Особенности развития ребенка в 11 месяцев, что должен уметь, вес и рост, как играть

Познавательная деятельность

Весь «разгром», который учиняет ребенок в этом возрасте вокруг себя, это стремление не к беспорядку, а к активному познанию: что лежит в шкафу? Каковы эти предметы на ощупь? Что с ними можно делать? Для чего нужны мамины тюбики? Что спрятано внутри телефона? Почему пульт от телевизора на него похож? Поэтому неправильно отбивать у него познавательный интерес, ругая за разбросанные вещи, запрещая их трогать. Кроме яркого протеста, родители такими мерами ничего не добьются. Лучше присоединиться к его занятиям. Тем более что сейчас он начинает осознавать, как здорово играть вместе. С ровесниками это пока не получается (кроха еще не может воспринимать игрушки как свои и чужие, поэтому драки с отниманием неизбежны), а вот с мамой может быть весело.

Например, мама может не просто показать картинки в книжке, но и прочесть, о чем она, позволить ребенку самому переворачивать страницы.

Что уже успел познать и освоить к этому возрасту карапуз?

  • Простые причинно-следственные связи (если построить высокую башню – кубики рассыплются; если толкнуть игрушку со стола, она упадет; если схватиться за утюг – будет горячо);
  • Формы шара (мяча) и кубика, размеры и цвета предметов.
  • Собирание пирамидки и башенок из кубиков.
  • Простейшие сюжетные действия (кормление куклы, укачивание ее, катание машинки).

Социально-эмоциональное развитие малыша в одиннадцать месяцев

К 11 месяцам дети осваивают новые социальные навыки. Малыш постепенно перестает бояться малознакомых людей, активнее идет на контакт. Ребенок с любопытством наблюдает за теми, кто ему симпатичен, старательно копирует их мимику и жесты.

Малыш пытается спровоцировать взрослых на те, или иные действия и наблюдает за их реакцией на его поведение. К каждому члену семьи он относится по своему, и чтобы чего-то добиться от взрослых, выбирает разные модели поведения.

К 11 месяцам малыш становится более развитым эмоционально. Теперь он выражает свои чувства не только плачем или улыбкой, а целой гаммой различных чувств. У малыша проявляются свои предпочтения к тем или иным людям, игрушкам, продуктам. Малыш уже умеет ревновать или злиться, проявлять любовь к близким людям. Кроха становится целеустремленным, старается любым путем добиться намеченной цели. Малыш очень любит, когда его хвалят. О своих чувствах и переживаниях он сообщает мимикой, жестами, разнообразными эмоциями и интонацией.

Умения ребенка в 11 месяцев

Умения и навыки на 12-м месяце жизни приобретаются уже не так быстро как раньше. В основном малыши тренируют ранее полученные двигательные возможности, а основное время тратят на развитие умственных способностей (речь, мышление).

Между 11 и 12 месяцами жизни нормой считается, если карапуз:

сидит прямо, уверенно, долго. Сидя малыш уверенно орудует руками, ворочает головой и корпусом;
ползает по-пластунски или на четвереньках. Дети, рано освоившие умение ходить, постепенно изучают навык ползания на четвереньках;
стоит сам или около опоры, может сделать несколько шагов. Преодоление психологического барьера, замедляющего процесс освоения этого навыка, для каждого ребенка происходит в свое время. Если бутуз встает, стоит у опоры, но не спешит оторвать руки от нее – это норма, он еще психологически не созрел для самостоятельных шагов, не стоит его торопить;
садиться из положения стоя

Некоторые дети делают это осторожно, другие просто шлепаются на попу. Какой бы вариант не выбрал ваш малыш – хорошо;
может залезть на возвышение и спуститься с него, поочередно спуская ноги;
для захвата предмета полностью раскрывает ладонь;
использует пальчик, чтобы показать на нужный предмет;
пьет из чашки, держит ложку и пытается ей есть;
строит башенки из 2-3 кубиков;
собирает простые пирамидки;
может снять носки и попытаться стянуть колготки;
из положения стоя может присесть на корточки для подъема предмета с пола;
может произнести простые слова

Имеет как минимум 1 слово с вложенным в него смыслом;
показывает на себе основные части тела (если его этому научить);
имитирует звуки животных и техники;
безошибочно выполняет простые просьбы;
для отказа от предложенного предмета или действия мотает головой;
копирует взрослых во время игры.

Указанные умения есть у всех здоровых младенцев в 11 месяцев в той или иной степени. Если какой-то навык еще не проявился полностью, не стоит паниковать. Предложите крохе потренировать отсутствующее умение при помощи игр, упражнений.

Какие навыки и умения развиваются в этот период

О развитии малыша судят по тому, что он уметь делать. Для полноценного развития малыша родители должны организовать удобное пространство для игр и безопасных перемещений ребенка.

Психическое развитие одиннадцатимесячного младенца

Малыш в 11 месяцев понимает речь взрослых. Ему ясно значение часто употребляемых слов:

  • возьми;
  • дай;
  • кушай;
  • брось.

Кроха уже учится манипулировать мамой и папой, знает, что с помощью плача быстрее добьется их внимания. В этом возрасте дети часто хныкают специально.

Ребенок с удовольствием играет в прятки, козу рогатую, осваивает сюжетные игры:

  • кормление куклы;
  • катание мягкой игрушки на машинке;
  • укладывание кукол спать.

Развивается сообразительность и настойчивость. Малыш повторяет какое-либо действие до тех пор, пока оно не получится.

Двигательные навыки

В 11 месяцев развитый ребенок много и активно двигается. В этот период он учится стоять без поддержки. Для устойчивости удерживается за опору. Именно в это время большая часть малышей делает свои первые шаги.

Держась за одну мамину руку, карапуз уверенно перемещается по комнате. Он наклоняется или приседает, если ему нужно поднять с пола игрушку, а еще месяц назад просто падал на пол. Отдельные дети в 11 месяцев начинают ходить самостоятельно, делая по комнате несколько шагов.

Познавательное развитие

Кроха должен знакомиться с окружающим миром. В 11 месяцев ему интересно наблюдать за движением автомобилей, он реагирует на громкие звуки, интересуется яркими цветами. Малыш активно исследует шкафы и ящики в квартире. Чтобы достать интересующую его вещь, прибегает к помощи вспомогательных средств.

Начало кризисного периода

На 11-м месяце жизни начинают появляться симптомы кризиса первого года жизни. Степень их проявления зависит от индивидуальных особенностей малыша.

Проявления кризиса:

  • противоречивость (попросил, отказался);
  • излишняя капризность;
  • обидчивость;
  • упрямство;
  • потребность в повышенном внимании.

Координация движений и сенсорные способности

Ребенок учится координировать свои движения, он хорошо берет игрушки, визуально оценивая их размер. Считается нормой, если малыш может:

  • собрать башню из 2-3 кубиков удобного размера;
  • нанизать кольца пирамидки на стержень;
  • открывать и закрывать коробочки;
  • пальчиками подбирать с гладкой поверхности мелкие детали.

Речь

Начинает понимать речь окружающих. Малыш радуется, когда его хвалят. Правильно реагирует на строгие интонации родителей, если плохо себя ведет. У него развивается речь. Она наполнена эмоциями, количество произносимых звуков увеличивается. Ребенок произносит первые слова, состоящие из одного или двух слогов.

Развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка

Для развития у малыша основных понятий: форма, цвет и размер, понадобятся различные пирамидки, рамки и вкладыши Монтессори, кубики разных размеров, коробочки с отверстиями. Занятия с данным дидактическим материалом развивают у малыша мелкую моторику рук и формируют понятия маленький-большой, один-много. Кроха учится группировать предметы по заданному цвету или размеру, а также приобретает навыки составления пирамидок по предложенному образцу. Необходимый материал можно приобрести в магазинах детских товаров, а также сделать собственными руками. Например, яркий ящик с различными отверстиями, в который малыш будет опускать различные предметы, отличающиеся формой и размерами. Особое удовольствие крохе доставляет процесс опрокидывания чудо-ящика и самостоятельное извлечение из него различных предметов.

Рекомендуются следующие развивающие занятия и игры для 11-месячного ребенка:

Первая стройка.

Для данной игры можно приготовить пустые стаканчики из пластикового материала или склеить из картонных пакетов яркие кубики. Предложите малышу поиграть в «стройку». Хвалите кроху, когда ему удается положить один кубик на другой

Данная игра развивает мелкую моторику, координацию движений и умения концентрировать внимание

Определяем свойства предметов.

Данная развивающая игра формирует речь малыша и развивает его сенсорику. Для игры подготовьте предметы, отличающиеся фактурой, цветом и размерами. Например, твердый кубик и мягкий слон. Положите руку крохи на твердый кубик и с твердой интонацией произнесите: «Это твердый кубик». Далее повторите еще несколько раз свойство данного предмета и переходите к мягкой игрушке. Слово мягкий слон также произнесите с мягкой интонацией. Таким образом, малыш научиться отличать мягкие и твердые предметы между собой.

Где же он?

Для игры возьмите любимую игрушку малыша, например, мяч и спрячьте ее. За вашими действиями должен наблюдать малыш. А потом продекламируйте ему:

Где наш мячик?

Где же он?

Поскорей его найдем!

Подойдите с малышом к месту, где спрятан мяч и вытащите его вместе со славами: «Ура, мы нашли наш мяч!»

Далее спрячьте другие игрушки, при этом изменяя слово «мяч» на название других предметов. Когда малыш освоит последовательность действий в данной игре, он сможет самостоятельно искать различные предметы. Данная игра поможет ребенку развивать память и ориентацию в пространстве.

Игра Рукавичка.

За основу игры можно взять известную одноименную сказку и приготовить игрушки, которые встречаются в сюжете данного произведения: мышку, лягушку, зайца, лису, медведя. Далее переложите игрушки в платяной мешок, который будет служить образом рукавички, и спросите: «Кто в рукавичке живет? Покажитесь нам!». Достаньте с мешка зайчика и вместе с малышом проговорите, как называется это животное, какой у него голос и что он умеет делать. Так поочередно необходимо обыграть все игрушки, находящиеся в мешочке.

Игра «Рукавичка» прививает ребенку навыки общения, развивает речь, память и внимание

Игра Свободный художник.

Для данной игры нужно приготовить большой лист ватмана или кусок старых обоев. Расстелите бумагу на пол или прикрепите скотчем к вертикальной поверхности на уровне ребенка. Возьмите безопасные краски различных цветов и кисточки. Нарисуйте малышу на бумаге разноцветные линии, овалы, круги и другие формы. Главная задача – заинтересовать малыша собственными действиями. Если малыш проявит желание создать собственный шедевр, то помогите ему с помощью пальчиков или ладошек нарисовать первый рисунок.

Эта игра отлично развивает творческие способности, мелкую моторику рук, учит концентрировать внимание на предмете

Игра Дай игрушку.

Приготовьте две игрушки и разместите их на двух стульях. Например, машину и медведя. Попросите малыша показать, где находится медведь, как он разговаривает. После этого скажите малышу: «Дай мне медведя!». Когда кроха принесет игрушку, то обязательно похвалите его за это.

Родители могут с малышом в 11 месяцев играть в различные игры. При этом сюжет игры предоставляется педагогами-методистами или продумывается самостоятельно родителями

Важно, чтобы в процессе занятий малыш себя прекрасно чувствовал и был готов к новым открытиям!

Показатели нормы физического развития ребенка в 11 месяцев

Рост и вес

Наблюдая за своей крохой, вы с удивлением отмечаете, как быстро ваш малыш растет и набирает вес. За текущий месяц кроха набрал в среднем 400–600 грамм, и стал выше на 1,5–2 см. Такая статистика общепринята, но весьма условна. Все дети разные и показатели массы тела и роста ребенка зависят исключительно от его питания, образа жизни и генетики. Не стоит расстраиваться, если ваша кроха не дотягивает до среднестатистических показателей. Как утверждают педиатры, подвижные дети более худотелые, а спокойные малыши всегда упитанные. Так что просто наблюдайте за своим чадом и делайте соответствующие выводы.

«Очень нелегки, первые шаги…»

Благодаря своему физическому развитию 11-месячный ребенок делает первые шаги в этом возрасте самостоятельно. Вы неоднократно наблюдали, как он ловко передвигается по своей кроватке, держась за перекладину, но совершить тоже действие на полу, малыш почему-то не решается. Но теперь он достаточно окреп, более уверен в своих силах, смело передвигается, держась за вашу руку, и все чаще отпускает ее, отправляется в самостоятельное путешествие.

Вы с удовольствием наблюдаете как из неповоротливого мишки, ваша кроха превращается в непоседу. Он уверенно встает и садится, быстро ползает, способен преодолевать препятствия, самостоятельно спускается на пол с кровати. А самое главное, каждое его действие сопровождается массой позитивных эмоций.

Нормы развития ребенка в 3 месяца

Существуют установленные и согласованные в медицинских учреждениях стандарты, отражающие физиологическое и эмоциональное состояние малышей в конкретном возрасте. Развитие ребенка на 3 месяце жизни указывается для здоровых детей, матери которых не имеют вредных пристрастий, придерживаются рекомендаций педиатров в отношении кормления и ухода за малюткой

Важно учитывать индивидуальные особенности каждого младенца и не паниковать при незначительных несоответствиях нормальных и реальных показателей

3 месяца ребенку – развитие, вес и рост

Рассматриваемые стандарты зависят от нескольких косвенных факторов:

  • масса и длина при рождении;
  • пол;
  • тип питания;
  • генетические данные.

Отечественные и зарубежные нормативы, отражающие, сколько весит ребенок в 3 месяца, слегка отличаются. Согласно мировым медицинским стандартам, масса тела должна составлять:

  • 5-8 кг – мальчики;
  • 4,5-7,5 кг – девочки.

Дополнительно развитие ребенка в 3 месяца показывает увеличение его роста:

  • 57,3-65,5 см для мальчиков;
  • 55,6-64 см для девочек.

Важным параметром считается и окружность головы младенцев:

  • 38,1-42,9 см – мужского пола;
  • 37,1-42 см – женского пола.

Ребенок в 3 месяца – развитие и питание

Чтобы расти и набирать вес крохе нужно хорошо кушать. Если малютка ест специальную смесь, необходимо строго следовать рекомендациям производителя, указанным на упаковке или в инструкции. Для младенцев, наслаждающихся грудным молоком, рекомендуется питание по требованию. Количество дневных прикладываний составляет 10-12, ночью малыш может проголодаться 2-4 раза.

Важно ничего не добавлять в меню, когда исполняется 3 месяца ребенку – развитие прикорм не предусматривает. В рационе крохи не должно быть никаких фруктовых соков или жидких пюре, даже если у мамы наступил кризис или имеются другие проблемы с лактацией

За 2-3 дня выработка молока стабилизируется, в противном случае можно временно (или на постоянной основе) перевести чадо на смесь.

Физическое развитие ребенка в 3 месяца

В описываемом возрасте грудничок еще много спит, до 17 часов в сутки, но если он бодрствует, то ведет себя активно. Как развивается ребенок в 3 месяца:

  • перекатывается на бок;
  • находясь на животе, может опереться на предплечья, хорошо держит головку;
  • внимательно рассматривает предметы;
  • следит за подвижными объектами;
  • изучает свои руки и ноги, трогает лицо;
  • понимает, откуда исходит громкий звук, поворачивается в правильную сторону;
  • старается координировать движения рук;
  • пробует все на вкус (тянет в рот).

Иногда физиологическое развитие ребенка в 3 месяца немного ускоряется. Некоторые дети уверенно хватают яркие игрушки и могут их удерживать в кулачках, переворачиваются с живота на спину и наоборот. Есть малыши, способные произносить слоги, объединяя протяжные звуки с согласными, «гулить», «ворковать», особенно если с ними ласково разговаривать.

Психическое развитие ребенка в 3 месяца

Младенцы в этом периоде становятся очень коммуникабельными и дружелюбными, они охотно идут на контакт даже с незнакомцами, пытаются по-своему поддержать разговор. Что делает ребенок в 3 месяца:

искренне и громко смеется, широко улыбается;
узнает лица родителей;
копирует звуки;
подражает мимике;
стесняется;
задумывается, увидев что-то необычное;
капризничает с целью привлечь внимание.

Грудничок умеет показывать радость, заинтересованность и недовольство

Развитие ребенка в 3 месяца предполагает, что ему приятно внимание окружающих, поэтому кроха не ждет установления контакта, а пытается наладить его самостоятельно. Карапуз целенаправленно ищет лица, смотрит в глаза, лепечет и расплывается в улыбке

Особенное удовольствие ему доставляет наблюдение за мамой, даже если она с ним не играет, а просто появляется в поле зрения.

Навыки малыша в 11 месяцев развития

Что должен уметь малыш в 11 месяцев развития?

  • Малыш уже все осознает и понимает. Любит по-своему общаться с родными, остерегается незнакомых ему людей.
  • Грудничок показывается свою симпатию не только мимикой, но и какими-то действиями (например, протягивает свою игрушку).
  • Понимает, что говорят о нем, а также осознает все, что происходит вокруг (например, если пришли гости, что пора прогуляться, что вернулся папа и т.д.).
  • Уже намного лучше разговаривает.
  • Малыш не только лучше отточил свои навыки речи, но и научился подражать звукам животных (мяуканье, карканье и т.д.)
  • Активно топает, ползает, играет в игрушки, на улице. В общем, за этот период стал крайне подвижен.
  • Малыш выполняет и понимает разные просьбы, например такие, как дай или принеси, помахай ручкой и т.д.
  • Умеет самостоятельно подниматься на ступеньки (держась за поручень), активно топает и ползает.
  • В 11 месяцев грудничок уже хорошо пьет из своей чашечки, еще неумело, но пользуется ложкой.
  • Играет со своими сверстниками

Возможные проблемы со здоровьем у недоношенных новорожденных

При появлении на свет раньше срока органы и системы младенца не успевают полностью сформироваться. Поэтому у таких деток часто возникают проблемы со здоровьем.

Дыхательные расстройства

В легких отсутствует сурфактант, поэтому кроха не может сделать первый вдох. При весе меньше 1 кг ребенок не дышит самостоятельно. Его подключают к аппарату искусственной вентиляции легких. Часто у недоношенных детей возникает врожденная пневмония. Дыхание у них надолго останавливается (апноэ).

Изменения крови

Распад гемоглобина, происходящий после родов, приводит к желтухе у недоношенных крошек, она длится дольше. При раннем появлении на свет у крошки возникает анемия.

Желудочно-кишечные патологии

Самая опасная патология — некротический энтероколит. Происходит воспаление и последующее отмирание части кишечника.

Проблемы нервной системы

Иногда у недоношенных новорожденных происходит кровоизлияние в мозг. Последствия заболевания различны. Из-за кислородного голодания случается ДЦП, слабоумие, задержка в развитии.

Другие проблемы

Недоношенные малыши страдают отеками, низкой температурой тела. Они легко поражаются инфекциями.

Эмоциональное и психологическое развитие ребенка

Малыш развивается и растет. Эмоциональная окраска всех его ощущений становится более яркой. Неприятные ситуации всегда сопровождаются детским криком, недовольством, обидой, иногда даже слезами. Не менее бурные эмоции сопутствуют положительным событиям — малыш смеется, восклицает, издает восторженные крики.

Несмотря на определенную самостоятельность – стремление ходить, поглощать пищу, исследовать территорию дома, малыш очень привязан к маме. Ей и шагу нельзя ступить без своего непоседы. Такую чрезмерную привязанность психологи объясняют, подсознательным нежеланием ребенка становится самостоятельным. Хотя каждый малыш индивидуален: один способен устроить истерику при виде мамы, закрывающей за собой дверь в ванную комнату, другие — запросто теряют объект своего обожания из виду и исследуют новые территории.

Психологической особенностью развития 11-месячного ребенка, становится совершенствование тактильных ощущений. В этом возрасте на милом личике часто проявляется выражение брезгливости, связанное с разлитым кефиром, водой, рассыпанным сахаром. А уговорить малыша пробежаться босыми ножками по песочку вообще редко удается с первой попытки. Не стоит переживать по этому поводу, такая реакция вполне обоснованна, именно в этом возрасте наблюдается повышенная осязательная чувствительность у детей. В игровой форме кроху необходимо познакомить с новыми ощущениями, и они со временем обязательно заинтересуют и понравятся ему.

Питание

Кушать малыш должен 4 раза в день. При этом в его рационе должно быть разнообразие каш, супов, овощей, фруктов, рыбы, мяса и кисломолочной продукции. Можно давать крохе сладости. Но не много. А вот жареные блюда в рацион ребенка включать нельзя.

Инфографика питательных продуктов

Перетирание супов и овощей уже не требуется. Благодаря новым зубам малыш с легкостью управится с тушеной и вареной пищей. И салат можно натирать на крупной терке, а не на мелкой, как раньше.

Примерное меню

Рацион лучше формировать исходя из того, что любит и не любит ваше чадо. Но можно воспользоваться примерным меню для малыша в год и семь месяцев.

Завтрак: каша, творог, хлеб с маслом и чай.

Обед: салат из свежих овощей, овощной или мясной суп, второе с гарниром, хлеб и морс.

Полдник: кефир, немного фруктов и печенье.

Ужин: мясное блюдо, гарнир, фруктовое пюре, хлеб и молоко.

Что делать, если у ребенка плохой аппетит

Если малыш плохо кушает, измените его рацион. Может, ему не нравятся продукты, которые вы ему предлагаете. Ведь у детей в этом возрасте уже имеются свои предпочтения в еде: некоторые блюда он любит, а к другим отказывается даже притрагиваться.

Обычный день

Каждый новый день с ребенком десяти месяцев наполнен интересными моментами. Организация определенного режима дня с учетом особенностей развития и биоритмов ребенка важна для нервной системы крохи. У каждого ребенка распорядок дня будет своим, но для понимания, как строить режим, мы предлагаем пример дня с малышом в 10 месяцев:

6:30

Пробуждение.

Первое кормление, включающее в зависимости от типа вскармливания либо грудное молоко, либо смесь.

7:00

Гигиенические процедуры.

Период бодрствования.

9:00

Гимнастика.

10:00

Второе кормление, в которое малышу дают кашу, фруктовое пюре, сливочное масло и желток.

11:00

Прогулка, часть времени которой занимает первый сон ребенка на свежем воздухе.

14:00

Третье кормление, в которое обычно ребенку дают овощи в виде пюре или супа, мясо (дважды в неделю его заменяют рыбой), растительное масло, хлеб и сок из фруктов.

14:30

Период бодрствования с развивающими играми.

16:00

Прогулка, во время которой малыш спит второй раз на свежем воздухе.

18:00

Четвертое кормление, во время которого детям дают фруктовое пюре, печенье, творог и кисломолочный напиток.

18:30

Период бодрствования со спокойными играми.

21:30

Купание.

22:00

Пятое кормление, в которое ребенок в зависимости от вскармливания получает мамино молоко или смесь.

Подготовка к ночному сну и укладывание.

Ночное время

Младенцы на грудном вскармливании прикладываются к маминой груди во сне 4-6 раз, а детки на искусственном вскармливании обычно не просыпаются для кормлений.

Техника безопасности

Малыш уже активно передвигается по дому и улице, учится отрывать руки от опоры и залазить в самые укромные уголки, рекомендуется предпринять меры по обеспечению безопасного времяпровождения:

  • На полу, в шкафчиках, полках и коробках доступных для карапуза не должно быть мелких, хрупких, бьющихся предметов. Монеты, лекарства, химия должны быть спрятаны в недоступное место. Порошок и моющие средства нельзя оставлять на виду, даже в закрытом виде, кроха уже достаточно быстро может понять, как открыть или открутить крышку;
  • Розетки нужно закрыть заглушками, провода спрятать за мебель или под напольное покрытие, ковер;
  • Острые, колющие, режущие предметы поднимите выше роста малыша, проследите, чтобы он не мог достать их, находясь на стуле или диване;
  • Развивайте понимание у малыша слов «нельзя», «опасно», «горячо», «нет»;
  • Не оставляйте ни на минуту без присмотра горячую чашку, кружку, кастрюлю на краю стола или плиты;
  • Электроприборы после использования выключайте из розетки, по возможности убирайте в недоступное место;
  • В домах с газовым оборудованием, следите за перекрытием газового вентиля, не позволяйте играть с ручками и кнопками на плите;
  • Установите на двери ограничители, по возможности уберите доводчики;
  • Острые, твердые углы мебели прикройте плотной тканью.

Основой безопасности ребенка на 12-м месяце жизни является умение родителей предусмотреть опасные ситуации и принять меры по минимизации получения травмы. Малыш еще не понимает, где для него опасно, что лучше не трогать, будьте бдительны.

Особенности развития ребенка в 12-15 месяцев

Как выглядит любопытство в высшей степени, можно понять, посмотрев на малыша в 1 год. Повинуясь стремлению все узнать и попробовать, кроха в первые 3 месяца 2-го года жизни пробует сделать абсолютно все, порой даже слишком рискованные вещи. Из разного положения стремиться достать интересные предметы, наклоняясь, приседая, поворачиваясь, подползая, добирается до тех мест, которые вам кажутся недоступными.

Новинкой для этого периода становится желание покорить лестницу на детской площадке. Придерживаясь за поручень или руку взрослого, карапуз медленно поднимает ногу на ступеньку выше, после чего приставляет вторую. Этот навык доставляет крохе удовольствие, он готов бесконечно повторять эти движения. Не противьтесь и не отвлекайте малыша от такого занятия. Если вы живете в многоквартирном доме, предложите крохе спускаться и подниматься по лестнице, а не на лифте.

Постепенно происходит совершенствование умения координировать свои движения в вертикальном положении. С каждым днем крохе удается идти ровнее и дальше, реже падать. Хорошо стимулируют умение удерживать тело упражнения с доской. Положите перед крохой длинный широкий предмет, предложите пройти по нему, как по мостику. Первый раз обязательно придерживайте кроху за ручку. Необходимость идти по прямой, контролируя равновесие – хороший тренажер для координации.

Понимание обращенной речи и общей моторики тела изменяют поведение крохи. Он с удовольствием выполняет просьбы взрослых, всем своим видом показывая свое понимание. Копирование поведения и жестов близких людей становится главным стимулом для получения новых умений. Карапуз все время готов повторять за взрослыми движения, игровые элементы, звуки. Рекомендуется учить кроху различным базовым приемам на собственном примере. Чтобы малыш научился играть, ему нужно показать, как это делается.

Речь после 12 месяцев развивается стремительно. Пытаясь подражать взрослым, кроха может произносить целые речи на пока еще не понятном языке. Количество используемых правильных слов напрямую зависит от качества и количества обращенной к ребенку речи. Нужно много разговаривать, петь, читать книги и стихи, играть с малышом, комментируя его и ваши действия, чтобы способствовать скорейшему появлению активной речи.

Между 12 и 15 месяцами жизни у малыша начинает зарождаться умение находить себе занятие. Малыш уже может около 20-30 минут играть в одиночестве, но для этого нужно, чтобы взрослые показали ему, как это делать. Сложности с самостоятельной игрой появляются у деток, привыкших к постоянному ношению на руках. Если до этого периода, вы не приучали кроху к самостоятельным играм, самое время это сделать. Сначала карапуз будет протестовать, но для его развития будет лучше уметь удовлетворять свое любопытство через самостоятельные действия. Умение находить себе занятие, концентрироваться на одном виде деятельности – важные элементы взросления и обучения.

Игровая деятельность ребенка на 2-м году жизни остается предметной. Между 12 и 15 месяцами жизни карапуз переходит от изучения внешних признаков предметов к их свойствам. Он больше не стремится попробовать все на вкус, теперь ему интересно, из чего состоит предмет, как можно изменить его форму, цвет, положение в пространстве. Новый этап в жизни ребенка можно назвать «периодом разрушения». Кажется, что кроха все хочет сломать, порвать, разобрать на запчасти. Это стремление будет сопровождать его еще долго, к созидательной деятельности малыш придет к 2-м годам.

На протяжении первых 3-х месяцев 2-го года жизни остаются проявления кризиса первого года. Особенно ярко они проявляются в 12-13 месяцев, после чего постепенно идут на спад. Взрослым следует быть готовым к истерикам, крикам и раздраженности карапуза, не срываться на крик, а пытаться объяснить крохе свою позицию в спокойном тоне.

Какие проблемы возникают у родителей

Молодые родители, у которых недавно родился ребенок, часто сталкиваются с рядом проблем. Многие из них связаны с нехваткой времени на личные дела, так как мамам и папам приходится много времени уделять ребенку и постоянно за ним ухаживать. Также возникают сложности в коммуникации с новорожденным.

Детки в первые месяцы жизни слабо проявляют свои эмоции и часто капризничают без причины. Это приводит к растерянности родителей, так как они не знают, что им с этим делать. Чтобы избежать проблем с младенцем, родителям придется заранее ознакомиться с особенностями ухода за новорожденными.

Помогаем малышу развиваться

Ребенок развивается полноценно при активном участии родителей. Ему по-прежнему необходим тесный контакт с матерью. Для психологического комфорта кроху нужно часто брать на руки.

Гимнастика

Хождение по лестнице с помощью взрослого укрепляет мышцы ног. Высота ступенек не должна превышать 8 см. Нужно раз 5 подняться и спуститься по лестничному пролету. Ребенка положить спиной на ровную, жесткую поверхность. Инициировать подъем на обе ноги из положения лежа, поддерживать кроху за обе руки. Это упражнение необходимо выполнить 6 раз. Разгибание и сгибание ног сначала поочередное, затем одновременное.

Игры

Для формирования двигательных, мыслительных, речевых навыков нужно знать, как правильно играть с ребенком. В 11 месяцев ему можно предложить несколько видов развивающих игр:

  • речевые;
  • попроси;
  • предмет и рисунок;
  • фото-гид.

Во время речевых игр ребенок обучается новым словам. Организовать игру предмет и рисунок просто.

С помощью игры «Попроси» карапуза учат выговаривать слово дай. Прячут игрушку за спину, дают ее, когда он произнесет слово дай. Вместе с малышом рассматривают семейные фото, учат находить маму, папу, других родственников.

Упражнения

Все малыши любят купаться. Для развития зрительной и моторной координации ребенку предлагают ковшиком ловить мелкие предметы, плавающие в воде. Стимулирует работу мышц рук пересыпание овсяных хлопьев из одной чашки в другую.

Подошло время занятий лепкой и рисованием. Достаточно нескольких карандашей разного цвета. Во время рисования нужно проговаривать цвет линий. Малыши с удовольствием работают с пластилином:

  • раскатывают колбаску;
  • режут на кусочки;
  • скатывают в шарики.

Как развивать малыша

Развитие ребенка на втором году жизни – разносторонний процесс, включающий в себя не только занятия на развитие интеллекта и физических способностей, но и воспитательные моменты, обучение навыкам самообслуживания. Малыш на втором году жизни нуждается в разнообразии, подбору игр, соответствующих потребностям в текущий момент. Чтобы помочь карапузу развиваться, целесообразно проводить с ним занятия развивающие:

крупную моторику. Подвижные игры (догонялки, прятки), гимнастика и упражнения на фитболе, пешие прогулки и т. д. Выбор вида подвижной деятельности нужно производить исходя из интересов крохи. Если малыш не любит догонялки, осторожен в движениях, то ему лучше предлагать прогулки. Активным малышам, не ведающим страха, предпочтительно показывать безопасные игры, с использованием мяча, фитбола и т. д.;
мелкую моторику. Конструктор, первые крупные пазлы, вкладыши, сортеры, игры с бусинами и крышками, шнуровки и т. д

Внимание крохи еще очень не постоянно, хорошо иметь в запасе несколько разных игр для развития мелкой моторики, чтобы предлагать в течение дня 5-6 разных занятий, стимулирующих пальчики рук;
мышление. Логические домики и кубики, конструктор, разборные игрушки, пирамидки, матрешки и т

д. Дети в 12 -15 месяцев уже не просто рассматривают предметы, они хотят их изменить, понять, из чего сделаны вещи, попробовать видоизменить игрушки. Чтобы желание разрушать не превратилось в постоянное крушение окружающих предметов, предложите крохе разборные игрушки;
слух. Музыкальные игрушки и инструменты, прослушивание классической музыки, акцентирование внимания на окружающих звуках. Слух играет важную роль в зарождении активной речи, чем чаще малыш будет слышать разнообразные звуки, тем лучше будут формироваться речевые способности;
бытовые навыки. Учите кроху умываться и вытираться полотенцем, кушать ложкой и пить из кружки, одеваться, обуваться и т. д. Самостоятельные действия благоприятно влияют на развитие личности ребенка, формируют понимание собственных возможностей и положительных личностных качеств. Даже, если у крохи не получается с первого раза выполнить простое действие, не расстраивайтесь. Раз за разом предлагайте малышу пробовать свои силы и скоро он будет делать все сам;
речь. Разговор и чтение книг – лучший способ стимулировать появление активной речи. Малыш должен буквально «купаться» в речи;
творческое мышление и способности. Краски, пластилин, карандаши, мелки и т. д. Чем больше различных способов выражения внутреннего мира будет в запасе у малыша, тем быстрее и лучше будет развиваться его головной мозг. Творчество – способ запустить фантазию, мышление, логику и многие другие важные умения карапуза.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий