Симптомы и признаки ДЦП у новорожденных, как проявляется и распознается заболевание

Первые проявления

Начальные признаки шизофрении у подростка можно заметить еще в детском возрасте. Но они нерегулярны и выражены эпизодично, поэтому родители списывают их на какие-то индивидуальные особенности характера, усталость или капризность. К тому же подозревать у собственного ребенка психическое расстройство вряд ли кому-то в удовольствие.   

Увидеть изменения в поведении ребенка не составит труда, если он вел энергичный образ жизни: хорошо учился, активно общался с друзьями, увлекался спортом или другими занятиями по интересам. Но вдруг происходит какое-то событие, которое кардинально меняет его жизнь. Его перестает интересовать учеба, он не находит общих тем для разговора с друзьями, отказывается заниматься спортом или любимыми прежде делами.

Подросток замыкается в себе, его поведение стает непредсказуемым. Настроение может в секунды поменяться в противоположную сторону.

Причиной для посещения психиатра должны стать следующие, неоднократно проявляющиеся симптомы:

  1. Прогрессирующие нелепые идеи и странные рассуждения.
  2. Изменения логики мышления, трансформация речи.
  3. Тяга к нелепым фантазиям, абсурдному философствованию.
  4. Эмоциональное отчуждение даже от близких людей, отсутствие или несоответствие реакции на происходящие события.
  5. Нетипичное и нелепое употребление слов и выражений в разговоре.
  6. Раздражительность без явного повода, лживость, проявление беспричинной агрессии.
  7. Бездеятельность, апатия, отсутствие какой-либо инициативы и интереса к жизни.
  8. Склонность к отчуждению, категорический отказ выходить на улицу, пренебрежение личной гигиеной, неряшливость, небрежность в одежде.
  9. Необычные фобии и страхи, нарушения пищевого поведения, странные хобби или накопление ненужных вещей.
  10. Употребление алкоголя, наркотических средств, склонность к бродяжничеству.
  11. Разговоры о суициде.

Довольно характерным проявлением психического расстройства следует отметить показную неприязнь к родителям или кому-то одному из них, кто был особенно близок.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РЕАБИЛИТАЦИИ ДЕТЕЙ в клинике «ВРЕМЕНА ГОДА»

Основу нашего
подхода составляет ИНТЕНСИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ, базирующаяся на современной доказательной медицине. Команда
специалистов в различных областях медицины формирует индивидуальный комплекс восстановительного
лечения для каждого пациента. В каждом комплексе, кроме методов физической
реабилитации, присутствует психокоррекция, логопедическая помощь, эрготерапия, контроль
и лечение сопутствующих заболеваний. Для детей школьного возраста,
дополнительно предусмотрены обучающие программы общеобразовательного и
специального профиля. Много внимания уделяется специальному питанию и
организации оптимального режима занятий и отдыха. Конечной целью лечения
является не только максимально возможное восстановление функций перемещения,
самообслуживания, но и активная социализация ребенка.

Разработанные в
нашей клинике технологии физической
реабилитации, с использованием достижений современной доказательной
медицины в этой области, а также принципов рефлекторной локомоции Войта —
формирование (восстановление) двигательных навыков, используя врожденные
двигательные рефлексы, концепции Бобат – технологии борьбы со спастичностью и
восстановления произвольных движений.

Технология
физической реабилитации – это последовательность
и содержание лечебных мероприятий направленных на восстановление произвольных движений, в
объеме, достаточном для пребывания в вертикальной позе, ходьбы, двигательной
активности, связанной с бытовым самообслуживанием.

Обычно,
базовый комплекс, включает широкий
перечень физических методов воздействия – активные и пассивные физические
упражнения – кинезитерапия в зале и в воде, с использованием различных
тренажеров и специальных устройств.

Физиотерапия (различные методы
электрического, магнитного, ультразвукового, температурного и
механического воздействия), массаж,
бальнеолечение (грязевые аппликации), специальные технологии релаксации, и др.

Основные
методы физической реабилитации построены в нашей клинике таким образом, что имеют влияние на управление
движением телом в целом и его составные части:

  1. Целенаправленные отдельные движения частей тела
  2. Содружественные движения различных частей тела – динамические стереотипы (в частности, движения конечностей при
    ползании на животе, ходьбе на четвереньках, ходьбе в вертикальном положении и
    др.)

Контроль
вертикальной позы и перемещение тела в пространстве – содержат элементарные
компоненты передвижения – выпрямление тела против силы тяжести и простые
целенаправленные движения, которые, путем тренировок по специальным методикам,
формируют содружественные движения – динамические стереотипы, позволяющие осуществлять
функцию перемещения и самообслуживания.

 Основные
динамические стереотипы (условные рефлексы) необходимые для передвижения и
самообслуживания, для восстановления
требуют достаточно много времени (как правило, не менее 4-8 месяцев).
Управление осанкой и движением, активизируемое при кинезитерапии, является одной
из важнейших составляющих восстановления (обучения) пребывания в вертикальном
положении, ходьбе, и другим двигательным стереотипам, составляющим основу
элементарной физической активности и самообслуживания.

Восстановления
управления равновесием и элементарной физической активности удается добиться
практически во всех случаях у пациентов с ДЦП при сохраненных базовых
интеллектуальных функциях.

Почему мальчики не болеют

Учитывая, что мутирующий ген несет в себе Х-хромосома, то девочки в плане заболевания находятся в более «выигрышной» позиции. У них присутствует две Х-хромосомы. Поэтому если одна из них «бракованная», то вторая функционирует нормально. Это дает девочке хоть малый шанс на нормальное существование.

У мальчика Х-хромосома одна. Если она имеет мутационный ген, значит, выпадает из работы полностью, и ее нечем заменить. Такие малыши мужского пола, как правило, погибают еще внутриутробно, так и не родившись. Поэтому синдром Ретта у мальчиков встречается крайне редко.

Но, несмотря на такую особенность заболевания, очень редко, но все-таки мальчики с подобным синдромом выживают. Это может быть связано с тем, что не все гены в Х-хромосоме подвергаются мутации. Из-за этого заболевание развивается не столь остро.

Другая причина – наличие у мальчика синдрома Клайнфельтера. При этом наблюдается полисомия половых хромосом, то есть их набор составляет ХХУ. И, если одна Х-хромосома имеет патологический ген, то вторая может регулировать синтез белка и дарить мальчику возможность жизни. Получается такая же картина, как и у девочки.

Причины

Церебральный паралич (ДЦП) является результатом травмы или аномалии развития мозга. Во многих случаях точная причина ДЦП не известна. Повреждение или нарушение развития мозга могут произойти во время беременности, рождения, и даже в течение первых 2 – 3 года после рождения.

  • Возможной причиной развития ДЦП во время беременности или рождения могут быть генетические проблемы, инфекции или проблемы со здоровьем в матери или плода во время беременности, или осложнения, связанных с родами и родоразрешением. Любая из этих проблем может оказать влияние, на развитие плода, кровоснабжение, обеспечение плода необходимыми питательными веществами, которые он получает через кровь. Например, систематическая гипогликемия может привести к развитию ДЦП.
  • Одной из возможных причин ДЦП, может быть недоношенность, связанная с ранним рождением (преждевременные роды), и соответственно с недоразвитием головного мозга.Младенцы, родившиеся слишком рано, подвержены большому риску кровоизлияний в головной мозг (внутрижелудочковое кровотечение). Состояние, называемое перивентрикулярной лейкомаляцией(leukomalacia), при котором происходит повреждение белого вещества мозга также более вероятно у младенцев, родившихся преждевременно, чем в родившихся в полном сроке. И то и другое состояние увеличивают риск возникновения детского церебрального паралича. • Возможные причины развития ДЦП в течение первых 2 или 3 лет после рождения обычно связаны с повреждением головного мозга от тяжелой болезни, такой как менингит; травма головного мозга, вследствие несчастного случая или гипоксии мозга.

Профилактика

Причина церебрального паралича(ДЦП) подчас не известна. Но определенные факторы риска были идентифицированы и доказана их связь с частотой возникновения ДЦП. Часть этих факторов риска можно избежать. Выполнение определенных условий во время беременности помогают уменьшить риск повреждения головного мозга у плода. Эти рекомендации включают:

  • Полноценное питание.
  • Не курить.
  • Не контактировать с ядовитыми веществами
  • Систематически наблюдаться у своего лечащего врача.

Рекомендации после рождения ребенка:

  • Минимизировать получение травмы в результате несчастных случаев
  • Определить желтуху новорожденных
  • Не использовать вещества с содержанием тяжелых металлов (свинца)
  • Изолировать ребенка от больных инфекционными заболеваниями (особенно менингитом)
  • Своевременно проводить иммунизацию ребенка.

Симптомы

Признаки шизофрении у подростков не особо отличаются от ее проявлений у взрослых. Чаще всего это такой же бред, галлюцинации, расстройство личности.

Можно наблюдать рудиментарные бредоподобные искажения мышления в виде различных страхов и фобий. Они являются навязчивыми и буквально преследуют больного. Среди них следует выделить:

  1. Страх чужих родителей. Ребенок начинает подозревать собственных родителей, что они ему не родные. Он их боится, не вступает в контакт, отказывается от еды.
  2. Страх загрязнения, который часто сопровождается навязчивым мытьем рук. Подросток делает это при любой возможности, независимо от его местонахождения.
  3. Боязнь открытого пространства – агорафобия. Больной хочет куда-то спрятаться, стать незаметным.

Следует обратить внимание на адекватность реакции ребенка. Случается, что на ситуацию, которая должна бы вызвать у человека грусть или огорчение, он реагирует приступом смеха и наигранным весельем

Среди эмоциональных нарушений преобладают:

  • отгороженность;
  • замкнутость;
  • отсутствие каких-либо проявлений эмоций, однообразная реакция на происходящие вокруг события;
  • потеря интереса к ранее любимым занятиям.

Со стороны двигательных нарушений могут иметь место повторяющиеся стереотипные движения, замирание в каких-то неестественных позах, нарушение осанки, странная походка и т.п. Иногда угловатость и неловкость движений можно списать на переходный возраст или ускоренный рост подростка. Но такая закономерность работает лишь в том случае, если у ребенка присутствуют только эти проявления и со временем они не усугубляются.

Более поздние признаки ДЦП

  1. Нарушена общая двигательная функция.

Ограничение степени подвижности в целом, возможность приподнимания, ползания, стояния, балансировки тела.

  1. Нарушение мелкой моторики.

Ребенок не может хватать мелкие предметы и удерживать их между указательным и большим пальцем. Держать и пользоваться карандашами, перелистывать страницы.

  1. Умственное отставание (характерно не для всех форм ДЦП).
  2. Нарушение речи (из-за не слаженной  работе мышц рта, языка и мимических мышц).
  3. Контрактуры суставов (неполное сгибание или разгибание).
  4. Потеря слуха
  5. Нарушение дефекации и мочевыделения.

2 месяца и старше

  • Наблюдаются трудности контроля головы при поднятии.
  • Жесткие ноги, которые перекрещиваются или становятся «ножницеобразным» при поднятии.
  • Жесткие или дрожащие руки и/или ноги.
  • Имеются проблемы с кормлением (слабое сосание, упирающийся язык, затрудненные укусы в положении на спине или животе).

6 месяцев и старше

  • Продолжает наблюдаться плохой контроль головы при поднятии.
  • Может протягивать только одну руку, сжимая другую в кулак.
  • Имеется проблемы с приемом пищи.
  • Может не переворачиваться без посторонней помощи.

10 месяцев и старше

  • Перемещается с трудом, отталкиваясь одной рукой и ногой при этом перетаскивая противоположную руку и ногу.
  • Не лепечет.
  • Не в состоянии садиться и сидеть самостоятельно.
  • Не реагирует на собственное имя.

12 месяцев и старше

  • Не ползает.
  • Не в состоянии стоять без поддержки.
  • Не ищет вещи, которые прячут так, чтобы он это видел.
  • Не говорит отдельные слова, как «мама» или «папа».

Лечится ли ДЦП у новорожденных: ответы медиков

Изначально спешим заверить, что при правильной своевременной диагностике и грамотном лечении детский церебральный паралич успешно лечится. Для этого необходимо определить степень риска, с этой целью проводится специальный мониторинг всех признаков на аппаратуре: УЗИ диагностика, электроэнцэфалография, МРТ и компьютерный анализ. Благодаря новейшим исследованиям, врачам удается с особой точностью определить мышечный тонус младенца и рефлексы. На основе результатов анализов будет назначено поэтапное лечение, в которое относят специальные виды терапии.

  1. Медикаментозное лечение основывается на подборе специальных препаратов, назначение которых делается в зависимости от потребностей маленького организма. Часто это лекарства, восстанавливающие работу головного мозга и нервной системы.
  2. Массаж, который допустимо проводить исключительно руками профессионалов. Самостоятельно дома подобные процедуры недопустимы, так как показан строго лечебный массаж при ДЦП у новорожденных.
  3. Упражнения и ЛФК. Для ребенка составляется специальная схема занятий на основе степени прогрессирования паралича. Родители должны понимать, что такая гимнастика должна проводиться на протяжении всей жизни не только в качестве лечения, но и как профилактическая мера после восстановления.
  4. Операция (хирургия). К такому методу прибегают в самую последнюю очередь, если оказанная прежде помощь не дала результатов либо симптомы ДЦП у новорожденных развиваются с новой силой. Обычно оперируется ахиллесово сухожилие и мышечный корсет поясничной зоны.

Посмотрите видео ролик, в котором врачи рассказывают о проблемах детского паралича.

https://youtube.com/watch?v=zR_-o0VcYLs

Симптоматика исходя из формы нарушения

Выделяют несколько разновидностей ДЦП, отличающиеся симптомами, уровнем поражения нервной системы и головного мозга:

  1. Диплегическая форма. Центральная нервная система повреждается во внутриутробном периоде. К первым проявлениям относят резкое повышение тонуса мышц, если ноги малыша всегда перекрещены или вытянуты. Наблюдается малая активность ребенка, его нежелание садиться или переворачиваться. Отставание возникает в интеллектуальном и физическом развитии. Если больного ребенка пытаются поставить, то происходит мгновенное реагирование мышц резким увеличением тонуса. Также малыш может ходить на цыпочках, ставить одну ногу перед другой, держать колени близко друг к другу.
  2. Гемиплегическая форма. Происходит при проникновении внутриутробной инфекции или кровоизлиянии при родах, когда поражается одно полушарие в головном мозге. Мышцы больных детей постоянно напряжены, из-за чего их движения ограниченны и становятся следствием непроизвольных движений той или иной части тела.
  3. Гиперкинетическая форма. Патология развивается при иммунной несовместимости ребенка и матери, когда у малыша в утробе или при рождении повреждаются подкорковые нервные узлы. Такая форма ДЦП характеризуется неловкими движениями, когда больной принимает сложные и неудобные положения. Причиной патологии является нестабильный мышечный тонус, который может снижаться, повышаться или нормализоваться.

Родители должны внимательно относиться к состоянию ребенка, чтобы не пропустить первые симптомы ДЦП у новорожденного на ранних этапах его развития. Признаки болезни следует контролировать, если наблюдалась проблемная беременность, роды или мама перенесла заболевания.

Если начинать лечение ребенка в возрасте до 3 лет, то в 75% ситуаций ДЦП является обратимым. А при лечении детей старшего возраста восстановление связано с их психическим развитием. У церебрального паралича нет тенденций к прогрессированию, поэтому при поражении только двигательной системы, и при отсутствии органических поражений мозга, можно достичь отличных результатов в его лечении.

Стадии расстройства

Какими бы ни были причины шизофрении у подростков, начинается она медленно и незаметно. Одно из первых проявлений – чувство внутреннего дискомфорта. Оно не имеет причины, но держит человека в постоянном стрессе и напряжении.

Следует выделить следующие стадии развития расстройства и принимаемые меры:

  1. Продромальная. На этом этапе заболевания для подростков характерны проблемы, связанные с концентрацией внимания, нарушениями сна, трудностями в школе. Постановка диагноза шизофрении на данной стадии невозможна, целью диагностического процесса является формирование групп специфического риска и проведения специфической профилактики.
  2. Острая. Преобладают продуктивные симптомы: галлюцинации, бредовые идеи, расстройства формального мышления, странное психотическое поведение. Наиболее специфические – слуховые галлюцинации. Они встречаются у 80% больных в возрасте от 12 до 18 лет.
  3. Ответа на лечение и редукции симптомов заболевания. Задача терапии на данном этапе – мониторинг и коррекция побочных эффектов терапии, достижение ремиссии.
  4. Дозревания ремиссии. Наблюдаются остаточные положительные и отрицательные симптомы шизофрении, связанные с побочными эффектами терапии. На этом этапе достигается стабильная ремиссия, устраняются факторы, которые могут быть причиной рецидива, происходит формирование установки на длительную поддерживающую терапию и восстановление социального функционирования.
  5. Восстановления. На этом уровне осуществляется контроль над соблюдением режима поддерживающей терапии, социальная поддержка, профилактика рецидивов.
  6. Хроническая. Прогрессирование данной стадии говорит о резистентности подростка к применяемым методам лечения. Происходит дезактуализация и частичная редукция положительных симптомов, однако сохраняются социальная изоляция, апатия и абулия. Негативные симптомы вызывают низкий уровень социального функционирования ребенка.

Шизофрения затрагивает самые тонкие слои психики подростка и проявляет себя в сфере самосознания и восприятия окружающей действительности.

Диагностика

Диагностика заболевания, как правило, основывается на факте наличия причины, которая привела к ДЦП, а также клинической картины и неврологического статуса

В современной медицине также важное значение имеют нейровизуализационные методки исследования МРТ, МСКТ, однако их применение ограничено необходимостью проведения наркоза на время исследования.*МРТ снимок при детском церебральном параличе. Также, при наличии таких симптомов, как эпилептические приступы, задержка психического и моторного развития, бывают полезными такие способы исследования как ЭЭГ, Эхо-ЭГ, психологические тестирования и т.д

Также, при наличии таких симптомов, как эпилептические приступы, задержка психического и моторного развития, бывают полезными такие способы исследования как ЭЭГ, Эхо-ЭГ, психологические тестирования и т.д.

Причины

К основным причинам возникновения ДЦП можно отнести следующие:

  • родовая асфиксия(различные аномалии дыхательной системы ребенка, которые происходят во время родов);
  • внутриутробная гипоксия(представляет собой такое патологическое состояние, которое приводит к кислородному голоданию у плода в утробе). Если гипоксия будет хронической, то это сильно повлияет на окислительный обмен и синтез белков. В результате пострадает сосудистая система;
  • кровоизлияние в мозг, которое вызывается повреждением сосудов;
  • родовая травма. Возникает из-за физических повреждений органов или тканей во время родов;
  • болезни матери(астма, сахарный диабет, пороки сердца);
  • интоксикация плода и различные инфекции.

Употребление матерью алкоголя во время беременности может оказать отравляющее воздействие на плод. Кроме алкоголя на плод может повлиять курение матери, плохие условия работы(физические и химические), различные сильнодействующие препараты.
Кроме вышеперечисленных причин болезнь может возникать из-за внутриутробной нейроинфекции.
Нейроинфекция представляет собой целую группу инфекций, которые вызывают различные патогены: грибки, вирусы, бактерии и другие. Патоген проникает в нервную систему и поражает какой-то ее отдел, вызываю известные симптомы.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий