Грудничковое плавание и формирование привязанности между ребенком и родителями

Правильная подготовка к грудничковому плаванию

Родители должны учитывать тот факт, что к любому занятию с маленьким ребенком следует подходить ответственно и очень серьезно. Это касается и плавания. Прежде чем приступить к тренировкам с малышом, необходимо тщательно подготовиться, чтобы занятия были для карапуза комфортными.

В первую очередь следует определиться со временем для проведения тренировок. Необходимо заниматься только тогда, когда малыш будет бодрым и не хотеть спать. С голодными и только что поевшими детками также заниматься не стоит. Приступать к плаванию лучше всего через час после приема пищи.

На пол в ванной следует положить коврик из резины, который не даст взрослому поскользнуться и упасть. А для малыша, нужно заранее подготовить полотенце для обтирания после плавания.

Если мамочка заметила, что кроха не настроен на занятия, плачет или капризничает, его не нужно заставлять и тренировать против его воли. Лучше позаниматься с ним в другой раз.

С какого возраста малыша можно приучать к водным процедурам?

Рефлексы к плаванию малыши утрачивают с наступлением трех месяцев. Если до этого момента не начать заниматься с ребенком плаванием, то приучить его в дальнейшем к водным процедурам будет значительно сложнее.

Лучше всего первые занятия начинать через четыре недели после рождения. Чтобы заниматься с крохой регулярно, можно использовать большую домашнюю ванну либо посещать с ним общественный бассейн.

При посещении бассейна с ребенком, им должен заниматься либо один из родителей, либо профессиональный инструктор по грудничковому плаванию, посторонним людям доверять процедуру нельзя, даже если занятия групповые.

Младший дошкольный возраст (от 3 до 4 лет)

Данный период начинается с кризиса – это возраст ревности, желания обладать тем, что принадлежит тебе и кого ты любишь. Ребенок начинает идентифицировать «МОЯ мама», проецируя биологическую связь со своим взрослым и начинают искать подтверждение этому.

  • разрешайте злиться и выпускать негатив, помня, что чувствовать различные эмоции – нормально;
  • выделите индивидуальное время для каждого ребенка (если их несколько в вашей семье) – сходите в торговый центр, кафе, на маникюр, кино… выберите развлечения, которые будут интересны вам обоим;
  • если есть возможность – возьмите ребенка на свою работу и покажите рабочее место, украшенное фотографией вашей семьи;
  • занимайтесь спортом вместе (бассейн, бег, футбол или просто утренняя гимнастика);
  • научите его кататься на велосипеде, роликах, самокате;
  • устройте семейный спектакль и проиграйте отношения «мама-малыш»;
  • валяйтесь на диване и просто отдыхайте вместе с ним;
  • играйте, рисуйте, лепите, читайте и порой – следуйте его правилам;
  • совместно украшайте дом к празднику, упаковывайте подарки и делайте открытки своими руками;
  • качайтесь на качелях, катайтесь с горки и постройте самый большой замок из песка на детской площадке;
  • разработайте свой ритуал прощания, например, «поцелуй в кармашке», оставляйте милые записки и небольшие подарки в кармане вашего чада.

Разминка

Перед тем, как начать занятие в воде, рекомендуется выполнить небольшой комплекс разогревающих упражнений, который состоит из очень короткого поглаживающего массажа и элементов из взрослого плавания.

Положите ребенка перед собой, погладьте ему сначала животик и ручки, затем, предварительно перевернув, ножки и спинку. Движения должны быть еле заметными и нежными.

Аккуратно положите малыша спинкой себе на живот, примите положение полусидя. Выполните несколько движений, похожих на те, которые вы совершаете при плавании брассом, кролем, дельфином.

Затем переложите ребенка животиком себе на колени и примите положение сидя. Также сделайте несколько упражнений. Обязательно задействуйте и руки и ноги ребенка.

Четко проговаривайте команды, сообщайте малышу, какой элемент вы сейчас выполняете.

Например, разминка на спине:

  • “делаем ножницы” (скрещивания руками и ногами);
  • “правая/левая рука – плывем кролем”, “плывем кролем – руки кроль” (круговые вращения руками вперед);
  • “плывем брассом – ноги брасс” (разведение и сведение ног лягушкой);
  • “плывем на спине, руки – кроль” (круговые вращения руками назад);
  • “руки – дельфин” (круговые вращения руками вперед) и т.д.

На животе:

  • “плывем кролем – ноги кроль”;
  • “тянемся стрелочкой” (вытяните малыша в длину за ручки и ножки);
  • те же, что на спине и т.д.

 Вся разминка занимает не более 5-8 минут.

Приспособления для купания

Чтобы пребывание в ванне было приятным для мамы и малыша, современной промышленностью представлено множество приспособлений:

  • Для поддержания головы на поверхности воды можно приобрести надувной воротник на шею или жилетик. Как только малыш окрепнет, приспособление можно убрать.
  • Для этой цели подойдет и специальная шапочка на голову. В ее конструкцию входит пенопласт, удерживающий шею крохи на поверхности воды.
  • Заинтересовать младенца можно специальным ковриком в ванну. Его стелют на дно, чтобы кроха не скользил. Коврики производят в виде животных или с использованием картинок на детскую тематику. Традиционно для купания приобретают яркие резиновые игрушки, с ними плавать гораздо веселей.

Если занятия проводятся в бассейне, нужно будет приобрести непромокаемые трусы-подгузники. Младенец может оставить в воде неожиданный сюрприз. Конечно, дома лучше купаться голышом.

Бассейн для грудничка

Грудничковое плавание в Красноярске набирает обороты. Рекламой всевозможных ква-ква, золотых рыбок и медуз пестрят даже роддомы города. «А мой в полтора месяца уже ныряет!» – хвастаются друг другу молодые мамочки на детских площадках. Учитывая, что удовольствие это не из дешёвых, разберёмся, когда плавать раньше, чем ходить, действительно полезно, а когда – нет.

Начнём с того, что словосочетание «грудничковое плавание» не совсем верное, – рассказывает Ольга СОКОЛОВСКАЯ, врач-педиатр, реабилитолог. – Плавать по-настоящему, без поддержки, ребёнок научится не раньше 3-4 лет, то есть в осознанном возрасте. И если вам в бассейне обещают научить держаться на воде полугодовалого кроху – бегите оттуда. Задача тренера – научить ребёнка задерживать дыхание, плыть под водой и делать определённые движения на воде с поддержкой взрослого.

Вообще плаванием с грудничками занимались и в советские времена в реабилитационных центрах при детских больницах и поликлиниках. И техники проводки по воде, ныряния и т. д. были разработаны тогда же. Но в основном – с детьми, у которых были проблемы в развитии, например ДЦП. Здоровым детям такое удовольствие было недоступно. Лет пять назад бассейны для грудничков появились практически в каждом районе города. Сейчас их насчитывается около десятка. И можно только позавидовать сегодняшним родителям. Ведь если для больных детей плавание – это лечение, то для здоровых – отличная профилактика!

История

То, для чего нужно грудничковое плавание, было детально изучено еще Чарковским. Инструктору-спасателю удалось добиться впечатляющих результатов. Недоношенная дочь Чарковского уже в три месяца опережала сверстников в плане физического и интеллектуального развития. Через несколько месяцев ребенок начал плавать в бассейне для взрослых. Девочка самостоятельно погружалась на глубину в несколько метров.

Обратите внимание! После достижения успехов в укрепления здоровья собственной дочери Игоря Чарковского стали приглашать в Дома Ребенка, родительные дома. Методика инструктора-спасателя противоречила основным медицинским доктринам того времени

Поэтому повсеместного распространения грудничковому плаванию получить было не суждено.

В других государствах развитие методики шло более прогрессивно. В зарубежных странах появились специальные исследовательские институты, сотрудники которых занимались занятиями с детьми в водной среде. Пионерами в этом плане стала австрийская семья Тиммерманс. В последующем методика грудничкового плавания стала распространяться на территории Японии, стран Европы, Америки.

Министерством здравоохранения СССР подобные занятия с детьми первого года жизни были одобрены лишь в 70-х годах прошлого века. В немалой степени этому способствовала деятельность председателя Федерации плавания Фирсова. Вскоре отделения грудничкового плавания были открыты во всех лечебных учреждениях для детей, в которых проводились специальные оздоровительные курсы.

Когда начинать

Рекомендуемый возраст для начала занятий оздоровительным плаванием – 1 месяц с рождения ребенка.

Желательно до того, как приступить к обучению, пройти всех необходимых для данного возраста специалистов и получить их единогласное разрешение.

Помните, что возможность заниматься оздоровительным плаванием самостоятельно есть только у родителей здоровых и практически здоровых детей.

Дети с какими-либо врожденными отклонениями или с задержкой развития должны заниматься плаванием по специальной программе, под руководством квалифицированных специалистов и при определенных условиях. Плавание в их случае носит физиотерапевтический характер.

Противопоказания

Некоторым деткам запрещены водные процедуры вообще или на определенный срок. Отсутствие противопоказаний может определить только врач. Грудничковое плавание противопоказано при:

  • острых воспалительных процессах с повышением температуры тела;
  • инфекционных болезнях, в числе которых вирусные гепатиты, сифилис, туберкулез;
  • проблемах опорно-двигательного аппарата, при которых требуется фиксация конечностей;
  • гнойных процессах;
  • почечной и печеночной недостаточность в стадии прогрессирования;
  • кожных болезнях с выделениями;
  • сердечной недостаточности;
  • ранах;
  • психических болезнях с припадками.

Путь

– Здравствуйте, Татьяна. Расскажите для начала о себе. Как вы попали в эту сферу? Каким был ваш путь к ней?

– Изначально я сама пловец, у меня есть разряды, увлекаюсь плаванием с 5 лет. Не могу сказать, что я мечтала стать тренером в детстве. Скорее уже в более осознанном возрасте поняла, чем я могу заниматься. Все произошло спонтанно.

Будучи студенткой я устроилась в детский центр, меня хотели взять на должность администратора. Но была открыта еще одна вакансия. В резюме я указала, что занималась плаванием. Поэтому мне предложили научиться работе с маленькими детками, обучать их плаванию. Позже я решила, что было бы здорово как-то это подкрепить и поступила в Институт физической культуры и адаптивного спорта, где я уже непосредственно училась реабилитологии, педагогике, детской психологии и другим дисциплинам.

На данном этапе у меня есть образование реабилитолога. Я магистр, автор методического пособия по работе с лицами, имеющими проблемы с дыхательной системой. Писала его на основе трехлетней работы с ребенком с диагнозом муковисцидоз. Это редкие детки. В России их всего около 7000. Многие даже не знают, что это такое. И этот опыт вдохновил меня на то, чтобы проработать эту проблему. Людям с таким диагнозом нужна помощь. Их нужно выводить в массы. И сегодня в России есть лишь узкий круг людей, которые изучают эту болезнь, помогают с ней справляться и выводят работу с такими детьми на нужный уровень.

Что касается грудничкового плавания, по нему высшего профессионального образования пока не существует. На данный момент есть различные ассоциации, которые принимают людей, уже владеющих определенной базой – это может быть медицинское образование, педагогическое, спортивное и также есть курсы, которые позволяют развиваться в этом направлении.

Упражнения

При работе в бассейне мы используем упражнения для улучшения взаимодействий детей и родителей. Их можно использовать как на групповых занятиях, так и при индивидуальной работе с семьями, когда в воде находятся одновременно и мама, и папа. Особой атмосферой наполнены занятия с двойней, когда мы видим и поддерживаем контакт между малышами.

Коммуникативные упражнения хорошо включать во второй части урока. Дети к этому времени получили достаточную нагрузку и адаптировались к окружению. Вот для примера несколько таких заданий:

  1. Взрослые и малыши держатся за обруч и поют песенку, перемещаясь по кругу.
  2. Взрослый располагает малыша у себя за спиной и, придерживая за ручки, совершает покачивающие движения вправо-влево, двигается по кругу. Более опытные малыши уже могут самостоятельно удерживаться у взрослого за спиной, держа родителя за шею или лямки купальника. Когда ребенок уверенно держится у вас на спине, вы можете начать отрывать свои ноги ото дна и поплыть.
  3. Взрослый помещает нудл (или два) себе под спину и руки и располагает малыша у себя на груди в положении на животе или спинке, придерживая его с обеих сторон. Когда в этом положении вы почувствуете себя уверенно, можете медленно отрывать ноги ото дна и плыть.
  4. Взрослые и малыши встают по кругу и передают игрушку друг другу по очереди.

В зависимости от вашей подготовки и умений малыша, в эти игры можно добавлять ныряния способами, которые хорошо освоены ребенком.

Как научить грудничка плавать

Вы можете выбрать один из двух путей: тренироваться дома самостоятельно или посещать занятия в общественном бассейне детского центра. Первый вариант удобен тем, что это бесплатно и доступно всегда. Преимущества второго способа заключаются в том, что тренировки будет проводить профессиональный инструктор. Ознакомьтесь с некоторыми особенностями обоих вариантов.

Занятия в бассейне для грудничков

Продолжительность тренировки, как правило, составляет от 30 до 45 минут. Занятия могут быть по индивидуальной программе или групповыми. Можете посетить и то, и другое, а после определиться с тем, как комфортнее тренироваться вам и малышу грудничкового возраста. На первый сеанс обязательно надо принести медицинскую справку о том, что противопоказаний у ребенка нет. Как правило, занятие по грудничковому купанию состоит из таких этапов:

  1. Разминка на суше.
  2. Знакомство с водой.
  3. Разминка с гимнастикой и различными упражнениями у бортика бассейна.
  4. Грудничковое плавание с нудлами, кольцами, досками и другим инвентарем.
  5. Игры в воде с элементами подводного ныряния по специальным техникам.

Обучение плаванию новорожденных в домашних условиях

Когда ваша ванна или бассейн для самых маленьких наполнены, начните знакомить грудничка с водой. Сначала дайте малышу коснуться поверхности ладошками. Затем окуните ступни и подержите в воде несколько минут. Постепенно погрузите ножки, а затем и все тельце в вертикальном положении. Не прекращайте разговаривать с ребенком ласковым голосом, улыбайтесь ему, аккуратно поливайте водичкой.

Родители должны освоить два вида поддержки грудничка: под подбородок и затылок. Первое используется, когда малыш лежит на животике, а второе – когда он в положении на спинке. Вы можете использовать одно из них, но лучше уверенно научиться обоим приемам и чередовать их: это будет значительно полезнее для ребенка. Дополнительно не помешает освоить грудничковое плавание со специальным поддерживающим кругом – с ним малыш будет более раскованным.

С какого возраста лучше начинать обучение плаванию?

Данная методика основывается на возможности грудничков передвигаться в невесомости. Внутриутробно ребёнок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде и рождается с плавательными рефлексами, которые без закрепления угасают в возрасте 3 — 3,5 месяцев. Есть еще один рефлекс — задержки дыхания. На этих уникальных способностях новорожденных и основаны методики обучения грудничков плаванию. Удельный вес младенца меньше удельного веса взрослого человека (из-за большого количества лецитиновых жиров у ребёнка), поэтому младенец имеет удивительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплён навык плавания.

Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребёнка плавать к концу первого года жизни. Навыки плавания, приобретённые в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в двух-трёхлетнем возрасте. Прекраще­ние занятий на 1-2 месяца ведёт к потере плавательных навыков, которые затем можно восстановить вновь.

Как помочь ребенку быстрее пройти через этапы формирования привязанности

Если не работать с нарушением привязанности, то ребенок может так и остаться капризным, постоянно переживающим чувство потери биологических родителей. Для того чтобы прогресс стал стремительнее, необходимы последовательные действия родителей. Приведем пример: ребенок боится оставаться ночью один и просится в кровать к маме и папе. Один раз его берут, потому что жалеют, а потом решают, что место малыша — в детской, и не стоит приучать его спать в другой кровати. Ребенок, без сомнения, оказывается в растерянности. Если разрешили один раз — значит, позволят еще. А если не позволяют — значит, не любят. Доверие к приемным родителям подрывается.

В семье необходима установка четких правил — причем с самого начала. У ребенка должно быть постоянство — так он быстрее адаптируется и привяжется к новой семье. Самый простой вариант — взять листок, сесть вместе с мужем (бабушкой, тетей, любыми родственниками, которые принимают участие в воспитании) и составить список этих правил. Наверняка они уже есть в семье, просто употребляются бессознательно. Вот пример пунктов из такого списка:

  1. Нельзя шуметь, когда папа работает за компьютером;
  2. Посуду каждый моет за собой сам;
  3. Каждый самостоятельно следит за порядком в своей комнате;
  4. После 21:00 нельзя включать телевизор.

Выполнение всех этих правил обязательно в любом случае. Нельзя, чтобы «злой папа» запрещал компьютерные игры, а «добрая мама» разрешала. Непоследовательность негативно сказывается на хрупком ощущении ребенком стабильности.

Не стоит ждать, что малыш сразу начнет бесконечно любить приемных родителей. Для всего нужно время. Но приблизить момент возможно. Отмечайте семейные праздники. Если ребенок пришел в семью в осознанном возрасте, можно отметить не только его день рождения, но и день усыновления. Почаще произносите объединяющие фразы: «Наша семья», «Ты смеешься, как папа», «Наш сынок (дочка)».

Делайте совместные фотографии, храните хорошие воспоминания и забывайте плохое. Рано или поздно ребенок обязательно начнет испытывать потерянную прежде привязанность к любимым людям.

Елена Кононова

Упражнения для грудничкового плавания

Плавание предусматривает регулярно упражнение простых упражнений, абсолютно безопасных для ребенка. Взрослым нужно сохранять сосредоточенность и спокойствие во время тренировок в водной среде. В таком случае кроха также чувствует себя уверенно.

Плескание

Плескание выполняется следующим образом:

  1. Малыша держат под подбородок на животе одной рукой. Другой аккуратно похлопывают по воде.
  2. Взрослый выполняет разнообразные движения ладонью. Ею медленно водят по поверхности воды.
  3. Нужно показать грудничку, как вода плавно стекает с руки. В последующем малыш будет плескаться в воде самостоятельно, получая от этого занятия истинное удовольствие.

Толчки и повороты

Грудничка приближают к стенкам ванны. Малыш должен чувствовать опору ножками, отталкиваться от нее и плыть. При этом взрослый поддерживает кроху при переворачивании. Основная цель — показать ребенку, что существует взаимосвязь между силой отталкивания и расстоянием, которое грудничок сумеет проплыть.

Плавание по прямой

Грудничка кладут на животик. Перед ним кладут яркую игрушку, вызывающую активный интерес крохи. Малышу нужно стараться достать красочный предмет. При этом игрушку каждый раз отодвигают от крохотного пловца. Меняют и скорость движений. Интенсивность поддержки взрослого постепенно ослабляют. Малыш должен понять, что он может самостоятельно держаться на воде.

Восьмерка

К выполнению этого упражнения приступают после освоения юным пловцом техники плавания по прямой. Ребенка держат попеременно то на спине, то на животе. При этом на воде плавно выводят зигзаги, восьмерки, прочие волнообразные фигуры. Скорость изменяют постепенно (пока не подберете оптимальную). Одним грудничкам нравятся плавные движения, другие предпочитают плыть максимально быстро.

Покачивание

При выполнении этого упражнения юного пловца кладут на живот, поддерживая кроху за подбородок. При этом голову придерживают так, чтобы она располагалась над поверхностью воды. Грудничка плавно перемещают сверху-вниз и вперед-назад, медленно погружая в воду и поднимая из нее. При этом имитируют покачивание на качелях.

Подобное упражнение предназначено для подготовки ребенка к нырянию. Тренировки выполняются около 30 дней. В противном случае юный пловец может испугаться и неприязненно воспринимать водные процедуры.

Обучение малыша нырянию

Перед тем как приступить к обучению нырянию, убеждаются в закреплении необходимых навыков и рефлексов задержки дыхания.

Упражнение выполняют таким образом:

  1. Крохе дают четкую команду «нырять», дуя при этом ему в лицо.
  2. Малыш задерживает дыхание и закрывает глаза.

Упражнение выполняют в течение 10 дней. В дальнейшем тренировки усложняются. После команды «нырять» малышу надо не только дуть, но и брызгать водой в лицо.

Непосредственно к нырянию приступают после освоения указанных выше навыков. Сначала кроху погружают под воду на 2 секунды. Затем продолжительность тренировок увеличивают до 30 секунд.

В какое время суток лучше всего плавать?

Родителям можно рекомендовать заниматься плаванием через 1,5 часа после кормления. Не имеет большого значения, когда проводятся занятия — вечером или утром. Это больше всего зависит от желания ребенка и родителей. Конечно, легко возбудимым детям можно рекомендовать плавание днем. Обычно, плавание — расслабляет, успокаивает ребенка, особенно это полезно при гипертонусе. Ребенок должен быть не голоден и не перекормлен, не должен быть уставшим или перевозбужденным. Родителям необходимо быть настроенными доброжелательно, и верить в то, что предстоящее занятие с малышом принесет ему пользу и здоровье. Не должно быть шума, громкой музыки, повышенных голосов, тревожных взглядов, беспокойных нот в голосе.

Грудничковое плавание – за и против

Мнения педиатров, как и родителей, в этом вопросе сильно разнятся. К примеру, доктор Комаровский утверждает, что занятия плаванием способствуют ускоренному и правильному умственному и физическому развитию ребенка грудничкового возраста. Они приносят только пользу организму, укрепляют мышцы. Хотя под влиянием плавания грудничкового многие грудные дети растут слишком гиперактивными. Тем не менее, нельзя умолчать о том, что тренировки в воде повышают риск развития заболеваний дыхательных путей.

Большинство родителей, детки которых посещают занятия по грудничковому плаванию, остаются довольны результатами. Они утверждают, что их малыши крепче спят, лучше едят, хорошо привыкают к режиму дня. Радует и то, как позитивно ведут себя дети во время тренировок. Они испытывают положительные эмоции. Степень доверия и взаимопонимания с родителями у них выше, чем у тех малышей, которые не занимаются плаванием с младенчества.

Методика раннего плавания в домашней ванной для новорожденных детей

В первые месяцы после рождения ребенок сохраняет некоторые рефлексы, заложенные еще во время пребывания в материнской утробе.

Один из них – рефлекс задержки дыхания при погружении в воду. Этот рефлекс со временем угасает. Продолжительность его действия всего до 2,5-3 месяца

Вот почему так важно не затягивать начало занятий и постараться перейти уже к активным тренировкам к возрасту ребенка 1,5-2 месяца

Регулярные занятия плаванием с грудными детьми улучшают работу всех жизненно важных систем организма. Раннее плавание создает, а затем и поддерживает, хорошую базу для более правильного физического развития ребенка. Дает ощущение свободы действия, научит его не бояться водной стихии и не паниковать в случаях случайного попадания туда.

Общие рекомендации

  1. Уровень воды в ванной – должен быть равен примерно 2/3 высоты бортика. Если поставить вашу руку ладонью на дно, то край воды должен быть чуть выше линии середины плеча.
  2. Температура воды – начальная температура: 37-36,5 градусов. В дальнейшем каждую неделю вы понижаете ее на один градус. Таким образом, к концу третьего месяца, при регулярных занятиях температура воды должна опуститься до 28-29 градусов. Не добавляйте теплую воду во время занятий. Остывшая вода послужит дополнительным закаливающим эффектом и облегчит переход в большой бассейн.
  3. Температура воздуха должна быть около 24-25 градусов, помещение должно быть хорошо проветренное, с постоянным притоком свежего воздуха и открытой дверью. Если в ванной есть окно или форточка, можно приоткрывать их на уровень щелевого проветривания.
  4. Регулярность и продолжительность занятий – в первый месяц частота занятий может достигать максимальной величины, т.е. плавать в ванной малышу можно ежедневно. При этом продолжительность будет самой короткой – от 7 до 12 минут.Далее с увеличением возраста ребенка такая обратная пропорция сохраняется. В течение второго месяца частота занятий будет равна 4-5 раз в неделю, а продолжительность – 10-15 минут.В течение третьего – 3-4 раза по 15-20 минут. К году частота занятий по плаванию должна уменьшиться до 1-2 раз в неделю, а продолжительность увеличиться до 45-50 минут.
  5. Если по какой-либо причине перерыв в занятиях был более двух недель, возобновлять их придется с самого начала, т.е. со стартовых значений всех показателей. Это связано с тем, что плавательный навык у ребенка утрачивается им как раз за период около 15-20 дней.
  6. Положение малыша – в процессе основного плавания ребенок должен находиться в максимально горизонтальном положении по отношению к воде. При плавании на спине, уши малыша должны быть в воде, рот и нос – над водой. Во время выполнения упражнений на груди, затылок ребенка может быть слегка запрокинут назад, его рот и нос должны быть выше уровня воды.
  7. Погружение – погружать ребенка в воду нужно медленно, постепенно, ножками в воду в вертикальном положении (предварительно проверив рукой температуру воду на ощупь). Необходимо объяснять малышу, что и как он сейчас будет делать. В процессе самого плавания также необходимо озвучивать все ваши действия, хвалить карапуза за его “великие” достижения.

Уровни адаптации к воде

Чтобы оценить, насколько ваш ребенок освоился в новой стихии, обратите внимание на его отношение к воде, психологическое состояние в бассейне, поведение и навыки. Можно выделить пять условных уровней адаптации

Можно выделить пять условных уровней адаптации.

Низкий уровень – ребенок не умеет и не хочет плавать, отказывается нырять, очень боится воду. Беспокоится в бассейне, водоеме и ванной, дрожит, под водой закрывает глаза. Кричит. Быстро устает.

Ниже среднего – плавает с трудом и без желания, опасается воды. Согласен опуститься в воду только до носа, не нырять. При взаимодействии с водой напрягается, бледнеет, под водой щурится. Иногда плачет и кричит.

Средний уровень – плавает, спокойно проплывает под водой несколько метров,. Двигается расслабленно, свободно, может открыть глаза под водой. Не кричит, не плачет. Мало устает.

Выше среднего – свободно плавает и ныряет, может проплыть под водой больше десяти метров. Чувствует себя хорошо, весел и активен в любой водной среде. Взаимодействует с тренером. Может плавать долго и не уставать.

Высокий уровень – чувствует себя в воде также уверенно, как и на суше. Прекрасно ориентируется под водой. Получает глубокое удовольствие от плавания и погружения под воду. Румяный, активный, смеется. Не устает от плавания.

Путь от низкого до высокого уровня адаптации занимает у малышей от нескольких месяцев (если прийти, когда рефлексы еще не угасли) до года (если прийти позже).

Что касается психологической и физиологической адаптации, она проходит быстрее. В среднем адаптационный период занимает около 10 занятий. Первые 3 – подготовительные, ознакомительные. Следующие 5 – это уже настоящие занятия. И затем 2 занятия закрепляют эффект и переводят ребенка в регулярный режим с полноценной нагрузкой.

Как начинать

Плавание для детей в возрасте от 1 до 3 месяцев основывается, как и большинство оздоровительных процедур, на врожденных рефлексах и носит профилактически закаливающий характер.

Занятие плаванием в данный период необходимо проводить ежедневно или через день, в любое время дня, ориентируясь на индивидуальные особенности конкретного ребенка.

Обычно оптимальным временем для занятий считается период бодрствования малыша, между двумя кормлениями, когда он находиться в наиболее благосклонном настроении.

Для легко возбудимых детей рекомендуемое время будет перед дневным отдыхом или за 1,5-2 часов до ночного сна. Завершать водные процедуры необходимо за 15-20 минут до очередного приема пищи.

Если вы не уверены в своих силах, на первое время можно также прибегнуть к помощи специалистов. У вас всегда есть возможность вызвать медсестру из поликлиники или инструктора из группы раннего плавания, чтобы он/она показали бы вам, как выполнять основные упражнения, а главное научили бы не бояться самого процесса погружения собственного чада в воду.

Можно также совмещать занятия с инструктором или медсестрой в поликлиники и самостоятельные тренировки, на которых вы будете закреплять полученные знания и отрабатывать увиденное и услышанное. Поверьте, со временем движения ваших рук станут плавными, быстрыми, уверенными и будут выполняться автоматически.

Плюсы от водных занятий

  • осуществляется работа почти всех мышечных групп организма без нагрузки на позвоночник и другие суставы. Следовательно, риск получения травм сведен к минимуму;
  • улучшается состояние сердечно-сосудистой и дыхательной системы, способствуют наилучшему росту и укреплению стенок сосудов и внутренних органов;
  • оказывается положительное влияние на центральную и периферическую нервную систему. Способствуют улучшению процессов поступления крови к коре головного мозга и прохождению к ней нервных импульсов, а также образования новых нервных клеток и окончаний;
  • укрепляют иммунную систему и служат хорошей профилактикой вирусных заболеваний и болезней конечностей;
  • способствуют нормализации режима сна и бодрствования, улучшается качество и продолжительность сна, повышению аппетита у детей;
  • являются лучшим средством гигиены для малыша, оказывает массирующее, успокаивающее действие;
  • улучшают его настроение, дают дополнительный прилив сил и энергии.

Плавать – полезно?

Занятия плаванием укрепляют сердечно­-сосудистую и дыхательную системы, способствуют правильному развитию опорно-двигательного аппарата, стимулируют аппетит и повышают обменные процессы организма ребёнка. Ярко выраженные реакции возбуждения в коре головного мозга сменяются процессом торможения; вследствие этого возникает крепкий и здоровый сон.

Можно ли отнести обучение плаванию младенцев к раннему физическому развитию? Конечно! А забота о физическом развитии ребенка является почти столь же важной для его гармоничного развития, как рациональный режим, регулярное и полноценное питание, достаточный сон и частое пребывание на свежем воздухе

Занятия в бассейне для грудничков

Каждый родитель помогает развиваться своему малышу. Так, для лучшего роста и развития мама и папа приобретают специальные тренажеры или посещают обустроенные помещения. В последнее время большую популярность приобрел бассейн для грудничка. Стоит отметить, что вы можете самостоятельно организовать подобные тренировки или обратиться в специальные водные залы к тренеру. Также бывает бассейн для грудничков в поликлинике. Однако далеко не все медицинские учреждения могут похвастаться таким обустройством. Тренировки в воде приносят младенцу колоссальную пользу. Рассмотрим основные плюсы таких занятий.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий