Введение прикорма
Традиционно первая еда для прикорма – это овощное пюре. Затем вводят каши. Если эти продукты введены в рацион ребенка ранее, то в полгода малютке дают мясо. Для этого подойдет телятина, которую наскабливают ножиком и проваривают в воде, а потом протирают через сито.
Полугодовалые малыши уже могут кушать свежие фрукты, но понемногу. Можно давать бананы, персики, абрикосы, авокадо.
Доктор Комаровский рекомендует вводить прикорм с полугода и начинать его с молочных продуктов: сначала кефир и творожок, затем каша на молоке и только потом овощи.
Прикорм полезные советы
Соблюдение следующих рекомендаций позволит избежать дискомфорта при введении прикорма ребенку в полгода:
- Объем вводимого вида пищи в первый раз должен составлять несколько капель. Если негативной реакции со стороны организма не последовало, можно постепенно увеличивать количество, за 1-2 недели доведя его до суточной нормы.
- Следующий вид прикорма дается только тогда, когда младенец уже привык к предыдущему.
- Не следует принуждать ребенка есть, если он отказывается. Детям нужно время, чтобы распробовать и полюбить новую пищу.
- Во время кормления сначала малышу дается прикорм, а потом материнское молоко или смесь. Велика вероятность, что младенец после основной еды не захочет кушать новое блюдо.
Отучаем от соски
Чаще всего полугодовалый ребенок уже способен на это. Отучать нужно постепенно и ненастойчиво. Помочь могут следующие советы:
- предложить младенцу попить из чашки как бы «случайно»;
- предлагать ребенку питье из кружки нужно продолжать (но не заставлять), даже если он постоянно отказывается;
- когда малыш освоит чашку, следует заменить одно кормление из булочки на питье молока из кружки и так постепенно полностью убрать соску.
Упражнения и игры на развитие крупной моторики
Взрослый, надев на ноги плотные носки, ложиться на пол, ребенка размещает лицом к себе, с упором на свои ступни. Удерживая малыша за руки, приподнимает ноги и совершает ими разнонаправленные движения (круговые, вверх и вниз, в разные стороны).
Упражнение направлено на развитие крупной моторики, координации и вестибулярного аппарата. С его помощью малыш развивает способность удерживать равновесие и учится ориентироваться в пространстве.
Помимо этого, эта игра помогает развить устойчивую психологическую взаимосвязь и доверие к взрослому.
Взрослый садится на ровную поверхность (кровать, застеленный пол), укладывает на свои сведенные ноги ребенка головой от себя. Удерживая малыша за руки, плавно и мягко тянет его на себя, так, чтобы корпус ребенка образовал угол в 90 градусов по отношению к ногам. Нужно положительно закрепить это положение, каким-нибудь забавным звуком или куплетом песенки, и опустить ребенка назад.
Внимание! Удерживать ребенка не более нескольких секунд. Помимо развития крупной моторики упражнение поможет развить контроль над мышцами и проворство.
Физическое развитие
За шестой месяц жизни карапуз набирает примерно 650 грамм, а рост младенца становится больше еще на 2 сантиметра. К этому возрасту вес крохи становится вдвое больше показателя, который определили сразу после рождения младенца. Грудная клетка за шестой месяц увеличивается на 1-1,5 сантиметра, а окружность головы – на 0,5-1 сантиметр.
Каждый ребенок развивается в своем темпе, однако для понимания, нормально ли растет малыш, были определены границы нормы, а также средние показатели физического развития деток определенного возраста. Зная о них, родители могут выявить, нет ли проблем с ростом малыша и не нужна ли ребенку дополнительная консультация педиатра. Основные показатели для 6-месячных детей мы представили в таблице:
Показатель | Среднее значение в 6 месяцев | Мальчики в 6-7 месяцев | Девочки в 6-7 месяцев |
Вес | 7300-7900 г | 6400-9800 г | 5700-9300 г |
Рост | 65,7-67,6 см | 63,3-71,9 см | 61,2-70,3 см |
Окружность головы | 42,2-43,3 см | 40,9-45,8 см | 39,6-44,8 см |
Окружность грудной клетки | 43,7-44,5 см | 41,4-47,6 см | 41,6-45,8 см |
Вы можете воспользоваться калькулятором, чтобы рассчитать нормы для Вашего ребенка. Калькулятор основан на нормах роста и веса от Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ).
Калькулятор роста и веса
Социальный контакт
На 7-м месяце жизни малыш все больше нуждается во внимании и требует от родителей общения. Он уже многое понимает и пора начинать воспитывать карапуза
В головном мозге происходят процессы формирования причинно-следственных связей, стоит уже сейчас обращать внимание и реагировать на поведение крохи. Он уже достаточно хорошо различает ваши эмоции и при необходимости можно продемонстрировать ваше недовольство его поведением или приободрить действие восторгом
Границы и рамки для ребенка необходимо выстраивать как можно раньше. Но не стоит усердствовать с запретами. Старайтесь выбирать такое положение для ребенка, в котором он будет иметь возможность делать все, что ему захочется и не нужно будет постоянно говорить «нельзя».
Развивающие игры с шестимесячным ребенком
Чтобы малыш развивался быстрее и активнее, ему в этом надо помогать. Даже именитые авторы говорят, что дети, с которыми занимались в детстве, лучше усваивают знания в будущем. Исследования говорят , что у них даже выше шанс получить хорошее образование. Конечно, чрезмерно стараться и пытаться учить полугодовалого ребенка математике не надо. Достаточно развивать те его умения, что малыш уже пытается проявить: помогать учиться ползать и садиться , работать с мелкой моторикой и восприятием новой информации.
Тактильные игрушки. У ребенка в шесть месяцев просыпается интерес к новым фактурам и поверхностям. Он в восторге от того, что в мире существует что-то жесткое, шершавое, скользкое или пушистое. Чтобы не давать малышу трогать предметы, которыми ему не стоит пользоваться, можно приобрести тактильные игрушки, разные на ощупь. Ребенок будет рад, а родители смогут рассказывать ему о том, как называется то или иное ощущение, на примере игрушки. Чем больше в жизни малыша будет разнообразия, тем быстрее он будет усваивать новое.
Новые звуки. Здесь работает тот же принцип: чем больше разных звуков ребенок услышит, тем лучше. Конечно, не стоит его пугать. Лучше показывайте и рассказывайте ему, как звучат разные вещи: шумит вода, мяукает кошка, гудит машина. Ребенок активно этим интересуется, старается имитировать звуки, поступающие извне. Именно в этом возрасте закладывается то, как он будет говорить в дальнейшем. Несмотря на то, что полугодовалые дети не умеют говорить, представители разных народов могут опознать ребятишек из своей языковой среды по одному только гулению .
Новые формы и цвета. Не стоит окружать малыша только одним цветом: синим, если это мальчик, или розовым, если девочка. Наоборот, ребенку стоит видеть вокруг много разных оттенков, чтобы быстрее научиться отличать цвета друг от друга. Разнообразие информации, которая поступает к малышу, определяет скорость его обучения и объем знаний. Можете купить специальные игрушки, раскраски или книжки с картинками – ребенок будет в восторге.
Разговоры с ребенком. С малышом нужно говорить. Уже в этом возрасте он прекрасно различает интонации и может отличить речь родителей от чужой. Не стоит кричать или ругаться при младенце: это напугает или насторожит его. Вместо этого с ребенком рекомендуют разговаривать: на прогулке и дома описывать и называть предметы, на которые он смотрит, показывать на разнообразные вещи и давать им названия. Чем больше малыш слышит живой речи, тем обширнее его словарный запас. С магнитофонными записями это не работает: разговор обязательно должен быть живым. Старайтесь говорить мягким тоном, отчетливо выговаривая звуки, чтобы ребенку было проще их повторить.
Показатели развития ребенка к концу 6-го месяца
Познавательное развитие
1. Относительно долго следит за предметом (игрушкой), демонстрируемым ребенку взрослым, быстро переходит к практическому контакту с ним (манипулированию).
2. Уверенно берет игрушки из разных положений, перекладывает их из одной руки в другую, совершает ориентировочные действия, раскрывающие их свойства: похлопывает, стучит, сжимает, трясет игрушкой и т.п.
3. Способен 1–3 мин заниматься одним предметом.
Социальное развитие
1. Отзывается на действия взрослого, охотно идет на контакт.
2. Чутко реагирует на настроение взрослого: улыбается, смеется, слыша ласковый тон, и хмурится, уловив строгие интонации.
3. Радуется появлению близкого человека. Тянет обе руки к маме выражая желание, чтобы его взяли на руки.
4. Испытывает напряжение при виде незнакомого человека, в новой обстановке или непонятной для него ситуации.
5. По-разному реагирует на свое и чужое имя: на чужое имя не откликается или спокойно смотрит на взрослого, отвлекается. На свое имя эмоционально отзывается.
6. Нуждается в активном взаимодействии со взрослым и его помощи при овладении новыми действиями с предметами (игрушками), манипулировании ими («деловое общение»).
7. Напряжен при трудно дающихся ему движениях и действиях.
8. Начинает овладевать первыми социальными навыками в быту: хорошо снимает с ложки пищу губами, ест полужидкую и густую еду. Пьет из чашки, которую держит взрослый.
Речевое развитие
1. Произносит отдельные слоги (начало лепета).
2. Однократно или редко произносит какой-нибудь один слог («ба», «ма», «га» и пр.).
3. Повторяет за взрослым некоторые звуки и слоги из своего лепета, уже освоенные им.
4. В лепете четко слышатся фонемы родного языка. По своему желанию произносит слоги (лепечет) в процессе бодрствования.
Моторное развитие
1. Может выполнить полный поворот: со спины на бок, со спины на живот, с живота на спину.
2. Выполняет подползание вперед, назад, в сторону.
3. Ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки.
4. Уверенно берет игрушку из любого положения.
5. Относительно долго (3–5 мин) может заниматься с предметами.
6. Перекладывает игрушку из одной руки в другую.
7. Размахивает погремушкой, неоднократно повторяет удавшиеся действия. Ожидает повторного звучания при действии с погремушкой.
8. Различает свои игрушки (знакомые) по звуку и внешнему виду. Способен искать исчезнувший из поля зрения предмет, делая повороты во все стороны.
1 месяц; 2 месяц; 3 месяц; 4 месяц; 5 месяц; 6 месяц; 7 месяц; 8 месяц; 9 месяц; 10 месяц; 11 месяц; 12 месяц
Познавательное развитие ребенка 2,5 лет
Ребенок в 2 года 6 месяцев умеет находить отличия предметов по цвету, форме, величине: подбирает к образцу предметы одного цвета, но разной формы. Ориентируется в четырех цветах и оттенках; и легко подбирает предметы:
- по образцу,
- по просьбе взрослого.
Ребенок в 2,5 года может назвать правильно 1-2 цвета, а так же 4-6 геометрических форм. Умеет подбирать, прикладывая, объемные геометрические фигуры к соответствующим по форме отверстиям, а так же может подбирать, накладывая, плоские геометрические фигуры к образцу. В этом возрасте малыш свободно ориентируется в различных по величине формах.
- Ребенок 2,5 лет собирает пирамидку из 4-8 колец по убывающей (по показу).
- Собирает, вкладывая меньшую в большую, матрешки, мисочки, формочки, колпачки — из 3-4 составляющих (по показу).
- Ставит 10 и более кубиков один на другой (по образцу) в разных сочетаниях размера и цвета.Держит карандаш. Чертит кривую линию, закругленную линию, пытается повторить за взрослым.
- Дорисовывает к рисунку взрослого линии, овалы.
- Узнает, что нарисовал (или вылепил).
В какие игры умеет играть ребенок в 2.5 года?
- Ребенок 2,5 лет подражает своему полу: девочка — маме, мальчик — папе (в самостоятельной игре).
- Отображает сюжет (отобразительные сюжетные действия).
В игре ребенок способен выполнять два-три последовательных действия (делает как мама, как врач, не называя роль):
- по предложению взрослого, без показа,
- в самостоятельной игре.
В 2,5 года ребенок начинает играть вдвоем со сверстником (действуют с игрушкой одинаково или выполняют вместе несколько действий), а так же может подражать игровым действиям другого ребенка и использовать несколько предметов-заместителей (проявляет воображение).
Строит из кубиков разной формы и величины дом, забор (конструктивная деятельность):
- по просьбе взрослого,
- в самостоятельной игре,
- по образцу.
Использует постройки из кубиков для настольной игры с небольшими сюжетными игрушками, умеет экспериментировать в игре и активно участвует в подвижных играх с группой детей (запоминает несложные правила игры).
Развитие речевых навыков
С ребенком 6 месяцев от роду говорить нужно по возможности чаще. Любая речь, в любой форме, – песенки, потешки, стишки, разговорная речь и сюсюканье, всё ляжет в благодатную почву формирования разговорной речи малыша.
Начиная с полугода можно играть вот так. Уложив ребенка на спину и склонившись над ним таким образом, чтобы он четко видел лицо взрослого взять его за руки. Начинаем «разговор» проговаривая короткие слова и слоги, на каждом слове разводим в стороны и сводим ручки карапуза
Этот несложный прием концентрирует внимание ребенка на «общении» с взрослым. Внимание будет сконцентрировано на взрослом, звуки его голоса и движением его губ, ребенок станет пытаться повторять движения.
Гигиена и уход
К седьмому месяцу жизни карапуз уже не так часто писает. Если постепенно отучать его от подгузника, то он начинает сообщать о намокшей одежде, выражая свое недовольство.
Опорожнение кишечника происходит раз в день или раз в 2 дня в одно и то же время. В зависимости от получаемого прикорма, малыш может какать тугим или жидковатым стулом. Особенно это заметно при введении рисовой и гречневой каши в рацион питания. Рисовая каша крепит, а гречневая слабит. Эти свойства можно использовать для нормализации стула не только в этом возрасте, но и в будущем. Если малыш начинает чаще ходить в туалет и стул его жидкий, то предложите ему покушать рисовую кашку.
Купать малыша стоит каждый день. Использовать мыло необходимо только после опорожнения кишечника. Вечернее купание может сопровождаться простым омовением чистой водой или процедурой с использованием отваров трав.
Когда нужно посещать педиатра
Традиционно до года педиатра следует посещать каждый месяц. В 6 месяцев малыша осматривают такие врачи:
- Педиатр,
- Невролог,
- Детский хирург.
Кроме того, как правило, делается общий анализ крови, мочи, кала. Часто ребенка смотрят еще офтальмолог и отоларинголог, чтобы исключить проблемы со слухом.
В годик эта диспансеризация повторяется, и малыша осматривают также детский стоматолог и другие специалисты.
Когда и какие прививки делать
- В 6 месяцев малышу повторяют прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (вакцина АКДС), а также полиомиелита и гепатита B.
- В год ребенку впервые проводят пробу Манту, которая позволяет выявить уровень иммунитета к туберкулезу, и вакцинируют против кори, краснухи и эпидемического паротита.
Посещение врача полезно не только для контроля над здоровьем ребенка — это возможность для мамы забыть о тревогах и довериться специалисту. Конечно, собственный опыт и знания подруг важны, но лучше со всеми вопросами обращаться к врачу.
Физиологические особенности грудничка в 6 месяцев
Вес ребенка в 6 месяцев составляет в среднем 7,2-7,9 кг,
а рост малыша равен 65-67 см.
За последний месяц малыш наберет еще примерно 600 грамм и вырастет на 1,5-2 сантиметра. К полугодовалому возрасту темпы, с которым малыши набирают вес, замедляются. Мальчики и девочки развиваются по-разному, что становится заметно уже у шестимесячных крох. Отличаются они средними показателями веса и роста: девочки часто чуть меньше мальчиков.
Слух. Малыш хорошо слышит, если источник звука находится на расстоянии не более 6-6,5 метров от него. Он уже откликается на свое имя, различает голосовые интонации тех, кто с ним разговаривает. Малыш с большой радостью откликается на мамин голос. Ребенок чутко прислушивается к звукам, поворачивает голову к его источнику. Он различает шум шагов, звук открывающейся двери, журчание воды. Кроме того, он способен услышать шепот, легкое шуршание и другие тихие звуки.
Зрение. В 6 месяцев развитие зрительных центров головного мозга полугодовалого малыша достигло значительного прогресса. Ребенок видит предметы четче, чем раньше, следит за двигающимися предметами более быстрым и точным взглядом. Он уже хорошо различает все цвета, острота зрения улучшается. Более точная координация между глазами и руками позволяет быстро находить предмет, хватать его и тащить в ротик.
Речевые навыки. Малыш еще активнее и дольше, чем раньше гулит, а в его лепете отчетливо проскакивают согласные звуки а-ма, ба-бя, па и т.д. В 6 месяцев активно формируются и развиваются речевые реакции ребенка. То есть, он уверенно связывает предмет с его озвученным названием.
Слушая речь взрослых, ребенок старается подражать им не только звучанием, но и интонацией. Кроху забавляют новые звуки, теперь он с удовольствием болтает, даже когда находится в комнате один. Ребенок в 6 месяцев овладевает артикуляцией языка, а звуки становятся более разнообразными.
Сон. Сон к этому возрасту обычно становится более спокойным и продолжается до 16 часов в сутки. При этом на ночной отдых приходится 9–10 часов. Днём ребёнок спит несколько раз, от 20 мин до 3–4 часов. Сон на свежем воздухе часто более длительный и спокойный, чем в помещении.
Вредные привычки в этом возрасте
В возрасте до года у ребенка начинают формироваться первые привычки, которые могут быть как положительными, так и отрицательными
Важно не пропустить момент, когда ребенок начинает постоянно совершать одно и то же отрицательное действие и помочь ему избавиться от него.. В качестве примера можно привести постоянное сосание пальца
Этим жестом ребенок пытается удовлетворить свой сосательный рефлекс или успокоить чувство тревоги. Другой вариант — это покусывание губ или внутренней поверхности щек. Обе эти привычки могут приводить к формированию неправильного прикуса и постоянной травматизации. Соответственно, чем скорее вы отучите ребенка, тем лучше.
В качестве примера можно привести постоянное сосание пальца. Этим жестом ребенок пытается удовлетворить свой сосательный рефлекс или успокоить чувство тревоги. Другой вариант — это покусывание губ или внутренней поверхности щек. Обе эти привычки могут приводить к формированию неправильного прикуса и постоянной травматизации. Соответственно, чем скорее вы отучите ребенка, тем лучше.
Дети в таком возрасте могут выработать привычку привлекать внимание окружающих с помощью битья или агрессии. Это может говорить о том, что ребенок недостаточно понимает, что перед ним взрослый человек, который дает ему любовь и заботу
Стоит попытаться лучше наладить контакт с малышом.
Постоянный сон в родительской кровати. Если на первых порах это может иметь место, то с возрастом могут появляться проблемы. Хорошим способом решения является постепенное приучение малыша к своему спальному месту с удлинением времени его ночного сна в своей кроватке.
Зубы
С 6 месяцев вопрос появления зубов становится самым серьезным. За ближайшие 6 месяцев у крохи должно появиться 8 зубов. Достаточно часто дети на каждый новый зуб реагируют тяжело. Проявление высокой температуры, поноса, заложенности носа и капризности могут омрачить жизнь родителям. Стоит заранее позаботиться о приобретении специальных прорезывателей, проконсультироваться с педиатром о подходящих обезболивающих и жаропонижающих лекарствах.
Скорость появления зубов для каждого ребенка индивидуальна. Некоторые детки начинают реагировать на изменения за день-два до появления над поверхностью десны зуба, другие за месяц
Стоит понимать, что малышу этот процесс не приятен и необходимо стараться окружить его в дни наибольшего дискомфорта повышенным вниманием
Поведение
Усиливается недоверие к незнакомым людям. Даже родственники, которые бывают в гостях редко заставляют карапуза насторожиться и опасаться. Видя незнакомое лицо кроха перестает улыбаться и сосредоточенно его изучает, пытаясь понять, что ждать от нового человека. При попытках взять его на руки кроха отчаянно протестует, плачет. Это нормальная реакция. Врожденный инстинкт самосохранения заставляет карапуза опасаться всего нового и незнакомого.
Но пройдет совсем немного времени и кроха освоится, привыкнет к новым людям. Если гость предложит малышу игрушку и тот ее возьмет, значит процесс привыкания уже прошел. Но не стоит торопиться брать малыша на руки. Нужно дождаться, когда кроха начнет улыбаться и гулить с незнакомым для него человеком, сам попросит его взять.
Физиологические изменения
Многих деток продолжают «мучить» зубы. Прорезывание первого зуба (нижнего резца) могло произойти еще 3 месяца назад, но у некоторых малышей оно только сейчас набирает обороты. Любой из этих вариантов является нормой. Об отсутствии зубов нужно начинать беспокоиться к концу 6-го месяца. В такой ситуации стоит обратиться к педиатру или детскому стоматологу.
К этому возрасту дети умеют переворачиваться со спины на живот и обратно, перемещать свое тело на подобии ползанья, не поднимая живот. Если взять кроху за подмышки или за руки и попробовать поставить на ноги, то малыш сможет постоять некоторое время. Переход в положение стоя начинает все больше привлекать малыша. Сидяон пытается схватиться за предметы и поднять свое туловище вверх.
Развитие двигательной активности, обучение ползать
В течении всего периода развития ребенка предпочтение в познавательной деятельности он будет отдавать игре. Как говорится, – «Что наша жизнь – игра!». Не исключение и весьма ранний период развития – 6 месяцев, здесь приведены рекомендации по развивающим играм для 6 месяцев. Вполне достаточный объем для мотивации к освоению движений малышом.
Катание мячей различной расцветки и размера, с целью предложить дотянуться и привлечь к действию ребенка. Размещение на удалении от малыша его любимой игрушки. Взрослый сам, встав на четвереньки, демонстрирует, как можно до них добраться. Если удастся привлечь интерес к мячику (игрушке), то малыш будет применять различные способы достичь цели, – работая ручками, переползая на животе, либо путем раскачивания, вставая на четвереньки. Взрослому обязательно надо стимулировать эмоциональной и ярко окрашенной похвалой ребенка.
При необходимости можно оказать помощь, подкладывая под грудную клетку малыша валик из мягкого материала, полотенца или одеяла, для облегчения задачи по поднятию туловища, при освоении навыка ползать. Для получения и закрепления результата занятия следует проводить ежедневно, по 10 – 15 минут.
· Многим маленьким детям нравится процесс ползания через подушки, некоторым нравится «погоня» за веревочкой, а кто – то увлеченно может «охотиться» за кошкой. Следует отслеживать круг интересов карапуза и не упускать возможностей, для его дополнительных «тренировок».
Семь игр для малыша в 5-6 месяцев
Полугодовалый ребенок – уже полноправный партнер в игре, он живо реагирует на действия взрослого. Какие игры пойдут ему на пользу?
«Ползем за игрушкой»
Цель игры: стимулировать малыша ползать
Хорошо, если ваш малыш уже освоил ползание. Если это не так, малыша стоит стимулировать к ползанию. Для этого подойдут любые яркие игрушки. Как только ребенок повернется на животик, положите интересный предмет в некотором отдалении от него. Он обязательно попытается к нему подползти. Если кроха пока плохо ползает, помогите ему, дав опереться стопами на руку взрослого и позволив немного оттолкнуться от нее.
Для облегчения игры можно расположить малыша так, чтобы он мог отталкиваться ножками от стены или другой опоры.
«Маленький футболист»
Цель игры: развитие крупной моторики, мускулатуры мышц ребенка
Для игры понадобится не очень большой мячик. Взрослый кидает его так, чтобы ребенок мог отбить его ручками или ножками.
«Воздушный шарик»
Цель игры: развить умение противопоставлять большой пальчик всем остальным
Надуйте воздушный шарик не очень сильно, чтобы избежать случайных хлопков, и привяжите к нему небольшие ленточки
Покажите шарик ребенку, поиграйте им и привлеките внимание. Потом дайте ребенку ленточку в руку так, чтобы малыш схватил ее с одной стороны большим пальчиком, а с другой – всеми остальными
Учите малыша притягивать шарик к себе и толкать от себя, беря в ладони, а потом – обратно за ленточку.
«Перекладываем мячик»
Цель игры: научить малыша перекладывать игрушку из одной руки в другую
Положите ребенка на спину перед собой, а если он уже сидит – посадите к себе на колени. Дайте малышу игрушку, следя за тем, чтобы он распределил пальчики по поверхности всей ее поверхности. Потом учите его перекладывать мячик из одной ручки в другую, показывая ему пример.
При желании игру можно модифицировать: учите ребенка сначала отдавать вам мячик, а потом брать обратно.
«Где картинка?»
Цель игры: учить малыша находить исчезнувший из виду предмет (картинку)
Вам понадобится картонная коробка, на одну из граней которой наклеена яркая картинка. Покажите картинку малышу, описывая то, что на ней изображено. Выражайте свою радость, с интересом рассматривайте картинку вместе с малышом. Потом переверните коробку на другую грань. Выражайте эмоции, удивляйтесь, куда же исчезла картинка. Побуждайте ребенка искать изображение, переворачивая коробку. Когда малыш с вашей помощью найдет картинку, обязательно порадуйтесь: «Ах вот она где!».
Время от времени меняйте изображения на коробке.
«Сорока-белобока»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полгода – самое время для активного знакомства с пальчиковыми играми. Именно они лучше всего способствуют органическому развитию мозга и появлению осознанных слогов. Простейшая «сорока-белобока» станет отличным вариантом зарядки для пальчиков крохи.
Возьмите ладошку ребенка и начните водить по ней указательным пальцем круговыми движениями, приговаривая известную потешку. Затем загибайте пальчики по одному, начиная с мизинца, массируя их.
Вы также можете придумать свою потешку или просто рассказывать малышу истории про каждый пальчик, когда начинаете его загибать или массировать.
«Ладушки»
Цель игры: повторение отдельных слогов
Полезна для малыша в полгода и такая игра как ладушки – очень скоро он начнет радостно хлопать в ладоши при первых словах стишка:
– Ладушки, вы – ладушки
Где были?
– У бабушки!…
Помните, что каждый малыш развивается индивидуально. Если ваш ребенок еще не освоил какие-то навыки, описанные в нашем материале, не переживайте. Поиграйте с ним в игры, рекомендованные для малышей четырех-пяти месяцев, а лучше используйте те, которые вызывают у крохи самые радостные эмоции.
Какая вы мама?
Узнать
Екатерина Кушнир
Игрушки
При исполнении 6 месяцев ребенку, его развитие могут подстегнуть определенные игрушки.
- Уже можно покупать малышам первые книжки, особенно моющиеся книжки-картонки. Лучше с четкими рисунками с минимальным количеством мелких деталей. Изображения должны быть крупными, четкими, понятными для понимания малышу.
- Подарите крохе тряпичную куклу, с которой он может спать, общаться, изучать строение тела и лица. Полезно маме поспать с этой игрушкой, чтобы она впитала в себя запах материнского тела и молока. Такой аромат действует на малыша очень успокаивающе.
- Можно порадовать младенца набором для игр в ванной. Различные лейки, фонтанчики, коврики на присосках – все это очень понравится вашему малышу.
- Ребенок 6 месяцев уже может начать знакомиться с фигурками животных, птиц и других реалий живой природы. Это все развивает его образное мышление и пополняет пассивный словарь.
- Некоторые детки проявляют интерес к пирамидкам и делают первые попытки надеть колечки на стержень. Лучше предлагать детям крупные пирамидки, с толстым стержнем и объемными кольцами, которые удобно держать детской ладошкой.
Уход
Ежедневными процедурами ухода за малышом шести месяцев продолжают оставаться:
- Гигиенические процедуры – подмывание, умывание, стрижка ногтей, расчесывание, очистка ушей и носика. К ним добавляют чистку зубов, даже если первый зуб еще не появился. Очищать ротовую полость крохи советуют специальной резиновой щеточкой.
- Закаляющие процедуры. В 6-месячном возрасте это воздушные и солнечные ванны, ходьба по мокрому полотенцу, обтирания.
- Купание. Ванна не только поможет малышу расслабиться перед ночным сном, но и принесет массу положительных эмоций.
- Массаж и гимнастика. Поглаживания, растирания, пассивные и активные упражнения помогают телу карапуза становиться более крепким.
Ознакомиться с техникой общеукрепляющего массажа вы можете, посмотрев видео Николая Никонова – ведущего врача и массажиста России.
Физическое развитие ребенка в полтора года
Вес мальчиков в 1 год и 6 месяцев от 10,2 до 13,0 кг. Вес девочек от 9,8 до 12,2 кг.
Рост мальчиков от 78,4 до 85,9 см.
Рост девочек от 77,1 до 84,5 см.
После первого года жизни за прибавкой веса малыша следят уже не так тщательно. Измерение массы тела и роста проводят 1 раз в три месяца. В этом возрасте могут быть значительные колебания в прибавке веса, так как малыш активно двигается, больше бодрствует, меняется его режим дня и рацион питания.
Ребенок в полтора года хорошо самостоятельно ходит (прямо, по кругу, огибая предметы). Перешагивает через препятствия на полу приставным шагом (после показа взрослым). Восходит и сходит по детской лестнице чередующимся шагом. Проходит по слегка наклонной доске. Самостоятельно садится и сидит на стуле, скамеечке. Бросает мяч вниз, вперед, вверх.
Ребенок уже држит в кулачке ложку, ест частично полужидкую и жидкую пишу. Пьет из чашки, почти не проливая. Отрицательно относится к нарушению опрятности. Сообщает о физиологических потребностях. Спокойно относится к умыванию.
Отучение от соски: необходимо ли?
Некоторые сердобольные родители рекомендуют начинать процесс отучения ребенка от соски с того времени, как у него появился первый зуб. Соска оказывает на зубы определенное давление, которое может привести к искривлению зубов и дальнейшим проблемам с речью.
Однако, не стоит забывать, что сосательный рефлекс в ребенке заложен самой природой. Еще находясь в животе у матери, он с легкостью находит свой палец и сосет его, что и продолжает делать после рождения.
К сожалению, никаких медицинских способов отучения от соски не существует. Конечно, ребенок не откажется от пустышки сразу и на процесс отучения уйдет немало времени. Если во рту крохи есть один, два или даже шесть зубов, большого вреда соска не принесет.
Однако, действительно, если начать отучение слишком поздно и этот процесс затянется, то вышеперечисленные проблемы ребенку обеспечены. Тем не менее, не стоит превращать пустышку в психологическую травму и для малыша, и для его родителей.
Педиатры утверждают, что никакого вреда здоровью ребенка пустышки принести не могут, ни в шесть месяцев, ни в два года. Кривизна зубов никаким образом не зависит от того, сосет ребенок соску или нет. Тем более что большинство современных сосок разработано при участии стоматологов. Поэтому, если малыш испытывает потребность в пустышке, пусть он ее спокойно удовлетворяет.
Если вашему ребенку всего шесть месяцев, а вы хотите начать мягко отучать его от соски, начните с элементарных ограничений. В этом возрасте ребенок начинает учиться пить из чашки, количество ночных кормлений из бутылочки сокращается, и кроха незаметно для себя начнет ограничивать эту «дружбу» с пустышкой.