Погружаемся в искусство
Знакомьте ребенка с литературной и музыкальной классикой, прививайте любовь к чтению книг. Вместо игрушек или вкусностей можно купить билеты в театр, кино или на художественную выставку. Смена обстановки, поход в незнакомое место принесет новые эмоции, радость и вдохновение. Искусство в чистом виде — хороший учитель, способный пробудить у ребенка желание создавать собственные шедевры.
Упражнение «А что, если бы…»
Возьмите за основу сказку и измените в сюжете одну деталь (например, Красная Шапочка не сказала волку, где находится дом ее бабушки). Пофантазируйте, как бы дальше развивался сюжет сказки.
Хорошая книга составит детям компанию и научит мечтать.
Как можно помочь дошкольнику развивать творческие способности?
Позволяйте ребенку мыслить и действовать самостоятельно. Родители наблюдают, вмешиваясь лишь в том случае, если ребенок своими действиями может причинить вред себе или окружающим.
Поощряйте желание ребенка изменить что-то, внести свои идеи, переделать по-своему. Обязательно порадуйтесь вместе, если у него получилось лучше, чем было задумано изначально.
Принимайте, уважайте точку зрения ребенка, не навязывайте ему чье-то мнение. Даже самые маленькие могут иметь свое отношение к некоторым моментам в их жизни: манная каша не нравится, сказка очень скучная и т.д.
Проявляйте фантазию, занимаясь с ребенком творчеством. Ищите необычные идеи и материалы для игр и поделок. Придумывайте вместе с ребенком что-то новое каждый раз. Покажите ему безграничные возможности фантазии.
Анализируя результаты творческой деятельности ребенка, не критикуйте и не оценивайте его. Можно обсудить некоторые детали, задать вопросы: “Почему ты решил слепить именно такие ушки?” и т.п. Сравнивайте работы ребенка только с его же опытом, но не с другими детьми.
Дети своими импровизациями и экспериментами порой очень удивляют и веселят. Однако любая реакция взрослого должна быть душевной и нести одобрение. Издевки, насмешки, даже шуточные, могут обидеть ребенка, вселить в него неуверенность и страх проявлять свою спонтанность.
Играя и занимаясь с ребенком, старайтесь как можно чаще из родителя превращаться в его друга-ровесника. Играйте по его правилам, пытайтесь понять логику его творческих идей
Должно работать воображение ребенка, а не родителей.
Обращайте внимание ребенка на то, что в творческой деятельности сам процесс может быть даже важнее, чем его результаты. Научите ребенка наслаждаться подготовкой и ходом занятия, не думая о качестве продукта, который он творит.
Помогайте ребенку переключаться с одного вида творчества на другой или вовсе отвлекайте от творческой деятельности на другие задачи
Ребенку может очень нравиться лепить, но длительное однообразие грозит переутомлением и потерей интереса к лепке надолго.
Поддерживайте благоприятный эмоциональный фон во время творческих занятий и игр. Спокойствие, сосредоточенность, радость, доброжелательные интонации в голосе помогают ребенку, дают ему веру в свои силы.
Развивать творческое мышление можно практически в любой игре. Главное правило — играть креативно. Разные форматы игры по-своему влияют на творческие навыки:
- конструирование не по схеме позволяет развить креативность в пространственно-образном мышлении;
- решая головоломки, ребенок учится мыслить логически и нестандартно;
- вербальные игры отлично развивают словарный запас, скорость мышления и его нелинейность;
- сюжетно-ролевая игра помогает ребенку социализироваться, искать различные модели поведения и взаимодействия с окружающими.
Какие еще есть технологии для развития творческих способностей детей дошкольного возраста
Метод угадывания
Ставится задача, с которой ребенок раньше не сталкивался.
Опыта нет, как и возможности пробовать и выстраивать оптимальное решение. Ситуация неопределенности.
Что дает?
- Включаются глубинные механизмы психики
- Развивается природная интуиция
- Вырабатывается стрессоустойчивость
Например, рисунок с тремя дорогами. Одна темная, с летучими мышами. Вторая зеленая, но с едва заметным болотом и красивыми хищными цветами. Третья – обычная, с птичками. Ребенку нужно выбрать по заданию: дорогу, которая ведет к колдунье, дорогу в царство Водяного или безопасную дорогу домой.
Как быстро будет результат? Зависит от психики ребенка и вашей способности найти к нему подход.
Как и когда заниматься? Как только появляется дело, с которым ваш малыш еще не сталкивался.
Метод заметок
Прием довольно прост. Вы носите с собой блокнот и ручку. И все интересные мысли вашего ребенка записываете.
При этом он знает, что вы записываете именно его идеи и высказывания, что это нужно.
Если ребенок уже умеет писать сам – просто помогите ему, чтобы он это делал регулярно.
Что дает:
- Превращение импульсивного потока мыслей в четкий поток образов
- Вырабатывается привычка структурировать свои мысли и деятельность
- Создается четкая логическая связь между сознанием, генерирующим идеи, и его физической реализацией
- Происходит резкий скачок качества и количества творческих мыслей
Как быстро будет результат? Через 5-7 регулярных занятий.
Из личного опыта: ребенок довольно быстро привыкает, глубже понимает суть вещей и в дальнейшем сам способен давать оценку своим идеям. Но этот метод скорее подойдет детям чуть постарше.
Метод мозгового штурма
Самый «модный» современный прием творческого развития ребенка. Прием хорош тем, что допускает полную свободу мысли. Работает на основе полного запрещения критики. Идеи выражаются свободно, любые, самые фантастические и нелогичные.
Что дает?
- Высокую умственную активность
- Активизацию творческого мышления, ассоциативной памяти, логики и фантазии
Как быстро будет результат? Мгновенно.
Как и когда заниматься? Лучше делать регулярно в группах. Обычно на мозговой штурм выделяется немного времени. Если работа в группе – по две минуты на одно выступление.
Когда процесс пошел, – через короткое время происходит «взрыв» — своеобразный пик, когда идеи у участников появляются быстро и в большом количестве.
Из личного опыта: дети обычно испытывают восторг от свободного полета своих идей и потом еще долго переживают повышенные эмоции.
Итак, мы с вами рассмотрели основные методы развития творческого мышления детей. Каждый из приемов – особенный. И каждый помогает развиваться вашим дошколятам.
Главное:
- заниматься регулярно
- чередовать виды занятий
- получать удовольствие
Это очень важно регулярно подбрасывать в топку детской фантазии новые игры и упражнения
Творческие способности в разном возрасте
В возрасте 2-5 лет у малыша формируется база его личности, поэтому творческий потенциал раскрывается наиболее ярко. На данном этапе малыш очень любопытен, его память избирательна и основана на ранней речи и абстрактном мышлении
Ребёнку свойственна твёрдость в достижении целей, у него повышено внимание, развивается фантазия и эмоциональный уровень. Ребёнок чувствует большой интерес к новым знаниям и навыкам, он готов применять любые способы креативного развития
В 6-10 лет у ребёнка сложный период, потому что он начинает ходить в школу и получать образование. Творческие способности на данном этапе зависят от обстоятельств учебы и коммуникации. Малыш в этот период хочет самостоятельно добывать знания.
В 11-14 лет у ребёнка не только возникает много вопросов, но и он сам теперь может проводить исследования и эксперименты, ставить опыты, придумывать гипотезы. Возможно, количество интересов у него уменьшится, но глубина их исследований будет велика. В подростковом возрасте у ребёнка появляются серьезные философские вопросы. В чем смысл жизни? Для чего я живу? Есть ли Бог на Земле?
Правильная организация занятий
Когда и как правильно организовывать такие занятия? С чего начать? С физического развития в самом раннем возрасте. Это будет первым шагом для закладки творческих способностей ребенка. По мере роста малыша ему следует постоянно создавать условия, стимулирующие развитие его творческого воображения.
- Создавайте обстановку, немного опережающую возрастное развитие ребенка, стимулируя его к познанию нового. Например, в годовалом возрасте крохе можно подарить яркие кубики с буквами или цифрами и во время игр ненавязчиво знакомить его с ними.
- Постепенно усложняйте и увеличивайте задачи. Планка должна постоянно и планомерно повышаться. Дети не всегда обращаются к опыту взрослых, познавая мир, часто пытаются дойти до всего сами. Поэтому не спешите помогать крохе в решении его задач. Если игрушка упала – пусть он попробует сам найти и достать ее. И только если у него не получится, предлагайте помощь.
- Предоставляйте малышу свободу выбора занятий. Охотнее всего дети занимаются тем, что им интересно. Это приносит гораздо большую пользу, чем навязывание чего-то родителями, пусть и в форме игры. При этом свобода не должна восприниматься как вседозволенность. Разумные, обоснованные ограничения должны быть.
- Ваша помощь должна быть разумной, предлагаться в крайнем случае, только если ребенок сам не находит решения. Не нужно постоянно страховать его во всем. Пусть пробует свои силы.
- Создайте комфортные психологические условия для развития ребенка. Это касается любой деятельности, и творческой – в том числе. Не нужно осуждать малыша или чрезмерно сочувствовать при его неудачах. Но поддержка и советы взрослых, их похвалы и одобрение – прекрасный стимул.
- Обеспечьте ребенка всем необходимым для творчества. Если он рисует – купите качественные краски или карандаши, альбом. Если хочет играть в кукольном театре – сделайте его вместе. Не препятствуйте детской фантазии. Помните: это помогает формированию маленькой личности.
Оформляем творческий уголок
Источник нашли — создаем условия. Проблему испачканного пластилином ковра и разрисованных обоев решит специально оборудованный творческий уголок. Пусть ребенок отвлечется от внешнего мира и погрузится в любимое хобби, не боясь быть наказанным за беспорядок или испорченные вещи.
Место детского творчества может напоминать последствия урагана, но на это стоит уметь закрыть глаза. «Нет хаоса — нет вдохновения. Это как кухня во время обеда» — говорил американский филолог и литератор Мейсон Кули.
Воспринимайте беспорядок как часть творчества.
Создать условия, атмосферу — важно. Еще важнее — развивать стремление творить, находить источники вдохновения
Сохраняем результаты и желание творить
Дети огорчаются, когда узнают, что их поделки и рисунки выбрасывают. Поэтому собирайте и храните детское творчество. Это и для вас памятные вещицы, и для ребенка источник вдохновения. А через 15-20 лет вчерашние каракули тоже могут повзрослеть и вырасти в профессиональное искусство.
Детские рисунки художников в новом исполнении. Работа Katherine Brannock
Критиковать (,) нельзя (,) хвалить
Ребенок хотел нарисовать лошадь, а вышла собака? Карандашный рисунок после акварели превратился в мазню? Мнение мамы и папы для ребенка самое авторитетное. Словом можно вдохновить или отбить желание заниматься творчеством. Постарайтесь аккуратно реагировать на первые творческие шаги.
За мужеством критики должно следовать мужество похвалы. Оноре де Бальзак
Особенности и признаки развития творческих способностей дошкольников
Дошкольный период особенно благоприятен для развития художественных творческих способностей.
Ребенок знакомится с изобразительной и конструктивной деятельностью, обращает внимание на музыкальность окружающего мира, пробует свои силы в создании рисунков, поделок и построек. Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала
Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям
Ярко выраженная познавательная потребность дошкольника – признак творческого потенциала. Кроме того, способности к различным видам художественной деятельности имеют специфические признаки. Родителям полезно знать, как проявляются склонности детей к определенным творческим областям.
Признаки творческих способностей дошкольников в изодеятельности
Уже то, как и какие средства выбирает ребенок для воплощения своего замысла, говорит о наличии или отсутствии творческого подхода. Еще несколько говорящих признаков о наличии способностей к изобразительной деятельности:
- Дошкольник предпочитает рисование или лепку, как только появляется выбор, чем заняться.
- В рамках сюжета изображает большое количество предметов и людей.
- Выбирает оригинальные сюжеты для своих рисунков. Например, изображает не привычные дом-дерево-цветочки, а рисует небо, усыпанное звездами вокруг сияющего солнца, и называет свою картину Космосом.
- Прибегает к рисованию или лепке, чтобы выразить свое настроение и чувства.
- С интересом использует новый материал для осуществления своих замыслов, а также загорается желанием опробовать новое средство в деле (лепить из глины, а не пластилина; рисовать красками вместо карандашей).
- Проявляет интерес к произведениям живописи и скульптуры – рассматривает, высказывается по поводу увиденной картины, статуи.
Творческий талант в театрализованной деятельности
Артистический талант внимательные взрослые замечают у ребенка с младшего дошкольного возраста, как только ребенок выработает речевые навыки. Позднее подключается невербальная экспрессия, дополняя выразительные признаки артистизма.
- Любит подражать ярким персонажам из сказок и мультфильмов, пытаясь передать тональность речи и характерные движения.
- Легко входит в любую роль, представляя себя то дружелюбной собачкой, то опасным волком, то Волшебником.
- Активно использует мимику, жесты и движения, чтобы передать чувства и характер образа.
- Стремится вызвать эмоциональный отклик у окружающих, рассказывая что-либо или изображая персонажа.
- Использует атрибуты (подходящую одежду, характерные вспомогательные детали), чтобы подчеркнуть свое соответствие роли.
- Увлеченно смотрит детские представления, будь то театрализованная игра или кукольный спектакль.
Признаки способностей к речевому творчеству в дошкольном возрасте
На какие особенности ориентироваться взрослым, чтобы заметить у дошкольника задатки литературного дарования:
- Ребенок внимательно слушает сказки и детские рассказы. В некоторых сюжетных поворотах останавливает рассказчика и задает уточняющие вопросы.
- Может сам сочинить историю, соблюдая ключевую структуру: подобие завязки сюжета, кульминационное событие и завершающий момент. У младших дошкольников подобные истории могут состоять буквально из 4-5 предложений, но при этом прослеживается структура рассказа.
- Придумывает нечто оригинальное, когда пересказывает всем известную историю или сказку.
- Рассказывая о чем-либо, придерживается сюжетной линии и основной мысли.
- Использует такие слова, которые передают переживания и чувства героев.
- Некоторые моменты объясняет особенно детально, чтобы слушатели поняли происходящее.
Во что можно поиграть?
Совсем не обязательно засыпать своего кроху кучей дорогущих игрушек. Стимулировать к творчеству его можно и при помощи самых простых подручных вещей.
- Можно накрошить яичную скорлупу, покрасить ее и предложить ребенку выложить из нее какой-либо рисунок, объяснив, что для начала необходимо прорисовать его контур.
- Можно пользоваться природными явлениями. Например, в дождь или снег выставить в окно лист бумаги, покрытый краской. Получившиеся кляксы можно рассматривать, обсуждать, на что они похожи, дорисовывать до чего-то узнаваемого.
- Из бумажных пакетов, наполненных газетами, или подушек можно смастерить разные игрушки, перекручивая или перевязывая веревкой в нужных местах. При этом бумажным персонажам можно дорисовать глазки, ротик, носик.
- Если ребенок сделает на листе картона множество дырочек, ему будет весьма интересно соединить их в какой-то рисунок или узор при помощи шнуровки.
- Ягодки, пуговки, бусины могут стать материалом для детского ожерелья. А можно его собрать и из обычных скрепок.
- Пусть малыш попытается украсить блюдо (салат, бутерброд). Ему для этого нужно предложить разные фрукты или овощи (кружочки или дольки помидоров, огурцов, морковки; оливки, перец, зелень, дольки яблок, лимона, ананаса, персика, клубники, клюкву, вишенки). Возможно, ребенку будет интересно «выщипать» из ломтика хлеба бутерброд в форме зверушки или букашки. При этом обязательно нужно показать малышу, что оставшиеся крошки были высушены, а потом перемолоты для панировки – ничего не пропало просто так!
- Полезна такая игра. В центр листа ребенок капает краску и сгибает лист пополам, прижимая. После этого пусть посмотрит на полученную кляксу: на что она похожа? Пусть называет разные варианты, переворачивая лист разными сторонами.
- Если предложить ребенку набор картонных фигурок (полосок, квадратиков, кружков), он с энтузиазмом начнет представлять, на что похож каждый из них отдельно или в комбинациях друг с другом.
- А что если станцевать, изображая кого-то? Ласковую кошечку, верного щенка, летний дождик, радость, боль, веселье, огорчение – эти и другие образы можно придумать вместе с малышом, а затем попросить его наделить каждый из них танцевальными движениями.
Итак, человек с развитыми творческими способностями проявляет большую гибкость ума в сложных ситуациях, способен быстро собраться и найти из них порой неординарный выход. А это значительно упрощает жизнь. Так что развивать творческие задатки полезно не только с точки зрения выражения собственного внутреннего мира.
Фантазируем каждый день
Хотите раскрыть и развивать творческий потенциал? Хорошо бы внести творческие занятия в расписание, как приемы пищи, прогулки, спорт и другие дела
Важно при этом не переусердствовать, не превратить творчество в скучную обязаловку. Ведь для ребенка это в первую очередь игра
Добавляем творчество в бытовые дела
Даже уборка в комнате или приготовление еды могут быть интересными, если добавить в них творчество и фантазию. Соревнуйтесь, кто из вас лучше наведет уборку в комнате и получит приз как главный чистюля. Приготовьте вкусный ужин по секретному рецепту известного шеф-повара из Франции, а посуду помойте по поручению духа чистоты. Нужно показать ребенку, что даже скучное на первый взгляд занятие может быть увлекательным и веселым. С таким подходом вы и сами будете быстрее справляться с рутиной.
Какие-то вещи затерялись? Почему бы не превратить их поиски в квест!
Упражнение «Найди применение»
Подумайте вместе, как нестандартным образом применить бытовые вещи. Например, зубной щеткой можно расчесывать кошку, щекотать друзей, рисовать красками и т.д.
Творческие способности детей дошкольного возраста
Творческие способности, как и интеллектуальные, относятся к группе познавательных способностей. Только основная нагрузка ложится на разные познавательные процессы. В интеллектуальном познании ведущую роль играет мышление, а в творческом – воображение. Поэтому творческие способности дошкольников начинают развиваться позднее – во второй половине дошкольного детства.
Примерять кольца пирамидки, чтобы сложить по размеру, ребенок может уже в двухлетнем возрасте. Это свидетельствует о его интеллектуальном развитии. А вот увидеть новый образ в той же пирамидке, назвав ее «девочкой», «горкой» и пр., дошкольник сможет, когда получит многочисленные представления о мире, осмыслит аналогии и активизирует воображение.
Творческие способности детей дошкольного возраста – это оригинальный подход в осмыслении окружающего, склонность находить нестандартные способы и средства решения задач и стремление получать оригинальные результаты.
Свой творческий потенциал дети могут реализовать в любом виде деятельности. Рисуя или сооружая конструкцию, выполняя действия с игрушками или увлекаясь сюжетно-ролевой игрой, дошкольники ориентируются на свой замысел. Поскольку замысел формируется на основе того, как ребенок воспринимает окружающую действительность, он может отражать типичную картину, но может быть и очень необычным.
Направления развития творческих способностей детей
Способности к творчеству редко формируются сами по себе. Их развитие нуждается в стимулировании
По этой причине важно знать, в каких направлениях возможно развитие творческих способностей дошкольников. Выделяют две эффективные линии:
- Усложнение действий в использовании средств для воплощения замыслов
- Расширение набора средств для решения конкретной задачи
В качестве примера рассмотрим, как дети используют ведерко. Кроме прямого назначения, оно может служить формой для «куличиков», верхней частью построенной башни, головным убором, стульчиком, опорой для моста и др. Но к этой вариативности дети приходят с развитием творческого начала.
Аналогично и с поиском новых средств для воплощения своих задумок. Нельзя нарисовать контур – дошкольник выложит его с помощью палочек; нет палочек – выстроит кубики по периметру; отсутствуют кубики – протянет скакалку или ремешок… Если же отсутствуют мало-мальски подходящие средства, старший дошкольник будет действовать в воображаемых обстоятельствах.
Всякий раз поиск подходящих средств и возможностей их использования является своеобразным мозговым штурмом для творческого мышления дошкольника. Опыт подтверждает, что самые оригинальные идеи приходят ПОСЛЕ перебора более привычных вариантов
Взрослым важно помнить этот факт и поощрять активность ребенка в генерировании новых идей
В чем раскроется ребенок?
Для того чтобы понять и затем развить определенную склонность ребенка, важно предлагать ему как можно больше вариантов для самовыражения. Самое простое и привычное здесь, с чего начинают все родители, – рисование и лепка
Процессы, бесспорно, творческие, но далеко не единственные в этом списке. Хорошим примером могут служить всевозможные конструкторы (вдруг подрастает будущий инженер?), мозаики. Или готовые наборы для детского творчества (плетения, отливки из гипса, выжигания, гравюры, вязания и т. д.).
Какие еще методики развития помогут ребенку определиться, что ему больше по душе, в чем он хочет самовыражаться?
- Аппликация (причем, не только из бумаги: подойдут обертки, открытки, вата, макароны, крупы, колпачки от фломастеров и другой подручный материал). При этом аппликация может собираться как из отдельных деталей, так и в виде мозаики.
- Рукоделие (плетение из бисера, создание детской бижутерии, вышивка, макраме).
- Необычные способы рисования – пальцами, красками по молоку или крупам, в виде зеркального оттиска. Можно рисовать по трафарету с последующей дорисовкой до определенного образа, по намыленному стеклу; вместо красок взять зубную пасту, штамповать с помощью форм, рисовать с помощью клея и соли – вариантов бесконечное множество.
- Актерская деятельность. Это может быть кукольный театр дома или театрализованные представления драмкружка. Главное – ребенок сможет проявить актерский талант.
- Конструирование из подручных материалов. Дошкольник будет учиться из ненужных предметов создавать полезные или просто красивые вещи.
Это далеко не полный перечень занятий. Можно приобрести, скачать или придумать еще немало вариантов.
Методы и приемы творческого развития ребенка
Метод аналогий и альтернатив
Цель этого приема – развитие творческого вариативного мышления у ребенка.
Вы даете ребенку задание, в ответ на которое он должен:
— придумать все возможные альтернативы ее решения. То есть, разработать множество возможных идей, которые могут быть реализованы как решения.
Например, как добраться до замка принцессы, который стоит на горе? Пешком, прилететь на шаре, прорыть тоннель.
— придумать решения по аналогии. То есть, если вы с такой задачей еще не сталкивались, то можно рассмотреть схожие задачи из опыта, и применить решения, которые к этим задачам применялись.
Например, как построить большой песочный замок? Мы помним, что домики из лего строятся постепенно из отдельных деталек. Значит, замок из песка мы можем построить тоже постепенно, а вместо деталек у нас будут горсти песка в ладошках.
Что дает метод:
- Развивает способность мыслить масштабно
- Начальный опыт по выстраиванию логических связей
- Нестандартность мышления
- Развитие памяти и причинно-следственных связей
- Гибкость ума
3-5 вариантов решений ребенок придумает сразу, и еще 3-5 после обсуждения с вами.
Как быстро будет результат? Если вы будете заниматься регулярно, то буквально через 2-3 занятия уже заметите, что ребенок «вошел во вкус» и у него уже действительно хорошо получается.
Как и когда заниматься? Желательно, чтобы у вас был график. Но если нет времени совсем, то занятия вполне реально проводить, например, за завтраком или по дороге в садик.
Из личного опыта: прием очень помогает ребенку в дальнейшем. Решать задачи в школе ему будет в разы проще. Как правило, такие дети учатся на «отлично».
Метод образно-понятийного мышления
Этот прием развития связан непосредственно с творческим мышлением дошкольника.
Как работать: сначала вы рассказываете ребенку о свойствах, форме, назначении предмета. Даете тактильный контакт. Потом через время спрашиваете, какой это предмет.
Пример: показываем лимон. Он кислый, желтый, ароматный, прохладный, продолговатый, с пупырышками с двух сторон. Нужен для лимонада, добавляется в чай, помогает при простуде. Растет на дереве.
Что дает метод:
- Развитие ассоциативной памяти
- Вырабатывается системное мышление
- Глубокое запоминание на подсознательном уровне
- Вырабатывается цельность мысли, единство запоминаемого образа
- Развивается воображение
Как быстро будет результат? Мгновенно.
Как и когда заниматься. Зависит от наличия нужного предмета. Для начала «изучите» все, что есть у вас дома.
Из личного опыта: прием очень увлекательный. Вам самим скучно не будет точно.