Развитие ребенка по месяцам до года

Важные моменты развития крохи по месяцам: общая таблица

Предлагаем ознакомиться с общей таблицей детских моторных навыков, которые фиксируются в том или ином возрасте. Обычно тот или иной двигательный акт происходит в определенный месяц жизни. Первая улыбка, гуление и так далее отражает развитие костно-мышечной системы и головного мозга.

Первые пару месяцев после рождение малютка почти ничего не умеет, а лишь учиться фиксировать свой взгляд на короткое время. Его движения хаотичны – тело пока не подконтрольно ему. Практически невозможно определить какие-либо отклонения от нормы в этот период.

Опытный доктор обнаружит сильное повышение или снижение мышц тонуса и прочие признаки, указывающие на тяжелое поражение мозга. Считается, что если младенец не предпринимает попыток подняться из положения лежа на животе, не пытается отклонить голову, то, видимо, происходит задержка моторного развития – в этом случае придется предпринять комплекс действий.

Если к шестому месяцу малютка не переворачивается со спины на бок или живот и наоборот, то это может указывать на ряд факторов – большинство из них не опасны и являются физиологическими.

Восьмимесячный ребенок не ползает и не стремится к этому? Обратитесь к врачу-педиатру для обследования. К годовалому возрасту малышу следует сделать хотя бы несколько шагов, даже при поддержке близких людей. Этого не случилось? Возможно, причина в задержке моторного развития. По утверждению ВОЗ имеются обширные возрастные диапазоны, позволяющие освоить двигательные навыки, поэтому волноваться рано. Ребенок вполне может отставать от нормы на пару месяцев. Если срок более длительный – консультация с врачом обязательна.

Процесс освоения разных навыков весьма индивидуален. Каковыми могут быть последствия задержки моторного развития? Если случилась задержка в развитии моторики, то может быть несколько последствий и их можно избежать, если своевременно выявить отставания освоения двигательных навыков.

Серьезное отставание в моторном развитии может обернуться развитием отставания от сверстников в плане разных движений. Последствия: нарушается процесс адаптации и жизнедеятельности.

Сколько бы ни было месяцев младенцу, задержка моторного развития нарушит его взаимодействие с окружающим миром. Как это происходит? Замедляется темп развития в сфере психического процесса и органов чувств.

Если случай тяжелый, и к задержке моторного развития прибавляется психическая составляющая, не исключено формирование инвалидности. Это происходит из-за неспособности крохи усваивать новые акты (психические, двигательные).

Чтобы избежать неприятных и труднопреодолимых последствий, рекомендуем тщательным образом следить за тем, чтобы он осваивал разные двигательные навыки. Начинается такое освоение с простейших навыков: движения в сторону интересующих игрушек. Все эти мелочи постепенно ведут к такому сложному двигательному акту, как ходьба. Изучите соответствующую таблицу – информация о том, как должны развиваться моторные навыки, полезна не только специалистам, но и семье малыша.

Развитие речи ребенка по месяцам от 9–10 до 12 месяцев

Расширять ориентировку в окружающем. Формировать способность понимать речь взрослого, знать свое имя и откликаться на него (9 месяцев). Закреплять умение находить предмет в разных местах комнаты; определенную игрушку среди других игрушек (с 9 месяцев); выполнять простые поручения («Найди куколку», «Покорми собачку»); понимать, что одно и то же слово может обозначать предметы, отличающиеся по разным признакам: куклы в разных платьях, собачки разного размера и т. п. (к 11–12 месяцам).

Активизировать выполнение одного и того же действия с разными игрушками (укладывать спать куклу, мишку, зайца и т. д.).

Формировать умение узнавать на картинке знакомый предмет, называть его облегченным словом. Вызывать эмоциональный отклик на художественное оформление картинок.

Формировать умение понимать смысл слов «можно» — «нельзя», «хорошо» — «плохо», показывать основные части собственного тела и части тела куклы.

Продолжать развивать активную речь. Учить подражать новым словам (10 месяцев), пользоваться облегченными, обозначающими названия знакомых предметов и действий (собачка — авав, спит — байбай) и первыми полными словами (мама, папа, дядя, баба и т. д.).

Организовывать показы сюжетных игрушек, наблюдения за живыми объектами (котенок, цыпленок). Побуждать детей выполнять поручения («Возьмите мячики!» и т. д.).

Способствовать укреплению дружелюбного отношения к взрослым и детям, вызывать радость от восприятия живого объекта.

Формировать предпосылки эстетического отношения к игрушкам и предметам.

Особенности развития ребенка до 1 года

Взросление ребенка происходит постепенно, одни навыки следуют за другими. Малыш не может научиться произносить звуки и слоги раньше гуления, или брать мелкие предметы в ручки до тех пор, пока не научился брать крупные. Кроме такой последовательности, существует также возрастная зависимость. Карапуза в 4 месяца нельзя пытаться садить, его позвоночник еще не готов к такой нагрузке.

Рассмотрев таблицу навыков и умений ребенка до одного года, а также выяснив, что должен уметь малыш в своем возрасте, заботливый мама и папа могут помочь ему познавать окружающий мир. Для каждого возраста подходят свои игры и занятия, которые помогут развить и закрепить определенные навыки.

В последнее время популярным и модным становиться использовать методики раннего развития детей, каждая из которых предлагает невероятные результаты, например, возможность читать и писать в два года

Однако при этом важно понимать, кому это больше надо – малышу или маме с папой.. Как заметили в своей книге «Любить без условий, растить без усилий» авторы Некрасова Нина и Некрасова Заряна: «Дети растут сами

И все случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать».

Как заметили в своей книге «Любить без условий, растить без усилий» авторы Некрасова Нина и Некрасова Заряна: «Дети растут сами. И все случается в свой срок. Надо только не препятствовать этому естественному процессу, а поддерживать, помогать, оберегать».

Развитие ребенка: девятый месяц жизни

На девятом месяце жизни ребенок может уже сделать несколько шажков, держась за что-либо, за бортики кроватки, или вдоль дивана. Они упорно осваивают данный навык, падают, но потом опять поднимаются. У малыша расширяется запас слов, повторяя слоги за взрослыми.

На девятом месяце ребенок прибавит в росте 2 см, в весе 600 гр.
Пытается вскарабкаться на стул, диван.
Открывает доступные ему ящики, дверцы шкафов, тумбочек.
Малыш привязан к маме, потеряв ее из виду, начинает плакать и капризничать.
Может самостоятельно пытаться одеваться и кушать ложкой.
На данном этапе жизни оттачивается мелкая моторика, поэтому важно ее развивать игрушками: шнуровками, пластилином. Но обязательно под присмотром старших.
Понимает поручения как «стой», «ложись», «иди».
Ребенок разговаривает на своем языке, но близкие могут уже понять, что хочет донести до них чадо.

Таблица физических параметров до года

Для оценки темпов роста, прибавки веса и физического развития малыша, стоит ознакомиться с усредненными общепринятыми показателями этапов развития ребенка до года. Однако нельзя забывать, что все детки обладают индивидуальными графиками развития, точное соответствие приведенным таблицам не является обязательным, допускаются незначительные отклонения от норм. Не забывайте также, что мальчики и девочки немного различаются в своем нервно-психическом развитии, но если малыш долго не приобретает нормальные для своего возраста умения и показатели развития, необходимо обратиться к врачу.

Таблица физиологических параметров ребенка до года:

Итак, как же растет новорожденный кроха в течение первого года? Рассмотрим развитие ребенка до года с помощью календаря, поделенного на каждые 3 месяца от рождения грудничка.

10 месяцев

Не пренебрегайте прочтением: Что делать, если ребенок засунул в нос инородный предмет?

На десятом месяце двигательные способности позволяют самостоятельно делать несколько шагов. Время игры составляет от десяти до двадцати минут. При этом простые игры в ладушку заменяются кубиками. Проявляет заинтересованность в новых знакомствах. Способен самостоятельно рассматривать книжки, перелистывая страницы.

Отлично справляется с обязанностью подать какой-либо предмет(кукла, мячик, машинка и другие). Появляется интерес к беседам взрослых, а вместе с этим и попытки повторять слова. Главные моменты развития:

  • Способность стоять не опираясь на что-то увеличивается до нескольких секунд;
  • Ходит наш малыш лишь несколько шагов, но самостоятельно;
  • Великолепно ползает используя руки и ладони;
  • Активно пользуется игрушками. Часто разбрасывая их;
  • Умеет показать названные части тела как на себе, так и на другом человеке.

На четыреста пятьдесят грамм станет тяжелее к концу месяца и на полтора сантиметра подрастет.

7 месяцев

На седьмом месяце эмоциональный рост значительно заметен. Появляется характер и темперамент вашего малыша. Приобретенные знания пытается использовать в повседневной жизни. Понимание окружающего мира значительно возросло. Он способен различать размеры предметов. Если попросить их показать, малыш с лёгкостью справится с этой задачей. В этом возрасте он значительное количество времени может удерживать свой вес, научился вставать и стоять, но только при наличии опоры.

В семимесячном возрасте хорошо различает людей. Долго разговаривает сам с собой. При нежелательном общении, выражает недовольство плачем. Проявляется интерес к рисункам. Основные моменты развития:

При желании достичь какого-либо объекта тянется к нему обеими ручками;
Сидит без посторонней помощи. Но всё еще требуется помощь при посадке;
Проявляет интерес к самым простым играм

И уже умеет привлечь внимание к себе;
Пытается эмитировать звуки, много времени поёт. Появляются слоги гага, гугу и другие;
Проявляет огромную заинтересованность к ярким рисунка, книжкам, раскраскам.

Вес нашего чада изменится на шестьсот грамм, а рост составит на два сантиметра больше прежнего.

Развитие ребенка в 1 месяц

Первый месяц развития ребенка очень важен, и одновременно прост и сложен. С одной стороны, большую часть суток малыш спит и просыпается только, чтобы покушать. С другой – маме нужно время, чтобы изменить и подстроить под младенца свое время, быт, да и себя саму, пожалуй. Организм новорожденного очень чувствителен

В этот период карапузу необходимо внимание со стороны родителей. Главное желание – телесный контакт с мамой

Мышцы у крохи еще очень слабые, если внимательно присмотреться, можно периодически наблюдать подергивание мышц. Но все это вполне нормально и допустимо, а потому причин для переживаний нет.

Внимание! Очень важно запомнить, что новорожденного нельзя класть строго на спинку, допускается только лишь на бок. Спит ребенок около 18 часов в сутки. Малыш требует постоянного и тщательного ухода

Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз

Малыш требует постоянного и тщательного ухода. Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз

Спит ребенок около 18 часов в сутки. Малыш требует постоянного и тщательного ухода. Необходимо соблюдать простые правила гигиены для поддержания кожи в чистом и сухом состоянии. Для закаливания организма крохе полезен свежий воздух, но все же начинать прогулки следует понемногу, с каждым разом увеличивая время пребывания на улице. Опытные родители рекомендуют начинать «прогулки» с балкона, вынося тепло одетого по погоде малыша на балкон на 5 минут, каждый 2-3 дня добавляя по 5 минут времени. Когда время такой прогулки достигнет часа, можно выходить гулять по настоящему, но тоже не слишком долго в первый раз.

Движения месячного ребенка хаотичны, может сосредотачивать свой взор, наблюдается первая улыбочка. К концу первого месяца, карапуз, лежа на животике, начинает пытаться приподнимать головку. Чтобы укрепить мышцы шеи и спинки, рекомендуется выкладывать кроху на животик перед каждым кормлением, разве что, исключая ночное.

  • Прибавка массы тела: в среднем на 600 граммов
  • рост увеличивается примерно на 3 см.
  • Режим кормления: по требованию.

Ребенок в девятый месяц жизни

Это период, когда малыш, научившись быстро передвигаться ползком, начинает скрупулезно осваивать окружающий мир. Любопытство его настолько велико, что стоит подумать о безопасности, перекрыть доступ к шкафам и полкам. Может самостоятельно вставать, придерживаясь за опору, с удовольствием перемещается по жилью, держась за руки взрослых. Делает робкие попытки шагать самостоятельно.

Каждый день приносит новые слоги и звуки. Любит копировать взрослых, но не бездумно, а понимая смысл сказанных слов и проговаривая услышанные сочетания

На этом этапе важно много общаться с малышом, от этого будет зависеть формирование речи и объем словарного запаса. Улучшается мелкая моторика пальцев, может исследовать мелкие предметы, махать указательным пальчиком

В этот месяц вес увеличивается еще на 500 гр, а показатели роста — на 1,5-2 см. Рацион ребенка продолжает расширяться. Если в прикорм еще не вводилось мясо, то пора это сделать. Режим дня включает в себя двухразовый сон, но некоторые дети предпочитаю спать и три раза.

Что может ребенок в конце девятого месяца:

  • эмоционально относиться к родителям;
  • пытаться есть самостоятельно при помощи ложки;
  • разворачиваться назад при ползании;
  • плачем и криком манипулировать родными людьми;
  • пить из кружки, придерживая ее самостоятельно.

Шесть месяцев

Полгода – переломный возраст для грудничка. Это период появления первых зубов и введения прикорма. Ребенок становится более подвижным и самостоятельным, пытается сесть самостоятельно. Сейчас малыш может спокойно и крепко спать целую ночь. Крохе уже можно давать кубики и пирамидки для игры.

В шесть месяцев, кроме уже приобретенных навыков, малыш умеет следующее:

  • Ищет и находит спрятанные игрушки или накрытые предметы;
  • Самостоятельно ползает и подползает к игрушке, которую видит перед собой;
  • Управляет двумя руками одновременно. Может хлопать в ладоши, брать и бросать предметы, перекладывать вещи из одной руки в другую и держать по игрушке в каждой руке;
  • Знает и произносит до 40 различных звуков;
  • Открывает и закрывает коробочки, складывает предметы;
  • Садится при помощи взрослого и начинает садиться самостоятельно.

Для полугодовалого ребенка характерна подвижность и устойчивость рук, пальцев. Он легко распознает чувства и эмоции. В шесть месяцев начинают вводить первый прикорм. Это должны быть овощные пюре из натуральных гипоаллергенных продуктов. Подходящим вариантом является кабачок, брокколи и цветная капуста. Но это не значит, что нужно полностью отказываться от кормления грудью.

Специалисты ВОЗ рекомендуют продолжать грудное вскармливание, пока малыш нуждается в молоке, пока продолжается лактация, при этом кормление не доставляет дискомфорта маме. Рекомендуемый возраст для завершения ГВ достигает 1,5-2 лет. При введении прикорма количество прикладываний к груди постепенно сокращается и замещается взрослой пищей. Подробный график введения прикорма для грудничка, вы найдете здесь.

Физическое развитие ребенка

Физическое развитие ребенка подчиняется биологическим законам, согласно которым основной пик роста приходится на ранний детский возраст. Известно, что в первый год жизни малыша, его вес увеличивается в три раза, а рост – примерно в полтора. С возрастом физическое развитие ребенка замедляется.

Замечали ли Вы диспропорциональность детского тела? Особое умиление у взрослых вызывает большая голова ребенка по сравнению с маленьким тельцем. Так же быстро растут ступни и кисти рук – это соответствует закону, по которому, в первую очередь, растут и развиваются части тела, наиболее удаленные от пупка.

Еще один закон гласит, что периоды округления и вытяжения тела закономерно сменяют друг друга. Речь идет о том, что в определенном возрасте детей вытяжение происходит по разным осям – либо в увеличении скелета, либо в нарастании мышечной массы и жирового слоя. От круглого животика, пухлых щечек и пальчиков у малышей 3-5 лет не останется и следа уже к 11-12 годам, после которых начнется активное вытяжение. Рост организма, как правило, прекращается к 16-18 годам. Конечно, необходимо учитывать, что физическое развитие девочек и мальчиков происходит по-разному – скачок роста у девочек чаще всего наступает на несколько лет раньше, нежели у мальчиков.

Важная задача родителей на протяжении всех периодов развития ребенка – уделять достаточное внимание физическому воспитанию. Ежедневные прогулки и активные игры на свежем воздухе принесут и малышу, и родителям только пользу. Каждое утро старайтесь посвящать 10-15 минут зарядке, причем начинать ее делать вместе с малышом можно с самого раннего возраста – делать гимнастику вместе с мамой для ребенка совершенно особое удовольствие!

Каждое утро старайтесь посвящать 10-15 минут зарядке, причем начинать ее делать вместе с малышом можно с самого раннего возраста – делать гимнастику вместе с мамой для ребенка совершенно особое удовольствие!

Для чего нужна таблица?

Родителям следует, прежде всего, понимать, что таблица – это выборка основных, важных показателей развития малышей, основанная на глубоких многолетних исследованиях и дающая представление о нормах развития тех или иных показателей у детей в разном возрасте.

Такими таблицами, кстати, часто пользуются педиатры и неврологи, чтобы оценить ребенка, если на каком-то этапе его достижения разнятся с общепринятыми

Принимая во внимание течение беременности и родов, социально-бытовые условия, наличие или отсутствие каких-либо заболеваний у малыша, а также сравнивая данные таблицы с навыками ребенка, врач может сделать вывод о том, является ли в каждом конкретном случае то или иное отставание симптомом серьезных отклонений

Возможно, речь идет просто об индивидуальной динамике (ребенок генетически предрасположен к запаздыванию, либо имеет большой вес, при котором ему труднее осваивать двигательные навыки, либо просто это особенности его темперамента – он немного ленив и медлителен). Или же ситуация требует коррекции действий родителей по развитию навыков своего ребенка (они не достаточно занимаются с ним, общаются, играют). Возможно, малыш получает несбалансированное питание или мало бывает на воздухе.

Все это сказывается на его навыках и не всегда говорит о серьезной патологии. Таблица в данном случае является удобным средством, позволяющим наглядно отследить прогресс, который наступит после коррекции всех этих факторов у конкретного ребенка, и определить при необходимости план дальнейших действий.

Календарь развития ребенка по месяцам

Маленький человечек рождается абсолютно беспомощным. У него имеются простейшие рефлексы: сосательный, глотательный, хватательный и другие. И только тщательный уход и постоянная забота окружающих людей помогут ему вырасти и научиться многим необходимым вещам. За 365 дней из маленького грудничка он превращается в подвижного любознательного человечка.

Каждый малыш индивидуален и нет двух похожих. Но существуют общие закономерности и этапы, которые обязательно проходят в своем развитии дети. И мамам можно посоветовать опираться на них. Но не нужно тщательно выверять по месяцам каждый шаг, следует ориентироваться именно на свое любимое чадо.

Развитие ребенка в первый месяц

У ребенка несколько основных рефлексов: “подошвенный”: Если провести пальцем по стопе, ребенок отдернет ножку; “сосательный”: Если провести пальцем по губа крохи, он тут же сложит губки трубочкой и начнет делать  cосательные движения; “хватательный”: Если вложить палец в ручку ребенка, он крепко сожмет его.

  • Ребенок удерживает в поле зрения неподвижный предмет. Может сосредоточить на нем взгляд.
  • Фиксирует взгляд на склоненном над ним человеческим лице;
  • Лежа на животике, пытается поднять и удержать голову.
  • Реагировует на звон колокольчика, погремушку, например, вздрагивая, начиная плакать, прислушиваясь;
  • К концу 1 месяца к мимике присоединяется «речь». Малыши, с которыми много разговаривают, гулят в ответ.
  • Внезапно вздрагивает (это называют рефлекс Моро) при громком звуке
  • Кулачки крепко сжаты. Если разжать пальцы, ребенок может схватить погремушку, но тут же ее бросить
  • Может удержать голову на одной линии с позвоночником в положении сидя

Двенадцатый месяц

Двенадцатый месяц развития ребенка – своеобразный переходный период от младенчества к детству. Хотя эта граница весьма условна, но психологически родители ожидают от годовалого ребенка куда больше, чем от одиннадцатимесячного.

В год малыш чаще всего начинает ходить.

Не беспокойтесь, если ваш ребенок пока этого не делает; дети имеют право ползать до полутора лет, и это не считается патологией.

Читайте в статье, что делать, если ребенок боится ходить самостоятельно>>>

  • Маленький человечек в этом возрасте уже умеет приседать, чтобы поднять игрушку; может положить один предмет и взять другой. Детки очень хорошо знают, где что лежит, и будут искать игрушку именно там, где ее оставили;
  • Малыши учатся перешагивать через препятствия: сначала держа за руку взрослого, а затем и самостоятельно;
  • Развиваются бытовые навыки: ребенок ест ложкой, пьет из чашки, надевает и снимает шапочки и носочки;
  • Если малыша приучали к горшку, в годик такие детки уже могут на него попроситься. Информация о том, с какого возраста приучать ребенка к горшку>>> В один год ребенок ест пищу кусочками, умеет жевать. Если жевательные зубки еще не выросли, детки жуют деснами (они довольно твердые);
  • Годовалый ребенок понимает все, что ему говорят, даже если родителям кажется, что это не так. Он отлично умеет считывать настроение и поддается ему: веселится и грустит вместе с мамой. Психологи очень не рекомендуют выяснять отношения и ссориться при ребенке. Так как малыш еще не умеет справляться со своими эмоциями, это может нанести ему тяжелую травму.

Кроха не только понимает все, что ему говорят, но и сам много лепечет и произносит отдельные слова.

Важно! Словами в этом возрасте педагоги считают все устойчивые звукосочетания, которые всегда обозначают одно и то же. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше. Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше

Словарный запас к годику – от двух до десяти слов; у некоторых деток он может быть еще больше.

На двенадцатом месяце жизни усложняются игры ребенка. Малыш выделяет некоторые игрушки, может кормить их, укачивать, сажать на горшок.

Развитие восприятия ребенка по месяцам от рождения до 2–3 месяцев

Вызывать ступенчатое слежение глазами за медленно движущейся игрушкой (10–15 дней).

Формировать умение фиксировать взгляд на подвешенной игрушке, на лице ласково разговаривающего с ним взрослого (к 20 дням).

Вызывать у ребенка первую улыбку (к 1 месяцу).

Способствовать развитию плавного слежения за движущейся игрушкой (1 месяц).

Формировать умение удерживать взгляд на лице взрослого (держа ребенка в вертикальном положении (к 1 месяцу)).

Побуждать следить за разговаривающим и медленно передвигающимся вокруг манежа взрослым (к 2 месяцам), прислушиваться к его голосу, негромкому пению, разнообразным звукам ближайшего окружения. Вызывать у ребенка «комплекс оживления» (яркая улыбка, гуление и т. п.).

Стимулировать развитие восприятия ребенка с помощью мобилей.

2 месяц: маму ни с кем не спутаю

Двухмесячного грудничка можно назвать Мастером Перевоплощения. Взглянув на фото первых дней жизни младенца, можно увидеть, как поразительно изменился его облик — малыша словно подменили! Он проявляет себя как социальная личность, радуется присутствию близких ему с рождения людей, изучает окружающее пространство, широко раскрыв глазки, а маленькие губки складываются в улыбку.

Если в первые дни жизни грудничка было совсем не слышно, то сейчас он становится шумным, любит слушать речь взрослых, отвечая уже не кряхтением, а отдельными звуками.

Двухмесячный кроха становится великим имитатором – сменяющееся выражение лица взрослых, нравится грудничку и у него возникает желание подражать.

Движения крошечного создания становятся менее резкими, поскольку малыш начинает постепенно обретать контроль над своим крошечным телом. Плотно сжатые кулачки обретают свободу – пальчики разжимаются, открывается ладошка.

Физическое развитие:

  • прибавка в весе на 800 гр, рост увеличивается на 3 см;
  • после кормления не засыпает, а бодрствует на протяжении 2-х часов;
  • спит 4 раза в день;
  • держит головку несколько секунд;
  • его интересует обстановка;
  • плавно двигает ножками, ручками;
  • может сознательно дотрагиваться до игрушки.

Психомоторное развитие:

  • поворачивает голову в сторону появившегося звука;
  • успокаивается на руках у родителей;
  • может произнести «а-га», «у-гу»»
  • рассматривает собственные руки.

С этого месяца нужно больше общаться с малюткой. «Гулюканье» грудничка – первые уроки речи, которые нужно развивать. Необходимо часто менять положение крохи, чтобы тело не подвергалось деформации.

Как развивать речь младенца до года

Существует несколько правил в логопедии и психологии, которые способствуют раннему развитию речи. Они несложны и относятся к эмоциональной сфере общения с малышом. Если мама и папа будут следовать им с периода беременности, ребенок будет активно осваивать речь.

С момента внутриутробного развития нужно разговаривать с ребенком в животике, петь песни, читать стихи, слушать музыку, посещать театры, музеи и т. д.
С рождения малыша вовлекать его в процесс говорения, общаться с младенцем на прогулке, во время массажа, игры, пеленания.
При выполнении массажа, ЛФК эмоционально, с мимикой и жестами рассказывать ребенку потешки, стихи, какой-то сюжет из сказки.
Читать ребенку сказки с раннего детства, потешки, стихи.
Вовремя показывать ребенка неврологу для исключения патологий.
Больше играть с малышом, в процессе рассказывать какого цвета, формы предметы, рассказывать об их свойствах, особенностях.
Чаще гулять  с малышом. После 4 месяцев, полугода будут полезны неспящие прогулки, чтобы малыш познавал окружающий мир

Важно показывать и рассказывать, что окружает кроху.

Занятия с логопедом в возрасте 1 года могут проводиться только совместно с родителями по показаниям невролога. Как правило, они сводятся к тому, что специалист показывает, как общаться с ребенком, какие упражнения и игры подойдут для развития говорения. Тревожиться стоит, если по достижении годовалого возраста ребенок не интересуется окружающим миром, не произносит простые слова из 1-2 слогов, нет ответной реакции на эмоциональную речь взрослого.

Чему учится малыш от 1 года до 1 года 3 месяцев

Именно сейчас он приобретает важнейшие навыки в области ходьбы, речи и мышления.

Физические навыки

Надеемся, что вы изучили наш материал о ходьбе и позаботились о создании безопасного пространства для обучения малыша этому навыку.

  • Процесс обучения ходьбе требует от малыша огромных усилий, он исследует рельеф, не избегая трудных мест, и часто падает. Но не стоит волноваться: именно так ребенок учится координации движений, чувству равновесия. Иногда малыш снова переходит на ползание.
  • Ни в коем случае не лишайте ребенка движения: это может вызвать нервный срыв, раздражение или апатию и вялость.
  • В этот период малыш удивляет нас потрясающим любопытством и страстным желанием узнать как можно больше о мире — именно сейчас надо позаботиться о том, чтобы он не трогал опасные вещи. Не нужно стараться убрать все предметы, которые ребенку захочется взять в руки, — пусть ваш юный исследователь накапливает сенсорный опыт, он ему необходим.

Конечно, совсем без болезненных ощущений ему не обойтись — но и это не вызывает в малыше страх, а, наоборот, дает толчок действовать еще упорнее.

Психоэмоциональное развитие

В этот период у ребенка продолжается развитие нервной системы, однако воля не развита, он импульсивен, еще не умеет регулировать проявления своих чувств: все вызывает острый интерес и смену эмоций. Он привязан к родителям, скучает по ним, узнает их на фотографиях, любит с ними играть. Незнакомых людей опасается.

Вот чему он учится таким образом:

  • Подражать взрослым — крохе хочется взять именно тот предмет, который находится в руках у родителей;
  • Получать навыки обращения с новыми предметами и игрушками, от кубиков до вкладышей. Сейчас малышу понравятся игрушки, которые состоят из частей, удобных для разъединения и соединения. Мы подробно рассказываем о том, какие игрушки нужны ребенку в этот период, здесь (ссылка на медиацентр Игрушки);
  • Анализировать, сравнивать и обобщать — что будет, если потянуть на себя лист бумаги из книги? А если бросить кубик на пол? Так формируется сенсомоторный интеллект.

Также сейчас активно развивается речь малыша — советуем познакомиться с материалом на эту тему. Пока понимает он гораздо больше, чем может сказать.

Он умеет держать в руках чашку и ложку, может самостоятельно пить и есть ложкой, но помощь взрослого еще необходима.

Что делать с малышом в первый месяц?

Первый месяц жизни практически полностью уходит на сон и адаптацию к окружающему миру. Когда этот важный этап пройден, смело можно начинать занятия, которые помогут крохе развить полезные навыки и узнать больше обо всем, что находится рядом.

Решая вопрос, как развивать ребенка в 1 месяц жизни, не стоит слишком усердствовать и перегружать ребенка — кроха пока не может держать головку, неспособен долго фокусировать взгляд и очень быстро устает.

Полезные занятия:

  1. слух. Чтобы развивать это чувство, необходимо ласково разговаривать с малышом, петь ему колыбельные, читать потешки. Пищащие громкие игрушки пока стоит отложить до более старшего возраста. Исключение делают лишь для очень тихих погремушек — ими можно звенеть то со стороны левого ушка, то — с правового. Крайне полезно включать классическую музыку или другие спокойные мелодии. Для правильного формирования слуха достаточно ежедневно уделять около четверти часа для такого прослушивания;
  2. зрение. Специалисты советуют развешивать над кроваткой черно-белые изображения, например, картинки с шахматами или спиралями. Также можно использовать несколько ярких некрупных игрушек базовых цветов (красного, синего, зеленого, желтого, белого). Их нужно демонстрировать малышу сначала статично, а чуть позже — двигая вверх, вниз, вправо, влево, по кругу и т.д.;
  3. осязание. Кроха пока не может брать в ручки предметы, поэтому ими можно дотрагиваться до ладошек, пяточек, животика. Главное — чтобы они были разнофактурными (шелестящими, мягкими, чуть жесткими и т.д.).

Не стоит думать, что младенец сразу научится различать цвета или запомнит буквы — упражнения имеют совершенно другую направленность, с их помощью ребенок сможет отточить органы чувств и укрепить физическое состояние.

Третий месяц

Трехмесячный малыш активен, жизнерадостен и нуждается в постоянном общении. Рефлексы постепенно угасают, за исключением сосательного и двигательного, которые нужны для развития. Более осознанной становится деятельность детей.

Анатомо-физиологическое развитие

Малыш продолжает расти, у него увеличивается объём грудной клетки и окружности головы, формируются потовые железы, поэтому водные процедуры в это время должны быть регулярными. Слюнные железы ребенка ещё не развиты полностью, поэтому, не надо, слишком часто, протирать ему ротик, так как сухие слизистые оболочки подвержены травмам.

оли в животике ещё причиняют детям страдания, в этой ситуации помогает тёплая пелёнка и массаж лёгкими круговыми движениями. Улучшается управление пальчиками.

Моторика и психическое состояние

Благодаря развитию зрительной функции, младенцы могут некоторое время следить за движущимся предметом, различают основные цвета, более отчётливо могут рассматривать игрушки и лица. Благодаря совершенствованию координации, дети способны хватать предметы, держать их, тянуть на себя.

Постепенно в гулении прослеживается появление отдельных букв. Трёхмесячные дети эмоционально реагируют на приближение к ним знакомых людей и родственников, сучат ножками и ручками, улыбаются.

Основные моменты в развитии

Для третьего месяца характерны следующие изменения: • совершенствование речи; • быстрая реакция на различные звуки и свет; • умение перевернуться со спины на правый и левый бок; • изучение собственных ножек; • расправление кулачков.

Некоторые младенцы уже умеют смеяться, держать головку, иногда наблюдается раннее появление молочных зубов.

Развитие ребенка в 3 месяца связано с ростом умственных способностей, вследствие этого они всё активнее познают мир вокруг себя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий