Методика раннего развития Марии Монтессори – развивающие занятия с детьми по специальной системе

Игрушки Монтессори

Любые материалы и игрушки для занятий по методике Монтессори можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Покажем материалы, которые можно приобрести — это быстрой и энергосберегающий способ для родителей.

После года ребенок совершенствует моторные навыки: начинает ходить и пытается активно манипулировать предметами. Формируется понимание причинно-следственных связей, что способствует речевому развитию и развитию интеллекта. Практически все занятия по Монтессори требуют мелких движений, аккуратности и точности.

Двухлетка проявляет большой интерес к мелким предметам, сенсорной работе. Дети учатся различать цвета, формы, размеры, вкус.

Застежки. Мишутка, Леопард и Енот имеют оптимальный для игры размер, на их одежде присутствуют разного вида застежки, которые ребенок научится расстегивать и застегивать.


Развивающая игра «Застёжки Зипту«

Игрушка с болтами и гайками для ребенка от 2-3 лет — один из лучших способов развития мелкой моторики, напрямую влияющей на речь. Дополнительно игрушка помогает дошкольнику учить цвета и определять соответствия между ними.


Игровой набор «Брусочек, болты и гайки«

Набор отверток, винтов и болтов  — способ помочь ребенку укрепить мышцы рук, одновременно развивая координацию рук и глаз. Это отличный игрушка — логическое продолжение набора с крупными малышовыми. болтами и гайками.

Работа с пипеткой — отличное занятие, помогающее развить мелкую моторику у маленьких детей. Недорогой подручный материал можно приобрести на али.

Набор упражнений Монтессори для переноса предметов (щипцы, зажимы, пинцеты) — такую игрушку можно использовать для обучения стольким различным навыкам! Передача камней из одного контейнера в другой с помощью щипцов помогает улучшить мелкую моторику ребенка и навыки координации рук и глаз. Также вы можете использовать другие реквизиты, чтобы организовать занятия по Монтессори для ребенка и научить сортировать по цвету, текстуре, размеру и т. д. На али

Традиционный бизиборд состоит из большой доски с замками. Игрушка дает детям возможность размещать предметы внутри коробок, а затем узнавать, как разблокировать замки для того, чтобы узнать, что внутри.


Бизиборд Melissa & Doug «Первые навыки» — доска с задвижками

Игрушки для переливания — базовый набор для обучения ребенка наливанию включает в кувшина, поднос и губку.

Игрушки для мытья посуды — игрушечные раковины, кухни, посуды, специальные игрушки с исчезающими под водой пятнышками.

Шнуровки! Купить или сделать своими руками — ваш выбор.

Методика Монтессори — суть и принципы

Программа Монтессори подразумевает соблюдение нескольких принципов:

  • Свобода выбора и передвижения. Благодаря возможности самостоятельно выбирать учебный материал ребенок больше прислушивается к себе, становится более инициативным, учится выбирать и самостоятельно регулировать свои психические процессы. Передвигаясь свободно, ребенок все же соблюдает определенные правила — возвращать взятый предмет на место, не мешать другим и поддерживать чистоту.
  • Контроль ошибок. Материалы по обучению детей в рамках системы Монтессори предполагают указание ребенку на его оплошности и ошибки. В результате у обучающихся формируется адекватная самооценка, развиваются навыки рефлексии (анализа собственных переживаний).
  • Разновозрастность обучающихся. Контакты с воспитанникам более старшего и младшего возраста, а также с ровесниками, помогают сформировать чувство взаимопомощи, сформировать навык самостоятельной работы и сотрудничества. Младшие воспитанники учатся у старших, а те в свою очередь, приобретают лидерские качества.
  • Не делать за ребенка то, что он способен сделать сам. Стремление решить задачу самому позволяет ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
  • Отсутствие постоянных оценок взрослого. В результате применения этого принципа каждый воспитанник занимается учебной деятельностью не из-за страха наказания, а потому что ему действительно интересно.
  • Привлечение специально обученного педагога. Поскольку каждый материал в обучающей методике Монтессори требуется представлять детям определенным образом (это называется «презентация»).
  • Отсутствие соревновательного мотива. Обучающегося по технике Монтессори нельзя сравнивать с другими воспитанниками. В результате применения этого принципа у него формируется позитивная самооценка и уверенность в себе.

 Тезисы Марии Монтессори

Согласно теории Марии Монтессори, ребенок должен находиться в центре, а вокруг него необходимо подготовить среду. Рядом с ним постоянно должен находиться воспитатель или родитель, который лишь помогает, а не управляет поведением.

Важно! Необходимо, чтобы правила методики соблюдались родителями и дома. Иначе система будет неэффективна

Методика изначально была рассчитана на воспитанников с ОВЗ, но впоследствии была адаптирована и для здоровых детей. В России первые школы Монтессори стали появляться после 1995 года.

Монтессори педагог с детьми

Личный опыт

В моем арсенале великое множество различных педагогических материалов, созданных по методике Марии Монтессори

Это была вторая методика, которой я уделила пристальное внимание в воспитании дочери. Тем более, что игры с вкладышами были довольно занимательны

Когда мне удавалось подключить мышление дочери к игре, то сама игра сопровождалась глубоким мыслительным процессом, в котором мой ребенок находил глубокое удовлетворение.

Я уделяла большое значение развивающим книгам, где знакомили ребенка с миром флоры и фауны или рассказывали о динозаврах и планетах.

Недавно мы с дочкой увидели на картинке одну птицу и не могли вспомнить ее названия. И тут она мне говорит: «Мама, я знаю, что нам поможет» и побежала в другую комнату, взяла в библиотеке книгу с животными и птицами, принесла ее. Так мы нашли и искомую птичку, и ее название. Я была приятно удивлена. В этот момент, наряду с любознательностью, у нее сработала рассудительное мышление и таким образом нашелся ответ на вопрос.

Когда я объясняю дочери математический счет, я стараюсь не использовать методы бездумного запоминания, а поясняю все на конкретных примерах: «Смотри, я вам дала с Марко по яблоку, сколько их всего? – два. Ты сейчас одно съешь, сколько останется? – одно. А когда Марко доест яблоко, сколько их останется? – ни одного». Детей это здорово забавляет. К тому же так легче объяснить значение «ноль» — это когда чего-то не существует. Его просто нет – «Вы съели яблоки, и их больше не существует»))

В садике, куда ходит Джулия, им недавно рассказали об импрессионизме и о технике его исполнения, показали работы Монэ. А в конце они сами выбрали понравившуюся картину эпохи импрессионизма и нарисовали в этой технике свои работы. После Монэ их познакомили с Кандинским,  выбрали его «Композицию VIII» и научили ребят писать картины геометрическими фигурами. После Кандинского у них по плану Поллак.

Таким образом, ребята понимают, что можно рисовать не только каляки или человечков, можно рисовать мазками, можно рисовать отрывистыми движениями, а можно создать рисунок под линейку из геометрических фигур. Их воображение полностью открыто и задействовано. А картины великих художников приобщают детей к красоте и развивают вкус.

Все эти вещи легко можно реализовать вместе с ребенком в домашних условиях. Для этого вам понадобится Интернет (чтобы показать ребенку работы художников), краски, кисточки и бумага.

Единственное условие любых занятий с ребенком – это чтобы ему это нравилось. Прочь фанатизм и удовлетворение собственных амбиций! На первом месте ребенок и его потребности. Как только малыш заскучал или не проявляет интерес к какой-то игре, сразу же переключайтесь на что-то другое или просто дайте ему время на свободной выбор и самовыражение. А затем попробуйте вновь вернуться к занятиям.

Если в вашем районе находятся развивающие центры по Методике Монтессори вы можете посещать их вместе с малышом. Подобные центры, как правило, предлагают очень удобный график для обучения – вы можете выбрать приходить в центр на час, на два или три часа; можете оставлять ребенка на весь день; можете быть с ним вместе или оставлять его наедине с другими ребятишками.

А можете организовать обучение по Монтессори в домашних условиях, предварительно изучив ее труды.

Книги Марии Монтессори:

  • Дом ребенка
  • Мой метод
  • Монтессори-материал
  • Помоги мне сделать это самому
  • Самовоспитание и самообучение в начальной школе

За и против педагогики Монтессори

С самого начала и до сих пор существуют преданные последователи Марии Монтессори и ее яростные противники и критики.

Система имеет определенные недостатки:

  • трудная адаптация к традиционному обучению (нет классно-урочной системы);
  • длительная подготовка педагогов-монтессори;
  • необходимость большого количества уникальных учебных материалов;
  • недопустимость привычных спонтанных и творческих ролевых игр;
  • преобладает развитие интеллектуальных способностей над творческими;
  • отрицание рисования и лепки, сказок и стихов как деятельности, уводящей ребенка от реальности;
  • чтение для детей — это процесс получения информации, а не удовольствие;
  • излишняя самостоятельность лишает опыта общения в коллективе;
  • отрицаются обычные игрушки.

К тому же, все дошкольные и школьные учебные центры Монтессори являются приватными с достаточно высоким уровнем оплаты. Это мотивируется дороговизной учебного материала, который по 100 летним канонам изготавливается из натурального материала по сложным технологиям. Поэтому обучение по Монтессори доступно немногим.

Но положительные аспекты во многом перекрывают эти недостатки.

Ведь педагогика Монтессори:

  • учит создавать правила, а не жить по ним;
  • мотивирует к учебе — дети учатся исключительно из интереса;
  • учит самостоятельно организовывать и планировать свою деятельность;
  • научает ответственности за свои поступки;
  • учит взаимопомощи: старшие становятся ответственнее, младшие — увереннее;
  • учит самостоятельно искать ответы на свои вопросы;
  • учит самостоятельно находить и исправлять свои ошибки;
  • знакомит с основами окружающего мира;
  • развивает мощную логику и аналитические способности;
  • развивает интеллект;
  • развивает речь через мелкую моторику.

Такие качества, заложенные в ребенке с раннего детства, помогают ему в дальнейшей жизни, хорошо адаптируя в социуме. Как правило, человек, обучавшийся по методике Монтессори, во взрослой жизни очень успешен.

А для детей с особыми потребностями, такая методика дает возможность самообслуживания и подтягивает до уровня здоровых ребят. Не потому ли система и сегодня, спустя 100 лет, остается популярной?

История появления методики

Сначала Мария Монтессори начала применять свою педагогику для особых детей, детей с задержкой развития психики и сложной адаптацией к внешнему миру.

При работе с ними Мария создавала особую среду, которая прививала детям навыки самообслуживания. Это реализовывалось через игры, основанные на тактильной чувствительности.

Ее целью было не увеличение показателей интеллектуального развития, а адаптация детей к социуму. Но педагог заметил, что умственные показатели детей улучшились. Результаты поражали. За год воспитанники догнали и перегнали здоровых сверстников.

Соединив свои наблюдения, опыт и теорию других педагогов, психологов и философов, Мария собрала все в единую стройную систему, которая и получила название метода Монтессори.

Затем эта методика была применена и для обычных, здоровых ребят. Это было нетрудно сделать, поскольку программа обучения легко подстраивается под способности и потребности каждого ребенка.

Распространение и популярность методики Монтессори

Мария Монтессори для распросранения своей методики и помощи в ее освоении в 1929 году создала совместно с сыном  международную Монтессори Ассоциацию (АМI).

С тех пор монтессори-движение успешно шагает по времени.

Многие знаменитости изучали методику и способствовали основанию школ Монтессори в своих странах:

  • Томас Эдисон, всемирно известный ученый и изобретатель.
  • Зигмунд Фрейд, автор психоанализа, и его дочь Анна были последователями и консультантами по Монтессори- педагогике. Они открыли детсад  монтессори в Вене.
  • Татьяна Сухотина-Толстая (дочь Льва Толстого) написала в 1914 году книгу “Монтессори и новое воспитание”.
  • Махатма Ганди, философ, политик Индии, освоил курс по методике в 1932 году.
  • Джин Пиджет, психолог, первый в Швеции основал Общество Монтессори и школу на базе него, они существуют и поныне.

После смерти Марии, АМI возглавил ее сын Марии — Марио. Он много сделал для распространения Монтессори-педагогики. Его эстафету приняла внучка Марии — Ренильде Монтессори. Она возглавляет ассоциацию и нынче.

Сегодня по методике занимаются множество детей в мире.

В советский период система Монтессори была не востребована. Лишь с распадом СССР она стала быстро распространяться в России. Уже более 20 лет в Москве работает Центр Монтессори, который следует четко по рекомендациям автора.

Их сайт http://www.montessori-center.ru/

Все педагоги прошли обучение в Международной ассоциации и имеют международные дипломы. Центр поддерживает тесный контакт с АМI.

С 2013 года здесь находятся официальные курсы по подготовки монтессори-педагогов от Минобразования РФ.

Практически в каждом большом городе существует региональный центр Монтессори, который становится базой для специализированных детских садов, центров реабилитации детей с особыми потребностями, школ раннего развития.

Занимаются по этой системе дети с отставанием в развитии.

Для обычных ребят чаще используется комбинирование Монтессори-педагогики с другими методиками.

В разное время известные люди были учениками по системе Монтессори:

  • Ларри Пейдж и Сергей Брин — основатели Google;
  • Джеффри Безос — основатель Amazon.com;
  • Джимми Уэйлс — основатель Wikipedia;
  • Джордж Клуни — актер;
  • Габриэль Гарсия Маркес — Нобелевский лауреат по литературе;
  • Принц Уильям и принц Гарри из английского королевства.

Сейчас новое поколение детей учится по системе Монтессори, и, кто знает, сколько известных личностей вырастет.

Практические занятия по Монтессори

Вот некоторые идеи монтессори-занятий для детей, которые можно организовать дома, не затрачивая денежных средств, энергии родителей и прочих ресурсов. Но по прежнему полезно и интересно!

Перфорация. Возьмите дырокол (фигурный дырокол — вообще радость, но сойдет и обычный) и попросите детей посмотреть, сколько отверстий они могут пробить на одном листе бумаги.
Прикрепление скрепок. Будь ваши дети прикрепляют скрепки к листу бумаги, делают ожерелья из скрепок или подбирают скрепки одну за другой с помощью магнитной палочки. Вы будете удивлены тем, как долго ребенок может заниматься такими простыми канцтоварами! Цветные и фигурные скрепки, конечно, даже интереснее обычных.
Заточка карандашей. Звучит глупо, но использование точилки отлично подходит для координации движений глаз и рук!
Сенсорная сумка. Это сумка, в которую вы кладете несколько предметов, по возможности одинакового размера и формы, но разно текстуры. Дети кладут руки в сумку, а затем пытаются угадать, чего они коснулись.
Сюрпризная коробка. Это обувная коробка, которую вы заклеиваете скотчем и проделываете два круглых отверстия наверху. Внутрь положите всевозможные вещи, различные на ощупь: латексную перчатку, зубную щетку, маленький мяч, ключи и многое другое, что вы легко найдете у себя дома.
Сенсорные бутылки. Вы можете класть в бутылки все, если крышка хорошо закрывается. Макароны, рис, цветы, ветки, песок, крупы, камешки, ракушки. Вода + краситель + масло = гарантированное успокаивающее действие на малышей!

Прикрепление прищепок. Прикрепление прищепок к листу картона — еще одна отличная тренировка мелкой моторики, и интернет полон множества идей как сделать занятие еще увлекательнее и полезней.
Сортировка носков. И полезно, и приятно, и практично. Пусть ребенок подбирает пары носков после стирки.
Приклеивание (или отклеивание) кусочков скотча от любой поверхности. Чтобы было интереснее, можно использовать красивые ленты васи.
Резка ножом. Есть специальные детские, безопасные и обычные пластиковые ножи

Но система Монтессори основана на важности использования реальных инструментов для обучения настоящим навыкам. Поэтому не забывайте использовать реальные предметы для обучения реальным навыкам

Круглые наклейки. Простое действие по снятию и наклеиванию круглых наклеек — отличный способ помочь ребенку укрепить мышцы в его руках, снять напряжение, расслабиться, просто развлечься. Идеи и шаблоны ищите в интернете, в Пинтерест по запросу «dot stickers». Также подойдут шаблоны для рисования пальчиками, ранее опубликованные на нашем сайте.
Открытие и закрытие контейнеров. Открывание различных крышек, насыпание продуктов, переливание воды — все доступно с простыми кухонными девайсами из пластика, которые есть дома у всех!
Резка ножницами. Научить детей резать ножницами может быть довольно сложно, смотрите советы и шаблоны-вырезалки на сайте.

Методика Марии Монтессори, применимая к младшему возрасту от 6 месяцев: применение, занятия в домашних условиях

  • Чтобы самостоятельно воплотить методику Монтессори в домашней обстановке, взрослым придется потрудиться над созданием особенной атмосферы.
  • Чтобы ребенок смог самостоятельно познавать окружающий мир, для детской комнаты понадобится множество развивающего материала в виде игрушек, приспособлений, мебели и различного инвентаря. Недостаточное количество игрушек можно пополнить самодельными изобретениями.
  • Детей младшего возраста необходимо допускать к контакту со взрослыми предметами. Дать возможность пощупать и попробовать на вкус. Малыши очень любят контакт с сыпучими предметами – крупами, бусинками, счетными палочками. К примеру, лоток с манной крупой является прекрасным материалом для рисования пальчиками.


Рисуем пальчиками

  • Родители должны научиться не вмешиваться в самостоятельный процесс познания мира. Систематично подключать ребенка к участию в жизни семьи через игровое выполнение бытовых потребностей. Допускать его к стирке, готовке, уборке. Проявлять терпение и уважение, воздерживаться от критики.
  • Разграничивать предметы обучения по различным направлениям. Соблюдать порядок вещей, не смешивать математику с биологией. Предоставлять свободу выбора детям и не мешать им учиться на собственных ошибках.
  • Очень удобно, если ежедневные занятия с ребенком будут проходить в одно и то же время. Во-первых, это дисциплинирует ребенка, во-вторых, повысит интерес в процессе ожидания.

Результаты: пятилетние дети

Познавательные/академические показатели. Был проведён тест интеллекта «Психообразовательная батарея Вудкок-Джонсон (WJ III)» с оценкой по семи показателям. Значимые отличия в пользу пятилетних детей, обучавшихся по методу Монтессори, были выявлены по трём показателям этого теста, измеряющего академические показатели и готовность к школе (см. рис. 1):  «Идентификация буква – слово» (задача в том, чтобы назвать букву и читать вслух слова из списка), «Произношение» – способность к фонетическому декодированию (задача состоит в чтении вслух несуществующих слов), «Прикладные задачи» – математические навыки (задачи по математике зачитываются вслух, ребёнок решает их на бумаге).

Не ожидалось и не было выявлено отличие по показателю «Визуальный словарный запас» (испытуемый слушает слово и указывает соответствующее ему изображение либо самостоятельно называет, что изображено), поскольку словарный запас ребёнка в наибольшей степени связан с происхождением его семьи (8). Два теста, оценивающие базовые мыслительные навыки, «Пространственное обоснование» (поиск из множества вариантов геометрической формы заданного типа, используя только зрительное восприятие) и «Формирование понятий» (испытуемый должен найти правило, по которому представленные объекты можно разделить на две группы), также не показали отличий между экспериментальной и контрольной группой.

Пятилетним детям также дали тесты на исполнительные функции, которые важны при обучении в школе. В одном из этих тестов детям дали задание сортировать карточки по одному правилу, затем – по новому правилу, а затем (если они справились с предыдущим заданием) сортировать их так, чтобы объединить оба условия. Монтессори-дети показали значимое преимущество в этом тесте. Тест на способность отложить вознаграждение (угощение) не показал статистически значимой разницы.

Социальные/познавательные показатели. Детям дали пять жизненных ситуаций и спросили, как они будут решать проблему. Например, если другой ребёнок занял качели (9). Монтессори-дети значительно чаще (43%, в то время как в контрольной группе 18%) пользовались более высоким уровнем рассуждений: чтобы убедить другого ребёнка поделиться предметом, они использовали в качестве аргумента понятия справедливости и честности. Наблюдения за поведением детей на игровой площадке во время перерыва также показали, что Монтессори-дети значительно чаще участвуют в дружеских играх с ровесниками и значительно реже оказываются вовлечены в грубые игры, смысл которых не ясен, например, борьба без улыбки.

Тест «Ложное мнение» проводился с целью проверить понимание мнений детьми (10). Осознание, что люди могут иметь как объективные, так и субъективные представления о мире, является значимой вехой в формировании социального познания (11). У детей это понимание формируется путём социальных обсуждений и разговоров о психических состояниях (12). Успешно прошли тест 80% (статистически значимо больше, чем случайность) Монтессори-детей в возрасте пяти лет, в то время как контрольная группа прошла тест на уровне случайности: тест прошли 50%.

Рис. 1. Результаты пятилетних детей. Учащиеся по методу Монтессори получили более высокие оценки как в поведенческих, так и в академических тестах

Достоинства и недостатки системы

Невзирая на то, что педагогика Марии Монтессори признана одной из лучших в мире, многие не поддерживают ее идеи. Родителям следует внимательно изучить ее положительные и отрицательные стороны. Плюсы системы воспитания:

детки развиваются самостоятельно, без вмешательства и давления взрослых;
ребята открывают мир опытным путем, что способствует лучшему усвоению материала;
подбирается индивидуальный комфортный темп развития;
малыши учатся уважать личное пространство других;
нет негатива, насилия или критики по отношения к ученикам;
умственное развитие происходит через органы чувств, при этом большое внимание уделяется мелкой моторики;
разновозрастные группы формируются с учетом интересов деток;
такой подход помогает вырастить самостоятельную личность;
ребята с самого раннего возраста учатся принимать решения самостоятельно;
малыши учатся заботиться о других через помощь более младшим ученикам в группе;
развивается навык взаимодействия в социуме, воспитывается самодисциплина.

Недостатков у системы Монтессори меньше, но для некоторых родителей они являются принципиально важными при выборе методики воспитания. Минусами такого подхода к воспитанию являются:

недостаточное внимание уделяется развитию фантазии, креативности, навыков коммуникации;
для дошкольников игра – главный вид деятельности, однако Монтессори считала, что игрушки не дают ребенку пользы для практической жизни;
поступая в школу ученику сложно перестроиться на другой вариант взаимодействия с педагогом;
детки мало знакомятся со сказками, которые дают представление о добре и зле, учат выходить их разных жизненных ситуаций;
ребята, воспитанные по методике Монтессори, иногда с трудом адаптируются к дисциплине традиционной школы;
система не предлагает выполнение физических упражнений, поэтому малышам недостает двигательной активности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий