Минимальная мозговая дисфункция (ММД) у детей

Как помочь здоровому развитию ребенка?

Многие современные родители, которые хорошо понимают, что ММД – не особенность характера, а проблема, которую можно устранить или уменьшить, уделяют большое внимание правильному выбору безопасных и эффективных препаратов. Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами

Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров

Нейропептид «Семакс 0,1%» устраняет дисбаланс регуляторных систем в коре мозга, улучшает образование новых связей между нейронами . Препарат нормализует развитие коры полушарий мозга, регулирует работу его функциональных центров.

Научно доказано, что «Семакс 0,1%» является одним из наиболее эффективных препаратов для улучшения памяти у детей. Серьезный положительный эффект препарата в развитии нервной системы ребенка подтверждается тем, что его успешно применяют не только для лечения ММД, но и для развития детей с нарушением интеллекта.

Многочисленные исследования препарата «Семакс 0,1%» подтвердили его способность повышать концентрацию внимания, которая очень важна для занятий в школе, а также сопротивляемость стрессам, усидчивость и усвоение информации. При минимальных мозговых дисфункциях лечение с применением «Семакса 0,1%» способствует развитию речевых, коммуникативных и прочих навыков, важных для хорошей социальной адаптации и успехов в учебе.

Правила приема «Семакса 0,1%»

Прием 20 дней

По 2 капли в каждый носовой ход 2 раза в день последнее закапывание до 17:00

Курс 3 флакона 2-4 курса в год

  • во флаконе содержится 60 капель
  • закапывание производить строго на слизистую носа, не допуская протекания в носоглотку

Синдром «нехочухи»

Дети с ММД по уровню интеллекта и способностей не уступают сверстникам. Но дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий мозга приводит к задержке темпов развития важнейших функциональных систем мозга (речи, восприятия, внимания, памяти, двигательных навыков и других).

Нарушения в развитии ребенка могут проявляться:

  • Проблемами с чтением (дислексией)
  • Нарушением письма (дисграфией)
  • Нарушениями речевых функций
  • Проблемами со счетом (дискалькулией)
  • Проблемами с двигательным развитием (отставание от возрастных норм)
  • Синдромом дефицита внимания и гиперактивностью

Сочетание проявлений минимальных мозговых дисфункций между собой может быть очень разным. Но почти всегда результатом ММД является дезадаптация в коллективе, проблемы в учебе, возможны частые конфликты с родителями и учителями. Дети с трудом концентрируются на задании, допускают много ошибок при его выполнении, ведут себя непредсказуемо и импульсивно. И когда речь заходит об учебе или другом занятии, которое вызывает у ребенка трудности, родители сталкиваются с громкими капризами и заявлениями «Не хочу!». По данным статистики проявления ММД можно встретить не менее чем у 20% школьников.

Характер не исправишь?

Ученые выяснили, что такие нарушения в развитии ребенка часто имеют наследственный фактор. Поэтому многие родители списывают проблемы с поведением и возникшие трудности в учебе на характер ребенка («пошел характером в папу, маму, или деда…») и надеются, что все пройдет с возрастом. В результате ребенок не успевает приобрести важные для него знания и опыт в определенном возрасте, а это может плохо сказаться на его будущем (поступление в ВУЗ, выбор круга общения и так далее).

Нарушение памяти у детей и другие проявления ММД требуют помощи специалиста, а также применения препаратов для улучшения работы центральной нервной системы. Психолого-педагогические коррекционные занятия научат ребенка и родителей справляться с задачами, которые вызывают трудности, улучшат взаимопонимание. Но одних занятий чаще всего недостаточно, особенно, если речь идет о существенных нарушениях в развитии ребенка. Одной из причин развития ММД является снижение пластичности нейронов и медлительность в создании новых межнейронных связей в головном мозге. Поэтому центральной нервной системе ребенка требуется поддержка, чтобы обеспечить слаженную работу клеток мозга, устранить дисбаланс в работе отдельных участков коры больших полушарий.

Проявления и симптомы минимальной мозговой дисфункции (ММД) у детей

Педагоги и родители могут отмечать у ребенка с минимальными мозговыми дисфункциями нарушение сна (долго укладывается, беспокойно спит), особенности эмоциональной сферы (частые смены настроения, раздражительность, импульсивность; при этом, сила проявления эмоций высока, ребенок трудно успокаивается). Данные проявления ММД связаны с нарушением регуляции процессов возбуждения-торможения. Может создаваться впечатление, что такие дети плохо слышат: их приходится окрикивать по несколько раз, повышать на них голос. Однако причина таких особенностей в трудностях внимания. Проблема удержания, распределения и переключения внимания лежит также в основе многих сложностей в обучении: невыдерживание общего ритма при групповой работе, частое «выпадение» из учебного процесса, вторичные нарушения запоминания, удержания и воспроизведения информации.

Двигательная сфера детей с ММД (минимальными мозговыми дисфункциями), начиная с раннего возраста, характеризуется повышенной моторной активностью. Как правило, имеют место мышечные дистонии, нередко наблюдаются черты дисплазии. Кроме того, характерны многочисленные двигательные нарушения: такие дети неловки, неуклюжи, испытывают трудности в завязывании шнурков, застегивании пуговиц, в манипулировании ножницами, при освоении велосипеда, играх с мячом и т.п. Нарушение зрительно-моторной координации приводит к трудностям при овладении навыками чтения и письма.

Симптомы

Проблемы начинают проявляться уже в 2-3 года, тогда же возникают и признаки отклонения. Минимальная мозговая дисфункция делает ребёнка неуправляемым.
Он может быстро увлечься чем-то, и так же быстро забросить занятие, становится агрессивным, не может адаптироваться к смене окружающих условий.
Прочие проявления: порывистые, резковатые движения, которые при этом довольно неловки; речевая функция развивается с задержками; ребёнок частенько падает, получает повреждения, ушибы.
Если Вы заметили у своего ребенка хотя бы одно из перечисленных далее симптомов, обратитесь к нашему специалисту за помощью.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания

На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:

  • наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
  • употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
  • сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
  • предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:

  1. Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
  2. Сбой в работе щитовидной железы.
  3. Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
  4. Депрессия и расстройства сна.

Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.

Как можно заподозрить у ребенка ММД?

Искать приметы ММД следует не только в плохом поведении и неуспеваемости малыша. Известно, что нервная система вместе с мышечной, костной и системой кровообращения — это единое целое. И нарушение функции со стороны одной из них всегда вызывает сбой в других. Поэтому ММД — всегда комплекс симптомов, набор проблем, причем у каждого ребенка – индивидуальный. Как можно заподозрить у ребенка ММД ?

В младенческом возрасте он был очень беспокойным, много плакал, кричал без видимых на то причин, у него был нарушен мышечный тонус.
Малыш чуть позже стал переворачиваться, ползать (или вообще не ползал), самостоятельно сидеть, вставать, говорить первые слова, простые предложения. Долго ходил на цыпочках.
У него чересчур вытянутая, слишком большая или нестандартной формы голова, не несимметричное лицо, слишком оттопыренны уши (избыточная лопоухость)
Кроха носит очки, чтобы исправить косоглазие или прогрессирующую близорукость, дальнозоркость или астигматизм.
Малыш непоседлив, раздражителен, неуправляем, все время торопится, суетится, капризничает по пустякам. Или наоборот, излишне «гиподинамичен», тихий и незаметный всегда и во всем.
На развивающих занятиях он приступает к заданию, не дослушав инструкции. Делает много ошибок и не исправляет их. Ему трудно сосредоточиться на книге или настольной игре, требующей повышенного внимания и терпения.
Кроха просыпается несколько раз за ночь, крутится в постели, вскрикивает во сне и дергает ногами. Вечером с трудом засыпает, а утром прячется под одеяло, отказываясь вставать

Скорее всего, вы считаете его «совенком».
Часто подхватывает вирусные инфекции, круглый год ходит с насморком, у него случаются отиты, аллергодерматозы, носовые кровотечения.
Он склонен к проблемам с пищеварением: дисбактериозу, запорам, болям в животе, метеоризму.
Ребенок слишком быстро стаптывает обувь, при ходьбе немного косолапит, врачи диагностируют у него плоскостопие, нарушение осанки или Х- образную форму ног.
Он периодически жалуется на головные боли, головокружения, у него бывают немотивированные обморочные состояния.
Малыш страдает энурезом (ночное недержание мочи)
Он неважно чувствует себя при перемене погоды и магнитных бурях.
Заикается или неправильно произносит слова, плохо запоминает детские стихи, не может внятно пересказать отрывок из только что прочитанной сказки.
Ему плохо удаются спортивные игры, он никак не может обучиться езде на велосипеде, в беге и прыжках значительно отстаёт от сверстников.
Он испытывает затруднения при выполнении мелких движений: застегивании пуговиц, шнуровании ботинок, шитье, при пользовании ножницами.

Если некоторые из этих проблем (необязательно все сразу!) есть у вашего дошколенка, не откладывайте визиты к специалистам. Лечение ребенка с ММД всегда должно быть комплексным: наблюдаться придется у невропатолога, логопеда, ортопеда и других специалистов. Не пренебрегайте назначениями врачей — иначе симптоматика может усиливаться. Но в то же время, имейте в виду, что главное в процессе лечения ММД — благоприятная атмосфера в семье, режим и коррекционные мероприятия, способствующие выздоровлению малыша.

Найдено научных статей по теме — 15

МОДЕЛИРОВАНИЕ МИНИМАЛЬНЫХ МОЗГОВЫХ ДИСФУНКЦИЙ ГИПОКСИЧЕСКОГО ГЕНЕЗА

Карасев Александр Владимирович, Лебедев Сергей Владимирович, Шарибжанова Анастасия Мнировна, Морозова Анна Юрьевна, Лазаренко Ирина Петровна, Володин Николай Николаевич, Чехонин Владимир Павлович

Исследование посвящено усовершенствованию методического аппарата моделирования на лабораторных животных синдрома минимальных мозговых дисфункций.

Минимальные мозговые дисфункции как причина социальной дезадаптации

Кашкинбаева А.Р.

Сегодня можно с уверенностью сказать, что минимальные мозговые дисфункции являются результатом полиэтиологического воздействия на головной мозг.

Минимальные мозговые дисфункции у детей младшего и среднего школьного возраста

Земляной Дмитрий Алексеевич, Львов Сергей Николаевич, Александрович Ирина Валерьевна, Маньков Александр Викторович

Авторами проведен анализ распространенности минимальной мозговой дисфункции (ММД) у школьников Санкт-Петербурга. ММД выявлены у 15,7% обследованных детей.

Прогнозирование развития и клинического течения минимальной мозговой дисфункции

Лаврик Сергей Юрьевич, Домитрак Светлана Викторовна, Шпрах Владимир Викторович, Михалевич Исай Моисеевич

Обследовано 173 ребенка в возрасте 2-8 лет с минимальной мозговой дисфункцией и 90 здоровых детей, сопоставимых по полу и возрасту.

Особенности внимания у детей школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией

Г. А. Мухамбетова, Г. Б. Кадржанова, А. Р. Смагулова

Проведено исследование внимания у детей школьного возраста с минимальной мозговой дисфункцией.

Начальный этап обучения иностранному языку детей с минимальной мозговой дисфункцией

Гизатуллина Анна Вячеславна

В статье рассматривается специфика начального обучения детей иностранному языку. Здесь также анализируются особенности учащихся с минимальной мозговой дисфункцией. Далее приводятся возможные причины возникновения данного явления.

Распространенность минимальной мозговой дисфункции в детской популяции города Иркутска

Лаврик Сергей Юрьевич, Шпрах Владимир Викторович, Домитрак Светлана Викторовна, Тимофеева Ольга Петровна, Акуленко Ольга Александровна

Изучена распространенность минимальной мозговой дисфункции у детей 2-8 лет в организованных детских учреждениях Иркутска.

Аллергические проявления у детей с минимальной мозговой дисфункцией, особенности лечения

Шимченко Елена Васильевна, Клещенко Е.И., Апалькова Е.П., Кравченко Л.М., Каюмова Д.А., Кулагина М.Г., Комаров А.Ф., Боровикова Е.В.

Цель. Изучить аллергические проявления у детей с минимальной мозговой дисфункцией и особенности их лечения. Материалы и методы.

Как может проявляться минимальная мозговая дисфункция?

Быстрая утомляемость, недостаточность внимания, гипервозбудимость, замедлении темпа мышления, нарушение коммуникативности с родителями и сверстниками, отставание в психическом и физическом развитии.  Речь идет о так называемой минимальной мозговой дисфункции. Такие состояния могут возникнуть в связи с органическим поражением нервной системы, с травмой в родах нервной системы, позвоночника, сосудов рядом других причин.

Первое, что показано такому ребенку — МРТ головного мозга для выявления признаков органического поражения мозговой ткани, ее врожденных дефектов или недоразвития, очагов перенесенной ишемии (чаще — в родах), врожденных вариантов строения черепа, позвоночника и др. Если какие-либо изменения в мозгу выявлены, расстраиваться рано

Нужно обратить внимание на кровоток головного мозга. Практика показывает, что улучшение или стабилизация мозгового кровотока может улучшить питание его ущербных структур и привести к улучшению состояния ребенка

Что делать, если на МРТ органических изменений в мозге не выявлено?

Необходимо определить степень недостаточности кровотока головного мозга  и его характер. Такая диагностика проводится с использованием современных сосудистых программ МРТ чаще без использования контрастного вещества. Также используют дуплексное ультразвуковое сканирование сосудов головы и шеи с определенными функциональными пробами, учесть состояние ликвородинамики, объемного кровотока мозга и ряд других важных показателей. Определяются сосудистые бассейны с врожденно сниженным кровотоком и сниженным объемом компенсации. Стабилизация выявленных отклонений позволит уменьшить или устранить мозговую дисфункцию у ребенка.

Следует отметить, что недостаточно общепринятого УЗИ определения только проходимости магистральных сосудов. Более того, РЭГ – старый метод и не отвечает на основные вопросы диагностики.

Тактика лечения должна строиться с учетом четко выявленных особенностей мозгового кровотока, ликвородинамики, состояния тканей головного мозга, особенностей их строения, состояния ликворных пространств, соотношения сосудов и позвоночника с учетом спазма сосудов, показателей объемного кровотока головного мозга.  Улучшение кровотока с использованием внутривенных инъекций (капельницы) полезно, но не всегда оправдано и должно назначаться с учетом индивидуальных особенностей кровотока ребенка. В ряде случаев инфузионная терапия может вызвать ухудшение состояния, например — при повышенном внутричерепном давлении.

Главное. Лечению должна предшествовать достаточная по объему диагностика.

Пусть ваши – наши детки и внуки всегда будут здоровы!

Лещенко Алена 

31 декабря 2014

Киев

Хочу выразить особую благодарность Владимиру Владимировичу Гонгальскому за его профессионализм и внимательное отношение к своим пациентам, особенно к деткам. Буду рада, если мой отзыв (рекомендация) позволит вернуть хотя бы одного больного ребенка к полноценной жизни. Моему ребенку 6 лет. Диагноз с которым мы обратились к Гонгальскому В.В.: «мозгова дисфункція, загальній недорозвиток мовлення II-III рівня, затримка психічного розвитку». Пройдя районную комиссию (для логопедического детского учреждения) к нашему диагнозу добавили (выдержка из карточки): «обмеженість навчальних знань та умінь внаслідок педагогічної занедбаності. Взаємодія з дорослими обтяжена відволіканням, уповільнений темп мислення, недостатня сформованість узагальнення, швидка втомлюваність, знижена працездатність». Все ввышеперечисленное, как последствия гипоксического поражения ЦНС в родах. Ребенком занимались в течении 6 лет психологи, логопеды, неврологи, мануальный терапевт. Назначали большое количество лекарств и процедур. Но ничего не давало желаемого результата. Руки совсем опустились после того, как в саду предупредили о том, что надо готовиться к спец. школе. Мне посоветовали обратиться к Владимиру Владимировичу. Это был наш последний шанс вернуть ребенка к полноценной жизни. Главное достоинство Владимира Владимировича как врача – это умение поставить правильный диагноз и назначить правильное лечение. В нашем случае это сработало на 100%. Как оказалось, все наши проблемы были из-за серьезного смешения позвонков, ключицы во время родов. С головой же у нас все в порядке, и память у нас хорошая, и интеллект у нас есть, только вот проблема, не к тем докторам мы столько лет ходили!!! Чудеса в нашей жизни случаются, если в них верить, уж я это теперь точно знаю! С Наступающим Вас Новым Годом!

Лечение минимальной мозговой дисфункции в клинике «Остмед»

В лечении ММД хорошо зарекомендовал себя такой относительно новый метод, как остеопатия. Врач-остеопат, в отличие от узких специалистов работает сразу со всеми системами, рассматривая организм как единое целое.

Мы уже говорили, в основе ММД чаще всего лежит травматическое воздействие, отчего у малыша нарушается мозговое кровообращения и венозный отток. Задача остеопата понять — что мешает этим жидкостям свободно циркулировать. При осмотре ребенка сверхчувствительные руки врача-остеопата работают как датчики и улавливают любую дисфункцию. Если выясняется, что все дело в травме шейного отдела позвоночника и в смещении отдельных позвонков или в блоке швов основания и свода черепа, остеопатическое лечение может быть очень эффективным.

Очевидно, что никакими лекарственными средствами механические последствия травмы устранить невозможно. В арсенале остеопата более 3000 «мягких» техник, с помощью которых можно снять напряжения в шейном отделе позвоночника, мягко «поправить» косточки и тем самым убрать препятствия для хорошего кровообращения и тока ликвора. А организм дальше начнёт работать сам. Можно сказать, остеопат как бы направляет развитие ребенка в здоровое русло, запускает процесс самовосстановления.

Более того, опытный остеопат сможет уловить и едва наметившиеся отклонения в развитии ребенка. При обычном медицинском осмотре они не распознаются. Определив такие отклонения, удается предупредить дисфункцию.

Остеопатическое лечение безболезненно, прикосновения доктора — легкие, мягкие, нежные. При лечении детишек процедуры длятся 20-25 минут и назначаются один раз в неделю. Обычно за 4-5 процедур удается значительно оптимизировать кровоснабжение, хотя, конечно, необходимое количество процедур всегда определяется индивидуально для каждого ребенка.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий