Сказкотерапия – лучшие сказки для борьбы со страхами детей

Советы родителям

  1. Никогда не ругайте ребенка за то, что он боится а, наоборот, проявите заботу. При наличие страхов задавайте ребенку вопросы: Как выглядит страх? Для чего он пришёл к нам? В каком мире он существует? Чего он хочет? Что мы можем сделать, чтобы подружиться с ним? Что произойдет, когда мы с ним подружимся?
  2. Принимайте и понимайте страх малыша и расскажите свою историю о том, как вы боялись в детстве и как справились с этим страхом.
  3. Обсуждайте прочитанные книжки, интересуйтесь, тем, какие фильмы и мультфильмы он смотрит перед сном. Однако это не означает, что ребенка нужно полностью изолировать от страшных сказок, ведь иногда они бывают и полезными.
  4. Если ваш ребенок имеет слабый тип нервной системы, то есть очень чувствительный, боязливый, старайтесь избегать дома криков, ругани и скандалов. Старайтесь чаще говорить ласковые слова, обнимать малыша. Если он, к примеру, испугался шума, сразу объясните, откуда он произошёл, труба шумит и т.д. Обязательно обратитесь к психологу, если у вашего ребенка на протяжении длительного времени наблюдается тревожность вызванная страхами.

Еще больше узнать о сказкотерапии вы можете, посмотрев следующие видео.

Ребенок и главный герой

Чем младше ребенок, тем сложнее бывает донести до него неэффективность его поведения, беспочвенность страхов, опасность разрушительных действий или мыслей. Дети, слушая сказки, олицетворяют себя с главным героями — в этом заключается главный психотерапевтический эффект. Когда ребенок слышит, как главный герой в сказке столкнулся с такой же, как у него ситуацией и вышел из нее победителем — поборол свой страх, сумел защитить себя, стал добрее, научился делиться — то бессознательно берет такое поведение на вооружение. Таким образом, без дополнительных психотерапевтических методов его поведение меняется в лучшую сторону.

Как написать сказку

Для того чтобы любая история обрела нужную волшебную силу и оказала помощь, необходимо придерживаться определенных правил ее сочинения.

1. Она должна отображать страх ребенка, (зайка боится оставаться один в темной норке).

2. Предлагать тот опыт, услышав который ребенок смог бы найти выход из сложившейся ситуации (мама подарила ему волшебный фонарик или на помощь приходит любимая игрушка). Если ребенок не в состоянии сделать выбор самостоятельно, то можно предложить ему свои варианты решения проблемы.

3. Придумывая сказку вместе с малышом, старайтесь придерживаться определенной последовательности:

  • Начало сказки, встреча с героями различными и любимыми персонажами или животными, игрушками.
  • Затем герой сказки встречается с тем страхом, которого боится малыш.
  • Персонаж показывает ребенку различные способы борьбы с проблемой.
  • Победа, конец сказки, страха нет, жизнь налаживается.

В конце сказки можно для окончательного избавления от страха, можно придумать с ребенком противострашное заклинание.

Помните, как три поросенка из сказки подбадривали себя, прогоняя свой страх.

Нам не страшен серый волк

Злой волк, серый волк

Где ты ходишь, глупый волк

Старый, хмурый волк.

Получается, что волк хоть и страшный, но глупый и старый, и бояться его нечего.

Можно найти любое другое заклинание. Здесь подойдут и странные сочетания Сим сабим, ахалай–махалай. Главное, чтобы ребенок знал, что эти слова прогоняют страх и дают силу.

Чтобы он был работающим для ребенка, его нужно сделать своими руками. При изготовлении могут быть использованы бусинки, камешки, пуговки, бумага, лоскутки ткани, фантики, природный материал – все, что окажется под рукой. Пусть малыш на свое усмотрения или носит его на шее, в кармане или под подушкой, главное – чтобы он выполнял свою защитную функцию и дарил спокойствие и уверенность ребенку.

Сказкотерапия для детей 2-3

Особенность психологических сказок для детей до 3 лет заключается в их общей познавательности. Создавая придуманную историю о ситуации или проблеме, связанную с ребёнком, взрослый может мягко подсказать ему решение этой проблемы. Поскольку сказки не указывают или поучают, а действуют ненавязчиво, терапевтический эффект от их использования огромен. Так, например, колыбельные сказки помогают преодолеть проблемы со сном у гиперактивных детей.

Кроме коррекционных вариантов существует также развивающая сказкотерапия для детей, описывающая ситуации и действия, не имеющие по реального воплощения в жизни, но которые могут расширить опыт ребёнка и, возможно, пригодиться в будущем.

Мы подобрали для вас примеры психологических историй для детей 2-3 лет. Для закрепления результата лучше использовать сразу несколько методов: чтение вслух, разыгрывание в лицах или игрушках, рисование по мотивам сказки.

Жила-была речка. Звали ее Радость. Она была очень доброй, жизнерадостной речкой. На ее берегах всегда росло много разных трав и цветов, к ней каждый день прибегали поиграть белочки и прилетали красивые бабочки и стрекозы. В ее чистой журчащей воде плескались золотые рыбки и маленькие розовые крабики.

И так они все и жили весело и игриво, пока однажды к ним случайно неизвестно откуда появилась ряска и грязь. Она заполонила постепенно всю речку. И от этой ряски и грязи ручейку стало труднее бежать. Все меньше свежей чистой водички попадало в нашу речку, и все сложнее ручейку было дышать. Речка перестала бежать так звонко и весело. Вода в ней заполнялась илом и водорослями, а рыбки вообще уплыли, т.к. им стало нечего есть. Речка загрустила… И хоть ручеек не сдавался, и работал день и ночь, он не мог сам победить это болото.

Белочки и бабочки побежали просить о помощи всех лесных жителей, может, кто-то знает, как помочь нашей Речке и вернуть ей былую свежесть и радость, помочь ручейку дышать легко и полно снова.

И вот, наконец, Мудрая сова сказала им, что надо делать.

Только Ветер может победить эту ряску. Надо раздуть весь ил, грязь и щепки, и тогда ручеек смоет это и Речка снова сможет наполняться свежей водой.

Услыхал это ветер и сразу примчался на помощь, ведь они с Радостью были хорошими друзьями. Не раз он прилетал поиграть сюда в прятки или пошелестеть листвой. И вот он сразу принялся за работу. Он дул, и дул, и дул.. все сильнее и сильнее, потом набирался сил и снова дул, что есть мочи. Так провел он целый день, дуя как можно сильнее, как можно дольше — и ряска уходила, ил рассеивался, щепки уплывали далеко-далеко. И в конце концов, вода так расчистилась, что ручеек смог сдвинуть эту грязь со своего горла, и потекла снова чистая свежая водичка!

Речка очистилась и снова зажурчала всеми звуками музыки, вода стала прозрачной, прохладной, звонкой. И сразу же вернулись домой золотые рыбки и розовые крабики, засверкали своими крылышками стрекозы и бабочки, и все стало как прежде. Речка Радость снова могла веселиться с друзьями, течь куда ей захочется. Ей стало легко и свободно.

Только речка помнила, как тяжело ей было болеть и быть болотом, стоять без движения, полной ила. Поэтому она попросила своего друга Ветра навещать ее каждый день утром и вечером, дуть хотя бы 15 минуточек, так, на всякий случай, чтоб больше никакая грязь и ряска не смогли помешать ручейку свободно дышать и делиться водичкой с нашей речкой Радостью. И так ветер дул, а речка радушно благодарила его своим звонким журчанием, и ил больше никогда не появлялся рядом с ней.

Коррекционное воздействие сказки

Сказка направлена на коррекцию разных страхов: боязни темноты, одиночества, замкнутого пространства. Ночью Волчонок остается один на один со своими страхами. Справиться с ними Волчонку помогает дядюшка Крот, который в сказке выступает как мудрый помощник. В первую ночь он оказывает Волчонку поддержку беседой и обещает помочь справиться со страхами. Дождь — это поток чувств и страхов Волчонка, которые пробивают ненадежную крышу, то есть преобладание чувств над разумом. Починка Волчонком вместе с Папой-волком крыши — это метафора появления защищенности, наведение порядка в чувствах и подчинение их рациональному пониманию. На следующую ночь дядюшка Крот приносит Волчонку чашечку колокольчика со светлячками — это средство, чтобы Волчонок лицом к лицу встретился со своими страхами, посветил на них, то есть увидел их. Знание уменьшает тревогу, и страхи уходят сами собой.

Непременным условием проработки страхов является их актуализация: при чтении сказки на какое-то время страх может усилиться. Этого не стоит бояться, так как у малыша происходит близкая «встреча» со страхами и он испытывает и переживает страх вместе с главным героем сказки — Волчонком. Однако эта встреча происходит уже не один на один, ведь рядом находится надежный и близкий человек, который поможет справиться, с пониманием отнесется к страхам ребенка и не будет торопить с победой над ними.

Мосина Е.С. Почему облака превращаются в тучи? Сказкотерапия для детей и родителей. – М.: Генезис, 2012. С. 111-116.

Терапевтическая сказка. Сказкотерапия для детей

 
Терапевтический эффект — снизить детскую тревожность на почве боязни темноты.
 
В темном лесу жил маленький Страх Страшный. И такой он был интересный — боялся всего сам. Треснет где ветвь, а он, аж подпрыгивает. Но каждую ночь он должен был ходить в город и пугать детей — работа у него такая была, и он ее вежливо выполнял. Пока добирался, весь потел и дрожал, как лист на ветру, так ему было страшно.
 
Других пугал Страх для того, чтобы не испугали его. Но он не знал, что другие и не собирались его пугать. Поэтому продолжал свое дело, ответственно относился к работе. Побеждая пугливость, страх каждый вечер ходил в город.
 
В городе высились большие, высокие здания, в каждом из которых было по 100 квартир. И каждую квартиру, где жили дети, надо было обойти и напугать малышей воем, мерцанием света или просто черной темнотой. Все детки начинали бояться. Прятались под одеялом, бежали друг к другу в кроватки, включали свет или просили родителей с ними спать. Представляли себе различные ужасы, монстров, чудовищ, людоедов.
 
В одной из квартир жила смелая девочка Аня. Ей надоело бояться и скрываться от страха. Хотя Аня и была смелой, но все же ей было не по себе. И решила она однажды узнать, что это за страх такой всех пугает. Взяла с собой фонарик и палку, чтобы проучить того, кто всем детям по вечерам не дает покоя. Оделась в темный плащ, в сапожки и вышла в подъезд. Через некоторое время увидела странного человечка. А может и не человечка, а гномика. Тот стоял посреди двора так, чтобы было удобно работать и захватить побольше окон детских комнат.
 
Аня заметила, что Страх выглядел странно, весь дрожал и постоянно бормотал что-то себе под нос. У него были короткие и сухенькие ручки, кривоватые ножки, на голове большая меховая шапка, хотя на улице была весна. Такой вид вызвал у Ани сожаление к этому старому дедушке, а не страх или ужас. Даже захотелось познакомиться со стариком.
 
Аня, как воспитанная девочка, сделала шаг из темноты навстречу и поздоровалась:
— Добрый вечер, дедушка!
-Здравствуйте — испуганно ответил Страх Страшный и сел на землю, ноги отказались его держать.
— А что вы здесь делаете в такое позднее время? — спросила Аня.
— Я … я … я … работаю … — запинаясь, ответил Страх.
— Давайте познакомимся, — смело продолжила Аня.
 
У Страха в голове мелькнула мысль о том, что, наконец, у него появится друг или просто человек, с которым можно будет поговорить и поделиться своими мыслями. Говорили они весь вечер, пили чай с печеньем дома у Ани. Страх Страшный рассказал о своей нелегкой жизни, работе.
 
Аня внимательно слушала и думала:
 
— Надо же как, если бы я продолжала бояться и не осмелилась бы на отчаянный шаг, то до сих пор дрожала бы в своей кроватке под одеялом. А так я встретила Страх, познакомилась с ним и подружилась. Узнала, что сам Страх не такой уж и страшный, а даже приятный.
 
А сколько он знает интересных историй о лесных жителях!
 
В ту ночь и много ночей спустя дети спали спокойно. Страх Страшный теперь работал сказочником. Ему очень нравилась его работа. Детки ждали его и внимательно слушали истории о приключениях, а потом спокойно засыпали.
 
А страхи живут рядом с тобой?
 
Попробуй познакомиться с ними.
 

Читать другие терапевтические сказки

Роль родителей в сказкотерапии

Лучше всего личность ребенка поддается коррекции, когда он чувствует себя свободно и естественно, поэтому родители должны читать сказки неторопливо, не отмечая при этом, что они «лечебные». После прочтения можно коротко обсудить с ребенком то, что было прочитано — спросить, что он думает по поводу действий главного героя, как он считает — что помогло ему преодолеть проблему или страх? Не стоит настаивать или заставлять ребенка поступать точно также — спустя время он придет к новому решению и новым способам поведения бессознательно. Читать стоит в спокойной обстановке, днем или вечером, без суеты и постороннего шума — так ребенку будет легче сосредоточиться и погрузиться в терапевтический процесс «с головой».

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия — метод анализа и коррекции личности человека. Сказки и волшебные истории являются отличным способом для детей прожить отрицательный жизненный опыт. Кроме того их можно использовать не только в работе с детьми, но и с взрослыми — они помогают осознать свое место в мире, социальные роли и жизненный сценарий.

Сказки любят дети и взрослые. В некоторых из них скрыт особый смысл — он приводит к пониманию, принятию жизненных событий, которые ранее отвергались. Сказкотерапия как метод работы помогает увидеть со стороны свое поведение — то, как человек живет, каким принципам и правилам следует и так далее. Самую большую эффективность она оказывает в вопросах познания собственной личности, когда нужно проанализировать и понять, почему человек движется по определенному пути, на свои принципы он при этом опирается или чужие и какие ресурсы скрыты внутри него, препятствующие обретению гармонии и счастья?

Какие проблемы ребенка решаются с помощью сказки?

Слушая сказки, ребенок погружается в волшебный мир. В силу возраста он склонен воспринимать их с особым доверием, что способствует большей эффективности от занятий сказкотерапией. Она полезна детям с повышенной тревожностью — тем, кто подвергается слишком строгому оцениванию со стороны — помогает осознать и повысить собственную самооценку, развить уверенность в себе, научиться общаться со сверстниками, поверить в свою значимость и уникальность, избавиться от страхов темноты, животных, публичных выступлений и многих других. Также сказкотерапия полезна детям, пережить стресс после развода родителей, справиться с потерей близких людей, наладить общение, побороть застенчивость и замкнутость.

Если сказкотерапия проводится в группе, она также может помочь детям сблизиться, увидеть друг в друге не оцененные ранее достоинства, найти друзей по интересам.

Кроме серьезных проблем и психологических травм, терапевтические сказки являются настоящими помощниками родителям там, где нужно привить ребенку правила поведения, научить его делиться, не обижать младших и слабых, осознать свою доброту и таланты, перестать бояться врачей, воды или высоты. Также сказки помогают снизить конфликтность, агрессивность и разрешить внутренние конфликты.

Ход занятия:

Приветствие в кругу.

Добрый день, ребята!

Очень рада Вас видеть!

Я вам в глаза посмотрю

И приветливо улыбнусь,

И ваших ладошек прикоснусь.

(Психолог поочередно здоровается с каждым ребенком взглядом, улыбкой, касаясь своими руками ладошек детей.)

Сегодня я вам расскажу сказку, а вы внимательно её послушайте.

Рассказывание сказки «Белочка Нуся».

В одном сосновом лесу жила-была белочка Нуся. Была она очень хорошая, добрая и веселая. И были у нее мама и папа,которые очень ее любили: заботились о ней, приносили орешки, играли, читали на ночь сказки.

Но вот однажды зимой Нусины мама и папа ушли в соседний лес за шишками и оставили ее дома одну. Нуся не часто оставалась дома одна, это было для нее непривычно и не очень приятно. В тот день неожиданно поднялась метель, от которой в беличьем домике сделалось очень темно и неуютно. Испугалась Нуся. Ей всегда было жутковато, когда наступала ночь и становилось темно. А тут вроде еще ночь не наступила, а страшно, да и родителей все нет. Забилась белочка в дальний угол комнаты, сидит и дрожит. Ждет не дождется, когда же придут мама с папой. Нусины зубки так сильно стучали от страха и так громко она вздыхала и охала, что белочка, живущая по соседству,не выдержала и крикнула ей:

– Эй ты! Маленькая трусишка! Перестань дрожать из-за всяких пустяков!

– Да,- отозвалась слабым голосом Нуся,- тебе хорошо, ты не боишься. А я одна в темной комнате, то и дело чудятся всякие ужасы и привидения. И что же мне делать, если я не могу, не умею быть смелой!

– Эх, ты! Глупая плакса,- прокричала соседка. – Я вот тоже одна, в темноте, но я ничего не боюсь. А тебе лишь бы поплакать да покапризничать.

Обидными показались Нусе эти слова.Собралась она с духом и говорит:

– Неправда! Пусть я боюсь темноты, но я не плакса и не капризуля. И вообще, я очень даже хорошая белочка. Помогаю маме и слушаюсь ее. Но… почему-то мне всегда страшновато в темноте.

– Хм, нашла чего бояться. Я понимаю, медведя там, волка или охотника. А-а-а… ты, наверное, еще очень Маленькая. И как тебе не стыдно! Ведь родители тебя оставили дома одну, как большую, а ты…

Слушала это Нуся и все больше понимала, что и впрямь она уже не так мала, раз оставили ее дома одну, как ее соседку. Негоже ей уже дрожать как осиновый листок, оказавшись в темноте. Но как же ей не бояться ее? Напряглась Нуся. Терпела-терпела, думала-думала, как победить ей страх.

Наконец, набралась она смелости, вздохнула поглубже и как выскочит на середину комнаты,размахивая лапками:

– Я самая смелая из всех белочек! Никого и ничего не боюсь! Уходите прочь, страшные призраки и духи! Вот я вам сейчас задам!

Осмотрелась она в темноте и почувствовала, что и впрямь ничего не боится и никаких привидений в помине нет. Засмеялась тогда Нуся над собой и поняла, что нечего ей в темноте бояться, разве что собственного страха.

А тут, словно испугавшись Нусиной смелости, и метель кончилась, снова на небе появилось солнышко.В это же время подошли и Нусины родители:

– Нуся, Нуся! Как же ты тут одна, без нас, в эту страшную метель? Мы так к тебе спешили!

– Ничего, мамочка! Мне было ни капельки не страшно!- отозвалась белочка.

– Вот умница! Совсем ты у нас взрослая.

С тех пор Нуся уже никогда не боялась оставаться одна в темноте.

Обсуждение:

Чего боялась Нуся?

Что помогло Нусе перестать бояться? Что еще можно было сделать?

Психогимнастический этюд «Я не боюсь»

Дети выполняют совместно с психологом.

Напряглись, ладони сжали в кулаки, затаили дыхание, а теперь расслабили все тело, руки, ноги и сказали поочередно: «Беги от меня страх, я ничего не боюсь!»

Прощание в кругу «Всем-всем до свидания!»

Методы сказкотерапии

  • Рассказывание и сочинительство сказки. Специалист предлагает ребёнку рассказать какую-нибудь народную либо авторскую сказку или же сочинить свою. Сказкотерапевт слушает и наблюдает за рассказчиком, это помогает ему выявить внутренние проблемы клиента, определить, что его беспокоит, раздражает или тревожит.
  • Сказкотерапия хорошо сочетается с другими методами и упражнениями арт-терапии (песочная терапия, изотерапия, цветотерапия, игротерапия и др.). Ребёнок с помощью красок, пластилина, песка, глины, цветных аппликаций изображает сюжет сказки, обозначая свои эмоции. Специалист анализирует результат, выявляя, что пугает клиента, вызывает у него тревогу, беспокойство, заставляет злиться или расстраиваться.
  • Создание кукол. Расслабляющий метод. В процессе работы ребёнок вкладывает в куклу свои скрытые желания и мысли и с помощью специалиста может заметить проблемы и найти способы их разрешения.
  • Диагностика. Сказкотерапевт в процессе, казалось бы, непринуждённой беседы с ребёнком затевает игру с использованием кукол или мягких игрушек, в процессе которой выявляет и уточняет имеющиеся проблемы. Такая психодиагностика очень хорошо подходит для детей, так как в ненавязчивой и деликатной форме позволяет раскрыть потайные переживания и страхи ребёнка.

Рекомендации родителям

Прежде чем знакомить ребенка со сказкой, не стоит озвучивать, что у него имеются какие-то проблемы. Необязательно говорить: «Ты совсем меня не слушаешься, поэтому сейчас я буду читать тебе сказку» или «Я расскажу тебе историю про мышонка, который всегда слушался маму, не то, что ты». Волшебная история должна быть легкой, приятной, ненавязчивой, а сам процесс рассказывания — вызывать удовольствие. Начать лучше со слов: «Хочешь, я почитаю тебе сказку?» или «Давай поиграем? Жили-были…». Благодаря такому началу, доверие ребенка активизируется, контакт с ним устанавливается и он «берет» из магической истории все самое полезное.
Дети могут задавать вопросы — в процессе прочтения или после него. Рассказчик должен внимательно отнестись к ним и отвечать откровенно

В детских вопросах кроется мировосприятие ребенка и, интересуясь жизнью главных героев, он, бессознательно, спрашивает про себя.
Когда в сказке наступает момент развязки — главный герой перестает бояться, понимает, почему важно слушаться старших или не обижать слабых — ребенок «берет себе разрешение» поступать так же, которого у него, по каким-то причинам, до этого не было.
Результатом того, что, сказка помогла проработать имеющуюся проблему, служит исчезновение тревожащего симптома и изменение поведения, например, дети, которые были агрессивны, начинают жить дружно, ребенок, который боялся общаться, заводит приятелей, а тот, кто часто плакал и переживал, становится спокойнее и перестает принимать все близко к сердцу.

Пройдите тестНасколько общителен ребенокС помощью этого теста попробуйте определить уровень коммуникабельности вашего ребенка.

Использованы фотоматериалы Shutterstock

Этапы работы

Как сказано в одной притче «Жила была волшебница, которая облетела всех детей на свете и подарила им дар сочинения сказки. Поэтому они с такой легкостью придумывают различные истории, а мамы могут лишь немного помочь им в этом.

Ведь сказку мы будем сочинять в терапевтических целях, то ведь для ребенка – это лечение. Лечить будем эмоциональную боль и тревожность. Мы знаем, что просто так страхи в нашей жизни не появляются. Они защищают нас от напастей, обид, боли, которые мы переживаем. А это значит, что при сочинении сказки мы должны оказать ребенку эмоциональную поддержку, успокоить и научить, какими можно способами избавиться от его страха.

Варианты работы со сказкой

Рисование

Предложите малышу нарисовать тот или те моменты, которые вызывают у него страх, тревогу. Это вдвойне полезно и поможет ему освободиться от беспокоящих чувств и мыслей. А во-вторых, рисунок может стать поводом для разговора. Кто изображен? Что персонажи думают, делают? Почему? Что будет дальше? Можно сделать страх дружелюбным. Предложите ребенку развеселить свой страх, сделать его добрым, смешным. Пусть он дорисует в своих рисунках, банты, шарики и т.д.

Лучшее оружие против страха – смех, нарядите страшного монстра в смешную одежду или поставьте его на роликовые коньки, а можно и разукрасить его в яркие цвета. И тогда он уже будет не таким ужасным.

Первый визит (знакомство)

Жила-была Оливия (здесь имя заменяется на имя Вашего малыша, очень хорошо добавить сугубо известные факты из жизни ребенка: например, о домашних питомцах, как их зовут и так далее; о том как зовут лучших друзей ребенка, о любимых играх и сказочных персонажах, конечно же не забыть о любимых игрушках). У нее выросли красивые белые зубки (тут стоит упомянуть, что зубки нужно посчитать, чтобы точно знать сколько их уже выросло, и поэтому малышу необходимо широко открыть рот – УРА! Первичный осмотр состоялся. Если что-то не удалось рассмотреть, повторно просим открыть ротик, чтобы проверить, как хорошо ребенок ухаживает за зубками -чистит их. Таким образом удается оценить “фронт предстоящих работ”.

В идеале, первая процедура которая должна проводиться в первое знакомство врача и юного пациента – гигиена полости рта, покрытие зубов приятными на вкус реминерализующими препаратами. Это залог зарождения доверительных отношений между доктором и ребенком

Очень важно, чтобы при первом знакомстве было положено начало дружеских отношений “взрослого товарища” – врача, и “младшего товарища” – пациента.

Коррекция сказкотерапией

После выявления проблемы, которую необходимо скорректировать, сказкотерапевт может сам написать подходящую для конкретного ребёнка сказку или предложить малышу сочинить её вместе

Важно, чтобы история развивалась по определённому алгоритму. В начале происходит знакомство с главным героем (для маленьких детей лучше использовать образы животных, а детям с пяти лет можно рассказывать про волшебников и принцесс

В зависимости от возраста ребёнка сюжет сказки усложняется). Затем главный герой сталкивается с какими-то трудностями, которые очень похожи на проблемы малыша. Далее даётся подробное описание того, каким образом главный герой решает справиться со сложностями, возникшими на его пути. Затем герой превозмогает трудности, извлекает из случившегося урок и живёт лучше прежнего. Ребёнку интересно слушать сказку, он подсознательно сравнивает себя с главным героем, хочет подражать ему и незаметно для себя усваивает то, что хочет донести до него сказкотерапевт. Кроме того, сочиняя сказку вместе с ребёнком, специалист может предложить несколько способов решения проблемы главного героя и вместе с малышом выбрать наиболее правильный. Такой подход учит думать, всесторонне анализировать ситуацию и свои действия.

На примере художественных (народных или авторских) сказок также можно наглядно показать ребёнку, как разрешить те или иные сложности, какие черты характера лучше развивать, как правильно вести себя в той или иной ситуации.

Сказкотерапия подходит не только для индивидуальной работы, но и для групповой. Занятия с несколькими детьми возможны, например, в детском саду или в школе. Также психолог может проводить групповые сеансы сказкотерапии с детьми из одной семьи, переживающими какое-то общее потрясение (утрата близкого, развод родителей, переезд на новое место жительства).

Польза сказки для психики

Иногда родителям полезно принять «сказкотерапию» в качестве метода воспитания.

Для этого рекомендуется приступить к прочтению сказок или сделать их ритуалом перед сном.

Чтение должно иметь необременительный характер, а после этого, рекомендуется совместно с ребенком «разобрать» сказку по частям и сделать ее анализ. Ребенок сам оценивает поведение как отрицательных, так и положительных героев, после чего, полезно обсудить с ним — что он понял, увидел, что его удивило, испугало или порадовало. Полученный опыт является главным и полезным для детей в реальной жизни.

Ребенок и сам может придумать продолжение сказки — это служит хорошим диагностическим методом. Благодаря этому, родители смогут понять, что его потрясло и взволновало. Что у него вызвало чувство страха, как бы он хотел изменить финал или поведение главного героя?

Большего эффекта достигает сказкотерапия для детского эмоционального состояния, когда дети рисуют сказку — самостоятельно или вместе со взрослыми. С помощью изобразительных средств они получают возможность отразить отрицательные чувства на бумаге, а значит — избавиться от них. Например: рисование сказки поэтапно, помогает ребенку выразить уже имеющийся опыт, а благополучный финал, к которому он придет сам — убедиться в том, что с помощью личных качеств и способностей, можно решить почти любую проблему, выйти победителем, достичь поставленной цели.

Рассмотрим некоторые примеры сказкотерапии

Допустим, мальчик Ваня сильно боится темноты. И вот ему рассказывается история про то, что жил в одном царстве-королевстве очень храбрый мальчик Даня, который ничего на этом свете не боится: ни драконов, ни Кощея Бессмертного, но есть у него один единственный страх, который всё портит. Тут ребёнку предлагается самому назвать этот страх, а потом придумать несколько способов побороть его и вместе выбрать один, наиболее подходящий.

Другой пример. Девочка играла с детьми, и они её обидели. Она ничего никому не рассказала, не позвала на помощь, всё выяснилось только спустя некоторое время, когда мама девочки обнаружила, что она тихонько плачет, спросила, оказалось, дети в игре несколько раз причинили боль. Маму волнует, что ребёнок скрыл свои переживания, не позвал на помощь, не высказал ничего обидчикам. В таком случае можно обратиться к художественной сказке «Кот, Петух и Лиса». Рассказать сказку, а потом обсудить её вместе с ребёнком, задавая вопросы. Например, каким образом Петух смог спастись (он громко звал на помощь друга), или почему Кот спас Петуха (они друзья, живут вместе, почти что семья).

Итак, сказкотерапия помогает мягко, без насилия корректировать поведение ребёнка, снимать напряжение, расслаблять его, воспитывать, прививать извечные ценности и положительные человеческие качества, учить проживать эмоции и справляться с трудностями. При помощи сказкотерапии детский психолог может максимально корректно и деликатно оказывать ребёнку долгосрочную глубинную психологическую помощь в очень лёгкой и ненавязчивой форме.

В каких случаях и почему помогает?

Сказки удовлетворяют у детей очень важные психологические потребности:

Быть самостоятельным – они учат его при помощи героев сказки принимать самостоятельно решения, делать выбор, полагаться на себя и свои силы.

Быть активным – персонаж любой сказки всегда в поиске действий, он куда-то идет, что-то ищет, кому-то помогает, с кем-то борется

То есть он учит ребенка проявлять себя и свою активность в любой ситуации.

Потребность в социализации – учат находить общий язык с другими людьми, проявлять внимание, сочувствие и сострадание. Выбирать адекватные способы общения и учитывать интересы других.

Вот представьте себе, ваш малыш не может заснуть в своей кроватке, вам достаточно будет рассказать ему сказку «Как кроватка искала себе хозяйку» и проблема будет решена.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwittervKontakte
Напишите комментарий