Что делать, если ребенок боится громких звуков

Жизненный опыт как причина страха

Со временем страх шума, заложенный природой, может усугубиться другими причинами, такими как:

  1. Слишком эмоциональная реакция родственников на поступки ребенка. Громкие окрики и испуганные вскрики мамы или бабушки могут спровоцировать стресс, к которому психика малыша не готова.
  2. Неожиданный хлопок или взрыв, петарды, салюты. Одни дети благополучно забывают о пережитом, а у других развивается устойчивый страх.
  3. Увиденный эпизод из “ужастика”. Подобные фильмы могут пощекотать нервы даже взрослым, что уж и говорить о детях. У малыша ухудшается сон и может возникнуть устойчивый страх.
  4. Неудачный опыт надувания или игры с воздушным шаром. Если шар лопается с оглушительным звуком, ребенок может начать бояться и других громких хлопков.
  5. Шум работающего перфоратора, дрели или других строительных инструментов. Однако дети, которые постоянно слышат такие звуки, обычно привыкают к ним.
  6. Отдельные бытовые приборы издают довольно неприятные звуки. Пылесос, электрическая мясорубка или будильник могут вызывать неблагоприятную реакцию у малыша.
  7. Музыкальные игрушки с громкими или агрессивными мелодиями. Развивающие игрушки должны быть только со спокойной музыкой, так что нужно внимательнее выбирать такие товары.

Практически все дети не любят тревожные звуки: громкие голоса, крики, резкие сигналы автомобиля, звуки заводящегося мотора или мотоцикла, салюты и петарды, шум миксера или пылесоса, резкие звуки от падающих предметов, гром, собачий лай и голоса других животных, жужжание насекомых, некоторые музыкальные игрушки.

Какая реакция ребенка говорит о том, что слух — в пределах физиологической нормы?

Ребенок от 0 до 6 месяцев — должен реагировать на звук манки и игрушки-пищалки.

Малыш старше 6 месяцев — должен реагировать на все предложенные звуковые стимулы.

Если ребенок не отреагировал на звучание манки и пищащей игрушки, попробуйте повторить процедуру обследования через некоторое время. Реакция ребенка на звук может иметь скрытый «задержанный» период (особенно если ваш ребенок — недоношенный, или соматически ослаблен). Снижение слуха можно заподозрить при повторном отрицательном результате. В этом случае, незамедлительно обратитесь в детскую поликлинику или специализированный центр к врачу — сурдологу (специалист по нарушениям слуха).

Внимательно прочитайте эту таблицу. Ваши наблюдения за поведением ребенка станут дополнительной ценной информацией для специалистов.

Я боюсь, боюсь, боюсь! И звуков в том числе!

Боязнь звуков у детей со зрительным вектором — вопрос страхов вообще. Дело в том, что их корневая реакция, заданная природой, — страх. Когда эти дети растут, чаще всего от них можно услышать фразу — «я боюсь, страшно». Страхи детей проявляются в самых разных видах: темноты, незнакомых угрюмых людей, и в том числе проявляется боязнь звуков. Такие малыши остро реагируют на звуки грома, резкие, внезапные звуки, а также на звук пылесоса или стиральной машины. Они вздрагивают, кричат, потом плохо спят (нервное перевозбуждение) — испытывают испуг.

Как лечить испуг у ребенка? Рекомендации:

Если малыш боится звуков, нужно правильно на это реагировать. А также детей категорически нельзя:

• пугать (читать страшные сказки и показывать страшные мультики);

• высмеивать за испуг (чего ты, трусишка!);

• пытаться «приучать» к громким звукам (постоянно включать пылесос в присутствии ребенка и др.).

Приучить ребенка со звуковым вектором к громким звукам не удастся, его слух очень чувствителен от природы. Таким способом можно дойти до того, что ребенок просто станет замыкаться в себе, «уходить» от громкости окружающей действительности «в себя».

Если малыша высмеивать, он не перестанет бояться, а вот получить парочку серьезных якорей (я трус, я плохой, раз боюсь звуков и др.) — запросто.

Если малыша со зрительным вектором пугать, то задержка развития обеспечена. Неокрепшая нервная система не способна справляться с постоянным стрессом, и это тормозит психосексуальное развитие. Со временем на месте простого страха могут возникать фобии, панические атаки (во взрослом возрасте).

Итак, чтобы у малыша не было боязни звуков:

• ребенок должен ощущать себя в полной безопасности (базовое чувство защищенности и безопасности передает малышу мама — это залог его нормального развития);

• атмосфера вокруг ребенка должна быть тихой, спокойной, умиротворенной;

• малыша нужно развивать, согласно данным ему природой свойствам: бурную фантазию зрительных деток нужно направлять в творчество и игру, малышам со звуковым вектором давать слушать классическую музыку, рассказывать о космосе, мироустройстве).

Чтобы глубже понимать причины появления страхов у детей, а также знать, что с ними делать, нужно понимать свойства ребенка и его психику. В полном объеме изучение психики происходит на тренинге Юрия Бурлана «Системно-векторная психология».

Сотни людей выписали результаты после прохождения тренинга, в которых отметили, что страхи прошли не только у них, но и в первую очередь — у детей.

Начать изучать психику и понимать природу страхов детей можно уже на бесплатных занятиях тренинга. Для участия регистрируйтесь здесь.

Автор Марина Воронова, психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»  

Метки: звуковой вектор, зрительный вектор, страхи
Предыдущая статья Ребенок боится темноты
Следующая статья У сына нет девушки — депрессия накрыла его с головой

Боязнь громких звуков и голосов у детей с поражением мозга и другими заболеваниями

Иногда излишняя боязнь громких звуков у ребёнка может быть спровоцирована определёнными заболеваниями:

  • патологии уха (отиты);
  • травмы и особенности строения органа слуха;
  • перенесённые инфекции (грипп, менингит и прочее);
  • синдром повышенной усталости.

Нередко страх наблюдается у малышей, которые имеют органические поражения головного мозга. Фонофобия часто сопровождается болью в голове, нервозностью, скачками внутричерепного давления. Кроха постоянно возбуждён, периодически у него возникают приступы беспричинной боязни. Данная патология в лёгкой и средней степени поддаётся лечению, которое призвано улучшить мозговое кровообращение, в результате чего остаются лишь незначительные изменения. Дополнительно больному назначаются успокоительные средства для уменьшения возбудимости.

Почему ребёнок боится громких звукови неприятного гудения

Каждый детский страх проявляется чаще всего в определённом возрасте и вызывается характерными причинами.

Естественная реакция психики на шум

Новорождённый ребёнок, как правило, крепко спит днём и ночью: его сну не мешают громкие звуки, речь, фоновые шумы. Но уже со второго месяца жизни ситуация начинает меняться. Малыш вздрагивает и плачет от телефонного звонка, гула работающего пылесоса и других бытовых приборов, громкого разговора и смеха взрослых, пения магнитофона или заводной игрушки. Реакция может доходить даже до истерики, родители же часто не знают, что делать.

Громкие звуки нередко вызывают у младенца сильный плач

На самом деле причина подобного страха — не ошибки в воспитании и не недосмотр со стороны взрослых. Это совершенно нормальная реакция развивающейся психики: громкий звук ассоциируется у младенца с опасностью (похожее чувство кроха испытывает в присутствии незнакомых людей или когда боится остаться без мамы). Кроме того, продолжительный шум вызывает дискомфорт в органах слуха.

Такое поведение, являющееся естественным проявлением инстинкта самосохранения, продолжается относительно недолго — до 12–18 месяцев. Иногда громкие звуки пугают малышей до трёх лет: как правило, это чересчур чувствительные, ранимые и тревожные дети

Конечно же, взрослые должны к ним относиться с особым вниманием и чуткостью

Если же после трёх лет фонофобия не проходит, а тем более сопровождается дополнительными страхами (ребёнок постоянно тревожен, избегает общения с людьми), то родителям уже необходимо обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем с нервной системой.

Почему громкий звук вреден для ребёнка

Продолжительные громкие шумы небезопасны для детей. Они вызывают перенапряжение клеток мозга, которые становятся неспособными полноценно координировать работу организма. Это приводит к расстройству в функционировании различных органов, в частности печени и сердца. Кроме того, от резких звуков и неприятных гулов уши постепенно утрачивают чувствительность. У ребёнка возникает устойчивое чувство беспокойства, он подвержен испугам, почти не улыбается. Такие малыши, как правило, плохо спят и быстро устают, поскольку им трудно полностью расслабить мышцы.

Приобретённый жизненный опыт как причина боязни

Страх громких звуков, заложенный у младенца самой природой, со временем может усугубляться дополнительными причинами.

  1. Поведение родителей и родственников. Чересчур эмоциональная реакция близких людей (чаще всего мамы или бабушки) на поступки маленького исследователя, громкие окрики вроде «Не трогай!», «Не лезь туда!» способна спровоцировать стресс у ребёнка и обострить чувство опасности.
  2. Неожиданно услышанный резкий хлопок или взрыв, к которому была не готова психика малыша. Кто-то благополучно забывает о пережитом, у других же развивается устойчивая боязнь.
  3. Некоторые бытовые приборы издают очень неприятные громкие звуки: пронзительный звон будильника, гудение пылесоса, электрической мясорубки. Готовка и уборка в присутствии крохи часто вызывает его негативную реакцию.
  4. Увиденный эпизод из фильма ужасов (случайно или из-за беспечного поведения родителей, просматривающих подобный контент в присутствии своих отпрысков). Такое видео нацелено на то, чтобы пощекотать зрителю нервы. И характерное отличие ужастиков — пронзительный крик либо иной резкий звук в самый неожиданный момент. Мало кто из детей воспримет услышанное спокойно, большинству обеспечен плохой сон ближайшей ночью, а у кого-то разовьётся фонофобия. Кстати, причиной страха может быть и сцена катастрофы, сопровождающаяся грохотом.
  5. Неудачный опыт надувания воздушного шарика — тот лопнул с оглушительным звуком (либо ребёнок стал свидетелем такого происшествия). Подобная боязнь даже имеет своё название — глобофобия.
  6. Гремящие раскаты салюта во время праздника на городской площади. Слишком маленьких деток не следует брать на такие мероприятия.
  7. Детский страх может вызвать шум работающей дрели, перфоратора или иного атрибута ремонта.
  8. Агрессивно звучащие игрушки. Родителям следует быть внимательными при выборе забав для малыша, ведь современная индустрия готова привлекать покупателя различными способами, и это не только яркий цвет изделия.
  9. Гроза. Оглушительные раскаты грома являются настоящим стрессом для некоторых детей.

Как проводится обследование?

ВАЖНО! Необходимо, чтобы в момент проведения обследования малыш был спокоен. Лучше выбрать для этого один из промежутков бодрствования между кормлениями

Ребенка, который пока не умеет сидеть, кладут на пеленальный столик. Стол должен быть расположен таким образом, чтобы к нему можно было подойти справа и слева.

Ребенка старше 6 месяцев мама может посадить себе на колени.

Попросите кого-нибудь из близких помочь вам. В обследовании должны принимать участие 2 человека — наблюдатель и ассистент

Наблюдатель склоняется над ребенком и пытается привлечь внимание ребенка к яркой игрушке, передвигая ее вправо и влево. Задача наблюдателя в ходе обследования — увидеть реакцию ребенка на звук (замирание, прислушивание, активизация или торможение общих движений, расширение глазных щелей, поворот глаз или головы в сторону источника звука)

В тот момент, когда ребенок смотри прямо на игрушку или в лицо наблюдателя, ассистент сзади, на расстоянии 10 см от уха ребенка начинает трясти коробочкой.

При проведении обследования необходимо строго соблюдать следующие правила:

1) Чтобы получить достоверные данные о состоянии слуха ребенка, проводить обследование нужно от тихих звуков — к громким звукам. Звуковые сигналы должны идти в следующей последовательности: а) манка; б) гречка; в) горох. Если такая последовательность звуков нарушается, ребенок, «среагировавший» на громкий звук, тихий может просто не заметить.

2) Интервалы между сигналами должны быть не менее 30 сек. (Для того, чтобы угасла предыдущая реакция).

3) При подаче звуковых сигналов вы должны быть уверены в том, что ребенок не видит вашу руку со спрятанной в ней “шумовой” баночкой.

4) Процедура обследования проводится поочередно на каждое ухо.

Почему ребёнок боится громких звукови неприятного гудения

Каждый детский страх проявляется чаще всего в определённом возрасте и вызывается характерными причинами.

Естественная реакция психики на шум

Новорождённый ребёнок, как правило, крепко спит днём и ночью: его сну не мешают громкие звуки, речь, фоновые шумы. Но уже со второго месяца жизни ситуация начинает меняться. Малыш вздрагивает и плачет от телефонного звонка, гула работающего пылесоса и других бытовых приборов, громкого разговора и смеха взрослых, пения магнитофона или заводной игрушки. Реакция может доходить даже до истерики, родители же часто не знают, что делать.

Громкие звуки нередко вызывают у младенца сильный плач

На самом деле причина подобного страха — не ошибки в воспитании и не недосмотр со стороны взрослых. Это совершенно нормальная реакция развивающейся психики: громкий звук ассоциируется у младенца с опасностью (похожее чувство кроха испытывает в присутствии незнакомых людей или когда боится остаться без мамы). Кроме того, продолжительный шум вызывает дискомфорт в органах слуха.

Такое поведение, являющееся естественным проявлением инстинкта самосохранения, продолжается относительно недолго — до 12–18 месяцев. Иногда громкие звуки пугают малышей до трёх лет: как правило, это чересчур чувствительные, ранимые и тревожные дети

Конечно же, взрослые должны к ним относиться с особым вниманием и чуткостью

Если же после трёх лет фонофобия не проходит, а тем более сопровождается дополнительными страхами (ребёнок постоянно тревожен, избегает общения с людьми), то родителям уже необходимо обратиться за помощью к специалисту, чтобы избежать в дальнейшем серьёзных проблем с нервной системой.

Почему громкий звук вреден для ребёнка

Продолжительные громкие шумы небезопасны для детей. Они вызывают перенапряжение клеток мозга, которые становятся неспособными полноценно координировать работу организма. Это приводит к расстройству в функционировании различных органов, в частности печени и сердца. Кроме того, от резких звуков и неприятных гулов уши постепенно утрачивают чувствительность. У ребёнка возникает устойчивое чувство беспокойства, он подвержен испугам, почти не улыбается. Такие малыши, как правило, плохо спят и быстро устают, поскольку им трудно полностью расслабить мышцы.

Приобретённый жизненный опыт как причина боязни

Страх громких звуков, заложенный у младенца самой природой, со временем может усугубляться дополнительными причинами.

  1. Поведение родителей и родственников. Чересчур эмоциональная реакция близких людей (чаще всего мамы или бабушки) на поступки маленького исследователя, громкие окрики вроде «Не трогай!», «Не лезь туда!» способна спровоцировать стресс у ребёнка и обострить чувство опасности.
  2. Неожиданно услышанный резкий хлопок или взрыв, к которому была не готова психика малыша. Кто-то благополучно забывает о пережитом, у других же развивается устойчивая боязнь.
  3. Некоторые бытовые приборы издают очень неприятные громкие звуки: пронзительный звон будильника, гудение пылесоса, электрической мясорубки. Готовка и уборка в присутствии крохи часто вызывает его негативную реакцию.
  4. Увиденный эпизод из фильма ужасов (случайно или из-за беспечного поведения родителей, просматривающих подобный контент в присутствии своих отпрысков). Такое видео нацелено на то, чтобы пощекотать зрителю нервы. И характерное отличие ужастиков — пронзительный крик либо иной резкий звук в самый неожиданный момент. Мало кто из детей воспримет услышанное спокойно, большинству обеспечен плохой сон ближайшей ночью, а у кого-то разовьётся фонофобия. Кстати, причиной страха может быть и сцена катастрофы, сопровождающаяся грохотом.
  5. Неудачный опыт надувания воздушного шарика — тот лопнул с оглушительным звуком (либо ребёнок стал свидетелем такого происшествия). Подобная боязнь даже имеет своё название — глобофобия.
  6. Гремящие раскаты салюта во время праздника на городской площади. Слишком маленьких деток не следует брать на такие мероприятия.
  7. Детский страх может вызвать шум работающей дрели, перфоратора или иного атрибута ремонта.
  8. Агрессивно звучащие игрушки. Родителям следует быть внимательными при выборе забав для малыша, ведь современная индустрия готова привлекать покупателя различными способами, и это не только яркий цвет изделия.
  9. Гроза. Оглушительные раскаты грома являются настоящим стрессом для некоторых детей.

Игры-хлопалки и считалки

При использовании хлопков также развивается ритм. Четкое проговаривание за взрослым позволяет улавливать интонацию.

Зубы-зубы

Зубы-зубы, зубы-зубы (хлопок на каждое слово),  Зубы надо полечить! (3 хлопка в ладоши). – А я боюсь! (с восклицанием) – А ты не бойся!  – А я умру!  – Не беспокойся!

«Где живет Дед Мороз?»

Где живёт Дед Мороз?              

отбиваем ритм ладошками          

Удивительный вопрос!             

пожимаем плечами

Не в лампе, не в будильнике,  

отбиваем ритм ладошками о пол

Посмотрим в холодильнике!    

вытянутые руки разводим в стороны

Считалки:

Шёл крокодил

Трубку курил.

Трубка упала

И написала:

Эни бени

Вики ваки

Деу деу

Сентябряки

Эу деу сентябряки

Бац!

Дюба-дюба

Дюба, дюба, дюба, дюба

Дюба, бешенный народ.

Вот шарли дед

Ему сто лет.

Вот шарли баба

А что ей надо?

Шоколада, мармелада – Вот, что старой ведьме надо.

Кони-кони-кони-кони, мы сидели на балконе.

Чай пили, блюдца били, по-турецки говорили,Чабе-чалябе, чалябе-чабе-чабе.

Чистоговорки

Во все времена для развития дикции использовались чистоговорки. Их регулярное повторение значительно улучшит навыки декламации.  Но одно условие – проговаривать нужно каждый день! Самые трудные для детей следующие:

Осип охрип, а Архип осип. Охрип Осип, а осип Архип. Осип Архип, а Осип охрип. Архип охрип, а Осип осип

На дворе трава, на траве дрова,

Не руби дрова на траве двора

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски, Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски,

Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать. Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Развитие интонации

Также предлагаю несколько упражнений, которые родители могут проделать с детьми как дошкольного, так и школьного возраста дома.

  1. Произнеси пословицу сначала с утвердительной, а потом с вопросительной интонацией.

  • Правда дороже золота.

  • Смерти бояться – на свете не жить.

  • Без труда нет добра.

2. Произнеси гласные звуки с радостной интонацией

А, О, У, Э, И, Я, Ы.

Произнеси гласные звуки с грустной интонацией, как будто у тебя плохое настроение

А, О, У, Э, И, Я, Ы.

Произнеси гласные звуки с такой интонацией, как будто ты читаешь лозунг с трибуны и призываешь к действию.

А, О, У, Э, И, Я, Ы.

Произнеси гласные звуки с такой интонацией, как будто ты в чем-то виноват и оправдываешься.

А, О, У, Э, И, Я, Ы.

3. Поставь правильно логическое ударение в предложении.

Павел – мой хороший друг.

Павел – мой хороший друг.

Павел – мой хороший друг.

Павел – мой хороший друг.

4. Произнеси скороговорку так, как будто ты объявляешь прибытие поезда:

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Произнеси скороговорку так, как будто ты читаешь рекламу:

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как в капюшоне он смешон.

Просодические упражнения оказывают влияние на общий речевой тонус, моторику, настроение, развивают коммуникативную функцию речи. Они помогают ребенку социализироваться, быть успешным на тех уроках, где очень важен устный ответ, устраняют страх перед говорением. Четкая чистая речь влияет на физическое, моральное, интеллектуальное и культурно-эстетическое воспитание и обучение детей. Ребенок, свободно пользующийся словом, начинает получать удовольствие от собственной речи, а значит приобретает уверенность в себе.

Автор Юлия Савельева

Как младенцы реагируют на звуки

Новорожденные достаточно чувствительны к тому, что происходит во внешней среде. Громкие и резкие шумы, неожиданные звуки вполне могут вызвать судорожную готовность, которая не говорит о наличии какого-либо заболевания или других проблем со здоровьем. Наоборот, такая ситуация свидетельствует о своевременной и соответствующей норме развития слуха. Но некоторые спокойные дети вполне могут совершенно не реагировать даже на резкие звуки. Возможен вариант вплоть до того, что родители начинают подозревать глухоту, но на самом деле это просто особенности функционирования нервной системы определенного ребенка.

Со временем новорожденный привыкает к окружающей среде и перестает остро реагировать на определенные шумы. Обычно это происходит к одному-двум месяцам. К этому времени ребенок будет демонстрировать четкую реакцию на темп речи, прислушиваться к спокойному разговору, время от времени пытаться найти глазами источник звука. Для развития слухового аппарата ребенка желательно читать ему стихотворения и детские сказки, включать ритмичные песни, больше разговаривать с ним, делиться впечатлениями об окружающем мире и рассказывать о прошедшем дне.

Основные причины возникновения страха

Если ребенок в 8 месяцев боится громких звуков, скорее всего, это связано с еще не окрепшей нервной системой. Со временем это проходит, а пока нужно обеспечить комфортные условия и доброжелательную атмосферу в семье. Если ребенок 5 лет боится громких звуков, это может быть из-за чувствительности, гиперактивности и легкой возбудимости нервной системы. Такие дети вздрагивают от любого воздействия извне. Причиной могут быть заболевания, связанные с ушами. В любом случае желательно посетить лора, чтобы проверить, нет ли воспаления. Это особенно актуально, если ребенок в 3 года боится громких звуков после перенесенной ранее болезни, например, бронхита, отита или ларингита. Осложнения на слух может дать грипп, менингит и другие болезни в любом возрасте, синдром повышенной усталости, травмы.

Почему ребенок боится машин на улице?

Страх машин может быть вызван разными причинами, к наиболее распространенным из которых относят: несчастный случай, свидетелем которого оказался малыш. Если авария или катастрофа произошла с кем-то из близких, возникновение такой фобии практически неизбежно;

просмотр фильма или мультфильма с сюжетом, в котором негативные события связаны с авто (та же авария, похищение, машина-убийца и прочее);

негативное влияние «страшилок» родителей

К примеру, мама или папа могли чересчур красочно рассказывать о том, почему важно соблюдать ПДД, или напугать ребенка тем, что непослушных детей увозит дядя на черной машине;

испуг от резкого звука клаксона – к примеру, на прогулке;

связанные с автомобилем негативные эмоции
Если в какой-то сложной или травмирующей ситуации ребенок обратил внимание на оказавшуюся рядом или задействованную в ситуации машину, он может испытывать запечатленную обиду, страх, испуг, отчаяние при виде авто. . Все это достаточно индивидуально: пусть о причине расскажет ребенок

Предложите ему поделиться тем, что его пугает, нарисовать этот страх, слепить из пластилина, прокричать или пропеть. Такое избавление от отрицательных эмоций помимо поиска причины окажет положительное воздействие на психику: разделенный ужас не так силен и травматичен

Все это достаточно индивидуально: пусть о причине расскажет ребенок. Предложите ему поделиться тем, что его пугает, нарисовать этот страх, слепить из пластилина, прокричать или пропеть. Такое избавление от отрицательных эмоций помимо поиска причины окажет положительное воздействие на психику: разделенный ужас не так силен и травматичен.

Прежде чем предпринимать какие-то коррекционные меры, желательно обсудить выясненные причины с кем-то из семьи или психологом.

Что делать?

Избавляться от страха нужно, работая с его причиной. Если источником стал фильм или увиденная на дороге ситуация, объясните, что машина далеко не всегда является источником опасности. Сперва расскажите, зачем людям машины, в чем их необходимость и почему без них совсем нельзя. Затем объясните, что автомобили двигаются по определенным правилам; если их досконально соблюдать и быть очень осторожным на дороге, то ничего плохого не произойдет. Адаптируйте беседу к возрасту ребенка, будьте спокойными, доброжелательными и убедительными.

Если малыш боится резкого звука клаксона, объясните ему, что громкий гудок предупреждает других водителей и пешеходов об опасности. Пофантазируйте, как водители и пешеходы могут общаться другим способом, и придите к выводу, что клаксон удобнее всего. 

Затем постепенно начинайте гулять поближе к оживленным проспектам: пусть ребенок привыкает к шуму города. Не забывайте напоминать ему, что так «разговаривают машины» – понятное не так пугает, как неизвестное.

Чего делать категорически нельзя: 

  • высмеивать, осуждать, наказывать, бить за страх;

  • сравнивать сына или дочь («Петя не боится, а ты такой взрослый и боишься);

  • бросать ребенка в одиночестве в машине или возле нее, надеясь на «шоковый» эффект. Это может привести к катастрофическим последствиям;

  • насильно тащить к дороге, игнорируя крик и плач. Все нужно делать медленно и постепенно;

  • продолжать просмотр фильмов с шокирующими кадрами;

  • дополнительно пугать и давить («Будешь бояться машинок – все в садике засмеют»). Так можно добиться противоположного эффекта и лишить ребенка ощущения материнской или отцовской поддержки и защиты.

Причины нарушения просодики

Основной причиной нарушения просодической стороны речи у детей является дизартрия, то есть нарушение иннервации мышц речевого аппарата. Сигнал из мозга не поступает в определенные зоны артикуляционного аппарата, отсюда – малоподвижный язык, напряженные губные мышцы, нечеткая артикуляция. Также может быть нарушен фонематический слух: ребенок не улавливает темп и ритм. В любом из этих случаев необходимо обратиться к врачу-неврологу для подтверждения диагноза «дизартрия».

У невнятности и нечеткости речи может быть и функциональные причины. В последнее время дети стали меньше разговаривать друг с другом и окружающими. Мышцы артикуляционного аппарата тренируются только в действии, в бездействии – атрофируются. Помните, в далеком детстве (или в детстве родителей) мы перед началом игры считались: «эники-беники ели варенники…» или «на золотом крыльце сидели…». Считалки подобного рода как нельзя лучше развивают такую составляющую просодики, как ритм, потому что при каждом слове рука считающего ложится на грудь того или иного партнера. Создается определенный ритм, фиксирующийся в головном мозге.

Дети перестали играть в подвижные игры во дворе, перестали считаться. Результат – у многих каша во рту.

Как нормализовать просодику?

Для решения этой проблемы необходим комплексный подход

При диагнозе дизартрия, важно походить на массаж воротниковой зоны, физиопроцедуры, предложенные врачом, на занятия к логопеду, где обязателен логопедический массаж языка, губ, щек. Органы артикуляционного аппарата нужно расшевелить

Также логопед предложит комплекс артикуляционной гимнастики, которую необходимо выполнять ежедневно. Если у ребенка нарушен ритм речи, то хорошо будет записаться на занятия в музыкальную школу, где с помощью музыкальных инструментов и специальных упражнений формируют ритм.

Лучше всего начинать формировать ритм и темп речи с младенчества. С 7-8 месяцев нужно играть с малышом в такие игры, как «Ладушки-ладушки», «Сорока-белобока», «По кочкам» и т.п. В любых стишках и потешках «прячется» ритм, темп, интонация, выражающая положительные эмоции

Также важно играть с ребенком и делать мимические упражнения. Предлагаю комплекс упражнений, развивающий мимику и подвижность мышц лица

Артикуляционно-мимическая игра «Кривляка»

«Удивляшка» – приподнимаем брови, широко открываем глаза.

«Орешки» – делаем упор кончиком языка поочерёдно, то в правую щёку, то в левую, рот при этом закрыт.

«Бегемотик» – максимально растянуть губы в улыбке, показать верхние и нижние зубы, которые при этом слегка сомкнуты. Затем медленно открываем рот. Зубы должны быть видны. Удерживать под счёт до 5.

«Хмурик» – сдвинуть брови к переносице.

«Шарик» – надуть щёки, сдуть щёки.

«Злючка» – слегка сомкнуть зубы и губы. При сомкнутых зубах и губах опускать только нижнюю губу, обнажая нижние зубы.

 «Лягушонок-трубач» – максимально растянуть губы в улыбке, показать верхние и нижние зубы, которые при этом слегка сомкнуты. Затем вытянуть губы вперёд, плотно их сомкнуть, чтобы в центре не было дырочки.

«Глазастик» – широко открыть глаза.

«Зубочистик» – воспроизводить круговые движения языком между губами и зубами сначала в одну сторону, затем в другую.

«Врединка» – сморщить спинку носа.

«Вертлявый хоботок» – губы в трубочку. Вверх-вниз. Влево -вправо. По кругу. Несколько раз.

«Бублик» –  зубы сомкнуть. Губы округлить и чуть вытянуть вперед так, чтобы верхние и нижние резцы были видны. Удерживать под счёт до 5.

«Качели» – рот открыть, выполнять попеременные движения языком то к верхним зубам, то к нижним.

«Щурик-жмурик» – зажмурить глаза.

«Кучер» – выдыхать через губы, пока они не начнут вибрировать. Говорим “тпру”, как это делает кучер, когда останавливает лошадь.

«Подмигунчик» – подмигивать правым и левым глазом попеременно.

«Иголочка-лопаточка» – широко открыть рот и выполнить упражнение «Иголочка», затем «Лопаточка». Такие переключения повторить 5-6 раз.

«Часики» – двигать языком из одного угла рта в другой в медленном темпе под счёт.

«Кролик» – слегка сомкнуть зубы и губы. При сомкнутых зубах и губах поднять верхнюю губу, обнажая только верхние зубы.

«Кривляка» – произвольно гримасничать.

Как новорожденные воспринимают звук

Новорожденные дети слышат очень хорошо. Слух начинает работать еще во внутриутробном периоде. Процесс формирования слуховой системы заканчивается приблизительно к двадцатой неделе беременности. Уже на этой неделе можно начинать общаться с малышом — рассказывать об окружающем мире, говорить, как сильно вы его любите и ждете, делиться впечатлениями. Ученые доказали, что стенки живота пропускают звуки громкостью 30 децибел. Околоплодная жидкость немного приглушает шум извне, но это не мешает ребенку не только слышать голоса, но и различать тембр, настроение говорящего, интонации. Очень хорошо воспринимаются низкочастотные звуки, например мужские голоса.

В течение первых дней жизни во внутреннем ухе новорожденного находится жидкость, так что он почти ничего не слышит. Но все системы активно развиваются. Уже к четвертой неделе жизни кроха начнет различать отдельные звуки, а с девятой-двенадцатой он научится определять, откуда они доносятся. Новорожденный одинаково слышит как во время сна, так и в период бодрствования. Дети первых месяцев жизни не нуждаются в полной тишине во время сна. Это объясняется тем, что еще во время беременности они постоянно слышали звук работы внутренних органов матери и шумы извне.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий