Лечение СДВГ
Нет препаратов от СДВГ, но есть много методов лечения, которые могут помочь людям справиться с этим расстройством. Рекомендуемый тип лечения будет зависеть от множества вещей, в том числе имеют значение:
- Личные предпочтения;
- Возраст человека;
- Тяжесть симптомов.
Зачастую препараты используются, чтобы помочь справиться с симптомами, балансируя химические вещества в головном мозге, которые отвечают за внимание и контролируют импульсы. Препараты для лечения СДВГ включают:
- Метилфенидат;
- Декстроамфетамин;
- Амфетамины;
- Атомоксетин;
- Лиздексамфетамин.
Эти препараты могут вызывать побочные эффекты, в том числе:
- Снижение аппетита;
- Проблемы со сном;
- Головные боли;
- Боли в животе;
- Тревожность.
Многие виды терапии направлены на решение социальных, поведенческих и эмоциональных проблем, которые могут испытывать люди. Эта форма лечения может включать работу в небольших группах, чтобы помочь человеку развить социальные навыки и взаимодействовать с другими людьми.
Иногда люди замечают связь между гиперактивностью и употреблением в пищу продуктов, содержащих много сахара. Если это так, сократите количество сладких продуктов.
Авторы одного из исследований заявили, что СДВГ связан с нездоровым питанием во время беременности.
Определение и симптомы СДВГ
Трудно диагностировать СДВГ у детей в возрасте до 4 лет, так как их поведение постоянно меняется. Они могут быть очень энергичными и легко отвлекаться в одни дни и быть более спокойными и целенаправленными в другие дни.
Малыши с СДВГ имеют ранние признаки, в том числе:
- неугомонность;
- постоянно бегают, лазают и прыгают;
- безостановочно разговаривают;
- не могут сосредоточиться;
- испытывают трудности во время еды.
Важно отметить, что многие маленькие дети невнимательны, могут испытывать истерику и полны энергии на разных этапах развития. Родители должны обратиться к врачу, если обеспокоены поведением своего ребенка
Родители должны обратиться к врачу, если обеспокоены поведением своего ребенка.
К каким докторам следует обращаться если у Вас Гиперактивность у детей:
Психолог
Психиатр
Психоневролог
Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Гиперактивности у детей, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Признаки СДВГ. Как проявляется СДВГ
О центре – Практическая деятельность – Синдром дефицита внимания и гиперактивности – Признаки СДВГ. Как проявляется СДВГ
По американской классификации DSM-IV 1994 года выделяют три формы СДВГ.
- В первой форме гиперактивность сочетается с нарушениями внимания. По распространенности это самая частая форма СДВГ (50-75%);
- Во второй форме преобладают нарушения внимания (однако нарушения внимания, как правило, имеют место и у детей с неврозами и невротическими состояниями; в этом состоит трудность диагностики) – 20-30%;
- В третьей форме преобладает гиперактивность. Последняя форма встречается наиболее редко (<15%). В большинстве случаев, если у ребенка есть только гиперактивность, это, скорее всего, связано с его индивидуальными особенностями, в частности с темпераментом, и здесь не всегда можно говорить о патологии.
Невнимательность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы шесть должны сохраняться не менее 6 мес.:
- Неспособность сосредоточиться на деталях;
- Ошибки по невнимательности;
- Неспособность вслушиваться в обращенную речь;
- Неспособность доводить задания до конца;
- Низкие организаторские способности;
- Отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения;
- Потери необходимых предметов при выполнении задания;
- Отвлекаемость на посторонние раздражители;
- 3абывчивость.
Гиперактивность и импульсивность
Из перечисленных ниже признаков хотя бы четыре должны сохраняться не менее 6 мес.:
- Ребенок суетлив, не может сидеть спокойно, бесцельно ерзает, бегает, карабкается и т.п.;
- Вскакивает с места без разрешения;
- «Влезает» в разговор старших, занятия других детей;
- Не может играть в тихие игры, отдыхать;
- Выкрикивает ответ, не дослушав вопрос;
- Не может дождаться своей очереди.
Дополнительные признаки
- нарушения координации (выявляются примерно в половине случаев СДВГ), тонких движений, равновесия, зрительно-пространственной координации;
- эмоциональные нарушения (неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам);
- нарушения отношений с окружающими вследствие «плохого поведения»;
- неравномерно выраженные задержки психического развития при сохранном интеллекте;
- нарушения сна.
Перечисленные особенности поведения должны
- появиться до 8 лет;
- обнаруживаться, по меньшей мере, в двух сферах деятельности (школе и дома);
- не быть обусловлены другими психическими расстройствами;
- вызывать психологический дискомфорт и дезадаптацию;
- не соответствовать возрастной норме.
В психическом развитии детей с СДВГ наблюдаются задержки на 1,5—1,7 года. Кроме того, гиперактивность характеризуется слабым развитием тонкой моторной координации и постоянными, беспорядочными, неловкими движениями, вызванными несформированностью взаимодействия между полушариями головного мозга и высоким уровнем адреналина в крови.Для гирперактивных детей также характерна постоянная болтовня, указывающая на недостаток развития внутренней речи, которая должна контролировать социальное поведение. Вместе с тем гиперактивные дети часто обладают неординарными способностями в разных областях, сообразительны и проявляют живой интерес к окружающему.Результаты многочисленных исследований показывают хороший общий интеллект таких детей, но перечисленные особенности не способствуют его развитию. Среди гиперактивных детей могут быть и одаренные. Так, Д. Эдиссон и У. Черчиль относились к гиперактивным детям и считались трудными подростками.Анализ возрастной динамики СДВГ показал два всплеска проявления синдрома. Первый отмечается в 5—10 лет и приходится на период подготовки к школе и начало обучения, второй — в 12—15 лет. Это обусловлено особенностями развития мозга в различные периоды детства
Возраст 5,5—7 и 9—10 лет — критические периоды для формирования систем мозга, отвечающих за мыслительную деятельность, внимание, память.К 7 годам происходит смена стадий интеллектуального развития, формируются условия для становления абстрактного мышления и произвольной регуляции деятельности. Активизация СДВГ в 12—15 лет совпадает с периодом полового созревания
Гормональный всплеск отражается на особенностях поведения и отношениях к учебе.
Литература
- Bader A., Adesman A. Complementary and alternative therapies for children and adolescents with ADHD //Current opinion in pediatrics. – 2012. – Т. 24. – №. 6. – С. 760-769.
- Bonath B. et al. Regional gray matter volume differences between adolescents with ADHD and typically developing controls: further evidence for anterior cingulate involvement //Journal of attention disorders. – 2016. – С. 1087054715619682.
- Connolly J. J. et al. Attention-Deficit Hyperactivity Disorder and Pharmacotherapy—Past, Present, and Future: A Review of the Changing Landscape of Drug Therapy //Therapeutic Innovation & Regulatory Science. – 2015. – Т. 49. – №. 5. – С. 632-642.
- Daviss W. B. A review of co-morbid depression in pediatric ADHD: etiologies, phenomenology, and treatment //Journal of child and adolescent psychopharmacology. – 2008. – Т. 18. – №. 6. – С. 565-571.
- Hasson R., Fine J. G. Gender differences among children with ADHD on continuous performance tests: a meta-analytic review //Journal of attention disorders. – 2012. – Т. 16. – №. 3. – С. 190-198.
- Knouse L. E., Zvorsky I., Safren S. A. Depression in adults with attention-deficit/hyperactivity disorder (ADHD): the mediating role of cognitive-behavioral factors //Cognitive therapy and research. – 2013. – Т. 37. – №. 6. – С. 1220-1232.
- Levy S. et al. Childhood ADHD and risk for substance dependence in adulthood: a longitudinal, population-based study //PloS one. – 2014. – Т. 9. – №. 8. – С. e105640.
Симптомы Гиперактивности у детей:
1. Выраженная беспокойность, импульсивность, невнимательность
Дети с гиперактивностью не могут спокойно сидеть на своем месте. Они вскакивают, крутятся по сторонам, трогают и переставляют вещи, рассматривают и прикасаются к своей одежде, они склонны не выполнять задание, а менять его по своему усмотрению. Гиперактивный ребенок часто отвлекается.
На игровой площадке гиперактивный малыш может выявлять такой же уровень активности, как и другие дети, не более. Специфика его активности заключается в неспособности сдерживать активность, когда необходимо не шуметь и сосредоточиться. Это происходит в классе, в детсаду и т. д.
Импульсивность проявляется в действиях без предварительных размышлений, опрометчивости, иногда в опасных поступках. На уроках такие дети могут выкрикивать ответ, не дослушав учителя и не подняв руку. Перебивать – обычное для них дело. В играх они не дожидаются своей очереди. Импульсивность может говорить о поведенческих расстройствах, потому она не может служить ключевым признаком при диагностике гиперактивности.
2. Устойчивость
Гиперактивность должна проявляться в разных обстановках, например, и в школе, и дома
Во время посещения врача устойчивая гиперактивность может не проявиться, потому что обстановка и окружающие люди будут незнакомыми для ребенка или же ребенок воспримет происходящее, как повышенное внимание к себе, и успокоится на данный период
3. Хроническое течение и раннее начало
Симптомы продолжаются минимум пол года. Для гиперактивности у детей характерно раннее начало – к 7-ми годам или ранее. Обычно диагноз ставят в начальной школе, потому что в этот период проблемы наиболее ярко проявляются.
4. Критерии исключения
Расстройства аутистического спектра имеют превосходство над гиперактивными расстройствами. У первых может проявляться беспокойство и невнимательность. Гиперактивность не диагностируют, когда причинами плохой концентрации внимания и беспокойства являются расстройства настроения, тревожные расстройства или шизофрения.
Обычные сопутствующие признаки
1. Вызывающее, агрессивное и антисоциальное поведениеОно часто достаточно выражено, чтобы поставить диагноз поведенческого расстройства.
2. Проблемы с социальными отношениями
Дети с гиперактивностью часто с удовольствием общаются со взрослыми, открыто, фамильярно и нахально. Сверстники нехотя общаются с такими детьми из-за их деструктивности и пренебрежения правилами, нежеланием соблюдать очередь в играх.
3. IQ ниже 100 у многих, но не у всех детей с гиперактивностью.
4. Специфические проблемы с обучениемВозникают даже у тех, у кого высокий IQ.
5. Неуклюжесть и незрелость неврологического развития
6. История специфической задержки развития
Причины гиперактивности
В числе причины возникновения нарушения:
- неблагоприятный ход течения беременности матери, в том числе курение и прием алкоголя в период вынашивания ребенка;
- неврологические нарушения в период внутриутробного развития, например, гипоксия плода, асфиксия по время рождения, преждевременное рождение;
- влияние семейной атмосферы на развитие ребенка в первые месяцы жизни, частые скандалы родителей, недостаточное питание и другие неблагоприятные факторы.
Вероятность возникновения гипервозбудимости вырастает по мере увеличения числа перечисленных факторов, которые проявляются совместно.
Причины развития СДВГ у детей
Точная причина развития СДВГ не определена медицинской наукой. Ученые считают, что данное состояние появляется при воздействии комплекса факторов. К ним относятся:
1. Негативные влияния во время внутриутробного развития (загрязнения окружающей среды, продуктов питания, интоксикация организма, инфекции, резус-конфликт, угроза выкидыша, патологические роды и т. д.).
2. Факторы, негативно воздействующие на головной мозг малыша в самом раннем возрасте (гипоксия, наркозы, прием антибиотиков).
3. Отягощенная наследственность.
Вышеперечисленные причины способны вызвать органическое поражение головного мозга ребенка, что и выражается характерным поведением.
Причины и симптомы гиперактивности
Гиперактивность у детей
Гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах: при гиперактивном расстройстве, сочетающимся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (МКБ-10-код F84.4), гиперкинетических расстройствах: F90.0 — нарушениях активности и внимания (включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, аббр. СДВГ), F90.1 — гиперкинетическом расстройстве поведения, F90.8 — других гиперкинетических расстройствах.
Причинами возникновения гиперактивности у детей могут быть неблагоприятные воздействия в перинатальном периоде, инфекции, родовые травмы, преждевременные или осложнённые роды[источник не указан 587 дней]. Другие возможные причины — свинцовое отравление, плохое или неправильное питание[источник не указан 587 дней].
Статистически гиперактивность (в рамках СДВГ) в 3 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг[источник не указан 587 дней]. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм[источник не указан 587 дней].
Гиперактивность часто встречается в рамках СДВГ. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 4 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи[источник не указан 587 дней].
Основные признаки гиперактивности у детей:
- Общая чрезмерная высокая активность в контексте ожидаемого в данной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития.
- Чрезмерная нетерпеливость, особенно в таких ситуациях, что требуют относительного спокойствия.
- Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок постоянно крутится, вертится.
- Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
- Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает и прыгает вокруг, карабкается, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
- Постоянные вскакивания с места, когда полагается сидеть, а также ёрзания и извивания.
- Шумность в играх и неспособность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
- Излишняя двигательная активность: ребёнок часто находится в постоянном движении.
- Часто проявляется чрезмерная шумливость и болтливость.
Факторы, которые провоцируют СДВГ:[неавторитетный источник?]
- Генетическая наследственность;
- Неправильное внутриутробное развитие плода;
- Высокое артериальное давление у беременной;
- Токсикоз при вынашивании плода;
- Быстрое или тяжёлое родоразрешение;
- Внутриутробная асфиксия (недостаток кислорода у плода).
Гиперактивность у взрослых
Гиперактивность может проявляться у больных биполярным аффективным расстройством и шизоаффективным расстройством в маниакальной фазе в виде сверхактивности, у некоторых больных деменцией («старческим слабоумием») в виде беспорядочной суетливости, вре́менная гиперактивность — при острой интоксикации психостимуляторами (например, кокаином).
Гиперактивность у детей школьного возраста: лечение
Важно следить за проявлением тех или иных признаков и вовремя принять необходимые действия по устранению патологии. Примечательно, что некоторые из симптомов могут указывать на совершенно иные расстройства центральной нервной системы — к примеру, неврастению
Вот, почему нельзя самостоятельно диагностировать гиперактивность детей младшего школьного возраста и выстраивать план лечения без специализированной помощи.
На сегодняшний день разработано множество самых разнообразных методик, наглядно демонстрирующих способы эффективного лечения патологии. Специалистами «Центра нейропсихологического сопровождения» в индивидуальном порядке разрабатываются упражнения и в игровой форме проводятся занятия, направленные на развитие памяти, письменной и устной речи, внимания. Другой их целью является снижение тревожности, повышение коммуникабельности и концентрации. В процессе коррекционной работы рекомендуется привлечь ближайшее окружение ребенка — родных, воспитателей, учителей.
Заблуждения относительно СДВГ
В нашей стране взрослых с подтвержденным диагнозом СДВГ не так уж и много. Это объясняется тем, что за специализированной помощью обращаются лишь единицы людей, имеющих подобное расстройство. У нас попросту не принято ходить к психотерапевтам, психологам, и тем более к психиатрам. А вот на западе дело обстоит по-другому. Диагноз СДВГ в свое время был поставлен многим знаменитостям, которые на своем примере показывают, что данное расстройство не приговор. Синдромом дефицита внимания страдает Джим Керри, Перис Хилтон, Джастин Тимберлейк, Аврил Лавин и многие другие мировые звезды кино и эстрады. Они открыто говорят о своих проблемах, помогая тем самым обычным людям поверить в себя и начать менять свою жизнь к лучшему.
Поэтому не стоит верить заблуждению, что СДВГ – это просто «модный» диагноз, который оправдывает плохое воспитание и педагогическую запущенность. Первые научные труды, посвященные СДВГ, увидели свет еще в начале прошлого века. Существуют и другие мифы относительно синдрома дефицита внимания и гиперактивности, приведем некоторые из них:
- диагноз СДВГ ставят практически всем детям, которые излишне подвижны и активны. На самом деле, это расстройство встречается не так уж часто. Примерно 6% населения сталкиваются с подобным расстройством, и только треть из них получает необходимое лечение. Большую часть гиперактивных детей не лечат вообще, особенно это касается девочек;
- синдром дефицита внимания является болезнью гиперактивных мальчишек. Но это далеко не так, в большинстве случаев у пациентов с синдромом дефицита внимания гиперактивность отсутствует. Таких людей просто считают ленивыми и глупыми. Синдром очень распространен среди девочек и женщин, но, согласно статистике, его чаще диагностируют у представителей сильного пола;
- эту болезнь придумали американцы, склонные к поиску простых решений из сложных ситуаций. Синдром встречается практически во всех странах, но не везде это расстройство достаточно изучено;
- главная причина СДВГ – это плохие учителя, родители и отсутствие жесткости в воспитании. Семья и ближайшее окружение может сказаться на состоянии человека с СДВГ, но основной причиной расстройства являются генетические особенности или органические изменения в головном мозгу. В этом случае даже самые опытные учителя и любящие родители редко могут повлиять на поведение ребенка;
- люди с СДВГ прикладывают мало усилий для решения своих проблем, и поэтому не стоит их оправдывать. Исследования на томографах позволили сделать вывод, что чем больше человек с этим синдромом старается, тем больше ухудшается его состояние. При попытке сосредоточится на выполнении какого-либо задания, у пациента попросту отключается лобная кора мозга.
Но самым опасным является заблуждение о том, что дети с СДВГ перерастают эту патологию, и после 12-14 лет все симптомы исчезнут. Современные исследования показали, что проявления синдрома дефицита внимания сохраняются во взрослой жизни более чем у половины всех детей, страдающих этим расстройством.
Такое большое количество мифов и заблуждений относительно СДВГ объясняются тем, что страдающие им дети и взрослые выглядят вполне нормально, они способны справляться с элементарными обязанностями. Синдром, хоть и осложняет жизнь человека, но все же не делает его тяжелобольным. Взрослые приспосабливаются к своей патологии настолько хорошо, что способны ввести в заблуждение даже самых опытных врачей. В большинстве случаев выявить отклонения можно только после тщательного компьютерного исследования головного мозга пациента.
Что такое микоплазмоз?
Микоплазмоз — инфекционное заболевание, вызываемое микоплазмами, протекает по типу
инфекции верхних дыхательных путей (фарингит, ларингит, трахеит) или нижних дыхательных путей
(бронхит или острая микоплазменная пневмония).
К сведению. Возбудитель микоплазмоза также вызывать инфекцию мочеполовой системы, но только если инфицирование произошло половым путем. Мочеполовой микоплазмоз вызывается возбудителем, отличным от респираторного микоплазмоза.
Cлучаи мочеполового микоплазмоза у детей рассматривать не имеет практического смысла, поэтому в данной статье речь пойдет о микоплазменной инфекции дыхательных путей.
Микоплазмоз вызывается возбудителем из рода Mycoplasma. Возбудитель микоплазмы не относится
ни к вирусам, ни к бактериям и занимает промежуточное место. Возбудитель относительно
неустойчив во внешней среде, разрушается при нагревании до 40°С в течение 20 минут.
Передается воздушно-капельным путем. Инфицированный человек выделяет вирус при разговоре, чихании или кашле. Возбудитель проникает в организм человека с вдыхаемым воздухом и фиксируется на слизистой трахеи и бронхов. Возбудитель также способен достигать ткани легкого и вызывать поражение альвеол.
Для распространения инфекции имеет значение скученность коллектива, что встречается часто в осенне-зимний период, плохая циркуляция воздуха в непроветриваемых помещениях. Чаще болеют ослабленные дети.
Внедрение микоплазм в организм имеет несколько сценариев развития. Возбудитель может длительно находиться
внутри организма, не вызывая болезнь, – ребенок становится здоровым носителем инфекции.
Возбудитель может вызывать типичный бронхолегочный процесс или инфекцию верхних дыхательных путей.
В неблагоприятном случае возникает генерализованная инфекция с развитием таких явлений, как артрит,
энцефалит или менингит.
Симптомы гиперактивности
Медики рекомендуют проводить исследования для подтверждения диагноза в возрасте 5-12 лет. Ребенок уже прошел первые переходные периоды и его характер сформировался. Но первые признаки этого неврологического заболевания проявляются существенно раньше
Родителям рекомендуется обращаться внимание:
- малыш начинает держать головку, ползать, ходить, сидеть раньше сверстников;
- спит меньше нормы и плохо засыпает;
- отличаются высокой чувствительностью в резким звукам, яркому свету и другими неожиданным факторам.
Малышей с СДВГ часто беспокоят вегетативные нарушения. Могут быть частые расстройства желудка, поносы. Часто возникают аллергические реакции.
В числе неврологических симптомов основным становится нарушение концентрации внимания. Кроха с трудом готов концентрироваться на одном занятии или предмете. Он избегает цикличных дел. Стать внимательным малыш способен только во время занятий один на один с педагогом. Движения отличаются хаотичностью. Мимика малыша отличается выразительностью. Он быстро говорит, часто проглатывая слова и перескакивая с одной темы на другую. Кроха импульсивен и при выборе направления действий руководствуется только своими желаниями. Показательным симптомов становится частая смена настроения, склонность к риску.
Все проявления связаны с уязвимостью нервной системы ребенка с СДВГ, которой сложно перерабатывать большой объем поступающей из внешнего мира информации.
Дополнительными симптомами становится:
- нарушение общения со сверстниками;
- возникновение проблем в обучении при нормальном уровне интеллекта;
- отставание в эмоциональном развитии;
- формирующаяся в раннем возрасте заниженная самооценка.
Гиперактивность имеет и положительные стороны. Дети отличаются активностью, они подвижны и деятельны. Прекрасно «считывают» настроение собеседника и ради людей
Лечение симптомов СДВГ у детей
Фото: Pixabay
Ученые еще точно не знают, что вызывает СДВГ. Считается, что синдром связан с химическими веществами в головном мозге и может иметь связь с генетикой.
Нет единого метода диагностики СДВГ. Врач должен собрать сведения у родителей, учителей и членов семьи. Также будет проведено физическое обследование для проверки любых дополнительных или основных проблем со здоровьем.
Лечится СДВГ медикаментозное, с помощью поведенческой терапии или их комбинации. Два типа препаратов используются для лечения СДВГ, это стимуляторы и не стимуляторы.
Стимуляторы центральной нервной системы, такие как Метилфенидат (Риталин) и стимуляторы на основе Афетаминов (Аддерал), являются наиболее часто назначаемыми препаратами для лечения СДВГ. Эти препараты увеличивают количество дофамина и норэпинефрина в головном мозге.
Также иногда используются не стимулирующие препараты, такие как Атомоксетин (Страттера) и антидепрессанты, такие как Нортриптилин (Pamelor). Эти препараты работают за счет увеличения уровня норадреналина в головном мозге.
Родители могут помочь своему ребенку справиться с симптомами СДВГ. Врачи рекомендуют изменить образ жизни, в том числе:
- соблюдать питательную и сбалансированную диету;
- получать как минимум 1 час физической активности каждый день;
- достаточно спать;
- ограничивать время перед экраном телевизоров и компьютеров.
СДВГ нельзя предотвратить. Однако существуют способы поддержать детей и взрослых, чтобы они могли управлять этим состоянием.
Примечания
- ↑ Жмуров В. А. // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
- ↑ Шабалов Н. П. // Справочник педиатра. — 3 изд. — Питер, 2013. — С. 357. — 736 с. — ISBN 978-5-496-00717-7.
- ↑ Всемирная организация здравоохранения. // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 330—333. — ISBN 5-86727-005-8.
- ↑ Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 420. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
Когда гиперактивность – симптом заболевания
Если гиперактивный ребенок не слышит маму, если он находится в постоянном движении, быстро меняет сферу игровой деятельности, иногда проявляет беспричинную агрессию, родителям не следует усугублять ситуацию, наказывая таких детей, нужно обратиться к специалистам. Нужно помнить, что под этим диагнозом, под необычностью поведения могут скрываться и неврологические заболевания.
Очень часто синдром гиперактивности идет рука об руку с аллергическими, кожными заболеваниями, заложенностью носа, затруднением дыхания (аденоиды), которые дополнительно влияют на раздражительность и неусидчивость.
Как правило, у родителей таких детей возникают вопросы:
К кому обратиться с этой проблемой?
Какое лечение должно быть?
Где его можно получить?
В практической жизни в случаях гиперактивности детей с жалобами на неусидчивость и нарушение внимания мать обращается к неврологу, который назначает ребенку успокаивающие препараты, в лучшем случае направит на физиолечение и порекомендует консультацию психолога. Так как в поликлинике психологов просто нет, а физиотерапия представлена небольшим спектром услуг, то программа лечения, как правило, представлена электрофорезом или электросном и медикаментами (от которых ребенок становится вялым и пассивным), а улучшение внимания, усидчивости остаются недостижимой целью. Психоневрологический диспансер, где оказывается более целенаправленная помощь, мамы обходят стороной в силу специфики учреждения. И получается, что число таких детей становится все больше, и проблемы, возникающие у родителей, учителей и в целом в обществе становятся все серьезнее.
Существуют ли профилактические меры, препятствующие развитию СДВГ?
К счастью, развитие синдрома дефицита внимания и гиперактивности можно предотвратить. Для этого следует придерживаться обычных правил здорового образа жизни: соблюдать режим сна, много гулять на свежем воздухе, употреблять простую здоровую пищу, придерживаясь рациона, в котором преобладают овощи, фрукты и ягоды, отказаться от добавленного сахара. Все это снижает нагрузку на нервную и эндокринную системы ребенка и дает им возможность полноценно развиваться.
Остановить развитие СДВГ также поможет спокойная доброжелательная атмосфера в семье, а скандалы и конфликты между значимыми для ребенка людьми могут стать спусковым крючком для прогрессирования синдрома.
Симптомы Гиперактивности у детей:
1. Выраженная беспокойность, импульсивность, невнимательность
Дети с гиперактивностью не могут спокойно сидеть на своем месте. Они вскакивают, крутятся по сторонам, трогают и переставляют вещи, рассматривают и прикасаются к своей одежде, они склонны не выполнять задание, а менять его по своему усмотрению. Гиперактивный ребенок часто отвлекается.
На игровой площадке гиперактивный малыш может выявлять такой же уровень активности, как и другие дети, не более. Специфика его активности заключается в неспособности сдерживать активность, когда необходимо не шуметь и сосредоточиться. Это происходит в классе, в детсаду и т. д.
Импульсивность проявляется в действиях без предварительных размышлений, опрометчивости, иногда в опасных поступках. На уроках такие дети могут выкрикивать ответ, не дослушав учителя и не подняв руку. Перебивать – обычное для них дело. В играх они не дожидаются своей очереди. Импульсивность может говорить о поведенческих расстройствах, потому она не может служить ключевым признаком при диагностике гиперактивности.
2. Устойчивость
Гиперактивность должна проявляться в разных обстановках, например, и в школе, и дома
Во время посещения врача устойчивая гиперактивность может не проявиться, потому что обстановка и окружающие люди будут незнакомыми для ребенка или же ребенок воспримет происходящее, как повышенное внимание к себе, и успокоится на данный период
3. Хроническое течение и раннее начало
Симптомы продолжаются минимум пол года. Для гиперактивности у детей характерно раннее начало – к 7-ми годам или ранее. Обычно диагноз ставят в начальной школе, потому что в этот период проблемы наиболее ярко проявляются.
4. Критерии исключения
Расстройства аутистического спектра имеют превосходство над гиперактивными расстройствами. У первых может проявляться беспокойство и невнимательность. Гиперактивность не диагностируют, когда причинами плохой концентрации внимания и беспокойства являются расстройства настроения, тревожные расстройства или шизофрения.
Обычные сопутствующие признаки
1. Вызывающее, агрессивное и антисоциальное поведениеОно часто достаточно выражено, чтобы поставить диагноз поведенческого расстройства.
2. Проблемы с социальными отношениями
Дети с гиперактивностью часто с удовольствием общаются со взрослыми, открыто, фамильярно и нахально. Сверстники нехотя общаются с такими детьми из-за их деструктивности и пренебрежения правилами, нежеланием соблюдать очередь в играх.
3. IQ ниже 100 у многих, но не у всех детей с гиперактивностью.
4. Специфические проблемы с обучениемВозникают даже у тех, у кого высокий IQ.
5. Неуклюжесть и незрелость неврологического развития
6. История специфической задержки развития
Диагноз «гиперактивность»
Такой диагноз может быть поставлен только специалистом после проведения ряда исследований. В последние годы это неврологическое нарушение выделено в отдельную патологию. Диагноз принят официально в международной медицинской практике.
Подтверждение диагноза говорит о наличии хронического неврологического нарушения. Без проведения необходимого лечения оно может сохраниться на всю жизнь. Без терапии болезнь развивается в трех направлениях:
- ребенок перестает верить в себя, замыкается;
- у него могут случиться серьезные нарушения психики, он начнет жить в выдуманном мире;
- справится с патологией самостоятельно, но с большими сложностями.
Скорректировать ход патологии и сделать прогноз благоприятным поможет своевременно начатая терапия.
Гиперактивность у детей школьного возраста: симптомы
Гиперактивность у детей школьного возраста можно распознать по следующим признакам:
суетливость;
беспокойство;
неусидчивость;
эмоциональная нестабильность;
низкая концентрация;
рассеянное внимание;
импульсивность;
низкая самооценка;
вспыльчивость;
игнорирование правил поведения;
забывчивость и частая потеря вещей;
неспособность вести диалог;
головные боли;
нервный тик;
появление различных фобий;
проблемы со сном. Дефицит внимания ребенка 7 лет и более старшего возраста особенно ярко проявляет себя в младших классах школы на фоне систематической и длительной работы, поскольку данный период связан с переходом к новой деятельности — учебной
Многие родители полагают, что характерные для синдрома симптомы попросту сойдут «на нет». Однако при отсутствии профессионального вмешательства и проведения коррекционной работы со временем ситуация лишь усугубится. Гиперактивность с взрослением ребенка будет проявлятся как в поведении (агрессивном, или «ведомом», зависимом ) так и в учебе (невозможность длительного сосредоточения, поверхностность усвоения знаний и умений, отсутствие глубоких интересов и предпочтения «легкого» пути в образовании в в виде списывания и т.д. ). В коммуникативной сфере трудности в общении со сверстниками и взрослыми будут усиливаться эгоистичными желаниями и невозможностью понять свою неправоту
Дефицит внимания ребенка 7 лет и более старшего возраста особенно ярко проявляет себя в младших классах школы на фоне систематической и длительной работы, поскольку данный период связан с переходом к новой деятельности — учебной. Многие родители полагают, что характерные для синдрома симптомы попросту сойдут «на нет». Однако при отсутствии профессионального вмешательства и проведения коррекционной работы со временем ситуация лишь усугубится. Гиперактивность с взрослением ребенка будет проявлятся как в поведении (агрессивном, или «ведомом», зависимом ) так и в учебе (невозможность длительного сосредоточения, поверхностность усвоения знаний и умений, отсутствие глубоких интересов и предпочтения «легкого» пути в образовании в в виде списывания и т.д. ). В коммуникативной сфере трудности в общении со сверстниками и взрослыми будут усиливаться эгоистичными желаниями и невозможностью понять свою неправоту.