Что ребенок должен уметь в 1 год и 3 месяца, особенности развития малыша

Физическое воспитание в раннем возрасте, с чего начать?

Привитие ребёнку положительных качеств требует постоянной и настойчивой заботы. Воспитательные ситуации необходимо систематически повторять и затем тщательно контролировать.

Если не воспитывать хорошие качества, то в этом случае дадут о себе знать плохие черты. Так появляются эгоизм, жадность, пакостливость и равнодушие.

Любая пустота постепенно заполняется. И от того, чем она будет заполнена, всё зависит от родителей. Одним из самых эффективных методов воспитания являются поведение и поступки мамы и папы. Например, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок каждое утро выполнял физическую зарядку, делайте это вместе с ним.

В четвёртом полугодии у малыша активно развиваются подражательные способности. Их можно использовать не только для игр (покажи, как прыгает зайка; как лает собачка), но и для привития гигиенических навыков.

Покажите своему ребёнку, как правильно умываться, как правильно причёсываться, только причёска у малыша должна быть соответствующей: длинные и кудрявые волосы ему будет не под силу расчесать, поэтому в этом возрасте лучше сделать короткую стрижку.

Если вы будете объяснять крохе, как правильно чистить зубы и полоскать рот, он вряд ли вас поймёт. Гораздо эффективнее будет, если вы ему покажете, как это делаете вы сами. Он с удовольствием повторит все эти действия за вами.

Игры с ребенком в 15 месяцев


Мышление, навыки и физические возможности малышей развиваются очень быстро. Подумайте, 12-13-месячный ребёнок будет лишь сосать ложку, тогда как 15-месячный уже будет зачёрпывать ею воображаемую еду, хотя разница между ними составляет всего 2-3 месяца. К 15 месяцам малыши начинают осознавать символическое значение вещей и действий. Ковыряя невидимую еду, ребёнок даёт понять, что он голоден. Воспользуйтесь возможностями мозга своего 15-месячного ребёнка, чтобы одновременно развлечь его интересной игрой и поспособствовать его развитию.

Ролевые игры. В 15 месяцев ребёнок уже понимает, что у разных предметов различное назначение. В этом возрасте он начинает видеть связь между действием и его последствиями и учится думать наперёд. Участие в ролевых играх будет стимулировать его воображение и покажет, как отображать жизненные ситуации посредством придуманных сценариев. Чтобы не смутить ребёнка, начинайте со знакомых ситуаций, например, кормления. Он уже должен понимать элементарные команды. Дайте ему простые инструкции и простые же кухонные принадлежности, такие как большая миска и деревянные ложки. И ваш малыш будет отыгрывать свою роль, делая вид, что он повар.

Купите набор детской посуды, покажите, что кукол и плюшевых зайчиков тоже можно покормить. А Собачке и кошке дать еду в мисочке на полу.

Малыши любят подражать взрослым. Для того, чтобы ребенку было интересно играть и он научился сам организовывать свои игры, купите ему соответствующие игрушки. С набором доктора он «полечит» членов семьи. А если дадите ребенку настоящий фонендоскоп (не нужный или испорченный), он будет просто счастлив!

В поездке на автомобиле, дайте ребенку игрушечный руль, пусть помогает взрослым «вести машину». Разумеется, детские автокресла не должны стеснять движения, малышу должно быть удобно не только спать в автокресле, но играть с игрушками.

Если вы предложите своему ребенку маленькую метелку и совочек, он будет с удовольствием «помогать» вам в уборке квартиры.

Если у вас есть дача, то обязательно приобретите детскую леечку и лопатку, пусть малыш приучается к труду с малолетства. Разумеется, не надо ждать от него серьезного отношения к работе на огороде. Пока для него это игра и познание окружающего мира.

И, самое главное, не забывайте разговаривать во время игры с ребенком, поясняйте все действия, называйте предметы и действия с ними.

Чем занять ребенка на прогулке в лесу

Радиоуправляемые игрушки — альтернатива виртуальным

Почему полезны раскраски для детей?

Как подготовить ребёнка к братику/сестричке

Двигательная активность ребенка

То, что умеет ребенок в год, не идет ни в какое сравнение с его умениями всего несколько месяцев назад. Он уже намного лучше научился обращаться с собственным телом, очень активен, много и разнообразно двигается. В ручках малыш спокойно держит два предмета, может собрать пирамидку или даже удержать ложку за столом во время прикорма. Конечно, во многих действиях ему до сих пор нужна помощь родителей: такие маленькие дети способны концентрироваться на чем-то всего несколько минут.

Активные движения. Ребенок ползает, встает на ножки, в том числе из положения на корточках, самостоятельно встает на коленки. Он может залезть на стул или диван или слезть оттуда, а с помощью родителей – подняться или спуститься по лестнице. Дети очень любознательны, поэтому в таком возрасте их нельзя оставлять рядом с открытыми окнами или опасными предметами. Малыш может догадаться добраться до подоконника с помощью стула. Мелкая моторика становится намного лучше: ребенок может взять какой-нибудь мелкий предмет двумя пальчиками, взять чашку и отпить из нее.

Танцы. Маленькие дети любят музыку. Многие замечают, что, услышав интересную мелодию, малыш начинает активно пританцовывать: ему это нравится. Некоторые не только танцуют, но и пытаются подпевать детским песенкам. Если ребенок этого не делает, можно показать ему несложный танец, и он начнет повторять уже без подсказки мамы или папы.

Быстрое передвижение на четвереньках. Практически все малыши в этом возрасте уже ползают, причем довольно быстро. Некоторые пропускают этап хождения на четвереньках и сразу встают на ножки, но это происходит далеко не у всех. Чаще всего годовалый ребенок спокойно перемещается ползком.

Ходьба с поддержкой родителей. Некоторые детки уже начинают делать первые шаги. Самостоятельно ходить начинает мало кто, но большинство малышей уже может неуверенно пройтись, держась за руку мамы или папы. Кое-кто пытается ходить, держась за стенки или другую опору. Впрочем, есть и дети, которые не спешат начинать передвигаться на двух ногах, и это совершенно нормально. Если ваш ребенок еще не пошел, не нужно его торопить. Доктор Комаровский предполагает, что в таких случаях повременить с ходьбой может быть даже полезно: прямохождение – это серьезная нагрузка на спину, возможно, малыш просто пока к ней не готов .

Безопасность

Мышцы ребенка окрепли, силы и ловкости стало больше. С восторгом и радостью кроха ищет применение новым возможностям: пытается забраться на диван и невысокие стулья, преодолевает ступеньки и вытягивается во весь рост, поднимается на носочки, в надежде достать труднодоступный предмет.

Повышенная активность малыша требует дополнительных мер безопасности:

  • положить вокруг дивана и стульев мягкие подушки;
  • убрать из поля видимости опасные и запретные вещи;
  • отодвинуть от окон подставки и стулья;
  • внимательно следить за ребенком, преодолевающим высокие порожки.

Необходимо стараться быть постоянно рядом с малышом.

Физиологические особенности

Показатели физиологического развития малыша — вес, рост. Они индивидуальны, но для оценки используют усредненные параметры.

ПараметрДевочкаМальчик
Рост (см)77-78,579,5-81
Вес (кг)10,3-1111-11,3

Питание малышей разнообразное, увеличивается количество зубов. Прорезываются клыки. Их появление вызывает дискомфорт, растут они долго и болезненно. Могут в этот период прорезаться первые коренные зубы.

Эмоциональное развитие

У малыша начинают формироваться навыки первых социальных отношений. Он эмоционально выражает сочувствие, сопереживает окружающим. Чувства учится выражать во время игры с куклами, мягкими игрушками. Копирует поведение взрослых:

  • кормит;
  • качает, обнимает;
  • носит на руках.

Дети в этот период эмоционально чувствительны. Они пугаются неожиданных действий, могут за компанию поплакать, посмеяться.

Интеллектуальное развитие

Все больше слов ребенок понимает, это облегчает процесс общения, воспитания. Его можно попросить подать какую-либо вещь, положить на место. Он способен ясно выразить свое согласие (несогласие). Выражает это утвердительными или отрицательными кивками головы. Чтение становится увлекательным. Малыш с удовольствием указывает пальцем на картинки с животными, ягодами, предметами обихода, автомобилями в ответ на вопрос взрослого. Количество слов, произносимых в этом возрасте, может колебаться от 10 до 50.

У ребенка идет интенсивное развитие мозга:

  • начинает развиваться память;
  • появляется понятие формы, цвета, расстояния;
  • малыш учится оценивать величину предметов.

Чего ждать от кризиса трех лет

«Кризис трех лет» — довольно условное название: временной промежуток у него — год. Некоторые дети с 2,5 лет, другие позже вдруг начинают демонстрировать самостоятельность, независимость, желание настоять на своем, доказать свою правоту. Мы рассказываем об этом подробно здесь.

Сейчас малыш вас удивляет: он проявляет упрямство, строптивость и своеволие, прекословит вам во всем и отказывается что-то выполнять уже по той причине, что именно вы потребовали от него это. Подобный негативизм не направлен непосредственно против вас: сейчас малыш воюет со всем миром, срываясь на всем (и всех), что оказывается у него на пути. Это тоже признак нормального развития и является показателем того, что в психоэмоциональном плане у ребенка скорее все хорошо, чем наоборот.

Что еще ребенок должен уметь в 1 год:

  • откликаться на свое имя;
  • стараться повторить незнакомые слова;
  • реагировать на «нельзя» и «можно»;
  • реагировать на вопрос «кто это?», «что это?», «отвечать» словами или слогами: мама, баба, мяу и т. д.;
  • показывать действия: как пьет, кушает, копает и т. д..

Если вы часто общаетесь с малышом, разговариваете, рассказываете о том, что происходит вокруг, читаете ему, то он научится говорить гораздо раньше многих сверстников. Особенно, если вы говорите четко, ясно и неторопливо, стимулируя ребенка повторять вашу речь. Не уменьшайте и не коверкайте слова, чтобы малыш не запоминал их неверное звучание. Общайтесь с помощью нормальных «взрослых» фраз, но вкладывайте в них больше эмоций.

Как помочь ребенку с освоением речи – 12 советов

Ниже будут приведены самые разные советы по развитию речи ребенка, проверенные родителями. На их основании можно выстроить собственную методику, позволяющую рано научить кроху говорению. При этом понятие «рано» весьма условно. Чем раньше маленький человечек начнет формировать, а затем совершенствовать речевые навыки, тем легче в дальнейшем сможет общаться с окружающими, учиться в школе.

Важно с рождения окружить ребенка постоянным, активным речевым фоном. Можно проговаривать каждое свое действие («сейчас мы наденем кофточку, шапочку, штанишки и пойдем гулять»)

Так он постепенно начнет соотносить предметы с действиями и последствиями этих действий. Называем все предметы, которые окружают ребенка («это мячик, он прыгает», «это подушка, на ней головка будет отдыхать»). Когда малыш немного подрастет (после года), учим его классифицировать предметы вокруг себя (мячик, машинка, погремушка – это игрушки; курица, ворона, гусь, воробей – это птички; кашка, хлеб, супчик – это еда). При этом побуждаем малыша к говорению наводящими вопросами («а кто еще – птичка?», «А что здесь еще – еда?»).
Полезно на каждое действие (купание, прогулка, переодевание, игра, кормление) подобрать или придумать подходящее веселое четверостишие. Ритмично организованная речь развивает чувство ритма крохи, что поможет ему в дальнейшем сформировать правильную ритмику своей речи.
Не нужно делать малыша патологически зависимым от соски-пустышки. Доказано, что, чем дольше она пребывает во рту ребенка, тем меньше развивается его артикуляционный аппарат (зачем издавать какие-то звуки, когда приятнее просто сосать), тем больше шансов сформировать неправильный прикус, который будет способствовать развитию дефектов речи.
Показываем крохе, что где в доме находится. Постепенно он запомнит расположение предметов, начнет сам показывать их пальчиком (когда утверждение «это полка» будет заменено вопросом: «где полка»?), а затем научится сам называть эти предметы.
Здорово помочь ребенку в развитии речи может игра в зоопарк. Показываем ему, как «говорит» собачка, кошечка, слоник, сова, мышка и т. д., просим повторить. Игра будет более наглядной, если купить ребенку игрушки в виде таких животных. А чтобы он мог убедиться, что все повторяет за мамой в точности, играть лучше около зеркала.
Общаясь с крохой, нужно разговаривать с ним как с равным: не сюсюкать, коверкая слова, но и не выражаться заумными для него понятиями. Малыш должен ощущать себя равноправным участником общения. Поэтому новые для него слова (действия, качества, признаки) объясняем всегда с использованием тех слов, которые он уже понимает.
Пополнению багажа знаний – а значит, и лексики – способствует общение в форме сказки. Например: «Растет на грядке румяная морковка. Каждое утро здоровается с ней ее краснощекий сосед, помидор. Утром они умываются прохладной росой и вместе ждут, когда сядет солнышко и их польют…».
Очень важно много читать ребенку. Из книг он может узнать массу новых слов, которые в обычной жизни в семье не произносятся. К тому же, чтение развивает фантазию, абстрактное мышление и память. А это – залог успешного обучения в школе.
Поможет учить маленького ребенка разговаривать игра «Непонимайка». Если мама «не понимает», на что показывает или чего требует малыш жестами или плачем, ему придется объясняться с помощью речи. Родители могут помочь ему наводящими вопросами.
Важно всегда отвечать на вопросы юного незнайки, даже если они повторяются по сто раз на дню. Так он запоминает сказанное, развивает интерес к познаванию окружающей реальности.
То же касается и обратной стороны дела: всегда проявляйте неподдельный интерес к тому, что хочет рассказать сам малыш. Поддерживайте его желание поделиться с нами какой-то информацией: слушайте внимательно, радуйтесь с ним, удивляйтесь, восхищайтесь, спрашивайте, хвалите! Такое общение должно наполняться максимумом эмоций и интонаций, чтобы ребенок мог научиться и этой стороне коммуникации.
Разговаривая с ребенком, всегда стройте предложения и употребляйте слова грамотно. Именно так мы помогаем ребенку научиться говорить правильно, ведь он будет неосознанно брать с нас пример.

Стадия вторая: первые фразы

На самом деле, первые фразы, как ни странно это звучит, были заключены уже в одиночных словах. Ведь одиночные слова для малыша – это целый комплекс различных идей. Так, слово «мама», произнесенное в различных ситуациях, с меняющейся интонацией и в сопровождении разных жестов, может означать: «Я хочу к маме», «Мама, завяжи мне шнурок» или «Вот моя мама». Ребенок нашел на полу красивую пуговку, поднял ее и приглашает маму полюбоваться: «Мама! Мама!» А когда он упал, то в его жалобном хныканье тоже звучит: «Ма-ма-а-а!»

Однако после того, как вашему малышу исполнится полтора года, вы, скорее всего, услышите от него первую «настоящую» фразу: «Мама, дай!» или «Папа, иди!» и пр. Примерно в 1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев кроха хорошо усваивает повелительное наклонение глагола и формы множественного числа, а к двум годам – падежные формы существительных (хотя окончательно этот процесс закончится к 3-4 годам).

У девочек соединение слов во фразы происходит несколько раньше, у мальчиков – на два-три месяца позже. После того, как будет произнесена первая фраза, развитие речи обычно идет очень бурно. Почти каждый день можно услышать от малыша все новые и новые фразы. Однако имейте в виду, что кроха, как и прежде, нуждается в вашем внимании и ответе. Если же ответа нет или он односложный и не эмоциональный, то интерес к речевой деятельности теряется, и развитие затормаживается.

Очень важно показывать ребенку, что вы его понимаете, и «переводить» его первые неуклюжие словечки на обычный, правильный взрослый язык. Вот пример

Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике

Вот пример. Мама на кухне готовит обед. Малыш наблюдает за ней, сидя на высоком детском стульчике.

«Но!» – говорит кроха, увидев нож, которым мама собирается резать овощи. «Да, это нож», – соглашается мама.

«Болёй!» – добавляет ребенок.

«Большой нож» – «переводит» мама, незаметно соединяя оба слово в словосочетание, и добавляет: «Большим ножом будем резать капусту». Такой «перевод» будет способствовать более быстрому и успешному соединению слов в предложение.

Не бойтесь «неправильных» младенческих слов, они обязательно когда-нибудь превратятся в «настоящие». Оцените попытку ребенка, пусть пока еще не очень удачную, поделиться с вами жизненным опытом. Это придаст ему уверенность в своих силах и ощущение, что его понимают.

Что должен уметь ребенок в 16 месяцев?

Активные перемещения ребенка становятся нормой. Он еще достаточно часто падает, но уже без помощи родителей осиливает небольшие расстояния. Малыши в 1 год 4 месяца осваивают вертикальную плоскость, забираясь на стулья, табуреты, столы. Дети этого возраста спускаются и подымаются по лестнице.

Продолжает формироваться речь. Он произносит большинство согласных звуков, пытается говорить.

Бытовые навыки детей в 1 год 4 месяца:

  • самостоятельно ест ложкой, удерживая ее в кулаке;
  • пользуется горшком самостоятельно или с помощью взрослых;
  • моет руки, лицо.

Чем больше времени родители посвящают малышу, тем большими навыками он овладевает. Правильно развивающийся 16-месячный малыш имеет вкусовые предпочтения, понимает свой пол (мальчик-девочка), умеет выражать свои желания, понимает слова можно, нельзя.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий