Симптомы и признаки шизофрении у детей

Начало заболевания у детей

Детская шизофрения встречается не часто, однако известны случаи появления ее у детей 2-летнего возраста.

Вот признаки, которые должны заставить родителей задуматься о психическом состоянии ребенка:

  • малыш избегает общения с друзьями, становится замкнутым, предпочитает одиночество. Активным, подвижным играм предпочитает тихое, сидячее времяпрепровождение. Играет один, порой в придуманные им самим игры;
  • отказывается совершать гигиенические процедуры;
  • беспричинно портится настроение. Ребенок хнычет, капризничает без повода;
  • не может себя защитить, пытается скрыться от конфликтной ситуации;
  • нарушаются когнитивно-познавательный уровень. Ребенок как бы делает шаг назад в своем развитии. Плохо усваивает новый материал, ведет себя соответственно меньшему возрасту;
  • проявляет немотивированную агрессию по отношению к близким и сверстникам, неадекватные эмоциональные реакции: если другой ребенок ударился, ему больно, он плачет, то этот малыш начинает смеяться;
  • у ребенка появляются проблемы с речью. Возникают непонятные слова, речь скудная, обрывистая.

Обращает на себя внимание поведение таких детей. Например, они выдают себя за птичку

При этом их действия соответствующие: они имитируют полет, утверждают, что они не мальчик или девочка, а птичка, «клюют» еду.

В старшем возрасте дети называют себя другими именами, общаются с вымышленными друзьями.

В подростковом возрасте шизофрения проявляется эмоциональной отстраненностью. Подросток замыкается в себе, перестает общаться с друзьями. На начальном этапе развития болезни появляются извращенные влечения. Дети сбегают из дома, становятся членами бандитских группировок, где неукоснительно подчиняются главарю. Проявляют агрессию, садистские наклонности. Демонстрируют сексуальные перверсии, увлекаются наркотиками и алкоголем.

Особо показательно раздвоение поведения. Дома подросток ведет себя агрессивно, расхлябано, пререкается и грубит, много разглагольствует. А в школе становится другим человеком: тихим, замкнутым, скрытным.

Что касается такой тяжелой формы расстройства, как гебефреническая, то на заре ее развития такие дети становятся апатичными. Даже если в течение дня они не подвергались тяжелым умственным или физическим нагрузкам, то все равно чувствуют себя разбитыми, усталыми, буквально валятся с ног. Плохо усваивают новый материал. Нарушается сон, отмечается прилив мыслей перед засыпанием. Утрачивается интерес, появляется безразличие. Они бездействуют, забрасывают учебу, считая все усилия бесполезными.

Агрессия к близким, особенно к матерям, при сохранности нормального отношения к посторонним людям – очень показательный симптом. Дети называют родителей опекунами, считая, что настоящие папа и мама – очень влиятельные и богатые люди. Просто по какой-то веской причине они не могли воспитывать ребенка, и отдали его в приемную семью.

Установлен интересный факт. Среди детей, страдающих шизофренией, наибольшее количество составляют те, кто до болезни слыл послушным, покладистым, беспроблемным ребенком.

В детском и подростковом возрасте подобные проявления сложно трактовать правильно. Обычно их принимают за детские капризы, издержки воспитания или за подростковый кризис.

Формы течения шизофрении

Исследованиями Научного центра психического здоровья РФ, было установлено, что формы течения шизофрении взрослых людей могут применяться и к детям. В классификации форм течения шизофрении, в том числе для детей, выделяются:

  • приступообразно-прогредиентная, также называемая шубообразной (от нем. Schub «приступ»), — c приступами и межприступными интервалами, с нарастанием негативной симптоматики;
  • непрерывнотекущая шизофрения — шизофрения с непрерывным течением (злокачественная, параноидная, вялотекущая);
  • рекуррентная — периодическая, протекающая в виде приступов.

Стоит отметить, что «вялотекущая» (она же «малопрогредиентная») — устаревший термин, использовавшийся НЦПЗ.

Определение диагноза

Анализировать видимые и скрытые симптомы и сделать точное заключение – уже большой шаг к избавлению от недуга. Неверно поставленный диагноз влечет за собой неправильное лечение. В итоге, вместо выздоровления болезнь затягивается и прогрессирует, и справиться с ней становится намного труднее.

Некоторые люди в принципе отказываются признавать шизофрению у подростков как заболевание. Необычное поведение они связывают с:

  • недостатком в организме витаминов и микроэлементов;
  • нарушением обмена веществ;
  • общим переутомлением;
  • особенностями психотипа личности;
  • влиянием внешних факторов.

Однако шизофрения существует, и берет она свое начало именно в подростковом возрасте. Малейшие отклонения в поведении ребенка должны стать поводом для обращения к психиатру.

Для выявления диагноза ребенок находится под наблюдением не менее полугода. Раньше этого сделать никак нельзя, поскольку симптомы и течение болезни могут меняться.

Чтобы исключить новообразования и другие заболевания головного мозга необходимо провести такие исследования:

  • магнитно-резонансная томография;
  • электроэнцефалография;
  • общий и биохимический анализ крови;
  • состояние иммунного статуса;
  • оценка гормонального фона.

Большую роль в диагностировании шизофрении у детей подросткового возраста играют специально разработанные психологические тесты. С их помощью можно установить, какая именно структура мозга наиболее пострадала от недуга. Учитывается также информация, предоставленная родителями и другими родственниками, имеющими близкий контакт с больным.

Проявления заболевания

К сожалению, нет таких симптомов, обнаружив которые можно было бы однозначно сказать, что у подростка развивается шизофрения. Каждый случай индивидуален. Казалось бы, похожие проявления у одного ребенка могут свидетельствовать о серьезном заболевании, тогда как у другого – это всего лишь особенности характера, пробелы в воспитании или просто плохое настроение.

Основные признаки шизофрении бывают трёх типов:

  1. Негативные. Представляют собой нарушения психики и некоторых функций организма. Определенные эмоции попросту становятся недоступны подростку. Он утрачивает возможность логически мыслить, планировать свои действия, нести ответственность за собственные поступки. Со стороны это может выглядеть как отчужденность, замкнутость или обычная лень. Эти симптомы довольно тяжело выделить и правильно их квалифицировать.
  2. Позитивные. На самом деле, ничего хорошего, а тем более, позитивного в них нет. Симптомы имеют такое определение, поскольку приобретаются организмом по ходу развития заболевания. К ним относятся галлюцинации и бредовые идеи.
  3. Когнитивные. Проявляются они сбоем психических функций, апатией и безразличием. Страдает концентрация внимания, возможность запоминать информацию и пользоваться ею. Эти нарушения трудно не заметить при тесном контакте с ребенком.

На начальной стадии подросток воспринимает галлюцинации просто как свою слишком развитую фантазию. Причем они могут быть зрительными или слуховыми, либо сочетаться друг с другом. Лишь со временем ребенок понимает, что с ним что-то не так. Ситуация осложняется тем, что психика еще полностью не сформирована, поэтому невозможно предсказать последствия шизофренических приступов.

В период обострения подросток теряет ощущение реальности. Он растерян и подавлен, отсутствует чувство социального равновесия. Настроение может резко и непредсказуемо меняться, эмоции не всегда соответствуют ситуации. Прогрессирующая шизофрения не дает активно общаться с окружающими – наблюдается аутизация, нелюдимость и апатия.

Замкнувшись в себе, ребенок остается один на один с проблемой. Типичная ситуация начальной стадии шизофрении:

  • подросток слышит какие-то голоса у себя в голове;
  • иногда ему кажется, что они читают вслух его же мысли;
  • его посещают различные видения;
  • есть ощущение слежки или преследования.

Но самое страшное заключается в том, что ребенок не может никому об этом рассказать: родители слишком заняты работой или собой, друзья, скорее всего, воспримут такой рассказ, как очередной повод для насмешек и издевательств. Поэтому не остается ничего другого, как в одиночку бороться с собственными страхами.

И только когда симптомы шизофрении выходят из-под контроля, скрывать заболевание становится невозможно. Если это случилось, следует немедленно обратиться к специалисту.  Невыявленные психические расстройства в подростковом возрасте могут иметь весьма печальные последствия.

Стоит отметить, что в большинстве случаев шизофрения у подростков искажает эмоциональное восприятие либо развивается дисфункция мышления и восприятия информации. Но, в то же время, как это ни удивительно, болезнь не влияет на интеллектуальные способности. То есть, в поведении ребенка происходят видимые изменения, но если он хорошо учился в школе, то продолжает делать это и дальше.

Проявления заболевания

При любом виде невроза не происходит повреждения мозговых центров, а лишь наблюдается функциональное расстройство

Первые признаки становятся заметны уже в раннем детстве, но лишь единицы родителей обращают на них внимание и принимают соответствующие меры. . Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. 

Важнейший признак нарастания неврастении – снижение работоспособности, насколько это уместно будет сказать о детях

Если речь идет о школьниках, то учитель должен приложить немало усилий, чтобы привлечь внимание, не говоря уже о какой-либо отдаче. . Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах

Его самооценка занижена либо находится на нуле

Ребенку – носителю расстройства свойственно винить себя во всех бедах. Его самооценка занижена либо находится на нуле.

Замечено, что мальчики подвержены заболеванию больше, чем девочки.

Симптомы неврастении у детей:

  • повышенная нервная истощаемость;
  • рассеянность;
  • неуверенность в себе;
  • нарушение концентрации, внимания;
  • недовольство, капризность;
  • суетливость;
  • возбужденное состояние;
  • приступы агрессии;
  • слабость;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушение режима сна. 

При переходе в хроническую форму может присутствовать апатия или депрессивные признаки. Со стороны вегетативной нервной системы наблюдаются скачки сердечного ритма, блуждающие боли в животе или груди. Часто возникает чрезмерная потливость. Аппетит при неврастении практически отсутствует. 

Поскольку проявления неврастении у детей бывают разные, ее симптомы можно принять за какое-либо другое психическое расстройство.

Лечение

Первичный осмотр проводит участковый педиатр. Если он выявил какое-либо отклонение, то дает направление к детскому психологу или психотерапевту. В случае обнаружения серьезных проблем пациента отправляют на дальнейшее обследование к неврологу. В тяжелых случаях требуется госпитализация в неврологическое отделение. 

Устанавливает диагноз и назначает лечение врач-невролог совместно с психотерапевтом. Врач анализирует обстановку в семье, собирает полный анамнез заболевания, выделяет предрасполагающие показатели. 

Для достижения положительных результатов лечения применяется комплексный подход. В первую очередь необходимо избавиться от травмирующего фактора, затем снизить физическую и психологическую нагрузку. 

Лечение должно быть направлено на успокоение ребенка, и, в зависимости от вида патологии, на замедление либо ускорение некоторых функций организма

Важно узнать мнение родителей по поводу сложившейся ситуации: в чем они видят причину невротических нарушений. . Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком

Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

Сеансы психотерапии рекомендовано посещать всей семьей, ведь ошибки воспитательного процесса невозможно исправить, проводя работу только с ребенком. Коррекция проводится различными методиками, среди которых:

  • гештальт-терапия;
  • гипноз;
  • БОС–терапия;
  • групповые или семейные сеансы;
  • игровая терапия. 

Обратимость проблемы во многом зависит от близкого окружения. Родителям следует запомнить, что у детей собственная жизнь, и она имеет свои отличия и особенности, например:

  • не каждому ребенку суждено стать отличником
  • не у всех есть музыкальный слух или желание посещать художественную школу;
  • если старший ребенок увлекается футболом, то младший не обязан этого делать. 

С неврастенией дети справляются намного успешнее, чем взрослые. Это происходит потому, что детское восприятие мира до конца не сформировано, у них нет жестких убежденностей. Терапия довольно быстро дает положительный результат. Деструктивные процессы функционирования нервной системы останавливаются и продолжают развиваться уже в правильном направлении.

Дизонтогенез и регресс

Шизофренический процесс препятствует нормальному развитию ребёнка, вызывая задержку психического развития или психический дизонтогенез. Происходит регресс или остановка становления психических функций (например, остановка, задержка или регресс речи). Чем раньше начало болезни, тем более грубые нарушения развития. При очень раннем начале (1—2 года) формируется олигофреноподобный дефект, сходный по признакам с врождённой умственной отсталостью.

Может происходить регресс моторики, поведенческих навыков, при раннем возрасте — черты задержки интеллектуального развития

Стандартная палата

11 000 руб/сут

Размещение в палате:

Варианты размещения: от 2 до 5 чел.

Возможность размещения с родственником*: —

(*дополнительная оплата в размере 80% от стоимости размещения)

Ванная комната:

Душ: +

Санузел: +

Банные полотенца: +

Гигиенические средства: +

Тапочки: —

Халаты: —

Косметические средства: —

Интернет/ телевидение:

Телевидение: +

WI-FI: +

Мебель:

Медицинская кровать: +

Спальная кровать: —

Медицинский матрас: +

Ортопедический матрас: —

Шкаф для одежды: +

Индивидуальная тумба: +

Вешалки: +

Письменный стол: —

Кресло: —

Электроника:

Телевизор: +

Холодильник: +

Настольная лампа: +

Прочее:

Особенности подростковой шизофрении

Подростковый период весьма труден как для самого подростка, так и для восприятия его окружающими. В это время происходит перелом восприятия и окончательное формирование личности. Поэтому часто начало шизофренического процесса путают с возрастными изменениями, которые сопровождаются неустойчивым эмоциональным состоянием.

Девушка или юноша в этот период может начать гримасничать, дурачиться, или вести себя отстраненно по отношению к социуму. Родители часто упускают этот момент, не принимая возникшие странности в поведении серьезно.

Для подростка не являются отклонением попытки самоутвердиться в обществе, желание общаться со своими сверстниками, пробовать что-то новое. Однако серьезным поводом для беспокойства могут стать апатичное настроение подростка, безынициативность, недостаток мотивационного потенциала для занятий какой-либо деятельностью.

Скрытую генетическую патологию нервной системы врач может диагностировать именно в переходном возрасте. Наличие у подростка на протяжении месяца не менее двух нижеуказанных симптомов является достаточным поводом для обращения к специалисту.  

  1. Бредовые состояния, которое заключаются в расстройстве мышления. Больной имеет твердые убеждения, искажающие интерпретацию реальности. Например, подросток, который испытывает тяжелое чувство вины, может видеть бригаду «мстителей», желающих его похитить и наказать.
  2. Галлюцинации – нарушения восприятия, которые сопровождаются несуществующими звуками и образами. Чаще всего это слуховые миражи, когда больной слышит несуществующий голос, отдающий команды или комментирующий происходящее.
  3. Дезорганизованность в речи, ее бессвязность, регулярно повторяющиеся слова или фразы.
  4. Состояние кататонического ступора, впадение в состояние неподвижности, дезорганизованное поведение, чрезмерная двигательная и эмоциональная активность.
  5. Эмоциональная подавленность, безвольность, аффективное уплощение.

Расстройства настроения (депрессии и мании у детей и подростков)

 Первые признаки расстройств настроения могут проявляться у детей в возрасте 5-6 лет, но чаще всего данный вид нарушений психики встречается у подростков. Это связано с особенностями протекания полового созревания и социальной адаптации в этот период жизни. Существует два вида расстройств настроения:

  • депрессивные расстройства характеризуются приступами депрессий (Эпизодами пониженного настроения), без приступов мании;
  • биполярные расстройства отличаются чередованием приступов депрессии и мании. Период подавленности сменяется периодом подъема настроения, при этом отмечается возвращение к нормальному состоянию между приступами.

Случаи, когда приступы мании отмечаются без наличия депрессивных периодов, встречаются крайне редко.

Чаще всего развитие расстройств настроения связано с пережитым стрессом, например, смертью близкого человека, постоянной критикой родителей или учителей, неприятием ровесников или чередой трагедий. Но предрасположенность к развитию подобных состояний может передаваться по наследству.

Расстройства сна (бессонница, сноговорение, снохождение)

Большинство из расстройств сна вызваны эмоциональными переживаниями. Но причинами бессонницы вполне могут являться и заболевания каких-либо внутренних органов. Прежде чем начать коррекцию данного вида расстройства необходимо точно определить его причину.

Хождение и разговоры во сне, считаются безобидными расстройствами. Как правило, они проходят к пятнадцатилетию. У взрослых людей и подростков такие виды расстройств встречаются крайне редко. У снохождения и сноговорения  механизм возникновения одинаковый. При переходе сна от медленной фазы к быстрой, возникает аномальная активация головного мозга. Если воздействие оказывается на двигательный центр, то ребенок начинает ходить во сне, а при активации речевого центра – разговаривать.

Коррекция расстройств сна сводится за наблюдением ребенка, выявлением психологических причин, которые могли спровоцировать расстройство. Медикаментозное лечение назначается крайне редко.

Шизофрения, шизотипическое расстройство, шизоаффективное расстройство у детей и подростков

Такие нозологические единицы, как шизофрения, шизотипическое и шизоаффективное расстройство объеденены в одну группу, так как имеют много одинаковых симптомов:

1. Для шизоаффективных расстройств характерно наличие аффективных и шизофренических симптомов одновременно, приступы могут длиться несколько дней. В промежутках состояние пациента может рассцениваться  как нормальное, близкое к выздоровлению. Изменения личности, наблюдающиеся при шизофрении, начинают проявляться после 3-5 приступа. Этиология заболевания до конца не выявлена, предполагается что данный вид расстройств представляет собой одну из разновидностей шизофрении.

2. Шизотипическое расстройство сопровождается эксцентричным немного странным поведением, аномалиями эмоций и мышления. Подобные отклонения наблюдаются у пациентов, больных шизофренией. Но течение шитопического расстройства не соответствует основным стадиям шизофрении. Диагностировать данный вид расстройства довольно сложно, так как не выраженность симптомов делает его схожим с простым видом шизофрении, а также параноидальным личностным расстройством. В связи с этим шизотипическое расстройство часто называют латентной шизофренией.

3. При шизофрении наблюдается прогрессирующее изменение личности, которое не поддается коррекции. У детей в раннем возрасте данный вид психического заболевания встречается редко, но диагностировать его возможно уже в 2-3 года. Первым признаком является угасание интереса у ребенка к играм, отсутствие реакции на ласку близких. Затем наступает период угасания психической активности и торможение развития психики. Склонность к шизофрении передается по наследству, но толчком к прогрессированию болезни может стать любая стрессовая ситуация.

Все формы шизофрении тяжело поддаются коррекции. Больной не может излечиться полностью, удается добиться лишь некоторых улучшений. При расстройствах, имеющих сходные с шизофренией симптомы, прогнозы более благоприятные.

Деструкция сексуального поведения

Подростки легко поддаются сексуальным деструкциям, учитывая незавершенность их половой идентификации, неосознанное усиление полового влечения. Обычно подростковые сексуальные перверсии определяются ускоренным или замедленным половым созреванием.

Часто дети с замедленным половым развитием становятся жертвами сексуальных извращений. Они неуверенные в себе, медлительные, неуклюжие, несобранные.

Подростки с ускоренным половым развитием вспыльчивы, агрессивны, жестоки до садистических тенденций. Страдают расстройствами сексуального влечения. Наиболее часто отмечается:

  • визионизм – скрытое разглядывание обнаженных людей;
  • эксгибиционизм – обнажение на публике;
  • совращение малышей;
  • сексуальные манипуляции с животными;
  • групповой онанизм;
  • эротические фантазии, рассуждения с мастурбацией;
  • сексуальное влечение к моче, калу.

Сексуальными девиациями считаются половые контакты, петтинг – обоюдные ласки без половых отношений, случающиеся до полового созревания, промискуитет подросткового периода – многочисленные половые связи с разными партнерами.

Сексуальные перверсии выражаются подростковым гомосексуализмом, носящим ситуативный характер. Возможен в закрытых однополых учебных заведениях.

Во взрослом возрасте при адекватной половой жизни сексуальные перверсии исчезают. В противном случае сохраняются всю жизнь.

Несоциализированное/социализированное нарушение поведения

Несоциализированное расстройство поведения сопровождается агрессией, асоциальными деяниями, направленными на других детей. Это главный отличительный признак дефекта.

Выражается неспособностью наладить взаимоотношения со сверстниками, отвержением детьми, отсутствием близких друзей.

Взаимоотношения со взрослыми сохраняются или также нарушены. Ребенок грубый, гневливый. Это индивидуалист, противостоящий авторитетам. Типично:

  • хулиганство;
  • физическое, психическое насилие, драчливость;
  • жестокость относительно детей, животных;
  • порча имущества.

Петя, 7 лет. Поступив в 1 класс, наметились проблемы взаимодействия с одноклассниками. Был груб, конфликтен. Ни с кем не установил дружеских отношений. Затевал около 15 ссор за день. Чрезмерно жесток. Во время драк наносил тяжелые травмы. Равнодушен к чужой боли.

Нарушал дисциплину. На замечания реагировал словесной агрессией. Неусидчив, разговаривал на уроках. Неуправляем, противостоит режиму. Учителей называл злодеями. Однако проявлял высокие интеллектуальные способности, любознательность.

Был отчислен из школы за плохое поведение. Дома отказывается учиться. Увлекается компьютерными играми, играет игрушечным телефоном. Суетлив, гиперактивен. Успокаивается, когда находит увлекательное занятие. Очень любит слушать, когда мама читает ему книгу. В школу возвращаться категорически не желает.

Социализированное расстройство поведения: характерно агрессивное, антисоциальное поведение общительных подростков, имеющих длительные, налаженные отношения со сверстниками. Нередко становятся членами антисоциальных группировок.

Типичным являются противоправные деяния: разбой, воровство, нападения.

Отношения со взрослыми, обладающими властью (учителя, родители) нарушены, с другими способны сохранять нормальные взаимоотношения.

Вероника, 13 лет, ученица 7 класса. Школу не посещает. Неделями отсутствует дома. С родственниками груба, агрессивна, конфликтна.

Неряшлива. Курит, выпивает, ярко красится. Употребляет до 10 таблеток димедрола, чтобы «поймать глюки». Однажды с подругой напились таблеток, стремясь свести счеты с жизнью. Испытав болезненные последствия, более попытку не повторяли. Предлагали попробовать героин, но отказалась, боясь исхода.

Выносит деньги из дома. Однажды украла деньги на работе у мамы. Дружит с ребятами, старшими по возрасту. Вместе обворовали комнату сестры, вынеся деньги, украшения, после конфликта с мужем сестры.

Школу, в которую родители перевели девочку недавно, перестала посещать, когда ее стали обзывать одноклассники. Тогда натравила на обидчиков старших товарищей, чтобы припугнуть.   После Вероника посетила школу, чтобы проверить, будут ли ее дразнить дальше. Удовлетворенная отсутствием травли, больше в школу не возвращалась.

Издевается над младшим братом, обижает его. Поведение девочки изменилось после смерти отца и рождения брата от второго маминого брака.

Эпидемиология

Шизофренические расстройства у детей встречаются редко (у 1 из 10 000—30 000 детей). У мальчиков в два раза больше шансов быть диагностированными с детской шизофренией. Часто непропорционально большое количество мужчин с детской шизофренией, потому что возраст возникновения расстройства у мужчин выше, чем у женщин примерно на 5 лет. Люди ранее и до сих пор неохотно диагностируют шизофрению на раннем этапе, в основном из-за стигмы, связанной с ней.

В то время как очень ранняя шизофрения является редким событием, с распространенностью около 1:10000, раннее начало шизофрении проявляется чаще с предполагаемой распространенностью 0,5 %.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий