Коммуникативные способности ребенка: развиваем с раннего возраста

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста

Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно

Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми. Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно.
Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально. Способность слышать и слушать собеседника

Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения. Эмоциональное взаимодействие

Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно. Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.

Как развить область желания?

Здесь все относительно просто. Каждый любит играть. Поэтому задача родителей — найти такие игры, которые не просто будут развивать коммуникативные навыки. Мотивация тоже важна. Мы расскажем о нескольких из них.

Придумывайте истории вместе. Дайте начало истории и попросите малыша закончить ее. Помогайте, если он начнет испытывать сложности. Это поможет ребенку научиться четко выражать свои мысли, а также выстраивать последовательные предложения.

Слова-паразиты. “Как это сказать”, “нууу”, “не знаю, но” и другие вводные слова следует минимизировать в речи. Попросите малыша пересказать хорошо знакомую сказку и не использовать стоп-слова. За успешное выполнение упражнения пообещайте награду. Это поможет впоследствии минимизировать количество слов-паразитов в речи.

  • Используйте картинки и фотографии. Попросите рассказать, что происходит на картинке. Это упражнение развивать способность структурировать свои мысли и интересно рассказывать о происходящем.
  • Эмоциональный интеллект. Читая сказку, прерывайтесь на анализ. Попросите рассказать его, почему, по его мнению, принц поступил так, а не иначе? Почему королева разгневалась? Почему Золушка поехала на бал и так далее. Это научит его впоследствии понимать мотивацию поступков других людей и разовьет способность чувствовать эмоции.

Советы родителям

Некоторые советы могут показаться очевидными, но это лишь докажет, насколько они важны и нуждаются в воплощении в жизнь.

Регулярно разговаривайте со своим ребенком. Если ребенок не очень общителен, нужно в первую очередь провоцировать его на диалоги с вами. Придумывайте интересные темы, которые могут быть ему интересны, задавайте открытые вопросы, поощряйте длительные размышления.

Не стоит философствовать и пытаться заинтересовать ребенка чем-то далеким ему. Говорите о том, что находится вокруг него, сделайте диалоги актуальными. При этом постоянно вводите новые слова и концепции.

Попросите ребенка описать свой день. Поощряйте своего ребенка рассказывать о том, что произошло с ним в этот день. Вы знаете, что зачастую школьники-подростки на вопрос «Как дела в школе?» отвечают «Нормально» и идут в свою комнату.

Дополняйте сказанное ребенком. Не стоит общаться в режиме интервью – это выглядит фальшиво и уныло. Вместо этого возьмите за правило дополнять последнюю фразу ребенка.

Если ребенок похвалился своим рисунком, скажите ему: «Вау, похоже, ты очень постарался и проявил много терпения. Что бы ты хотел нарисовать в следующий раз?».

Научите ребенка языку тела. Мы знаем, что большее количество информации во время разговора передается при помощи языка тела, поэтому этот навык нужно развивать с детства.

Скажите ребенку: «Я скрестил руки, потому что немного зол на тебя» или «Я бы хотел, чтобы ты смотрел мне в глаза, когда разговариваешь со мной».

Вы также можете попросить ребенка показать, как двигаются его любимые персонажи из сказок и мультфильмов

Особенно важно, чтобы это были моменты, когда персонажи выражают какие-либо сильные эмоции

Читайте вместе. Не имеет значения, что вы будете читать. Но желательно, чтобы в книге было много диалогов. Даже если ваш ребенок выбирает одни и те же книги каждую ночь, он развивает лучшее понимание персонажей, сюжета и используемых слов.

Спрашивайте мнение. Эффективное общение требует умения размышлять о своих чувствах. Поэтому попросите ребенка взвешивать ежедневные решения.

Это может быть что-нибудь простое вроде: «Как думаешь, когда нам следует пойти в библиотеку?», – или сложное: «Как считаешь, куда бы нам лучше поехать в отпуск?». При этом научите ребенка взвешивать «за» и «против».

Поощряйте ребенка вести дневник. Лучший способ научить ребенка правильно выражать свои мысли – поощрять его вести дневник.

Запись в дневнике о повседневных действиях и чувствах поможет вашему ребенку формировать мысли. Это позволит ему почувствовать себя более подготовленным к ответам на вопросы.

Коммуникативные навыки взрослых

Начало формирования коммуникативных навыков приходится на дошкольный возраст, однако процесс их преобразования, коррекции и совершенствования продолжается и во взрослом возрасте.

Коммуникативная компетентность взрослого обеспечивается совокупностью способностей. К ним относят:

Способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать их;
Способность спрогнозировать ситуацию общения и ее особенности;
Способность адекватно реагировать на критические высказывания или на провоцирующее поведение;
Способность следовать заданной цели коммуникации;
Способность аргументировать свою позицию;
Способность отказать, просить;
Способность управлять взаимодействием для получения необходимой информации от собеседника;
Способность оказывать и принимать внимание, сочувствие, поддержку;
Способность идти на контакт и правильно реагировать на попытки вступления в контакт;
Способность создавать атмосферу доверия и сплочённости в рабочем коллективе, в кругу семьи или друзей.

Развитие коммуникативных навыков детей в семье

При этом процесс является неосознанным не только для малыша, но и для взрослых членов семьи. Семья попросту реализует свое ежедневное общение с ребенком, таким образом показывая ему пример. Общаясь с членами своей семьи, ребенок становится похожим на них в манере общения, жестах, мимике, поведении.

Существует две модели поведения в семье:

В первом случае вырастает благополучно социализированный ребенок. Он редко становится виновником конфликта. А если вдруг и попадает в конфликтные ситуации, то с легкостью находит решение. Кроме доброжелательного общения с окружающими, ребенок способен справляться со своими внутренними переживаниями.

Во втором случае вырастает личность, не способная к налаживанию контакта с другими людьми. Ребенок начинает проявлять агрессию, настороженно относиться к другим детям, учится врать и хитрить. Это доставляет ему массу психологических переживаний, с которыми он не умеет справляться.


Доверительные отношения в семье — залог успеха ребенка в будущем

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры

Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как — нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное — попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.

Упражнения для развития навыков общения у детей дошкольного возраста

Знаменитый российский психолог, доктор педагогических наук Букатов Вячеслав Михайлович считает социо-игровую методику1 наиболее эффективной для повышения коммуникативной компетентности детей.

«Волшебная палочка»

Дети встают в круг и передают из рук в руки палочку. Передающий атрибут обозначает всем известную сказку, тот, кто берет палочку, называет персонажа из озвученного произведения. Таким образом, каждый участник выступает в двух ролях: передающего и принимающего. Игровое упражнение учит взаимодействию и вызывает интерес друг к другу. 

«Слухачи»

Прежде всего необходимо объединить детей в малые группы, например, по цвету волос, обуви или другим признакам. Лидеры объединений покидают помещение, взрослый определяет для детей слово из трех открытых слогов, например, «бумага». Затем воспитатель определяет каждой группе слог и вместе с детьми выбирает песню. Как только лидеры возвращаются, объединения поют одновременно на мотив музыкальной композиции свой слог. Задача уходивших капитанов – угадать слово. Игра пробуждает энтузиазм у детей и развивает командный дух.

«Живая буква»

Взрослый называет главе группы букву. Капитан совместно с командой строят букву. Другие группы угадывают ее. Игровое упражнение развивает толерантность, умение кооперироваться у детей.

«Руки-ноги» 

Взрослый объявляет: «Руки». Дети совершают движения руками, после команды «Ноги» двигают ногами

Важно не оценивать активность участников. Движения могут быть танцевальными, хаотичными, пресловутыми физическими упражнениями

Каждый участник выбирает самостоятельно. Творческая активность раскрепощает детей, помогает преодолеть стеснительность, страх осуждения, вырабатывает доверие к окружающим и развивает чувство эстетики.

Всемирно известный психолог Филип Зимбардо, автор книги «Застенчивый ребенок», разработал упражнения для развития сотрудничества, взаимовыручки и дружбы среди детей.

«Интеллектуальная мозаика»

Сказку, историческое событие разделить между детьми. Каждому ребенку достается свой кластер целостного рассказа. Затем участник доводить полученные знания до соратников. В результате у каждого ребенка формируется полная картина. Затем вся группа принимает участие в тестировании на знание деталей рассказанного события. Так выявляется успех «преподавания», иными словами, способность межличностной коммуникации участников. 

«Рычи, лев, рычи – стучи, поезд, стучи»

Игровое упражнение для группы детей и всей семьи. По сути, это соревнование,  кто громче рычит. Участники представляют себя львами и начинают в один голос рычать. Условный лидер мотивирует всех: «Рычи, лев, рычи! Пусть раздастся самое громкое рычание. А кто может рычать еще громче? Хорошо, рычите, львы… И это львиный рык? Это писк котенка. Нужен громогласный рев». Затем все строятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего и двигаются с пыхтением, свистом, имитируя паровоз. Обойдя помещение по периметру, «голова состава» становится в конец. И так, пока каждый не побывает руководителем состава. Отличное завершение – крушение, все падают на пол. Игра отлично раскрепощает, снимает эмоциональное напряжение и объединяет участников.

«Покажи себя с неожиданной стороны»

Предоставить возможность детям нарядиться любым персонажем. С помощью маскарадного костюма, маски, грима и, главное, поведения приобрести новую роль. Базовое упражнение для ликвидации болезненной замкнутости. Игра позволяет освободиться от чувств и эмоций, которые ребенок держал в себе, выразить себя, обретая внутреннюю свободу.

Знаковый детский психолог нашего времени Людмила Владимировна Петрановская считает, что дети старше 3 лет должны играть со сверстниками, а не родителями. Хорошо, если во взрослом жив внутренний ребенок, и он с удовольствием играет с детьми. Большая ошибка родителей – выдавливать из себя массовика-затейника. Дети остро чувствуют неискренность и теряют доверие к окружающим. Вместо насилия над собой взрослым следует обеспечить ребенка общением с другими детьми: пригласить в гости его друзей, записать в кружки, посетить игровую комнату. 

1Социо-игровой подход предполагает организацию занятия как игры-жизни между микрогруппами детей.

Знание правил и норм при общении

Пока ребенок не посещает дошкольное учреждение, затруднения в манере общения могут не казаться существенными. Но когда ребенок начинает ходить в детский сад, обнаруживаются трудности. Конфликты со сверстниками могут решаться с применением силы, нехороших слов.

С самого детства приучайте ребенка к общепринятым правилам общения:

  1. Использовать слова вежливости, когда это необходимо. Слова вежливости: спасибо, пожалуйста, извини. Употреблять их нужно не только при общении со взрослыми, но и при общении со сверстниками
  2. Здороваться со знакомыми при встрече и прощаться. Контакт глаз, улыбка, вежливое приветствие — обязательная часть этикета. Без слов приветствия и прощания невозможно построить вежливые взаимоотношения. Научите ребенка этим основам
  3. Не трогать чужие вещи. Если ребенок хочет взять чужую игрушку, он должен спросить разрешения у хозяина. Также приучите ребенка спокойно воспринимать отказ
  4. Не жадничать. Приучайте ребенка делиться игрушками, сладостями, если он играет (кушает) в коллективе. При этом нужно сделать так, чтобы ребенок делился не в ущерб себе
  5. Не говорить о людях плохо в их присутствии. Дети должны понимать, что некрасиво высмеивать физические недостатки других людей, а также унижать своих сверстников


С ранних лет приучайте ребенка к вежливости

Развитие коммуникативных навыков детей старшего дошкольного возраста: игры и упражнения

Игра «Вежливые слова»

Дети становятся в круг. Каждый бросает другому мяч. Перед броском ребенок должен сказать любое вежливое слово (спасибо, добрый день, извини, пожалуйста, до свиданья).

Игры-ситуации

Предложите ребенку разрешить самостоятельно выдуманную ситуацию:

  • Две девочки поссорились — попробуй помирить их
  • Ты пришел в новый детский сад — познакомься со всеми
  • Ты нашел котенка — пожалей его
  • У тебя дома друзья — познакомь их со своими родителями, покажи свой дом

Освоение коммуникативных навыков — путь к полноценной жизни, полной ярких впечатлений и событий. Любящие родители хотят видеть своего ребенка счастливым и успешным. Помогите ему адаптироваться в обществе. Чем раньше вы начнете прививать ребенку социально-коммуникативные навыки, тем легче ему будет находить общий язык с окружающими.

Формирование коммуникативных способностей в дошкольном возрасте

Речь – универсальное средство коммуникации, помогающее передавать чувства, знания, пожелания. Без слов трудно попросить о чем-то или сообщить о своих намерениях.

Однако малыши в силу своих ограниченных возрастных возможностей таким важнейшим средством только начинают овладевать.

С первых лет жизни ребенок нацелен на общение. Он дружелюбен, улыбчив, охотно идет на контакт. Но, если до трехлетнего возраста малыш пытается взаимодействовать с окружающими, держась за мамину или папину руку, то в дошкольном возрасте ему все чаще приходится обходиться без прямой поддержки взрослого.

Общаясь друг с другом, дети развиваются, приобретают новый опыт. Некоторые из них инициативны, занимают ведущую позицию в игре. Другие откликаются на эту инициативу и принимают предложенные правила. Третьи проявляют наблюдательность и перенимают те формы общения, которые им приглянулись.

Развитию коммуникативной культуры детей способствует помощь воспитателей и родителей. Взрослые поддерживают, подсказывают, как лучше поступить, а также помогают выработать способность к проявлению важных элементов общения, составляющих основу эмоционального интеллекта:

  • Сочувствию и сопереживанию;
  • Умению представить, что ощущает другой;
  • Сдерживанию эмоций (без криков, плача и топота ногами);
  • Пониманию того, что каждый человек индивидуален и может чувствовать по-другому.

Невербальная стадия общения

Невербальное общение – это беседа без использования речи. Данная форма контакта доступна в любом возрасте. Исследователи возрастного развития говорят, что детям свойственно отлично имитировать мимику взрослых, их еще не сковывают рамки условностей и норм.

Особенно важно это умение для установления контакта со сверстниками. В младшем дошкольном возрасте познакомиться и договориться при помощи речи довольно сложно, зато на помощь приходят подручные средства

Играя рядом в песочнице, дошкольник улыбкой приглашает нового друга делать куличики вместе. Подтвердить это предложение очень просто – протянуть лопатку или формочку. Так же малышам свойственно стремление показать, что они уже умеют

Внимание чаще привлекается прикосновением, а показ песочного замка происходит при помощи рук

Симпатию и антипатию на этом этапе дошкольникам также проще проявить невербально. Тем, кого они любят, достаются объятия, поцелуи. Взрослые и дети, не пользующиеся расположением малыша, могут увидеть в свой адрес нахмуренный лобик, спину ребенка или даже попытку спрятаться за мамину юбку.

Коммуникативно-речевая стадия

С наполнением словарного запаса развитие коммуникативных способностей у дошкольников ускоряется. Появляются вопросы: «Куда?», «Где?». К невербальным сигналам, приглашающим пообщаться, малыш добавляет простые пояснения: «Моя машина», «Сыпь песок в ведерко».

В 4 года ребенку легко даются повествовательные предложения. Общаясь с другими детьми, дошкольник открывает для себя причастность к сообществу и радостно констатирует: «Мы катаем машинки», «Мы бегаем».

Пятилетние дети способны пригласить сверстника в игру, активно употребляют более сложные конструкции: «Давай играть в магазин, я буду продавать, а ты — покупать».

В общении младших дошкольников бывают и конфликтные ситуации. По большей части, они провоцируются детским эгоцентризмом. Иногда ребенок ни за что не соглашается дать свою игрушку. С другой стороны, есть дети, которые, увидев привлекательную машинку или совочек у другого ребенка, хотят немедленного получить их.

В любом из этих случаев важно, чтобы взрослый пояснял ребенку, как обращаться с просьбой, чтобы друг поделился с ним игрушкой. Необходимо обучать маленьких коммуникаторов принятым вежливым фразам, регулирующим общение

С пяти лет дошкольник, благодаря развитию связной речи и осознанию важности слов для коммуникации, переходит на более высокую ступень общения. Коммуникативные способности на этой стадии приобретают особую важность

Когда есть проблема: как распознать?

Взрослым зачастую очень сложно понять, насколько контактный и общительный их ребенок

Чтобы не дожидаться апофеоза проблемы, важно вовремя распознать ее первые звоночки. Это легко определить посредством наблюдения

Если малыш способен без проблем завязать разговор с незнакомым человеком, познакомиться со сверстником, взаимодействовать во время игры, то проблемы с общением нет. Можно дополнительно провести опыт: попросить ребенка на детской площадке взять что-то у сверстника, например, лопатку или ведерко. Если он без видимых трудностей выполнит просьбу, нет причин волноваться

В противном случае эксперты Coral Family рекомендуют обратить на ситуацию внимание и при малейших признаках замкнутости обратиться к психологу. Современные тесты и практические методики помогут выявить проблему на ранних этапах ее формирования

Как развить коммуникабельность у ребенка: 10 полезных советов

Взрослые должны моделировать навыки общения

Важно не столько то, что говорят родители своим чадам, сколько то, как поступают они сами
Взрослые — пример для подражания, первые учителя для своих детей, поэтому нужно показывать правильные модели общения и взаимодействия с окружающими.
Обращайте внимание на первые эмоции и попытки общения ребенка. Дети должны получать позитивный опыт коммуникации с раннего возраста
Чем активнее взрослые будут поощрять общение малыша, тем лучше

Важно забыть фразы: «Я занят», «Ты не поймешь», «Я не знаю».
Практикуйте совместные обучающие игры. Чтобы привить малышу навыки общения, проигрывайте различные ситуации и модели поведения дома.
Приучите ребенка быть внимательным к другим людям. Если малыш испытывает дискомфорт при общении с детьми, не вините других: мол, «это плохие дети». Научите находить решение ситуации, например, предложить поиграть в другую игру, спросить мнение других.
Предоставьте ребенку возможность быть в группе детей. Межличностные отношения выстраиваются только опытным путем. Для того чтобы малыш умел общаться и контактировать с другими, мало примеров и домашних игр: должен быть частый контакт со сверстниками.
Необходимо, чтобы ребенок мог легко играть не только со своими друзьями и подружками, но и с незнакомыми детьми. Современные беби-клубы, развивающие и игровые центры способствует этому навыку.
Научите свое чадо правильным манерам и вежливости: «Спасибо», «Дай, пожалуйста», «Извини».
Не навязывайте малышу дружбу и не выбирайте ему друзей. Пусть он сам формирует круг общения из тех, с кем ему интересно.
Практикуйте детские праздники и домашние игры. Если на улице дождь и холодно, это не повод отказать малышу в общении с друзьями: соберите детишек дома, вовлеките в коллективную игру.
Заведите домашнего питомца. Общение с животным может помочь ребенку развить контактность, умение заботиться о ближнем.

Как пробудить в ребенке желание общаться?

Все дети разные. Понаблюдайте за ними на детской площадке и вы сами сможете увидеть, насколько могут быть разными дети одного возраста. Есть дети конфликтные, есть застенчивые, замкнутые, беспокойные. Характер ребенка определяется его темпераментом.

Как побуждать желание к общению у детей с разными характерами:

Застенчивый ребенок

  • Расширяйте круг его знакомств
  • Приглашайте знакомых детей в гости
  • Не пытайтесь сделать сами все вместо ребенка
  • Привлекайте его к заданиям, где он должен будет сам спросить что-то, дать, взять
  • Постарайтесь привить малышу уверенность в себе и в собственных силах

Конфликтный ребенок

  • Сдерживайте ребенка в стремлении «устроить бурю»
  • Не нужно обвинять другого ребенка, а своего оправдывать
  • После случившегося инцидента поговорите со своим ребенком, укажите на неправильные поступки
  • Не всегда нужно вмешиваться в конфликты. Бывают такие ситуации, когда дети сами должны научиться уступить друг другу

Беспокойный ребенок

  • Не потакайте всем капризам малыша, однако не лишайте его полностью свободы действий
  • Показывайте хороший пример собственным сдержанным поведением
  • Не дайте ребенку почувствовать себя забытым, в то же самое время научите его понимать, что не всегда он должен находиться в центре внимания

Замкнутый ребенок

  • Покажите пример активного общения на своем опыте. Пусть ребенок видит, что общаться с другими — это здорово, весело
  • Приглашайте к себе гостей, заводите новые знакомства с детьми
  • Расскажите малышу, что общение приносит много интересного и полезного


Чтобы ребенка принимали в круг друзей, он должен уметь общаться

Формирование коммуникативных навыков

Основы коммуникативных умений закладываются в дошкольном возрасте, когда ребенок активно общается с родителями, сверстниками и другими людьми. В процессе общения со взрослыми ребенок воспринимает и усваивает модель взаимодействия, также в коммуникации он обучается нормам и правилам поведения. Ребенок активно познаёт социальный мир, и ему требуется взрослый, который объяснит закономерности этого мира, расширит представления ребенка об окружающем его пространстве. Таким образом, ребенок усваивает те образы, которые присущи взрослому, с которым взаимодействует ребенок. Он перенимает мимику, жесты, вокализации, способ говорения и мышления взрослого. Кроме того, он копирует поведение взрослого в тех или иных ситуациях.

Также коммуникативные навыки дошкольника формируются в игровой, сюжетно-ролевой деятельности, которая является ведущей для этого возраста. Во время игры происходит социальное, личностное и психическое развитие ребенка. В процессе игры он воспроизводит ситуации, в которых участвовали взрослые, пробует на себе их роли. Таким образом ребенок участвует в воображаемой социальной жизни и развивает свои коммуникативные навыки.

При общении ребенок пробует различное вербальное и невербальное поведение, усваивает модели эффективного взаимодействия в различных ситуациях, учится начинать, поддерживать и завершать диалог, развивает умение выслушать другого человека, сформулировать и задать вопрос, поддержать групповую беседу и др.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя

Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что — обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию

Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь. Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества

Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

Основная задача родителей дошкольников — научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества

Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!. https://www.youtube.com/embed/SAwXRys52Tg

Развитие коммуникативных навыков в семье

Сызмальства усвоение коммуникативного опыта происходит посредством живого общения, просмотра фильмов, чтения книг, наблюдения за природой, окружающими людьми и событиями. По мнению культового детского психолога Людмилы Петрановской, формирование коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста происходит в общении со «своими» взрослыми. «Чем больше времени они проводят с ребенком, чем более открыты и искренни с ним, чем чаще говорят о своих чувствах, о том, что им нравится и не нравится, и почему; чем сложнее, тоньше, разнообразнее та обратная связь, которую получает ребенок от взрослых в ответ на каждый свой поступок, тем лучше условия его коммуникативного развития».   

Профессор, доктор психологических наук Юлия Гиппенрейтер в книге «Общаться с ребенком. Как?» утверждает: «Современные дети более тонко чувствуют малейшее насилие со стороны родителей, более бурно реагируют на него, требуют к себе уважения, активно сопротивляются». Стресс, постоянный страх собственных родителей, недостаток внимания – причины агрессивного поведения, истерик, неспособности выражать мысли и чувства.  

В широком смысле «коммуникативная компетентность» – это не только личностная коммуникабельность, знание речевого этикета, норм поведения, но также проявление эмпатии к собеседнику, социальный опыт взаимодействия, умение организовать общение, решать конфликтные ситуации, свободно выражать мнение, чувства. 

Правила эффективной детской коммуникации

Сразу же, как малышу исполнится 1 год. Следует начинать развивать его способности к общению. До этого он мог обходиться общением только с родными и близкими друзьями семьи. Теперь же ему необходим более широкий круг.
Научите малыша называть свое имя во время знакомства с кем-либо. Когда он сделает это несколько раз, такое поведение станет для него привычным и естественным. Поощряйте попытки знакомства с другими детьми на площадке.
Когда вы выходите на прогулку, предложите ребенку расспросить, как дела у мальчика или у девочки, с которыми вы уже успели познакомиться в прошлый раз. Достаточно, чтобы дети сказали друг другу несколько фраз. После этого они будут охотно здороваться друг с другом, а затем разговаривать и играть вместе, что впоследствии может перерасти в дружбу.
Когда вы отправляетесь в магазин с дошкольником, спросите у него о том, что бы он хотел приобрести. Попросите, чтобы он сказал о своем выборе продавцу. Если он не может по причине неуверенности или застенчивости это сделать, не стоит его ругать. Таким способом вы только усугубите ситуацию. Лучше попробовать сделать то же самое через некоторое время. Перед этим ребенка можно к этому подготовить, научить его, как делаются покупки. Такие же действия нужно делать и в других общественных заведениях, где необходимы навыки общения.
Дети на площадке и в саду часто ссорятся, выясняют отношения. При этом некоторые родители сразу же бросаются разнимать своих малышей. Но это не совсем правильно. Иногда детям нужно дать время, чтобы они сами нашли пути решения конфликтов. Но если ситуация выходит из-под контроля, вмешаться просто необходимо. Необходимо поговорить с ребенком о том, что конфликтовать из-за мелочей не нужно, а из каждого спора следует выходить достойно.
Если ребенку 3-4 года, ему еще вполне можно делать замечания во время прогулки. Если он уже достиг школьного возраста, все беседы должны проходить только дома. Это же касается и выбора друзей. Совсем маленьким детям можно сказать, с кем им знакомиться, а с кем нет

Школьник должен выбрать друзей сам.
Очень важно объяснять ребенку правила поведения и этикета. Важно, чтобы он понимал, как общаться с взрослыми, а как с другими детьми

Правило следует объяснять постепенно и ненавязчиво, закрепляя их примерами.

Watch this video on YouTube

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий