Что должен уметь ребенок в 10 лет
В этом возрасте ведущие в жизни ребенка является учебная деятельность, которая отнимает много физических и эмоциональных сил. За счет активной учебы у детей расширяется кругозор, формируется теоретическое мышление, сознание. Также возникают способности к анализу и планированию как своих повседневных дел, так и будущих перспектив. Для того, чтобы формировалась четкая потребность в обучении, формируется определенная мотивация, в этом возрасте дети должны обладать умениями самостоятельного обучения, сохранения в своей памяти больших объемов информации, ее полноценного и адекватного воспроизведения, полноценного использования своих знаний.
Дети в этом возрасте должны уметь качественно и полностью выполнять порученные им задания. Так, что должна уметь девочка или мальчик в 10 лет? В этом возрасте они способны активно помогать родителям по хозяйству – уборка, посуда, частично приготовление еды, поддержание порядка, уход за домашними животными, поход в магазин.
Ребенок должен полноценно справляться со всеми бытовыми вопросами, оставаясь дома один, он должен проявлять компетентность во многих опросах бытового и социального плана. Дети этого возраста должны легко общаться в коллективе, но предпочитают в общении детей своего пола. Снижается потребность в материнской опеке и защите, но особенности поведения ребенка в этом возрасте еще сильно зависят от матери воспитания родителей.
Как развивается психика детей в 9 лет
Психика ребенка 9-10 лет становится более устойчивой, происходит процесс созревания основных процессов. Малыши уже намного легче реагируют на конфликтные ситуации, могут спокойно принять неудачу или разочарование. Эмоциональная зрелость, завершающаяся в этот период, позволяет ребенку:
- проявлять понимание;
- ценить дружбу и поступки;
- оказывать помощь;
- совершать самостоятельные благородные поступки;
- лучше разбираться в вопросах правды и лжи;
- отличать иронию от обычной информации и т. д.
В целом дети в 9-10 лет не только проявляют самостоятельность, но и могут оценить необходимость проявления инициативы в разных ситуациях. Важную роль в формировании правильного образа поведения играет предыдущий опыт ребенка, пример родителей и других ближайших взрослых.
Общение со сверстниками
В 9-10 лет дети все больше отделяются от родителей. В этом возрасте на первый план выходит общение со сверстниками. Детям интереснее играть и общаться с другими детьми, чем со взрослыми. В этот период многие малыши просят родителей отпустить их ночевать к друзьям, хотят ходить в кино или театр с семьей друзей, хотят поехать в детский лагерь. Разрешать или нет ребенку указанные выше действия — решение родителей. Все зависит от вашей модели воспитания и целей.
Самокритика
На 10-м году жизни у большинства детей заметно увеличение неуверенности в собственных силах и способностях, растет самокритика и тщательное изучение собственной внешности с определением “некрасивых”, по мнению ребенка, зон и черт. Большую роль в отношении к собственной внешности в этот период играет мнение друзей и сверстников.
Взрослым важно поддерживать уверенность ребенка в себе, вести диалоги о том, что все люди на планете красивы по-своему, каждый человек уникален. Хорошим способом поддержания достаточной самооценки является достижение карапузом успеха в спорте или прикладном творчестве
Восхищайтесь и хвалите своего сына или дочки в их увлечениях, старайтесь интересоваться новостями.
Страхи
В 9-10 лет дети активно знакомятся с новыми аспектами жизни человека. В этот период многие малыши начинают интересоваться, что было до их рождения, вопросами жизни и смерти человека. Большинство детей начинают испытывать страх потери близких, проявляют беспокойство о возможном начале бедствий, больше внимания уделяют вопросам безопасности. Не все дети могут самостоятельно начать разговор на эти темы со взрослыми, начинают искать информацию через сеть Интернет, у сверстников.
Если ребенок не получает своевременной психологической помощи со стороны родителей, страхи могут повлиять на общее отношение к жизни. Рекомендуется в 9-10 лет взрослым самостоятельно заводить разговоры на сложные темы “бедствий”, “смерти”, “правильного поведения в случае опасности”. Постарайтесь развеять страхи и объяснить, что есть законы природы, с которыми не поспоришь, обратитесь к вашей религии или собственным представлениям о том, что происходит с человеком после смерти. Доверительный разговор и поддержка малыша в поиске ответов на философские вопросы помогут ему преодолеть страх. В дополнение к доверительной беседе нужно постараться оградить ребенка от фильмов, игр и книг, в которых присутствуют сцены смерти, ужасы, насилие над человеком. Психика ребенка еще не готова полноценно воспринимать такой вид кинопродукции и художественной литературы.
Появление желания коллекционировать
Отличительной чертой детей 9-10 лет является желание собирать самые разные предметы по сериям и классифицировать их по известным только ребенку признакам. Часто в этом возрасте в комнате ребенка можно встретить коллекции монет, самолетов, машинок, шариков и фантиков. При попытке взрослого избавиться от “мусора”, в виде камней или листиков, мальчики и девочки встают на защиту личного пространства, яростно охраняют свои “сокровища”.
В этот период отношение к игрушкам, которыми ребенок не пользуется очень трепетное. Если вы хотите выбросить или отдать “ненужные” вещи, рекомендуется сперва посоветоваться с сыном или дочкой. Если он проявит агрессию или явное нежелание расставаться с предметом, лучше отложить этот разговор на потом, дождаться, когда ребенок сам захочет избавиться от ненужного.