Если что-то идет не так…
Согласно статистике, более половины всех случаев тугоухости у детей являются врожденными, а около 80% из оставшейся половины формируется на первом году жизни. К сожалению, многие факторы могут оказать негативное влияние на развитие органа слуха. К таковым относятся:
- различные инфекционные осложнения беременности (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз, сифилис и др.);
- тяжелые соматические заболевания матери (сахарный диабет, сердечно-сосудистая патология, болезни почек);
- использование во время беременности препаратов с потенциальным ототоксическим эффектом, то есть опасных для органа слуха — антибиотиков-амигликозидов (СТРЕПТОМИЦИН, ГЕНТАМИЦИН, АМИКАЦИН, ТОБРАМИЦИН и пр.) и макролидов (ЭРИТРОМИЦИН, АЗИТРОМИЦИН и др.), сильных мочегонных средств (ФУРОСЕМИД), нестероидных противовоспалительных препаратов (ИНДОМЕТАЦИН, НАПРОКСЕН);
- курение и употребление наркотиков;
- контакт с ядовитыми веществами;
- радиационное воздействие.
Со стороны малыша факторами риска являются родовые травмы и другие тяжелые состояния:
- тяжелая гипоксия (кислородная недостаточность) во время беременности и родов;
- асфиксия новорожденного (когда первая оценка по шкале Апгар менее 5 баллов, вторая — менее 7 баллов);
- глубокая степень недоношенности и очень низкий вес при рождении (менее 2 кг);
- переношенность;
- поражение в родах центральной нервной системы;
- необходимость использования искусственной вентиляции легких более 4 суток;
- гемолитическая болезнь новорожденных, развившаяся в результате резус-конфликтной беременности.
Вероятность развития нарушения слуха у детей значительно повышается в семьях, где среди ближайших родственников имеются случаи врожденной тугоухости, тем более при близкородственных браках. Если у одного ребенка насчитывается более двух факторов риска, вероятность снижения слуха увеличивается. Нарушение функции слухового аппарата может также быть осложнением некоторых заболеваний, перенесенных в раннем детстве, особенно на первом году жизни, главным образом инфекционных (краснуха, ветряная оспа, корь, свинка, токсоплазмоз, коклюш, скарлатина, грипп и др.).
Как проверяют слух у младенцев?
Слух у младенцев проверяется еще в родильном доме. На 3-4-й день процедура проводится у детей, рожденных в срок. У недоношенного грудничка этот процесс откладывается до 7-го дня. Результаты проверки заносятся в карту крошки. Мамочка может ознакомиться с записями.
Аудиометр
Аудиометр — прибор, который позволяет определить, слышит ли малютка. В основу действия положен принцип отражения звуковой волны от барабанной перепонки.
Он подключается к ушку во время покоя или сна. Звук достигает барабанной перепонки и отражается от нее. Это значит, что преград для проникновения волны не существует. Малютка может улавливать звуки.
Первое тестирование проводится в роддоме. Недоношенным крошкам и деткам, находящимся на лечении в палате интенсивной терапии, процедуру откладывают. Иногда прибор не фиксирует прохождение волны. Одной из причин может быть большое количество родовой смазки в ушном проходе. В этом случае обследование повторяют.
Рефлекс Моро
Проверить слух поможет реакция Моро. На расстоянии 15-20 см от головки малыша требуется хлопнуть в ладоши. Если крошка услышал, то он:
- вздрогнет или замрет;
- изменит мимику;
- моргнет;
- вскинет ручки и ножки.
Но самостоятельно проверять рефлекс Моро не следует: только врач знает, с какой силой следует хлопнуть в ладоши, чтобы не напугать крошку.
Метод Калмыковой
Этот способ проверки основан на том, что разные предметы издают разные по силе звуки. Емкости из пластика наполняются на 1/3 или ½ крупами различного помола:
- мелкого (манкой или пшеном);
- среднего (гречкой-ядрицей или рисом);
- крупного (цельным горохом или фасолью).
Дальше следует действовать по алгоритму:
- Один из родителей играет с ребенком яркой игрушкой.
- Второй — встряхивает банку с мелкой крупой сбоку от малыша и наблюдает за его реакцией.
- Делается перерыв на 1-2 минуты.
- Затем процедуру повторяют с банкой, где насыпана крупа среднего размера.
- Снова перерыв на 1-2 минуты.
- Повторяют исследование с банкой, где содержатся крупные фракции.
Если ребенок слышит, он отреагирует на слух. Нормой считается проявление реакции на 2-3 банки. Если малютка не услышал грохота банки с крупными горошинами, требуется показать его врачу.
Что слышит новорожденный?
Некоторые родители уверены, что после рождения малыш не способен слышать из-за жидкости во внутреннем ухе, и потому способен различать звуки только на третий день. Это не так: с первых же дней жизни малыш все прекрасно слышит, но вот реагирует только на резкие звуки. Так что, если ребенок никак не реагирует на работающий телевизор, голос родителей и фоновые шумы, переживать не стоит. Лучше всего ребенок способен различать именно человеческие голоса, выделяя из них голос матери, который регулярно слышал, еще находясь в утробе. Кроме того, младенец прекрасно различает темп речи, тембр голоса и разные звуки.
А хорошо ли слышат новорождённые?
В животе у мамы преобладает оптимальная температура, темнота, комфорт. Когда маленький человек рождается, он попадает в неизведанный мир, где разноцветным краскам, различным звукам, яркому свету нет предела. Природой задумано защитить появившегося человечка от этих факторов, чтобы предотвратить сильнейший стресс, связанный с «переменой пространства». Развитие функций слуха, способность видеть происходят постепенно, чтобы организм грудничка окреп и привык к новой среде обитания.
Учёными доказано, что младенцы ещё в утробе начинают слышать звуки, исходящие материнским организмом: урчание в животе, биение сердца, голос. Это происходит с 16-17 недели. Рекомендуется разговаривать с будущим ребёнком, читать вслух сказки, слушать спокойную музыку. Новорождённый сразу же узнаёт маму по голосу. Через некоторое время можно заметить, что кроха вздрагивает при появлении резких звуков, хлопков.
В каком возрасте ребенок начинает слышать и различать звуки
Навык слуха развивается у малыша даже не при рождении, а с 16 недели беременности. Ребенок слышит голоса, звуки и даже запоминает некоторые из них. Впоследствии кроха может реагировать на сказки и песенки, посредством которых мама общалась с ним, будучи беременной: агукать, шевелить ручками и ножками.
В первый месяц жизни новорожденный будет очень внимательно прислушиваться к голосам. Он может реагировать на речь, поворачиваться в сторону источника звука
Важно понимать, что он слышит не так, как в утробе. Это вызывает у него стресс и от некоторых посторонних шумов он просто абстрагируется
В первые недели он может спать при включенном телевизоре, не замечать громких звуков. Из-за этого взрослые опасаются, что у малыша проблемы со здоровьем.
- Малыш начинает слышать и распознавать некоторые звуки.
- В конце второго месяца он узнает на слух маму, привыкает к голосам других близких.
- К 4 месяцу кроха осознанно поворачивает голову в сторону источников звука.
- К полугоду кроха реагирует на свое имя и своеобразно откликается движениями. Он может улыбаться, если с ним разговаривать.
Как проверить слух у новорожденного
Способность слышать у младенца впервые проверяют еще в роддоме. У здорового ребенка слух есть еще до рожденья. После появления на свет в роддоме это сразу проверяют специальным аппаратом. Он показывает, передают ли звук специальные волосковые клетки. Более совершенна проверка слуха в роддоме на компьютере (аудиометрия). Проведение методики:
- Процедуру выполняют во время сна, она не доставляет младенцу дискомфорта.
- В слуховой проход ребенка вводят датчики. Они посылают импульсы.
- Компьютер фиксирует, отвечает ли слуховая система на раздражение.
Если вы переживаете о том, что новорожденный не слышит, проверьте это в домашних условиях (не раньше 5 дня после родов). Незаметно похлопайте рядом с ушком малыша, не слишком громко. Он должен моргнуть или проявить другую реакцию, например, повернуть головку или замереть. Сделайте тест сначала на правое, затем на левое ушко. Что является поводом для визита к врачу:
- Малыш не отреагировал на слуховой тест в домашних условиях.
- Слух у недоношенных детей развивается позже. Если ваше чадо появилось на свет раньше срока, пройдите обследование, чтобы исключить патологии.
- Регулярно проверяться у врача следует, если у ребенка есть пороки развития, генетическая предрасположенность к глухоте, перенесенные мамой во время беременности краснуха или корь.
Как проверяют слух у новорожденных?
Пребывая в роддоме, малыш проходит ряд осмотров, среди которых изучение слуховых способностей. В процессе аудиоскрининга волосковым клеткам посылают звуковые волны, после чего фиксируют их реакцию на раздражитель. Повторно процедуру рекомендуют проводить в 1, 3 и 6 месяцев.
Еще в роддоме часто используют методику задержанной отоакустической эмиссии при помощи аудиометра, который размещается в ушке новорожденного.
Врачи предпочитают, чтобы в этот момент он был накормлен и спал. Прибор посылает звуковые сигналы, которые принимаются волосковыми клетками и усиливаются. В таком случае программа отмечает, что малыш слышит. Если усиления нет, то врачи диагностируют слуховые проблемы.
Спустя несколько дней новорожденного выписывают, и определение проблем со слухом ложится на плечи родителей. Им на помощь придут несколько способов:
- Хлопки в ладоши. Перед процедурой рекомендуется покинуть зону видимости младенца. Затем провести несколько повторных хлопков. Если проблем со слухом нет, то ребенок отреагирует на раздражитель вздрагиванием или поворотом головы в направлении источника звука.
- Крупа. Подготовленные емкости нужно наполнить сушеным горохом, гречкой и манкой. Они все издают колебания различной тональности. В первые несколько недель малыш должен реагировать на горох, так как его звуковые вибрации более низкие.
Как формируется фонематический слух
При нормальном развитии реакции на звуки отмечаются уже у новорожденного. Выражается это во вздрагивании, мигании, изменении дыхания. Вскоре звуки начинают вызывать у ребенка задержку некоторых движений, прекращение крика. Уже на 3-4 месяце ребенок начинает различать речевые и неречевые звуки, а также однородные звуки разной громкости. В первые полгода жизни главную слуховую нагрузку несет интонация, малыш учится различать голоса близких людей. К 1 году ребенок начинает правильно реагировать на произнесенные взрослым звуки, например, при произнесении слова «часы» ребенок поворачивает к ним голову, также, как и при произнесении звуков «тик-так». Ребенок откликается уже на слово, а не на интонацию, так завершается этап дофонемного развития. На втором году жизни ребенок начинает различать все звуки речи.
На первом этапе он дифференцирует гласные и согласные звуки. Но внутри этих групп он не различает один согласный от другого, в то время как самый сильный гласный «А» начинает противопоставлять всем другим. Затем малыш начинает различать такие гласные как «И-О», «И-У», «Э-О», «Э-У». Позже остальных начинают разграничиваться низкочастотные «У-О», высокочастотные гласные «И-Э». Самый трудный для усвоения оказывается звук «Ы».
На втором этапе происходит дифференциация согласных звуков, определение наличия или отсутствия таковых. Постепенно ребенок учится различать твердые и мягкие звуки, сонорные и шумные, свистящие и шипящие, глухие и звонкие.
На третьем этапе ребенок различает фонемы внутри группы, дифференцирует сонорные, свистящие и шипящие согласные. Далее отграничивает сонорные от неартикулируемых шумных, губные от язычных, придувные от взрывных, переде- от заднеязычных, свистящие от шипящих. Позднее других идет дифференциация плавных согласных и среднеязычного «Й». К двум- началу третьего года жизни малыш воспринимает и дифференцирует все звуки родного языка. По мнению многих исследований именно в этот период фонематический слух окончательно сформирован.
Четвертый этап с 3 до 5 лет характеризуется развитием и совершенствование фонематического слуха и подготовкой к звуковому анализу.
Пятый этап с 5 до 7 лет – приобретение навыка тонкой дифференциации фонем и способность к звуковом анализу. То есть ребенок должен улавливать, на какой звук начинается заданное слово, на какой заканчивается. Есть ли в этом слове заданный звук и где он находится: в начале, конце или в середине слова.
Таким образом, фонематический слух формируется, развивается и совершенствуется все дошкольное детство.
Молодые старички в плеере
– Какие причины приобретённой глухоты выходят на первый план?
– Это травмы, операции, инфекции: корь или краснуха, грипп, тяжёлые менингиты, асфиксия во время родов. Нам, к сожалению, приходится бороться со следствием. Причину стараемся выяснить, но в 20-30% случаях она остаётся неясна.
– А профессиональная тугоухость?
– Знаете, когда в 90-е годы закрылись предприятия, мы заметили некоторое оздоровление населения. Такой парадокс.
– Современные подростки круглосуточно сидят и ходят в плеере…
– И это плохо. Аудиологи всего мира лет 10-15 назад встревожились по поводу ношения наушников детьми и выставленным в них уровнем звука. И действительно, у молодых людей начал садиться слух. Чувствительный слуховой анализатор устаёт, его клетки отмирают. Страшна даже не сила звука, а продолжительность прослушивания плюс низкие частоты тяжёлого рока, которые особенно вредны.
В итоге мы имеем ранний пресбиакузис (частное проявление старения организма, заключающееся в возрастном снижении слуха. – Ред.). Молодые люди 30 лет слышат слабо, словно древние старички. Сами себя же глушат. Кроме того, на остроту слуха влияет экологическая обстановка, нерациональное питание, инфекционные заболевания, стресс.
– Вы согласны с тем, что среди людей с ограничениями по слуху есть и способные, талантливые?
– Действительно, в институте им. Баумана – одни светлые головы, и там много инвалидов по слуху. Они же востребованы за рубежом. Но, повторюсь, многое зависит от педагогов, а также заинтересованности родителей заниматься с такими детьми. Почему многие слабослышащие люди остаются невостребованными в обществе? Они рождаются в семьях, где несколько поколений глухих, и родители зачастую против кохлеарной имплантации. Зачем им слышащий ребёнок? И тот будет жить в своём узком мире. При этом некоторые устраиваются неплохо, умеют зарабатывать. Во всём мире договорились о свободе выбора, и желающих жить в тишине – отпустили. В обычной же семье рождение глухого ребёнка – драма. Родители переживают шок, отчаяние, а мы уговариваем, рассказываем, как дальше жить. Потом их дети отлично учится, поступают в вузы. Но сначала после операции ребёнок должен адаптироваться к богатой палитре звуков. Это колоссальная работа.
Что делать, если подозреваете тугоухость у ребенка
Проблемами слуха занимается сурдолог. Но в российских реалиях родителям стоит начать с визита к педиатру. Сообщите врачу о подозрениях и попросите дать направление к сурдологу. С направлением от педиатра за консультацию узкого специалиста не придется платить, если у ребенка есть полис ОМС.
Обратите внимание, нужна консультация именно сурдолога, а не отоларинголога (ЛОРа). Сурдолог – это дополнительно обученный оториноларинголог
Он знает о диагностике и лечение слуха все, в отличие от обычного «ухо-горло-носа». Традиционные методы ЛОР-лечения при тугоухости не эффективны.
Какой врач проверяет слух
В роддоме проверку слуха проводит неонатолог. Чтобы поставить точный диагноз, следует обратиться к сурдологу.
Мнение эксперта
Анастасия Михайловна Моисеева
Практикующий врач терапевт, стаж 18 лет.
Специалист выполняет необходимые мероприятия, определяет степень тяжести нарушения. Отоларинголог с такой задачей справиться не сможет.
Дети сразу после появления на свет способны различать звуки, но сначала на звуковые раздражители они реагируют слабо. С целью выявления отклонений рекомендуется проводить диагностику перед выпиской из роддома.
При своевременном обнаружении проблемы удается избежать задержку в развитии грудничка.
Как развивать слух у малыша?
Чтобы развить слух у новорожденного, достаточно постоянно разговаривать с ним спокойным тоном, четко выговаривая все слова. Кроме того, современные музыкальные игрушки также направлены на тренировку слуха. Разные звуки в них – пение птиц, шелест листвы, спокойные песенки – отлично тренируют слух малыша и учат его различать звуки окружающего мира.
Очень полезно для ребенка слушать разнообразную музыку. Сейчас можно приобрести диски или же скачать из Сети различные детские песенки и классические композиции. Можно ставить ребенку записи шума моря, звуков леса и т.д. Такие записи есть и в детских игрушках. Например, в продаже есть детские ночники с записью различных успокаивающих песенок и звуков.
В доме, где проживает ребенок, не должно быть никаких скандалов и повышения голоса. Излишне громкая и раздражающая музыка также под запретом. Следите за тем, чтобы в квартире не работал «фоном» телевизор. Постоянный звук отвлекает ребенка и раздражает его нервную систему. И в то же время нельзя приучать ребенка к полной тишине, например, во время сна. Такие детки гораздо сильнее пугаются внезапных громких звуков, например, если сосед начал сверлить стену.
Ребенок, который нормально развивается, будет агукать , лепетать и стараться повторить слова, обращенные к нему.
Любите малыша и следите за его развитием.
Забрав ребенка из роддома, родители более досконально начинают изучать его и наблюдать за ним. Их волнует общее состояние младенца, его реакции на окружающий мир, проявляющиеся в двигательной активности, зрении, слухе, плаче. Иногда родителей настораживает, что их новорожденный ребенок не реагирует (или реагирует очень слабо) на посторонние шумы и звуки, может никак не замечать и не просыпается от работающего телевизора, каких-то шумов из соседней квартиры и т.д. Вот поэтому многие родители интересуются, хорошо ли слышат новорожденные дети сразу после рождения или не слышат вовсе.
Уже давно установлен период, когда ребенок начинает слышать – это происходит еще на 16 – 17 неделе беременности.
Доказано: ребенок не родился, но уже слышит
Как помочь ребенку в развитии фонематического слуха
Если родители заметили искажения слоговой структуры слова у ребенка или неправильное произношение оппозиционных слогов, не стоит паниковать – это все исправимо. Существует множество игровых упражнений для развития фонематического слуха. Для начала нужно всегда поправлять ребенка, если он переставляет слоги в словах, проговаривать слово медленно по слогам и натренировать произношение. Можно отхлопать по слогам или «прошагать» слово, например, «те» – первый шаг, «ле» – второй, «ви» – третий, «зор» – четвертый шаг.
Также можно поиграть в игру «Поймай звук» – ребенок должен хлопнуть в ладоши, если услышит слово с заданным звуком. Очень полезна для развития фонематического слуха игра «в города» (можно заменить «в продукты питания»). Взрослый называет город, например, «МосквА», ребенок должен придумать следующий город на звук «А» и т.д. по цепочке. Еще одна хорошая игра с мячом «придумай слово на заданный слог». Взрослый кидает мяч – «ба», ребенок придумывает слово и бросает мяч обратно – «банка». Для усложнения можно придумывать «трудные» слоги, например, «пла», «нра», «вздро».
Самый простой способ развития фонематического слуха – повторение рядов оппозиционных слогов. Тренироваться можно до тех пор, пока ребенок не назовет все цепочки верно. Приведу самые распространенные цепочки слогов, в которых ребенок допускает ошибки. Использовать можно все по очереди до получения хорошего результата.
Та-та-да, да-да-та, Га-га-ка, ка-ка-га, Да-га-га, га-га-да,
Та-да-та, да-та-да, Га-ка-га, ка-га-ка, Да-га-да, га-да-га,
Та-да-да, да-та-та. Га-ка-ка, ка-га-га. Да-да-га, га-да-да.
Са-ца-ца, ца-ца-са, За-са-са, са-са-за, Са-ша-ша, ша-ша-са
Са-ца-са, ца-са-ца, За-са-за, са-за-са, Са-ша-са, ша-са-ша,
Са-са-ца, ца-са-са. За-за-са, са-за-за. Са-са-ша, ша-са-са.
Ша-жа-жа, жа-ша-ша, Ра-ла-ла, ла-ла-ра, На-на-ня, ня-ня-на,
Ша-жа-ша, жа-ша-жа, Ра-ла-ра, ла-ра-ла, На-ня-на, ня-на-ня,
Ша-ша-жа, жа-жа-ша. Ра-ла-ла, ла-ра-ра. На-ня-ня, ня-на-на.
Юлия Савельева
Задайте вопрос логопеду
Онлайн. Бесплатно
Когда малыш начинает слышать
Многие мамы задаются вопросом, когда новорожденный ребёнок начинает слышать?
Некоторые родители думают, что ребёнок не слышит ни чего первые 2-3 дня после рождения из-за того, что в его внутреннем ухе жидкость. Но это ошибочное мнение. После рождения ребёнок слышит сразу, может не очень хорошо но, слышит. В дальнейшем слух ребёнка интенсивно развивается.
Уже с первых дней жизни, новорожденный реагирует на звуки. Пока только на громкие и резкие, создающие определённую вибрацию. Поэтому, не стоит переживать, если малыш не реагирует на спокойные голоса или на работающий телевизор. Новорожденные детки умеют отличать человеческий голос от любого другого звука, это говорит о том, что у детей заложен врождённый рефлекс, способность слышать. Лучше и быстрей кроха начинает узнавать голос матери, разговаривающий с ним всю беременность.
С первых минут появления на свет, младенец обладает реакцией на:
— тембр речи и голоса;
— другие различные звуки;
Проявлять реакцию на звуки и голоса может по-разному, например малыш активно двигает ручками и ножками, поворачивает голову в поисках источника голоса, замрет или вздрагивает, может заплакать. Если первые дни жизни ребёнок не реагирует на звуки или голоса, это не говорит о том, что он не слышит. Но если вас это пугает, вы всегда можете обратиться к врачу.
Новорожденные детки различают звуки или речь по нескольким признакам:
— скорость речи, например, мамина речь убыстряется и движения малыша ускоряются, ну, а если мама перешла на более спокойную речь, движения крохи становятся более плавными;
— грубая и резкая интонация может, спровоцировать у ребёнка плачь, а вот ласковая интонация доставит ему радость;
— малыши могут разделять звуки на любимые и не любимые, и если новорожденный увлёкся любимой погремушкой, он может не реагировать на другие звуки;
Молодые родители могут сами, проверить слух своего ребёнка и понять слышит ли он. Можно взять тихую музыкальную игрушку (звук должен быть не знаком для малыша), незаметно подойти к ребёнку с боку и включить музыку. Поверьте, ребёнок в возрасте месяца своей мимикой даст понять услышал ли он шум, а ребёнок старше двух месяцев повернёт глаза в сторону источника звука. Когда малыш только уснул и находится в стадии быстрого сна, тихо подойдите к кроватке и потрите руки или кашляньте. Ребёнок отреагирует движением глазных яблок, вскидыванием ручек или вдохом.
Без сомнения, впервые месяцы жизни ребёнка необходимо внимательно следить за развитием слуха у ребёнка.
На, что необходимо обращать внимание :
— в двух недельном возрасте малыш не вздрагивает при резких и громких звуках;
— в месячном возрасте у ребёнка нет реакции на звук сзади него (новорожденный должен повернуть голову);
— в три месяца ребёнка не успокаивает голос мамы (можно заметить, что он не слышит и нет ни какой реакции);
— ребёнок не подражает звукам в возрасте от двух до четырёх месяцев;
— в возрасте четырёх месяцев ребёнок должен поворачивать голову в ту сторону, откуда исходит незнакомый для него шум;
Заметив какие-либо отклонения в развитии слуха ребёнка, немедленно обратитесь к специалистам.
Нормальный слух у детей появляется ближе к трём месяцам, так устроен естественный механизм развития.
Не стоит забывать о том, что в доме, где живёт кроха не должно быть скандалов и разговоров на повышенных тонах. Так же не следует приучать малыша спать в полной тишине, малыши тогда больше пугаются от внезапных и громких звуков, например, неожиданно зазвонил домашний телефон
И помните всегда о том, что ребёнку очень важно с какой интонацией родители общаются между собой. Поэтому, разговаривайте между собой спокойно и ваш малыш будет чувствовать себя защищёно и комфортно
Как проверяют у недоношенных?
Малыши, появление которых на свет произошло намного раньше нужного срока, отличаются физиологической незрелостью, поэтому аудиологический скрининг для них показан в другие сроки, чем для доношенных карапузов. Если кроха родился на 33-37-й неделях гестации, то обследование проводят в первую или вторую неделю жизни. Если срок беременности, во время которого начались роды, составлял менее 32 недель, то проверку слуха переносят на 2–6 неделю после рождения. При негативном результате повторный скрининг осуществляется в детской поликлинике в 3 месяца, а если требуется – дополнительно в 6 и 12 месяцев.
Отметим, что время аудиологической проверки сдвигается не только для недоношенных, но и при некоторых других проблемах. К примеру, если младенец сразу после рождения попал в реанимацию или же ему пришлось сделать операцию для коррекции серьезного порока, то обследование выполнят, как только состояние ребенка будет стабильным. Аудиоскрининг также проводят позже для маловесных деток, новорожденных с инфекцией или выраженной послеродовой желтухой. Сроки для каждого из таких малышей определяют индивидуально.
Как проверить, слышит ли новорожденный ребенок
Порой может оказаться, что у малыша имеются нарушения слуха: тугоухость или глухота. Об этом можно говорить, если он никак не реагирует на резкий звук (не пугается, не закрывает глазки или не вздрагивает).
Если трехмесячный малыш не проявляет реакции на звон погремушек или голос, обращенный к нему, то это является поводом для обращения к специалисту. Иногда случается, что у ребенка выражена некоторая степень тугоухости. Отдельные малыши не могут слышать высокие частоты, а воспринимают лишь низкие и средние. Попробуйте один эксперимент. В металлическую или стеклянную банку насыпьте немного манки. Потрясите банкой над головкой ребенка, чтобы манка издавала звук. Если малыш реагирует на звучание манной крупы, значит, со слухом у него все отлично. Это один из действенных способов, позволяющих понять, слышит ли новорожденный ребенок.
В группу риска по заболеваниям слуха входят дети рожениц:
- переболевших корью, краснухой или гриппом в течение беременности (тем более, если это было на ранних сроках, когда у плода только зарождаются органы слуха);
- родивших позже или раньше положенного срока;
- употреблявших наркотики или алкоголь;
- работавших на вредном производстве (где дышали они токсическими веществами).
Чтобы своевременно заметить и предотвратить возможные отклонения слуха у ребенка необходимо регулярно проходить медосмотры (обязательные плановые):
- Когда малышу исполнился 1 месяц. В этом возрасте на осмотре ему будут обследовать слуховые рефлексы.
- 6 месяцев. Малышам, родившимся преждевременно (недоношенным), советуют второй медосмотр проходить в 3 месяца.
- 1 год. На медицинском осмотре кроху будет тщательно обследовать ЛОР и другие специалисты. Врач назначит лечение (если в этом есть необходимость) или выдаст направление на прохождение дальнейшего обследования.
Все ли звуки нравятся новорожденному?
Часть читателей может сказать: «О чем вы говорите? Как что-то может нравиться или не нравиться новорожденному? И, вообще, еще надо доказать, видят ли и слышат ли что-нибудь дети, только что появившиеся на свет!»
А, между тем, исследователи выявили некоторые закономерности в восприятии звуков, появившиеся с первых часов жизни ребенка:
- Детям приятны звуки с низкой частотой (ниже 500 герц), он вызывают выраженную реакцию в виде безусловных рефлексов – кроха успокаивается, останавливает сосательные движения. Вот почему малышам нравятся мужские и низкие женские голоса.
- Новорожденные беспокоятся, у них меняется частота дыхания и пульса в ответ на слышимые ими звуки высокой частоты (выше 1000 герц).
- Оба типа реакции более выражены в ответ на речеподобные звуки.
- Громкие звуки, возникающие внезапно, вызывают рефлекторное вздрагивание, плач.
Адаптация к внешней звуковой среде происходит на протяжении первого месяца. Это врожденное качество направлено на совершенствование слуха. К концу первого месяца малыш уже знает, как определить из звуковой массы голос матери, даже искаженный фильтрами или записанный на звуковые носители.
Лечение тугоухости
Как и с любым другим заболеванием, справиться с тугоухостью на начальной стадии гораздо легче. Обычно лечение включает целый комплекс терапевтических мероприятий, выбор которых зависит от причины, приведшей к болезни.
При кондуктивной тугоухости, вызванной отосклерозом, для восстановления подвижности слуховых костей ЛОР — врач может назначить операцию. Если в полости среднего уха скапливается секрет, в таком случае также может быть также показано хирургическое вмешательство – шунтирование барабанной перепонки. Если у пациента есть дефект барабанной перепонки хирург так же предложит операцию – мирингопластику, направленную на восстановление её целостности.
Если причиной снижения остроты слуха являются серные пробки, ЛОР проведёт необходимые процедуры по их удалению.
Если тугоухость проявилась как осложнение инфекционного заболевания, например, отита, необходимо устранить само воспаление: врач назначит антибактериальную терапию в зависимости от возраста ребёнка, и неприятные симптомы исчезнут после полного выздоровления.
Сенсоневральную тугоухость лечат преимущественно консервативными способами, включающими медикаментозную терапию, физиотерапевтические процедуры и рефлексотерапию.
Если проблема врождённая и прогноз по восстановлению не утешителен, ЛОР врач рекомендует слухопротезирование – использование специального слухового аппарата. Его можно применять при достижении младенца шестимесячного возраста.
В особо тяжёлых случаях сенсоневральной тугоухости детям до трёх лет применяют кохлеарные импланты.
Уважаемые родители! Пожалуйста, помните, что избежать полной потери слуха, можно лишь вовремя обратившись к ЛОР–врачу!
Возраст первого услышанного звука
Когда ребенок начинает слышать? Впервые малыш становится способным распознавать звуки на 16-17 неделе беременности. К 20-й неделе процесс формирования слуховой системы полностью заканчивается. Начиная с этого времени, можно разговаривать с малышом. Некоторые мамы считают это бесполезным занятием, но общение в утробе помогает подготовиться к появлению на свет сына или дочки.
Плод способен понимать звуки, громкость которых превышает 30 децибел. Конечно, околоплодная жидкость несколько приглушает эти звуки, но это не мешает крохе.
Интересно! Лучше всего ребенок во внутриутробном периоде понимает низкие звуки, в частности, мужские голоса. Поэтому желательно, чтобы с младенцем общался папа.