Классификация людей по темпераменту
Мало кому известно, что основоположником определения типов личности является известный древнегреческий врач и философ Гиппократ. Будучи передовым врачом своего времени, он проводил множество интересных экспериментов.
Так как Гиппократ был сторонником материализма, он пытался найти связь между темпераментом и количеством содержания в организме одной из 4-х жидкостей: лимфы, крови, желтой и черной желчи.
Вследствие этого он представил 4 основных вида темперамента:
- холерик;
- флегматик;
- меланхолик;
- сангвиник.
По мнению Гиппократа в организме холериков преобладала желтая желчь, меланхоликов – черная желчь, флегматиков – лимфа, а у сангвиников – кровь.
По понятным причинам современная медицина не может всерьез относится к этим выводам знаменитого древнегреческого врача, который не оставил после себя никаких объяснений относительно того, как же ему удалось выявить такие закономерности.
Интересен факт, что Гиппократ сопоставлял характер человека с его физическим здоровьем. Он считал, что в нашем организме мысли, состояние органов и эмоции неразрывно связаны между собой.
В современной медицине и психологии существует такое направление, как психосоматика. Психосоматика («психея» — душа и «сома» — тело) изучает влияние психологических факторов на возникновение и течение соматических (телесных) заболеваний. Правильно подходя к решению этого вопроса, многим людям удалось избавиться от различных недугов, связанных с психосоматикой.
Подобные дети очень общительны и социальны.
Попадая в общество, такие дети говорят без умолку, и обычно пытаются переключить на себя все внимание собравшихся – причем зачастую весьма успешно. Они являются центром внимания любого собрания или вечеринки
Все другие дети их круга общения смотрят на них, как на ролевую модель.
Как правило, «золотые дети» отличаются продвинутыми навыками общения и убеждения, при этом из-за своей подозрительности не подпуская никого слишком близко. Кроме того, они всегда готовы принять участие в спортивных соревнованиях и играх на свежем воздухе – особенно если в них они могут быть заводилами или, скажем, капитанами команды.
Формирование характера
Наблюдая за поведением детей, у каждого можно увидеть не только положительные, но и отрицательные черты.
Честность, внимательность, уважение к окружающим — эти нравственные качества передаются от родителей, которые собственным примером формируют моральные основы поведения. Умение дать отпор, постоять за себя, заступиться за друзей — всему этому дети учатся, общаясь со сверстниками.
Педагогическая наука систематизировала и сформулировала основные принципы формирования характера у детей. Только при применении индивидуального подхода можно добиться наилучшего результата. Необходимо учитывать и возраст детей. Ребенок 5—6 лет требует другого отношения, чем малыш 2—3 лет.
Главная определяющая роль — родителей. Никто не сможет сделать для малыша больше, чем значимый взрослый. Это накладывает определенную ответственность на самих родителей. Мало просто любить свое дитя. Надо быть требовательным к себе, подавать хороший пример не на словах, а на деле, ведь малыш наблюдает за поведением родителей. И если на словах родители учат уважению к пожилым людям, а в автобусе не уступают место бабушке, — ребенок примет такую модель поведения за основу. В характере малыша появятся такие черты как ложь и хамство.
Игра. Первые годы жизни состоят из игр, поэтому нет определенного времени для игры и для воспитания. Сами игры вырабатывают нрав малыша. Поиграв в кубики или машинки, можно предложить убрать технику в гараж, как делают взрослые люди. Предложить ухаживать за цветами, ведь в одном из них жила Дюймовочка. А вдруг она вернется? Цветы должны ждать хозяйку. Так в игре можно сформировать чистоплотность, трудолюбие.
Установление границ. Едва научившись ползать, малыш начинает проверять границы своего мира: что можно делать, а что — нельзя. Он тянется к розеткам, пытается дотянуться до стеклянной вазы, засовывает в рот все игрушки, которые находит. Не всегда нарушение границы безопасно для малыша
Поэтому важно своевременно ему объяснить и показать: что можно и что нельзя делать. Установленные правила следует неукоснительно соблюдать. Очень часто ограничения, запреты оберегают детей от неприятных последствий и облегчают им жизнь.
Занятия в кружках и секциях
Отличный способ формирования характера — записать ребенка в секцию или кружок. Для посещения занятий потребуются дисциплинированность, ответственность. Для достижения результатов формируется целеустремленность, ответственность. Самостоятельность будет сформирована, когда ребенок начнет сам, без сопровождения взрослых посещать занятия.
Очень часто ограничения, запреты оберегают детей от неприятных последствий и облегчают им жизнь.
Занятия в кружках и секциях. Отличный способ формирования характера — записать ребенка в секцию или кружок. Для посещения занятий потребуются дисциплинированность, ответственность. Для достижения результатов формируется целеустремленность, ответственность. Самостоятельность будет сформирована, когда ребенок начнет сам, без сопровождения взрослых посещать занятия.
Групповое воспитание. Общаясь и взаимодействуя с детьми во дворе, в детском саду, ребенок формирует новые способности характера. Умение дружить и делиться, коммуникабельность или замкнутость — все это проявляется в группе. Задача взрослых — направить малыша на путь верного воспитания. Простые правила общения в таких группах станут основой для формирования таких черт как ответственность, решительность.
Создание условий для формирования черт характера. Чтобы выработать и сформировать характер ребенка, устойчивые черты поведения, необходимо помнить, что навыки закрепляются только при постоянном повторении. Стоит постепенно добавлять нагрузку для лучшего закрепления положительных черт: не единожды убрать игрушки, а делать это постоянно.
Характер ребенка формируется в совместной работе родителей и педагогов. Негативные особенности нрава можно изменить, но на это требуется время. Не надо торопиться и давить на малыша. Требуются чуткость, деликатность и терпение. Самое главное, что надо ребенку — знать, что его любят.
Совокупность сформированных черт станет базой для формирования успешной личности.
Автор статьи
Алёна Кириленко
Алена является постоянным экспертом портала PupsFull. Она пишет статьи о психологии, воспитании и обучении и играх для ребенка.
Гадания на характере малышей
Тот, кто в детстве был экстравертом, став взрослым, обычно демонстрирует более низкий уровень невротизма. Впрочем, эта взаимосвязь не всегда присутствует. Так, из улыбчивого и дружелюбного ребенка не обязательно вырастет экстраверт. Поэтому наш характер в раннем детстве не является жизненным вектором на все 100 процентов. В то же время это исследование предоставляет дополнительные доказательства того, что черты характера, которые проявляются в первый год жизни составляют основу дальнейшего развития личности.
Удивительно, но особенности темперамента, обнаруженные в раннем детстве, обычно сохраняются в более зрелом возрасте. К такому выводу пришли чешские исследователи, которые сравнили результаты оценки личности в возрасте 1-2,5 года и 40 лет. Стоит, однако, не забывать, что, несмотря на некоторое сходство между характером ребенка и взрослого, наша личность в течение жизни постоянно развивается.
Многие родители пытаются определить будущий характер ребенка по его поведению в первые годы жизни. Когда личностные тесты провели с этими же людьми в возрасте 26 лет, все показатели остались практически на прежнем уровне. В течение почти трех десятилетий черты характера практически не изменились. Так, например, “уверенные в себе” дети во взрослом возрасте демонстрировали гораздо более высокий уровень экстраверсии, чем “заторможенные”.
Ученые все чаще убеждаются, что психологические проблемы взрослых прослеживаются в поведении детей уже в раннем возрасте. Научившись распознавать их признаки как можно раньше, мы наверняка смогли бы сделать жизнь людей более здоровой и счастливой. Мозг ребенка пластичен. Конечно, это делается не руганью и поркой. Этим вы тоже будете закладывать определенные привычки и черты характера.
Как из темперамента вырастает характер
Вслед за западными учеными связью между темпераментом младенцев и характером подросших детей занялись и российские исследователи. Это были (минутка региональной гордости!) Елена Слободская и Елена Козлова из новосибирского Института физиологии и фундаментальной медицины. Они опросили 45 родителей и попросили их оценить темперамент своих детей. когда им было несколько месяцев, а через восемь лет повторили анкетирование.
Оказалось, что из младенцев-интровертов выросли школьники, склонные к неврозам, а улыбчивые младенцы в школе проявляли большую эмоциональную устойчивость. Если до года ребенок был способен контролировать свое поведение и не отвлекаться от игры с психологом на посторонние факторы, то в школе он оказывался одним из самых аккуратных учеников.
А вот другое исследование, проведенное чешскими учеными. И снова на него были затрачены годы жизни, все-таки люди – не лабораторные мыши… Здесь на старте изучали детей от года до трех лет, а повторную проверку (оцените терпеливость чешских ученых) провели спустя почти сорок лет.
Ну и еще одно исследование, на это раз от британских ученых, которые, как известно, самые ученые ученые мира. Научный коллектив Института психиатрии в Лондоне в 1975-1976 изучил тысячу (!) детей трехлетнего возраста, а затем этих же детей, но спустя 23 года.
Оказалось, что время ничего не изменило, во всяком случае – для юных британцев. Уверенные дети стали взрослыми с самым высоким уровнем экстраверсии, а у «зажатых» детей этот показатель, напротив, был самым низким.
Какой вывод можно из этого сделать? Увы, сколько не вырабатывай и не закаляй характер, это лишь наработка масок, не меняющая нашей истинной сути. К примеру, если вы застенчивы, можно научиться быть приветливым и дружелюбным с незнакомыми людьми, но для вас это всегда будет работой, требующей волевых усилий. А если тревожны, то обретенное умение «держать себя в руках» только переведет эмоциональное напряжение в соматическое заболевание.
Любите себя, а главное – своих детей такими, какие они есть. Помните, что в знаменитом советском романе «Как закалялась сталь» речь все-таки идет о закалке изначально стального характера, и пытаться воздействовать таким образом на чистое золото – значит, идти против природы!
20.05.2020Подготовила Антонина Рыбакова
По мотивам публикации BBC
о детях от 1 до 3 лет Другие статьи автора
Выделения
У 70% новорожденных мочеиспускание впервые происходит в первые 12 часов жизни (иногда это случается прямо во время родов или сразу после них), у 10% — на вторые или даже третьи сутки. Все это – варианты нормы. Обычно в первые дни после рождения дети писают мало, ведь питаются они по преимуществу лишь густым молозивом. Но когда у мамы приходит настоящее, зрелое молоко, количество мочеиспусканий доходит до 20 раз в сутки. Поначалу моча может иметь темно-желтый или даже коричневый цвет, но потом она станет бесцветной.
Стул в первые два дня бывает вязким, черным или черно-зеленым. Это меконий. Со второго по четвертый день его вид и консистенция постепенно меняется. И с четвертого дня он приобретает обычный вид – кашицеобразный, от соломенного до ярко-желтого цвета. Его консистенция не всегда однородна, могут встречаться створоженные комочки, а вот слизь и пена должна вас насторожить – значит, в пищеварительной системе происходит какой-то сбой.
Темперамент и характер личности
Взаимосвязь характера и личности обусловлены также и темпераментом индивида, способностями и другими сторонами. А понятия темперамент и характер личности образуют ее структуру. Характер – это совокупность качественных свойств индивида, которые определяют его поступки, проявляющиеся в отношении к другим людям, действиям, вещам. Тогда как темперамент – это совокупность свойств психики индивида, влияющих на его поведенческие реакции. За проявление темперамента отвечает нервная система. Характер тоже неразрывно связан с психикой индивида, но черты его складываются на протяжении жизни под влиянием внешней среды. А темперамент это врожденный параметр, который изменить невозможно, можно только сдерживать отрицательные его проявления.
Предпосылкой характера является темперамент. Темперамент и характер в структуре личности тесно взаимосвязаны друг с другом, но вместе с тем отличны друг от друга.
Темперамент заключает в себе психические несхожести между людьми. Он различается по глубине и силе проявлений эмоций, активности действий, впечатлительности и другим индивидуальным, устойчивым, динамическим особенностям психики.
Можно сделать вывод, что темперамент это врожденный фундамент и базис, на котором формируется личность как член социума. Поэтому наиболее устойчивые и постоянные свойства личности это темперамент. Он одинаково проявляется в любой деятельности вне зависимости от ее направленности или содержания. Остается неизменным и во взрослом возрасте.
Итак, темперамент – это персональные особенности индивида, которые обуславливают динамичность протекания его поведения и психических процессов. Т.е. понятие темперамент характеризует темп, интенсивность, продолжительность психических процессов, внешнюю поведенческую реакцию (активность, замедленность), но не убежденность во взглядах и интересах. Он также не является определением ценности личности и не обуславливает ее потенциал.
Выделяют три важных компонента темперамента, которые имеют отношение к общей подвижности (активность) человека, его эмоциональности и моторике. В свою очередь, каждый из компонентов владеет достаточно сложным строением и отличается различными формами психологического проявления.
Сущность активности лежит в стремлении индивида к самовыражению, преобразованию внешней составляющей действительности. При этом само направление, качество осуществления данных тенденций определяется как раз характерологическими особенностями личности и не только. Степень такой активности может быть от вялости и до высшего проявления подвижности – постоянного подъема.
Эмоциональный компонент темперамента личности являет собой совокупность свойств, которые характеризуют особенности протекания разнообразных чувств и настроений. Данный компонент наиболее сложный по своей структуре в сравнении с остальными. Его основные характеристики это – лабильность, впечатлительность и импульсивность. Эмоциональная лабильность – это скорость, с которой одно эмоциональное состояние сменяется другим или прекращается. Под впечатлительностью понимают восприимчивость субъекта к эмоциональным воздействиям. Импульсивность – это скорость, с которой эмоция превращается в побудительную причину и силу поступков и деяний без их предварительного продумывания и принятия осознанного решения выполнять их.
Характер и темперамент личности неразрывно связаны между собой. Доминирование одного типа темперамента может помочь с определением характера субъектов в целом.
Они всегда стремятся к совершенству.
Как правило, такие дети обладают навязчивой одержимостью совершенством во всем, что они делают. Они хотят, чтобы их одежда была максимально чистой и выглаженной, еда – приготовленной именно так, как им того хочется, в комнате все было разложено по полочкам, а в домашней работе не было ни единой ошибки.
И когда оказывается, что они далеко не всегда соответствуют собственным нереалистичным ожиданиям, это очень их раздражает.
***
Если вы ждете ребенка, то, скорее всего, вам хочется, чтобы ваш сын или дочка были именно такими – яркими и полными талантов.
Только вот большинство людей, восхищающихся «золотыми детьми», не видят того, что кроется за этой аурой непоколебимой уверенности в себе – что за всем этим лежит невероятно хрупкая личность, которую способна сломить любая серьезная жизненная проблема.
Золотые дети редко становятся по-настоящему зрелыми личностями в психологическом и эмоциональном плане. По мере того, как они растут, им оказывается очень непросто найти самих себя – себя, а не личность, созданную для них родителями в собственных целях. Во взрослом возрасте любая необходимость принимать собственное, а не подсказанное родителями, решение становится для них невероятно мучительной.
Как правило, «золотые дети», выросшие в семье нарциссов, во взрослом возрасте обладают следующими проблемами с психикой:
Гиперподозрительность и одержимость определенными занятиями.
Гиперчувствительность к критике.
Склонность к паранойе.
Неспособность к осознанию важности личных границ в отношениях с другими людьми и самими собой.
Возможные попытки угодить всем подряд для получения внешнего подтверждения собственной значимости.
Неумение принимать важные решения.
Неумение видеть людей такими, какие они есть на самом деле.
Поведение, пытающееся привлечь чужое внимание.
Неспособность справляться со сложными жизненными ситуациями и трудностями.
Слабая эмпатия и неумение устанавливать прочные эмоциональные связи с другими людьми.
Часто использование манипулятивных техник в общении с другими людьми.
Неумение справляться с неопределенностью и раздражением.
Склонность к нарциссизму.
Описанные выше горькие истины говорят нам о том, насколько большую цену порою приходится платить нашим детям за наш же фаворитизм и несбыточные ожидания в их отношении.
Если у вас есть дети, то меньшее, что вы можете сделать, это обеспечить своего ребенка той долей самостоятельности и независимости, в которой они нуждаются.
«Щетинка» у грудничка?
В народе «щетинку» называют ещё «кочергой» или «латышкой». У медицины имеется объяснение по поводу её появления.
Почему образуется щетинка?
Во время внутриутробного развития (примерно на сроке 28 недель беременности) у плода появляется лануго (первичные пушковые волосы). Они располагаются на туловище, руках и ногах, щечках.
Первичные волосы мягкие, короткие и тонкие, не имеют волосяных мешочков. Как правило, они выпадают внутриутробно на 38-40 неделе беременности. Однако иногда они сохраняется в небольшом количестве у доношенных детей после рождения, а у недоношенных детей их несколько больше. Это происходит, потому что первичные пушковые волосы (lanugo) не успели замениться непервичными волосками (vallus). По мере взросления ребенка первичные волоски выпадают самостоятельно.
То есть «щетинка» — ни что иное, как первичные волоски, склеенные с кожей при помощи родовой смазкой.
Первичные волоски при контакте одежды с кожей ребенка скатываются, образуя шишечки. Но они не представляют собой никакой опасности для крохи и не являются заболеванием. «Щетинка» — это норма.
Как обнаружить «щетинку»?
При осмотре первичные волосы не видны. Однако если провести пальцами по коже младенца, то под ними ощущается небольшая шероховатость.
Как проявляется «щетинка»?
«Щетинка» не приносит малышу неудобств. То есть никакого плача или беспокойства у крохи она не вызывает.
Однако иногда она мама отмечает, что ребенок беспокойный, ёрзает во сне, беспричинно плачет. Причем эти симптомы нередко довольно выражены.
«Щетинка» не является причиной такого поведения малыша. Поскольку она находится на поверхности кожи и не затрагивает нервные окончания, поэтому болевых или неприятных ощущений не вызывает.
К тому же, симптомы беспокойства у крохи могут быть связаны с совершенно иными причинами: вздутый животик или патология со стороны нервной системы. А иногда болевые или неприятные ощущения вызываются совершенно иными причинами. Поэтому если малыш беспокойный, лучше обратиться к врачу.
Как избавиться от «щетинки»?
В удалении первичных волосков отсутствует необходимость. Поскольку, как правило, у доношенных детей они выпадают вскоре после рождения, а у недоношенных — на третьей-четвертой неделе жизни.
На форумах мам имеются многочисленные советы, как избавиться от «щетинки» народными средствами, да и от бабушек они слышны нередко. К примеру, «выкатывать» щетинку с использованием хлебного мякиша, после купания при помощи горячего полотенца втирать в кожу крохи грудное молоко, распаривание в бане и так далее.
Однако кожа малыша очень тонкая (лишь к семи годам она достигает показателей взрослого человека), поэтому легко травмируется и может инфицироваться. К тому же, такая процедура отнюдь не самая приятная, поскольку сродни депиляции. Так зачем же с ней знакомить малыша в столь нежном возрасте? Ведь спустя какое-то время первичные волоски выпадут самостоятельно.
Более того, у ребенка, имеющего заболевания нервной системы (перинатальная энцефалопатия, плексит, последствия родовых травм и другие), после распаривания в бане или натирания горячим полотенцем неминуемо усугубится течение основного заболевания, а также ухудшится общее самочувствие. И вот тогда не только бессонные ночи, но и бесконечные хождения по врачам с крохой в течение длительного времени вам гарантированы. Да и само выздоровление или достижение ремиссии (утихание симптомов заболевания) отодвинется надолго.
На самом деле, достаточно лишь проводить ежедневный туалет кожных покровов малыша и купать его в обычной воде либо отваре из трав, либо с использованием мыла (не чаще двух-трех раз в неделю). При необходимости можно смазывать кожу крохи детским кремом или маслом.
Если же малыш беспокойный, часами беспричинно плачет, по ночам плохо спит, то «щетинка» здесь не причем. Поэтому лучше проконсультируйтесь с педиатром, и как можно быстрее! Возможно, у малыша имеется заболевание, которое действительно нуждается в незамедлительном лечении.
Хорошая новость: Характер меняется!
Обозреватель BBC Future Кристиан Джарретт утверждает, что характер и темперамент человека проявляются в раннем детстве – еще до того, как ребенок начинает говорить. Ваша личность формируется под влиянием многих факторов. Генетическая наследственность, друзья, школа и многие другие факторы играют свою роль в становлении личности. Но в каком возрасте формируется характер человека и меняется ли он с годами? Если, например, вы застенчивы сейчас, значит ли это, что вы были застенчивым ребенком?
По всей вероятности, да. Исследования показывают, что уже в первые месяцы жизни малыша в его поведении присутствуют признаки его будущей личности. Это не значит, конечно, что наш характер остается совершенно неизменным, но его основные черты начинают проявляться практически сразу. Одно из самых многолетних исследований в этой области, начавшееся в 1950-е годы, провели супруги-психологи из Нью-Йорка Александр Томас и Стелла Чесс. Основываясь на опыте тестирования больших групп детей различного возраста, они предложили выделять 9 принципиальных аспектов темперамента, позволяющих наиболее полно охарактеризовать совокупность поведенческих особенностей, таких как активность, настроение и отвлекаемость.
Ученые также установили определенную закономерность между различными аспектами поведения и разделили всех детей на три группы: “легкие”, “тяжелые” и “медлительные” (в те времена о политкорректности еще не знали). Соответствуют ли эти детские особенности типу личности взрослого человека? Исследование Чесс и Томас показало, что те участники эксперимента, которых в детстве определили как “легкие” или “тяжелые”, отнесли к той же категории и в юношеском возрасте. Ученые, однако, не изучили связь темперамента ребенка с основными свойствами личности взрослого.
На самом деле, психологи лишь недавно задались вопросом о взаимосвязи между характером ребенка и личностью взрослого. Несмотря на то, что темперамент ребенка не формирует личность взрослого на все 100 процентов, связь между ними, безусловно, существует. Конечно, с течением времени заметно изменилась методика оценки темперамента ребенка. Сегодня девять первоначальных аспектов темперамента сократили до трех общих категорий. В разных психологических школах используют разную терминологию, но в целом они сводятся к следующим аспектам.
Роль родителей в формировании характера ребенка
На практике существуют несколько типов взаимоотношений между родителями и маленькими детьми, когда:
Ребенок находится под постоянной защитой
В данном случае, родители новорожденного крохи всегда начеку: все потребности малыша удовлетворяются своевременно, ребенок чувствует постоянное присутствие родителей, а значит – чувствует себя комфортно и безопасно. При таком подходе родителей к воспитанию, бесспорно ребенок вырастет с самыми положительными чертами характера – уверенным в себе, добрым и отзывчивым.
Ребенок предоставлен сам себе
В данном случае, к сожалению, новорожденного ребенка очень часто игнорируют: стараются меньше обращать внимание на капризы и плач, редко берут на руки, практически не пытаются успокоить малыша, мотивируя это тем, что ребенок успокоится сам. Такой подход приведет к тому, что ребенок, не зная любви и внимания, вырастет жестоким и равнодушным
Ребенка часто наказывают
В данном случае родители не могут между собой договориться, и допускают самые ужасные ошибки – хвалят и ругают малыша за одно и то же действие. К примеру, мама жалеет малыша, когда он упал и ему больно, а папа в это время ругает его, за то, что он невнимателен и не смотрит под ноги. Такой подход приведет к тому, что ребенок вырастет очень неуверенным, сомневающимся во всех принимаемых решениях и выполняемых действиях.
Конечно, бывают такие черты характера, которые ребенок легко может унаследовать от близких родственников – родителей, бабушек и дедушек. Но главная роль в формировании характера маленького человека принадлежит родителям. Только от них зависит, каким вырастет их дитя, насколько он будет добрым, справедливым и открытым. Чем раньше мама новорожденного крохи разберется в чертах его характера, тем легче ей будет установить контакт со своим малышом, и направлять воспитание ребенка в нужное русло.
Что такое «характер», и как он может наследоваться
Существует много определений понятия «характер», однако суть их сводится к одному: это наше привычное поведение в определенных ситуациях. Стремимся ли мы выполнить работу до конца, или норовим отложить; уверены в своих силах или сомневаемся; жаждем новых впечатлений или они нас быстро утомляют. В основе характера лежит иное проявление личности – весьма с ним схожее, но все же врожденное и даже наследуемое: темперамент.
О четырех типах темперамента (уравновешенном и веселом сангвинике, задумчивом и медлительном флегматике, тревожном меланхолике и вспыльчивом холерике) знают, наверное, все. И младенцы действительно демонстрируют черты того или иного типа – а уже родители, глядя на малыша сквозь призму своего жизненного опыта, приписывают ему «упрямство» или «лень».