Как сделать материалы для занятий по методике Монтессори своими руками?

Развивающая доска (бизиборд)

Одним из самых интересных материалов для детей в системе монтессори является бизиборд. Это специальный стенд из дерева, на который крепятся всевозможные элементы начиная от шпингалета до выключателя. Смысл — в безопасности научить ребёнка обращаться со взрослыми предметами. Если обычно малютке запрещено вставлять вилку в розетку, здесь это всего лишь отдельное упражнение. Такие пособия могут быть выполнены в виде кубика, где каждая грань наполнена интересными задвижками и дверцами на петлях. Начинать заниматься с бизибордом можно уже с 2 лет.

Если вы не владеете искусством обработки дерева, лучше попросить помочь папу сделать заготовки. Для создания ручной игрушки монтессори понадобятся следующие материалы:

  • ДСП или любая ровная доска;
  • саморезы;
  • клей Момент;
  • липучки, молнии, шнурки, крючки для различных застёжек;
  • разнообразные замки, шпингалеты, задвижки, выключатели, цепочки.

Обработайте поверхность доски, чтобы на ней не было зазубрин и неровностей. Можно покрыть её безопасным лаком. Далее нужно закрепить все необходимые элементы. Вы можете расположить их в случайном порядке или нарисовать фон. Например, дерево, где на каждой ветке будет свой тренажёр для маленьких ручек. Перед тем как давать игрушку ребёнку, убедитесь, что все детали надёжно закреплены и отсутствуют острые края.

Особенности методики Монтессори: что нужно знать любящим родителям

Список учебных учреждений регулярно пополняется новыми развивающими центрами для малышей, посещать которые не столько необходимо, сколько модно. Многие специалисты по раннему развитию отдают предпочтение именно методике Монтессори. Ключевая её особенность состоит в индивидуальном подходе к ребёнку.

Основателем методики является итальянский врач и педагог Мария Монтессори, которая долгое время работала в детской психиатрической клинике. Её наблюдения за нездоровыми детьми легли в основу теории раннего развития. Но технология адаптирована и для здоровых малышей. Преимущество метода состоит в том, что процесс обучения трансформируется в интересную игру. При этом крохе не нужно сидеть или стоять по стойке смирно и слушать нравоучения или созерцать обмен опытом родителей. Согласно методике Монтессори ребёнок самостоятельно знакомится с окружающей средой, выбирая для игры те занятия, которые ему по душе.

Методика Монтессори предоставляет ребёнку право выбора

Ключевым периодом в формировании личности Мария Монтессори считает возраст от рождения до 6 лет. Именно в эти годы, по мнению автора методики, происходит становление интеллекта и психики. Главная задача родителей состоит в том, чтобы обеспечить своему чаду все условия для гармонического развития. Для этого вовсе не обязательно посещать специализированные центры, тратить большие деньги на покупку методической и учебной базы или иметь педагогическое образование. Чтобы заниматься с ребёнком и в игровой форме знакомить его с явлениями действительности, все материалы можно создать своими руками.

Матрёшки и пазлы «от большого к маленькому»

Как сделать идеально. Данные или любые другие материалы для различия размера могут использоваться в Монтессори-группах как дополнительные.

Чем заменить. Если у вас нет основных Монтессори-материалов дома, можно использовать матрёшки, пазлы, вкладывающиеся стаканчики, пирамидки как замену (к сожалению, неполноценную!) материалам для различия размера.

Чем заменять не стоит. Не покупайте пёстрые игрушки, в идеале материал должен быть однотонным, но если это невозможно, выбирайте наиболее гармоничную расцветку. Избегайте пластика, отдавая предпочтение дереву. Не покупайте игрушку, если одновременно в ней необходимо выделять несколько признаков: например, башни с буквами или цифрами.

Краткая суть методики Монтессори

Мария Монтессори — детский врач, практикующая в начале XX века в Италии

Свою работу она начинала с умственно отсталыми детьми, которые обратили её внимание на некоторые аспекты детского восприятия мира. Она выдвинула гипотезу, которая позже и легла в основу известного нам метода.

Согласно этой теории, дети должны развиваться в подготовленной среде, которая представляет собой маленькую копию взрослого мира.

В границах этого пространства малыши сами обслуживают себя и познают базовые понятия о мире.

Взрослому в этой среде отведена роль мудрого наблюдателя и помощника, который не навязывает свои правила и не вмешивается в процесс познания. Политика невмешательства — главный принцип методики Монтессори. Ребёнок сам, исходя из своих способностей и желаний, выбирает, чем заняться. Это позволяет маленькому человеку развиваться гармонично, не вызывает неприязни к процессу обучения, и формирует самостоятельность.

Потому очень важно правильно подготовить этот маленький мир, чтобы малыш мог в нём реализовать свои потребности, учиться и быть в безопасности. Эта задача целиком ложится на родителей и является основой для достижения наилучшего результата.

Рамки с застёжками

Это пособие направлено на развитие самостоятельности у детей. Цель — научить ребёнка справляться с разными видами застёжек. Чтобы создать рамку монтессори своими руками, понадобятся следующие материалы:

  • деревянная рама от картины;
  • ненужная одежда с молниями, пуговицами, крючками;
  • строительный степлер или клей.

Нашли дома старую кофту, которая давно ждёт своей отправки на дачу? Не торопитесь от неё избавляться, при грамотном подходе она может стать отличным развивающим пособием. Для начала вырежьте из одежды квадрат размером чуть больше рамы. Расположите ткань таким образом, чтобы застёжка была посередине на лицевой стороне. Прочно закрепите остатки на задней части, отрежьте лишнее.

https://youtube.com/watch?v=a5zFHeldKrw

Как создать дома монтессори-среду

Основное понятие в педагогике М. Монтессори – развивающая среда. Детская по Монтессори – это пространство, в котором растет ребенок, и где каждый предмет – своего рода дидактический материал, направленный на развитие тех или иных качеств и умений. Какие-то материалы проще купить: выполненные профессиональными мастерами, они на 100% отвечают требованиям безопасности, долговечны и максимально удобны для малыша.

К таким покупкам относятся деревянные игрушки: простые или декорированные, которые сделать «на коленке» на должном уровне практически невозможно, если только этим не занимаются профессиональный столяр вместе с квалифицированным педагогом.

Другие предметы, особенно для развития сенсорного восприятия, вполне по силам изготовить каждой маме:

  • Мешочки или шарики из хлопковой ткани разных расцветок с разными наполнителями:

    крупами, камешками, бисером, раскрошенным пенопластом, и другими безопасными материалами. Мешочки должны быть прочно зашиты со всех сторон, что особенно актуально для игрушек, предназначенных совсем маленьким деткам.

  • Погремушки с различными наполнителями

    Погремушки из пластиковых баночек, яиц от киндер-сюрприза или других ёмкостей с крышками, наполненных разной «начинкой». Есть и готовые, яркие и привлекательные для малышей фигурки, но примитивный вариант по силам создать любой маме.

  • Ящик с песком

    Низкий широкий и длинный деревянный ящик наполняют тщательно промытым, прокипяченным в течение часа или прокаленным в духовке речным песком.

    Несмотря на внешнюю простоту, игрушка имеет колоссальное влияние на развитие ребенка: улучшаются моторные функции, сенсорное восприятие, игры с закапыванием мелких игрушек или строительством песочных замков очень полезны для логики, пространственного мышления, воображения.

    Ребенок познает физические свойства веществ: песка и воды, на практике усваивает их. Этот игровой модуль – находка для родителей беспокойных крох с дефицитом внимания.

    Даже самый подвижный малыш способен с наслаждением возиться в песке, к тому же эти игры расслабляющим образом действуют на нервную систему, успокаивают, снимают тревоги и страхи.

  • Ёмкость с водой и мерные ёмкости разного размера

    В большинстве своем дети любят игры с водой, а мамы – не очень. Ведь после мокрого веселья приходится производить внеплановую уборку. Система Монтессори предлагает родителям дать ребенку после игры в руки инструменты для уборки: красивую тканевую салфетку и ведерко – пусть развивает навык уборки за собой.

    В процессе можно поучить ребенка аккуратно складывать салфетку. Методикой разработаны даже идеальные салфетки для обучения складыванию из мягкого гипоалергенного материала.

  • Шнуровки и развивающие панно, бизиборды.

    Модное сегодня слово бизиборд может обозначать самый разный набор элементов, расположенных на одной доске.

Игрушки

Методика развития детей по Монтессори изобилует идеями игрушек для любого возраста, которые вполне посильны для домашнего воплощения.

Сенсорные мешочки

Сенсорные мешочки предназначены для детей от полугода до 4 лет. Они представляют собой ёмкости из ткани или другого мягкого материала, наполненные крупами, бисером и другими предметами, которые ребёнку будет интересно пощупать и потрясти.

Варианты самостоятельного изготовления такой развивающей игрушки очень разнообразны: можно просто сшить полотняные мешочки, использовать воздушные шарики или прострочить кружочки из полиэтилена.

Сенсорные мешочки — фотогалерея

Для того чтобы сшить мешочки из ткани, потребуется:

  • отрез ткани;
  • нитки и иголка;
  • ножницы;
  • метр или линейка;
  • булавки;
  • швейная машинка;
  • наполнитель.

Последовательность действий.

  1. Размечаем и вырезаем прямоугольники из ткани.
  2. Складываем прямоугольники лицевой стороной внутрь и закрепляем булавками.
  3. Прошиваем боковые и частично верхний срез на машинке.
  4. Выворачиваем мешочек на лицевую сторону.
  5. Засыпаем наполнитель.
  6. Вручную зашиваем оставшееся отверстие.

Изготовление сенсорных мешочков — фотогалерея

Рамки-вкладыши по Монтессори

Игрушка рамка-вкладыш в оригинале представляет собой деревянную панель с расположенным посередине вкладышем в виде геометрической фигуры, который малыш может достать и поставить обратно за прикреплённую к нему ручку-держатель.

Игра рамка-вкладыш один из самых простых для самостоятельного изготовления

Самостоятельно изготовить рамки-вкладыши можно из картона. Для этого потребуется:

  • плотный картон;
  • ножницы;
  • линейка;
  • клей;
  • краски;
  • крупные бусины для изготовления ручек-держателей.

Последовательность действий.

  1. Расчертить на картоне квадраты и вырезать их.
  2. В центре каждого квадрата начертит геометрическую фигуру.
  3. Вырезать фигуры, раскрасить разными цветами и приклеить к ним ручки-бусины.

Создать Монтессори-среду для ребёнка у себя дома, не затрачивая больших денег на специализированные промышленно изготовленные пособия, вполне реально. Для этого необходимо лишь знать основные принципы методики и ознакомиться с классическими вариантами игровых и учебных материалов. Проявив немного фантазии, воплотить в жизнь собственными руками можно практически любую из идей.

Сенсорные дорожки, коврики и книжки

Как сделать идеально. Сенсорных дорожек или ковриков в Монтессори-группах также нет. Считается, что ребёнок получает достаточно сенсорных впечатлений, просто взаимодействуя с окружающими предметами, особенно во время прогулок. В том числе поэтому в Монтессори-группах дети обязательно гуляют в любую погоду.

Когда в магазинах появились сенсорные книги, их иногда стали использовать в тоддлер-группах наравне с обычными книгами. Вы можете приобрести 2–3 подобные книги и рассматривать их с ребёнком так же, как и бумажные книги.

Чем заменить. Смело покупайте сенсорные книги с простыми реалистичными изображениями и спокойными гармоничными цветами. Летом как можно чаще позволяйте ребёнку ходить босиком или ползать по траве, песку и другим безопасным поверхностям. Для сенсорных ковриков или дорожек выбирайте приятные на ощупь натуральные материалы. Используйте спокойные гармоничные цвета.

Чем заменять не стоит. Не используйте яркие цвета, тем более не предлагайте детям пёстрые книги или коврики.

Если вы не уверены на сто процентов в своих способностях к кройке и шитью, не шейте сенсорные книги или коврики! Криво сшитый коврик или книга нарушит гармонию Монтессори-среды, так что проще этот материал заменить или вовсе отказаться от него.

Занятия по методике Монтессори для детей — быт и хозяйство

Как ребенок младшего возраста, так и более старший очень увлекаются помощью родителям в домашних делах. Они относятся к этому со всей серьезностью, начинают учиться осознавать ответственность. Стоит только начать доверять ребенку самостоятельно чистить зубы и складывать грязные вещи в корзину, как он станет выполнять это ежедневно, как привычку без напоминания.

Обратите внимание! Отличным элементом игровой деятельности в быту станут пуговицы на одежде. Чем больше малыш будет тренироваться их самостоятельно застегивать, тем быстрее он освоит этот процесс

Ребенка полезно привлекать к выполнению домашних дел. Например, дать ему возможность протереть пыль, вымыть посуду, накрыть стол

Важно не переделывать ничего на глазах малыша

Занятие домашними делами

Развивающая доска (бизиборд)

Одним из самых интересных материалов для детей в системе монтессори является бизиборд. Это специальный стенд из дерева, на который крепятся всевозможные элементы начиная от шпингалета до выключателя. Смысл — в безопасности научить ребёнка обращаться со взрослыми предметами. Если обычно малютке запрещено вставлять вилку в розетку, здесь это всего лишь отдельное упражнение. Такие пособия могут быть выполнены в виде кубика, где каждая грань наполнена интересными задвижками и дверцами на петлях. Начинать заниматься с бизибордом можно уже с 2 лет.

Если вы не владеете искусством обработки дерева, лучше попросить помочь папу сделать заготовки. Для создания ручной игрушки монтессори понадобятся следующие материалы:

  • ДСП или любая ровная доска;
  • саморезы;
  • клей Момент;
  • липучки, молнии, шнурки, крючки для различных застёжек;
  • разнообразные замки, шпингалеты, задвижки, выключатели, цепочки.

Обработайте поверхность доски, чтобы на ней не было зазубрин и неровностей. Можно покрыть её безопасным лаком. Далее нужно закрепить все необходимые элементы. Вы можете расположить их в случайном порядке или нарисовать фон. Например, дерево, где на каждой ветке будет свой тренажёр для маленьких ручек. Перед тем как давать игрушку ребёнку, убедитесь, что все детали надёжно закреплены и отсутствуют острые края.

https://youtube.com/watch?v=UuOqzW9CnIY

Что такое Монтессори-среда

Для занятий по данной методике пространство детской необходимо организовать так, чтобы крошка мог самостоятельно обратиться к нужным пособиям. Обучающие материалы нужно разложить в соответствии с их предназначением:

Сортировка

Проведите «ревизию» в игрушках и сложите отдельно те, которые способствуют формированию мелкой моторики, цветовосприятия, речевых и математических умений, тактильных ощущений и т. д. После такой сортировки вы поймёте, какие игры следует изготовить, а какие дома в избытке.

Зонирование

Теперь, собрав все по коробкам или контейнерам, вам нужно определить их в подходящие места. Это могут быть полочки, тумбочки или этажерки, до которых ребёнок может дотянуться сам. Но помните, что с некоторыми предметами дети должны играть под родительским присмотром.

Комплектование

Игр и пособий понадобится немало. Что-то из этого можно купить, но большинство «развивалок» легко изготовить и дома из ненужных материалов.

Мобиль для новорождённых

Это пособие подходит для самых маленьких детей с рождения. Оно позволяет помочь ребёнку фокусироваться и развивает координацию движений.

Для изготовления первого мобиля Мунари нужны следующие материалы:

  • плотная бумага;
  • нитки;
  • клей;
  • краска белого и чёрного цвета;
  • деревянная планка;
  • прозрачный пластиковый шар диаметром 4 см.

Распечатываем шаблон. Вырезаем и склеим фигуры. Планку делим на три части, равные 24, 20 и 12 сантиметров соответственно и раскрашиваем, как на схеме. Закрепляем контрастные детали и шар на конструкции, как на рисунке. Такой мобиль можно предложить малышу уже с 2 — 3 недель жизни.

Цветные ёжики


А вот игрушка Монтессори, созданная, главным образом, для развития мелкой моторики.Для того, чтобы изготовить ее своими руками, понадобятся цветная плотная бумага, клей и разноцветные прищепки.Сначала надо вырезать из бумаги ежиков, по две половинки для одной фигурки. Затем половинки склеиваются, на мордочке ежика рисуются носик и глазки. Потом ребенок своими руками должен наделить ежика иголками, то есть прищепками. Цепляя прищепку к спинке вырезанной игрушки, малыш должен называть цвета. Кроме развития рук и мелкой моторики, эта игрушка Монтессори помогает и укрепить память.

Правила обустройства развивающего пространства

Обустроить детскую в соответствии с правилами Монтессори не так сложно, как может показаться неискушённому родителю. Несомненно, помещения в садике или классы в школе довольно просторные, однако и из небольшой детской может получиться комната в Монтессори-стиле.

При организации домашней развивающей среды важно соблюдение следующих правил:

  • ребёнок должен видеть все материалы для занятий, то есть их необходимо располагать в зоне досягаемости;
  • мебель должна подходить малышу по росту и должна быть лёгкой по весу, чтобы ребёнок самостоятельно мог двигать или устанавливать в любом месте стульчик и стол;
  • на пол следует постелить ковёр или плед, поскольку ребёнок обязательно будет играть и заниматься не только на столе, но и рядом с ним;
  • все полочки и стеллажи с игровыми пособиями должны быть «приветливо распахнутыми», чтобы малыш сам смог выбрать нужный предмет;
  • любое отдельное задание должно находиться и предлагаться в своём подносе, коробочке или пластиковом контейнере;
  • каждый предмет, используемый ребёнком, должен быть настоящим, а не муляжом либо игрушкой (то есть малышу нужно давать, к примеру, настоящий совок и веничек).

Такой порядок в организации игрового пространства не только помогает малышу с ранних лет ориентироваться в материалах и пособиях, но и позволяет приучать к чистоте даже совсем маленького ребёнка. Поиграл? Убирай за собой, ставь предмет на своё место!

Занятия и материалы от года до двух лет

Годовалый малыш не только нуждается в развитии сенсорики, но и в тренировке тонкой моторики, которая ведёт за собой и речь. С этой целью дома можно изготовить рекомендуемые материалы Монтессори своими руками.

  1. «Волшебные баночки». Во флаконы помещаем фасолины, горошины, пуговицы и предлагаем ребёнку сначала пошуметь, а потом и открыть баночку, чтобы удовлетворить интерес.

  2. «Кормление». Ненужной игрушке из пластика прорезаем рот и даём малышу покормить её горошинками, бусинками или фасолинами. Это поможет натренировать моторику и глазомер.
  3. «Секретик». Ребёнок в 1 год любит отыскивать спрятанные предметы. В тазик с манкой или другой крупой можно «закапать» раковину, мелкую игрушку, шишку. Естественно, занятие проходит под родительским контролем.
  4. «Лепка». Малыша старше 1 года нужно познакомить с пластилином или солёным тестом. Кроха уже способен делать лепёшки, шарики, колбаски. Вместе с родителями можно даже делать различные фигурки, дополнительно украшая их разнообразными элементами (спичками, зубочистками).
  5. «Водичка». На большой поднос необходимо поставить посудины разного объёма. Ребёнок может переливать воду из одной в другую. Кроме того, в жидкость окунают губки, достают со дна камушки, раковины, игрушки.
  6. «Картина». У себя дома можно организовать целую художественную студию. Для этого необходимо распечатать простейший рисунок с минимальным количеством деталей, намазать клеем определённые участки изображения и предложить малышу наклеить кусочки цветной бумаги.

Также можно сделать дома игрушки, напоминающие стандартные наборы Марии Монтессори. Как правило, детям старше 1 года подходят шнуровки, которые могут выглядеть совершенно по-разному. Самый простой вариант – «шнуровать» дуршлаг.

Также в этом возрасте подойдут пирамидки с крупными кольцами и матрёшки. Обычно дети с удовольствием надевают круги на пирамидный штырь и разбирают и собирают деревянные куколки, попутно совершенствуя восприятие формы и величины.

Как сделать Монтессори-игрушки своими руками

Особенность системы Монтессори в том, что по сути никаких специальных игрушек покупать не нужно. Если чего-то нет дома, все можно сделать своими руками или за копейки купить в магазине.

Это займет минимум времени и не потребует особенных навыков со стороны родителей. А в качестве материалов подойдут подручные средства.

Рамки-вкладыши

Подобные игрушки помогут малышам понять, что такое фигуры и какие они есть. А также научиться быстрее различать цвета, осваивать понятия «больше и меньше».

Для изготовления понадобятся:

  • коробка (можно взять из под съеденных конфет);
  • альбомный лист, но лучше ватман;
  • разноцветный картон.

Коробку разрезать на прямоугольнички. Их размер зависит от количества фигурок, что будут помещены в рамку. Для каждого прямоугольника вырезается своя геометрическая фигура из разноцветного картона. Фигуры одного ряда должны быть разноцветными и различаться по размеру. Сначала идет самая большая фигурка, а те, что ниже должны постепенно уменьшатся. Чтобы удерживать фигуры с обратной стороны коробки приклеивается ватман.

Пирамидка

Проще всего такую игрушку пошить, но для того чтобы это сделать родитель должен иметь хотя бы примитивные навыки шитья. Зато пользы от этой игрушки масса. Она научит кроху различать цвета, размеры, тактильные ощущения и не только. А все что нужно сделать — использовать разные ткани и наполнители.

Для работы потребуются:

  • ткань разного цвета и, если есть возможность, фактуры;
  • лента-липучка;
  • материалы для набивки – крупы, поролон, синтепон, камешки, в общем, что угодно.

Ткань нужно разрезать на парные квадраты разного размера – от 5 до 12 см. Берем пару квадратов. На один из лоскутов ткани нашивается липучка, а на второй часть, которая должна прилипнуть. Квадраты между собой сшиваются (с изнаночной стороны). Дальше материал нужно вывернуть и начинить наполнителем. И так повторить, пока все подушечки не будут заполнены.

Цветные ежики

Ежики — одни из самых популярных персонажей детских сказок, потому ребенок с удовольствием будет играть в такой компании.

Чтобы сделать эти игрушки, нам понадобятся:

  • листы разноцветного картона;
  • разноцветные прищепки.

Из картона нужно вырезать две идентичные фигуры ежика. Проще всего это сделать, если сложить картон в два раза, после чего начать вырезание. Дальше фигурки нужно склеить, нарисовав глазки, ротик, носик. Когда заготовка готова, осталось предложить ребенку дать ежику иголки, прикрепив к нему разноцветные прищепки.

Шнуровки

Игры-шнуровки – лучший способ развить мелкую моторику рук ребенка. Их можно купить в магазине, вот только цена не радует, потому гораздо дешевле смастерить их дома.

Тем более, что материалы, которые для этого понадобятся, наверняка есть дома у каждого:

  • деревянная основа, альтернатива которой может быть плотный картон или фанера;
  • отверстия можно сделать дыроколом, ножом;
  • пуговицы, приклеенные к основанию;
  • шнурок.

Набор материалов зависит от того, что есть под рукой. Иногда даже ничего не нужно просверливать, достаточно приклеить к доске пуговицы и показать ребенку, как обматывать вокруг них шнурки. Все зависит от фантазии.

Мягкие шарики

Суть игры в том, что крохе дается четыре меховых шарика, которые по одному нужно протолкнуть сквозь трубку таким образом, чтобы последний вытолкал первый.

Чтобы изготовить подобную игрушку, нам нужно:

  • плотный картон;
  • втулка (через нее будут проходить шарики);
  • бутылка от шампуня (это будет ножка, которая будет держать втулку);
  • мотки разноцветной пряжи, выполняющие роль шариков.

Во флаконе от шампуня нужно сделать два разреза, через которые должна будет пройти втулка. Сама втулка должна быть ровно такой длинны, чтобы через нее могли пройти три шарика, сложенные в ряд. Закрепить конструкцию можно скотчем и украсить цветной бумагой.

Розовая башня и другие материалы для различения размеров

Когда родители начинают изучать данные материалы, они обычно приходят в замешательство. Действительно, непросто заменить или сделать дома розовую башню или красные штанги. К сожалению, чаще всего такие попытки заканчиваются неудачно.

Как сделать идеально. Розовая башня – это материал из 10 кубов розового цвета, сторона самого большого куба – 10 см, а самого маленького – 1 см. Кубики башни выкладывают на коврике в беспорядке. Ребёнку предлагают выстроить башню, начиная с самого большого куба и сравнивая кубы между собой.

Мы не рекомендуем использовать розовую башню дома – она не работает отдельно от других материалов. Но если вы всё же решили её сделать, то самый лучший вариант – покупка готового материала. Делайте материал из дерева, только если вы абсолютно уверены, что конечный результат будет гармоничным, экологичным, безопасным для ребёнка (гладким) и соответствующим заданным размерам.

Чем заменить. Вы можете сделать башню из бумаги, только если вы абсолютно уверены, что сможете сделать материал эстетически привлекательным. Вы можете купить башню в магазине, хотя, скорее всего, цвет, материал и размеры будут другие. Заменить красные штанги можно 10 полосками из картона, самая короткая из которых 10 см, а самая длинная – 1 метр. Работа может проходить как с красными штангами: штанги лежат в беспорядке на ковре, ребёнку предлагают выстроить штанги одну под другой, начиная с самой длинной и заканчивая самой короткой.

Чем заменять не стоит. Не делайте материалы ни из дерева, ни из бумаги, если не уверены, что сможете сохранить правильные размеры и эстетическую привлекательность. На материалах не должно быть видно клея, изоленты. Не допускаются кривые края, размеры самоделок должны совпадать с оригиналами. Если уверенности нет – купите схожие материалы в магазинах.

Змейка

Сенсорная змейка, или гусеница, — это тоже материал Монтессори. Своими руками сделать такую игрушку можно за несколько часов. Все, что вам понадобится — кусочки различной ткани и материал для наполнения шариков. Подойдут крупы (пшено, фасоль, рис, горох и др.), поролон или ватин, мятая бумага или полиэтиленовая пленка. Можно придумать и другие интересные на ощупь наполнители.

Самый простой вариант — сделать элементы змейки из старых, потерявших свою пару детских носков. Они имеют яркие цвета и рисунки, и в сборе игрушка будет выглядеть весьма интересной.

Те, кто умеет, могут сшить шарики из тканей разных фактур, а голову украсить глазами и улыбкой.

Суть метода Монтессори

О какой свободе идёт речь? Обеспечив ребёнка хорошими, часто меняющимися пособиями, взрослый в процессе занятий является не руководителем, как это принято в классических системах обучения, а лишь помощником. Поначалу к этому сложно привыкнуть, но малыш сам должен выбирать, чем ему хочется заняться на данный момент.

Конечно, подобный подход скорее подойдёт детям, которым уже есть 3 года, ведь именно с этого возраста кроха способен осознать свою самостоятельность. А родители её должны дома всячески поощрять и содействовать взрослению малыша: учить его одеваться и обуваться, чистить зубы, убирать за собой вещи и игрушки, включать в процесс приготовления еды и сервировки стола.

Сами игры изготавливаются из натуральных материалов и часто представляют собой обычные предметы обихода, которые без Монтессори вы бы и не подумали дать маленьким детям.

Тематический материал:

  • Методика Марии Монтессори
  • Игрушки своими руками для развития мелкой моторики
  • Развивающий коврик для детей

Игрушки для развития тактильной памяти

Мария Монтессори подчеркивала, что в тактильном развитии ребенка крайне важно уделить достаточно внимания не только совершенствованию 5 простых чувств (зрение, вкус, обоняние, слух и осязание), но и выработке у детей более сложных ощущений — термических, барических и стереогностических. Для занятий разработан класс тактильных тренажеров

Сундучок с тканями

В красивую коробочку сложите лоскуты ткани, сильно отличающиеся по текстуре: шелк или атлас, вельвет в мелкий и крупный рубчик, трикотаж, искусственную кожу, мех, бархат, замшу. Вынимая лоскутки, ребенок должен описать сенсорные ощущения: какие ткани гладкие, а какие шершавые, какая тянется, а какая жесткая, какие похожи на ощупь.

Сенсорные коврики

Тренажер сегодня является самым популярным и дорогим, но его нетрудно изготовить дома. Для этого нужно на чистый коврик для ванной с низким ворсом плотно наклеить или нашить такие материалы:

  • крупные деревянные пуговицы;
  • пористые губки для мытья посуды;
  • гальку;
  • сухую фасоль;
  • винные пробки;
  • веревочки.

Лучше всего иметь набор ковриков с разным покрытием, хотя можно составить различные тактильные зоны на длинной ковровой дорожке.

Змейка

Изготавливается практически так же, как мягкая пирамидка. Сшейте несколько лоскутных шариков размером с небольшой апельсин и наполните разными материалами: крупами, холлофайбером, сухими травами, солью, нитками. Сшейте мячики между собой так, чтобы голова змейки была самой тяжелой, а хвост — легким. Лучше, если каждый мячик будет сшит из разных тканей — шерсти, трикотажа, бархата, меха.

Копилка

Дети в возрасте около года находятся в периоде освоения причинно-следственных связей и в тоже время стремятся работать с мелкими предметами, развивая мелкую моторику. «Копилка» послужит обеим целям.

Её просто сделать дома. Возьмите небольшую аккуратную коробку, например, из-под обуви. Учтите, что она не должна быть ярких или пёстрых цветов. Прорежьте отверстие в крышке и предложите малышу проталкивать в него шарики. После – открывать коробку и искать их. Как только ребёнок перестанет пробовать предметы на вкус, сделайте отверстие меньше, а шарики замените на более мелкие предметы. Часто родители используют для подобной игры банки

Важно, чтобы крышку малыш мог открыть самостоятельно, чтобы завершить работу

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий