Малышам скучно не бывает.
Вы сами прекрасно знаете, что они делают, когда делать нечего. И что они чаще всего слышат от взрослых, которым это не-у-доб-но, которым ЛЕНЬ совершить лишние телодвижения, хоть, может быть, именно эти движения им сейчас необходимы для здоровья, бодрости, энергичности? «Перестань!», «сиди тихонько», «здесь не принято бегать» и т.п. – это основа для психологических блоков, из которых развиваются элементарные физические зажимы в теле (а хронический зажим – верная дорожка к хроническим болезням).
Не усмирять малыша, а в каждой ситуации найти альтернативу, возможность подвигаться, порадоваться, узнать и увидеть что-то новое и интересное, похохотать вместе с ним – вот режим наибольшего благоприятствования для любого человека, и растущего, и взрослого.
Но вернемся к нашему «ленивому» мальчику.
В 9 лет не так-то просто изменить уже сформировавшиеся и закрепившиеся привычки. Особенно если учесть, что сложились они не в пустыне, а в лоне родной семьи и ближайшего окружения, в том числе школы.
Дети не могут быть ленивыми
Ребёнок по определению не может быть ленивым. Энергия, которая живёт им в первые годы жизни, огромна и всегда имеет импульс наружу. Ребёнку всегда будет интересно всё, особенно новое, то, с чем он никогда не сталкивался.
Энергия в нас исчезает постепенно, с возрастом. И если в зрелости нам уже мало чего хочется — это никак не передаётся новому поколению по генам.
То, что мы называем ленью в детях, совершенно не лень. Нам кажется, что если он не делает то, что должен делать — например, учить уроки, помогать по дому, ходить на кружки, то он ленив. А что на самом деле?
Что это, если не лень?
Есть всего три основных причины, по которым дети становятся «ленивыми».
Самая частая и банальная — ребёнку предлагают не то направление, которое ему подходит. Его темпераменту и, главное, его векторальному набору. Например, ребёнку с кожным вектором предложили заняться очень тщательным трудом, который требует усидчивости и даже упёртости. Или ребёнку со зрительным вектором не дали ничего красивого. Или ребёнку с анальным вектором предложили быструю игру, в которой он не успевает. А ребёнку со звуком не ответили на вопрос — «а зачем это надо?».
Другая причина как бы детской лени появляется тогда, когда ребёнка не вовлекли в занятие, не смогли правильно расставить акценты, не дали прочувствовать удовольствие от своих достижений. Ведь на самом деле всё, что мы требуем от ребёнка, предполагает развитие, а значит, усилие. Почти ничего не получается с первого раза, и надо научиться работать, трудиться. А ведь это тоже происходит очень по-разному и зависит от векторов.
Рекомендации простые: ребёнка с анальным вектором надо уметь правильно похвалить, подметить его старательность, но ни в коем случае не перехвалить. Ребёнка с кожным вектором надо приучить к честному соперничеству — уметь принимать проигрыши, уметь после них подниматься и продолжать взлёты
Ребёнку со зрительным вектором важно показать, что красота есть во всем и прежде всего она внутренняя, не только внешняя. Звуковичку надо обязательно дать осмысленность в том, что предлагается делать
И третья причина — это потеря ребёнком чувства защищённости и безопасности от родителей. Когда мама и папа ругаются за стенкой, когда мама плачет, а папа убегает пить пиво (или наоборот, сейчас уже и так бывает), когда мама всё время на работе, или наоборот, сидит дома и унывает от однообразной домашней работы, которая не даёт развития, то не очень-то ребёнок может и хочет заниматься балетом или рисованием, учить математику или следовать чистоте.
Конечно, единицы великих делали именно так — достигали большого через тернии к звёздам, будучи детьми из неблагополучных семей, но это единичные истории. Современный ребёнок слишком уязвим, у него очень тонкая душевная организация, поэтому необходимо обеспечить ему максимальный душевный комфорт и только после — ожидать трудолюбия.
Ситуацию можно изменить
Если вы хотите помочь ребёнку вырасти счастливым, преодолейте его «лень» вместе с ним
Тренинг «Системно-векторная психология» Юрия Бурлана даёт очень точные знания о векторах детей, а значит, даёт ключ к будущему пока ещё маленького, но такого важного через несколько лет взрослого человека!. https://www.youtube.com/embed/VJixPlQ5n-M
Сыновья стали выполнять домашние дела
Синдром дефицита внимания, нарушения аутистического спектра, задержка психического развития – сняты
На бесплатные занятия Юрия Бурлана регистрируйтесь здесь!
Автор Виктория РомановаКорректор Наталья Коновалова
Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Мотивация – как способ понять и преодолеть лень
Надеемся, что теперь понятно, что лень – это вовсе не типовая проблема, которую можно решить одним махом. Даже для того, чтобы дать совет “как избавиться от лени самому или избавить от нее кого-то другого” придется искать истинные причины лени. А их, как мы уже выяснили, может оказаться много – от нежелания выполнять приказы до банальной перегрузки.
Ни один человек не будет делать то, что ему неприятно, не нужно или невыгодно. Даже если человек от вас так или иначе зависим – ребенок, подчиненный – разумнее его не заставлять, а именно мотивировать, вызывать заинтересованность в той или иной работе (причем не всегда и не только материальную). При этом, как правило, работа будет сделана не только в срок, но еще и более качественно. А если вам кажется, что вы и так его достаточно замотивировали, а он все равно ленится, – значит, мотивация либо недостаточна, либо для данной личности неактуальна.
Банальный пример – мотивация деньгами. Даже «золотые горы» не способны заставить замкнутого интроверта активно общаться с людьми. Ему это будет в тягость и очень скоро у него случится либо нервный срыв, либо болезнь, либо вы обнаружите брошенное на стол заявление об уходе.
Если вы применяете так называемую мотивацию с помощью страха, имейте в виду, что это не всегда действенно, а порой может вызвать обратную реакцию. Когда вы говорите подростку: “Немедленно делай то, что я тебе говорю! Иначе я не куплю (не буду разговаривать, не пущу домой и т.д.)», то вполне может оказаться, что вы будете вынуждены так поступить, но будете сильно жалеть о сказанных угрозах. Повзрослевшие дети с трудом выдерживают давление родителей. Порой им нужен самый незначительный повод, чтобы со словами: «Ну и пусть! Ну и не надо!» хлопнуть дверью.
Что делать, если ребенок ленивый: 5 рекомендаций психологов
Борьба с детской ленью — длительный процесс. Постарайтесь не наседать на ребенка, требуя от него активности и «уплотняя» его дневной график домашними делами. Действуйте мягко — без упреков, шантажа и громких скандалов.
Психологи дают следующие рекомендации, которые помогут бороться с детской ленью:
Дети копируют поведение взрослых. Если ребенок с раннего детства видит, с какой неохотой мама и папа выполняют домашние дела, то и сам, скорее всего, потом начнет отлынивать от уборки.
Подавайте ребенку исключительно положительный пример. При детях не рекомендуется демонстрировать недовольство своей работой, отзываться в негативном ключе о начальстве и коллективе, рассказывать о том, как вам самим было скучно учиться в школе. К выполнению бытовых дел подходите легко и с оптимизмом, который будет заряжать и вашего ребенка. Сами будьте активны, чтобы и ваш малыш стал более деятельным.
В борьбе с детской ленью «метод кнута» совершенно не работает. Не помогут ни угрозы, ни крики, ни наказания. Так вы только усугубляете положение дел, поскольку ребенок из вполне естественного чувства противоречия будет всячески сопротивляться любым указаниям взрослых. Особенно ярко у детей это проявляется в периоды возрастных кризисов.
Дайте ребенку больше свободы. Возможно, малыш сам хочет каждое утро заправлять постель, но вы ему просто не даете это сделать, излишне опекая. Да, шестилетка будет дольше возиться с одеялом и подушками, но зато сделает все сам. Ребенок, которому дают возможность проявить себя и поддерживают в процессе, не будет отлынивать от работы.
Мотивация играет огромную роль в борьбе с детской ленью. Ребенок должен понимать, почему нужно выполнить определенное действие и какую пользу это принесет. Примеры правильной мотивации:
«Собери разбросанные игрушки, тогда у тебя будет больше свободного места, чтобы играть дальше».
«Сделай уроки сейчас, чтобы у тебя остался целый вечер на игры».
«Давай уберемся, тогда не будет стыдно пригласить в гости твоих друзей».
Многие родители практикуют мотивацию в виде денег и дорогих подарков за какие-то достижения. Да, это наверняка заставит ребенка прилежнее учиться и охотнее выполнять работу по дому. Но есть риск, что это трансформируется в меркантильность и станет еще одной негативной установкой — не буду ничего делать, если нет вознаграждения. Сначала малышу будет достаточно 10 рублей за хорошую оценку в школе, но потом «тарифы» непременно возрастут.
Завышенные требования родителей и постоянная критика развивают в ребенке неуверенность в себе. Отсюда и мнимая лень, которая на самом деле вызвана страхом поражения. Ребенок, привыкая к тому, что маме и папе сложно угодить, и вовсе перестает что-то делать.
Не кричите и не обвиняйте ребенка, а лучше разберитесь, почему он недостаточно хорошо учит уроки и редко помогает вам по дому. Дайте ребенку совет, который поможет ему справиться с задачей. Если и делаете замечания, то они должны быть полностью обоснованы.
Как приучить ребенка к труду: рекомендации педагогов и психологов
Психологами и педагогами написано огромное количество книг, как правильно воспитывать детей. Есть в них и главы, посвящённые развитию, как личности и роли в социуме. Ленивый ребенок, ничего не умеющий делать, вряд ли легко найдёт своё место в жизни.
Личный пример
Всему в своей жизни, и хорошему, и плохому, дети в первую очередь учатся у родителей. Поэтому трудолюбие родителей – лучшая наглядная «картинка». Порядок в доме и чётко распределённые бытовые обязанности приучат малыша постепенно втягиваться в общий процесс.
Благодарность как награда
Вряд ли на белом свете найдётся много людей, которые не любят похвалу. Ни лесть, ни лицемерие, а заслуженную похвалу. Малышу, который нуждается в любви и ласке родителей, будет особенно приятно, если его самостоятельность и даже незначительную помощь по дому будут поддерживать благодарностью и похвалой.
Однако словесную похвалу не стоит заменять какими-то материальными благами (карманные деньги, подарки). Как, впрочем, не стоит приучать малыша к труду угрозой последующего наказания. В семье, где господствует любовь и взаимоуважение, ребёнок скорей поймёт, что его помощь по дому – это вклад в общее семейное дело.
Работа по плечу
Приучая ребёнка к работе, не стоит нагружать его сверх нормы. Первые «задания» должны быть не очень длительными и вполне могут проходить под присмотром мамы или папы. В начале процесса родителям будет лучше делать всё совместно с малышом. Терпеливо и настойчиво приучать собирать игрушки, складывать свои вещи и заправлять кроватку.
На первых порах (особенно молодым родителям) понадобится огромное терпение и выдержка. Не всё будет получаться идеально. Но ведь навыки приобретаются с опытом. Процесс обучения должен происходить исключительно в доброжелательном ключе.
Поощрение инициативы
Иногда ребёнок, которому надоело играть в одиночестве, сам приходит к маме на кухню или к папе, занятому ремонтом по дому. Не все взрослые любят таких «помощников», но этим моментом следует воспользоваться с пользой для всех. Дети иногда вызываются помогать взрослым.
И в это время родителям важно не гнать от себя малыша, а поручить ему какое-то несложное дело. Значимость этого момента состоит в том, что кроха будет вовлечён в какой-то полезный процесс
А это уже будет одним из шагов вперёд в деле приучения ребенка к труду.
Домашние обязанности
Приучив ребёнка к первой самостоятельности, неплохо было бы закрепить за ним какую-нибудь домашнюю обязанность. Это будет дисциплинировать его, и воспитает в нём чувство личной ответственности. Физические нагрузки для каждого ребёнка сугубо индивидуальны. Но есть вещи, к которым необходимо приучать детей, начиная с трёхлетнего возраста. Дошкольник должен уметь:
- собирать разбросанные игрушки;
- умываться и чистить зубы;
- одеваться и раздеваться;
- складывать личные вещи;
- ухаживать за домашними животными;
- застилать кровать;
- поддерживать порядок в детской комнате;
- выполнять мелкие поручения старших.
Дети школьного возраста должны быть приучены:
- готовиться к урокам;
- содержать личные вещи и обувь в порядке;
- помогать поддерживать порядок в доме (выносить мусор, подметать, пылесосить, мыть посуду, полы);
- разогревать пищу;
- заботиться о младших сестрах и братьях.
Ленивое детство
Иногда мы сами приучаем детей лениться, излишне ограничивая их активность в раннем возрасте (чаще этим грешат мамы и бабушки). “Давай помогу”, – постоянно твердят старшие и убирают за малыша игрушки, кормят его, одевают, делая всё необходимое намного быстрее и аккуратнее. Но, к сожалению, таким способом они нередко гасят инициативу ребёнка, вырабатывая у него привычку ожидать, что за него всё сделает кто-то другой.
Многие энергичные, активные люди не в состоянии понять, что не все способны угнаться за ними. Тем более дети. Мы часто требуем: «Да когда же ты оденешься?! Когда же ты, наконец, сделаешь уроки!», бегая вокруг ребенка, поторапливая и теребя его.
Если ваш ребенок относится к тревожным людям с повышенной чувствительностью, ему придется особенно тяжело. Он будет считать себя виноватыми, всеми способами пытаться “соответствовать” невыполнимым требованиям. Разумеется, результаты будут с каждым разом ухудшаться.
Давайте попробуем представить, что происходит в этот момент в голове у малыша. «Я плохой. Я медлительный. Мама мной не довольна. Я ей не нравлюсь. Она меня не любит»… Вы уверены, что хотите, чтобы такие мысли бродили в голове вашего ребенка? Ведь именно они, в конце концов, приводят к комплексу неполноценности, депрессиям и болезням. Если не хотите, тогда учитесь уважать его темпы развития, его темперамент и даже его медлительность.
Ленивые дети – результат воспитания
Привычку к умственному и физическому труду нужно воспитывать у детей с ранних лет. Нередко родители говорят, что девочка прилежная и старательная, как ее мать, или мальчик ловкий, как отец. Не отрицая наследственности, можно с полным основанием утверждать, что они в большинстве случаев — результат правильного воспитания, хорошего личного примера.
С каждым школьником может случиться, что он по той или иной причине не выучил урок. Однако, если школьник знает, что дома родители или дедушка с бабушкой регулярно проверяют, как он выучил уроки, у него не может выработаться привычка ходить в школу неподготовленным.
Родители ленивых школьников оправдываются своей занятостью — у них нет времени контролировать детей, помогать им. Однако все мы работаем, все заняты, у каждого много забот. И ребенок работает, и у него свои заботы. Основная его обязанность — учиться — требует от него большого умственного и физического напряжения
Как бы заняты мы ни были, необходимо помнить, что ребенку нужно внимание родителей, уважение к его труду, интерес к тому, что он делает. Детям нужно помогать, но не навязчиво, что парализует их волю и мышление, не следует постоянно надоедать им одним и тем же вопросом: „Выучил уроки ?”, а проявлять подлинный интерес к работе ребенка, подходить к нему с доверием и уважением, с разумными и посильными требованиями
В чем же проявляется уважение к труду школьника? Прежде всего необходимо знать, что время, отведенное ребенку для занятий, неприкосновенно
Нельзя именно в этот момент посылать ребенка за хлебом, отвлекать его внимание разными вопросами. Даже если он в чем-то провинился, следует подождать отчитывать его
Школьник нуждается в правильном режиме дня. К сожалению, во многих семьях этот важный принцип отсутствует или же систематически нарушается. Днем школьник ходит в кино, а уроки оставляет „на потом”, то есть на вечер. Но вечером собирается дома вся семья, начинаются разговоры, включается телевизор, приходят гости.
Ребенок раздваивается. Так с каждым днем невыученное, непонятое накапливается, подготовка к урокам становится для него неприятной и неинтересной, в дневнике появляются двойки. Так и хороший ученик может стать ленивым.
Что делать с детской ленью?
Истинное трудолюбие обоих родителей покажет ребенку, что нельзя все время бездействовать. Если, например, папа с утра до вечера будет работать, а мама болтать по телефону и лежать на диване (или наоборот), правильного воспитания не получится.
Вовлечение в совместную деятельность – хороший способ воспитания трудолюбивой и ответственной личности. Просьба о помощи вселяет в ребенка уверенность, что он нужен и полезен для семьи или других взрослых.
Самостоятельное исполнение порученного дела развивает не только трудолюбие, но и смекалку, умение принимать решения. Родители должны проявлять такт и терпение. Ведь у ребенка нет опыта, значит, он имеет право на ошибку. Задача взрослого – подсказать, показать, как следовало бы сделать, чтобы получить хороший результат.
Поощрение, похвала за любой вид деятельности с самого малого возраста. У каждого человека должен быть стимул. Ребенку он обязательно нужен
Но в этой ситуации важно избегать шантажа: «Гулять не пойдешь, пока то-то не сделаешь».
Любое дело должно приносить удовольствие. Если ребенок пока не понимает, какую пользу для себя он получает от выполненной работы, но видит, как радуются взрослые, он испытывает удовлетворение собой.
Воспитать трудолюбивого человека непросто. Но взрослые, на то они и взрослые, чтобы помочь ребенку не стать трутнем, обузой для семьи и общества.
Вам не нравится, что ребенок мало двигается и мало чем интересуется? А насколько вы подвижны, насколько вам не все равно, что происходит вокруг – на улице, в парке, в театре, в городе, в мире, в небе?
Ребенок встревает в ваши разговоры, и это вам не нравится? Но, может, он хочет о чем-то вам сказать, заявить о себе, возможно, вы не слышите чего-то важного? И не слишком ли бесцеремонно вы участвуете в его жизни? Установлены ли личные границы у вас и у сына, за которыми человек все решает сам и в советах не нуждается, хоть и может попросить вашего совета, когда сочтет нужным?
С отметками в школе отдельная тема. Я не верю, что ребенку, каким бы продвинутым он не был, могут нравиться абсолютно все предметы. Они могут вообще все не нравиться – при определенном стечении обстоятельств и действующих лиц. И славно, если несколько учебных дисциплин вызывают у человека интерес, тогда, значит, все в порядке.
Причины детской лени
1. Неправильное поведение родителей: излишняя опека
Причин детской лени — множество. Однако самые главные из них базируются на неправильном поведении родителей. Задумайтесь, как часто вы перехватывали у своего малыша инициативу: «Ты еще маленький, я сама все уберу!», «Не трогай, а то испортишь!», «Не бери чашку — разобьешь!». В подобных ситуациях родители попросту лишают ребенка инициативы и не разрешают ему заниматься каким-либо делом, предполагая, что сами справятся быстрее. В таком случае у малыша может и вовсе пропасть желание стремиться к самостоятельности: зачем, если все равно не разрешат или назовут «неумехой»?
2. Особенности темперамента
Рассуждая, ленивый ваш ребенок или нет, не забудьте остановиться на оценке его темперамента. Может быть, ваш малыш — холерик или сангвиник. Тогда становится ясно, почему ему не дается работа, требующая концентрации внимания и усидчивости. Скорее ее выполнит сосредоточенный флегматик или меланхолик. Однако крохи с названными типами темперамента будут с трудом выполнять задания, где необходима быстрота реакции и активное общение.
3. Скука
Причиной лени бывает и банальная скука. Дети всегда очень подвижны: им нужно постоянно бегать, что-то придумывать и куда-то выплескивать свою энергию. Если же родители или воспитатели в детском саду постоянно заставляют их сидеть тихо и не мешать, то веселые и любознательные дети превращаются в грустных и безынициативных.
Иногда встречаются ситуации, когда ребенок не может выплеснуть свою энергию в детском саду и, приходя домой, хочет вдоволь набегаться и наиграться, а родители вместо этого заставляют его заниматься скучными делами — например, убирать игрушки. То же случается, когда вечернюю прогулку с ребенком мама с папой заменяют на просмотр телевизора: малышу не удается выплеснуть свою энергию — он обижается, злится и, безусловно, ни о каком удовольствии от помощи по дому в таком случае уже не может идти и речи.
4. Непонимание: зачем это делать?
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие
Зачем собирать игрушки, если завтра их снова нужно будет доставать? Зачем утром заправлять кровать, если вечером снова нужно будет в ней спать? Так происходит, когда родители просто требуют от ребенка соблюдения порядка, но не объясняют, почему это важно
5. Незаинтересованность
Часто ребенок не хочет приниматься за то или иное дело, так как оно ему просто неинтересно. Родителям необходимо дать малышу мотивацию, вызвать в нем желание приняться за какое-либо занятие, наметить его цель. Тогда дети будут стремиться к достижению конечного результата, а он в свою очередь будет приносить им удовольствие.
6. Боязнь неудачи
Возможно, ребенок не берется за какое-то дело, так как просто испытывает страх неудачи. Например, не хочет учить стихотворение, потому что в прошлый раз неудачно прочитал его на уроке и был «награжден» насмешками одноклассников. Здесь уже проблема в неуверенности в себе, вероятно, даже в низкой самооценке.
Причины детской лени
Ленивых от природы детей не бывает. Судите сами: каждый ребенок в 2-4 года неустанно повторяет фразу «я сам» и сердится, когда ему не разрешают сделать что-либо самостоятельно. Он активно познает мир, хочет помогать маме и участвовать в организации семейного быта.
Лень — приобретенная модель поведения. И чаще всего это огрехи в воспитании со стороны родителей. Лень начинает проявлять себя, когда ребенку исполняется 5-6 лет. Малыш может устраивать настоящие истерики, когда его просят убрать игрушки, заправить постель или аккуратно сложить одежду. Сначала родителям посредством уговоров удается побуждать малыша к действию. Но по мере взросления ребенка будет все сложнее заставлять его что-то делать.
Почему же дети становятся ленивыми? Недостаток трудолюбия и постоянное стремление к безделью вызывают как психологические, так и физиологические причины.
Иногда сами взрослые приучают малышей лениться, ограничивая их самостоятельность и любые порывы как-то помочь. Родители, постоянно повторяя «что ты копаешься, давай я тебе помогу», начинают все делать за ребенка. Конечно, взрослый человек гораздо быстрее и аккуратнее застелит постель и завяжет шнурки. И дожидаться пока малыш сделает это сам, да еще и плохо, совсем не хочется. Но у ребенка из-за такой «заботы» вырабатывается вредная привычки: ожидание, что за него все сделают другие.
У ребенка горят глаза и все отлично получается, когда он берется за любимое дело. Но уборка по дому, уроки и прогулка с собакой — это неинтересная рутина. Особенно, если сами родители превращают домашние хлопоты в нудную обязанность, «из-под палки» заставляя малыша что-то делать. Естественно, ребенок всячески сопротивляется и на все просьбы отвечает «не хочу». В результате цветы не политы, уроки сделаны кое-как, а грязная посуда так и остается в раковине.
Порой дети просто не понимают, зачем необходимо выполнять то или иное действие. У ребенка 5-7 лет «своя» логика. Зачем с утра заправлять кровать, если вечером снова ложиться спать? Впрочем у подростков так же. Зачем учить математику, если предстоит поступать на юридический факультет?
Ребенок отлынивает от выполнения тех или иных задач, когда родители просто требуют от него что-то, но никак не объясняют, почему это важно
В ряде случаев за нежеланием ребенка что-то делать скрывается не истинная лень, а страх поражения и низкая самооценка. Когда малыш не уверен в себе, он с трудом берется за что-то новое, заранее настраивая себя на поражение. Он рассуждает так: «зачем вообще что-то делать, если все равно у меня ничего не выйдет». Отсюда и полная пассивность. А родители сразу удостаивают ребенка звания «лентяй».
Иногда ленью ошибочно называют ярко выраженные особенности темперамента ребенка. Малыш от природы может быть медлителен и неактивен, а родители считают, что он отлынивает от работы по дому. Но ребенку просто нужно время на «раскачку», чтобы взяться за выполнение той или иной задачи.
При насыщенном дневном распорядке лень может появляться из-за элементарной усталости. Школа, кружки, спортивные секции — в плотном графике, «навязанном» родителями, у ребенка не остается времени на игры и отдых. Физическая и психологическая усталость перетекает в нежелание действовать.