жестикуляции;
  • При беседе ребенок избегает зрительного контакта и не улыбается;
  • Несвязная речь, скачки интонации, ритма;
  • Проблемы с воображением, в связи с этим отсутствие интересов;
  • Предпочитает находиться один, замкнутость в себе;
  • Постоянно держит в руках одну и ту же игрушку;
  • Чрезмерная раздражительность;
  • При смене привычной среды характерно истерическое поведение;
  • Все время повторяется одни и те же действия;
  • Всегда сосредоточен на чем-то одном;
  • Проблемы с социализацией;
  • Игнорирует любые попытки общения, в том числе близких людей;
  • Не рассказывают родителям о своих проблемах;
  • Не реагируют на выражения лица и жестикуляцию других людей, или неосознанно повторяют за ними;
  • Дети не желают общаться и дружить с ровесниками;

Аутизм у ребенка старше 11 лет Дети уже могут общаться с другими, но есть еще другие симптомы аутизма:

Предпочтение оставаться в безлюдном помещении;
Все внимание концентрируется на одной и той же игрушке, мультфильме и т.д.;
Нехватка внимания;
Бессмысленные движения;
Создание своих странных правил и строгое следование им;
Необоснованные страхи и тревоги;
Чересчур активное поведение;
Панические атаки при смене привычной обстановки;
При выполнении чего-либо всегда соблюдается четкая последовательность;
Агрессия в свою сторону.

Симптомы заболевания в возрасте от 2 до 11 лет Детям с аутизмом в этом возрасте характерно все то, что описано выше, однако есть еще несколько признаков:

  • Ребенок знает мало слов либо не разговаривает вовсе;
  • Ребенок повторяет только одно слово и не идет на контакт;
  • Трудности в освоении чего-либо (чтения, письма и т.д.);
  • Иногда у ребенка развивается тяга к определенному предмету в школе, например, к математике или чтению.

Признаки раннего детского аутизма до 2 лет Часто заметить наличие у ребенка аутизма можно уже в первые годы его жизни:

  • Малыш не улыбается;
  • Не привязан к маме. Например, не плачет, когда ее нет рядом, не проявляет инициативу при взятии на руки;
  • Малыш не смотрит в глаза и на лицо;
  • Чрезмерная раздражительность, например, при включении света или негромких звуках малыш начинает плакать;
  • Постоянно тянется к одной игрушке;
  • Проблемы с развитием речи. Ребенок не воспроизводит никаких звуков и не произносит простых слов.

Такие симптомы не говорят о стопроцентном наличии аутизма у малыша. Но замкнутость ребенка в себе и другие симптомы лучше обсудить со специалистом.

Роль песочной терапии для детей с отклонениями

Для здоровых малышей подобные игры просто полезны и носят развлекательный характер. Другое дело обстоит с детьми с отклонениями в развитии. Занятия с песком используются как коррекция поведения, снятия напряжения и развития сенсорики.

Игры в песочнице эффектны малышам с:

  • ЗПР;
  • ОВЗ;
  • ОНР.

Такие дети в песочнице формируют свой характер игры, персонажи общаются между собой, ведут разговор. Так Малыши с отклонениями в развитии формируют собственный характер.

Для малышей с задержкой речи подходит игра «песочная грамота». Она улучшает правильное восприятие слов, формирует верное произношение, развивает чтение и письмо.

Дети с интеллектуальным отстаиванием должны играть с песком около часа.

Такая терапия лечит неврологические проблемы и является активной профилактикой отклонений в развитии. Частая игра в песочнице заряжает ребёнка положительными эмоциями и освобождает от негативных проявлений внешнего мира.

Что такое арт-терапия?

Во многих зарубежных странах арт-терапевт является отдельной профессией, на которую специально учат в образовательных учреждениях. В нашей стране арт-терапия не является самостоятельной профессией, а используется как один из методов в комплексной психотерапии. Арт-терапия (аrt (англ.) – искусство, therapеia (греч.) – забота, лечение) буквально понимается как лечение искусством, и это не только рисование. Арт-терапия рассматривается как новое направление в педагогике, исследующее природу, принципы, закономерности, механизмы применения средств искусства для решения педагогических задач. Хотя область арт-терапии намного шире, чем педагогика, это духовно-нравственное развитие и эстетическое воспитание, возможность самореализации и освобождение от тревожности, повышение мотивации и умение ставить цели, исцеление и обретение нового взгляда на мир.

Методы арт-терапии особенно эффективны в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), когда наблюдается сложная структура дефекта. Одна патология здоровья влечет за собой вторичные нарушения, затрагивающие психику ребенка, нарушающие эмоционально-волевую сферу. Зачастую с детьми, имеющими в клинической картине неврозы, психопатии, никакой другой психотерапевтический метод не помогает так, как арт-терапия.

– Дети с неблагоприятным психическим диагнозом, часто не идут на контакт, отказываются беседовать, и только через рисунок можно прояснить некоторые особенности их клинической картины и работать с их бессознательным. Такие дети часто выбирают для рисования черную краску, что свидетельствует о наличии у них страхов, тревог. Часто штрихи картинки отрывисты, небрежны. Это говорит о некоем хаосе в сознании (запутанности). Часто рисуют близких людей, и то, как располагаются эти люди на листе бумаги, рядом или разрозненно, крупным или мелким планом, тоже отражает отношение ребенка к взаимодействию с этими людьми и к жизни в целом на данный период. Арт-терапия – наиболее мягкий способ найти контакт с трудными проблемами. Ребенок может не сказать или не признать данные проблемы своими, но при этом будет свободно лепить, рисовать, двигаться под музыку, петь, и через ощущение успеха на том или ином поприще раскрепощается, начинает общаться и постепенно переносит успех в повседневную жизнь.

У детей, имеющих эмоциональные проблемы, использование средств искусства, таких как музыка, театр, способствует изменить структуру их мироощущения через передачу чувств. А если методы арт-терапии использовать в комплексе, то можно добиться хороших результатов в улучшении психического состояния ребенка с эмоционально-волевой неустойчивостью, повысить самооценку и работоспособность, справиться с речевыми нарушениями, активизировать познавательную деятельность и коммуникацию, и тем самым, скорректировать поведение.

Этапы песочной терапии

Есть три основные этапы игры с песком:

  1. «Хаос» — нет различий между фигурками, то есть непонятно кто они: животные, герои, растения, сказочные персонажи. Это говорит, что малыш тревожен и беспокоен.
  2. «Борьба» — ребёнок чётко делит игрушки на хороших и плохих, причём злых намного больше. Этот период называется внутренней борьбой у малыша, в таком случае следует добавить хороших героев в его сюжет игры.
  3. «Исход» — та стадия, которая означает полное спокойствие и гармонию ребёнка.

Песочная терапия полноценно развивает ребёнка, устраняет неврологические проблемы. Также это просто приятное и полезное времяпрепровождение с собственным ребёнком.

Что происходит во время сеанса песочной терапии?

Песочная терапия  – это очень увлекательный процесс, во время которого клиент окунается в безопасное пространство, убирая любое сопротивление.

Во время составления песочной композиции  в человеке запускается внутренний процесс трансформации. Открывается доступ к его заблокированным возможностям. Он заново переживает эмоции и чувства, прорабатывает их на песочном поле, тем самым, приобретает способность увидеть, осознать и проанализировать проблемную ситуацию  и сформировать свое новое ресурсное состояние.

Перед человеком открывается возможность построить свой особенный, уникальный мир. Используя ящик с голубым дном и бортами, символизирующими воду и небо, песок, воду, фигурки людей, животных и птиц (диких, домашних, мифических), природные материалы (шишки, палки, ракушки, камни), машины и строения, предметы обихода,  клиент создает картину, которая отражает бессознательные процессы его личности. Она четко показывает прошлое, настоящее и будущее: воспоминания, планы, мечты, намерения, возможные тревоги, страхи, препятствия.

Очень часто сознание не отражает истинную проблематику человека, потому что она сидит глубоко в подсознании. Клиент приходит с одним запросом, а в процессе песочной терапии выясняется, что в реальности его беспокоит совершенно другое.

Песочная терапия позволяет

  1. Своевременно отреагировать в затруднительной жизненной ситуации.
  2. Пережить горестные чувства и потерю отношений.
  3. Определить, в каком направлении двигаться дальше.
  4. Осознать, что именно не дает вам реализовать свой проект.
  5. За короткое время услышать свои истинные желания и оценить собственные возможности.
  6. Преодолеть препятствия на жизненном пути.
  7. Выбраться из затяжных проблем и неприятных конфликтов.
  8. Избавиться от страхов и тревог, которые блокируют сознание, в результате чего тело перестает нам подчиняться.
  9. Спрогнозировать дальнейшие действия, если стоите перед выбором и не понимаете, какое решение принять.
  10. Смоделировать допустимую ситуацию, проиграть ее, увидеть и понять возможный конечный результат.

Песочная терапия предусматривает возможность работать  индивидуально, в паре, в группе. Хорошо показывает себя при работе как со взрослыми, так и с детьми. 

Действия педагога при организации песочной терапии

Педагог при организации песочной терапии должен:

  • подготовить место для песочной терапии. Это должен быть спокойный уголок, где не будет шума и суеты;
  • приобрести ящик, который необходимо покрасить в голубой или светло-синий цвет. Такая окраска действует благоприятно, и успокаивает психику. В него насыпают чистый белый песок;
  • возле ящика ставят коробку с игрушками. Они должны быть небольших размеров, чтобы ребенок мог создать модель игры. В комплект обязательно должны входить фигурки людей и животных;
  • создать комфортные условия для игровой деятельности;
  • поддерживать игру детей, помочь им переживать различные ситуации;
  • оценивать поведение детей во время игры и делать выводы.

Для занятий песочной анимацией нужно:

  1. Приобрести стол со стеклянной столешницей, снизу сделать подсветку. По краю стола установить невысокие бортики.
  2. На поверхность насыпать чистый речной песок, в таком количестве, чтобы можно было рисовать рисунки на нем.

На занятиях терапией должна быть спокойная обстановка, располагающая к терапии. Можно включить спокойную музыку. Педагог наблюдает за ходом игры, при необходимости подсказывает ребенку сценарий.

Терапевтические игры с песком для развития мелкой моторики

Развитие мелкой моторики неразрывно связано с развитием речи, памяти и мышления ребенка. Для этого существует много разных игрушек, настольных игр, творческих наборов и других разнообразных методов. Песочная терапия помогает развивать моторику рук детям разных возрастов.

Для развития моторики педагог проводит следующие игры:

«Нарисуй картину»

Ребенок на стеклянном столе с подсветкой рисует картину пальцами, при необходимости помогает себе запястьем или кулачком.

«Чувствительные ладошки»

Педагог и ребенок кладут на песок ладошки. Старший участник рассказывает, какие ощущения при этом испытывает. После этого спрашивает у ребенка, что испытывает он. Такую игру проводить можно часто, дети в процессе не только развивают мелкую моторику, но учатся понимать свои ощущения.

Обратите внимание! Пескотерапия помогает одновременно развивать различные навыки: моторику рук, дыхание, речь. «Морской мир»

«Морской мир»

Ребенок играет с песком в коробке, создает «морской мир». Педагог дает игрушки на морскую тематику, а также камешки, ракушки, бусинки. С их помощью ребенок выкладывает рыбок, кораблики и придумывает истории.

Виды песочных игр

Существует 2 основных вида песочных игр:

  1. Рисование песком. Такой вид терапии помогает ребенку расслабиться. Он фантазирует, рисуя различные образы: людей, животных или природу. Песок можно разравнивать как ладонями, так и пальцами, рисовать кулачком или запястьем. Можно делать отверстия, разгребать его или просеивать между пальцами. Песочная анимация помогает развивать творческие способности, мышление и воображение. Особенно этот вид пескотерапии подойдет для легковозбудимых и гиперактивных детей.
  2. Игра в песочнице. Ребенок играет в импровизированной песочнице – коробке с песком. Он использует фигурки людей, строений, техники, фруктов, овощей и других предметов. Дошкольник самостоятельно придумывает сюжет и проигрывает его, выражая скрытые эмоции. При организации терапии психологом, он сам подсказывает сюжет, чтобы ребенок пережил конкретное чувство. Для развития речи логопед проводит необходимые занятия в игровой форме.

Песочная терапия включает в себя многообразные сюжетные игры, которые помогают детям развиваться.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий