Возможные причины отставания в развитии
Самая распространенная причина отставания в развитии навыка – слабый тонус мышц шеи и тела. Возможно, ребенок мало времени проводит лежа на животике и не слишком часто переворачивается на спину.
Среди прочих причин:
- травма шеи во время родов;
- патологические, тяжелые роды (гематомы на голове у новорожденного);
- недоношенность и малый вес младенца;
- слабые мышцы шеи;
- неврологические заболевания;
- ребенку не оставляют возможности тренироваться самостоятельно.
4 месяц – допустимая норма для закрепления навыка! Обязательно обратитесь к неврологу в следующих случаях:
- ребенок в 4 месяца плохо держит голову, наблюдается слабый мышечный тонус;
- четырехмесячный малыш не поворачивает голову в стороны;
- головка поворачивается, но криво и не естественно.
Приведу примеры.
Когда малыш лежит на спине – его голова предпочтительно повернута в одну сторону (вынужденное положение?) В норме – голова по отношению к средней линии туловища меняется попеременно, может быть слегка согнута к груди.
Плечики малыша симметричны с двух сторон. У ребенка до 3-х месяцев предплечия могут быть слегка согнуты, кисти сжаты в кулачок, это норма. Но если при подтягивании за ручки, можно чувствовать ослабление сгибания с 2-х сторон или снижение мышечной силы на одной стороне – это нормой уже не является.
Так же обращаем внимание на ножки ребенка – не согнуты ли они сильно в тазобедренных и коленных суставах, нет ли сильного сопротивления при переодевании, пеленании, или наоборот – отмечается вялость, слабость, «переразгибание». Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела)
Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев
Вот малыш начинает переворачиваться и постоянно на один бочек (как – будто щадит другую половину тела). Берет игрушки смелее и четче одной рукой (другая «отстает»). Особенно это хорошо заметно после 5,5 – 6 месяцев.
Многим известна «поза фехтовальщика» (зависимость мышечного тонуса от поворота головы) – разогнута одна ручка и приподнята ближе к лицу, одновременно другая согнута, разница в ногах слабее, но тоже есть. В норме этот рефлекс исчезает в период от 4 до 6 месяцев жизни. Длительная его сохранность выходит за рамки нормы.
Когда малыш лежит на животе – в 4 месяца верхняя часть туловища опирается на предплечья и раскрытые ладони, ножки разогнуты в тазобедренных и согнуты в коленных суставах. К 6-ти месяцам, ножки уже разогнуты полностью. При патологии эти временные рамки значительно нарушаются.
Если грудного ребенка ставить вертикально, поддерживая «подмышки», то в 4-5-6 месяцев ножки могут быть разогнуты, и ребенок «стоит» на кончиках пальцев. Но к концу 6-7 го месяца ребенок уже опирается на всю стопу. Если же имеется переразгибание нижних конечностей со значительным их приведением, способность «стоять» на кончиках пальцев после 8 месяцев сохраняется – это симптомы заболевания.
Ребенок сидит, но мы видим, что это требует большого напряжения мышц-разгибателей – нас настораживает такая поза.
Очень ярко выглядит реакция «готовность к прыжку» (или реакция «реакция парашютиста» – прочитала в одной немецкой методичке). Она же реакция опоры верхних конечностей.
Взрослый держит ребенка за бедра и дает возможность «падать» вперед верхней части туловища. Ребенок «падает» на вытянутые ручки, в большинстве случаев с раскрытыми ладошками. В норме, проверяя это к 10-11 месяцам.
Можно многое перечислять в деталях, но основное, что надо понимать – реакции удержания туловища, реакции равновесия, четкие, целенаправленные движения, должны формироваться в определенной последовательности.
И вот наступает главное достижение ребенка – он пошел! Не только окреп его скелет и мышцы, но и ум дозрел, появилась потребность расширить границы своего «кругозора». Когда он самостоятельно, без поддержки пройдет метров 20-30 – оцениваем походку и если все хорошо, не ограничиваем потребность ходить, бегать, лазать, не забывая о постоянном чутком контроле (профилактика травм).
В дальнейшем здоровому малышу осмотры невролога и ортопеда потребуются на более 1 раза в год.
Ему предстоит теперь осваивать сложные двигательные навыки, во многом сознательно учится красоте и ловкости движений.
3 способа профилактики
Чтобы новорожденный с самого момента появления на свет развивался правильно, гармонично, необходимо с ним заниматься. Это не только общение, любовь родителей, но и массаж, гимнастика, развивающие игры.
Все занятия с крохой лучше проводить в утреннее время, после кормления через 1-1,5 ч
Задаваясь вопросом, как научить ребенка держать голову, важно понимать, что всему свое время. Не получится научить делать что-то, если время еще не пришло
Слишком рьяно стараясь, можно даже навредить.
Поэтому вся гимнастика, все упражнения, направленные на развитие шейных мышц, должны быть прежде всего веселой игрой, доставлять удовольствие:
- Для укрепления шейных мышц, нужно начинать укладывать крошку ненадолго животиком вниз уже в первые недели его жизни, когда заживет пупочная ранка. Если делать это перед кормлением, то простое упражнение поможет еще уменьшить количество кишечных газов.
- Для предотвращения проблем с шейкой, ее искривления, нужно избегать положений, когда голова запрокидывается назад или вбок. Мышцы до 3-4 месяцев еще слабые. Поэтому, чтобы не навредить, нужно придерживать голову младенца, поднимая его на руки.
- Хорошей профилактикой и способом укрепить шейные мышцы будут ежедневные занятия с большим мячом – фитболом, а также упражнения в воде. Для этого не обязательно использовать бассейн. До полугода будет достаточно глубокой детской ванночки или обычной ванны.
Валиева А.А., детский невролог, Клиническая больница ОАО «РЖД», г. Тверь
Класть на животик нужно как можно чаще. Лучше – перед каждым кормлением. Если грудничок плачет на твердой поверхности, можно начать с мягких, класть на живот к родителям. Постепенно он привыкнет.
Такое положение стимулирует развитие мышц спины и шеи, развивает двигательные способности крошки.
Мнение доктора Комаровского
Евгений Комаровский, известный детский врач, телеведущий и автор книг о здоровье детей, рекомендует не паниковать, если в 3 месяца ребенок недостаточно хорошо держит головку
Важно, по его мнению, даже не отсутствие навыка, а сопутствующие симптомы. Если жалоб ни на что нет и голова, которая с трудом поднимается и почти не держится вертикально, – единственная жалоба родителей, то причин для волнения, скорее всего, нет
Если малыш развивается как обычный малыш и при этом просто не удерживает в данном возрасте головку, родители могут справиться с проблемой самостоятельно, поскольку они сами ее и создали. На помощь им придут массаж, гимнастика, правильный уход за ребенком.
Болезнь или норма?
Если малыш плохо держит голову в свои 3 месяца от роду либо не держит ее, говорить об отставании в развитии не совсем корректно. Позднее созревание может быть всего лишь индивидуальной чертой конкретного карапуза. Нормы созданы педиатрами на основании наблюдения великого множества малышей. Часть из них начала держать голову рано, а часть — поздно. Вот и получалась та самая пресловутая «средняя температура по больнице».
Если ребенок не может полноценно удерживать головку к трехмесячному возрасту, вовсе не обязательно, что у него на то имеются некие патологические причины. Ошибочно будет считать его неполноценным, отстающим или больным. Также маме не стоит ориентироваться на отзывы в интернете, зачастую они просто не соответствуют действительности. И уж точно не имеют отношения к конкретному ребенку, родители которого встревожены отсутствием навыка.
Патологий, которые влекут за собой полную невозможность поднимать голову, существует не так много. В младенчестве это в основном ДЦП и тяжелые травмы шейного отдела позвоночника. О таких патологиях, если они есть, к 3 месяцам обычно родители уже знают. И даже не по неумению ребенка поднимать голову, а по другим, более явным, признакам: отсутствующему выражению лица, эмоциональному вакууму, обильным неврологическим синдромам (параличи, парезы).
Если невролог и педиатр ничего подобного не утверждают, диагноза соответствующего в карте ребенка не ставят, то и волноваться не о чем. Умение держать головку — один из начальных двигательных навыков, который ребенок обязательно освоит, но только после того, как у него появится такая физическая возможность: окрепнут мышцы шеи, позвонки.
Поэтому правильнее разбираться не в том, по какой болезненной причине ребенок в 3 месяца может не удерживать голову, а в том, какие факторы способствуют слабости мышц шеи крохи.
Если малыш долго не начинает держать головку
Наступает третий, четвертый месяц, а кроха все еще не начал держать головку в вертикальном положении? Тогда нужно идти к педиатру, невропатологу. Врачи должны осмотреть малыша и определить причину нарушения.
Проблема может крыться в неправильном питании, слабости шейных мышц, наличии родовых травм.
Доктор может назначить специальную лекарственную терапию, лечебный массаж, чтобы ребенок начал держать голову. Исправить такое положение могут ортопедические подушки. Если проблема в недостатке питательных веществ, может понадобиться докорм с помощью специальных детских смесей.
Раннее приобретение навыка удерживание головы
В норме, ребенок в 2 месяца не держит голову в вертикальном положении. В случае такого развития событий не поддавайтесь панике: обратитесь к лечащему педиатру или неврологу, который примет решение о терапевтических процедурах или массаже.
Родители выражают беспокойство, если ребенок плохо держит голову в три месяца, но слишком ранние попытки, которые младенец предпринимает уже в первую-вторую недели, не должны быть поводом для гордости за быстрые успехи вашего чада – возможно, такая ранняя активность связана с повышенным внутричерепным давлением.
В первый год жизни происходит последовательная закладка основных навыков малыша, в случае любых отклонений от нормы лечение и коррекцию следует проводить как можно раньше. Обращаться за помощью нужно к неврологу или терапевту.
1.3.
Это начальная лечебная позиция, используемая для ношения ребенка на данном этапе.
1. Высота удержания: подбородок взрослого на одном уровне с затылком ребенка.
2. Плотно прижимаем ребенка к себе, кладем валик под затылок и носим, отклоняясь назад. Наклон назад проверяем, смотря в зеркало, стоя в профиль. При отсутствии наклона упражнение не эффективно.
3. Толщину валика подбираем так, чтобы подбородок ребенка почти прижимался к груди.
4. 2 варианта поддержки ног у маленького ребенка – спереди за бедра и под бедра.
При возникновении трудностей в удержании ребенка (большие размеры и масса) и поддержании собственной позиции отклонения назад, можно использовать рюкзак для ношения ребенка «кенгуру».
При правильном ношении в позиции 1.3 поведение ребенка постепенно меняется: давление затылка на валик сменяется нейтральным положением, а затем и отрывом головы от валика с нарастанием времени самостоятельного удержания головы и увеличением амплитуды наклона головы вперед. Потребность в валике теряется. При попытке отклониться назад вместе с ребенком, голова назад не падает. После начала уверенного выполнения такие достижения дают возможность ввести в двигательный рацион дополнительные способы полезного ношения:
Способы взятия и ношения ребенка
https://youtube.com/watch?v=6-ATAlDOs4s
Укрепляем мышцы: первые тренировки
Не следует беспокоиться, если при выполнении упражнений головка неуверенно покачивается, или малыш удерживает её совсем непродолжительное время
Как научить ребенка держать голову? Ложитесь на животик в периоды до и через несколько часов после кормления, а также во время смены белья.
Упражнения для укрепления мышц проводите на твердой ровной поверхности. В первые дни достаточно 1-2 минут, затем постепенно увеличивайте время, соизмеряя его с возможностями ребенка.
Если ребенок не проявляет энтузиазма и не хочет лежать на животе, сократите время упражнения, но полностью отказываться от него нельзя.
Чтобы подзадорить малютку, приласкайте его легким поглаживанием по спинке, отвлеките звуком собственного голоса или яркой игрушкой. Не оставляйте ребенка без присмотра в таком положении, ведь он еще не может переворачиваться и вертеть головкой.
Если малыш держит головку не совсем ровно, обратитесь к неврологу, который укажет вам, каким образом подкладывать под голову ребенку специальную подушку.
В первые месяцы жизни подстраховывайте малютку таким образом, чтобы головка не запрокидывалась назад, при этом не забывайте и о некоторой степени свободы для плавного развития навыка.
Укрепляющая гимнастика
Тяжело порекомендовать что-то определенное, не видя ребенка. Если возникают недоразумения, лучше сразу же обратиться к неврологу, не откладывая и не усугубляя ситуацию.
Из общих рекомендаций: займитесь с ребенком гимнастикой на гимнастическом мяче. Для этого упражнения нужны двое взрослых. Младенца укладывают животиком на мяч, один человек удерживает его за ручки, второй за бедра. В таком положении его покачивают взад-вперед.
Также можно выполнять такое упражнение:
- Возьмите младенца рукой под грудь, вторую руку положите под бедра, головка ребенка должна смотреть вниз. Попеременно приподнимайте на небольшую высоту то одну, то другую руку.
- Возьмите ребенка так же, как и в первом упражнении, поднимайте руки с ребенком «выше-ниже».
- Держите ребенка у себя на плече в положении «столбик». Он будет пытаться поднять головку и удержит ее столько, сколько позволят силы, в любой момент он сможет опустить головку к вам на плечо. Это упражнение самое безопасное и естественное.
Первый навык освоится быстрее, если его развивать в ванной или бассейне. Кроме того, вода отвлечет и успокоит малыша. При какой температуре купать малыша, как не навредить крохе? Об этом мы говорили здесь.
Как можно помочь малышу
Если ребенок в 3 месяца плохо держит голову, нужно с ним заниматься в домашних условиях. В первую очередь следует почаще укладывать малыша на живот. Он будет инстинктивно стараться отвернуть голову, чтобы полноценно дышать. Приучать кроху к таким занятиям следует постепенно. Начинать лучше с 1 минуты. От процедур необходимо отказаться, если ребенок недавно поел или болеет.
Когда карапуз выявляет недовольство и нежелание лежать на пеленальном столике, перед ним нужно положить яркую игрушку. Сам процесс занятий родители должны превратить в увлекательную игру. Для этого можно периодически менять ткани, на которых лежит кроха. Следует разложить вокруг него яркие и разнообразные предметы, постоянно общаться.
Часто грудной ребенок (3,5 месяца) плохо держит голову из-за недоразвитости шейных мышц. Поэтому педиатры рекомендуют занятия на гимнастическом мяче. Первые упражнения — самые простые покачивания. Они расслабляют мышцы и развивают вестибулярный аппарат. Затем упражнения следует постепенно усложнять.
Неправильное удержание головы
Часто родители обращаются к невропатологу с жалобой, что ребенок в 3 месяца плохо держит голову и старается повернуть ее под углом. Такие симптомы обычно указывают на парез мышечных отделов шеи. Иначе патология называется кривошеей. Для исключения этого нарушения понадобится консультация у ортопеда. К счастью, кривошея — это редкое явление, которое развивается при осложненном течении беременности. Для ее лечения используют физиопроцедуры. В остальных случаях врачи советуют родителям:
- дома делать легкий массаж ребенку;
- ежедневно проводить водные процедуры;
- следить за положением головы ребенка во время сна, подкладывать под нее специальную ортопедическую подушечку.
Крайне редко для лечения кривошеи требуется хирургическое вмешательство.
Признаки, по которым что ребенок отстает в развитии
Ситуация, когда ребенок держит голову плохо, может быть преувеличена. Проведите небольшой тест.
Положите младенца на спину, возьмите его за обе ручки и плавно потяните до положения сидя. Трехмесячный малыш не без напряжения должен удержать головку около 30 секунд, слегка покачиваясь
Верните крошку в исходное положение, затем снова слегка приподнимите, обратите внимание: удерживает ли он голову на линии с плечами хотя бы 1-2 секунды
Мышцы шеи у новорожденного еще слишком слабы, чтобы он мог их контролировать при подъеме тела из горизонтального положения. В первые месяцы жизни ребенку нужно в этом помогать, подкладывая руку под затылок и фиксируя шейный отдел позвоночника.
Этапы развития навыка в первые месяцы жизни
- На 2-3 неделе малыш неуверенно начинает пытаться поднять голову, лежа на животике. Вначале, упражнение ему дается с трудом, видно как напрягаются и дрожат мышцы шейки. В норме, ребенок в месяц не держит голову.
- Как ребенок должен держать голову в месяц? На данном этапе так вопрос не ставится. Если он начал это делать в первые два месяца, следует немедленно обратиться к врачу, подозревая сосудистое заболевание.
- 7 неделя: грудничок не способен контролировать мышцы шеи, но уже в это время его начинают выкладывать на животик.
Решение возможных проблем
Согласно правилам, установленным в каждой детской поликлинике России, младенцев до года ежемесячно осматривает педиатр, а каждый триместр к нему присоединяются другие специалисты (невролог, ортопед, хирург и другие).
Во время осмотра имеющиеся отклонения чаще всего выявляются врачом. Однако 3–5 минут не достаточно для того, чтобы определить признаки некоторых возможных проблем. О чем обязательно должны сказать родители на приеме и во сколько месяцев пора «бить тревогу»?
Голова набок
Если малыш постоянно удерживает головку под углом, нужно обратиться к неврологу. Первой причиной подобного явления может стать неразвитость мышц шеи, которая появляется потому, что ребенок смотрит преимущественно в одном направлении.
Более серьезным поводом является кривошея, при этом голова поворачивается в правую сторону. Велика вероятность ее появления в случае, если кроха недоношенный. Меры, которые помогут карапузу:
- специальный массаж;
- лекарственная терапия;
сон на ортопедической подушке.
Если малыш все время направляет свой взор в одну сторону, нужно побуждать его к поворотам шеи в разные стороны
Делается это при помощи игрушек, интересных предметов, привлекающих внимание жестов
Появление навыка в первый месяц жизни
Иногда удерживание головки в 4–5 недель после рождения говорят не о раннем развитии карапуза, а о патологии. Врачи пугают родителей высоким внутричерепным давлением их чада и выписывают мочегонные препараты, глицин.
Следует отметить, что ВЧД – серьезный диагноз, который не ставится после поверхностного осмотра. Если малыш спокойно спит, с интересом познает мир, набирает вес, то речи о страшных патологиях быть не может.
Главный показатель здоровья младенца – его хорошее самочувствие. А родителям, которых напугали в поликлинике таким заболеванием, стоит обратиться за консультацией к другому специалисту.
Отставание в развитии
Возможно, что в 12 недель кроха так и не научится уверенно держать головку самостоятельно. Паниковать не нужно, но обратиться за консультацией к врачу стоит. В «зоне риска» находятся детки со следующими проблемами:
- низкий вес (необходима консультация специалиста по грудному вскармливанию);
- появление на свет в результате тяжелых родов;
- слабый тонус мышц;
- недоношенный кроха.
Чем старше малыш, тем сложнее вылечить неврологические заболевания. Поэтому не нужно откладывать визит к специалисту в случае каких-либо подозрений или сомнений.
Своевременное выявление проблем со здоровьем поможет предотвратить развитие осложнений.
Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в .
Что влияет?
На то, насколько быстро ваш карапуз научится удерживать головку вертикально, влияют многие факторы. В первую очередь — его состояние и самочувствие. Рожденные недоношенными дети осваивают навык позднее — только ближе к 3 месяцам и позже. Их гестационный возраст подразумевает более длительный процесс адаптации к новым условиям обитания, а потому мышечная ткань начинает разрастаться и укрепляться позднее.
Раньше начинают удерживать головку дети, рожденные с нормальным весом, без родовых травм, не испытывавшие в период маминой беременности гипоксии, влияния иммунного резус-конфликта, дефицита витаминов и минералов. Есть и определенная наследственная зависимость — если родители ребенка относятся к категории «ранних» детей, то и малыш будет развиваться с опережением норм.
Большую роль играет характер и темперамент. Одни малыши от рождения сонливые, ленивые и очень спокойные. Им дороже собственный сон и комфорт. Такие ребята начинают держать голову, сидеть или ползать позднее ровесников, которые с рождения отличались оживленностью, повышенной любознательностью и непоседливостью.
Помимо этого, со стороны родителей очень важно участие в развитии ребенка. Научить держать голову, конечно, нельзя, но можно всячески способствовать развитию и укреплению мышечного корсета и костной ткани малыша
Если ребенку делают массаж, обучают плаванию с первого месяца, если гимнастику с крохой мама делает ежедневно, то шансы на более раннее физическое развитие существенно повышаются.
Обретение нового навыка
Новорожденный малыш не умеет контролировать шейные мышцы. Все движения носят рефлекторный характер. Когда родители берут кроху на руки, его голова запрокидывается назад. Постепенно он учится управлять собственным телом. Первые достижения можно наблюдать уже на второй-третьей недели жизни. Лежа на животе, малыш начинает предпринимать попытки приподнять голову. Это своеобразный природный инстинкт защиты, чтобы не задохнуться.
Дальнейшее развитие шейных мышц проходит по следующей схеме:
- В 5-6 недель ребенок старается удерживать голову под острым углом. В таком положении он может оставаться около 30 секунд или целую минуту.
- В 8 недель новорожденный изо всех сил пытается удержать голову в горизонтальном положении. Если его слегка потянуть за ручки, он уже не будет запрокидывать ее назад.
- В 2,5-3 месяца навык окончательно закрепляется. Сидя на руках у родителей, кроха может удерживать голову достаточно долго. В положении на животе старается поднимать плечи, облокачиваться.
Естественно, все временные параметры являются условными. Когда в 3 месяца ребенок плохо держит голову, волноваться не стоит. Однако консультация у детского невролога не помешает.
Причины
Причин у малыша не держать голову в средние существующие сроки может быть сколько угодно. Рассмотрим самые распространенные из них.
- Недоношенность. Если малыш поторопился родиться, то его костная и мышечная ткани окрепнут позже, поскольку ему необходимо больше времени на адаптацию к новым условиям обитания, непохожим на внутриутробные. К 3 месяцам многие недоношенные детки только-только начинают приподнимать головку и удерживать ее не более половины минуты.
- Внутриутробное неблагополучие. Если беременность мамы протекала тяжело (с токсикозом, гестозом, признаками фетоплацентарной недостаточности и хронической гипоксией плода), то это еще несколько месяцев будет накладывать отпечаток на состояние здоровья малыша. Он будет несколько слабее своих ровесников, а потому держать головку такой младенец тоже может начать позднее.
- Тяжелые и патологические роды. Даже если во время беременности плод не испытывал негативного воздействия, тяжелые роды могли спровоцировать состояние острой гипоксии. К таким родам относят стремительные или затяжные роды, долгое нахождение ребенка без амниотической жидкости, слабые родовые схватки, преждевременная отслойка плаценты. Состояние кислородного голодания в первую очередь «бьет» по головному мозгу, а потому развитие малыша может несколько замедлиться.
- Врожденные и приобретенные болезни. Дети с недугами врожденного происхождения, как и часто болеющие детки, которые появились на свет здоровыми, много сил тратят на борьбу с болезнями, а потому их мышцы слабее, а мотивация к изучению мира вокруг ниже. Любые двигательные навыки, в том числе и удерживание головы вертикально, им даются труднее и осваиваются ими дольше.
- Вес. Как уже говорилось, для удержания головы задние мышцы шеи должны быть достаточно развиты, а для поворотов головы в вертикальном положении нужны развитые боковые шейные мышцы. Если ребенок имеет лишний вес, то ему будет сложнее, поскольку и нагрузка будет выше. Слабость и гипотонус шейных мышц свойственным и детям, которые родились с дефицитом массы тела. Прежде чем они начнут поднимать и держать голову, им нужно набрать массу тела до нормальных возрастных значений.
- Характер и темперамент. Собственный неповторимый характер есть у каждого. Дети не исключение. Если трехмесячный ребенок родился ленивым и малоактивным меланхоликом, то ему больше радости доставляет плотный обед и крепкий сон, тогда как сангвинику интересно все вокруг, он очень любознательный и уже с самого раннего возраста начинает пытаться приобрести новые умения, чтобы получить дополнительные возможности в изучении окружающего пространства.
- Среда и условия обитания. Дети, с которыми мамы занимаются, которым поют, с которым общаются, делают гимнастику, закаливают с рождения, не откладывают на потом прогулку на улице, обычно все новое постигают раньше, чем малыши, с которыми взрослые не занимаются или делают это редко.
Выкладывание на живот
В первые два месяца жизни ребенка необходимо выкладывать на живот несколько раз в день по 1-5 минут. Делать это желательно накануне очередного кормления при хорошем настроении малыша. Полезно выкладывать на живот после купания, сопровождая это легкими стимулирующими поглаживаниями спины и ягодиц. На возможное недовольство ребенка внимания не обращаем, следим, чтобы руки находились в положении опоры на предплечья с разведенными в сторону локтями.
Если ребенок в этот период голову не поднимает (как положишь, так и лежит), следим за тем, чтобы время, проведенное с разворотом головы в разные стороны, было примерно одинаковым.
В 2 месяца в положении на животе ребенок должен до минуты удерживать голову в нескольких сантиметрах от поверхности, после чего класть ее одинаково на обе стороны. Недовольства этот процесс уже вызывать не должен. При этом в вертикальном положении голова должна удерживаться без валика в положении 1.3, а в положении на спине чаще лежать на затылке, поворачиваясь на бок при слежении за предметами и возвращаясь обратно в срединное положение.
Уже на этом этапе необходимо выявить возможные асимметрии положения головы и тела. Способы коррекции описаны выше.
В следующие 1,5 месяца (с 2 до 3,5) увеличивается время комфортного нахождения на животе с опорой на предплечья и поднятой головой. Грудная клетка начинает выше приподниматься над поверхностью. Завалы («перевороты») на бок и, тем более, на спину, отсутствуют. Параллельно с этим растет активность и в положении на спине: подъемы бедер, вплоть до подтягиваний к животу; повороты головы с возрастающей энергией, вовлекающие в процесс корпус – ребенок начинает переворачиваться с бока на бок. Заканчивается этап освоением переворотов в уже любимую позицию на животе.
Таким образом, выкладывать на живот ребенка с 0 до 3,5 месяцев необходимо с постепенно возрастающей частотой с условием соблюдения баланса развития движений головы.
ВАЖНО:
Существует ряд состояний, при которых следует ограничить по частоте и продолжительности время нахождения на животе. Все они связаны со смещением баланса развития мышц шеи назад, с усилением разгибателей и слабым развитием мышц передней поверхности шеи – “кивателей”:
- ребенок запрокидывает голову в вертикальном положении;
- ребенок предпочитает лежать на спине с головой, развернутой в сторону;
- ребенок спокойнее спит на боку с запрокинутой (порой очень значительно) головой;
- ребенок уверенно лежит на животе с поднятой головой и опорой на предплечья, но не умеет переворачиваться на живот самостоятельно.
В таких случаях необходимо большую часть бодрствования ребенка посвятить упражнениям, усиливающим функции сгибателей головы и шеи (первый раздел), а положение на животе использовать по остаточному принципу, отдыхая в нем.
Также необходимо выделить состояния, при которых положение на животе с поднятой головой мы считаем крайне вредным и используем позицию на животе только в варианте с опущенной и прижатой к поверхности головой при коррекции избыточного поворота и наклона (1.10, 1.11):
- запрокидывание головы в вертикальном положении сопровождается усилием, в которое вовлекаются мышцы спины (ребенок “выгибается”);
- в положении на спине ребенок запрокидывает голову, нередко сочетая это с ее поворотом, встает на “мостик”, отталкиваясь пятками от поверхности;
- спит исключительно на боку с запрокинутой головой.
В таких ситуациях необходимо сосредоточиться в первую очередь на упражнениях первого раздела (1.1, 1.2, 1.3) и полностью исключить запрокидывания головы в быту при любых манипуляциях с ребенком.
Двигательное развитие ребенка в течение первого года жизни богато событиями, связанными с обретением новых возможностей: на четвертом месяце формируются перевороты, далее ползание по-пластунски, сидение, вставание на четвереньки, ползание на четвереньках, вставание на ножки и ходьба. Регулярно ребенок демонстрирует новые движения, эмоции.
Первые три месяца жизни не являются внешне яркими в обретении новых двигательных возможностей. Но на самом деле, именно в это время закладываются основы гармонии будущих движений.
Главным событием этого периода, на наш взгляд, является появление способности самостоятельно удерживать голову в вертикальном положении вне зависимости от того, куда наклоняется корпус.