Рекомендации ВОЗ и схема по введению прикорма для грудничков, таблица на 90 дней

Правила введения прикорма

При введении прикорма необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Не ранее 4 месяцев, не позже 6 месяцев.
  2. Сроки введения и продукт прикорма устанавливает только врач, который учитывает антропометрические показатели, состояние здоровья, пищевой статус ребенка, факторы риска, социальные условия, региональные особенности и др.
  3. Нежелательно начинать введение прикорма в жаркую погоду и во время проведения профилактических прививок.
  4. Начинать введение любого нового продукта только тогда, когда ребенок здоров.
  5. Прикорм следует давать детям до кормления грудью, с ложечки, а не через соску.
  6. Постепенное увеличение объема. Каждый новый продукт начинают вводить с небольших количеств (сок – с нескольких капель, пюре и каши – с 1/2 чайной ложки), увеличивая его в течение 7 дней до возрастного объема, внимательно наблюдают за его переносимостью.
  7. При появлении симптомов плохой переносимости (нарушение функции кишечника, аллергические реакции и др.) необходимо этот продукт временно исключить из рациона, а затем попытаться ввести его в более позднем возрасте (не ранее, чем через 3 месяца). При повторной негативной реакции следует отказаться от введения данного продукта и попытаться заменить его аналогичным (например: сливовое пюре – грушевым, манную кашу – рисовой и т.п.).
  8. Постепенный переход от монокомпонентных к поликомпонентным блюдам. Введение любого нового вида пищи начинают с одного продукта, постепенно переходя к смеси двух, а затем и нескольких продуктов данной группы. Например: первым вводится яблочный сок, затем яблочно-абрикосовый, позднее яблочно-абрикосово-апельсиновый; такие же правила соблюдаются и при введении овощных пюре, каш, мясорастительных и рыборастительных блюд.
  9. По консистенции прикорм должен быть гомогенным и не вызывать затруднений при глотании. С возрастом переходят к новой, более густой, а позже – к плотной пище, требующей жевания. Наиболее понравившиеся ребенку блюда дают в более густом виде, а в более старшем возрасте – измельченные кусочками.
  10. Начинают с фруктов и овощей, произрастающих в данной местности.
  11. Все новые продукты вводятся поочередно с интервалом не менее 5-7 дней.
  12. Первый прикорм (овощное пюре или каша) вводят во второе утреннее кормление. Второй прикорм (каша или овощное пюре) дают через месяц после первого, третий – через месяц после второго.
  13. Овощной и злаковый прикормы вытесняют по одному молочному кормлению, мясной прикорм добавляется, как правило, к овощному прикорму.
  14. Постепенное формирование у ребенка «завтрака», «обеда» и «ужина»
  15. Объем соков не учитывается в суточном объеме питания, фруктовое пюре – 50% от объема.

Блюда прикорма и формирование вкусовых ощущений

Для обеспечения достаточной степени усвоения пищевых веществ необходимо широкое разнообразие продуктов с высокой биологической ценностью. Кроме того, разнообразный набор продуктов формирует правильное «пищевое поведение» ребенка.

На потребление пищевого продукта оказывает влияние целый ряд органолептических факторов: вкус, запах, внешний вид и консистенция пищи. Пищевые привычки начинают формироваться достаточно рано, явное предпочтение детьми раннего возраста отдается сладкому вкусу, что можно заметить даже у новорожденных. Впоследствии это может превратиться в проблему, так как закрепление привычки зависит от того, как часто ребенок встречается с этим вкусом. Отсутствие других вкусов, кроме сладкого, формирует ограниченность и однобокость вкусовых пристрастий.

Практика показывает, что при разнообразном питании дети потребляют больше пищи, чем при однообразном, монотонном питании

Важно, чтобы дети, для которых поначалу все вкусы и все продукты являются незнакомыми, повторно встречались с этими продуктами в период введения прикорма, это способствует формированию правильных пищевых привычек. Установлено, что для «принятия» нового вкуса обычно требуется как минимум 8-10 попыток введения нового блюда, а в среднем знакомство с новым вкусом происходит после 12-15 «встреч», поэтому первоначальный отказ от незнакомого блюда – обычное явление

Блюда нужно предлагать повторно и часто после первого отказа следует успешное последующее знакомство. Если же первое негативное знакомство воспринимается родителями как окончательное, то в дальнейшем бывает трудно вводить и другие блюда прикорма, поскольку интерес к новым видам пищи и к новым вкусам притупляется.

Процесс введения прикорма – это одновременно и процесс обучения и приобщения к новым заманчивым вкусам. Дети, находящиеся на грудном вскармливании, быстрее привыкают к новым вкусам продуктов прикорма, поскольку они уже познакомились со многими природными вкусами и запахами – опосредованно через молоко матери.

Рацион питания здорового ребенка первого года жизни должен содержать разнообразные продукты растительного и животного происхождения, так как физиологическая роль продуктов прикорма определяется не только содержанием белков, жиров и углеводов, но и минеральными веществами и микроэлементами. Правильное питание имеет особое значение для детей грудного возраста, у которых практически отсутствуют запасы питательных веществ и микроэлементов, несовершенны процессы их усвоения, недостаточно зрелыми являются процессы обмена веществ, не сформированы в достаточной мере механизмы защиты от чужеродных соединений, которые могут поступать в организм младенца с пищей.

Список литературы:

1. Ёлкина Т. Н, Кондюрина Е. Г, Грибанова О. А, Суровикина Е.А, Белецкая О.А. «Прикормы в рационе здорового ребенка первого года жизни» Учебно-методическое пособие. Г. Новосибирск, 2007 г.

2. Конь И.Я. Некоторые актуальные проблемы современной детской диетологии (нутрициологии) /Вопросы детской диетологии, 2003. – № 1. – С 8-15.

3. Руководство по детскому питанию /Под ред. В.А. Тутельяна, И.Я. Коня. – Москва, 2004. – 662 с.

10/03/2011
Оксана Журавлева
  
  диета, о детях до года  Другие статьи автора

Схема прикорма в соответствии с рекомендациями ВОЗ

Также перед тем, как ввести прикорм, следует изучить схему, какие продукты и в каких количества дают малышу до 12 месяцев:

  1. Ребенку в возрасте 6-7 месяцев предлагают только:
  • овощное пюре – до 60 граммов;
  • каши на воде – 5-100 граммов;
  • пюре из фруктов и соки – 10-60 граммов.

  1. Начиная с 8 месяцев, вводят:
  • яичный желток – 0,25 штуки;
  • кашки на молоке – 10-150 граммов.
  1. 10-месячным крохам дают:
  • мясо – до 30 граммов;
  • творог – 15-50 граммов;
  • кефир, домашний йогурт – 150 миллилитров.
  1. 11-12-месячным детям добавляют к прикорму:
  • рыбу – 30-60 граммов;
  • ягоды – до 30 граммов;
  • мясной бульон;
  • хлеб, печенье – 10 граммов.

Примерная схема искусственного вскармливания детей первого года жизни

Наименование продуктов и блюдВозраст (месяцы жизни)
0-1234567899-12
Адаптированная молочная смесь700-800800-900800-900800-900700400300-400300-350200200
Фруктовый сок, мл   5-3040-5050-6060708090-100
Фруктовое пюре*, мл   5-3040-5050-6060708090-100
Овощное пюре, г    10-150150150170180200
Каша, г     50-150150170180200
Творог, г     4040404050
Яичный желток      1/41/21/21/2
Мясное пюре, г      5-30505060-70
Сухари, печенье, г     3-5551010-15
Кефир и др. кисломолочные продукты или цельное молоко, мл      200200400400
Хлеб пшеничный, г       5510
Растительное

масло, г

    333556
Сливочное масло, г     44556

* фруктовое пюре вводится через 2 недели после введения сока

Слишком раннее введение прикорма (до 4-месячного возраста):

  • приводит к снижению частоты и интенсивности сосания из груди, что может привести к уменьшению лактации, а значит и к риску недостаточного потребления ребенком энергии и пищевых веществ;
  • увеличивает риск диспептических заболеваний и, следовательно, возможность формирования гипотрофии;
  • увеличивает частоту развития пищевой аллергии, поскольку «кишечный блок» для аллергенов еще не сформирован;
  • провоцирует срыгивание;
  • может привести к аспирации пищи в результате дискоординации жевательных и глотательных движений.

Проблемы возникают также и в том случае, когда прикорм вводится слишком поздно. Недостаточное поступление пищевых веществ и энергии может привести к задержке роста, гипотрофии, дефициту микронутриентов (особенно железа и цинка), задержке развития навыков жевания, положительного восприятия ребенком нового вкуса и структуры пищи.

Поэтому вводить прикорм нужно в свое время, соответственно физиологической зрелости ребенка первого года жизни.

Готовность к введению прикормов определяется при наличии следующих признаков:

  1. Возраст около 5-6 месяцев.
  2. Угасание рефлекса «выталкивания» при хорошо скоординированном рефлексе продвижения комочка пищи языком и его проглатывания.
  3. Проявление готовности ребенка к жевательным движениям при попадании в рот ложки, соски или других предметов.
  4. Состоявшееся или текущее прорезывание части зубов.
  5. Умение ребенка сидеть с поддержкой и обладать достаточным нервно-мышечным контролем за головой и шеей.
  6. Способность ребенка выразить свое отношение к предлагаемой пище: открывать рот и наклоняться вперед, если пища нравится, или сжимать губы, отворачиваться и откидывать голову назад, если пища не вызывает у ребенка интерес (больше не хочет есть).
  7. Зрелость функций желудочно-кишечного тракта, достаточная для того, чтобы усвоить небольшое количество продукта густого прикорма без расстройства пищеварения и аллергической реакции на этот продукт.

Почему различаются сроки?

Возникает логичный вопрос: почему у наших педиатров фигурирует возраст 4-6 месяцев, а у американцев или европейцев, например, 6-8 месяцев? Традиция?

В России грудное вскармливание было распространено мало вплоть до середины 90-х годов. До конца 80-х мамы были вынуждены выходить на работу, когда крохе было 3-6-12 месяцев. Детей сдавали в ясли, где их кормили молочными продуктами из бутылок — чаще всего это были кефир, коровье молоко и манная каша. Эти продукты далеки от идеала. И чтобы хоть как-то покрыть недостатки минеральных веществ, витаминов и многих нутриентов, добавляли ранние прикормы — соки с месяца, фрукты с 2-3 месяцев, яйцо, творог. Это частично балансировало питание, хотя проблем хватало.

Эти устои бытовали настолько долго, что выросло минимум два поколения детей, а с ними — и большое поколение докторов, до сих пор работающих в практическом здравоохранении. Они действуют по старинке, по этим же схемам.

Кроме того, большинство учебных пособий годами не редактируется. И схемы питания кочуют из одного издания в другое без корректировки. Схема, на которую опираются многие педиатры сейчас, в редакции 1999 года, уже морально устарела и не вы-держивает критики, но на местах врачам не предложено более адекватной схемы. Не все участковые врачи занимаются самообразованием и пользуются Интернетом.

Кроме того, предыдущие поколения детей в большей части были искусственниками, грудью кормило ничтожно мало женщин. Рекомендации тех времен по режимным кормлениям, ограничению времени сосания и т.п. никак не способствовали нормальному грудному кормлению. И поэтому врачи еще мало знают об особенностях грудного вскармливания, 40-часовой курс ВОЗ по грудному вскармливанию посещали не все специалисты на местах, особенно в отдаленных районах, где нет возможности заменить специалиста, пока он будет отсутствовать на обучении. Отсюда возникает такая практика.

9 правил введения прикорма

– Одна неделя – один новый продукт

Это важно для адаптации организма и для того, чтобы отследить признаки аллергии, если они появятся. Если вы видите, что все в порядке, то уже где-то через месяц-полтора новые продукты можно вводить раз в три дня

– Первая проба – буквально три грамма. Это меньше половины чайной ложечки. И, конечно, докармливать грудью или смесью.

– Желательно, чтобы прикорм был в обеденное кормление.

– Первая настоящая еда должна быть жидкой. Овощное пюре допустимо сначала немного разбавлять водой или грудным молоком. 7-8 месяцев – время знакомить кроху с частично твердой едой, а с 8-9 можно предлагать жевать небольшие мягкие кусочки, например отварной моркови или картофеля. В идеале к году ребенок уже может спокойно есть твердую пищу с общего стола.

– Каждый день немного увеличиваем порцию. Когда доведем ее до нужного объема (150 граммов), грудь или смесь в это кормление уже не даем. К этому моменту в пюре можно добавить половину чайной ложки растительного масла.

– При введении новых продуктов первыми всегда предлагаем их. Затем докармливаем уже привычными.

– С введением прикорма можно начинать предлагать ребенку воду. И даже сразу из чашки, минуя этап поильника. Соки в этот период врачи не рекомендуют категорически. Во-первых, у них небольшая пищевая ценность, во-вторых, если пить сок между приемами пищи, это повышает риск развития кариеса. А еще они могут спровоцировать лишний вес, если их употреблять слишком много.

– Если ребенок принципиально отказывается от прикорма – не настаивайте. Это обычное явление, для «принятия» нового продукта иногда требуется 10 -15 попыток. Предлагайте продукт повторно через пару дней.

Таблица прикорма грудничков на искусственном вскармливании

По статистике у искусственников нет недостатка веса. А вот железодефицитная анемия развивается чаще, чем у грудничков на естественном вскармливании. Именно поэтому для первого прикорма рекомендуют яблочко – в соке или в пюре.

Основные правила прикорма

  1. Во-первых, первое время пюре должно быть из одного продукта. Из фруктов – это яблоко, а из овощей – кабачок. Данный выбор объясняется их гипоаллергенностью.
  2. Во-вторых, при приготовлении пюре сначала исходные продукты необходимо поместить в духовку, а уж потом измельчить в блендере. Это позволит избавиться от ненужных комочков.
  3. В-третьих, до года еду для малютки не стоит подслащивать или солить.
  4. В-четвертых, после введения фруктовых пюре можно начинать приучать крошку к рыбе и мясу.
  5. И наконец, про грудь ни в коем случае не забывать.

Кстати, необходимо следить за стулом ребенка. Если он резко изменился, вводимый продукт нужно будет исключить из меню на время.

Другой подход

В Великобритании, кстати, совсем другое отношение к первому прикорму. В то время, как мы старательно перетираем овощи и фрукты в жидкую кашицу, там предпочитают начинать сразу с кусочков. Да-да, вот прямо в шесть месяцев. И без всяких ниблеров с сеточками. Конечно, это не должны быть сразу дольки яблока, моркови и других твердых овощей. Но сам принцип таков: вы кладете ребенку на тарелку маленькие кусочки еды и разрешаете ему есть самому, фактически сидя за общим столом. Да, это будет долго и скорей всего не очень чисто. Но местные педиатры уверены: таким образом у крохи сразу выработается правильное пищевое поведение. Он сможет прекратить есть, когда уже сыт, а также – это уже к вопросу развития – таким образом усовершенствует мелкую моторику.

Основные рекомендации ВОЗ по введению прикорма грудничков

Согласно исследованиям, проведенным ВОЗ, подготовлены нормы питания и порядок введения продуктов в меню грудного ребенка.

Рекомендации включают в себя ряд основополагающих принципов:

  1. Идеальная пища малыша до полугода – грудное молоко (смесь).
  2. Выбирая прикорм, отдавать предпочтения продуктам, насыщенным витаминами и минералами.
  3. Вводят каждое блюдо с небольшой порции, постепенно увеличивая объем продукта.
  4. Еда грудничка должна быть разнообразной, включать мясо, овощи, фрукты, рыбу молочные лакомства.
  5. Консистенция пищи по возрасту – 6-месячным малышам предлагают протертую и жидкую пищу. Крохе с 8 месяцев дают продукты, которые он сможет взять руками. После 1 года – правильное питание, как и у взрослого члена семьи.
  6. Основой рациона остается материнское молоко или смеси до 2-3 лет.

Как и когда начинать прикорм грудничка на естественном вскармливании?

  • Новую пищу следует давать крошке маленькой ложечкой. Организм ребенка не готов получать незнакомый продукт большими дозировками. Лучше всего для этой цели подойдет кофейная или можно приобрести специальную мерную.Кстати, торговые сети предлагают широкий выбор столовых сувениров, что делает возможным покупку специальной именной ложечки. Зато малыш уже с малых лет будет знать свой собственный столовый прибор.
  • Не нужно заставлять ребенка съедать все то, что мама ему приготовит на отдельный прием пищи. Бывает так, что малыш капризничает или у него нет аппетита. В этом случае лучше отвлечь кроху каким-нибудь занятием, а спустя некоторое время попробовать предложить ему еду снова.
  • В самом начале прикорма вводимая пища должна быть в очень малом количестве, буквально несколько грамм. Такое правило необходимо соблюдать для того, чтобы организм крошки успел привыкнуть к новому питанию. По истечении некоторого времени размер порции можно начинать увеличивать.
  • Хорошим подспорьем молодой маме станет тетрадь, куда она будет записывать все, что связано с ее малышом. То есть каким продуктом она кормит ребенка, в каком количестве и когда. Это необходимо для того, чтобы понимать причину возникновения аллергии, если таковая появится. Обязательно стоит записывать реакции малыша на вводимый прикорм, чтобы знать, что надо будет исключить, если появится сыпь.
  • Хорошо, если малыш будет кушать на высоком стульчике.
  • Не стоит приучать ребенка сразу к палитре вкусов – вводить новый продукт следует только тогда, когда малыш привыкнет к новым ощущениям.
  • После прикорма необходимо дать грудь малышу, чтобы он не разволновался. Все-таки мамино молоко пока является его основной пищей.

Вводить в рацион новый вкус можно спустя неделю после предыдущего.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий