Сколько баллов можно набрать по шкале и как они расшифровываются
Максимальная цифра по шкале Апгар новорожденных – это 10. Но ее ставят крайне редко, только единицы, из родившихся малышей, полностью удовлетворяют все ее требования. Самый распространенный показатель: 8 баллов по шкале Апгар.
Далее представлена шкала Апгар для новорожденных в таблице:
0 (отсутствует) | 1 (слабо) | 2 (ярко) | |
Дыхание | Нет дыхательных движений | Медленное и затрудненное, тихий стон | Более 40 дыхательных движений в минуту, звонкий крик |
Сердцебиение | Нет пульсовой волны | Меньше 100 уд./мин. (вероятность гипоксии) | Больше или равно 100 уд./мин. |
Мышечный тонус тела | Телодвижения полностью отсутствуют, а руки и ноги свисают | Руки и ноги слегка согнуты в суставах, сами движения вялые и медленные | Голова прижата к груди, руки стиснут в кулаки и согнуты в локтях; движения активные и хаотичные |
Рефлексы (проверяются введением катетера в носовую полость) | Реакция отсутствует | Ребенок реагирует слабо выраженной гримасой или движением | Ребенок реагирует движением, кашлем, чиханием и криком |
Внешний вид кожного покрова | Одинаково бледный или синюшный цвет всего младенца | Бледно-розовый цвет тела с синюшными конечностями | Бледный или яркий розовый равномерный цвет тела и конечностей |
Все полученные баллы суммируют, и интерпретируют результат.
В норме вторая полученная оценка должна быть на 1 или 2 балла больше. Вот примеры расшифровки шкалы Апгар:
Суммированные баллы | Расшифровка |
10/10 | Показатели младенца выше нормы |
8/9, 9/9, 9/10 | Состояние младенца в норме |
8/8 | Показатели младенца выше среднего |
6/7, 7/8, 7/7 | Младенец не нуждается в дополнительном присмотре |
5/6, 5/5, 4/5, 4/4 | Состояние младенца требует дополнительного и досконального наблюдение |
3/3, 3/4 | Новорожденный находится в критическом состоянии |
0/0, 0/1, 1/1, ½, 2/2, 2/3 | Младенец нуждается в срочных реанимационных действиях |
Не стоит пугаться слова – реанимационные процедуры, при оценке новорожденного по шкале Апгар 4 или 6. Под ним врачи подразумевают более тщательную прочистку дыхательных путей младенца, согревание его при помощи лампы и обеспечение дополнительным кислородом.
В медицинскую карточку, кроме веса и роста, записывают и эти полученные баллы по шкале Апгар при рождении.
Какие должны быть нормы роста и веса новорожденных, смотрите здесь.
У вас родился недоношенный ребеночек? Не стоит расстраиваться, ведь развитие недоношенного ребенка через год не будет отличаться от его одногодок, родившихся в срок.
Постепенно ребенок растет, набирает вес, а что он должен уметь в 3 месяца, об этом расскажем в статье.
Когда зарастет родничок у новорожденного? Разберемся вместе, есть ли точные сроки.
Показатели для оценки состояния новорожденного
Теперь остановимся подробнее на тех самых признаках, по которым происходит оценка младенца на 1-й и 5-й, а при плохих показателях — и на 10-й минуте жизни.
Работа сердца. У новорожденного сердечко бьется очень часто, совершая до 130–140 ударов в минуту. Поэтому частота сердцебиений свыше 100 в минуту оценивается в 2 балла. Если же малыш испытывал нехватку кислорода во внутриутробном периоде или во время родов, то наряду с изменением других показателей у него происходит замедление сердцебиения. Соответственно, пульс менее 100 ударов в минуту оценивается в 1 балл, отсутствие пульсовой волны — 0 баллов.
Частота дыхания. Малыш может совершать до 40–45 дыхательных движений в минуту, то есть делает вдох-выдох практически каждую секунду. Кроме того, кроха громко сообщает миру о своем появлении. Это оценивается по максимуму — в 2 балла. Если голос новорожденного больше напоминает стон, а не победный клич, если его дыхание медленное, затрудненное и нерегулярное, то ребенок получит 1 балл. Отсутствие дыхательных движений и крика — 0 баллов.
Мышечный тонус. В норме у всех новорожденных повышен тонус мышц-сгибателей. Именно поэтому они находятся в определенной позе: голова приведена к груди, кисти сжаты в кулачки, руки согнуты в локтевых, а ноги — в коленных и тазобедренных суставах, в положении на боку голова слегка запрокинута. При этом движения малыша избыточны, нескоординированны, хаотичны. Он может дрыгать ножками и размахивать ручками совершенно не в лад — тем не менее, как раз такое поведение заслуживает высшего балла. Если конечности ребенка лишь слегка согнуты, а движения — вялые и редкие, за это ставится 1 балл. Отсутствие активных движений и слабый мышечный тонус — 0 баллов.
Рефлексы. Важнейшие безусловные рефлексы начинают функционировать у детей непосредственно после рождения. Первый крик и первый вдох являются рефлекторными. Сосательный и глотательные рефлексы позволяют крохе насыщаться материнским молоком. Больше всего родителей поражают рефлексы ходьбы и ползанья: младенца кладут на животик, подталкивают под пяточки, и только что родившийся малыш преодолевает расстояние в несколько десятков сантиметров; а поставленный (с поддержкой под мышки) на ровную поверхность, он словно выполняет команду “шире шаг!”. Если все эти врожденные рефлексы проявляются в полной мере, маленький человечек определенно заслуживает 2 очередных балла. Если рефлексы проявляются неуверенно даже после побуждения, больше 1 он не получит. А их полное отсутствие вообще не приносит баллов.
Цвет кожных покровов. Цвет кожных покровов у новорожденного варьируется от бледно- до ярко-розового, что оценивается в 2 балла. У младенцев с другим цветом кожи (например, мулатов) обследуются белки глаз, цвет слизистых оболочек рта, губы, ладони и нижние поверхности стоп. Дети, появившиеся на свет путем кесарева сечения, чаще всего не испытывают затруднений при прохождении родовых путей, поэтому цвет их кожи обычно лучше и они набирают 2 балла по этому признаку. Если у малыша имеется синюшность ручек и ножек, то ставится 1 балл. При равномерно бледном или синюшном цвете кожных покровов ставится 0 баллов.
0 баллов | 1 балл | 2 балла | |
Пульс | Отсутствует | Менее 100 уд./мин | Более 100 уд./мин |
Дыхание | Отсутствует | Медленное, нерегулярное | Хорошее, крик |
Мышечный тонус | Слабый | Сгибает ручки и ножки | Активно двигается |
Рефлексы | Отсутствует | Слабо выражены | Вызываются |
Цвет кожи | Синюшный, бледный | Нормальный, но синюшные ручки и ножки | Нормальный по всему телу |
Вирджиния Апгар и ее шкала
В 1909 году у супругов из Нью-Джерси домохозяйки Хелен Кларк и ученого-изобретателя Чарльза Эмори Апгар родилась девочка, которую назвали Вирджинией. Малышка, видевшая страдания тяжелобольного брата, с раннего детства хотела связать свою жизнь с медициной, чтобы помогать людям обрести здоровье. По окончании школы Вирджиния поступила в частный колледж для женщин «Маунт-Холиок», расположенный в г. Саут-Хэдли. Семья молодой девушки жила очень скромно, поэтому ей приходилось рассчитывать только на свою стипендию и подработку в виде отлавливания кошек для зоолаборатории.
Несмотря на все трудности, в 1929 году Вирджиния окончила это учебное заведение и уже в сентябре, за месяц до начала Великой депрессии, поступила в Колумбийской университетский колледж терапии и хирургии. Во время учебы девушка жила практически впроголодь, однако благодаря упорству и тяге к знаниям по прошествии 4 лет она с блестящим успехом окончила учебное заведение.
В 1933 году Вирджиния устроилась на работу в качестве стажера в отделении хирургии и уже достаточно скоро добилась значительных успехов на этом поприще, заслужив уважение и признание старших коллег. Несмотря на то, что она всегда мечтала работать именно хирургом, девушка вновь начала учиться, в этот раз уже на анестезиолога. Позже Вирджиния объясняла свое решение тем, что в то время женщине было достаточно сложно пробиться на поприще хирургии и обрести финансовую независимость. Кроме того, за годы учебы Апгар накопила достаточно большие долги, которые нужно было оплачивать.
После окончания колледжа Вирджинии предложили место заведующей отделом анестезиологии при хирургии, и в 1939 году она с готовностью и рвением заступила на эту должность. За свою успешную продолжительную трудовую деятельность Апгар не раз сталкивалась с трудностями: недостатком квалифицированных кадров, большими нагрузками, нежеланием коллег-хирургов считаться с мнением неопытного врача, низкой оплатой труда.
Во время своей трудовой деятельности Вирджиния Апгар занималась не только обучением молодых кадров основам анестезиологии. Она также успела стать первой женщиной-профессором в Колумбийском университетском колледже терапии и хирургии, получить степень магистра в области общественного здравоохранения и больше 15 лет проработать на посту директора одного из подразделений Национального фонда врожденных пороков.
Однако самым важным достижением в своей жизни Вирджиния Апгар считала разработку и внедрение в 1952 году методики оценки состояния новорожденного в первые минуты жизни, названной впоследствии ее именем. Эта шкала позволяет оценить состояние ребенка, исключить повреждения во время родов, вовремя провести реанимационные мероприятия, сохранить здоровье и жизнь малыша. За выдающийся вклад в науку Вирджиния Апгар в 1995 году, уже посмертно, была внесена в Национальный зал славы женщин США.
Максимальная оценка: родители довольны, доктора спокойны
Часто родители спрашивают: в каких случая новорожденному дают максимальную оценку в 10 баллов? Об этом уже шла речь в этой статье выше. Еще раз повторю, что наши врачи максимальный балл дают малышам редко.
Чаще этот балл определяется по субъективному мнению врача. Но справедливости ради нужно сказать, что и объективная реальность чаще не противоречит субъективным оценкам. Редко какой младенец после трудоемкого процесса появления на свет и сильнейшего стресса в связи с этим может показать высокие результаты.
Наиболее часто встречаемой суммой по Апгар для здоровых детей является 8 баллов. Это значит, у малыша отмечена норма и дан максимальный балл по трем критериям, хоть и наблюдается небольшое снижение (1 балл) по двум параметрам из пяти. Например, из-за синюшности конечностей и состояния тонуса мышц.
Каждому родителю приятно услышать, что его ребенку дана максимальная оценка
Но здесь важно понимать, что шкала Апгар оценивает лишь жизнеспособность малыша и его адаптационные возможности сразу после родов. Эта сумма баллов по шкале ни в коем случае не приравнивается к какому-либо диагнозу
Поэтому совсем не стоит переживать из-за оценки 7-8 баллов. Это абсолютно нормальная оценка для новорожденного.
Основные показатели системы
Для удобства запоминания в 1962 году педиатр Йозеф Буттерфилд предложил использовать начальные буквы фамилии автора системы оценки:
- А – аppearance – цвет кожи;
- Р – puls – количество сердцебиений;
- G – grimace – изменение гримасы лица в ответ на раздражение;
- А – activity – мышечный тонус;
- R – respiration – дыхание.
За каждый показатель выставляются баллы от 0 до 2. Их сумма отражает уровень гипоксии после рождения. При рождении шкала Апгар используется дважды: на первой и 5 минуте после появления на свет. При этом очень важна динамика в баллах.
Иногда ребенок с низким показателем через 5 минут успевает восстановиться и прибавить 2-3 балла, что переводит его в категорию с нормальным состоянием. Но изначально низкие показатели настораживают педиатров и требуют от них дополнительного внимания.
Если изначально низкие показатели (менее 7) на пятой минуте не улучшаются до нормального уровня, то такой новорожденный требует наблюдения и оценки через каждых 5 минут. На полную оценку отводится 20 минут наблюдений.
Сердцебиение
Количество сердечных сокращений – показатель, который отслеживался во время беременности с помощью КТГ. Нормальным сердцебиением у новорожденного считается 120-140 ударов в минуту. Во время родов при записи КТГ заметно, что во время схватки сердцебиение замедляется, но потом постепенно восстанавливается. У некоторых детей оно может оставаться в состоянии брадикардии, что является неблагоприятным признаком.
Количество сердечных сокращений – основной признак, который способен повлиять на выраженность остальных составляющих шкалы Апгар. При нормальном ЧСС выставляется 2 балла, если отмечается его замедление, то 1 балл. При отсутствии сердцебиений – 0.
Замедление ударов сердца или их непрослушивание может повлиять на цвет кожных покровов, дыхание, мышечный тонус. Поэтому оценка по шкале будет очень низкой.
Дыхание
Первым свидетельством нормального дыхания является крик. При этом расправляются легкие, закрываются артериальные протоки, которые кровоснабжали органы в обход легких. Громкий и пронзительный крик сразу после рождения дает 2 балла по шкале. Один балл выставляется при слабом крике, замедленном появлении его, появлении стона вместо крика. Ноль – при полном отсутствии звуков.
Мышечный тонус
В период внутриутробного развития плод находится в позе эмбриона с согнутыми и приведенными к груди ножками и скрещенными ручками. Его мышцы находятся в состоянии гипертонуса. После рождения он активно непроизвольно начинает размахивать руками. Если движения выраженные, выставляется 2 балла, при незначительных махах, сниженном тонусе конечностей – 1. Полное отсутствие движений вместе с оценкой дыхания и сердцебиения может дать 0 баллов.
Оценить этот показатель легко на первой минуте по поведению новорожденного. Также педиатры для проверки тонуса используют приемы сгибания-разгибания рук в локтевых суставах, в плечах, разнообразные движения ногами.
Рефлексы
Нервная возбудимость оценивается при введении катетера в нос. Это неприятная процедура, которая необходима для удаления слизи из полости носа и рта для облегчения дыхания. Если ребенок выражено гримасничает в ответ на раздражитель, выставляется 2 балла. Плохая реакция на введение катетера в нос – 1. Отсутствие реакции – 0 баллов.
При рождении у детей регистрируются безусловные рефлексы, которые заложены природой и необходимы для выживания. Выраженность рефлексов говорит о готовности плода к рождению и его хорошем состоянии. Оцениваются способность глотать, хватательный рефлекс, хоботковый (вытягивание губ при касании их), сосательный и некоторые другие (рефлекторная ходьба и ползанье, сведение и разведение ручек, реакция на раздражение стоп). Такие реакции на раздражители являются временными. В старшем возрасте они постепенно должны угасать и заменяться условными рефлексами. Сохранение реакций, как у новорожденного, на раздражители больше положенного срока переводит рефлексы в группу патологических.
Цвет кожных покровов
Состояние кожи зависит от выраженности гипоксии. Критерии оценки по шкале Апгар следующие:
- 2 балла – бледно-розовые или розовые кожные покровы;
- 1 балл – тело розовой окраски, конечности с признаками цианоза (синюшности);
- 0 баллов – бледность или цианоз тела и конечностей.
Цвет кожных покровов является не основным показателем. Он находится в непосредственной связи с дыханием и сердцебиением младенца. Ухудшение этих показателей приводит к изменениям кожных покровов.
Таблица оценки состояния новорожденного по шкале Апгар:
Как работает шкала
Что же такое шкала Апгар и кто её основатель? Вирджиния Апгар, известный американский профессор анестезиологии, ещё в 50 годах прошлого века ввела шкалу оценки состояния здоровья появившегося на свет ребёнка. Главной целью её метода было оперативное выявление малышей, нуждающихся в мероприятиях по реанимации. Изначально, шкала предназначалась для среднего медперсонала. По ней определяли, какому ребёнку нужно уделять больше внимания.
Методику назвали в честь её основательницы. Шестидесятилетний опыт использования такой оценки новорождённого даёт основания полагать, что шкала Апгар и сегодня достаточно проста и достоверна для комплексной оценки. Она, по мнению многих экспертов, немного субъективна, ведь баллы ставятся лишь на основании акушерского осмотра ребёнка. Диапазон шкалы оценивания от 0 до 2 баллов, где 0 выставляется за отсутствие определённого признака, 1 ставят за среднюю его выраженность, 2 — за хорошо выраженный признак.
Рассмотрим, что же конкретно оценивается по шкале. Следует отметить, что для удобства оценки была взята английская транскрипция фамилии госпожи Вирджинии. В слове АPGАR каждая буква обозначает определенный параметр оценки.
Вирджиния Апгар, которая придумала шкалу APGAR
Что такое шкала Апгар? Это простой, признанный во всем мире способ быстро оценить по десятибалльной шкале состояние новорожденного, чтобы понять, насколько малыш нуждается в экстренной помощи и, если новорожденных несколько, кому уделять первоочередное внимание и выявить необходимость реанимационных процедур. Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар
Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно “мужской территорией”
Предложила этот полезный инструмент на 27-м конгрессе анестезиологов в 1952 года врач Вирджиния Апгар. Надо сказать, что сама Вирджиния была профессионалом высочайшего класса, к тому же она стала высококвалифицированным врачом в то время, когда медицина в США была исключительно “мужской территорией”.
Уважаемая врач-анестезиолог, долго работавшая в акушерстве, и не думала вносить свою фамилию в анналы истории. Однако через 11 лет венгерский педиатр Йозеф Буттерфилд придумал удобное мнемоническое правило, привязав к каждой букве фамилии Apgar один из критериев оценки состояния новорожденного.
Фамилия Вирджинии оказалась удачным акронимом и для других европейских языков. В немецком это Atmung, Puls, Grundtonus, Aussehen, Reflexe, в испанском – Apariencia, Pulso, Gesticulación, Actividad, Respiración. На русском языке удачного мнемонического правила не существует, так что нашим акушерам пришлось заучить пять критериев без всяких подсказок.
Подробнее о каждом параметре
Оценивание состояния новорожденного происходит по внешним признакам жизнедеятельности организма. Чтобы понимать, как это происходит, остановимся на каждом пункте подробнее.
Акушеры, педиатры пользуются таблицей для быстрого получения результата по шкале Апгар
Она выглядит так (Внимание! Таблицу можно проматывать вправо и влево):
Параметр | 0 баллов | 1 балл | 2 балла |
---|---|---|---|
Цвет кожи | Бледный, с синевой (цианоз). | Ножки, ручки синюшные, остальные части тела бледно-розовые. | Тон кожи ровный, розовый по всей поверхности тела. |
Частота сердечных сокращений | Единичные проявления, пульс отсутствует. | Менее 100 ударов в минуту. | 130–140 ударов в минуту. |
Рефлексы | Полное отсутствие. | Недостаточная выраженность. | Ярко выраженные глотательный, сосательный, хватательный. |
Мышечный тонус | Отсутствие движений. | Телодвижения слабые, редкие. | Хаотично, регулярно размахивает конечностями. |
Дыхание | Отсутствует. | Стонет, дышит нерегулярно (гиповентиляция). | Кричит, дышит глубоко, часто. |
Результатом оценивания становится суммирование баллов по каждому показателю.
Происходит это следующим образом:
Цвет кожи
Если новорожденный имеет светло-розовый, ярко-розовый оттенок кожи, то получает 2 балла. Синюшный оттенок конечностей при нормальном цвете эпидермиса остальных частей тела снижает оценку до 1 балла, сигнализирует доктору о слабой гипоксии плода.
Повсеместно синий цвет кожного покрова, излишняя бледность — повод провести реанимационные процедуры и поставить 0 балов по первому показателю.
ЧСС замеряют 6 секунд после рождения выслушиванием, пальпацией грудной клетки или прощупыванием артерий. Затем умножают полученную цифру на 10, так получается минутный результат.
Сердце новорожденных работает активно. Нормой считается пульс в диапазоне от 130 до 140 ударов в минуту. В этом случае ребенок зарабатывает 2 балла.
Если сердце бьется нестабильно, замедленно, малыш получает 1 балл, при полном отсутствии пульса – 0 баллов.
Если показатели не в норме, то малышу проводят реанимационные процедуры до тех пор, пока ЧСС не нормализуется.
Рефлексы
Умение сосать, хватать, глотать, дышать – это первые рефлексы новорожденных, необходимые для жизнедеятельности. Если ребеночек явно показывает наличие этих врожденных навыков в первые минуты жизни, то получает высокую оценку 2 балла. Кроха должен искать грудь, причмокивать губами, кричать после рождения, дышать.
Если рефлексы выражены слабо или частично, то он зарабатывает 1 балл, при полном их отсутствии – 0 баллов.
Для получения объективной оценки акушеры стимулируют проявления рефлекторных движений:
- прикладывают палец к губам младенца;
- ставят новорожденного на ровную поверхность, побуждая шагнуть;
- укладывают на животик и подталкивают под пяточки, пробуждая рефлекс ползания;
для прочистки носа от слизи малышу ставится катетер; отлично, если грудничок чихнет, скривится, уберет головку.
- Мышечный тонус
Хаотичные движения ручками, ножками — основной показатель хорошего самочувствия младенца сразу после рождения. Он стремится разогнуть конечности, привести тело в нормальное положение. Такое поведение прибавляет к сумме 2 очка.
Грудничок получает 1 балл, если:
- слабо двигается, но делает это неохотно;
- ручки, ножки остаются в полусогнутом положении.
При полном отсутствии телодвижений, сохранении позы эмбриона или близкой к ней – 0 баллов.
Дыхание
2 очка младенец зарабатывает, если пронзительно закричит после рождения и в первую минуту жизни сохранит нормальный ритм дыхания – 40–45 вдохов–выдохов. Если вместо крика новорожденный издает стон, хрип, дышит неравномерно, ему поставят 1 балл, при отсутствии проявлений по данному критерию – 0 очков.
Полезная информация
Каждой будущей маме необходимо знать, что существуют опасные недели беременности. Эта информация поможет больше разобраться в том, почему так происходит, и вы сможете узнать, как вести себя в этот период, чтобы не навредить своему будущему малышу.
Практически каждая женщина, находясь в таком положении, знакома с токсикозом
Если вы не знаете, как себе помочь, советуем ознакомиться с этой информацией.
Многие беременные сталкиваются с таким явлением как тонус матки, поэтому важно знать, как понять такое состояние и что необходимо делать, если тонус все-таки есть.
Существует еще одно достаточно опасное явление в этот период, которое называется отслойка плаценты. Если такой диагноз поставлен, данная информация поможет вам больше разобраться в том, что это за состояние и каким образом с ним можно бороться, чтобы ребенок родился вовремя и здоровеньким.
Как интерпретировать суммарный балл? (от 0 до 10)
10 баллов – наилучший показатель. Отечественные врачи его ставят редко. За рубежом во врачебной практике максимальный балл можно встретить нередко. А вот у нас специалисты его практически не ставят.
И тут причины такого положения дел у каждого врача и применительно к каждому конкретному ребенку различны. Нужно понимать, что методика изначально основана на субъективной оценке показателей.
Конечно, и особенности организации системы здравоохранения, и особенности менталитета нашего народа здесь имеют значение.
Как-то не принято у нас заявлять о полном благополучии. Особенно если ситуация может неожиданно по какой-либо причине измениться. И тем более, если речь идет о хрупком организме малыша, только что появившегося на свет. Поэтому, вероятно, имеют место ситуации из разряда «перестраховаться» или «чтобы не сглазить».
7-8-9 баллов – оптимальная оценка состояния малютки, свидетельствующая о его хорошем самочувствии. Такие баллы свидетельствуют, что период ранней адаптации проходит хорошо. Ребенок после появления на свет в особо пристальном наблюдении медперсонала не нуждается. Ему достаточно просто хорошего ухода.
5-6 баллов – состояние крохи удовлетворительное. Имеются легкие отклонения от нормы. Требуется более тщательное наблюдение медперсонала в послеродовом периоде.
3-4 баллов – оценка состояния ниже среднего. Ребенку нужна медицинская помощь. Такой показатель требует продолжения обследования по критериям Апгар на десятой-пятнадцатой-двадцатой минуте жизни. Такая оценка в динамике покажет результат от проведенных реанимационных мероприятий.
Если малыш родился в состоянии 3-4 балла по шкале Апгар, за ним устанавливается пристальное медицинское наблюдение в первые недели после рождения.
0-1-2 балла – критические показатели. Малыш нуждается в срочной реанимационной помощи. Такого ребенка в дальнейшем необходимо комплексно обследовать и тщательно наблюдать у специалистов в динамике.
Еще уточню, в каком виде представляются в медицинских документах результаты обследования.
Так как оценка проводится дважды (на первой и пятой минуте), результат записывается двумя цифрами через косую черточку (слеш). Например, 8/9 баллов.
В большинстве случаев вторая оценка бывает выше первой. Это говорит о положительной динамике в состоянии малыша. То есть, адаптационный ресурс ребенка хороший и успешно реализуется после родов.
Как правило, во время второго обследования, через пять минут после рождения у крохи учащается ЧСС, нормализуется дыхание, кожа приобретает нормальную розовую окраску. Дети становятся более активными. Улучшаются защитные рефлексы и реакции на раздражители.
В случае понижения второй оценки (9/8 или 8/7) медицинское наблюдение за новорожденным усиливается. Это значит, у малыша после рождения возникли сложности в адаптации к новым условиям.
Показатели
По шкале Апгар оценивают такие критерии:
- Цвет кожи ребенка (Appearance). Такой показатель весьма информативен, прост и позволяет выявить нарушения кровообращения. Если тело младенца полностью бледное или отмечена синюшность по всей его поверхности, ставят 0 баллов. Бледная окраска нередко выявляется при гемолитической болезни. При розовой окраске тела, но синюшности рук и ног ребенку выставляется 1 балл. Если кожа тела карапуза полностью розовая, это 2 балла. Поскольку у большинства малышей цвет кожи красный, а синюшность конечностей выявляется очень часто, этот параметр наиболее часто занижает общую сумму по Апгар (детям редко ставят 2 балла).
- Частоту сердцебиений малыша (Pulse). Нормой пульса для новорожденных является 120-140 ударов за минуту. При отсутствии сердцебиений оценка будет 0 баллов. Если пульс меньше 100 ударов в минуту, крохе ставят 1 балл. При ЧСС у новорожденного выше 100 ударов выставляют 2 балла.
- Наличие рефлексов и реакции на стимуляцию (Grimace). Для их определения младенцу отсасывают из носа слизь и смотрят на его реакцию либо проверяют другие рефлексы. Отсутствие рефлекторных движений оценивают в 0 баллов, а за слабые рефлексы, представленные гримасой и движением, малютке выставляют 1 балл. Если кроха в ответ на раздражение активно двигается, громко кричит, чихает, кашляет, это оценивают в 2 балла.
- Состояние мышечного тонуса (Activity). В норме у новорожденного тонус мышц повышен, а кроха активно хаотично двигает ножками и ручками. Если мышечного тонуса нет, а конечности малютки свисают, параметр оценивают в 0 баллов. При слабом тонусе и небольшом сгибании конечностей ребенку ставят 1 балл, а активность и наличие выраженного тонуса дает право выставить 2 балла по этому признаку.
- Дыхание и крик ребенка (Respiration). Возрастной нормой частоты дыхательных движений для только что родившегося младенца является 40-45 за минуту. Если младенец громко закричит, это помогает ему дышать интенсивнее и является признаком хороших адаптационных возможностей карапуза. При отсутствии дыхания ребенок получает 0 баллов. Если дыхание нерегулярное и поверхностное, а крик слабый, это 1 балл. При нормальном дыхании и громком крике у ребенка будет оценка 2 балла. Если у ребенка , именно этот параметр понижает сумму баллов по Апгар.
Алгоритм обследования
Неонатолог проводит поэтапную оценку состояния организма – пульс, дыхание, цвет кожного покрова и рефлексы. Результаты записываются; если у младенца низкие показатели, вмешивается медицинский персонал. Медики должны исключить:
- родовые травмы (лицевой паралич, переломы);
- врожденные деформации (менингомиелоцеле, экзомфалоз, анальная атрезия, генитальные аномалии);
- дыхательную недостаточность;
- анемические состояния.
Дыхание
Врач проверяет, насколько хорошо дышит ребенок. Новорожденный дышит быстрее, чем взрослый, у легких отсутствует способность удерживать кислород. Дыхание не всегда ритмичное. Младенцы делают быстрые, неглубокие вдохи. Периодическое дыхание считается нормой.
Шумное дыхание вызывается звуком воздуха, протекающего по слюне, которая скапливается в задней части горла. Синюшность губ, языка служит основанием для снижения баллов.
Частота биения сердца
Частота сердечных сокращений – количество ударов сердца в минуту; оценивается стетоскопом. Это важная оценка адаптации:
- сердцебиение отсутствует, младенец получает 0 до восстановления частоты сердечных сокращений;
- сердечный ритм менее 100 ударов не является признаком патологии – 1 балл;
- частота сердечных сокращений превышает 100 ударов, доктор начисляет максимальный балл.
На скорость могут влиять: стресс, гормоны, использование лекарственных препаратов в период родовой деятельности. Исследования показали, что более высокая частота сокращений в состоянии покоя связана с высоким кровяным давлением и массой тела младенца.
Мышечный тонус
Большинство детей после рождения имеют здоровый мышечный тонус. Состояние позволяет сгибать, размахивать конечностями. У новорожденных с гипотонией не будет сильных движений рук и ног. Гипотония приводит к трудностям с сосанием, глотанием. Доктор изучит тонус мышц:
- мышцы слабые, гибкие, ребенок получает 0 баллов;
- при наличии мышечного тонуса ребенок получает 1 балл;
- активные движения – максимальная оценка.
Повреждение мозга из-за недостатка кислорода до или после рождения часто становится причиной гипотонии.
Рефлексы
Реакция гримасы или рефлекторная раздражительность – термин, описывающий реакцию на стимуляцию гримасы, проявление и выраженность безусловных рефлексов. Крик ребенка и рефлекторная возбудимость показывает состояние организма после отсоединения от пуповины:
- новорожденный кричит громко, пронзительно сразу после рождения, тогда оценка этого параметра составляет 2 балла.
- слабый крик, переходящий в хрипы – 1 балл.
- проблемы с дыханием ухудшают показатели.
Цвет кожи
Когда ребенок впервые появляется на свет, кожа имеет цвет от темно-красного до фиолетового. Покраснение начинает исчезать в первый день. Руки и ноги остаются синеватого цвета в течение нескольких дней. Это нормальный ответ на кровообращение ребенка. Синяя окраска других частей тела не является нормальной.
Кожа может быть липкой, гладкой, шероховатой. Нормальные оттенки розового (от светлого до бледного) являются показателем нормы. Наличие цианоза кожных покровов служит основанием для снижения баллов. Небольшой цианоз, синюшность рук и ног считаются нормой.
Мягкие, пуховые волосы на теле появляются у недоношенных детей. У некоторых новорожденных развивается желтая окраска кожи, называемая желтухой. Это указывает на патологическое состояние, особенно если желтый цвет появляется в первый день.
История создания шкалы
Вирджиния Апгар – американский профессор анестезиологии, в 1950-х годах ввела шкалу для оценки состояния здоровья новорожденного ребенка. Основной целью метода было быстрое выявление детей, нуждающихся в реанимации. Изначально шкала предназначалась для медсестер.
Доктор медицины разработала простой обсервационный тест, выявляющий множество врожденных дефектов во время родов. В 1959 году 10-балльная шкала для оценки стала использоваться в США и Великобритании. Название теста Апгар служит практическим пособием функций организма для медицинских работников. Учитываются:
- активность, усилия и регулярность дыхания;
- пульс;
- гримасы и мышечное напряжение;
- адаптация внешнего вида;
- реакции на раздражители (при аспирации).
Что значат эти баллы?
Обычно вторая оценка (выставленная на 5-ой минуте жизни ребенка) на 1-2 балла выше оценки на 1-ой минуте – ребенок немного освоился, адаптировался к новым для себя условиям. На первой минуте показатель 7 по шкале Апгар характеризуется как «без видимых патологий», но лучше 8, 9 или 10. Показатель 10 на 1-ой минуте – встречается крайне редко. На 5-ой минуте уже 8 баллов по шкале Апгар считается предельной нормой и ребенка передают матери. При показателях 6/7 и 7/7 врачи проводят дополнительный контрольный осмотр каждые 5 минут в течение 20 минут и смотрят динамику изменений и готовы в любой момент оказать ребенку помощь (т.е. осмотры проводятся на 5-ой, 10-ой, 15-ой, 20-ой минуте жизни ребенка).
Таблица оценки новорожденных
Результат
Значение
0/2, 1/2, 2/2
состояние ребенка крайне тяжелое, угрожает жизни новорожденного
2/3, 3/3
критическое состояние через 5 минут после рождения, требуется реанимация или другие меры срочной медицинской помощи
3/4, 4/4
состояние ребенка тяжелое, необходим постоянный контроль со стороны врачей
4/5, 5/6, 6/6
показатель ниже среднего, требуется наблюдение врача не менее 5-7 дней, медицинская помощь по ситуации
5/7, 6/7, 7/8
состояние удовлетворительное, видимых патологий нет, требуется повышенное внимание
8/8
состояние нормы, ребенка передают под мамину опеку
8/9, 9/9, 9/10
очень хороший показатель, самочувствие ребенка отличное
10/10
здоровье идеальное (на практике не встречается)
Исходя из данных таблицы, делаем простой вывод: нормальная суммарная оценка состояния новорожденного по шкале Апгар на 1-ой минуте – 7, 8, 9, 10, на 5-ой минуте – 8, 9, 10. Если у вашего ребенка показатели 7/8, 8/8, 8/9, 9/9, 9/10 или 10/10, то волноваться не стоит, состояние здоровья в полном порядке.
Результаты 5/7, 6/7 и 7/7 не являются показателем ярко выраженной патологии и не говорят о серьезных нарушениях или об инвалидности. Если имеются определенные проблемы, то врач в роддоме обязательно об этом вам расскажет. Однако такие показатели требуют повышенного внимания к ребенку, возможно, потребуется дополнительное обследование.
При оценке 5-6 баллов ребенок нуждается в тщательном наблюдении со стороны врачей, зачастую требуются специальные лечебные мероприятия. После выписки ребенка направляют на осмотр к невропатологу.
При оценке менее 5 баллов состояние оценивается как тяжелое, возникает гипоксия, часто требуется реанимация. Таких детей переводят в стационар и не выписывают до стойкого улучшения состояния до оценки 7 по шкале Апгар.
У недоношенных детей обычно оценка критериев ниже, чем у доношенных, поэтому суммарный бал 6 или 7 является для них неплохим результатом.
Низкий итоговый результат (до 5 баллов) является поводом для беспокойства, но средняя оценка по шкале Апгар (5/7, 6/6, 6/7, 7/7) не должна приводить к панике – просто такие дети нуждаются в дополнительном осмотре у невролога и других специалистов. Этот показатель важен лишь в роддоме и для участкового педиатра, в будущем он на оценку состояния здоровья ребенка не повлияет. Ведь это абсурд думать, что если ребенок часто кашляет и чихает, то это все потому, что на 1-ой минуте жизни он получил всего лишь 6 по шкале Апгар в роддоме.
Понятно, что каждая мамочка хочет услышать об оценке 9 или 10 баллов по данной шкале, некоторые даже начинают завидовать своей соседке по палате в роддоме, у которой ребенку выставили больше. Однако не нужно создавать проблему там, где ее в действительности нет, лучше поберегите силы и нервы для воспитания своего ребенка – они вам ой как понадобятся.
Плановый осмотр ребенка в 4-6 месяцев