Что такое канистерапия и как она помогает лечить детей?

Общение с четвероногим психотерапевтом

Собаки помогают в лечении депрессии людям, перенесшим насилие и тяжелые утраты. Быть может, это связано с тем, что ласковое животное умеет молча и внимательно слушать, не поучая и не высказывая своего мнения. Или просто молчать, уткнувшись мордой в руку

Собаке не важно, как выглядит человек или что он говорит. Она — неиссякаемый источник безусловной любви, в которой так нуждаются многие.

Работа с питомцем помогает закомплексованным и неуверенным в себе детям и взрослым поднять самооценку, обрести уверенность в себе. Нужно только следить, чтобы привязанность к четвероногому не приняла гипертрофированных форм.

Известны случаи избавления от фобий, связанных с собаками, во время сеансов общения с небольшими, ласковыми представителями собачьего племени.

Очень положительно действует общение с собаками на пожилых людей, проживающих в пансионатах для престарелых и домах инвалидов.

Особенности развития лудомании

Достаточно часто лудоманию сравнивают с наркоманией, называя зависимость от игры нейропсихологической ее разновидностью. Данный вид поведенческого расстройства действительно крайне опасен для человека, неспособного совладать с собственными эмоциями и желаниями.

На сегодняшний день лудомания и другие виды игромании достаточно хорошо изучены. В частности, специалисты выделили несколько ступеней ее развития:

  1. Первая ступень – выигрыш. Начальная стадия расстройства начинается тогда, когда человек почувствует вкус легких денег. Даже самые небольшие выигрыши могут спровоцировать развитие лудомании. Механизм развития игровой зависимости оказывается запущенным, и игроман начинает испытывать страстное желание испытать удачу снова и снова. Его мечты о выигрыше оказываются далекими от реальности, он увеличивает свои ставки и время, которое тратит на игру. На этом этапе легче всего помочь зависимому человеку, поскольку он еще не утрачивает связи с реальностью. Он способен слышать окружающих, анализировать их мнение, а также оценивать свое пошатнувшееся материальное положение. Наиболее эффективным методом терапии в этом случае будет «замещение». Эта тактика перенаправляет энергию и азарт зависимого человека в созидательное русло. Пациент способен собственным волевым решением отказаться от игры, но высвободившееся время нужно заполнить любыми другими занятиями.
  2. Вторая ступень – проигрыш. По мере увеличения ставок растет сумма проигрышей. Стремясь отыграться, игроман начинает занимать деньги где только это возможно. Он берет кредиты в банке, занимает деньги у друзей и родственников, относит все ценные вещи в ломбард. Интерес к игре становится настолько сильным, что у человека пропадают другие увлечения. Терапия на этой стадии будет более сложной. Тактика замещения все еще актуальна, но справиться с зависимостью без помощи специалистов уже практически невозможно.
  3. Третья ступень – безрассудство. Когда зависимость переходит в эту стадию, у игромана начинают рушиться социальные и семейные связи. В его понимании все, что мешает игре является абсолютным злом, поэтому он теряет работу, друзей и семью. На первое место в жизни выходит игра. Иногда у зависимого человека возникает желание остановиться, но оно очень быстро проходит. Полное отсутствие денег, необходимых для игры, заставляет больного совершать противоправные поступки. Ради того, чтобы найти средства на очередную ставку, игроман может даже убить. Терапия на это этапе расстройства должна быть комплексной. Она включает в себя различные методы психотерапии и медикаментозную помощь, весьма эффективны духовные практики и методики самоконтроля. Больному крайне необходима поддержка близких. Эффект от лечения можно заметить достаточно быстро, но устойчивых результатов удастся достичь не ранее, чем через год совместной работы психотерапевта, пациента и членов его семьи. Один раз в 2—3 года нужно будет проходить курс поддерживающей терапии, но борьба с лудоманией будет продолжаться всю жизнь.
  4. Четвертая ступень – безнадежность. Это крайняя степень развития расстройства, своеобразный тупик для игромана. Он находится в состоянии сильнейшей социальной дезадаптации. Чувство радости и облегчения уже ничего не приносит, в его жизни не осталось ничего ценного. Зависимый человек сам разочарован в игре, но остановиться не способен. Лудомания в этом периоде часто сопровождается другими пагубными зависимостями – алкоголизмом и даже наркоманией. Игроман находится в постоянной депрессии, у него возникают мысли суицидального характера, наблюдаются расстройства сна и аппетита. Наиболее актуальным способом лечения крайней степени игромании становится медикаментозная терапия. Действие препаратов в большей мере будет направлено не на устранение поведенческого расстройство, а на избавление от сопутствующих патологий психики (неврозов и глубоких депрессий).

На сегодняшний день существует много способов избавления от лудомании. В нашей стране получить квалифицированную помощь можно в специализированных медицинских учреждениях разного типа. Если обратиться в частный медицинский центр, то лечение будет анонимным.

Независимо от того, как вариант вы выберете, нужно понимать, что обращение к психотерапевту, психиатру или психологу является первым шагом на пути к выздоровлению.

Пёс придёт на помощь

Канистерапия (по-латыни «canis» – «собака») – это особый метод лечения и реабилитации, где в роли доктора выступает собака. У необычного врача широкая квалификация – собаки могут помочь в обучении детей, они справляются с эмоциональными нарушениями, решают некоторые медицинские проблемы. Собака может работать и геронтологом, и педиатром – часто канистерапия используется, чтобы помочь пожилым людям и детям с ограниченными возможностями здоровья.

Особенные дети нередко занимаются вместе со своими здоровыми сверстниками, а хвостатый доктор помогает и тем, и другим: первым – научиться общаться, а вторым – быть терпимее к окружающим.

Статья по теме

Юлия НАЙМАРК: Есть плюсы в том, чтобы заводить взрослую собаку

Секрет успеха четвероногого врача – в его искренности. И даже если дрессированный пёс просто выполняет отведённую ему задачу, он проявляет неподдельную радость от общения с человеком. А раз так, у собачьего пациента уходит нервное напряжение, снимаются спазмы и мышечные зажимы, улучшается настроение и уходят комплексы, которые, к примеру, мешали малышу с нарушениями речи начать произносить слова. Да и лечиться, когда даже малейший успех вызывает восторг «доктора», легко и приятно.

Выбираем породу

Фото Надежды Сокоревой

Если все же семья принимает решение о том, чтобы в доме появился питомец, то нужно тщательно подойти к выбору. И опять же – исходя из своих целей и задач, а не руководствуясь желаниями или эстетическими пристрастиями.

«Обратите внимание на ваш темперамент и характер собаки. Побывайте на выставках, присмотритесь к породам

Кому–то по сердцу собака-каучуковый мячик, кому-то – спокойные и вальяжные. Собака может быть маленькой, но заполнять собой все пространство, энергетическим сгустком. А может быть большой, но словно незаметной, — отмечает Татьяна Любимова. — Не поленитесь и почитайте хорошие справочники: для чего выведена порода.

Вам понравилась гончая – но она выведена для работы в лесу, она должна самостоятельно бежать и гнать зверя. И эту черту убрать из характера собаки будет практически невозможно. А если она побежит от вас в парке – ваши действия?

Или, скажем, ротвейлер. Это служебная собака для работы, защитно-караульной службы. Сможете ли вы контролировать такую собаку, весом в 80 кило, если в другой руке у вас ребенок? Бывают и добрые ротвейлеры, но это всё же не породный признак, и неизвестно, как поведёт себя собака в критической ситуации.

Я категорически против того, чтобы в семью с детьми, тем более с особенностями здоровья, заводили агрессивных собак – были случаи весьма печальные. Или, скажем, милый бигль – сейчас эту породу воспринимают как собаку-компаньона, но это все же гончая, не очень заинтересованная в общении с человеком. Она не будет взаимодействовать с ребенком, как от неё ждут».

Татьяна рекомендует заводить в семье с ребенком-аутистом собаку среднего размера.

«Собаку крупную – как и лошадь – ребенок-аутист воспринимает по частям. Специалисты отмечают, например, что ребенок вполне естественно и хорошо может воспринимать лошадь, сидя на ней верхом, но годами отшатывается от морды. Так же и с большой собакой – будет играть с ее спиной, но шарахаться от морды. А маленькую собаку может просто сильно сжать, делать ей больно, нечаянно покалечить».

Кстати, некоторые родители идут от противного. Например, ребенок боится собак – и они, зная об этой особенности, намеренно заводят щенка, считая, что при близком общении ребенок сможет перебороть свой страх и в итоге дружба с животным принесет пользу. Но бывает, что результат оказывается еще хуже. В одном из подобных случаев мама завела малышу щенка кавказской овчарки. Теперь мама тоже боится собаку, овчарка живет на улице, охраняет дом. Этот «ход конем» не принес никакой пользы ребенку.

Популярные упражнения в канистерапии

Важный этап становления отношений между собакой и пациентом — знакомство. Для этого нужно подвести ребенка к собаке на индивидуально определяемое расстояние. Пациентам с расстройствами психики нужно вести особое наблюдение, так как они могут демонстрировать отторжение любыми способами, в том числе невербально. При появлении негатива стоит немного отдалить пациента, но не прекращать сеанс. Собака, которая лежит или сидит боком, вызывает боязнь в меньших случаях, так как зрительный контакт с животным может испугать реабилитируемого.

Терапевт индивидуально подбирает группы упражнений для каждого пациента.

Дистанционные упражнения канистерапии для больных аутизмом

Выгул животного на поводке, где вожатый-волонтер ведет собаку с другой стороны и следит, чтобы расстояние до пациента не уменьшалось. После стоит усложнить задачу определенными остановками, поворотами, командами. Затем пациенту предлагают расчесать собаку расческой с удлиненной ручкой. Когда контакт установлен, можно разрешить ребенку самому отдавать команды животному.

Сложное взаимодействие с собакой

Дать ребенку задание: отвести собаку к папе/маме, при этом по пути взять определенные предметы. Это могут быть кубики или игрушки. Потом пациенту предлагают делать совместные действия с собакой (бросить мяч, поднять обруч, подойти, одеть на собаку что-то). Игру можно усовершенствовать, бросая предметы собаке

Важно: собака должна отдавать предметы не ребенку, а педагогу, не приближаясь к пациенту

Самостоятельное действие с собакой

Если пациент уже подпускает к себе животное, стоит позволить ему поруководить собакой. Предложите ему несколько команд, которые собака будет выполнять. Если собака выполняет трюки, разучите самые простые с ребенком. Подкрепите это поделками про собак, рисунками и интересными рассказами. Предложите ребенку почитать книги собаке, если он уже готов к этому.

Коврик

Упражнение часто используется для повышения двигательной активности и расслабления ребенка. Оно простое: пациент лежит рядом или прямо на собаке. Практика канистерапии показывает, что таким образом снижается тревожность, улучшается моторика рук и физическое состояние, и даже развивается речь.

Олли, первая собака-терапевт в России

Фото Надежды Сокоревой

Наш эксперт Татьяна Любимова – тоже мама особенного ребенка. Сын Татьяны Саша родился с тяжелой формой ДЦП. Когда мальчику было 4 года, родители завели собаку. «Саша сам не говорил, но оказалось, что он давно мечтал о собаке – это обнаружила и поняла наш психолог, — вспоминает Татьяна. — Мы очень тщательно подходили к выбору собаки, взяв в итоге золотистого ретривера Олли. Но все же мы все равно совершили всевозможные ошибки».

Татьяна думала, что я сможет выдрессировать собаку самостоятельно, у нее уже были собаки. Но ее усилий оказалось недостаточно, пришлось обращаться в центр, который готовит собак для работы с инвалидами.

Олли начала заниматься в центре и в итоге стала первой собакой-терапевтом в России. «Олли стала нашим счастливым лотерейным билетом. Когда мы выходили с Сашей гулять, он страшно ею гордился. И прохожие видели не мальчика-калеку, а мальчика с красивой, умной и послушной собакой.

Когда Саши не стало, мы стали работать с Олли с другими детьми. У нас уже были знания и о детей-аутистах, и о детях с другими заболеваниями. Потом нас пригласили в школу 1492 вести группу с детьми-инвалидами, и это был второй лотерейный билет. Сейчас, спустя 12 лет после начала регулярных занятий, к нам приходит уже более 150 детей».

Методы лечения аутизма

Методов лечения аутизма много. В каждом отдельно взятом случае подойдет определенная методика. Будь то лечение путем психотерапии или специальная диета, самое главное – начать лечение как можно скорее.

Перед определением методики лечения учитывается психическое и физическое состояние ребенка. Ведь на жизнь ребенка влияет как умственный аспект, так и двигательной составляющей.

1.Метод поведенческой терапии. Самый распространенный метод борьбы с аутизмом. Предпочтительно начинать лечение с помощью данного метода в возрасте до 3 лет. Метод заключается в прививании ребенку навыков самостоятельности и адаптации к смене привычной для ребенка обстановки. Поведенческая терапия направлена на:

  • Подавление нежелательного поведения;
  • Выработку нормального поведения;
  • Поддержание эффективности лечения.

На первых этапах лечения ребенка учат зрительному контакту, проявлению мимики и жестикуляции. Затем прививают навыки самостоятельности и реакции на простые словесные команды.

Каждый успех ребенка должен быть замечен в позитивном ключе

Необходимо вознаграждать ребенка сладостями, вниманием, игрушками и т.д

Важно, чтобы ребенок понимал, за что именно его хвалят

2.Опциональный метод. Опциональный подход заключается в понимании и принятии внутреннего мира ребенка. В процессе лечения участвует один родитель.

Родитель должен войти в доверие ребенка путем подражания его поведению. При этом родитель должен понять и прочувствовать восприятие ребенка. Исключено принуждение ребенка изменить свое поведение.

На первых этапах терапии родитель просто наблюдает за тем, как ребенок себя ведет

Важно обращать внимание на каждую деталь: движения, жесты, звуки, одинаковые фразы, привязанность к определенному предмету. Затем родитель начинает повторять все эти действия за ребенком по нескольку часов в день

Благодаря этой методике ребенок начинает понемногу обращать внимание на своего родителя и постепенно впускает его в свой внутренний мир. Такой метод борьбы с аутизмом требует большого количества времени и сил

Лечение проводится там, где ребенок ощущает себя комфортно. Он не должен чувствовать тревоги или страха

Лучше всего закрыть окна, чтобы избежать неуместных звуков и убрать предметы, которые могли бы привлечь внимание ребенка. Чем комфортнее и уютнее обстановка в месте проведения терапии, тем проще ему будет открыться и впустить родителя в свой внутренний мир

3.Холдниг-терапия. Холдинг-терапия подразумевает формирование или возобновление эмоциональной привязанности ребенка к родителю. Лечение проходит путем сближения матери и ребенка. Оно требует строгого согласования каждого действия с психотерапевтом. Потому как ошибки в этой ситуации недопустимы.

Многие считают аутизм неизлечимой болезнью и опускают руки. Однако, при таком множестве методик и при правильном подходе к лечению возможно все, даже полное исчезновение симптоматики.

Сигнал усталости

Частый спутник различных нарушений развития детей — нарушение сенсорной интеграции: человек плохо ощущает себя в пространстве. Бывает, поясняет Татьяна Любимова, что во время общения с собакой ребёнок начинает лучше чувствовать свое тело, и для усиления своего ощущения ребенок может неожиданно пнуть собаку или даже укусить ее, или стиснуть.

«Но это не агрессия как таковая. Это способ познания мира, он просто иначе не умеет. Надо в этот момент научить его взаимодействовать с собакой. И это, кстати, один из ключевых моментов в нашей работе. С истинно агрессивными манипуляциями по отношению к животным я сталкиваюсь редко, можно пересчитать по пальцам.

Бывает, что кажущаяся агрессия – это, на самом деле, сигнал об усталости. И такого ребенка я просто положу с собаками, чтобы он расслабился. (Но если ребенок бьет собаку и смотрит на меня, ждет моей реакции, то я выдворю его с занятия – это уже осознанное агрессивное поведение».) Такая «агрессия» наблюдается не только у аутистов, в детдомах, например, сплошь и рядом, у детей с нарушениями интеллекта, особенно с глубокими.

Это и есть тот тонкий момент. Когда у ребенка просыпается желание сильного тактильного контакта, это желание нужно вовремя направить. Иначе негативное поведение быстро закрепляется.

Если родители неопытны в этих вопросах, можно только навредить.

Поэтому крайне важно отслеживать общение ребенка и собаки. «Они должны научиться считывать сигналы друг друга

Но до этой вершины еще идти и идти. В дрессировке щенка нужна помощь кинолога, и лучше, чтобы он приходил домой и на месте понаблюдал взаимодействие родителей, собаки и ребенка, подкорректировал, дал рекомендации, — считает Татьяна. Причем такую работу надо начинать уже с двух месяцев жизни щенка. Объяснять собаке, что такое хорошо и что такое плохо, и, конечно, обязательно проходить курсы дрессировки. Причем не только на площадке, а в бытовых условиях – собака должна слушаться в любой ситуации».

«Давай будем собачку дрессировать»

Собаки-канистерапевты помогают врачам решать очень серьезные задачи: развивать двигательные и эмоциональные способности, улучшать социальную адаптацию и проводить реабилитацию у детей с задержкой умственного развития или имеющих тяжелые психотравмы. Наши четвероногие друзья обладают некоторыми качествами, схожими с человеческими: эмоциональностью, способностью выражать свои переживания действиями, звуками и мимикой, поэтому они могут быть мотиватором для выполнения определенных упражнений. Например, дети с аутизмом учатся контактировать с миром через взаимодействие с собакой. Чувствуя тепло – успокаиваются, трогая шерсть – развивают тактильные ощущения.

Марина Гуркина вспоминает, как Сильва помогала общаться молчаливому мальчику. У него был диагностирован избирательный мутизм — состояние, при котором сохранена речь и способность понимать окружающих, но разговаривать мешает страх. Мальчик разговаривал только с мамой, и когда в первые раз зашел в кабинет, не хотел даже подходить к собаке.

«Сначала мы работали над тем, чтобы он перестал бояться собаку и начал с ней общаться. Потом предложили ему дрессировать Сильву: покажи ей жестами, что она должна сделать. Ой, смотри, у собачки ушки заболели, глазки не видят, она совсем не понимает, что ты хочешь ей сказать. Надо громко говорить команды и кричать, – рассказывает врач. – И постепенно мальчик начал общаться. Спустя два-три месяца он уже забегал в кабинет и кричал: «Сильва, привет!». А потом он научился и говорить, и петь, пошел в школу все и у него было хорошо».

В канистерапии есть и досуговое направление, когда собаки участвуют в детских праздниках и представлениях. Марина Гуркина и ее коллеги поставили спектакль «Колобок», где колобка играл корги, Сильва — медведя, а два пса-метиса — серого волка и лисичку. Особенность таких представлений в том, что в них контакт с детьми сведен к минимуму. Но и такая работа требует большой подготовки: собаки должны быть полностью управляемыми, стрессоустойчивыми и доброжелательно реагировать на детей, а специалисты должны уметь с ними взаимодействовать.

Канистерапия применяется не только для реабилитации детей, но и взрослых. Обученные собачки помогают людям, пережившим инсульт, а также пациентам домов престарелых активизировать двигательные функции и мелкую моторику. По словам Марины Гуркиной, бабушки и дедушки с деменцией играют с собаками, расчесывают их, наряжают

Это очень важно, поскольку многие из них постепенно забывают, как пользоваться расческой

«Канистерапия дает возможность таким пациентам пережить много положительных эмоций, которые способна подарить только собака», – заключила врач.

Дай лапу, Харди

После знакомств ребята делают разминку: присаживаются на коврик, а потом вытягивают руки вверх по очереди. Собаки послушно повторяют за малышами эти упражнения: ложатся и встают на задние лапки. Потом волонтёры учат детей давать команды своим питомцам. Среди общего шума можно расслышать:

– Румба, сидеть!

– Сделай ручку так и скажи: «Харди, дай лапу».

– Нет, я боюсь.

– Не бойся, давай вместе.

– Клюква, лежать!

– Да, Клюкве больше всего нравится лежать.


Прежде чем стать собакой-терапевтом, питомец должен пройти тестирование на стрессоустойчивость, многомесячное обучение и итоговую аттестацию. Фото: Галина Соловьёва

КСТАТИ

В 2015 году в России выпустили государственный стандарт (ГОСТ), который регламентирует подготовку собак-терапевтов. В документе подробно описано, как нужно обучать животное и применять его в будущем для физической и социально-психологической реабилитации людей с ограниченными физическими и психическими возможностями методами канистерапии. ГОСТ утверждает этапы работы с собакой и аттестацию животного, которая проводится в присутствии специальной комиссии.

Собаки подготовлены к игре с детьми. Но к занятиям допускают не всех: питомец должен сдать входящее тестирование. Как говорит Марина Иванова, это 40-минутное «издевательство» над собакой: на животное кричат, машут руками, имитируют неадекватное поведение, провоцируют его другими собаками и падающими предметами. Это показывает, насколько стрессоустойчив питомец, и готов ли хозяин отдать его на такую программу. Потом они проходят обучение в течение нескольких месяцев с кинологами и получают удостоверение собаки-ассистента или собаки-терапевта.

– Первые занятия канистерапии для Харди были очень тяжёлыми, – делится волонтёр Татьяна, бобтейл которой этой осенью получил звание ассистента. – Для собаки это стресс, и по состоянию Харди это было видно: он начинал тяжело дышать, быстро уставал, долго спал после занятий. Но постепенно привык и сейчас очень любит это общение.

Комментарий

Георгий АМУСИН, психотерапевт, председатель Ассоциации психотерапевтов Свердловской области:

– Канистерапия полезна для взрослых людей, находящихся в состоянии депрессии. Также это очень хороший метод реабилитации для детей с расстройством аутистического спектра, но без агрессии, потому что агрессию собака не переживёт. Терапия хороша и при работе с детскими страхами, при детской психотравме, когда у ребёнка есть соматические проблемы. Общение с собакой благотворно действует на эмоциональное состояние, что влияет и на иммунитет: ребёнок становится более устойчив к заболеваниям и вирусам.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий