Пусть ребенок чувствует себя важной частью “большой жизни”
Вдобавок к уходу за собой помощь по дому дает возможность ребенку чувствовать себя важной частью семьи и помогает поверить в себя. Давайте вашему малышу посильные задания, например пусть в его обязанностью входит раскладывать хлеб на блюде, а восьмилетний ребенок вполне может накрывать на стол
Пестуйте его чувство вовлеченности в социум. Людям, участвующим в каких-то полезных мероприятиях для общего блага, намного проще справляться с собственными возможными неудачами. Поэтому ваши дети могут в меру своих сил работать на субботниках по уборке двора или соседнего парка, помогать старушке-соседке ходить за молоком или хлебом.
Воспитывая своих детей, не забывайте об эмпатии
Когда вы учите своего ребенка, как взаимодействовать с окружающим миром, вам может быть непросто понять, как именно они его воспринимают. Да, у детей есть те же эмоции и чувства, что и у взрослых, однако они далеко не всегда способны их выразить. И когда вы воспитываете своих детей с помощью эмпатии, вы можете показать им, как заботиться о других людях.
Добрый люди знают, как устанавливать с другими людьми связь на эмоциональном уровне. Чтобы иметь возможность позаботиться об окружающих, нужно понимать, что они чувствуют. Покажите им, как это сделать, на примере, разделив с ними их собственные чувства. «Современная эгоистичная и нацеленная прежде всего на удовлетворение собственных интересов культура вовсе не помогает нашим детям расти более сложными и разноплановыми личностями. Исследования показывают, что чем сильнее наша связь с окружающими, тем мы счастливее. Поэтому мы должны убедиться, что наши дети проводят больше времени, смотря наружу, чем смотря внутрь себя», – пишет доктор Бергман.
Как евреи воспитывают успешных детей
Еврейские родители, как и любые другие, очень любят своих детей. Однако их методы воспитания несколько отличаются, что позволяет им растить успешных детей.
Евреи уверены, что ни в коем случае не стоит создавать комплексы собственному сыну или дочери. Они никогда не скажут, что у их малыша есть недостатки, даже если это так.
Евреи дают своим детишкам полную свободу. Они считают, что малыш имеет право на всё, что делает его счастливым. Однако они с раннего детства знают, где та черта, которую им не стоит переступать.
Евреи всегда хвалят своих деток, даже если те сделали какую-то незначительную мелочь. Более того, делают они это в присутствии чужих людей и самого малыша.
Евреи уверены, что независимо от воспитания дети всегда берут пример со своих родителей. Именно поэтому они много времени уделяют самосовершенствованию, чтобы малыш мог ими восхищаться.
Евреи с самого детства внушают своим детям, что для отца на первом месте стоит мать, а для матери отец. Так ребёнок чувствует, что растёт в любящей и крепкой семье.
С самых ранних лет евреи воспитывают своих потомков как будущих продолжателей рода. Поэтому девочка, выходя замуж, знает, как быть хорошей женой и матерью, а мальчик знает, как обеспечить свою семью.
Воспитание – это всегда сложный и длительный процесс. Однако если приложить немного усилий, родители смогут вырастить успешного и счастливого человека.
Важно закрепить и развить чувство оптимизма. Как это сделать?
Родителям нужно начинать с самих себя. Даже если до рождения ребёнка они не были оптимистами. Надо научиться видеть хорошее даже там, где его нет. Никогда не жаловаться детям на то, как плохо живётся, как несовершенно устроен наш мир. Дети ведь повторяют поведение взрослых, и если стремиться достичь положительных результатов, то надо собрать свою волю в кулак и стать оптимистами.
Надо хвалить своего ребёнка за его, пусть пока незначительные, победы, искренне радоваться вместе с ним. Но если и постигла неудача, то надо объяснить ребёнку, что все люди ошибаются, что ошибки и временные неудачи — обычное явление, которое можно и нужно преодолеть. Только надо учить на чужих ошибках тонко и тактично, показывая на примерах, как тот человек сумел выйти из трудного положения, как сумел победить обстоятельства.
В то же время надо сделать так, чтобы маленький человек смотрел на мир реально, чтобы умел сопоставлять свои силы и возможности с масштабом стоящих перед ним задач или проблем. То есть реально оценивал свои силы и не строил напрасных иллюзий.
А там, где задачи, стоящие перед ребёнком по силам, надо помочь ему их реализовать, поучаствовать в его делах, делая так, чтобы инициатива исходила от малыша, чтобы ему казалось, что это он сам всё сделал так, как надо. И надо обязательно хвалить.
Ничто не приносит большей радости для человека, чем здоровье. Поэтому с детских лет надо стремиться привить малышу любовь к занятию спортом или физкультурой. Ведь в здоровом теле — здоровый дух. А оптимизм — это и есть здоровье духа. Родители могут отдать ребёнка в спортивную (танцевальную, театральную, цирковую и так далее) секцию, где, помимо укрепляющих его физический организм воздействий, он получит много возможностей потренироваться и в преодолении трудностей.
Также необходимо научить ребёнка видеть в повседневной обыденной жизни что-то хорошее, то, что принесло радость именно сегодня. Надо вместе с малышом подвести итог прожитого дня, похвалить его за достижения и успехи, разобрать временные неудачи, найти пути выхода из той или иной сложной жизненной ситуации. Надо объяснять ему, что жизнь – это череда как положительных, так и отрицательных явлений и к ним надо относиться спокойно и взвешенно.
В то же время важно не перехвалить ребёнка, не дать повода подумать, что он – центр Вселенной и всё в этом мире вращается вокруг него и служит для него. Что он всё может
Так как рано или поздно наступит разочарование, а оно ведёт к пессимизму.
Для того, чтобы воспитать из своих детей оптимистов родители должны:
- быть оптимистами самим
- учить детей реально смотреть на мир, взвешивать свои силы
- воспитывать умение стойко и с достоинством переживать неудачи
- научить радоваться победам, даже самым незначительным
- прививать умение и поощрять желание исправлять собственные промахи
- быть снисходительными к ошибкам других людей
- прививать любовь к занятиям физкультурой или спортом
- научить детей видеть в каждом прожитом дне, в каждом событии или явлении что-то положительное.
Ещё раз необходимо сказать, что все дети рождаются оптимистами, и задача родителей состоит в том, чтобы это чувство развилось и сохранилось у них на всю жизнь.
Чем занять будущего оптимиста
Одним из особо важных этапов в воспитании оптимиста – это умение брать во внимание интересы ребенка, его личные пожелания, а также способствовать развитию его талантов. Не стоит торопиться знакомить дошкольника с горькой «правдой жизни»
Постарайтесь оградить ребенка от созерцания негативных и тем более жестоких сцен. Таким образом, его внутренний мир не будут тревожить порочные образы, негатив и зло хотя бы на ранних этапах. В дальнейшем ребенка можно познакомить с реальностью посредством правильно подобранной литературы. Книги, рассказывающие о злобе, жестокости, несправедливости, все-таки должны быть приукрашены романтическими сценами
Не стоит торопиться знакомить дошкольника с горькой «правдой жизни». Постарайтесь оградить ребенка от созерцания негативных и тем более жестоких сцен. Таким образом, его внутренний мир не будут тревожить порочные образы, негатив и зло хотя бы на ранних этапах. В дальнейшем ребенка можно познакомить с реальностью посредством правильно подобранной литературы. Книги, рассказывающие о злобе, жестокости, несправедливости, все-таки должны быть приукрашены романтическими сценами.
Для такой цели прекрасно подойдут романы Вальтера Скотта, Чарльза Диккенса, Виктора Гюго. Но не стоит увлекаться литературой только этого направления. Для полноценного развития подростка следует предложить ему почитать приключения, что вызовет особый интерес у ребенка к жизни.
Учите ребенка ценить себя, как личность. Пусть ваш малыш знает, что он не такой как все, он особенный, лучший в том или ином виде деятельности. Но вместе с тем не переусердствуйте. Поскольку иногда такой подход стает причиной того, что ребенок становится одиночкой, изгоем. Воспитывая будущего оптимиста, обеспечьте ему возможность заниматься тем или иным видом творчества: музыка, вышивание, вязание, уроки рисования, посещение школы искусств, изучение иностранных языков, спортом. Такое времяпрепровождение обезопасит подростка от негативного влияния улицы, плохих друзей и других факторов.
Разве можно стать оптимистом тому, кто все свое время провел на улице, практически прожил там жизнь? Конечно, нет. Так, у ребенка может сформироваться только недовольство жизнью, скопится негатив и злоба на родителей и всех людей, которые стали причиной одиночества ребенка ранних лет.
Рациональное мышление
Только слабый человек после неудачных попыток делает обобщения, что это было неизбежно, и обстоятельства всегда складываются для него неблагоприятно. А между тем, от всех поступков, как круги на воде, расходятся последствия. Значит, если правильно рассчитать последовательность действий, то можно взять под контроль любую ситуацию, вместо того, чтобы поддаваться пессимистичным стереотипам и прогнозам. Сама природа дает всем нам урок: перед уверенными шагами малыши испытывают много падений, но это не останавливает их стремления научиться ходить.
Основная задача родителей – терпеливо и доходчиво заниматься разъяснениями, а не безоговорочно подчинять ребенка своей воле. Кроме того, лучшим способом донести любую информацию является личный пример, поэтому папам и мамам нужно самим быть оптимистами, чтобы вырастить детей с такими же качествами, ведь им будет на кого равняться и кому подражать.
Поощряй разумный риск
Мы часто ограждаем своих детей от негативных и болезненных ситуаций, рассказывая, как это стыдно, выставлять свои неумения напоказ, например, проситься в футбольную команду, если никогда до этого не играл в футбол. Но отговаривая ребенка от подобного из-за того, что он не может достичь той планки, которую достигли другие дети, это самое настоящее подрывание уверенности в своих силах, что является одним из проявлений пессимизма.
Психологи говорят, что нужно позволять ребенку делать самостоятельные шаги и набивать свои «шишки». Это прямой путь к счастью и формированию умения достигать поставленной цели. Позволяй своему чаду играть одному на детской площадке, лазить на дерево, отпускай на ночевки к друзьям. Если ты хочешь, чтобы твой ребенок не боялся пробовать новое, если ты мечтаешь услышать, как он говорит тебе: «Мама, я сделал это!» – позволь ему быть самостоятельным в принятии решений.
3. Подожди немного, прежде чем реагировать
Прекрати играть роль «курицы-наседки». О чем это? О том, что если твое чадо обижают на детской площадке, не торопись тут же на его защиту. Позволь ему самому осознать ситуацию и принять решение, как действовать дальше и как выйти победителем. Таким образом ребенок почувствует, что может самостоятельно контролировать ситуацию.
Читай также: Свобода или вседозволенность: как достичь баланса в воспитании и создавать правила
Продумывание ответа на вопрос или решение головоломки может занять у детки много времени, и, естественно, маме очень хочется вмешаться, но делать этого не стоит. Выполненное без помощи мамы задание значительно повышает чувство выполненного долга и даст веру в свои силы. А это прямой путь к оптимизму.
4. Принимай борьбу
Очень часто, когда у детей что-то не получается, от них можно услышать: «Я тупой!», «У меня не получается!», «У меня никогда не получится так как у…», «Из меня не выйдет отличный футолист!», «Гимнастка из меня никакая!», «У меня кривые пальцы, поэтому музыка – не мое!»
Читай также: Как воспитать счастливого ребенка? 5 лучших книг для родителей по воспитанию детей
Для того чтобы предотвратить появление подобных негативных выводов у ребенка, попробуй перевести их в другое русло. Например, чтобы перевести мысли ребенка на позитив, можно сказать: «Поначалу занятия спортом всегда кажутся слишком тяжелыми» или «Я знаю, что сейчас у тебя не очень получается, но скоро ты будешь лучшим!» Хорошо бы рассказать своему чаду, что и других тоже не все сразу получается («Много детей в твоем классе не сразу умели читать» или «Я тоже освоила умножение не сразу»)
Обрати внимание детки на те его умения, в которых он достиг успехов: «Помнишь, как ты не мог освоить лазанье по канату? А сейчас ты лучший в классе!»
5. Научи ребенка видеть реальность
Если ты считаешь, что оптимизм – это виденье всего в приукрашенном виде, то ты заблуждаешься. Чаще всего это восприятие реальности в том виде, в котором она есть и умение наслаждаться большим результатом, который из нее ты смог извлечь. Чтобы было нагляднее можем привести такой пример: семья переехала на новое место жительства. Что чаще всего происходит с ребенком? Он начинает ныть, что у него нет друзей и ему не с кем дружить, а там, где жили раньше, у него было очень много знакомых. Знакома ситуация? Что обычно говорят родители? Чаще всего можно услышать: «У тебя раньше было очень много друзей, и когда твои одноклассники узнают, какой ты крутой, они захотят с тобой дружить!» И такие слова – не верны, потому что мы сами говорим своему ребенку, что нужно стать заносчивым и постараться выделиться из толпы.
Читай также: Что нельзя заставлять делать своего ребенка?
Психологи уверяют, что лучше просто поговорить с чадом и объяснить, что теперь у него новый этап в жизни, который позволяет все начать заново, в том числе и заводить новых друзей. Да, это не так уж и просто и придется потрудиться, ведь завести друзей не так уж и легко. Но для начала нужно с кем-то познакомиться и сделать это проще всего в месте, где собираются дети, например, на детской площадке.
Такой разговор настроит ребенка на оптимистичный лад и позволит в дальнейшем искать различные способы решения возникших проблем и ситуаций. Вот как раз это и есть оптимизм: не отчаиваться и верить, что все получится.
Не поддаваться тоске
Только собственным примером можно научить ребенка быть справедливыми и не поддаваться тоске и отчаянию.
Для воспитания жизнерадостных и жизнестойких детей, смотрящих в будущее с оптимизмом, воспользуйтесь следующими советами психологов:
Исходите из принципа: предупрежден — значит вооружен
Нельзя научить ребенка осторожности, не рассказав ему об опасностях. Будьте честными с ребенком независимо от возраста
Например, не говорите ребенку, что будет не больно делать укол, скажите: «Сейчас доктор быстро укол сделает, чтобы ты не болел, и мы пойдем гулять (играть и т.д.)», а если ребенок боится, спрашивает, будет ли больно, честно скажите, что да, будет немного неприятно.
Хорошие помощники в подготовке ребенка к «суровым будням» — книги (во многих сюжетах героя обижают и обманывают, а кто-то, наоборот, оказывает ему бескорыстную помощь). Например, для маленьких детей это сказки «Заюшкина избушка», «Кот, дрозд и петух», «Лиса и волк», для детей постарше — рассказы В. Драгунского «На Садовой большое движение», «Старый мореход». Во многих фильмах и мультфильмах тоже используется сюжет несправедливой обиды и бескорыстной помощи.
Учите ребенка всегда верить в успех («У тебя все получится», «Кто ищет, тот всегда найдет»). И философски относиться к проблемам («Да, сейчас не очень удачный период, но скоро наступит другой, более успешный», «Будет и на нашей улице праздник»). Познакомьте его с принципом древних мудрецов: «То, что не убивает меня, делает сильнее».
Воспитание оптимизмом – это ещё и обучение детей отвечать за свои поступки и слова. Лучшим последствием для ребенка являются естественные результаты его проступка. Что толку от воплей, стояния в углу, лишения компьютера? Сломал — чини, испачкал — стирай. Обидел брата — сиди скучай. Был груб с бабушкой — проси прощения. Забыл тетрадь — получай низкую оценку.
На собственном примере учите ребенка признавать и исправлять свои ошибки («Прости, я был неправ, не сдержался», «Я совершила ошибку, когда за тебя решила, что музыка — твое призвание»).
Ребенок имеет право расстраиваться в случае неудачи, но не должен «зацикливаться» на плохом. Учите его даже промахи обращать себе на пользу, делать выводы, не попадаться больше в эту «ловушку». Например, «Что ж, этому человеку нельзя доверять, нельзя рассчитывать на его объективность»; «Впредь не стоит надеяться, что такая халтура сойдет с рук».
Научите ребенка с достоинством проигрывать. Внушайте ему, что это нормально, если что-то получается не сразу, а постепенно. Можно плакать, если проиграл, но злиться и драться с победителем недопустимо. «Ты сделал все, что мог, в следующий раз тебе повезет больше. Будем тренироваться, и у тебя все получится!» — вот что можно сказать расстроенному чаду.
Не оставляйте ребенка наедине с его переживаниями
Независимо от возраста, в тяжелой, неприятной ситуации ребенку важно знать, что он не одинок. Обсуждайте с ребенком происшествия, свидетелем которых он стал, поясняйте ему мотивы поступков окружающих.
Если случилась настоящая беда, надо помочь ребенку ее пережить, а не делать вид, что все хорошо
Ребенку необходимо быть сопричастным к общему горю, иначе он станет переживать свое горе, еще более тяжкое и страшное, потому что не разделенное ни с кем и непонятное ему. Поплачьте вместе с ребенком, расскажите, что случилось (без подробностей, просто: «Бабушка болела и умерла, и теперь никогда не вернется, но мы ее любим и будем помнить»), поделитесь с ним своими чувствами («Мне очень горько, больно»), напомните, что он не один («Я тебя очень люблю, ты мне очень нужен»). И дайте ребенку возможность реагировать на случившееся так, как он может: быть веселым или задумчивым, рисовать сюжеты о случившимся или задавать вопросы.
Привлекайте детей к посильной борьбе с несправедливостью («Давай вылечим раненую птицу», «Давай подумаем, как ты можешь поддержать одноклассника, которого все обижают?», «Давай отправим посылку детям-сиротам»). Ведь действуя, легче противостоять бедам, и чувство собственного бессилия и отчаяния уменьшается.
Как видите, воспитывать детей так, чтобы помочь им стать оптимистами, не так уж и сложно. Главное – не поддаваться унынию и заражать малышей своей жизнерадостностью.
Объясните малышу, что результат всегда прямо пропорционален вложенным усилиям
Психологи, изучающие связь между мотивацией и учебными успехами у детей, пришли к выводу, что ученики, считающие, что ты должен “родиться умным”, чтобы хорошо учиться, чаще сдаются после первой же неудачи. Но дети, верящие в то, что знания приходят только если очень сильно стараться, зачастую продолжают свои попытки до тех пор, пока не добьются положительного результата
Чтобы внушить такое чувство оптимизма своему ребенку, обращайте внимание на его усилия, а не на продукт этих усилий. Говорите: “Ты, наверное, очень хорошо подготовилась, раз написала такую сложную контрольную на пятерку!” Если малыш сделал что-то хуже, чем надо, то обсудите с ним, каким образом он смог бы улучшить свои результаты
Хвалите его за усидчивость и всегда отмечайте, что успех — это результат его собственных действий, а не случайной удачи.
Отступайте в сторону
Дошкольник, требующий позволить ему самому расчесать волосы, скорее всего, начешет себе колтун. Однако чем больше возможностей проявить самостоятельность мы даем своим детям, тем увереннее в себе они становятся и тем положительнее относятся к самостоятельному решению различных жизненных задач.
Специалисты утверждают, что зачастую родители из желания быть важными для своих детей делают своих малышей совершенно беспомощными. Они сами справляются с задачами своих чад, взращивая у малышей чувство несостоятельности по сравнению со взрослыми или же ощущение того, что нет смысла даже пробовать сделать что-то самим, так как эта работа все равно будет выполнена за него взрослыми, причем в тысячу раз лучше. Мамы и бабушки, несущие рюкзачки с учебниками своих школьников, полагая, что таким образом облегчают их жизнь, оказывают малышам медвежью услугу. Даже если ребенок просто сам несет на спине ранец, он чувствует себя более важным и уверенным в себе.
На самом деле мы проявляем куда большую любовь, если даем своим малышам испытать всю гамму чувств при решении какой-то проблемы — от фрустрации оттого, что столько усилий вложено ради какой-то ерунды, до полного удовлетворения, когда ребенок увидит, что у него что-то действительно получается и получается хорошо. Старайтесь прививать им навыки таким образом, чтобы и вам, и малышу было легко что-то делать.
Упорство и трудолюбие
Многие люди предпочитают получить всё и, по возможности, сразу, но данная черта больше присуща инфантильным личностям. Поэтому ребенку надо как можно раньше преподать уроки, что лучший путь к достижению успеха – это приложенные им самим усилия. Понимание этой простой истины позволит маленькому человеку развиваться гармонично, улучшая одновременно свои физические и интеллектуальные возможности.
Подобное отношение к решению вопросов позволит уже на ранних этапах формирования личности обрести веру в то, что для деятельного человека нет ничего невозможного – так будет заложена основа еще одного важнейшего для оптимиста качества характера.
Читайте здесь: что скрывается за детской ленью?
Влияние родителей на психологическое состояние ребенка
Может, никого и не удивишь советом: дарите своим детям любовь. Только это чувство способно воспитать и вырастить настоящего оптимиста. Это правило действенно, если родители открыты внешнему миру, не источают негатив, стараются сберечь умиротворение в семье.
Важными фактором является насыщенное времяпрепровождение ребенка со своими родителями, позитивная атмосфера в доме, путешествия. Взаимосвязь этих элементов обеспечивает положительный результат и дает возможность достичь требуемого результата, а именно сформировать у ребенка оптимистическое восприятие жизни.
Помните, что генетические данные никто не отменял. Несмотря на условия, которые вы создадите ребенку, он может проявлять пессимистические настрои. Если родители во всем видят негатив и зло, вряд ли им удастся помочь своему чаду справиться с ситуацией и вырастить оптимиста. Ситуация довольно редкая, но и в этом случае можно достичь успеха. Если в характере человека заложено природой открытость и доброта даже не совсем комфортные условия в семье не смогут сломать оптимистический стержень. Когда человек попадает в благоприятную обстановку, он навсегда становится оптимистом.
Проявление пессимистических настроев вызывают сложности в жизни, бедность или раннее столкновение с несправедливостью. Таким образом, ребенок теряет веру в лучшее будущее, а также разочаровывается в жизни. Все совсем по-другому с взрослыми людьми. Сформировавшаяся личность способна реально оценить уровень неудачи, масштабы горя, и негативная ситуация не может спровоцировать недоверие и недовольство. Кроме указанных факторов, причиной пессимистического настроя может стать недостаточно сильная духовная организация личности.
Поэтому в процессе воспитания ребенка родители играют особо важную роль. Они способны поддержать малыша в момент неудачи, помочь поднять силу духа, заставить ребенка поверить в себя
Детей, которые легко поддаются негативным влияниям и слишком болезненно воспринимают неудачи, важно одаривать похвалами, чтобы вселить уверенность в себе, не стоит повышать требования. В комфортных условиях такие дети способны воспрянуть духом, расцвести и добиться высоких результатов
Довольно часто родители стараются доводить до ребенка все правду нашей жизни, например, о том, что все люди рано или поздно уходят из этого мира. Такие слова могут надолго засесть в ум маленького ребенка и доставлять ему достаточно много неприятных ощущений и беспокойства. Ребенок мучается мыслями о том, что же следует за смертью, чего ожидать. Если родители не исповедуют никаких религий, они зачастую пугают ребенка тем фактом, что после смерти человека все заканчивается и каждого ждет пустота. Понять такую ситуацию ребенок дошкольного возраста не в силах, поэтому зачастую он замыкается в себе, становится беспокойным и агрессивным, выплескивая свое недовольство на окружающий мир.
Чтобы уберечь ребенка от подобных негативных переживаний, постарайтесь как можно дольше не рассказывать о смерти и подобных вещах. Но рано или поздно дети сами ставят такие вопросы. Лучше рассказать детям о том, что все люди умирают, но через сто лет. Можно использовать также верования христиан и убедить ребенка, что после смерти люди попадают на небеса. Зачастую такие истории полностью удовлетворяют детскую любознательность и не провоцируют негативных чувств, испуга.
Чтобы достичь цели и воспитать оптимистично настроенного ребенка, необходимо примирить его с мыслью о том, что смерть неизбежна, но нескоро, а через много десятков лет.
Устанавливайте адекватную планку и хвалите за достижения.
Еще до того, как мои сыновья начали ходить в детский сад, они сами научились по утрам застилать кровать, умываться, чистить зубы и одеваться. Честно, мне тогда хотелось сделать их более самостоятельными, просто чтобы облегчить себе чересчур напряженное утро. Но совсем скоро я заметила, что мальчикам это тоже пошло на пользу. Они выходили из детской и говорили: “Мама, посмотри как я ровно застелил кровать!”. Они по-настоящему гордились своими первыми достижениями, а значит становились более уверенными в своих силах и более оптимистичными.
Чтобы стать оптимистом, ребенок должен иметь возможность доказывать свою ценность и демонстрировать свои умения. Вот почему нужно, чтобы домашняя работа соответствовала возрасту детей: она должна быть им по силам.
Оптимистами рождаются или становятся?
Жизнерадостность вообще присуща маленьким детям. Уже в первые месяцы жизни они начинают улыбаться, показывая, что себя отлично чувствуют. Малыши с любопытством знакомятся с окружающим миром, стараясь все потрогать или попробовать на вкус. Едва только дети начинают ползать, они приступают к завоеванию мира, исследуя то пространство, которые им доступно.
Чтобы понять, как воспринимают мир такие дети, достаточно прочитать рассказ Василия Аксенова, «Маленький Кит, лакировщик действительности». Речь в нем идет о человеке, у которого плохо складывается жизнь, у него неприятности на работе и сложные отношения с женой. Единственная отрада – маленький сын Кит, которого он очень любит. Чтобы уйти от всех проблем, мужчина идет гулять с сыном. Они оба возвращаются в прекрасном настроении. И тут Кит просит отца почитать сказку. Отец достает первую попавшуюся книгу «Волк и семеро козлят» и дает рассматривать картинки сыну. Кит рассказывает, что видит играющих козлят и маму козу, которая собирается на работу. Тогда сердце у отца сжимается, и он со страхом думает, что на следующей странице мальчик увидит страшного волка, испугается и его настроение испортится. Но реакция малыша совсем другая. Он спокойно говорит, что домой возвращается папа, чтобы поиграть с козлятами.
Во многом оптимистичное отношение к миру определяется наследственностью. В этом можно убедиться, наблюдая за двумя разными детьми. Один потерял игрушку, и после этого долго и безутешно плачет. Второй быстро находит себе другое занятие, и уже минут через десять начинает смеяться.
Но даже если оптимизм не врожденное свойство, дети могут перенять его от взрослых, которые находятся рядом с ними. Эти качества можно воспитать в ребенке, если придерживаться определенных правил.