Одиннадцать месяцев
Развитие малыша идет быстрыми темпами, а потому важно не упустить ни минуты! В 10 месяцев следует уделить внимание физическому развитию крохи. Постепенно можно приучать малыша к закаливанию. Для этого после того, как вы с крохой искупаетесь в ванне, нужно протереть его полотенцем, смоченным в прохладной воде, оставить голеньким на пару минут, а затем тщательно обтереть карапуза махровым полотенцем так, чтобы ни одна его часть тела не оставалась влажной
Для этого после того, как вы с крохой искупаетесь в ванне, нужно протереть его полотенцем, смоченным в прохладной воде, оставить голеньким на пару минут, а затем тщательно обтереть карапуза махровым полотенцем так, чтобы ни одна его часть тела не оставалась влажной.
Полноценное развитие и воспитание ребенка в 11 месяцев невозможно без тесного общения со своими родителями и другими близкими взрослыми людьми. Чтение коротких детских сказок и стихов, комментирование окружающих событий и явлений, придумывание небольших диалогов между куклами является хорошим залогом правильной и красивой речи малыша в будущем.
Не стоит подражать детскому агуканью крохи и стараться говорить с ним в похожем стиле. Ребенок еще не понимает, какое произношение является правильным, а потому будет запоминать, а потом и воспроизводить «сюсюкающие» звуки.
Психологические приемы воспитания
Необходимые навыки малыш может приобрести в детском саду. Программа занятий разрабатывается с учетом возрастных особенностей малыша, помогает ему развиваться постепенно, равномерно. Если малыш не посещает детский сад, воспитание полностью становится обязанностью родителей. Чтобы облегчить этот процесс следует использовать психологические навыки, разработанные специалистами по детской психологии.
Ведущую роль в развитии малыша играет сенсорное восприятие. Он познает мир через касания, изучая размер, текстуру, вес и другие свойства предмета. Дидактические игры, направленные на развитие мелкой моторики, способствуют развитию воображения, логики, снимают мышечное напряжение. Дети любят играть с сыпучими и податливыми материалами, эту особенность полезно использовать в ежедневных играх.
В 1,5–2 года ребенок начинает активно передвигаться, его мышечный корсет растет, укрепляется. В зависимости от темперамента, у детей формируется разная потребность в физической активности. Подвижным детям для нормального развития необходимо расходовать излишки энергии. Для этого подходят игры с мячом, упражнения со шведской стенкой и другие доступные виды физической активности. Если у подвижных детей нет возможности реализовать энергетический потенциал, они становятся капризными, агрессивными. Малоподвижных, инертных малышей принуждать к активным играм не следует. Им достаточно коротких разминок, спокойных игр.
Чтобы развить эмоциональную сферу, нужно четко придерживаться одного типа воспитания. У детей эмоции непостоянны, малыши не умеют себя контролировать, поэтому рамки их поведения должны задавать родители.
К трем годам малыш уже четко понимает половую принадлежность. Мальчики и девочки в раннем возрасте практически не проявляют отличий в поведении. Осознав, что вырастет мужчиной либо женщиной, кроха начинают регулировать свое поведение в соответствии с ожиданиями взрослых.
При воспитании детей от 0 до 3 лет важно придерживаться определённых правил
Не стоит считать, что дисциплина – это чёткое «нельзя» или «можно». Это, скорее, определённый стиль жизни человека. И, как уже говорилось ранее, воспитание, а с ним и дисциплина начинают закладываться у ребёнка с первых дней его жизни. Есть правила, которых стоит придерживаться всем родителям, когда они начинают сталкиваться с первыми проявлениями характера их маленького человечка:
Спокойствие. Это, вообще, очень важный принцип в общении с ребёнком. Излишняя эмоциональность, направленная на малыша, со временем может сформировать невротические состояния у него. Да и не может пока ребёнок понять причины недовольства или страха родителей. А крик и вовсе его собьёт с толку. Это очень сложно, но необходимо – научиться сдерживать свои эмоции (даже если это практически невозможно, даже если весь пол на кухне в молоке, а телефон чуть не отправился в унитаз) и спокойно поговорить с ребёнком, при необходимости переключив его на что-то более безопасное.
Вовремя установите ограничения
Родителям порой сложно отказать своему ребёнку, но важно донести до него, что есть то, что делать можно, и то, что делать нельзя. Нужно уметь отвечать «нет»
При этом важно помнить, что малыш ещё не способен сразу понять, чего от него хотят. Родителям предстоит объяснить ребёнку на понятном ему языке, почему же ему не стоит делать что-то. Как пример, можно взять случай с горячим чаем. Вы устанете отдергивать ручки ребёнка от чашки или отодвигать её подальше, пока, наконец, не дадите ему понять, что такое «горячо». По мере накопления собственного опыта, малыш уже сможет понимать причины запретов в отношении определённых действий.
Если запреты не помогают, предложите ребёнку альтернативу
Это может быть любая игрушка, способная переключить внимание, или же какое-то новое действие, которое отвлечёт его от предыдущего. Внимание ребёнка несложно переключить, потому что в маленьком возрасте дети очень пластичны и открыты для познания окружающего их мира
То, что они всё исследуют, как раз свидетельствует о том, что их развитие в норме.
Не давайте ребёнку доводить себя до истерик. Что такое истерика? Это состояние, которое малышам контролировать уже невозможно. Бьющийся в истерике ребёнок в большинстве случаев даже не может сам успокоиться. Ему требуется помощь родителей. Но ведь истерика – это кульминационный момент. А перед ней ребёнок какое-то время капризничает или плачет. Родителям необходимо следить за состоянием своего малыша и вовремя предотвратить то состояние, когда он уже не сможет регулировать свои эмоции. Самое главное, родителям самим нужно сохранять спокойствие. Только так можно преодолеть все капризы и плач и обойтись без истерик. К слову, когда у ребёнка уже началось это состояние, успокоить его крайне сложно. И если малыша взять на руки, гладить и говорить ему что-то тихим голосом, не позволяя своим эмоциям вырываться наружу, он через какое-то время затихает сам, замирает на руках у родителей. А уже после нужно понять, из-за чего вообще ребёнок начал истерику. Может, в каком-то случае было бы достаточно немного уступить желаниям малыша, или же отвлечь его какой-то игрой, или просто уделить ему внимание.
Контролируйте агрессию. Такое поведение ребёнка может быть своеобразным способом привлечения внимания. Чтобы это не превратилось в дурную привычку, родителям нужно во время таких действий снова переключить малыша. Каким образом? Покажите ему пример ласкового и нежного отношения на собственном примере. Поцелуйте, погладьте ребёнка. Предложите малышу самому погладить игрушку или кого-то из родителей. Дети любят ласку, они чувствуют её и тянутся к ней. Ребёнку самому понравится потом проявлять нежность. В моменты агрессии ребёнка важно сохранять спокойствие. Реагируя на такое поведения негативно и даже агрессивно (шлёпнув ребёнка или укусив его в ответ – да-да, бывает и такое), родители подают ему очередной пример и в следующий раз малыш повторит свои действия.
Можно ещё пару слов сказать о сосании пальца. Эта тема всегда вызывает много споров. Нужно отметить, что сосание пальца – само по себе безвредное действие в раннем возрасте. У новорождённых развит сосательный рефлекс. Более того, сам процесс сосания успокаивает малыша. А палец рядом, его можно в любой момент в ротик сунуть. Переживать стоит тогда, когда ребёнок не прекращает эту привычку после двух лет. Ещё стоит понаблюдать за ребёнком ночью. Тревожный признак, когда малыш сосёт свой палец всю ночь. И тут нужно его переключать. Подкладывать какую-нибудь игрушку, чтобы он её обнимал, в дневное время играть с ним, чтобы он отвлекался. И не одёргивать резко ребёнка, потому что это может лишь укрепить его привычку.
Роль развивающей игры
Для малыша дошкольного возраста игра — основной способ познания. В процессе игры он приобретает жизненный опыт, подражает взрослым, усваивает свою социальную роль. Чтобы научить ребенка определенным навыкам, следует использовать эту особенность возраста, каждое занятие сопровождать элементом игры.
Нельзя мешать самостоятельной игре малыша. Взрослому кажется, что катать машинку по столу скучно, но для дошкольника это —возможность освоить, как движется машинка, ощутить ее вес, изучить форму. По-настоящему скучные занятия дети бросают
Чтобы увлечь малыша неинтересным, но полезным делом, важно показать собственный пример. Мальчик охотнее повторяет действия за папой, а девочка — за мамой
Если взрослые готовят обед, дети с удовольствием сидят рядом, играют с продуктами: лепят из теста или пересыпают крупы. Подражая отцу, малыш будет «помогать» ему чинить машину.
Стремясь помочь родителям, дети портят, ломают вещи. Этот период нужно переждать. Нельзя высмеивать или ругать ребенка, если он хотел помочь накрыть на стол и случайно уронил тарелку. Лучше попросить его помочь принести веник, чтобы убрать осколки. Играя он быстро осваивает необходимые навыки.
Познание мира и обретение навыков
В 3-4 года малыш жадно изучает мир. Помогайте ему узнать и увидеть как можно больше. Гуляйте с ним, читайте вслух сказки и истории, предоставляйте возможность общения со сверстниками.Для крохи наилучшая форма восприятия информации – это игра. Нужно чутко реагировать на темпы его развития, пытаясь научить его тому, что он еще не умеет, но уже может освоить.
В это время ребенок активно перенимает навыки по самообслуживанию: он уже способен справляться с одеждой, мыть руки, складывать игрушки после игры. Поощряйте его, и он быстро привыкнет к установленному порядку. Показывайте, как лучше выполнить то или иное задание.Малыш изучает также и себя. Он исследует свои возможности, формирует отношение к себе. Взрослым нужно вести с ребенком беседы о нем самом, рассказывать, каким он был раньше, отмечать его успехи.
Стоит ограничить пребывание ребенка перед телевизором или компьютером, особенно перед сном – такая психическая активность может вызвать нарушения сна.
Поведение и психология ребенка в возрасте от 3 до 5 лет
Малыш начинает воспринимать себя, как самостоятельную личность, осознает половую принадлежность, познает различия между девочками и мальчиками. Родителям не стоит теряться при вопросе об анатомии, нужно уметь правильно, без подробностей раскрыть суть физиологических особенностей.
Для развития умственной активности, разговорной речи, психологи настоятельно рекомендуют:
- применять игры, имитирующие звуки;
- повторять с ребенком длинные фразы;
- изучать свойства окружающих вещей;
- учить скороговорки, четверостишья.
Ребенку стоит привыкать к четкому распорядку дня, он должен знать свои минимальные обязанности. Важная роль отводится детскому саду. Помимо родителей, воспитанием детей занимаются воспитатели. Некоторые малыши начинают плакать, оказываясь на пороге детского сада. На это есть несколько причин:
- боязнь крохи расстаться с родителями;
- страх остаться забытым в саду;
- неумение, нежелание общаться с другими детьми;
- страх перед воспитателем.
В этом случае нужно постепенно приучать малыша к садику. Поначалу можно оставить на 1–2 часа, постепенно увеличивая время, пока кроха не перестанет бояться оставаться в садике до вечера.
Физическое воспитание
Как правильно воспитывать ребенка? В течение первых трех лет жизни малыш переходит от полной беспомощности до полной физической независимости.
С рождения до 3 месяцев дети учатся контролировать свои мышцы и движения. Первый месяц развития ребенка очень важен. С развитием моторики дети будут учиться взаимодействовать с окружающей их средой. В один месяц отроду ребенок может поворачивать голову из стороны в сторону, когда лежит на спине или животе, и может двигать ручками.
От 3 до 6 месяцев координация продолжает улучшаться все больше, чем ближе ребенок подходит к 6 месяцам. В 3 месяца ребенок обычно учится переворачиваться с живота на спинку, а в 6 месяцев — со спины на живот. Физическое воспитание детей 3-6 месяцев может заключаться для родителей фактически только в массаже.
От 6 до 12 месяцев, когда ребенок приближается к своему первому дню рождения, его моторные навыки продолжают развиваться, и он может начать исследовать уже мир вокруг. В возрасте 5-6 месяцев ребенок может начать сидеть без поддержки, а начинает стоять с поддержкой в 7-8 месяцев. Примерно в 8,5 месяцев дети начинают ползать, пользуясь руками и коленками. Способность самостоятельно стоять занимает немного больше времени — годовалый малыш должен уже должен обладать этим навыком.
От 12 до 24 месяцев. К 12-месячному возрасту обычный ребенок может сделать несколько шагов самостоятельно. Между 13 и 15 месяцами навыки ходьбы улучшаются, и маленький человечек может уже самостоятельно пройти хотя бы через комнату. Воспроизведение движений, таких, как поднимание ножек, бросание мяча, начинается около 18 месяцев, и в это время дети могут начать бегать, подниматься по лестнице с посторонней помощью и играть в мяч.
От 24 до 36 месяцев координация улучшается, и малыш ходит уже более плавно. В списке умений детей до 3 лет — стояние на одной ноге, хождение на цыпочках и хождение назад. Здоровый ребенок в 2 года умеет прыгать на месте, в состоянии перепрыгнуть через объекты по достижении 3 лет. В период с 30 до 36 месяцев, малыши начинают ходить вверх по лестнице, чередуя ноги без помощи взрослого и без держания за поручень. В этом возрасте уже в течение летнего сезона нужно начинать ходить на разные спортивные площадки и гимнастические комплексы, чтобы развивать ловкость и координацию. Зимой малыша такого возраста можно ставить на лыжи.
Общие рекомендации
Ребенок во всем берет пример с нас — и в части ухода за собой, и в части поведения, и в части общения, поэтому в первую очередь для нормального развития малыша вам нужно поддерживать в семье спокойную доброжелательную атмосферу.
При общении с малышом сдерживайте свое раздражение;
разговаривайте с близкими и малышом спокойным голосом;
вы должны быть уверенны в себе, тогда любые ваши решения и запреты будут безоговорочно приниматься малышом;
важно, чтобы все ваши домочадцы придерживались избранной вами линии, как воспитывать ребенка в 1 год жизни, ведь если папа и бабушка дадут ребенку вещь, которую вы запрещаете ему брать, малыш поймет, что вы не авторитет, а близкими можно манипулировать;
в процессе воспитания учитывайте проявления возрастных кризисов, если вы приучили малыша спать в своей кроватке, но он неожиданно стал проситься к вам, возможно, нужно на время уступить крохе.
Советы родителям
- Наберитесь терпения;
- Не устанавливайте слишком много запретов;
- Постоянно давайте крохе понять, что любите его;
- Уделяйте ребенку побольше внимания;
И самое главное – не принимайте поведение малыша за проявления его характера. Это просто сложный период, который провоцирует психология ребенка от 1 до 2 лет. Малыш сам страдает от своего поведения и ждет от вас понимания и любви, а не криков и наказаний.
Психология детей от 1 до 2 лет, обуславливающая их поведение, заставляет родителей изрядно понервничать. Запаситесь терпением, ведь только так вы сможете помочь вашему крохе пережить сложный период и сохранить теплые отношения в семье.
Месяц первый
Для новорожденного мальчика или девочки первый месяц самый трудный. Малыш попадает в совершенно новую непривычную среду. Он учится дышать, перестраивается пищеварительная система. Начинают формироваться зрение и слух.
Главная задача родителей – постараться создать ребенку самые комфортные условия с самой первой недели его жизни. Он прекрасно чувствует состояние матери, поэтому старайтесь не нервничать и не кричать, а дарить в этот месяц своему мальчику или девочке больше любви, заботы и ласки.
Воспитание с первого месяца до одного года состоит из ухода за новорожденным и игре с ним. Яркая, не очень громкая, адаптированная (0+) для ребенка возраста одного месяца погремушка – первая игрушка малыша. Он начинает поворачивать голову в сторону шума и искать глазами яркое пятно. Развивается цветовое зрение. Двигая погремушкой перед глазами крохи, учим его фиксировать взгляд.
Для развития слуха, кроме погремушки, нужно ласково разговаривать с малышом, что-нибудь негромко напевать.
Все детки разные. Правильно выбранный для каждого метод кормления поможет избежать многих проблем с пищеварением и психическим состоянием ребенка.
Как следует ухаживать за месячным ребенком, обычно рассказывает и показывает патронажная сестра и врач педиатр, которые обязаны посещать новорожденных с первого дня выписки из роддома.
Уход за новорожденным ребенком включает в себя:
Чистка ушей и носика, умывание, обработка пупка, подстригание ногтей, купание и подмывание
Нужно обратить внимание на то, что интимная гигиена мальчиков и девочек имеет некоторые отличия. В процессе подмывания девочек все движения выполняются от лобка в направлении копчика, а не наоборот.
Новорожденным обязательно делают массаж и легкую зарядку
Массаж помогает быстрее снизить тонус мышц, расслабить ручки и ножки.
В первый месяц нужно определить, когда малыш хочет, есть, спит и бодрствует. Тогда установление режима происходит без стресса, само собой
Важно понимать, что режим устанавливается не мамой, а самим ребёнком.
Ясность и ограниченное пространство
Для детей важна ясность требований – об этом мне и папа всё время говорит. Нужно донести до ребёнка, что есть вещи, которые делать нельзя, вот это неприемлемо в нашей семье, потому что это традиция и норма жизни, это часть нашего мировосприятия. Поэтому вот это можно, а это нельзя.
Отец Владимир Воробьев не раз говорил, что ребенок так устроен, что не может жить в неком открытом пространстве, его пространство должно быть ограничено. И оно ограничивается с момента рождения – пелёнками, потом кроваткой, коляской, манежем, квартирой. Затем – двор, но только рядом с мамой, бабушкой, братьями, сестрами.
Потом он вырастает, начинает ходить в школу, его пространство ограничивается школьным, послешкольным образованием, опять-таки, домом. Такие же ограничения нужны в поведении.
Невозможно воспитывать ребенка, только взывая к его благоразумию. Например, поставить перед ним коробку конфет и сказать: «Нужно съесть только одну конфету, тогда всё будет в порядке. Если съешь много конфет, то зубы испортишь и живот заболит». Он искренне скажет: «Я знаю, что это нельзя, понял, почему это плохо». Потом мы уйдем, оставив его наедине с этим искушением, и он, в силу своей детскости, не сможет его преодолеть. В этом будем виноваты мы, а не ребёнок.
Да, нужно уважать личность ребёнка, но нельзя выстраивать одноуровневые отношения, ведь взрослый и ребёнок все-таки находятся на разных уровнях – знания, опыта. Никакой адекватный родитель не оставит ребенка во вседозволенности: у малыша заберут из рук нож, будут следить, чтобы он не выколол глаз ножницами…
Но попытки выстраивать с ребенком равные отношения в плохом смысле, мне кажется, его калечат. Они должны быть равными именно в уважении человеческого достоинства. Но они не могут быть равными между родителем и младенцем, потому что это значит, что либо предположить, что младенец может отвечать за себя так же, как взрослый, либо себя опустить до уровня младенца. Но в обоих случаях речь о неадекватном отношении к ситуации.
Что делать родителям?
Агрессия не всегда является негативной. Она способствует формированию таких черт характера, как целеустремленность, самоуверенность. Такой ребенок умеет постоять за себя, защитить свою территорию, интересы.
Также агрессия обеспечивает выход негативных эмоций, в результате чего пропадает напряжение. Но человек должен понимать, что конфликты решаются не только путем физической силы.
Если не обращать внимания на агрессивное поведение малыша, то он вырастет жестоким, безжалостным к окружающим, неспособным слышать и понимать других, находить компромисс.
Многие родители не знают, что делать, если ребенок дерется в садике
Важно уметь перевоспитать малыша, если он проявляет агрессию в отношении других детей и взрослых. Также надо понимать, как помочь ребенку, если его бьют в садике
Если дерется ваш ребенок
Если малыш часто дерется в садике, то нужно установить четкий запрет на агрессивное поведение. Для этого надо поговорить с ребенком, постараться ему донести, что при использовании физической силы – проблема лишь усугубляется. Следует показать, что агрессию можно проявлять другими, более безобидными способами.
Например, побить кулачками, похлопать в ладоши. Если ребенок часто ругается, обзывается, то можно заменить такие слова на названия фруктов, животных либо овощей. Любое агрессивное поведение малыша нужно сдерживать. Например, если он занес руку, чтобы кого-то ударить, необходимо сразу его окликнуть.
Нельзя родителям предпринимать такие действия:
- наказывать молчанием;
- говорить малышу, что больше его не любят;
- бить ребенка в ответ;
- кричать;
- чрезмерно наказывать;
- делать акцент на негативном поведении, постоянно напоминать малышу, где и как плохо он поступил.
Следует выяснить, почему ребенок дерется в садике.
Для этого нужно поговорить с малышом, узнать, что его беспокоит, какие отношения у него в коллективе. Также следует пообщаться с воспитателем. Это поможет узнать, как ребенок ведет себя в обществе, как воспринимают его сверстники.
Ребенок может драться, если его обижают. Родителям рекомендуется выяснить, в чем причина плохого отношения к малышу. Если она заключается в невоспитанности, то нужно привить моральные ценности. Если ребенок гиперактивный, то стоит заинтересовать его подвижными или интеллектуальными играми.
Психологи и педиатры дают такие советы родителям:
- избавиться от конфликтных ситуаций в семье;
- перестать бить ребенка;
- показать, что из конфликта можно выходить путем обсуждения проблемы;
- научить снимать эмоциональную нагрузку;
- продемонстрировать поддержку и понимание. Критика и гнев могут лишь усугубить ситуацию.
Если самостоятельно решить проблему родителям не удается, то стоит записаться на прием к психологу, психотерапевту либо невропатологу. Вероятно, проблема кроется в душевных переживаниях, патологиях нервной системы или психики.
Если бьют вашего малыша
Бывают ситуации, когда малыша бьют в семье. Такие дети могут быть замкнутыми. Неуверенность и слабость, окружающие хорошо чувствуют. Поэтому такого малыша постоянно обижают.
На нем будут срывать злость чужие дети. В этом случае не обойтись без помощи психолога
Родителям важно показать свою любовь, поддержку, понимание, готовность защищать и помогать.
Если малыша обижают из-за того, что он неопрятно одет, то нужно лучше ухаживать за вещами ребенка, уделять внимание гигиене. Родителям рекомендуется приобрести ребенку какую-нибудь популярную игрушку
Одногодки, наверняка, захотят подружиться с малышом, чтобы поиграть вместе.
Если причина постоянных конфликтов в коллективе заключается в наличии какого-нибудь дефекта во внешности, то нужно его устранить. Например, если у девочки некрасивые уши, то можно их скрыть при помощи правильного подбора прически.
Если мальчик толстый, то стоит предпринять меры по снижению веса до уровня нормы. Для этого лучше записаться к диетологу. Дефекты речи необходимо устранять при помощи логопеда.
Если ребенка обижают из-за того, что он менее развит в физическом плане, чем его одногодки, тогда эту проблему можно решить, записав его в спортивную секцию (на плавание, гимнастику, хоккей).
Также стоит научить малыша спокойно реагировать на неприятные слова, отвечать однообразно. Детский коллектив поймет, что ребенок не обижается, поэтому утратить интерес к издевательству над ним.
Необходимо объяснить ребенку, что плакать от обидчиков не стоит. При проявлении слабости характера его будут постоянно дразнить.