Синдром дефицита внимания (СДВГ): симптомы и коррекция

Малыши с СДВГ

Беспокойны;

Постоянно бегают, лазают, прыгают;

Постоянно «на ходу» и, кажется, что у них «привод от электродвигателя»;

Не могут сосредоточиться или долго слушать;

Их трудно успокоить, уложить спать и покормить;

Тем не менее, некоторые дети с СДВГ в состоянии сосредоточиться на вещах, которые их интересуют, таких как конкретные игрушки.

Если родитель или воспитатель считает, что их малыш чрезмерно активен, они должны поговорить с доктором для оценки своего ребенка. Пока нет никаких руководящих принципов для диагностики и оценки СДВГ у детей раннего возраста. Тем не менее, врач может оценить ребенка с 4 до 18 лет, у которого имеются поведенческие симптомы СДВГ, включая невнимательность, гиперактивность, импульсивность.

Лечение гиперактивности у детей

В медицинской практике используется несколько вариантов лечения гиперактивности у детей. В первую очередь проводится тщательное обследование маленького пациента. Одной из ведущих целей становится исключение потенциальной патологии.

Далее специалисты предпочитают назначать немедикаментозные курсы. В работе применяются психолого-педагогические и психологические методики. Важным условием становится участие в процессе лечения всей семьи. Для этого используются специализированные семейные практики. Это позволит наладить контакт с ребенком, страдающим гиперактивностью и разработать программу лечения.

В острых ситуациях и при отсутствии эффекта в лечении с использованием психологических занятий и тренингов проводится выбор лекарственных средств:

  • назначаются депрессанты, Амитриптилин, Метилфенидат;
  • повышению уровня концентрации внимания способствует Фокалин, Виванс, Метилин;
  • глицин способствует улучшению работы мозга;
  • ноотрропных перпаратов Фенибут, Пантогам и других.

Все указанные лекарственные средства в лечении ребенка одновременно используются в исключительных случаях. Индивидуальная программа терапии разрабатывается для каждого маленького пациента.

Мама будет Логопедом

Занятия с гиперактивныи детьми и их воспитание – тяжелый ежедневный труд. Но не стоит забывать, что СДВГ – поведенческое нарушение и подходить к лечению необходимо комплексно.
Следуя данным правилам, Вы имеете высокую вероятность успеха при лечении СДВГ у детей. Быстрый прогресс не наступит. Иногда на коррекцию уходит до нескольких лет. При построении занятий с гиперактивными детьми стоит придерживаться определенных рекомендаций:

Организация внешней среды и рабочего места.  Рабочее место ребенка с СДВГ должно находиться в тихом месте, далеко от телевизора и постоянно открывающихся дверей.

Режим дня. Вся жизнь гиперактивного ребенка должна подчиняться определенному режиму дня. Его можно написать в виде расписания, повесить на видном месте и выучить с ребенком, указывая на него всякий раз как только понадобится.

Озвучить правила поведения. Родителям не рекомендуется читать своим гиперактивным детям длинные нотации.  Объясните ребенку, что за выполнение установленных правил он получит поощрение. За невыполнение правил наиболее целесообразным будет лишать ребенка определенных преимуществ или же возможности заняться тем, что ему интересно.

Краткость инструкций. Инструкции, даваемые ребенку, должны быть краткими, не более 10 слов.

Альтернативная форма поведения. Постоянные окрики и наказания не дадут желаемых результатов. Когда ребенок ведет себя неправильно и этим всех раздражает, можно попробовать предложить альтернативную форму поведения. Например: “Нельзя разрисовывать обои, но если ты хочешь рисовать на стене, давай прикрепим на нее лист бумаги”.

Моментальный характер поощрений. Он не умеет долго ждать, поэтому поощрения должны носить моментальный характер и повторяться каждые 15-20 минут. И в школах и дома можно практиковать систему выдачи жетонов. Жетоны в дальнейшем обмениваются на то, что ребенку интересно.

Короткие занятия.Если ребенок не удерживает внимания больше 2 минут, не надо из-за этого расстраиваться. Через какое-то время можно будет заниматься в течение 3 минут, а потом постепенно это время увеличится до 5-10 минут. Будут полезны занятия по сенсорной интеграции.

Регулярность занятий. Лучше проводить занятия по пять минут 3 раза в день и каждый день, чем по полчаса, но 2 раза в неделю. Регулярные занятия дают гораздо больше результатов. 

Подвижные занятия и тренировки.Полезные виды деятельности для гиперактивного ребенка должны быть не травматичными. Подходит ритмопластика ,танцы, лфк
, плавание.

Снаряды, на которых можно повисеть.
Хорошо, когда дома есть снаряды, на которых можно полазить, повисеть, покувыркаться. Даже в самой тесной квартире можно подвесить в дверном проеме перекладину с убирающимися кольцами и канатом. Для гиперактивного ребенка это прекрасная возможность разрядиться неразрушительным для всей семьи способом. Такие снаряды развивают также силу, ловкость, гибкость, уменьшают склонность к травматизму

Будут очень полезны занятия по нейродинамике

  и мозжечковой стимуляции.

Важно начатое дело доводить до конца. Хорошо, если оно будет ответственным и по силам ребенку

В этом случае повышается самоконтроль и положительная мотивация.

Важно ребенка хвалить и всячески поддерживать.
Если у ребенка не получается или в этот момент он сильно тревожится, нужно уметь найти то (пусть и минимальное), что он уже сделал хорошо, – «Какой ты молодец, уже почти половину сделал! Еще чуть – чуть осталось!».

Лечение СДВГ

Если рассматривать вопрос о необходимости назначения фармакологического лечения в данном случае, то, опять же, мы столкнемся с разными подходами. В медицинской западной практике до тех же самых семи лет медикаментозного лечения, как правило, не проводится. И только в том случае, если до этого возраста развивающие занятия не принесли соответствующего результата, то рассматривается вопрос о необходимости медикаментозной коррекции СДВГ (Тренинг интеллекта при синдроме дефицита внимания и гиперактивности. А. Гимпель, 2010).

В отечественной медицине (диагноз СДВГ ставится, как правило, двумя специалистами: неврологом и психологом) бытует несколько другой подход. В психиатрии же используется диагноз «Гиперкинетическое расстройство». И врач, и психолог могут настаивать на назначении фармакологического лечения.

Исходя из таких различий в подходах, неизбежно напрашивается вопрос: как же все-таки лечить гиперактивность и дефицит внимания правильно?

Все же, исходя из реалий обучения в нашей отечественной школе, видится необходимым ранее начало лечения СДВГ у детей.

Первой тому причиной является то обстоятельство, что мы просто не имеем права ждать, когда же произойдет спонтанное созревание долей головного мозга, так как, увы, если в 7 лет ребенок все еще останется гиперактивным, то его успешного обучения в школе гарантировать будет нельзя, а дальнейшее лечение будет очень сложным

Как правило, качественное обучение деток с гиперактивностью должно предполагать наличие рядом тьютора (освобожденного педагога), который помогал бы на каждом уроке сосредоточиться, направлял внимание и помогал его удерживать. К сожалению, в условиях переполненных классов современной школы сделать это бывает весьма затруднительно

Следовательно, необходимо раннее комплексное лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности.

Иными словами, крайне важно, чтобы именно в дошкольный период, когда идет становление внимания, речи, механизмов мышления, произвольности и проч., ребенку была оказана вся возможная помощь в преодолении трудностей, связанных с СДВГ

Каким должно быть лечение?

Своевременным: как мы уже отмечали выше, нельзя упускать времени, поскольку негативное действие гиперактивности и синдрома дефицита внимания не заканчивается лишь тем, что ребенок неусидчив в школе, не может выполнить задания до конца и не управляет своей активностью. Это — всего лишь «первичный дефект». Но он может повлечь дефект вторичный: это нарушение взаимоотношений с учителем, который, может не иметь необходимых навыков, времени, сил или возможностей заниматься с ребенком отдельно или просто корректировать его неуправляемую активность. Нередко мы сталкиваемся с тем, что учителя начинают злиться на таких деток, делать им и их родителям замечания, что, опять же, нарушает взаимоотношения ребенка с родителем и одноклассниками, которые часто следуют за негативной оценкой учителя. Так ребенок нередко становится изгоем.

А это уже третичный дефект: снижается самооценка, нарушается процесс нормального социального функционирования ребенка в семье, школьном классе, развивается явление школьной дезадаптации.

Эти крайне тяжелые последствия, к сожалению, со временем могут прогрессировать: падает учебная мотивация, непонятый и не принятый ребенок в подростковом возрасте может начать искать ту среду, которая окажется комфортной и примет его со всеми недостатками. А если учесть, что для гиперактивности характерна незрелость волевого компонента, то очень высокой в этих случаях бывает опасность вовлечения в «дурную» компанию. Ведь на фоне СДВГ в подростковом и более старшем возрасте нередко развиваются алкоголизм, наркомания и поведенческие нарушения (Психиатрия. Е. Шнейдер. 1998)

Лечение должно быть комплексным: сочетание фармакотерапии (по показанию врача), коррекционных и развивающих занятий с психологом, дефектологом, педагогом. Идеальным вариантом будет слаженная деятельность нескольких специалистов, работающих в одной команде.

Фармакологическое лечение должно быть основано на принципе безопасности (мы, например, подбираем дозировку исходя из минимально необходимого, но достаточного для достижения терапевтического эффекта, количества препарата). Необходимо контролировать степень эффективности воздействия препарата. Для этого, как и при начальной диагностике, собирается информация о самочувствии, достижениях ребёнка от всех, кто видит его постоянно, взаимодействует с ним: родителей, учителей.

Коррекционные и развивающие занятия

Как мы уже отмечали, наиболее эффективным бывает лечение, когда специалисты работают в команде. Наша клиника, где работают и неврологи, и детские психиатры, и клинические психологи имеет возможность организации именно такой комплексной работы с гиперактивным ребенком и его семьей. Развитие и коррекция внимания, памяти, эмоционально-волевого компонента проводится в ходе специальных тренингов, проводимых психологами. Задействованы так же при этом и методы инструментальной терапии: очень хорошие результаты дают сеансы биологической обратной связи, которые помогают ребенку научиться контролировать собственные реакции, чувствовать степень их проявления и управлять ими.

Не случайно мы упомянули выше и о семейной терапии. Помощь родителям гиперактивного ребёнка — неотъемлемая и одна из самых важных составляющих лечения синдрома гиперактивности и дефицита внимания. Ведь как бы ни старались врачи и психологи, без внимательного, поддерживающего и разумного отношения родителя, достаточного лечебного эффекта не достичь.

Здесь можно выделить 2 вида помощи:

  • Информационно-обучающую: когда диагноз только поставлен, а ребенок еще относительно мал и не успели сформироваться вторичный и третичный дефекты. Здесь проводится информирование родителей об особенностях их детей, закономерностях и условиях их обучения и развития. Родители получают нужную информацию и учатся правильно взаимодействовать с ребенком, овладевают приемами, помогающими контролировать его поведение и энергию.
  • Собственно, семейная психотерапия, бывает показана, как правило, в более тяжелых случаях. Зачастую это уже семьи, где дети успели «хлебнуть» сполна последствий своего недуга, когда сформировалась школьная дезадаптация, и отношение родителей, в лучшем случае, можно описать как бессилие, а в худшем — обвинение ребенка в тех проблемах, которые имеют место быть. Здесь, кроме психопросветительской помощи, приходится восстанавливать детско-родительские отношения, заново учить принятию собственного ребенка, компенсировать негативные изменения, возникшие в силу несвоевременного лечения СДВГ.

Эффективное лечение СДВГ возможно, когда родитель обращается вовремя, а за дело берутся специалисты.

Если Вы заметили признаки СДВГ в поведении своего ребенка — немедленно обращайтесь за помощью. Ничего страшного, если тревога окажется ложной и Ваши опасения не подтвердятся: это один из тех случаев, когда лучше перестраховаться вовремя.

Позвоните нам сейчас:  +7 (966)330-11-66

Читайте так же…

Опыт применения препарата «Тенотен детский» у детей с задержкой психического развития.

Опыт применения препарата «Тенотен детский» у детей с задержкой психического развития.

Шалимов В.Ф., доктор медицинских наук, ведущий научный сотрудник Государственного научного Центра социальной и судебной психиатрии им В.П.Сербского. Доктор.ру /№4/ 2009г.

Астено-вегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний.

Астено-вегетативный синдром у детей после перенесенных инфекционных заболеваний.

Михайлова Е.В., доктор медицинских наук, профессор Саратовского государственного медицинского университета. Лечащий врач/ №8/ 2009.

Применение препарата «Тенотен детский» при синдроме вегетативных дисфункций (СВД) у детей.

Применение препарата «Тенотен детский» при синдроме вегетативных дисфункций (СВД) у детей.

Лобов М.А., руководитель клиники детской неврологии МОНИКИ, д.м.н., профессор. «Педиатрия»/2008/том 87/ №5.

Диагностика эмоционального состояния пациентов – профилактика рисков в стоматологии.

Диагностика эмоционального состояния пациентов – профилактика рисков в стоматологии.

Максимовский Ю.М., профессор, д.м.н., .Ларенцова Л.И,  Московский государственный медико-стоматологический университет.

Причины и симптомы СДВГ у детей

Причины СДВГ до конца не установлены. Расстройство может возникнуть вследствие воздействия одного или нескольких факторов:

  • Климатический или экологический фактор.
  • Отклонения течения беременности – заболевания матери, к примеру.
  • Иммунологическая несовместимость будущей матери и плода.
  • Нарушение сроков или процесса родоразрешения, в том числе родовые травмы у младенца, некомпетентная стимуляция родовой деятельности со стороны врачей, отравление наркозом.
  • Болезни ребенка в младенческом возрасте, сопровождающиеся сильным повышением температуры тела и приемом рецептурных препаратов.
  • Заболевания ребенка, которые могут негативно влиять питание мозга и мозговую деятельность, в том числе астма, сердечная недостаточность, диабет.

Ученые утверждают, что причины СДВГ – это на 80% генетические факторы. Склонность к возникновению синдрома может усилить или ослабить среда, в которой рождается и растет ребенок.

Симптомы СДВГ:

Неспособность концентрировать внимание.
Повышенная активность.
Болтливость или наоборот молчаливость.
Отвлеченность.
Неорганизованность.
Рассеянность.
Забывчивость.
Беспокойные или неконтролируемые движения, бесцельная двигательная активность.
Нетерпеливость.

Точно поставить диагноз СДВГ можно не ранее 12 лет (согласно руководству по классификации психических расстройств). Предположительно гиперактивный ребенок должен наблюдаться в разных ситуациях, условиях и обстановке (школа, дом). Обязательный критерий для постановки диагноза СДВГ – нарушение обучения, отставание от сверстников, нарушение социальных функций.

Лечение

При лечении часто применяют медикаменты, позволяющие купировать СДВГ симптомы. К ним относятся различные стимуляторы, чаще всего назначается метилфенидад, ноотропные препараты, а также антипсихотические средства, способные снизить возбудимость ребенка и его гиперактивность.

Медикаментозное лечение направлено на устранение физической проблемы, приведшей к развитию расстройства. Основные СДВГ симптомы становятся менее выраженными благодаря нормализации кровообращения во всех отделах головного мозга и коррекции патологий в шейном отделе позвоночника, часто возникающих на фоне родовых травм.

Как помочь пациентам с СДВГ?

В США и странах Европы наиболее широко в лечении СДВГ используются психостимулирующие средства (незарегистрированные в РФ). Несмотря на большое количество исследований, посвященных использованию психостимуляторов при лечении СДВГ, данный вопрос по-прежнему сопровождается дискуссиями о возможных побочных эффектах.

Проведенные в Центре поведенческой неврологии Института мозга человека (Санкт-Петербург) исследования показали эффективность применения ноотропных средств в лечении СДВГ у взрослых []. Под ноотропными препаратами понимают лекарственные средства, положительно влияющие на высшие интегративные функции головного мозга, основным проявлением действия которых является улучшение процессов обучения и памяти при их нарушениях. При наличии сопутствующих СДВГ тревожных расстройств возможно использование транквилизаторов.

Общепринято положение, согласно которому лечение СДВГ должно быть комплексным, то есть включать как медикаментозную терапию, так и психотерапевтические методы. Для изменения (модификации) поведения используются методы поведенческой психотерапии.

В последнее время для лечения СДВГ рекомендуют практики майндфулнес (искусство управления вниманием) и медитацию

Существует еще один способ лечения СДВГ — метод энцефалографической биологической обратной связи (neurofeedback), позволяющий с помощью компьютерной техники мозгу самому найти оптимальный способ работы и улучшить внимание. Суть метода заключается в том, что к голове пациента крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера

В игровой форме и «усилием воли» пациенту предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию

Суть метода заключается в том, что к голове пациента крепятся электроды, посредством которых регистрируется биоэлектрическая активность мозга, отображающаяся на экране компьютера. В игровой форме и «усилием воли» пациенту предлагается сознательно или бессознательно найти пути уменьшения патологической активности мозга и привести показатели энцефалограммы к норме (она тоже отображается на экране). Основная задача заключается в том, чтобы запомнить такое «нормальное» состояние и попытаться его если не сохранить, то хотя бы научиться вызывать по желанию.

Причины

Существует множество предположений по поводу того, что
именно может провоцировать развитие синдрома гиперактивности у детей, но не
один невролог не сможет точно назвать их полный перечень и проследить четкую
связь между какими-либо событиями и факторами с проявлением гиперактивности.
Сегодня считают, что она развивается на фоне сочетания комплекса различных
нарушений и внешних воздействий. Поэтому выделяют биологические, генетические и
психосоциальные факторы, присутствие которых способствует возникновения
гиперактивности и/или расстройства внимания.

Проводившиеся исследования подтверждают, что действие
наследственного фактора обнаруживается у 50% детей с таким диагнозом. Что же
касается биологических нарушений, то основными причинами развития СДВГ считаются
церебрально-органические изменения, то есть те, которые сопровождаются
нарушениями функционирования нервной системы, а именно:

  • преждевременные или осложненные роды, что повлияло на развитие нервной системы или стало причиной возникновения гипоксии (кислородного голодания);
  • профессиональные вредности, с которыми сталкивалась женщина во время беременности, а также курение, употребление алкоголя, ряда лекарственных средств;
  • внутриутробные инфекции;
  • перенесение беременной женщиной стресса или частое физическое переутомление;
  • далекое от здорового питание во время беременности;
  • преждевременные роды или «переношенная» беременность;
  • рождение ребенка до 20 лет или после 40 лет;
  • нарушения обмена веществ, особенно склонные передаваться по наследству.

Не последняя роль в развитии заболевания отводится
психосоциальным факторам, среди которых наиболее значимыми считаются:

  • алкоголизм и серьезные разногласия между
    родителями;
  • насилие в семье;
  • перенесение ребенком психологической травмы;
  • низкое социальное положение семьи, дефицит
    средств к существованию, что может отягощаться насмешками со стороны
    сверстников.

Способствуют развитию гиперактивности у детей завышенные
требования родителей к ним, постоянная неудовлетворенность достижениями и т. д.

Правильное питание

Правильное питание важно не только для стройности фигуры, но и для стабильности эмоционального состояния. При борьбе с симптомами СДВГ важно не только, что ест человек, но и как он это делает

Многие люди с синдромом гиперактивности питаются беспорядочно, могут обходиться без еды весь день, а потом съесть суточную норму. Такое пищевое поведение – это результата отсутствия навыков планирования и импульсивности решений. Рекомендации по нормализации пищевого поведения:

  • Планируйте свое питание – основные приемы пищи и перекусы должны быть заготовлены заранее (обычно на 2-3 дня). Хаотичное питание усиливает симптомы гиперактивности, поэтому пища должна быть готовой, до появления чувства голода;
  • Контролируйте объем потребляемых микроэлементов, а именно цинка, магния, железа. Если потребление недостаточное – начинайте принимать поливитамины;
  • Белок и сложные углеводы необходимы для хорошего настроения, наполнения энергией, борьбы с раздражительностью;
  • Употребляйте продукты с повышенным содержанием омега-3. Эти жирные кислоты способствуют концентрации внимания и снижению гиперактивности.

Психологическое консультирование

Помочь справиться с симптомами гиперактивности и расстройства внимания может психотерапевт. Разные психотерапевтические методики направлены на развитие новых навыков, борьбу с негативными установками, управление раздражительностью и гневом. Терапевтические сеансы позволяют добиться повышения стрессоустойчивости, контроля импульсивности, улучшения организационных способностей.

Выделяют такие типы психотерапии дефицита внимания у взрослых:

  • Личностная форма – предполагает борьбу с жизненными неудачами, учебными трудностями, проблемами с профессиональной самореализацией, конфликтами с окружающими. Индивидуальная проработка помогает справиться с чувством тревоги, стыда, раздражительности, низкой самооценкой, обидами и ощущением несправедливости;
  • Семейная форма – в первую очередь предполагает проработку проблем, которые возникают между супругами из-за симптомов СДВГ. Психотерапия поможет сконцентрироваться на конструктивном решении проблем в общении супругов, сгладить конфликты материального характера, избавиться от импульсивного поведения, принять семейные обязанности друг перед другом. Также семейная форма эффективна для нормализации отношений между взрослыми детьми и родителями.
  • Когнитивная форма – направлена на поиск и выявление негативных установок, убеждений, позиций, которые сопровождаются проблемами в социальной жизни.

Главная цель психологического консультирования поведенческим методом – формирование реалистичного взгляда на жизнь и обнадеживающего восприятия мира. Также когнитивная терапия помогает справиться с дезорганизованностью, повысить производительность труда, более эффективно планировать свое время.

Как лечить СДВГ – лекарственная терапия

Существующая лекарственная терапия СВДГ представлена успокаивающими средствами (отвары и экстракты пустырника, валерианы, чаи из сбора трав), и препаратами, способствующими повышению внимания и обучения. Однако при преувеличении дозировки, такие лекарства могут вызвать сонливость, вялость, мышечную слабость. Поэтому для детей с диагнозом СДВГ оптимальным решением являются препараты без побочного действия.

Чтобы помочь гиперактивному ребенку, российские ученые разработали уникальный препарат Тенотен детский, который является регулятором работы нервной системы и был создан с учетом особенностей детского организма

Именно такая естественная бережная регуляция процессов возбуждения и торможения устраняет чрезмерную активность, повышенную отвлекаемость и, как следствие, улучшает внимание, усидчивость и способность к обучению. Тенотен детский содержит сверхмалые дозы действующего вещества и поэтому не оказывает вредного воздействия на организм ребенка

В отличие от других успокаивающих препаратов Тенотен детский не вызывает заторможенности, дневной сонливости и вялости.

Причины возникновения синдрома дефицита внимания

На сегодняшний день точно сказать, почему у ребенка возникают СДВГ симптомы, не может никто. Среди факторов, дающих толчок к развитию синдрома дефицита внимания, можно выделить:

  • наследственность. Исследователями было отмечено, что наличие данного расстройства у родителей в несколько раз повышает вероятность развития его у детей. Синдром дефицита внимания часто имеет генетическую природу, поэтому способен передаваться по наследству;
  • употребление алкоголя и табакокурение во время беременности может привести к нарушению мозговых функций у плода, что влечет за собой появления СДВГ симптомов у ребенка будущем;
  • сложная беременность, перенесенные в это время женщиной инфекционные заболевания также могут привести к тому, что у ребенка возникнет синдром дефицита внимания. Риск развития этого психического расстройства в несколько раз повышается среди детей, рожденных раньше срока;
  • предрасположенность к развитию расстройства повышают травмы головного мозга различной тяжести, перенесенные ребенком в раннем возрасте, а также заболевания инфекционной природы.

В некоторых случаях синдром дефицита внимания возникает как симптом другого психического расстройства, например, задержка речевого или психоречевого развития. Некоторые жизненные обстоятельства или патологические процессы в организме могут проявляться так же, как и симптомы СДВГ. Среди них можно отметить:

  1. Резкая перемена образа жизни, переезд, развод родителей или смерть близкого человека.
  2. Сбой в работе щитовидной железы.
  3. Отравление тяжелыми металлами, в частности свинцом.
  4. Депрессия и расстройства сна.

Специалисты считают, что полностью устранить симптомы СДВГ невозможно. Это расстройство относят к неизлечимым патологиям. Но помочь ребенку все-таки возможно. Грамотно организованная терапия позволит пациенту лучше учиться, получить необходимые социальные навыки и адаптироваться в обществе.

Что делать если у ребенка гиперактивность

СДВГ чаще всего диагностируется в детском возрасте. Чаще всего к специалистам обращаются родители непоседливого крохи или педагогический персонал детских образовательных учреждений. Ребенок прекрасно понимает окружающих. Он слышит и исполняет просьбы взрослых, но слишком импульсивен для точного исполнения полученных инструкций.

Взрослые часто пытаются все шалости ребенка обосновать этим диагнозом. В реальности он подтверждается не более, чем у 3-5% крох. Большая часть из них мальчики. Отличается течение болезни:

  • мальчики проявляют склонность к агрессии, отличаются гипертрофированным непослушанием;
  • девочки страдают невнимательностью, способной привести к появлению проблем с обучением.

У трети детей СДВГ в переходном возрасте проходит самостоятельно, без использования специализированных медицинских практик и препаратов.

Родители придерживаются двух полярных точек зрения на лечение СДВГ. Примерно половина считает возможность присутствия такой патологии надуманной и отказываются от терапии, считая, что нарушение пройдет само с возрастом. Многие родители наоборот преувеличивают опасность этой болезни для развития ребенка. Гиперактивность требует обязательного контроля медиками и соответствующей корректировки, в большинстве случаев патология успешно вылечивается. Родителям требуется:

  • пройти комплексное обследование для точной установки диагноза;
  • исполнять рекомендации специалиста по созданию для ребенка максимально комфортных условий, тщательно следить за состоянием малыша;
  • исполнять все требования, проходить все необходимые процедуры;
  • посетить консультацию у семейного психолога.

Ребенок с СДВГ отличается повышенным уровнем эмоциональности. Его требуется часто хвалить, повышая самооценку и уверенность в себе. В играх рекомендуется исключить соревновательные моменты, которые могут приводить к негативному воздействию на психику. Требуется обязательно ставить малышу рамки поведения. Например, давать простые и исполнимые поручения (вынести мусор, вымыть после себя чашку и другие мелкие задания). Малыш должен расти в режиме максимального благоприятствования, но четком понимать рамки поведения, чтобы не сделаться избыточно избалованным.

Проводить диагностику желательно в специализированном медицинском центре. Только в такой ситуации можно подтвердить неврологическое нарушение, исключив простую повышенную активность или плохое воспитание. Предварительная оценка состояния может проводиться в районной поликлинике.

Можно ли диагностировать СДВГ у детей раннего возраста?

Возможные причины и факторы риска, которые указывают на СДВГ:

Генетика;

Употребление матерью наркотиков и алкоголя, воздействие токсинов во время беременности;

Преждевременные роды или низкий вес при рождении;

Проблемы с центральной нервной системой в критические моменты развития.

Важно отметить, что некоторые признаки и симптомы не означают, что у ребенка есть СДВГ:

Снижение окружности головы;

Задержка в развитии моторики и речи;

Поведенческие трудности.

Некоторые исследователи предполагают, что СДВГ можно точно диагностировать, когда ребенок достигнет 3-летнего возраста. Ученые, исследовавшие детей школьного возраста, отмечают, что матери сообщали о симптомах СДВГ, начиная с 4 лет. Трудно заметить симптомы СДВГ у детей до 4 лет, так как дети в этом возрасте быстро меняются.

Энергичный и очень активный ребенок без СДВГ тоже не может сосредоточиться, когда необходимо посмотреть книгу с картинками. Кроме того, он не может спокойно сидеть и долго играть с игрушками.

Коррекция гиперактивности

Родителям важно контролировать с первых дней жизни малыша его развитие. Особенно в случае присутствия негативных факторов, сопровождавших вынашивание ребенка и его появление на свет

Исключить СДВГ поможет бережное отношение к малышу в семье. В доме должна быть спокойная и благоприятная обстановка. Родителям не рекомендуется повышать на кроху голос, относиться к нему избыточно требовательно.

Важно с самых ранних лет формировать у малыша адекватную самооценку, хваля за мелкие успешно выполненные действия и спокойно обращая внимание на возможные совершенные ошибки. Они неизбежны, но на них не стоит избыточно акцентировать внимание, вызывая у малыша чувство вины. Ребенку важна поддержка старших во всех начинаниях

У него должен быть спокойный режим дня с соблюдением требований обязательного присутствия ежедневных прогулок с активными играми, помощь в контроле над гиперактивностью помогает формирование привычек в области правильного питания

Ребенку важна поддержка старших во всех начинаниях. У него должен быть спокойный режим дня с соблюдением требований обязательного присутствия ежедневных прогулок с активными играми, помощь в контроле над гиперактивностью помогает формирование привычек в области правильного питания.

Такое бережное отношения требуется в отношении любого малыша, но исполнение таких коррекционных правил обязательно в семьях с гиперактивным крохой

Родителям важно регулярно обращаться к врачу для поведения диагностики. В случае наступления острых состояний, врач назначает комплекс корректирующих лекарственных средств

Назначать любые медицинские препараты могут только специалисты. Самостоятельная терапия в выборе курса лечения запрещена.

Основные симптомы СДВГ

К основным признакам патологии относятся:

  1. Нарушение внимания. Ребенку не удается сконцентрироваться на каком-либо виде деятельности, он избегает выполнения рутинных занятий.
  2. Гиперактивность. Ребенок выполняет много бесцельных движений, разговаривает без остановки, имеет очень выразительную мимику.
  3. Импульсивность. Не умеет соблюдать последовательность действий, планировать, ждать, руководствуется только своими желаниями. У таких детей отмечается эмоциональная лабильность, то есть быстрый переход от смеха к плачу и наоборот. Они не чувствуют опасность, из-за чего часто совершают действия, приводящие к травматическим повреждениям.

Уровень интеллекта ребенка с СДВГ, как правило, соответствует возрасту или даже превосходит его. Однако, он трудно взаимодействует со сверстниками, являясь слишком навязчивым или агрессивным. Страдает эмоциональное развитие. Ребенку свойственны такие качества, как неуравновешенность, капризность, чрезмерная эмоциональность. Взрослые его часто сравнивают с другими, более послушными, детьми. В связи с этим развивается низкая самооценка, ребенок отстраняется от общества или протестует, становится агрессивным.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий