Связь семейного и школьного воспитания
Наказание за плохое поведение
Бесспорно, существует взаимосвязь между воспитанием ребенка в семье и работа образовательного учреждения. Главная роль в воспитании отводится семье, а школа помогает ее усовершенствовать, нормализовать отношения внутри конкретной семьи.
Связь образовательного учреждения начинается с исследования микроклимата семьи и изучения способов воспитания. Для этого классный руководитель или социальный педагог проводит анкетирования, может лично ознакомиться, в каких условиях живет семья.
Педагоги задействуют детей и родителей в совместную деятельность: праздники, конкурсы, ярмарки.
Классные руководители проводят собрания, на которых родители:
- получают всестороннюю информацию о своем ребенке;
- узнают какие существуют требования к детям согласно возрасту, режим работы образовательного учреждения, о любых изменениях в правилах и уставе школы;
- высказывают свое мнение относительно поднимаемых проблем на собрании;
- получают профориентационную консультацию, информацию о планах на каникулы, какие есть учреждения дополнительного образования (приглашаются учителя-предметники, педагоги других учреждений, практический психолог школы);
- коллективно разбирают конфликтную ситуации, находят способы помощи ребенку или родителю.
Еще классный руководитель проводит индивидуальные встречи, общается с родителями по телефону.
Родители имеют право присутствовать на уроке, посещать внеурочные мероприятия, получать консультацию практического психолога.
Тесная работа школы и родителей благоприятно влияет на развитие и воспитание ребенка.
Семейное воспитание влияет на жизнь каждого индивидуума. При этом воспитание должно преследовать не только такие цели как передача знаний, умений, навыков и копирование стиля поведения. Родителям следует учитывать мнение, интересы, способности ребенка, развивать умения самостоятельно принимать решения,нести за них ответственность, гармонично, встесторонне воспитывать, готовя его к жизни в социуме.
Главные правила общения с детьми. Как правильно обращаться к ребенку, чтобы он услышал и выполнил просьбы родителей, вы узнаете из видео.
Какие бывают методы?
На метод воспитания детей оказывают влияние многие факторы, такие как характер и воспитанность самого взрослого, его образование, а также уровень культуры человека, национальность, вероисповедание, особенности воспитания детей в окружающей среде.
Психологи разделили методы воспитания на отдельные группы. Деление это, конечно же, условное. Но не все методы воспитания ребенка могут помочь достичь своей цели — развить достойного, социально адаптированного члена общества. Иногда результат может быть прямо противоположным. Основные методики воспитания детей представлены ниже.
Существует метод сурового воспитания. Такой психологический метод еще можно назвать диктаторским или авторитарным. Он является самым древним из всех способов. Когда-то самым правильным воспитанием считалось требование полного и беспрекословного подчинения. Нужно сказать, что это перенималось из государственного строя того времени. Практически во всех государствах управлял диктатор, которому народ поклонялся и подчинялся.
Правильное воспитание детей в семье заключалось в том, что устанавливались правила, которым должен был следовать воспитанный ребенок. Если он смел отступить от этих правил, то его ждало наказание, которое заключалось в унижении или даже побоях. Правила воспитания детей при данном методе очень жесткие. То, что хочет ребенок, все его чувства полностью игнорировались. Это приводило к тому, что человек вырастал агрессивным или, напротив, безвольным, его самооценка была сильно занижена.
Методика воспитания детей, основанная на вседозволенности и потакании, абсолютно противоположна суровому воспитанию. Здесь на первом месте то, что хочет ребенок. Взрослые готовы на все, лишь бы угодить своему любимому чаду.
Но и этот метод также не принесет пользы, так как в силу отсутствия опыта ребенок еще не может отличить хорошее от плохого. Воспитанные таким образом люди тяжело адаптируются в социуме, так как свои интересы они ставят превыше всего.
Уважительные взаимоотношения (авторитетные). Такой метод очень демократичен и гармоничен. Он заключается в уважительном взаимодействии родителей и детей. Основные средства воспитания — наличие в семье определенных правил, следовать которым должны все, но без страха наказания. Взрослые своим поведением должны быть во всем примером для своих детей. Как воспитать самостоятельного ребенка? Необходимо прекратить все делать за него, даже если он часто совершает ошибки в своих действиях. Развивать самостоятельность у малыша нужно уже в первый год жизни.
Метод безразличного и безответственного развития. При таком методе родители вообще не занимаются воспитанием своих чад. Им все равно, чем дети занимаются и как проводят свободное время. Следуя любой методике воспитания детей в психологии, это недопустимо. В результате взрослые совершенно отдаляются от детей. В такой семье малыши растут несчастными. Они всегда будут чувствовать эту ненужность, что привет к одиночеству и отчуждению.
Психология воспитания детей в семье по методу сближения подразумевает неразрывную связь между родителями и их чадами. Родители много времени проводят с детьми, понимают и предугадывают их потребности. Такие средства развития делают из детей и взрослых единомышленников. Наказания в семье не используют.
ТОП 5 книг, которые сделают ребёнка успешным и финансово грамотным
То, что литература позволяет измениться человеку в нужном направлении, неоспоримый факт. Даже детские сказки оказывают положительное влияние на воспитание, поэтому не стоит ими пренебрегать.
Психологи приводят список книг, которые помогут родителям воспитать успешного ребёнка и научить его рационально пользоваться деньгами. Со временем у малыша появится желание и самостоятельно развиваться в этой области.
- Бодо Шефер «Пёс по имени Мани, или Азбука денег». Эта книга подойдёт детям, учащимся во 2-9 классе. Автор доступно рассказывает читателям о денежных секретах: средствах заработка, накоплениях и инвестициях.
- Фелиция Ло и Джерри Бейли «Твои деньги». Эту книгу лучше приберечь для детей, достигших 10-11 лет. В ней автор рассказывает о современной экономике в форме игры.
- Дмитрий Васин «Деньги и бизнес для детей». Эту книгу можно начинать читать ребёнку уже в 7 лет. В ней подробно рассказывается о том, как и откуда брать деньги.
- Сергей Федин «Финансовая грамотность». Это отличная книга для воспитания начального школьного возраста. Прочитав это издание, ребёнок научится правильно считать и распределять деньги.
- Дейл Карнеги «Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей». Эта книга подойдёт для детей старшего или среднего школьного возраста.
Развитие ребенка в неполной семье
Как правильно воспитать ребенка в неполной семье? Вырастить достойного человека в такой ситуации — особенно сложная задача. Ведь родителю необходимо суметь стать для малыша и отцом, и матерью. Воспитание в семье, где один отец и нет матери, часто происходит по суровому методу. Следует понимать, что данная схема позволит вырастить послушного, но очень неуверенного в себе малыша. Повзрослев, ему будет очень сложно научиться принимать самостоятельные решения.
Очень важно научиться вовремя осознавать свои ошибки, читать статьи о воспитании детей, высказывания профессионалов о том, как воспитывать их правильно, а при необходимости обращаться за квалифицированной помощью. Вовремя полученные и использованные советы психолога по воспитанию детей способны кардинально изменить жизнь малыша к лучшему
Типы семей и особенности воспитания
Ребенок счастлив в полноценной семье
В зависимости от модели воспитания выделяют такие типы семей:
Диктатор. Один из членов семьи оказывает систематическое давление, в результате чего подавляется инициатива других ее членов. От ребенка требуется полное подчинение, его действия регулярно контролируются, критикуются, также оказывается физическое, моральное давление и наказание. В результате такого воспитания дитя становится психически неуравновешенным, злым. Родителей он не уважает, а боится.
Чрезмерная опека. Отец с матерью считают своим долгом выполнить все желания, угодить, всячески ограждают отпрыска, не дают ему приложить какие-то усилия, столкнуться с трудностями, принимают решение проблем за него.
Безучастие. Отношения в семье строятся по принципу самостоятельной жизни родителей и ребенка. Дети лишены заботы, тепла, любви, живут сами по себе. Взрослые не являются для них авторитетом.
Противостояние
Родители и дети доказывают свое мнение, не обращая внимание на чувства, точку зрения других членов семьи. В результате такого воспитания ребенок неадекватно себя оценивает, вступает в конфликт, грубит, скандалит, цинично относится к окружающим и т.д.
Снисхождение
Взрослые не жестко контролируют детей, дают им самостоятельность и свободу выбора. Конфликтов в таких семьях минимальное количество. Один из родителей общается с ребенком, а другой старается делать это как можно меньше. Дети учатся средне в школе, не имеют психических заболеваний, имеют высокую самооценку, хорошо умеют адаптироваться.
Совместная деятельность (авторитетная). В такой семье доверительные, теплые, уважительное отношение друг другу. Контроль ребенка есть, но при этом он развивается самостоятельно. Родители в воспитании используют поощрение, меняют требования в зависимости от его возраста, развития, потребностей, мнения. Поэтому такие дети умеют сами принять решение, хорошо адаптируются, имеют лидерские качества, меньше других поддаются негативному влиянию.
Оптимальный тип воспитания – авторитетный. Он гармонично развивает ребенка, способствует формированию самостоятельности, реализует все цели воспитания.
Как стать хорошим родителем
Во-первых, необходимо принимать практическое участие в воспитании своего отпрыска, учить его основным урокам жизни, не сваливая эту почетную миссию на воспитателей, учителей и родственников.
Воздерживаться от грубости и унижения. Не секрет, что порой дети своим непослушанием и упрямством выводят родителей из себя, и сдерживаться бывает весьма затруднительно. Накричав на ребенка, взрослые часто жалеют об этом, но исправить ситуацию бывает очень нелегко, да и успех от этого действа сомнительный: реагируя на эмоции, дети не слышат родителей, закрываясь и уходя в себя. Дети хорошо запоминают как нежность и доброту, так и обиды со стороны самых близких людей, что не добавляет гармонии семье и доверия к миру.
Объяснять свои действия. У детей присутствует естественное желание противостоять вещам, которые они не понимают, и задача родителей — донести до ребенка целесообразность своих действий, чтобы он со временем также оценивал и свои поступки: для чего он это делает и почему необходимы именно эти действия. Старайтесь более сдержанно относиться к проступкам детей, «разбирая их по полочкам» и обсуждая варианты.
Обсуждать с ребенком дела семьи и спрашивать его мнение
Семью объединяют чувства, интересы, идеалы, отношение к жизни, и чтобы ребенок разделял ваши взгляды, вносил свой вклад, важно его к ним приобщать. Это отличный способ научить ребенка принимать решения и нести за них ответственность
Совместная деятельность и общие цели не только объединяют людей, но и способствуют более глубокому и чуткому пониманию друг друга.
Слушать ребенка
То, что вам рассказывает ребенок — не глупости, это то, на что он обратил внимание, что его интересует или тревожит, или показалось интересным. Именно в разговорах люди узнают друг друга
Прислушивайтесь и узнавайте своё дитя, подмечайте, чем наполнена его жизнь: воспитание требует внимательного изучения. Хвалите ребенка, когда он правдив и честен с вами, даже если правда вам не по вкусу.
Что советуют психологи на консультациях
Консультация психолога – это явление, которым в современном обществе никого не удивишь. Именно поэтому его не нужно бояться. Иногда это самое лучшее решение.
При желании каждый родитель может записаться на консультацию к психологу по теме успешного воспитания. Обычно специалисты дают следующие советы.
· Не стоит бояться говорить о деньгах. Во-первых, нужно объяснить, зачем родители ходят на работу, и что такое зарплата. Во-вторых, при детях стоит обсуждать крупные покупки. В-третьих, малыша следует как можно чаще брать с собой в магазин и объяснять, как выгоднее купить тот или иной продукт. Также стоит упомянуть о целесообразности экономии и как это лучше сделать.
· Чадо старшего возраста следует отправлять в магазин и одного. Для этого нужно дать ему список, деньги и точное место назначения.
· Финансовые игры – это отличное времяпрепровождение. Идеальный вариант – «денежный поток», «монополия», «банк».
· Не стоит забывать и о старой доброй копилке, которая знакома детям всех поколений. Таким образом, карапуз с ранних лет поймёт, что часть денег нужно откладывать.
· Психологи в один голос твердят, что родители в процессе воспитания не должны постоянно повторять о том, что у них нет денег. Во-первых, это настраивает малыша на негативные эмоции. А во-вторых, воспитанник подумает, что его родитель не умеет контролировать свою жизнь.
· Не стоит бояться отказывать ребёнку в покупке той или иной игрушки. Самое главное – сделать это правильно. Можно сказать, что малыш получит эту вещь в качестве подарка на праздник. Тогда он поймёт, что деньги не стоит растрачивать просто так.
· Стоит вовлекать ребёнка во все семейные процессы. Например, приготовление обеда. Так он научится нести ответственность и начнёт понимать, для чего покупаются те или иные продукты.
· Иногда стоит давать ребёнку право принимать решения самостоятельно. Так он научится отвечать за свои поступки и станет намного увереннее в себе.
Если вы заметили у подростка частые периоды плохого настроение, нежелание учиться и пониженную самооценку, обратитесь за консультацией к клиническому психологу, чтобы исключить подростковую депрессию или тревожное расстройство.
Если у малыша наблюдается чрезмерная активность, рассеянность, неспособность долго концентрировать внимание и запоминать, удостоверьтесь, что он не страдает синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. Работать над привитием полезных качеств и воспитание лучше в том случае, когда ребенок полностью психологически и психически здоров
Как отличить ребенка с комплексами от интроверта
Некоторые родители замечают, у ребенка мало друзей. Он застенчивый, теряется в общении с незнакомцами, и считают — у него комплексы. Бросаются силы на раскрепощение, чтобы в будущем он стал уверенным в себе и гармонично жил в обществе.
Бывает, отпрыск от природы закрытый. Тогда попытки со стороны мамы и папы его перевоспитать, будут восприняты сродни давлению. Он еще больше замкнется. Вот несколько различий между интровертами и человеком с комплексами:
- Ребенок с комплексами панически боится выступать на публике. Интроверту просто некомфортно стоять перед большим количеством людей, хотя он и не боится их.
- Закомплексованный малыш не умеет знакомиться с новыми людьми и заводить друзей. У интроверта мало друзей, но он любит проводить с ними время и охотно общается. Однако он любит бывать один.
- Ребенок с комплексами сбивается и заикается, не способен выразить мысль, интроверт говорит тихо, но ясно и четко.
Школа
1. Школа как организация не заинтересована в развитии творческого мышления и самостоятельности ребенка. Она построена на спущенных сверху заданиях, программах, методиках. И требует беспрекословного их выполнения. По сути, школа — это лаборатория по изготовлению безвольных людей: школьник по определению подневолен. Он исполнитель.
2. Когда ребенка заставляют, запугивают, когда учительница говорит: «Не переведу в следующий класс» или «Все выучили, а ты почему такой глупый?», — в ребенка вселяют страх и чувство неполноценности. У него пропадает энергия, стремление что-то делать. Поэтому родителям приходится сделать выбор: встать либо на сторону школы, либо на сторону ребенка.
3. Вдохновлять — вот задача взрослого. Если школа этого не делает, значит, должны делать родители — по крайней мере первые шаги в этом направлении. Освободить ребенка от принудиловки, сказать ему: «Ты не должен».
4. Одна из участниц моих семинаров рассказывала, что ее вызвала учительница и принялась ругать ее сына: он такой-сякой, он и пятое, и десятое. Но эта мама просто сказала: «Знаете, Нина Петровна, я очень люблю своего мальчика!» И Нина Петровна умолкла. Это один вариант ответа.
5. Есть и другой, противоположный. «Спасибо, что вы мне это все сказали, я вижу ваше горячее желание помочь моему ребенку выбраться из этой неприятной ситуации. Я буду делать то, что вы мне сказали». Потом прийти и сказать: «Вы наверняка заметили улучшение, и я тоже. Я уверена, это благодаря вашим усилиям».
6. Учителя тоже люди
Их иногда важно успокоить и поддержать. Дать понять, что цените их работу, уважаете ее
Но оценка вашего ребенка остается в конечном итоге всегда за вами. Что бы вам ни говорили, вы все равно его любите.
7. Школа — это на время. А ваши отношения с ребенком — навсегда.
Что такое успешность
Понятие успешности вовсе не однозначно — она может быть социальной и жизненной
В первом случае имеется в виду определённый набор материальных ценностей и реализации в обществе — то, на что многие люди привыкли обращать внимание. Жизненная же успешность — это личные достижения конкретного человека согласно тем требованиям, которые он сам себе устанавливает
Естественно, у каждого это понятие индивидуально, однако многие люди идут на поводу у общества и стараются реализовать себя в рамках именно социальной успешности, забывая о своих личных предпочтениях и мечтах.
Социальная и жизненная успешность — это несколько разные понятия, и если одни стараются добиться установленных в обществе ценностей, то другие идут своим путём, реализуя свои собственные мечты и стремления
Такие взрослые будут соответственно и воспитывать своих детей, воспринимая понятие успеха в рамках стереотипов.
Подчас родители, мечтая о будущем детей, не могут выйти за рамки сложившихся в обществе стереотипов
Так, большинство родителей в будущем хотят видеть своего ребёнка непременно богатым, занимающим высокооплачиваемую должность (лучше всего руководящую) и, безусловно, имеющего собственную семью (потому что так принято).
Предел мечтаний многих родителей — чтобы их ребёнок в будущем занимал высокоплачиваемую руководящую должность
Однако рисуя в мечтах такую идиллическую картину, папа и мама забывают о важности самореализации, когда человек живёт в гармонии с самим собой и непрерывно самосовершенствуется. Ведь можно не занимать престижную руководящую должность, но при этом получать удовольствие и доход от своей работы (например, когда в её основе лежит истинное призвание или хобби)
И наоборот, многие люди, хотя и добиваются значительных достижений на нелюбимой работе, чувствуют себя несчастными (не могут дождаться окончания рабочего дня).
И высокооплачиваемая работа может быть нелюбимой
Видео: является ли богатство обязательным критерием успешности
Автор видео интересно рассуждает о формуле успеха. У каждого человека она своя, и вовсе не обязательно, что в неё входят большие деньги, богатство
Нужно присмотреться к своему ребёнку, понять, что для него интересно и важно. Возможно, он будущий спортсмен, художник, гениальный физик или писатель
Возможно, вашему ребёнку суждено стать не директором, а классным гонщиком, и это принесёт ему успех и счастье
Может быть, он мечтает путешествовать. Не нужно навязывать сыну или дочери стереотипы, общепринятые критерии успешности. Автор приводит в пример математика Г. Я. Перельмана, который доказал абсолютно недоказуемый закон и потом отказался от миллиона долларов, потому что он делал это вовсе не ради денег.
Всемирно известный математик Г.Перельман доказал, что успех не всегда связан с богатством
Воспитание: да здравствует система?
Перед появлением на свет ребенка воспитание уже начинается. Чувствуя ответственность перед будущим младенцем, женщина вносит в свою жизнь ограничения, делая акцент на малыше.
После родов начинается поиск ответов на вопрос, как воспитывать своего ребенка, чтобы он вырос… Каким? Здесь и кроется главная цель воспитания. Родители смотрят на то, какими они хотят видеть детей в будущем. Главное – вырастить счастливыми и воспитанными, чтобы сын или дочь были полноценными членами общества, духовно и физически развитыми личностями.
О воспитании детей споры никогда не закончатся. Но популярные методики, собирающие положительные и отрицательные отзывы, дают родителям выбор точек соприкосновения с их чадами.
1. Азиатская система.
Она предлагает до 3-5 лет позволять малышу все, приравнивая его к «царю», до 14-15 лет советует возлагать запреты, делая наследников «рабами», а после 15 лет дети становятся друзьями, происходит общение на равных. Также азиатская система предполагает тесный тактильный контакт как залог успешного и поистине близкого общения.
2. Методика Никитиных.
Развитие и воспитание по системе изначально прошли их 7 детей, затем –другие семьи СССР. Основные постулаты: кормление простой пищей, не отнимающей у родителей много времени на приготовление; активная физическая и интеллектуальная нагрузка, при которой дети если не хотят заниматься конкретным делом, заставлять не нужно, но можно вернуться потом; участие в воспитании старших братьев и сестер, а также помощь родителей в познании мира.
3. Методика Монтессори придерживается противоположной системы взглядов, без тактильного контакта, в центре – самостоятельная личность малыша.
Сын или дочь становятся главными, родители только помогают прислушиваться к себе. Акцент делается на зонирование помещения по интересам, развитие интеллектуальных способностей. Часто от бабушек можно услышать, что эта методика слишком прогрессивна, вырастают невоспитанные дети. Слов «плохо» или «хорошо» они не знают, поскольку учатся жить без критики.
4. Селф-мейд. Малыш должен сам ставить цели, понимать, что последствия действий зависят напрямую от его поступков.
Родители должны учить мотивации деятельности, поиску путей из конфликтных ситуаций. Эти формы воспитания детей нацелены на формирование лидерских качеств, не подходят пассивным малышам с задатками исполнителя.
5. Традиционная система базируется на развитии личности в семье, на воспитании трудом, авторитете родителей и послушании.
Методика использует и демократичные формы воспитания детей, но после 5-6 лет. Фраза, что ребенка нужно воспитывать, пока «лежит поперек лавки», уходит корнями именно в нее. Современные психологи и педагоги согласны: родительское воспитание необходимо до момента похода в школу. Потом роль мам и пап отходит на второй план.
Какие условия в семье должны быть созданы
Семья – это первый и важный социум, в который попадает новорожденный. Именно поэтому, чтобы он вырос счастливый и успешный, внутри семьи должны быть гармоничные отношения и определённые правила:
· атмосфера взаимоуважения и любви;
· внимательные и заботливые родственники;
· высокоморальные и высоконравственные принципы у мамы и папы;
· правильное и постепенное развитие способностей у малыша;
· строгая дисциплина для всех членов семьи;
· грамотное распределение домашних обязанностей в процессе воспитания.
· избегание негативных примеров для ребёнка;
· усилия, направленные на воспитание неизбалованного чада;
· общие интересы между членами семьи;
· занятие трудовой деятельностью всех членов семьи.
Если вы воспитываете не одного, а двух и более детей, узнайте, как их подружить и научить правильно общаться друг с другом.
Секреты мудрости
Свойством разума человеческого индивида, характеризующимся уровнем усвоения знаний и овладением подсознательного опыта, выражающимся в умении подходящего их использования в социуме в конкретной ситуации, является мудрость.
Итак, как становятся мудрыми? Прежде всего, мудрый человек игнорирует всё лишнее и контролирует лишь то, что может. Каждый индивид, наверное, минимум сотню раз пытался взять под собственный контроль неподвластные ему события либо вещи, не замечая, что все потуги бессмыслены. Поэтому при возникновении какой-либо проблемы или тревоги, держащие в устойчивом напряжении, необходимо понять есть ли объективная возможность исправить ситуацию или её не существует. Если такой шанс присутствует, то следует заняться его воплощением, если нет, то и смысла в беспокойстве нет.
Глупо и бесполезно бесконечно съедать себя изнутри, истощая психику, подрывая самооценку. В жизни существует множество вещей более приятных организму и душе.
Чтобы стать мудрым, нужно принять, что многое от человеческого субъекта не зависит в жизни. Существуют вещи, которые просто приключаются, что является вполне нормальным для бытия. Принятие данного постулата позволит избавиться от тяжкого гнёта. Ведь часто человек слишком много взваливает на собственные плечи.
Нужно позволить себе безмятежно плыть в бесконечно меняющемся жизненном потоке событий, принять их, не омрачаясь невозможностью ими управлять. Самое лучшее случится тогда, когда человек научится усмирять контроль. Поэтому надобно научиться принимать и перестать отрицать.
Секрет, как стать мудрым и спокойным, заключается в осознании простой истины – человеческий индивид несёт ответственность за собственное существование, свои деяния самостоятельно. Не следует на кого-либо перекладывать вину за неудавшуюся жизнь.
Часто взрослые дети склонны винить собственных родителей в своих неуспехах, ругать государство, олигархов, коллег и просто прохожих.
Привычка окидывать взглядом прошлое и сокрушаться о случившемся не приносит людям ничего положительного. Это является лишь оправданием человеческой пассивности, дабы, столкнувшись с трудностями иметь возможность увильнуть.
Однако взрослый индивид всегда имеет возможность отклониться от заданного родителями направления и выбрать собственную стезю, поскольку именно он ответственен за собственное бытие.
Устойчивый контроль, неизменное отрицание и постоянное обвинение других вносят в человеческое существование одни лишь несчастья.
Как воспитать счастливого ребенка
В конце прошлого века в России при воспитании детей упор делался на гендерные различия. Девочкам старались привить скромность, послушание, терпение, хозяйственность. Мальчиков учили не проявлять эмоции, быть сильными, умелыми, работящими. Никого не заботило, что половая принадлежность человека не должна определять стиль жизни. В XXI веке большинство родителей это наконец-то осознали и захотели растить детей счастливыми. Чтобы они могли быть свободными в выборе жизненного пути и делать то, что действительно любят.
Нужно стремиться воспитать счастливого ребенка
Точного рецепта, что же нужно сделать, чтобы ребенок однажды проснулся с мыслью: «Я счастлив!», не придумано. Но есть непреложная истина, что начинать нужно с себя. Ведь малыш не только слушает, что говорят мама и папа, но как губка впитывает их поведение. В воспитании необходимо обращать максимум внимания на свои ошибки, и пытаться их исправлять, а ребенок скопирует все без лишних напоминаний.
Что делать:
- Брать на себя ответственность. Всем знакомы ситуации, когда родители ругают малыша за какой-нибудь пустяк. Это следствие не плохого поведения отпрыска, а отсутствие ответственности за действия у взрослых. Раздраженность и усталость нужно сбрасывать другими путями, не пытаясь переложить проблемы на детские плечи. Если осознавать свои действия именно как свои, а не спровоцированные ребенком, то их будет гораздо проще взять под контроль.
- Не вовлекать ребенка во взрослые переживания. Особенно таким грешат одинокие родители после расставания со второй половинкой. В ход идут рассказы про плохого партнера и людей в целом, сложности в работе, различные тяготы жизни. Мама или папа облегчают душу, совершенно не осознавая, что должно быть наоборот. Не ребенок должен быть психотерапевтом для взрослых, а они обязаны понимать, сочувствовать и помогать.
- Анализировать свои поступки. Злость, гнев, обиду, раздражение, ненависть и остальные негативные эмоции не в силах вызвать крохотный родной человек. Мама кричит на малыша, случайно разлившего суп, не потому что он совершил проступок века, а потому что устала от постоянной уборки. Папа грозится наказать за разрисованные обои, не потому что их жалко, а потому что принято жить в идеальной квартире, и ему придется зарабатывать на дальнейший ремонт. Нужно подумать, что провоцирует гнев, и сдержаться в несправедливом обрушивании его на ребенка.
- Учится выстраивать доверительные отношения. Наказать, отшлепать, поставить в угол, прикрикнуть, а при случае поощрить конфеткой – проще простого. Но это путь дрессировки, применяемый к животным, а не к людям. Ребенок при такой системе воспитания всего лишь научится при родителях казаться паинькой. Только постоянными разговорами, объяснениями, совместным времяпровождением можно добиться взаимопонимания и уважения, когда мать и дитя – друзья, а не враги.
- Воспитывать себя. Если выбрасывать мусор на газон, а не в урну, то ребенок не станет бережно относиться к окружающей среде. Если играть в компьютерные игры ночами напролет, то малыш не воспылает страстью к чтению. Походы в Макдональдс однозначно не спровоцируют любовь к здоровому образу жизни. Поэтому, если хочется спортивного и подтянутого отпрыска – добро пожаловать на пробежку. Хочется умеющего готовить – берем фартук и вместе идем к плите. И так абсолютно во всем.
- Не судить себя слишком строго. Все мы люди, и каждому свойственно уставать, не высыпаться, болеть или хандрить. Никто после рождения ребенка не превращается в супер-родителя, способного безошибочно следовать выбранной линии поведения. Нужно разрешать себе нарушать правила, но при необходимости обсуждать это с ребенком. Нет ничего страшного в горе грязной посуды или куче мятого белья. Главное, донести до малыша, что так происходит из-за усталости мамы, а не лени.
- Видеть в ребенке лучшую версию себя. Нужно верить в малыша, поддерживать в начинаниях, не высмеивать смелые идеи и не сравнивать с остальными детьми. Изначально он любит родителей и старается их радовать. Но ребенку не всегда понятно, что хорошо, а что плохо, поэтому указать верный жизненный путь – первостепенная задача родителей. При этом нужно воздержаться от воплощения своих стремлений через ребенка. Например, если мать мечтала стать балериной, то вовсе не обязательно, что дочь тоже этого захочет. Задача состоит не в том, чтобы сделать свою улучшенную копию, а в раскрытии потенциал малыша.
Первый и основной секрет
Куда потратить время?
Итак, какие они эти секреты воспитания детей? На самом деле ключ лежит на поверхности. Думаю, вам приходилось встречать такие высказывания: «Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не плакало»? То есть пусть чем угодно занимается, какие угодно телепередачи смотрит, в какие угодно игры играет, лишь бы оставил меня в покое.
Вот ещё одно народное высказывание: «Дети, дети, куда вас подети?» То есть куда бы вас деть, куда бы запихнуть, только бы побольше иметь свободного времени. Главное, чтобы не мешали!
Это девиз многих родителей.
Главное, чтобы не были помехой моей настоящей, взрослой, насыщенной, реальной жизни. Чтоб эти существа не отравляли мою интересную и подлинную жизнь.
Создаётся впечатление, которое отражено в том, что накопилось в народе, в опыте многих родительских поколений, что главная цель родителей—чтобы дети не мешали.
Поэтому готовьтесь к тому, что в один прекрасный день вы поймёте, что ваш ребёнок вырос, а драгоценные возможности и золотое время упущено. Вашего ребёнка воспитали друзья, телевидение, школа, т.е. кто угодно и что угодно, но только не вы.
Журнал «Мой ребёнок» приводит данные статистических исследований, которые говорят о том, что современная семья проводит вместе приблизительно 8 часов в неделю. Но даже то время, которое родители проводят вместе — это некачественное время общения.
Какие же есть еще секреты воспитания детей? Как сделать так, чтобы оказывать максимальное влияние на детей?